Экологический проект «Тепловичок и мы»
Введение
Проект «Тепловичок и мы» разработан в рамках проекта правительства Российской Федерации «2017 год - год экологии» и рассчитан на создание педагогических условий для формирования и развития социально значимых ценностей в процессе образовательных мероприятий с детьми.
Паспорт проекта
Наименование проекта |
«Тепловичок и мы» |
Разработчик проекта |
Педагог дополнительного образования Яцук Елена Игоревна |
Адрес учреждения |
352700 Краснодарский край, г. Тимашевск, ул.Ленина 142 |
Предмет проектирования: |
Образовательная модель экологического образования. |
Цель проекта |
Формирование понятий «теплосбережение» и «ресурсосбережение», выработка практических умений, осмысленных убеждений и устойчивого мировоззрения в области экологического сознания |
Задачи проекта |
-изучение ресурсо- и теплопотребления и влияния этих процессов на окружающую среду на доступном для детей уровне; - элементарные знания об экономике, доходах и расходах в семейном бюджете, в том числе и расходов за пользование другими ресурсами, о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребностей других членов семьи; - содействие детской познавательной, поисково-исследовательской, практической, творческой и другой деятельности по ресурсо- и энергосбережению, организация праздников, утренников, выставок детского творчества; -навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; -гуманное отношение к природе; -соблюдение мер безопасности в быту при обращении с электрическими приорами и другим оборудованием |
Вид проекта |
По доминирующему методу: практико-ориентированный; по характеру содержания: ребенок, природа, общество; по характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата; по характеру контактов: внутри одной разновозрастной группы; по количеству участников: фронтальный; по продолжительности: краткосрочный (сентябрь 2017). |
Сроки реализации |
С 04 по 30 сентября 2017 года. |
Участники проекта |
Обучающиеся МАУ ДО "ЦТ "Пирамида" Родители (законные представители) обучающихся, Педагог дополнительного образования: Яцук Елена Игоревна |
Ожидаемые результаты |
Дети: · Поймут, что наша планета — общий дом для людей, животных, растений; · смогут поделиться на доступном им уровне знаниями о роли тепла в жизни человека, животных, растений; · узнают: - что такое тепловые ресурсы, - что тепловые ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы; · станут грамотными потребителями тепла, воды, света, газа. Родители (законные представители) воспитанников: Повысят уровень ответственности в вопросах развития и воспитания детей, приобщатся к совместной деятельности. Педагог: Повысит уровень компетенции и профессионального мастерства в вопросах экологического образования детей. Создаст атмосферу сотрудничества между педагогом, детьми и родителями. |
Трансляция проекта |
Информация на педагогическом совете учреждения; информация на сайте учреждения; информация на личном сайте педагога. |
Актуальность проблемы.
Парадокс - большая часть населения жалуясь на низкую материальную обеспеченность, высокие платы за ЖКХ, но не экономят природные ресурсы, в том числе тепловые ресурсы. Не хотят или не умеют?
В год экологии, я решила сделать опрос среди родителей и детей. Проанализировав ответы, пришла к выводу, что более 70 % детей ничего не знают об экономном отношении к природным ресурсам и 15 % родителей имеют в этом вопросе самые минимальные знания, 45 % знают, но не экономят (на вопрос «Почему?» ответить не смогли).
Россия богатейшая страна в мире, но природным ресурсы небезграничны. Значит вопросы теплосбережения значимы ни только в отдельно взятой семье, но и для всей страны в целом. Ведь в результате нерационального использования тепла, в нашей стране уменьшаются запасы угля, газа, воды, лесов, торфа. В рамках предотвращения глобальной энергетической катастрофы, была разработана Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Эта программа нашла положительный отклик среди педагогического сообщества.
Все педагоги включились в процесс формирования у детей бережного отношения к энерго и теплоресурсам страны. Задача каждого взрослого познакомить ребенка с понятием «тепловой ресурс», рассказать, что они в стране не безграничны, приучить посильными для детей способами экономит тепло.
Экологическое мероприятия в образовательном процессе играет важнейшую роль. Одним из целей дополнительного образования является воспитание рачительного, экологически зрелого гражданина своей страны.
Возможность дополнительного образования обеспечить ребенку свободные практические действия с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У ребенка формируется понимание, что окружающий мир до сих пор полон тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.
Помимо поддержки исследовательской активности, педагог включает в свои занятия познавательные игры, что оптимизирует образовательный процесс. Побуждает детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.
Дети совместно с педагогом читают книги, проводят беседы, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и делятся информацией с родителями.
Кроме вышеперечисленного в образовательных программах недостаточно уделяется внимания природным ресурсам, в т.ч. и энергии, за исключением воды.
По этой причине и был разработан педагогический проект по ресурсо- и теплосбережению для работы с детьми 5-6 лет «Тепловичок и мы»
Идея проекта направлена на поиск эффективных технологий работы педагога дополнительного образования, способствующих воспитанию бережного отношения к тепло ресурсам страны. Экономия в переводе с греческого – «заведывание домашним хозяйством», значит, быть хозяином в своем доме, в своем образовательном учреждении, в своей стране, а хозяин обязан быть бережливым.
В связи с тем, что возраст детей 6-7 лет – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством, одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности. Однако нельзя забывать, что в игра остается эффективной формой работы в любом возрасте. Поэтому главным условием реализации данного проекта является целенаправленная, планомерная, системная работа с детьми на основе детской поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности в союзе с игровой образовательной технологией.
В основу работы легли общепринятые педагогические принципы:
1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2. Принцип гуманнизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия – «Я в ответе за природные ресурсы страны».
3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого обучающегося в процессе освоения знаний о природных ресурсах и их сбережении:
- учитывать возрастные и психологические особенности детей, варьируя степень сложности заданий в зависимости от возможностей ребенка и скорости его продвижения к поставленной цели. Каждое последующее задание из предложенных сложнее предыдущего.
- значительно повышать интерес, мотивацию детей к познанию темы. Результат выполнения задания виден немедленно – на лицо обратная связь, у ребенка есть возможность переделать задание.
- учитывать половые особенности детей. В содержании мероприятий присутствуют персонажи, объекты, события, которые интересны ребенку в данный период. Мальчикам и девочкам предлагается ситуация выбора этих героев, что существенно влияет на повышение интереса и на качество выполнения задания.
4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности.
5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций. Соблюдение требований к культуре показа презентаций
Планирование:
Планирование выстроено на основе постепенно усложняющихся задач, на деятельном подходе и интерактивных принципах организации содержания. Предлагаемый проект содержит обязательные занятия, обеспечивающие создание условий для возникновения у детей ассоциаций, использования полученных ими знаний и умений в других видах деятельности, что способствует переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит их обобщению, в результате чего и происходит развитие ребенка.
Изучаемые темы:
1. "Кладовая Земли" (природные ресурсы – источники энергии: исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые).
2. "Солце, солнце, появись,
Всему миру улыбнись"
3. "Энергия вокруг нас"
3.1. Откуда в природе тепло берется?
3.2. Свет, тепло, вода и газ
Дорого даются
За время проекта будут проведены 4 занятия и 1 итоговое совместное с родителями мероприятие «Тепловичок и мы»
Методы и приемы формирования детских инициатив:
Игровые приемы:
- Игры детей с солнечным зайчиком.
- Игра «Солнышко» (дает представление о времени суток, о форме земли, об устройстве космоса). http://345-games.ru/igra-v-solnyshko/
- Игры по инициативе детей + компьютерная игра «Луна, Солнце и Земля» http://www.shum2money.ru/p/4/2/56.php
- Подвижная игра «Солнце и планеты»
- Ролевые игры из сборника «Вселенная дошкольника» (Л.П.Левитан).
Практические приемы:
- опыты со светом, теплом,
- Просмотр мультфильма развивающего мультфильма из серии «География для малышей» http://www.solnet.ee/school/multfilm_03.html
Словесные приемы:
- беседы,
- Чтение: А.Лопатна, М.Скребцова. Сказки о самом-самом.
- Чтение сказки «Как снеговика солнце искали» с последующим пересказом и драматизацией
- Чтение М.Пришвин «Кладовая солнца»
Музыкальные приемы:
Слушание: М.Шмидтц «Солнечный день»
Использование игровых форм обучения.
Учитывая специфику детского мышления, в котором доминируют эмоционально-чувственные, интуитивные, образные процессы познания, формирование навыков экономии и бережливости связано с эмоциональными переживаниями. Мотивировать детей на энергосберегающее поведение следует через обсуждение правильных и неправильных поступков, поощрение правильного бытового поведения, используя при этом призы, награды и моральное стимулирование.
Этапы и содержание проекта
Подготовительный этап
Планируемая работа |
Ожидаемый результат |
Сроки |
Цель: подготовка и создание условий для реализации проекта |
||
- Педагогическое наблюдение за развитием детей - Составление перспективного плана по реализации проекта. - Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственного воспитания детей. - Создание группы единомышленников среди родителей детей: личная беседа с каждым ребенком и родителем. - Подбор материалов для творческих заданий для детей: раскрашивание, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, конструирование. - Разработка перспективного плана основного этапа проекта. - Разработка и описание бесед, игр, экскурсий, наблюдений, развлечений, экспериментов, занимательных заданий. - Разработка тематических занятий по энергосбережению. - Подготовка интерактивных игр по проекту. |
Будет собран и систематизирован необходимый материал для работы в данном направлении. |
1-7 сентября 2017 года |
Основной этап
Цель: реализация проекта в образовательную практику. |
||
Реализация перспективного плана работы на учебный год: - Занятия; «Как Тепловичок клады Земли искал», «Тепловичок и Солнце», «Откуда в природе тепло берется?», «Свет, тепло, вода и газ дорого даются» - Оформление выставки детских рисунков и поделок «Тепловичок и мы». - Создание на основе детских рисунков памяток и листовок по бережному отношению к теплосбережению. - Проведение итогового мероприятия: квест-игра «Тепловичок и мы» |
Предлагаемый материал поможет сформировать у детей понятийный аппарат, являющийся теоретической основой для формирования у них навыков экономии и бережливости, а также может использоваться как дидактический материал или элемент в мероприятии: занятии, беседе, практической деятельности, будь то исследование, конкретное поручение, акция бережливости или творческий проект. Сказки, пословицы, загадки музыкальные средства будут воздействовать на эмоционально-чувственную сферу детей.
|
07-24 сентября 2017 |
Заключительный этап
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. |
||
- Итоговая педагогическая диагностика. - Анализ результатов проекта. - Анкетирование и опрос детей и родителей. - Обобщение работы и размещение ее в Интернете на личном сайте педагога и официальном сайте учреждения. - Оформление презентаций «Тепловичок и мы». - Фотоотчет «Как мы с Тепловичком подружились». |
Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно -образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость. |
25-30 2017 |
Обеспечение проекта
Материально - техническое:
- Аудио, медиа оборудование, фотоаппаратура.
- Материалы для исследовательской и продуктивной деятельности.
Учебно-методическое:
- Детская художественная литература
- Методическая литература
- Альбомы и папки по теме проекта
- Дидактические игры
- Описание мероприятий
- Мультимедийные презентации
Литература:
1. Апанель, Е. И. Открытое заседание клуба "Школа лидера" по теме "ХХІ век – век экономии"— 2012. — № 8. — С. 30-37.
2. Барсукова, Р. "Энергомарафон – 2010" : вместе будем сберегать! : [о формировании культуры энергосбережения у дошкольников посредством метода проектов; Проект "Меньше мусора – богаче страна!",проект "Мастерская Знайки-Сберегайки", "Секреты Знайки-Сберегайки"] /
3. Башмаков И.. Сказка о потерянном тепле.- М., 2012 г.
4. Бикбулатов, Н. Н. Инновационные технологии в энергосбережении : система "Организатор урока" : [цели, задачи и направления деятельности Центра по применению и пропаганде инновационных технологий в энергосбережении]
5. Жилич, Н. А. Экономим вместе! : [работа в начальной школе по экономии и бережливости] — 2011. — № 8. — C. 57-61.
6. Зайцева, С. В. Энергосбережение — самый простой способ сохранить природу : [методические рекомендации по обучению учащихсяосновам энергосэффективности в преподавании предметов естественнонаучного цикла — 2011. —№ 10. — С. 82-84.
Цель:
Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых.
Пополнить знания детей о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе.
Продолжать совершенствовать умения детей объединяться в минигруппы, включаться в коллективную работу, самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей, задавать вопросы, придерживаться правила очередности высказывания личного мнения.
Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки.
Ребята, а вы знаете, что такое Богатство Земли? Богатства, которые находятся глубоко под землей. Как они называются? (полезные ископаемые). А как их можно назвать по-другому? (сокровища Земли, недра Земли, кладовая Земли, хранилище Земли и др.)
Полезные ископаемые бывают 3х видов: твердые, жидкие и газообразные.
Я предложение начинаю, а вы заканчивайте:
Твердые ископаемые это глина, каменный уголь, соль и др
Жидкие ископаемые это нефть, минеральные воды.
Газообразные ископаемые это природный газ.
Правильно ребята!
Педагог: Посмотрите, Тепловичок устал, успокоился и уснул.
Пока он спит, поиграем в игру «Разное состояние»
Если педагог называет “твердое” - дети становятся в круг, взявшись за руки. “Жидкое” - двигаются друг за другом – ручейки. Газообразное – разбегаются.
- В недрах нашего края есть полезные ископаемые. Какие? Дети называют.
- А вот карта Краснодарского края. Дети рассматривают карту (1-2 мин.)
- Вы будете выкладывать карточки – символы на карту и называть их по очереди. Так мы и узнаем, что добывают из недр Земли нашего края.
Выкладывают уголь, глину, соль, известь, газ, минеральную воду, золото. Предлагаю детям немного отойти от карты и полюбоваться богатствами нашего края.
Сейчас карту сфотографирую и Тепловичку фото пошлю, пусть ищет.
На интерактивной доске возле Тепловичка появляется фото Краснодарского края с карточками – полезными ископаемыми.
Тепловичок: Да на Кубани даже каменный уголь есть возле речки Лаба.
И торф есть возле речки Уруп.
А чем торф от каменного угля отличается?
Педагог: а мы сейчас это узнаем в нашей лаборатории.
- Давайте представим, что мы с вами исследователи. А это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства нашего края.
Педагог предлагает детям взять карточку – символ ископаемого и подойти к тому столу, где ископаемое лежит для исследования.
Послушайте задание. Вы будете проводить исследование по алгоритму, и записывать в нее результаты исследования. Прежде чем записать, вы должны будете обменяться мнением о свойстве полезного ископаемого, и только потом вписать результат. Кто из вас расскажет, с чего начнем наше исследование? (проверяем твердость, хрупкость, сыпучесть, оставляет ли след, цвет, тонет или растворяется ли в воде). А также надо будет рассказать, где его применяют.
- Какими знаками мы будем отмечать, присутствует этот признак или нет? (“+”, “-”). Итак, приступаем к работе.
Педагог следит за самостоятельным выполнением исследовательской работы по алгоритму. При необходимости помогает и объясняет.
- Ребята, вы провели исследования полезных ископаемых. Договоритесь, кто из вас будет докладывать об их результатах. Послушаем, у кого будет самый интересный отчет о полезном ископаемом.
После каждого отчета предлагет детям задать вопрос или дополнить ответ своих товарищей или загадать загадки о полезном ископаемом.
Педагог:
Тепловичок, теперь твоя душенька довольна? Все узнал про полезные ископаемые.
Тепловичок:
Все - ни все. Но то что у нас на зиму и торф и уголек будет, точно знаю. Исчезает.
Педагог:
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Мы много узнали о полезных ископаемых, и я думаю, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас откроет новое месторождение нашего края.
|
Цель:
Дать детям представление о солнце, как источнике тепла.
Уточнить и расширить знания детей о значении солнечной энергии в обеспечении жизни на Земле для растений, животных и человека.
Развивать речевую активность детей - умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;
Воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, презентация «Тепловичок и солнечный зайчик, Тепловичок и Айболит», мини-лаборатория (с оборудованием для опытов «Что согревает землю?» и «День, ночь», картлчки-листовки, снежинки с 2ным скотчем на обратной стороне,
Ход занятия:
На интерактивной доске Тепловичок ловит солнечного зайчика.
Педагог:
Опять Тепловичок расшалился. Сегодня он играет с солнечным зайчиком. А что вы дети можете сказать о солнечном зайчике? Правильно, это отражение солнца в зеркале.
А что такое солнце?
- Когда-то давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают. И спросил человек: «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом? А где спит солнце? А что дает нам солнце?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами.
И верно, это ужасно интересно, а что дает нам солнце? Как вы думаете?
Правильно - тепло.
ФИЗМИНУТКА
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Слайд-шоу
Вот солнце бежит босиком по росе
Зовёт за собою нас в путь
Исследователи, такие же люди, как все
Но любопытней чуть-чуть.
- А что мы знаем о Солнце?
Солнце дарит свет и тепло.
Ты всех любишь, ты всех греешь,
Всех ласкаешь и жалеешь!
Наше Солнышко, наш свет,
Все тебе мы шлем привет!
Презентация «Солнце дарит свет, тепло – это очень хорошо»
Вопросы:
- Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн. км?
- Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
- Как человек использует солнечную энергию?
- Как планируется в будущем использовать солнечную энергию?
Педагог: Теперь нам это надо доказать!
Опыт №1. Поставим электрическую лампу и рассмотрим под лампой глобус – модель нашей Земли. Хорошо ли видны детали на глобусе? Нагревается ли предмет под лампой?
Если представить, что лампа это солнце, а наша планета – твердый холодный шар, то давайте подумаем, что дает солнце Земле?
Вывод: раскаленное тело – звезда излучает тепло и свет, освещает и нагревает Землю.
Что могло бы произойти с землей, если Солнце остыло?
Если бы солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далекие звезды приносили бы ей тусклый свет. От сильного холода и темноты на Земле погибло бы все живое.
Если Солнце освещает Землю, почему тогда у нас бывает светло и темно, почему происходит смена дня и ночи на Земле.
Опыт №2. Пока дети думают, педагог готовит лампу и глобус. Затем предлагает внимательно рассмотреть освещенный глобус. Может кто-то догадается, где сейчас находится день. А где ночь.
Затем педагог комментирует ответы детей и дополняет их.
Наша планета вращается не только вокруг солнца, но и вокруг себя, давайте на примере лампы и глобуса, посмотрим, что происходит при ее вращении.
На глобус ставится пластилиновая фигурка, в место, где мы живем. И начинает медленно его вращать, а детям предлагает наблюдать за человеком и сообщать, когда наступает в его городе день, а когда ночь. Затем поставить человечка в другое место. Например, в Африку. Может там не происходит смена дня и ночи. Педагог вращает Землю, а дети комментируют происходящее. Могут рассказать, что делают дети в разное время суток: встают, делают зарядку и т.д.
Делается вывод: везде на Земле день сменяется ночью. Это происходит потому, что планета Земля вращается вокруг себя очень плавно. Мы этого не замечаем. Она поворачивается к солнцу то одной, то другой стороной. На стороне, освещенной Солнцем, наступает день, а в это же время на другой стороне планеты наступает ночь.
И вновь, к нам пожаловал Тепловичок, а с ним Айболит. Давайте его послушаем.
Айболит:
Вы много про Солнышко рассказали! А то, что солнце еще и лечит вы знали?
Нет? Тогда послушайте, что я расскажу.
Как вы считаете, загорать это хорошо или плохо? (дети дают ответы, обосновывают их)
Айболит:
Конечно же вы правы. В загаре есть свои плюсы и минусы.
Солнечные лучи, их еще называют ультрофиолетовыми, проникают под кожу только на 1 мм, но этого расстояния достаточно для того, чтобы разрушались бактерии, понижался уровень холестерина, усиливалось тканевое дыхание, начинали нормализоваться обменные процессы.
А вот чересчур длительное пребывание под прямыми лучами солнца может причинить значительный вред. Кожа сгорит, ожоги болезненны и долго заживают. Избыток солнечной энергии может стать причиной ослабления иммунитета, так как все силы расходуются на защиту от солнца.
Айболит прощается и уходит.
Педагог: А Тепловичок приготовил конверт с картинками, о том как необходимо беречь в домах и общественных зданиях тепло.
Игра «Расскажи, о чем картинка»
Дети по очереди достают из конверта иллюстрации и комментируют их.
Рефлексия:
Дети у вас на столах лежат листовки, если вы хотите и можете рассказать своим друзьям и родителям все, что узнали на занятии, то приклейте в правом углу большую снежинку, если можете рассказать, но ни все, то приклейте среднюю, а если очень сильно затрудняетесь, то маленькую.
С теми, кто ни все понял или забыл, мы повторим материал в следующий раз.
|
Цель:
Дать детям представление о различных теплоресурсах – газ, каменный уголь, горячая природная вода, дрова.
Уточнить и расширить знания детей о значении теплоэнергии в обеспечении комфортного проживания домашних животных и человека.
Поощрять речевую активность детей - умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;
Воспитывать у детей бережливость.
Материалы и оборудование:
Презентации «Вот Земля – огромный дом», «Чтобы в доме было тепло», Большой ватман, на каждого ребенка по пол альбомного листа, краски, кисти, клей, материал для рефлексивной игры «Солнышко»
Ход занятия:
Презентация:
1 слайд
Вот
на земле огромный дом
Под крышей голубой
2
слайд
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
3
слайд
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
4
слайд
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом. (Л.Дайнеко)
Педагог:
Что такое природа?
-Почему не назвали природу общей машиной, а назвали домом?
-Что человеку нужно для жизни?
-Без чего человек не сможет прожить? (вода, пища, тепло)
-Откуда берется свет и тепло на Земле?
- Для сохранения тепла зачем человеку солнце?
Упражнение «Закончи предложение и подбери картинку»
Зимой люди должны обогревать свой дом, используя энергию …
В холодное время года человеку помогает сохранить тепло …
Свет, тепло человек получает от …
Топливо человек получает от…
С помощью топлива человек обогревает свое …
Зимняя одежда в холодное время помогает сохранить …
Человек готовит пищу с помощью …
Физминутка.
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два!
(приседания, с вытягиванием рук перед собой)
И водою обливаться, раз – два – раз – два!
(поднять руки вверх, имитация обливания)
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз – два!
имитация растирания полотенцем)
Просмотр презентации «Чтобы в доме было тепло!»
1 слайд
Для чего и как нужно беречь тепло?
2 слайд
Убедитесь, что температура в комнатах разумная.
3 слайд
Проветривайте квартиру быстро и эффективно.
4 слайд
Убедитесь, что окна и двери достаточно герметичные.
5 слайд
Следите за потреблением тепловой энергии. Установите счетчики на газ и электричество.
Не держите форточки открытыми.
6 слайд Закрывайте батареи с помощью регуляторов, если их нет – установите.
7 слайд Утеплите окна, чтобы не было сквозняков. Советы по экономии тепловой энергии
Коллективная работа из отдельных детских работ «Стенгазета «Берегите тепло»
1. «Солнышко» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/31/primery-refleksii-dlya-detey-shestiletnego-vozrasta
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
|
«Свет, тепло, вода и газ дорого даются»
Цель:
Показать значимость труда людей работающих по обеспечению наших домов теплом.
Задачи:
Расширить представления детей о труде геологов, горняков, газовиков, нефтяников, лесорубов, строителей, энергетиков.
Показать детям сложный путь (алгоритм) тепла в дома людей.
Подвести детей к мысли о ценности тепла в доме «заложен труд очень многих людей»
Развивать интеллектуальные способности детей.
Воспитывать уважение к людям труда и бережное отношение к теплу.
Материалы и оборудование:
Ход занятия:
Педагог приносит квитанцию на оплату за отопление в квартире.
Достает сумму денег указанную в квитанции.
Обсуждает с детьми: это много или мало? Выслушивает все предположения детей.
Педагог: Дети, давайте разбираться, дорого ли мы платим за тепло.
Я предлагаю вспомнить большинство профессий, которые помогают теплу «попасть в наш дом»
Какие полезные ископаемые нам нужны, что бы получить тепло?
Кто их находит? (геолог)
Геолог
автор: Галина Дядина
Каждый каменный осколок
Хорошо ему знаком,
Потому что он геолог,
С долотом и молотком.
Знает он земли глубины
И укажет без труда,
Где алмазы, где рубины,
Где железная руда.
Уголь каменный иль газ,
Все отыщет он для нас!
Дети находят картинку с геологом, выставляют на мольберт.
Нашел геолог каменный уголь, а кто его добывает? (горняки)
автор: Вера Донская
….
И человек, в пылинках рудных,
Упершись в горизонтов свод,
Не жалуясь, что очень трудно,
Он роет день и ночь, как крот!
Надежный он! И очень крепкий!
И силы духа не сломить!
Его дела, как и поступки
О многом могут говорить.
Но он не вымолвит про это.
Хвалить себя не будет. Нет!
Он – неразменная монета!
Горняк! И в этом - весь ответ!
Горняк! А это - твердый, значит.
Его характер, мысли, взгляд!
Он выстоит и не заплачет
и в сроки выполнит наряд.
Дети выставляют рядом с геологом горняка
автор: Никита Семенчин
Приносит он тепло в наш дом,
Приносит свет в квартиры наши.
Работает и ночью он, и днем
Для всей страны огромной нашей!
Мороз Сибири ему ни по чем,
И толщь земли разгонит в щепки!
Наш газовик замерзнет днем,
Лишь
бы не мерзли ночью его детки.
Дети добавляют в ряд газовщика
Педагог: Прослушайте стихотворения “Черное золото” Л.Гайкевич.
Я
всегда уважал честный труд.
Ничего в нем зазорного.
Каждый душу свою отдавал
Ради золота черного.
Буровик, геофизик, шофер-
Люди духа отборного.
Жизнь порой их брала на измор
Ради золота черного.
Много бед и сюрпризов во мгле
У пласта непокорного
Рвали жилы себе и Земле
Ради золота черного.
….
Дети добавляют в ряд нефтяника
Педагог: Дети, добудут труженики все полезные ископаемые, а дальше что?
Имитационное упражнение «Нефть, газ, каменный уголь»
По трубам побежит газ и нефть к электростанциям и газовым терминалам, каменный уголь отвезут на теплостанции. А там тоже люди работают.
Дети выставляют несколько фигурок людей.
Мы с вами не назвали еще очень много профессий, которые помогают теплу добраться до нашего дома.
Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.
Ведь все эти люди за свой труд получают зарплату. Вот потому тепло надо беречь и только тогда тепло станет дешевле.
Педагог:
Спасибо, ребята. Вы славно занимались. На память о нашем занятии я приготовила бэйджики «Теплый дом». Если вы все запомнили и вам понравилось возьмите синий дом, если не все запомнили – зеленый, а если занятие не понравилось- красный.
Практический материал к проекту
Опыт «Тёплый — холодный»
Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый.
Материал: деревянные, металлические и пластмассовые предметы.
Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше.
Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее.
Опыт «Где живёт теплота?»
Цель: — закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.
Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.
Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).
Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий).
Наблюдение «Кому нужно тепло?»
Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.
Действия: воспитатель предлагает детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.)
Текст к памятке
«Берегите тепло!»
1. Не выбрасывайте деньги в окно
Окно, часами остающееся приоткрытым, вряд ли обеспечит вам приток свежего воздуха, но большой счет за отопление — наверняка. Лучше проветривать чаще, но при этом открывать окно широко и всего на несколько минут. И на это время отключать термо¬статный вентиль на радиаторе отопления.
2. Не преграждайте путь теплу
Необлицованные батареи отопления не всегда красивы на вид, зато это гарантия того, что тепло будет беспрепятственно распространяться в помещении. Длинные шторы, радиаторные экраны, неудачно расставленная мебель, стойки для сушки белья перед батареями могут поглотить до 20% тепла.
3. Не перегревайте квартиру
Некоторые люди любят жарко натопленные квартиры, а потом поражаются большим счетам за отопление. Всегда помните: каждый дополнительный градус температуры в помещении обойдется примерно в 6% дополнительных затрат на энергию.
4. Не выпускайте тепло
На ночь опускайте жалюзи, закрывайте шторы, чтобы уменьшить потери тепла через окна.
5. Отапливайте свою квартиру, а не улицу
Между радиаторной батареей и стеной установите защитный экран из алюминиевой фольги. Фольга отражает тепло, излучаемое радиатором, и направляет его обратно в комнату. Благодаря этому можно сэкономить до 4% затрат на отопление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.