ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛОТИКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ I-III СТУПЕНЕЙ»
93747 ЛНР, Славяносербский район, поселок Лотиково, ул. Чкалова, 1 lotikovoshool@mail.ru
Конкурс учебно – исследовательских проектов
«Человек на земле»
Экологический проект
«Живая аптека»
Номинация «Первые шаги в экологии» №4
Выполнила:
Ширяева Наталья Андреевна
Ученица 3 класса
ГБОУ ЛНР «Лотиковская
ООШ I-III ступеней»
Руководитель проекта
Ефременко Инна Романовна
пгт. Лотиково с 24.09.2018г. по 23.11.2018г.
Оглавление
1. Введение……………………………………............…………………..……………...…3
2. Паспорт проекта……………………………………………....….…...............................4
3. Цель и задачи………………………………………………………………………….....5
4. Этапы реализации проекта……………………………….………………………….6-14
5. Заключение………………………………………………………………….…….…….15
6. Литература……………………………………..………………………………………..16
7. Приложение………………………………………………………………………....17-21
Введение
Много трав растёт полезных
На земле родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.
Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, кустарники. Без растений не было бы жизни на Земле. Каждое растение создано природой во благо. А ещё с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто надо знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.
Издавна люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о целебных свойствах растений, составляли «Травники». Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели наши предки лечиться травами, бережно собирая их и храня.
Моя бабушка, большой любитель природы, знает многие растения, которые относятся к лекарственным. Некоторые из них она применяет при лечении разных болезней. При лёгком кашле или когда у меня болит горло, она готовит мне отвар из трав. И мне захотелось узнать подробнее о лекарственных растениях, которые растут в нашей местности, так возникла тема моей исследовательской работы.
Данная тема сейчас очень актуальна, так как болезнь легче лечить, чем предупредить. Не проще ли сейчас просто оглянуться и увидеть то, что дает нам природа. Ведь аптека находится практически у нас под ногами, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им.
На сегодняшний день лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, создать которые человек ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных препаратов.
Очень важно, чтобы мы, подрастающее поколение, не только увидели красоту окружающей природы, но и бережно относились к растениям, которые имеют огромное значение для естественного оздоровления человека.
Паспорт проекта
Название проекта |
«Живая аптека» |
Автор проекта |
Ширяева Наталья Андреевна, ученица 3 класса ГБОУ ЛНР «Лотиковская ООШ I-III ступеней». |
Руководитель проекта |
Ефременко Инна Романовна, учитель начальных классов ГБОУ ЛНР «Лотиковская ООШ I-III ступеней», inna12061978@mail.ru |
Исполнители проекта |
Ширяева Наталья Андреевна, ученица 3 класса ГБОУ ЛНР «Лотиковская ООШ I-III ступеней» |
Тип проекта |
Творческий, исследовательский |
Актуальность проекта |
Возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор, совершенно бесплатно. |
Гипотеза |
Если мы будем знать лечебные свойства растений, то сможем правильно использовать в качестве первой доврачебной помощи. |
Цель проекта |
Выяснить, какие лекарственные растения встречаются на территории нашего посёлка, узнать, как используют лекарственные растения жители. |
Задачи проекта |
1. Изучить литературу, информацию в интернете по теме проекта. 2. Познакомиться с правилами заготовки лекарственного сырья. 3. Оформить гербарий лекарственных растений нашей местности. 4. Подготовить фотографии по проекту. |
Используемые методы |
ü Изучение литературы ü Наблюдение ü Анкетирование ü Теоретический и сопоставительный анализ собранных материалов |
Ожидаемые результаты |
1.В результате проделанной работы будет определен видовой состав лекарственных растений 2.Собраны старинные рецепты для их сохранения и дальнейшего использования. 3.Оформлен гербарий. 4. Полученные результаты будем использовать на уроках окружающего мира и во внеклассной работе. |
Сроки реализации |
С 24.11.2018 по 23.01.2019 года |
Этапы реализации проекта |
1. Подготовительный с 24.09.2018– 07.10.2018 2. Практический 08.10.2018 – 14.10.2018 3. Обобщающий с 15.10.2018 – 23.11.2018 |
Цель и задачи
Ц ель исследования:
Выяснить, какие лекарственные растения встречаются на территории нашего посёлка; узнать, как используют лекарственные растения жители.
Задачи исследования:
Ø Изучить видовой состав лекарственных растений посёлка.
Ø Используя научную литературу изучить фармакологическое действие лекарственных растений.
Ø Провести анкетирование среди жителей.
Ø Собрать народные рецепты.
Ø Выявить влияние лекарственных растений на здоровье человека
Ø Призвать учащихся бережно относиться к лекарственным растениям.
Ø Составить отчёт о проделанном исследовании в виде приложений.
Этапы реализации проекта
І этап – подготовительный.
На этом этапе моей исследовательской работы я ознакомилась с научно-литературными источниками, содержащими информацию о лекарственных растениях и их многообразии, об использовании лекарственных трав для лечения различных заболеваний.
Изучив научно-популярную литературу, я узнала, что лекарственными называются такие растения, которые, действуя на организм больного человека или животного, блокируют развитие болезни, способствуют ликвидации причин ее возникновения и приводят в норму нарушенную функциональную деятельность отдельных органов, систем или организма в целом. Такое положительное действие обусловливается содержанием в них различных биологически активных веществ. Эти вещества в растениях содержатся в очень небольших количествах. Они обладают весьма сильными специфическими свойствами. Поэтому их целебный эффект наблюдается только при строго определенных, обычно очень малых дозах, выше которых препарат становится ядом, вызывающим тяжелые отравления.
По характеру действия лекарственные растения делятся на различные группы: антисептические, болеутоляющие, вяжущие, желчегонные, кровоостанавливающие, мочегонные, отхаркивающие, желудочно-кишечного, сердечно-сосудистого действия, слабительные, успокаивающие и т.д.
Из книг и интернета я также узнала, что лекарственные растения используют в медицинской практике в свежем или высушенном виде. Из свежих растений готовят соки, настойки и отвары. Плоды сушат, морозят в контейнерах и хранят в морозильной камере. Свежие растения обладают более сильным лечебным действием.
Чтобы собранные растения не изменили свойства и не потеряли лекарственного значения, нужно знать правила сбора, сушки, подготовки и сохранения растений:
ü Собирать можно только те растения, которые не относятся к числу охраняемых видов.
ü Брать только здоровые, не поврежденные, хорошо известные вам растения.
ü Не вырывать растения с корнями, их нужно срезать ножом, давая отрасти им снова.
ü Не собирать растения по обочинам автомобильных дорог, по краям полей - они могут быть загрязнены выхлопными газами, удобрениями.
ü Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовитые.
ü Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду, лучше с утра, как только спадет роса.
ü Корни выкапывают осенью после опадания листьев или ранней весной.
ü Листья и стебли - во время цветения.
ü Цветки - в начале цветения.
ü Плоды - в период полноценного созревания.
ü Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте, в тени.
ü Хранить высушенные растения лучше в стеклянной посуде.
Затем я с учителем провели опрос среди родителей и учащихся нашего класса. Результаты опроса показали, что многие люди знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья. Из 30 опрошенных только 12 человек применяют лекарственные травы регулярно, 14 человек применяют их изредка, в основном, для лечения простуды, остальные 4 вообще не пользуются травами. Из 30 человек только 7 знают, как собирать и заготавливать травы, другие покупают их в аптеке.
1. Используете ли вы лекарственные травы?
Да, постоянно |
Изредка |
Нет, никогда |
12 |
14 |
4 |
2. Вы собираете и заготавливаете травы сами или покупаете в аптеке?
Самостоятельно |
Когда как |
Покупаю в аптеке |
4 |
16 |
10 |
Таким образом, лечение лекарственными травами сегодня менее популярно, чем раньше. Это объясняется тем, что новое поколение не знает конкретные лечебные свойства растений и не умеют пользоваться ими. Поэтому, следует снова знакомить людей с традициями народной медицины, делиться простыми рецептами от распространённых заболеваний и учить заботиться о своём здоровье при помощи природы.
И самое главное, следует помнить, что предупредить болезнь легче, чем вылечить. И ещё, при неумелом лечении лекарственные травы могут вызвать тяжёлые последствия. «Если вы больны – обратитесь к врачу» - это лозунг не только врачей, но и пациентов.
IІ этап – практический.
Совершив экскурсию по окрестностям нашего посёлка, я узнала, что многие лекарственные растения являются сорняками, которые растут везде: у дорог, во дворах домов, вдоль реки, на открытой местности, т. е. прямо «под ногами». Я насчитала более 15 различных видов трав и растений, которые обладают лечебной силой. Нужно только знать, каким образом они могут помочь нам, и уметь правильно собрать и заготовить их.
Сегодня я представлю некоторые виды лекарственных растений и их действие на организм человека.
Боярышник – кустарник растёт на равнине, в подлеске.
Используют цветы при лечении сердечно – сосудистой системы (гипертонии), снижает давление крови, возбудимость нервной системы. Плоды – для нормализации работы кишечника.
Земляника – по опушкам, на полянах, травянистых склонах.
Используют все растение:
корневище – как мочегонное средство, при ревматизме;
листья – при бронхите, при болезнях почек и подагре;
ягоды – при малокровии, анемии, экземе, как жаропонижающее.
На лесной полянке
Красуется Татьянка;
Алый сарафан,
Белые крапинки. (земляника)
Калина – встречается на берегу реки, озере, кустарник.
Используют:
листья – улучшают пищеварение;
цветки – обладают жаропонижающими свойствами, противокашлевым эффектом;
плоды – укрепляют иммунитет сердечной мышцы, снижают давление, обладают антибактериальными, противовоспалительными свойствами.
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка? (калина).
Ландыш – занесен в красную книгу, ядовит, растет – в зарослях, в долинах, полузатененных местах.
Из него готовят сердечные и успокоительные капли. Используют цветки – при пороке сердца.
На больших столбах подряд
Лампы белые весят,
Расцветает он весной,
Только снег сойдёт лесной. (ландыш).
Мята – встречается повсеместно, приятный аромат, охлаждающий вкус.
Используют листья. Настойки из мяты успокаивают; применяют при изжоге, болях в сердце.
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах….(мяты).
Ромашка аптечная – растёт повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.
Используют цветы. Применяют как успокаивающее, противовоспалительное, мочегонное
средство. Отваром ромашки полощут горло, используют как противовоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство.
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички – белые реснички
(ромашка).
Чабрец – растёт на буграх.
Используют листья. Свежим растением лечат кожные болезни, ревматизм, заживляет раны, снимает боль, чай принимают при кашле, пневмонии.
Шиповник обыкновенный – растет повсеместно (на опушках).
Его плоды – бесценный источник витаминов.
Избавит от анемии, авитаминоза, болезней почек, печени, мочевого пузыря, болезней кожи (псориаз), дыхания (бронхит).
Сидит на палочке,
В красной рубашечке,
Брюшко сыто – камнями набито.
(шиповник)
IІІ этап – обработка собранного материала.
В результате исследования:
1. Изучила правила сбора лекарственных растений;
2. Изучила формы применения лекарственных растений – соки, порошки, чаи, отвары, настои;
3. Выявила лекарственные виды, составила гербарий;
4. Выявила экологическую приуроченность лекарственных растений – лес, опушка, поляна, луг, вблизи водоёмов;
5. Составила отчет о проделанном исследовании в виде приложений.
Заключение
Природа является источником здоровья и опасности для человека. Богат и разнообразен выбор лекарств в «зеленой аптеке», но нужно быть осторожными: отравление лекарственными растениями возможно, если заниматься самолечением. Обращаться в «зелёную аптеку», также как и в обычную, следует при установленном диагнозе болезни и с рецептом врача.
Я считаю, что пропаганду об эффективности применения лекарственных трав для лечения различных заболеваний необходимо проводить среди населения, используя все средства (беседы. лектории, оформление стендов), чтобы выработать у людей положительное отношение к использованию лекарственных трав.
Необходимо знакомить людей с правилами заготовки, хранения лекарственного сырья и приготовления лекарственных настоев.
«На земле нет ничего, что не считалось бы лекарством»,- утверждает одно из положений тибетской медицины. Мы живём в мире лекарств. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лекарственными свойствами. Однако, в условиях экологического неблагополучия, важное значение приобретает забота о рациональном использовании природных богатств лекарственной флоры в борьбе за здоровье и активное долголетие людей.
Прав был средневековый врач Парацельс, который писал: «Весь мир – аптека…»
Действительно, куда бы мы не пошли в лес, на речку, в поле или вышли на садовый участок везде можно встретить лекарственные растения.
Своей работой мы призываем всех учеников бережно относиться к природе. Формировать свою экологическую культуру, культуру здоровья. Ведь многое зависит от нас с вами от того как мы обращаемся с природой.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья-
Те, что для людей полезны
И отступят все болезни.
Крепкого вам всем здоровья!
Литература
1. Волынский Б.Г. Растения в медицине. Саратовский университет, 1988.
2. Лихарев В.С. Удивительное на грядке, Саратов,1992.
3. Природная аптека.- «Новый садовод и фермер», №3, 2004.
4. Секреты целебных растений.- М.: 1992.
5. Ю. В Синадский Целебные травы. М- 1991.
6. А. Ф Синяков . Стимуляторы жизни. М-1990.
7. CD- Электронная медицинская энциклопедия КиМ.
Приложение
Приложение 1.
Из проанализированной литературы я сделала вывод, что можно попытаться пользоваться лечебными травами, оказывающими терапевтическое воздействие.
Действие |
Растение |
ЖКТ |
Календула, пижма, подорожник, ромашка, шиповник, лилия, лук, черемуха, лох, одуванчик, чистотел, крапива, подорожник, тысячелистник |
Неврозы |
Мята, цикорий, хмель, череда, мелисса |
Заболевания дыхательных путей |
Подсолнечник, малина, чабрец, клевер, крапива, подорожник, горец птичий, мелисса |
Дезинфицирующее средство |
Календула, череда, пижма, полынь, цикорий, шалфей, чабрец |
Сердечно – сосудистое средство |
Пижма, цикорий, базилик, пустырник, шиповник, одуванчик, подорожник |
Желчегонное средство |
Пижма, полынь, укроп, кукуруза, крапива, одуванчик, чистотел |
Обезболивающее средство |
Мята, чистотел, пустырник |
Противовоспалительное действие |
Ромашка, пижма, тысячелистник, календула, шалфей, базилик, клевер, крапива, щавель, подорожник |
Ранозаживляющее средство |
Календула, крапива, щавель, |
Кровоостанавливающее средство |
Череда, тысячелистник, крапива, кукуруза, малина, шиповник |
Приложение 2.
Приложение 3.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.