Экологический проект "Тепловичок и мы"
Оценка 4.9

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Оценка 4.9
Видео +10
docx
Междисциплинарный 4
Детсад
18.11.2019
Экологический проект "Тепловичок и мы"
Проект «Тепловичок и мы» разработан в рамках проекта правительства Российской Федерации «2017 год - год экологии» и рассчитан на создание педагогических условий для формирования и развития социально значимых ценностей в процессе образовательных мероприятий с детьми
Тепловичок и мы.docx

Экологический проект «Тепловичок и мы»

 

Введение

    Проект «Тепловичок и мы» разработан в рамках  проекта правительства Российской Федерации «2017 год - год экологии» и рассчитан на создание педагогических условий для формирования и развития социально значимых ценностей в процессе образовательных мероприятий с детьми.

 

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Тепловичок и мы»

Разработчик проекта

Педагог дополнительного образования  Яцук Елена Игоревна

Адрес учреждения

352700  Краснодарский край, г. Тимашевск, ул.Ленина 142

Предмет проектирования:

Образовательная модель экологического образования.

Цель проекта

Формирование понятий «теплосбережение» и «ресурсосбережение», выработка практических умений, осмысленных убеждений и устойчивого мировоззрения в области экологического сознания

Задачи проекта

-изучение ресурсо- и теплопотребления и влияния этих процессов на окружающую среду   на доступном для детей уровне;

- элементарные знания об экономике, доходах и расходах в семейном бюджете, в том числе и расходов за пользование другими ресурсами, о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребностей других членов семьи;

- содействие детской познавательной, поисково-исследовательской, практической, творческой и другой деятельности по ресурсо- и энергосбережению, организация праздников, утренников, выставок детского творчества;

-навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

-гуманное отношение к природе;

-соблюдение мер безопасности в быту при обращении с электрическими приорами и другим оборудованием

Вид проекта

По доминирующему методу: практико-ориентированный;

по характеру содержания: ребенок, природа, общество;

по характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата;

по характеру контактов: внутри одной разновозрастной группы;

по количеству участников: фронтальный;

по продолжительности: краткосрочный (сентябрь 2017).

Сроки реализации

С 04 по 30 сентября 2017 года.

Участники проекта

Обучающиеся  МАУ ДО "ЦТ "Пирамида"

Родители (законные представители) обучающихся,

Педагог дополнительного образования: Яцук Елена Игоревна

Ожидаемые результаты

Дети:

·        Поймут, что наша планета — общий дом для людей, животных, растений;

·        смогут поделиться на доступном им уровне знаниями о роли тепла в жизни человека, животных, растений;

·        узнают:

- что такое тепловые ресурсы,

-  что тепловые ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы;

·        станут грамотными потребителями тепла, воды, света, газа.

Родители (законные представители) воспитанников:

Повысят уровень ответственности в вопросах развития и воспитания детей, приобщатся к совместной деятельности.

Педагог:

Повысит уровень компетенции и профессионального мастерства в вопросах экологического образования детей.

Создаст атмосферу сотрудничества между педагогом, детьми и родителями.

Трансляция проекта

Информация на педагогическом совете учреждения;

информация на сайте учреждения;

информация на личном сайте педагога.

 

Актуальность проблемы.

Парадокс - большая часть населения жалуясь на низкую материальную обеспеченность, высокие платы за ЖКХ,  но не экономят природные ресурсы, в том числе тепловые ресурсы. Не хотят или не умеют?

В год экологии, я решила сделать опрос среди родителей и детей. Проанализировав ответы, пришла к выводу, что более 70 % детей ничего не знают об экономном отношении к природным ресурсам и 15 % родителей имеют в этом вопросе самые минимальные знания, 45 % знают, но не экономят (на вопрос «Почему?» ответить не смогли).

Россия богатейшая страна в мире, но природным ресурсы небезграничны.  Значит вопросы теплосбережения значимы ни только в отдельно взятой семье, но и для всей страны в целом. Ведь в результате нерационального использования тепла, в нашей стране  уменьшаются запасы угля, газа, воды, лесов, торфа. В рамках предотвращения глобальной энергетической катастрофы, была разработана Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Эта программа нашла положительный отклик среди педагогического сообщества.

Все педагоги включились в процесс формирования у детей бережного отношения к энерго и теплоресурсам страны. Задача каждого взрослого познакомить ребенка с понятием «тепловой ресурс», рассказать, что они в стране не безграничны, приучить посильными для детей способами экономит тепло.

Экологическое мероприятия в образовательном процессе играет важнейшую роль.  Одним из целей дополнительного образования является воспитание рачительного, экологически зрелого гражданина своей страны.

Возможность дополнительного образования обеспечить ребенку свободные практические действия с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У ребенка формируется понимание, что окружающий мир до сих пор полон тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

Помимо поддержки исследовательской активности, педагог включает в свои занятия познавательные игры, что оптимизирует образовательный процесс. Побуждает детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.

Дети совместно с педагогом читают книги, проводят беседы, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и делятся информацией с родителями.

   Кроме вышеперечисленного в образовательных программах недостаточно уделяется  внимания  природным ресурсам, в т.ч. и энергии, за исключением воды.

   По этой причине и был разработан педагогический проект по ресурсо- и теплосбережению для работы с детьми  5-6 лет «Тепловичок и мы»

Идея проекта направлена на поиск эффективных технологий работы  педагога дополнительного образования, способствующих воспитанию бережного отношения к тепло ресурсам страны. Экономия в переводе с греческого – «заведывание домашним хозяйством», значит, быть хозяином в своем доме, в своем образовательном учреждении, в своей стране, а хозяин обязан быть бережливым.

В связи с тем, что возраст детей 6-7 лет – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством,   одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности. Однако нельзя забывать, что в игра остается эффективной формой работы в любом возрасте. Поэтому главным условием реализации данного проекта является целенаправленная, планомерная, системная  работа с детьми на основе детской поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности в союзе с игровой образовательной технологией.

В основу работы легли общепринятые педагогические принципы:

1.     Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

2.     Принцип гуманнизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия – «Я в ответе за природные ресурсы страны».

3.     Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого обучающегося в процессе освоения знаний о природных ресурсах и их сбережении:

-       учитывать возрастные и психологические особенности детей,  варьируя степень сложности заданий в зависимости от возможностей ребенка и скорости его продвижения к поставленной цели. Каждое последующее задание  из предложенных сложнее предыдущего.

-       значительно повышать интерес, мотивацию детей к познанию темы. Результат выполнения задания виден немедленно – на лицо обратная связь, у ребенка есть возможность переделать задание.

-       учитывать половые особенности детей. В содержании  мероприятий присутствуют персонажи, объекты, события, которые интересны ребенку в данный период.  Мальчикам и девочкам предлагается ситуация выбора этих героев, что существенно влияет на повышение  интереса  и  на качество выполнения задания.

4.     Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности.

5.     Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций. Соблюдение требований к культуре показа презентаций

 

Планирование:

Планирование выстроено на основе постепенно усложняющихся задач, на деятельном подходе и интерактивных принципах организации содержания. Предлагаемый проект содержит обязательные занятия, обеспечивающие создание условий для возникновения у детей ассоциаций, использования полученных ими знаний и умений в других видах деятельности, что способствует переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит их обобщению, в результате чего и происходит развитие ребенка.

Изучаемые темы:

 

1.                   "Кладовая Земли" (природные ресурсы – источники энергии: исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые).

2.                   "Солце, солнце, появись,

Всему миру улыбнись"

3.       "Энергия вокруг нас" 

 3.1.     Откуда в природе тепло берется?

 3.2.   Свет, тепло, вода и газ

                    Дорого даются

За время проекта будут проведены 4 занятия и 1 итоговое совместное с родителями мероприятие «Тепловичок и мы»

 

 Методы и приемы формирования детских инициатив:

Игровые приемы:

- Игры детей с солнечным зайчиком.

- Игра «Солнышко» (дает представление о времени суток, о форме земли, об устройстве космоса).  http://345-games.ru/igra-v-solnyshko/

- Игры по инициативе детей + компьютерная игра «Луна, Солнце и Земля»  http://www.shum2money.ru/p/4/2/56.php

- Подвижная игра «Солнце и планеты»

- Ролевые игры из сборника «Вселенная дошкольника» (Л.П.Левитан).

Практические приемы:

- опыты со светом, теплом,

- Просмотр мультфильма развивающего мультфильма из серии «География для малышей» http://www.solnet.ee/school/multfilm_03.html

               

Словесные приемы:

- беседы,

- Чтение: А.Лопатна, М.Скребцова. Сказки о самом-самом.

- Чтение сказки «Как снеговика солнце искали» с последующим пересказом и  драматизацией

-  Чтение М.Пришвин «Кладовая солнца»

Музыкальные приемы:

Слушание: М.Шмидтц «Солнечный день»

 

 

Использование игровых форм обучения.

Учитывая специфику детского мышления, в котором доминируют эмоционально-чувственные, интуитивные, образные процессы познания, формирование навыков экономии и бережливости связано с эмоциональными переживаниями. Мотивировать детей на энергосберегающее поведение следует через обсуждение правильных и неправильных поступков, поощрение правильного бытового поведения, используя при этом призы, награды и моральное стимулирование.

 

Этапы и содержание проекта

Подготовительный этап

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

Цель: подготовка и создание условий для реализации проекта

-  Педагогическое наблюдение за развитием детей

-  Составление перспективного плана по реализации проекта.

-  Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственного воспитания детей.

-  Создание группы единомышленников среди родителей детей: личная беседа с каждым ребенком и родителем.

-  Подбор материалов для творческих заданий для детей: раскрашивание, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, конструирование.

-  Разработка перспективного плана основного этапа проекта.

-   Разработка и описание бесед, игр, экскурсий, наблюдений, развлечений, экспериментов, занимательных заданий.

-   Разработка тематических занятий по энергосбережению.

-  Подготовка интерактивных игр по проекту.

Будет собран и систематизирован

необходимый материал для работы в данном направлении.

1-7 сентября 2017 года

Основной этап

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

Реализация перспективного плана работы на учебный год:

- Занятия;

 «Как Тепловичок клады Земли искал», «Тепловичок и Солнце»,

«Откуда в природе тепло берется?», «Свет, тепло, вода и газ дорого даются»

- Оформление выставки детских рисунков и поделок «Тепловичок и мы».

- Создание на основе детских рисунков

памяток и листовок по бережному отношению к теплосбережению.

 - Проведение итогового мероприятия: квест-игра «Тепловичок и мы» 

Предлагаемый материал поможет сформировать у детей понятийный аппарат, являющийся теоретической основой для формирования у них навыков экономии и бережливости, а также может использоваться как дидактический материал или элемент в мероприятии: занятии, беседе, практической деятельности, будь то исследование, конкретное поручение, акция бережливости или творческий проект. Сказки, пословицы, загадки музыкальные средства будут воздействовать на эмоционально-чувственную сферу детей.  

 

07-24 сентября 2017

Заключительный этап

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

-  Итоговая педагогическая диагностика.

-  Анализ результатов проекта.

-  Анкетирование и опрос детей и родителей.

-  Обобщение работы и размещение ее в Интернете на личном сайте педагога и официальном сайте учреждения.

-  Оформление презентаций «Тепловичок и мы».

-  Фотоотчет «Как мы с Тепловичком подружились».

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно -образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость.

25-30

2017

Обеспечение проекта

Материально - техническое:

-       Аудио, медиа оборудование, фотоаппаратура.

-       Материалы для исследовательской и продуктивной деятельности.

Учебно-методическое:

-       Детская художественная литература

-       Методическая литература

-       Альбомы и папки по теме проекта

-       Дидактические игры

-       Описание мероприятий

-     Мультимедийные презентации

 

Литература:

1.   Апанель, Е. И. Открытое заседание клуба "Школа лидера" по теме "ХХІ век – век экономии"— 2012. — № 8. — С. 30-37.

2.   Барсукова, Р. "Энергомарафон – 2010" : вместе будем сберегать! : [о формировании культуры энергосбережения у дошкольников посредством метода проектов; Проект "Меньше мусора – богаче страна!",проект "Мастерская Знайки-Сберегайки", "Секреты Знайки-Сберегайки"] /

3.       Башмаков И.. Сказка о потерянном тепле.- М., 2012 г.

4.       Бикбулатов, Н. Н. Инновационные технологии в энергосбережении : система "Организатор урока" : [цели, задачи и направления деятельности Центра по применению и пропаганде инновационных технологий в энергосбережении]

5.       Жилич, Н. А. Экономим вместе! : [работа в начальной школе по экономии и бережливости] — 2011. — № 8. — C. 57-61.

6.       Зайцева, С. В. Энергосбережение — самый простой способ сохранить природу : [методические рекомендации по обучению учащихсяосновам энергосэффективности в преподавании предметов естественнонаучного цикла — 2011. —№ 10. — С. 82-84.

 

 

 

 

Приложение №1

к педагогическому проекту «Тепловичок и мы»

 

Конспект занятия №1

«Как Тепловичок клады Земли искал»

Цель:

Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых.

Пополнить знания детей о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе.

Продолжать совершенствовать умения детей объединяться в минигруппы, включаться в коллективную работу, самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей, задавать вопросы, придерживаться правила очередности высказывания личного мнения.

Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки.

Материалы и оборудование;

Презентация «Как Тепловичок клады Земли искал», карта Краснодарского края, карточки – полезные ископаемые, лабораторные карточки, мини-лаборатория (с каменным углем и торфом)

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Полезные природные ископаемые»

Чтение сказки «Хозяйка Медной горы»,

 Опыты с солью, глиной, камнем, воздухом, водой.

Ход занятия:

Раздается звонок. На интерактивной доске появляется Тепловичок (кошка изображенная огненными всполохами).

Педагог:

Ох, ребята, это мой друг Тепловичок. У многих дома Домовята живут, а у меня Тепловичок! Он с моем доме тепло сохраняет. Очень беспокойное созданье!

Педагог: Тепловичок! Что случилось, ты чего мечешься?

Тепловичок:

Лена, Лена! Ничегошеньки ты не знаешь и не ведаешь!

А у нас сегодня из ЖЭКА люди были и я слышал, что они говорили: «И в этом доме кладовую матушки Земли не берегут! Замерзнут зимой!» И ушли. А я вот ищу, может под диваном или под столом где запрятано?

Педагог:

Ребята, а вы знаете, что такое Богатство Земли?  Богатства, которые находятся глубоко под землей. Как они называются? (полезные ископаемые). А как их можно назвать по-другому? (сокровища Земли, недра Земли, кладовая Земли, хранилище Земли и др.)

Полезные ископаемые бывают 3х видов: твердые, жидкие и газообразные.

Я предложение начинаю, а вы заканчивайте:

Твердые ископаемые это глина, каменный уголь, соль и др

Жидкие ископаемые это нефть, минеральные воды.

Газообразные ископаемые это природный газ.

Правильно ребята!

Педагог: Посмотрите, Тепловичок устал, успокоился и уснул.

Пока он спит, поиграем в игру «Разное состояние»

Если педагог  называет “твердое” - дети становятся в круг, взявшись за руки. “Жидкое” - двигаются друг за другом – ручейки. Газообразное – разбегаются.

«Просыпается» Тепловичок:

Дети, а в нашем Краснодарском крае есть кладовая? Какие в ней полезные ископаемые спрятаны знаете?

Дети: знаем!

Педагог  проводит игру «Кладовая Земли Кубанской»

- В недрах нашего края есть полезные ископаемые. Какие? Дети  называют.

- А вот карта Краснодарского края. Дети рассматривают карту (1-2 мин.)

- Вы будете выкладывать карточки – символы на карту и называть их по очереди. Так мы и узнаем, что добывают из недр Земли нашего края.

Выкладывают уголь, глину, соль, известь, газ, минеральную воду, золото. Предлагаю детям немного отойти от карты и полюбоваться богатствами нашего края.

Сейчас карту сфотографирую и Тепловичку фото пошлю, пусть ищет.

На интерактивной доске возле Тепловичка появляется фото Краснодарского края с карточками – полезными ископаемыми.

Тепловичок: Да на Кубани даже каменный уголь есть  возле речки Лаба.

И торф есть возле речки Уруп.

А чем торф от каменного угля отличается?

Педагог: а мы сейчас это  узнаем в нашей лаборатории.

 - Давайте представим, что мы с вами исследователи. А это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства нашего края.

Педагог предлагает детям взять карточку – символ ископаемого и подойти к тому столу, где ископаемое лежит для исследования.

Послушайте задание. Вы будете проводить исследование по алгоритму, и записывать в нее результаты исследования. Прежде чем записать, вы должны будете обменяться мнением о свойстве полезного ископаемого, и только потом вписать результат. Кто из вас расскажет, с чего начнем наше исследование? (проверяем твердость, хрупкость, сыпучесть, оставляет ли след, цвет, тонет или растворяется ли в воде). А также надо будет рассказать, где его применяют.

- Какими знаками мы будем отмечать, присутствует этот признак или нет? (“+”, “-”). Итак, приступаем к работе.

Педагог следит за самостоятельным выполнением исследовательской работы по алгоритму. При необходимости помогает и объясняет.

- Ребята, вы провели исследования полезных ископаемых. Договоритесь, кто из вас будет докладывать об их результатах. Послушаем, у кого будет самый интересный отчет о полезном ископаемом.

После каждого отчета предлагет детям задать вопрос или дополнить ответ своих товарищей или загадать загадки о полезном ископаемом.

Педагог:

Тепловичок, теперь твоя душенька довольна? Все узнал про полезные ископаемые.

Тепловичок:

Все - ни все. Но то что у нас на зиму и торф и уголек будет, точно знаю. Исчезает.

Педагог:

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Мы много узнали о полезных ископаемых, и я думаю, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас откроет новое месторождение нашего края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

68314938_01.png

 
Приложение №2

к педагогическому проекту «Тепловичок и мы»

 

Конспект занятия №1

«Тепловичок и Солнце»

 

Цель:

Дать детям представление о солнце, как источнике тепла.

Уточнить и расширить знания детей о значении солнечной энергии в обеспечении жизни на Земле для растений, животных и человека.

Развивать речевую активность детей - умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;

Воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, презентация «Тепловичок и солнечный зайчик, Тепловичок и Айболит», мини-лаборатория (с оборудованием для опытов «Что согревает землю?» и «День, ночь», картлчки-листовки, снежинки с 2ным скотчем на обратной стороне,

Ход занятия:

На интерактивной доске Тепловичок ловит солнечного зайчика.

Педагог:

Опять Тепловичок расшалился. Сегодня он играет с солнечным зайчиком. А что вы дети можете сказать о солнечном зайчике? Правильно, это  отражение солнца в зеркале.

А что такое солнце?

- Когда-то давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают. И спросил человек: «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом? А где спит солнце? А что дает нам солнце?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами.

 

И верно, это ужасно интересно, а что дает нам солнце? Как вы думаете?

Правильно - тепло.

ФИЗМИНУТКА

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Слайд-шоу

 

Вот солнце бежит босиком по росе

Зовёт за собою нас в путь

Исследователи, такие же люди, как все

Но любопытней чуть-чуть.

- А что мы знаем о Солнце?

 

Солнце дарит свет и тепло.

Ты всех любишь, ты всех греешь,

Всех ласкаешь и жалеешь!

Наше Солнышко, наш свет,

Все тебе мы шлем привет!

Презентация «Солнце дарит свет, тепло – это очень хорошо»

Вопросы:

-       Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн. км?

-       Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

-       Как человек использует солнечную энергию?

-       Как планируется в будущем использовать солнечную энергию?

Педагог: Теперь нам это надо доказать!

Опыт №1. Поставим электрическую лампу и рассмотрим под лампой глобус – модель нашей Земли. Хорошо ли видны детали на глобусе?  Нагревается ли предмет под лампой? 

Если представить, что лампа это солнце, а наша планета – твердый холодный шар, то давайте подумаем, что дает солнце Земле?

Вывод: раскаленное тело – звезда излучает тепло и свет, освещает и нагревает Землю.

 Что могло бы произойти с землей, если Солнце остыло?

Если бы солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далекие звезды приносили бы ей тусклый свет. От сильного холода и темноты на Земле погибло бы все живое.

 Если Солнце освещает Землю, почему тогда у нас бывает светло и темно, почему происходит смена дня и ночи на Земле.

 Опыт №2. Пока дети думают, педагог готовит лампу и глобус. Затем предлагает внимательно рассмотреть освещенный глобус. Может кто-то догадается, где сейчас находится день. А где ночь. 

Затем педагог комментирует ответы детей и дополняет их.

Наша планета вращается не только вокруг солнца, но и вокруг себя, давайте на примере лампы и глобуса, посмотрим, что происходит при ее вращении.

 

            На глобус ставится пластилиновая фигурка, в место, где мы живем.  И начинает медленно его вращать, а детям предлагает наблюдать за человеком и сообщать, когда наступает в его городе день, а когда ночь. Затем поставить человечка в другое место. Например, в Африку. Может там не происходит смена дня и ночи. Педагог вращает Землю, а дети комментируют происходящее. Могут рассказать, что делают дети в разное время суток: встают, делают зарядку и т.д.

             Делается вывод: везде на Земле день сменяется ночью. Это происходит потому, что планета Земля вращается вокруг себя очень плавно. Мы этого не замечаем. Она поворачивается к солнцу то одной,  то другой стороной. На стороне, освещенной Солнцем, наступает день, а в это же время на другой стороне планеты наступает ночь.

И вновь, к нам пожаловал Тепловичок, а с ним Айболит.  Давайте его послушаем.

Айболит:

Вы много про Солнышко рассказали! А то, что солнце еще и лечит вы знали?

Нет? Тогда послушайте, что я расскажу.

Как вы считаете, загорать это хорошо или плохо? (дети дают ответы, обосновывают их)

Айболит:

Конечно же вы правы. В загаре есть свои плюсы и минусы.

Солнечные лучи, их еще называют ультрофиолетовыми, проникают под кожу только на 1 мм, но этого расстояния достаточно для того, чтобы разрушались бактерии, понижался уровень холестерина, усиливалось тканевое дыхание, начинали нормализоваться обменные процессы.

А вот чересчур длительное пребывание под прямыми лучами солнца может причинить значительный вред. Кожа сгорит, ожоги болезненны и долго заживают. Избыток солнечной энергии может стать причиной ослабления иммунитета, так как все силы расходуются на защиту от солнца.

Айболит прощается и уходит.

Педагог: А Тепловичок приготовил конверт с картинками, о том как необходимо беречь в домах и общественных зданиях тепло.

Игра «Расскажи, о чем картинка»

Дети по очереди достают из конверта иллюстрации и комментируют их.

 

8-slide05.jpg 8-slide071.jpg 8-slide09.jpg

бережи тепло.png  images.png слайд9000.jpg

 

Рефлексия:

Дети у вас на столах лежат листовки, если вы хотите и можете рассказать своим друзьям и родителям все, что узнали на занятии, то приклейте в правом углу большую снежинку, если можете рассказать, но ни все, то приклейте среднюю, а если очень сильно затрудняетесь, то маленькую.

С теми, кто ни все понял или забыл, мы повторим материал в следующий раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

68314938_01.png

 
 


Приложение №3

к педагогическому проекту «Тепловичок и мы»

 

Конспект занятия №3

«Откуда в доме тепло берется?»

 

Цель:

Дать детям представление о различных теплоресурсах – газ, каменный уголь, горячая природная вода, дрова.

Уточнить и расширить знания детей о значении теплоэнергии в обеспечении комфортного проживания домашних животных и человека.

Поощрять речевую активность детей - умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;

Воспитывать у детей бережливость.

Материалы и оборудование:

Презентации «Вот Земля – огромный дом», «Чтобы в доме было тепло», Большой ватман, на каждого ребенка по пол альбомного листа, краски, кисти, клей, материал для рефлексивной игры «Солнышко»

Ход занятия:

Презентация:

1 слайд

Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой

2 слайд
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой, 
Живут в нем птицы и цветы, 
Веселый звон ручья. 

3 слайд
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.

4 слайд
Куда б дороги не вели, 
Всегда ты будешь в нем. 
Природою родной Земли 
Зовется этот дом. (Л.Дайнеко)

 

Педагог:

Что такое природа?

-Почему не назвали природу общей машиной, а назвали домом?

-Что человеку нужно для жизни?

-Без чего человек не сможет прожить? (вода, пища, тепло)

-Откуда берется свет и тепло на Земле?

- Для сохранения тепла зачем человеку солнце?

Упражнение «Закончи предложение и подбери картинку»

Зимой люди должны обогревать свой дом, используя энергию …

В холодное время года человеку помогает сохранить тепло …

Свет, тепло человек получает от …

Топливо человек получает от…

С помощью топлива человек обогревает свое …

Зимняя одежда в холодное время помогает сохранить …

Человек готовит пищу с помощью …

Физминутка.

Мы решили закаляться, раз – два – раз – два!

(приседания, с вытягиванием рук перед собой)

И водою обливаться, раз – два – раз – два!

(поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!

Не забудем растереться, раз – два – раз – два!

имитация растирания полотенцем)

Просмотр презентации «Чтобы в доме было тепло!»

1 слайд

Для чего и как нужно беречь тепло?

2 слайд

 Убедитесь, что температура в комнатах разумная.

3 слайд

Проветривайте квартиру быстро и эффективно.

4 слайд

Убедитесь, что окна и двери достаточно герметичные.

5 слайд

Следите за потреблением тепловой энергии. Установите счетчики на газ и электричество.

Не держите форточки открытыми.

6 слайд Закрывайте батареи с помощью регуляторов, если их нет – установите.

7 слайд Утеплите окна, чтобы не было сквозняков. Советы по экономии тепловой энергии

Коллективная работа из отдельных детских работ «Стенгазета «Берегите тепло»

1.     «Солнышко»  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/31/primery-refleksii-dlya-detey-shestiletnego-vozrasta

Описание: 1На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

68314938_01.png

 
 


Приложение №4

к педагогическому проекту «Тепловичок и мы»

 

Конспект занятия №4

«Свет, тепло, вода и газ дорого даются»

Цель:

Показать значимость труда людей работающих по обеспечению наших домов теплом.

Задачи:

Расширить представления детей о труде геологов, горняков,  газовиков, нефтяников, лесорубов, строителей, энергетиков.

Показать детям сложный путь (алгоритм) тепла в дома людей.

Подвести детей к мысли о ценности тепла в доме «заложен труд очень многих людей»

Развивать интеллектуальные способности детей.

Воспитывать уважение к людям труда и бережное отношение к теплу.

Материалы и оборудование:

 

Ход занятия:

Педагог приносит квитанцию на оплату за отопление в квартире.

Достает сумму денег указанную в квитанции.

Обсуждает  с детьми: это много или мало? Выслушивает все предположения детей.

Педагог: Дети, давайте разбираться, дорого ли мы платим за тепло.

Я предлагаю вспомнить большинство профессий, которые помогают теплу «попасть в наш дом»

Какие  полезные ископаемые нам нужны, что бы получить тепло?

 Кто их находит? (геолог)

Геолог

автор: Галина Дядина

 

Каждый каменный осколок

Хорошо ему знаком,

Потому что он геолог,

С долотом и молотком.

Знает он земли глубины

И укажет без труда,

Где алмазы, где рубины,

Где железная руда.

 Уголь каменный иль газ,

Все отыщет он для нас!

Дети находят картинку с геологом, выставляют на мольберт.

 Нашел геолог каменный уголь, а кто его добывает? (горняки)

Горняк

автор: Вера Донская

 ….

И  человек, в пылинках рудных,

Упершись в  горизонтов  свод,

Не жалуясь, что очень трудно,

Он роет день и ночь, как крот!

 

Надежный он! И очень крепкий!

И силы духа не сломить!

Его дела, как и поступки

О многом  могут говорить.

 

Но он не вымолвит про это.

Хвалить себя не будет. Нет!

Он – неразменная монета!

Горняк! И в этом - весь ответ!

 

Горняк! А это - твердый, значит.

Его характер, мысли, взгляд!

Он выстоит и не заплачет

и в сроки  выполнит наряд.  

 Дети выставляют рядом с геологом горняка

Газовик

автор: Никита Семенчин

 Приносит он тепло в наш дом,

Приносит свет в квартиры наши.

Работает и ночью он, и днем

Для всей страны огромной нашей!

Мороз Сибири ему ни по чем,

И толщь земли разгонит в щепки!

Наш газовик замерзнет днем,

Лишь бы не мерзли ночью его детки.
Дети добавляют в ряд газовщика

Педагог: Прослушайте стихотворения “Черное золото” Л.Гайкевич.

Я всегда уважал честный труд.
Ничего в нем зазорного.
Каждый душу свою отдавал
Ради золота черного.
Буровик, геофизик, шофер-
Люди духа отборного.
Жизнь порой их брала на измор
Ради золота черного.
Много бед и сюрпризов во мгле
У пласта непокорного
Рвали жилы себе и Земле
Ради золота черного.
….

Дети добавляют в ряд нефтяника

Педагог: Дети, добудут труженики все полезные ископаемые, а дальше что?

Имитационное упражнение «Нефть, газ, каменный уголь»

По трубам побежит газ и нефть к  электростанциям и газовым терминалам, каменный уголь отвезут на теплостанции. А там тоже люди работают.

Дети выставляют несколько фигурок людей.

Мы с вами не назвали еще очень много профессий, которые помогают теплу добраться до нашего дома.

Лампа сутки погорит – 
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?

Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.

Ведь все эти люди за свой труд получают зарплату. Вот потому тепло надо беречь и только тогда тепло станет дешевле.

Педагог:

Спасибо, ребята. Вы славно занимались. На память о нашем занятии я приготовила бэйджики «Теплый дом». Если вы все запомнили и вам понравилось возьмите синий дом, если не все запомнили – зеленый, а если занятие не понравилось- красный.

 

risuem-domik-8.jpgrisuem-domik-8.jpgrisuem-domik-8.jpg

 

 

 

 

 

Приложение №5

к педагогическому проекту «Тепловичок и мы»

 

Практический материал к проекту

 

Опыт «Тёплый — холодный»

Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый.

Материал: деревянные, металлические и пластмассовые предметы.

Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше.

Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее.

 

Опыт «Где живёт теплота?»

Цель: — закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).

Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий).

 

Наблюдение «Кому нужно тепло?»

Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Действия: воспитатель предлагает детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.)

 

 

 

 

 Приложение №5

к педагогическому проекту «Тепловичок и мы»

 

Текст к памятке

«Берегите тепло!»

1. Не выбрасывайте деньги в окно

     Окно, часами остающееся приоткрытым, вряд ли обеспечит вам приток свежего воздуха, но большой счет за отопление — наверняка. Лучше проветривать чаще, но при этом открывать окно широко и всего на несколько минут. И на это время отключать термо¬статный вентиль на радиаторе отопления.

     2. Не преграждайте путь теплу

     Необлицованные батареи отопления не всегда красивы на вид, зато это гарантия того, что тепло будет беспрепятственно распространяться в помещении. Длинные шторы, радиаторные экраны, неудачно расставленная мебель, стойки для сушки белья перед батареями могут поглотить до 20% тепла.

     3. Не перегревайте квартиру

     Некоторые люди любят жарко натопленные квартиры, а потом поражаются большим счетам за отопление. Всегда помните: каждый дополнительный градус температуры в помещении обойдется примерно в 6% дополнительных затрат на энергию.

     4. Не выпускайте тепло

     На ночь опускайте жалюзи, закрывайте шторы, чтобы уменьшить потери тепла через окна.

     5. Отапливайте свою квартиру, а не улицу

     Между радиаторной батареей и стеной установите защитный экран из алюминиевой фольги. Фольга отражает тепло, излучаемое радиатором, и направляет его обратно в комнату. Благодаря этому можно сэкономить до 4% затрат на отопление.

 

 

 

 

 

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"

Экологический проект "Тепловичок и мы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2019