Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Аленка» г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Познавательно-исследовательский проект
«Вода вокруг нас»
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда
Автор проекта:
Воспитатель средней группы
компенсирующей направленности
Крайнова О.Г.
2020г.
Вид проекта:
По доминирующей деятельности: познавательно – исследовательский. По составу участников: групповой
Характер контактов: дети и родители средней группы, воспитатели, логопед, родители.
По продолжительности: краткосрочный.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.
Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте. Вода один из главных источников жизни на Земле. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети на прогулке часто задают вопросы такие как: Почему идет дождь? Как вода превращается в снег, лед? Кто живет в воде? и т. п. Поэтому мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах воды, расширить имеющие знания о воде, её обитателях, о бережном отношении к природным ресурсам Родины.
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о свойствах воды, роли воды в жизни человека, растений и животных, необходимости беречь воду через экспериментальную деятельность.
Задачи проекта:
• Дать детям представления о некоторых видах природных водоёмов и их обитателях.
• Познакомить детей со свойствами воды и ее состояниями.
• Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, проводить простые опыты, делать выводы.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
• Наладить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников по экологическому воспитанию.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
- Определение направленности проекта, целей и задач;
- Подбор игр: подвижных, речевых, сюжетно – ролевых с водой.
- Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
- Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
- Разработка комплекса мероприятий для детей и родителей.
2. Практический этап
- Проведение НОД (Беседы о значении воды для всего живого, решение проблемных ситуаций)
- Проведение опытно-экспериментальной деятельности с фиксацией результатов
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением водоёмов, их обитателей
- Слушание музыкальных произведений
- Уход за растениями уголка природы
- Работа с родителями по теме проекта
3. Заключительный
1. Обобщение и систематизация полученных знаний
2. Фиксирование результатов полученных знаний (рисунки, фотоальбом)
3. Итоговое развлечение
Планируемый результат:
По окончанию проекта у детей появляются представления о том, вода очень нужна всему живому. Без воды не могут прожить ни люди, ни животные, ни растения. Что воды на земле больше, чем суши; что вода есть соленая, а есть пресная. Воду надо беречь, нельзя ее загрязнять. В процессе исследовательской деятельности дети узнают, что вода не имеет запаха, прозрачная, не имеет вкуса, и что у воды нет формы. Так же дети сами научатся очищать воду при помощи простейших самодельных фильтров.
Реализация проекта
Виды деятельности |
Мероприятия |
Познавательная деятельность |
НОД «Превращение воды»; Речевые логические загадки: «Волшебные льдинки»; «Когда это бывает?», «Где снежинки?»; Беседы «Как мы используем воду?»; Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Уроки тетушки Совы», «Капелька и ручеек»; Рассматривание альбома «Обитатели водоемов»; Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе. |
Чтение художественной литературы и развитие речи |
Чтение и заучивание потешек, песенок, стихотворений «Тучка», «В речке летом ребята купались», «Мы любим умываться», «Кап!кап!кап!»; Загадывание загадок; Чтение сказок «История одной капельки», «Снегурочка»; Составление рассказов из опыта «Как я отдыхал на водоемах»; Составление описательных загадок о воде и разных ее состояния. |
Игровая деятельность |
Игры с водой: «Тонет – не тонет», «Кораблик»; Пальчиковые игры: «Дождик», «Ты волна, моя волна»; Подвижная игра «Солнышко и дождик»; Игра - инсценировка «Водичка – сестричка»; Игра – имитация «Дождик»; Настольная игра «Кто в море живет»; Игровое упражнение «Сдуй снежинку»; Развлечение «Путешествие вместе с капелькой»
|
Художественно-эстетическое направление Продуктивная деятельность |
Рисование: «Весенние ручейки», «Подводный мир»; Аппликация: «Дождик», «Волшебные снежинки»; Прослушивание аудиозаписей «Звуки воды» (скрип снега, журчание ручейка, шум водопада, кипение воды в чайнике и др.) |
Опытно-исследовательская деятельность |
«Вода прозрачна, без вкуса и запаха» «Что растворяется в воде» «Окрашивание воды» «Изготовление цветных льдинок» «Таяние снега и льда» Проращивание срезанных веток дерева (с фиксацией результатов). |
Моделирование ситуаций |
«Запрещается-разрешается» «Плаваем в бассейне» |
Трудовая деятельность |
Хозяйственно-бытовой труд (мытье игрушек, стирка кукольной одежды); Труд в уголке природы. Уход за растениями (полив, опрыскивание комнатных растений). |
Работа с родителями |
Папки-передвижки о безопасности детей на воде летом, на льду весной. Консультации «Отдыхаем с детьми у воды», «Как научить детей беречь воду» Собрание. Анкетирование |
Методическая литература:
1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
2. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003
4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2004;
5. Л. Г. Горького, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» ВАКО, 2010.
6. Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.