Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка- детский сад № 12 «Теремок»
Экологический проект
«Такие разные деревья»
Педагог дополнительного образования
Бордовская Анна Борисовна
Первомайский, 2019 год
Экологический проект «Такие разные деревья»
Тема: Такие разные деревья
Тип проекта: проектно - исследовательский
Характер проекта: творчески - исследовательский
по характеру контактов: дети, педагоги, родители
по количеству участников: групповой
по продолжительности: краткосрочный (с 01.02.2019 – 15.03.2019)
Предмет исследования: деревья.
Проблема
Деревья окружают нас постоянно. Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.
Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.
Цель проекта: сформировать у детей представление о деревьях;
Задачи проекта:
Образовательные: выяснить представления детей о деревьях; заинтересовать их проблемой; провести наблюдение за изменениями жизни деревьев; сформировать исследовательские способности в процессе изучения; поддерживать естественный интерес старших дошкольников к природе.
Развивающие: развивать умственные операции сравнения и обобщения; развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию; приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы; развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Воспитательные: воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять.
Ресурсное обеспечение:
· Иллюстрации, фотоматериалы;
· Книги, художественные произведения и материалы («Почему деревья не ходят» Борис Заходер. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». «Березка» И. Семенова. «Липка» П. Воронько. «Листья» Н. Нищева «Хорошо у нас в лесу!» Г. Ладонщиков. «Растет лес» Ш. Галлиев. «О чем мечтает зернышко?» Н. Красильников. «Почему у дуба листья облетели?» В. Бояринов. «Сосчитай!». И. Демьянов. «Теплый дождь» З. Александрова. «Тополиный парикмахер» Г. Демыкина. Н. Тужилин. Глава 5. Лесная сказка);
· Просмотр мультфильмов «Чудо-дерево», «Дерево и кошка», «Сказки старого дуба», использование ИКТ (интернет, мультимедийные презентации и т.д.).
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
- выявить знания детей о деревьях;
- подобрать детскую и методическую литературу, картины, аудиозаписи, дидактические игры и др.;
- продумать темы бесед и вопросы к ним;
2. Основной этап:
Коммуникация
1. «Беседа о деревьях».
Цель: выяснить представления детей о деревьях, их отношении к ним. Предложить детям схему знакомства:
- Как зовут тебя дерево?
- Какого ты роста?
- Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
- Есть ли у тебя цветы?
- Какие семена созреют на месте твоих цветов?
- Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
- Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
2. «Деревья нашего края, участка детского сада»
Цель: закреплять знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.
3. «Профессии, связанные с охраной деревьев»
Цель: познакомить детей с профессиями, связанными с природоохранной деятельностью.
Словарный минимум:
Профессии - эколог, лесник, дровосек,
Деревья – береза, дуб, липа, рябина, каштан, клен, тополь, ива, вяз, ясень, ель, сосна.
Орудия труда - лопата, грабли, лейка
Трудовые действия - фотографировать, конструировать, наблюдать
Качества труда - качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно.
4. «Сочиняем сказки»
Цель: развивать монологическую речь, словотворчество, фантазию у детей; учить выразительности повествования.
Проделанная работа: Сказки: «Про деревья», «Зачем дереву корни», «Сказка об Иве», «Красавица-берёза», «Сказка про Елочку», «Сказка про тополь».
Познание
ü Работа с гербарием: рассматривание листьев, плодов и семян различных деревьев
ü Наблюдение за деревьями, растущими на территории детского сада.
ü Проведение эксперимента с образцами древесины.
ü Чтение загадок о деревьях.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Домик для листочков», «Деревья и кустарники», «С какого дерева листочки», «Найди дерево по описанию», «Какое дерево», «Найди свое дерево», «Портрет дерева», «Наше дерево умеет».
«Деревья и кустарники», цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
«Что лишнее», цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
«Назови плод», цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
«Определи дерево по листочку», цель: дети по листочку должны назвать дерево.
«Скажи по-другому», цель: назвать листья по-другому (лист клена - кленовый, осины – осиновый и т.д.).
«Найди свое дерево», цель: учить находить дерево по описанию.
Наблюдения и исследовательская деятельность
Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам; знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья. Рассматривание деревьев.
Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья на нашем участке.
Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево?
У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора? Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает.
Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны?
У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, порассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?
Изодеятельность
Предложить нарисовать соседей дерева. У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.
Рисование: «Берегите лес», «Портрет семьи дерева».
Аппликация: «Дерево жизни».
Чтение художественной литературы:
«Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
«Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
«Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
«Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
3. Заключительный этап
Итоговое игровое мероприятие-развлечение «Деревья – наши друзья»
Цель: закреплять знания детей о деревьях, об их красоте и пользе; воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Мультимедийная презентация «Самые необычные деревья нашей планеты»
Вывод: Проект позволил детям расширить знания о природе, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации: всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Деревья, очень нужны всем.
Перспектива:
Считаем целесообразным продолжить работу по формированию основ экологической культуры дошкольников. Особое внимание обратить на природоохранную деятельность человека и правила поведения его в природе.
Литература:
1. М. И. Сигимова «Познание мира растений»
2. Т. А. Шорыгина «Деревья - какие они?»
3. Т. Д. Нуждина «Чудо всюду»
4. В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии»
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 7, 10 2012г.
6. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественно - научных представлений в разных возрастных группах; «Детство-Пресс»
7. Потапова «Детям о природе». Экология в играх для детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.