Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Аленка» г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Познавательно-исследовательский проект
«Вода вокруг нас»
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда
Автор проекта:
Воспитатель средней группы
компенсирующей направленности
Крайнова О.Г.
2020г.
Вид проекта:
По доминирующей деятельности: познавательно – исследовательский. По составу участников: групповой
Характер контактов: дети и родители средней группы, воспитатели, логопед, родители.
По продолжительности: краткосрочный.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.
Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте. Вода один из главных источников жизни на Земле. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети на прогулке часто задают вопросы такие как: Почему идет дождь? Как вода превращается в снег, лед? Кто живет в воде? и т. п. Поэтому мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах воды, расширить имеющие знания о воде, её обитателях, о бережном отношении к природным ресурсам Родины.
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о свойствах воды, роли воды в жизни человека, растений и животных, необходимости беречь воду через экспериментальную деятельность.
Задачи проекта:
• Дать детям представления о некоторых видах природных водоёмов и их обитателях.
• Познакомить детей со свойствами воды и ее состояниями.
• Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, проводить простые опыты, делать выводы.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
• Наладить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников по экологическому воспитанию.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
- Определение направленности проекта, целей и задач;
- Подбор игр: подвижных, речевых, сюжетно – ролевых с водой.
- Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
- Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
- Разработка комплекса мероприятий для детей и родителей.
2. Практический этап
- Проведение НОД (Беседы о значении воды для всего живого, решение проблемных ситуаций)
- Проведение опытно-экспериментальной деятельности с фиксацией результатов
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением водоёмов, их обитателей
- Слушание музыкальных произведений
- Уход за растениями уголка природы
- Работа с родителями по теме проекта
3. Заключительный
1. Обобщение и систематизация полученных знаний
2. Фиксирование результатов полученных знаний (рисунки, фотоальбом)
3. Итоговое развлечение
Планируемый результат:
По окончанию проекта у детей появляются представления о том, вода очень нужна всему живому. Без воды не могут прожить ни люди, ни животные, ни растения. Что воды на земле больше, чем суши; что вода есть соленая, а есть пресная. Воду надо беречь, нельзя ее загрязнять. В процессе исследовательской деятельности дети узнают, что вода не имеет запаха, прозрачная, не имеет вкуса, и что у воды нет формы. Так же дети сами научатся очищать воду при помощи простейших самодельных фильтров.
Реализация проекта
Виды деятельности |
Мероприятия |
Познавательная деятельность |
НОД «Превращение воды»; Речевые логические загадки: «Волшебные льдинки»; «Когда это бывает?», «Где снежинки?»; Беседы «Как мы используем воду?»; Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Уроки тетушки Совы», «Капелька и ручеек»; Рассматривание альбома «Обитатели водоемов»; Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе. |
Чтение художественной литературы и развитие речи |
Чтение и заучивание потешек, песенок, стихотворений «Тучка», «В речке летом ребята купались», «Мы любим умываться», «Кап!кап!кап!»; Загадывание загадок; Чтение сказок «История одной капельки», «Снегурочка»; Составление рассказов из опыта «Как я отдыхал на водоемах»; Составление описательных загадок о воде и разных ее состояния. |
Игровая деятельность |
Игры с водой: «Тонет – не тонет», «Кораблик»; Пальчиковые игры: «Дождик», «Ты волна, моя волна»; Подвижная игра «Солнышко и дождик»; Игра - инсценировка «Водичка – сестричка»; Игра – имитация «Дождик»; Настольная игра «Кто в море живет»; Игровое упражнение «Сдуй снежинку»; Развлечение «Путешествие вместе с капелькой»
|
Художественно-эстетическое направление Продуктивная деятельность |
Рисование: «Весенние ручейки», «Подводный мир»; Аппликация: «Дождик», «Волшебные снежинки»; Прослушивание аудиозаписей «Звуки воды» (скрип снега, журчание ручейка, шум водопада, кипение воды в чайнике и др.) |
Опытно-исследовательская деятельность |
«Вода прозрачна, без вкуса и запаха» «Что растворяется в воде» «Окрашивание воды» «Изготовление цветных льдинок» «Таяние снега и льда» Проращивание срезанных веток дерева (с фиксацией результатов). |
Моделирование ситуаций |
«Запрещается-разрешается» «Плаваем в бассейне» |
Трудовая деятельность |
Хозяйственно-бытовой труд (мытье игрушек, стирка кукольной одежды); Труд в уголке природы. Уход за растениями (полив, опрыскивание комнатных растений). |
Работа с родителями |
Папки-передвижки о безопасности детей на воде летом, на льду весной. Консультации «Отдыхаем с детьми у воды», «Как научить детей беречь воду» Собрание. Анкетирование |
Методическая литература:
1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
2. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003
4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2004;
5. Л. Г. Горького, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» ВАКО, 2010.
6. Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.