Экологический проект
Оценка 4.6

Экологический проект

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
экология
3 кл
09.07.2018
Экологический проект
Современная школа - это учреждение, в котором происходит социализация, становление ребёнка как личности, место, где формируется жизненная позиция, мировоззрение человека. Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Экологический проект.docx
Содержание: Введение___________________________________________________________3 1. Основной этап – цикл практических дел ____________________________5 Авария_________________________________________________5 1.1. Вода __________________________________________________ 6 1.2. Вытаптывание __________________________________________7 1.3. Дым ___________________________________________________8 1.4. Загрязняющие вещества___________________________________8 1.5. Истребление ____________________________________________9  1.6. 1.7. Кислотные дожди  _______________________________________9 1.8. Мусор _________________________________________________10 1.9. Нитраты и нитриты  _____________________________________10 1.10. Организмы – индикаторы_________________________________11 1.11. Пыль __________________________________________________11 1.12. Смог __________________________________________________ 12 1.13. Танкер _________________________________________________12 1.14. Фактор беспокойствия – Чернобыльская авария ______________13 1.15. Шум __________________________________________________ 13 2. Экологическая карта_____________________________________________ 14 3. Экологический прогноз___________________________________________15 Заключение  ________________________________________________________16 Список используемой литературы  ____________________________________  17 Введение                            Не вредить, а дружить надо с природой! Не брать сколько хочешь,     а сколько она может дать! Убьёшь природу, убьёшь себя!          Экология…Что означает это модное нынче слово? Оно происходит от двух греческих слов: «эйкос» ­ дом, «логос» ­ наука. Значит, экология – это наука, которая изучает наш с тобой дом, окружающий мир.       Почему об этой науке заговорили в последнее время? Да потому, что один жилец общего дома по имени человек стал вести себя возмутительно, как разбойник и хулиган. Он оказался ненасытным   и   опасным   жильцом.   В   угоду   своим   бесчисленным   желаниям   и   аппетитам   – больше есть, лучше одеваться, комфортнее жить – он бездумно застроил среду обитания множеством вредных заводов, наводнил её вонючим транспортом, вырубил множество лесов и осушил   болота.   Словом,   наломал   дров,   не   подумав   о   своих   соседях   –   других   живых обитателях дома.        В коммунальной квартире такого безобразника давно бы призвали к порядку или вовсе выселили бы. Но животные не могут сделать этого, они тихо страдают и погибают.      Долгое время человек оставался безнаказанным. А теперь он одумался, потому что понял, что   за   свои   удобства   ему   самому   же   приходится   расплачиваться:   мелеют   реки,   не восстанавливаются вырубленные леса, исчезают рыбы и звери. Да и самому стало труднее дышать, труднее добывать пищу, он чаще болеет. Вот как отомстил дом – природа – своему зарвавшемуся жильцу.      Одумался человек и теперь старается поправить положение, а сделать это очень трудно. И ты, прежде чем что – то сделать, подумай о своих живых соседях. Если им будет плохо, будет плохо   и   тебе.   Наука   экология   как   раз   и   занимается   изучением   взаимоотношений   живых существ и их сообществ в природе. Поэтому выбранная тема актуальна и в наше время.          Все мы любим отдыхать на природе возле реки, сидя у костра. Мир природы – это чарующий узор ярких цветов, и свежий ветер, вселяющий в нас новые силы.      Но есть люди, которые могут оторвать крылья у бабочки, нарвать охапку цветов и тут же бросить их под ноги, сломать молодое деревце, посаженное у дороги.Многие дети бездумно ломают деревья, уничтожают муравейники, разоряют гнёзда птиц, засоряют водоёмы. Всё это они делают не подозревая, какой вред наносят окружающей среде. 3 Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм­ С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь.                     С. Смирнов.        Лес – это наряд Земли. Лес благоприятно воздействует на человека, создаёт радостное настроение. Лес – это дом для зверей и птиц, кладовая, бесплатно отдающая свои плоды: орехи, ягоды, грибы, лекарственные растения. Всё для жизни человек получает от природы. Бережное отношение к природе – залог сохранения её богатств. Ущерб, нанесённый одному объекту природы, отрицательно сказывается на других.      Перед собой я поставил цели и задачи: ­ изучить нормы и правила поведения в природе, ­ учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих, ­ показать на примерах результат нарушения природных связей. 4 1.1. Авария 1. Основной этап – цикл практических дел Случается, что на заводах ломаются станки и агрегаты. На полном ходу у самолёта может отказать один из  двигателей. Могут лопнуть трубы нефтепровода. Любая такая поломка, опасная для человека и окружающей среды, называется аварией. К сожалению, каждый год на Земле   происходят   крупные   аварии,   в   результате   которых   гибнут   люди.   А   после Чернобыльской аварии, правильнее бы сказать катастрофы, с огромной территории из – за радиации переселили около ста тысяч человек.      К счастью, такие аварии случаются редко, но мелких ежегодно происходят миллионы. А именно   они  наносят   огромный   вред   природе.   При   каждой   аварии   на   цементном   заводе   в воздух выбрасывается много пыли, при столкновении машин из бензобаков на землю вытекает бензин или солярка. Из – зи аварии на танкерах море затягивается тонкой нефтяной плёнкой.      Люди стараются сделать так, чтобы аварий было как можно меньше. В каждой стране есть специальные   службы,   которые   уничтожают   последствия   аварий.   Но   лучше   сразу   строить надёжные механизмы и агрегаты, чтобы совсем избежать поломок. 1.2. Вода 5 Что такое вода,  знают  все.  Её на Земле огромное количество  – полтора  миллиарда кубических километров. Если представить Москву дном гигантского стакана и попытаться налить в него всю воду Земли, то высота его должна быть больше, чем расстояние от Земли до Луны. Казалось бы, воды так много, что её всегда должно хватить в избытке. Но беда в том, что во всех океанах вода солёная. Нам же, да и почти всему живому, нужна вода пресная. А вот её не так много. Поэтому мы опресняем солёную воду.       А пресной воде рек и озёр много растворённых веществ, в том числе и ядовитых, в ней могут   быть   болезнетворные   микробы,   поэтому   использовать   её,   а   тем   более   пить   без дополнительной очистки нельзя.          Очистка воды сложна и трудоёмка. Сначала её отстаивают, затем фильтруют, а для удаления бактерий и микробов обрабатывают химически – хлорируют или озонируют. Самая чистая и дорогая вода – дистиллированная. В ней совсем нет примесей, и используют её, как правило, только для специальных целей, например, для приготовления лекарств.       С водой нужно обращаться бережно. Посмотрите, не течёт ли у вас вода из крана, ведь столько трудов по очистке воды может «утечь»  в канализацию. С повышением температур в воде   резко   уменьшается   содержание   кислорода,   а   без   него   не   могут   жить   ни   рыбы,   ни растения.   Вот   почему   так   важно   следить   за   тем,   чтобы   в   реки   не   попадала   тёплая отработанная вода с фабрик, заводов, тепловых электростанций.      Не засоряйте водоёмы! При гниении они забирают кислород. Недаром народная мудрость говорит: « Не плюй в колодец – пригодится воды напиться!» 6 1.3. Вытаптывание      Ты идёшь по лесу. Посмотри – ка вниз, себе под ноги. На что ты наступаешь?        Разные травы, грибы, мелкие животные – всё может попасться под ноги. Там, где один человек пройдёт, ущерб лесу не очень большой. А там, где пройдут один за другим десять, сто, тысяча человек?      Вытаптывание! Это беда пригородных лесов и парков. Шагает человек и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы, уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растениям на ней жить очень трудно, а то и совсем невозможно. Погибает в вытоптанных местах и грибница грибов. А как страшны наши ноги для   жуков,   муравьёв,   пауков,   многоножек!   Ты   только   представь,   какие   мы   великаны   по сравнению с ними.       Давайте следить за собой и просить других, в лесу и в парке постараться ходить по уже проложенным   тропинкам   и   дорожкам!   Этим   мы   убережём   от   гибели   множество   живых существ.   И   ещё:   будем   внимательными   и   на   тропинке.   Постараемся   не   раздавить   жуков, бродячих пауков и других мелких лесных обитателей, часто выбегающих на дорожку. Они ведь не понимают, что здесь ходят люди, которым надо уступить дорогу.      Вытаптывают почву и домашние животные, если подолгу пасут на одном и том же месте. Это наносит большой вред лугам, степям, тундре. 7 1.4. Дым           Это   очень   мелкие,   в   тысячу   раз   меньше   миллиметра,   твёрдые   частички,   которые появляются в воздухе, когда горят дрова, уголь, бумага и некоторые виды топлива. Частицы дыма такие лёгкие, что парят годами в атмосфере, не опускаясь на землю. А когда на них оседает влага, возникает туман.       Дым вреден. Он раздражает органы дыхания, разъедает глаза, всё это может привести к заболеванию. Тяжёлые металлы (свинец, ртуть и другие) вызывают изменения крови. В ином дыме есть и канцерогенные вещества, а они вызывают рак.       Вот почему Минздрав постоянно предупреждает, что курение вредно для здоровья. 1.5. Загрязняющие вещества        Самая чистая природная вода содержит и мышьяк, и ртуть, и свинец ( вредные для нас вещества),   правда,   в   очень   малых   дозах.   Каждое   такое   вещество   становится   ядом   для человека только тогда, когда его концентрация в воде, воздухе или почве выше предельно допустимой.   В   чистой   воде   вредных   элементов   намного   меньше,   чем   их   предельно допустимое количество.      То же самое можно сказать не только о воде, но и о воздухе, и обо всей окружающей среде в целом. Таким образом, загрязняющее вещество – это такое вещество, количество которого в окружающей нас среде больше, чем предельно допустимое. 8 1.6. Истребление       Это исчезновение с лица Земли какого – либо вида животных или растений.          Вот пример. Представьте себе, что все начнут срывать ландыши и украшать ими своё жильё.   Рано   или   поздно   этих   цветов   просто   не   станет.   Мы   истребим   их.   Тоже   может произойти и с некоторыми видами животных, если мы все начнём на них охотиться.          Зачастую истребление связано с промышленной деятельностью человека. Мы строим заводы,   фабрики,   а   они   дымят,   шумят.   Вот   и   гибнут   от   химических   веществ   и   вредных воздействий  животные и растения. Так мы можем всех и всё истребить и остаться на совершенно голой Земле, а на такой планете нам жизни нет! 1.7. Кислотные дожди          Из названия понятно, что такой дождь – это, по сути, кислота, которая падает нам на головы с неба. Откуда она там берётся?      Дело в том, что многие заводы, котельные, где сжигают топливо, тепловые электростанции выбрасывают в воздух свои отходы – сернистый газ, окислы азота. В атмосфере эти газы растворяются в капельках воды, превращая её в кислоту. Капли собираются в тучи, а потом они проливаются на землю губительным дождём.          От них действительно много вреда: в реках и озёрах погибают рыбы, высыхают леса, пострадавшие деревья чаще заболевают и гибнут. Из – за кислотных дождей, попортивших почву,   снижаются   урожаи   пшеницы,   кукурузы.   Наконец,   кислотные   дожди   разрушают исторические памятники, простоявшие тысячелетия.          Как спасти природу от кислотных дождей? Надо уменьшать выбросы в воздух окислов азота и серы.           Ведь беда ещё в том, что ветер переносит эти кислотные газы на большие расстояния. Поэтому   кислотный   дождь   может   пролиться   вдалеке   от   напакостившего   завода,   даже   в другой стране. Вот почему в 1985 г. 20 стран, в том числе и наша, подписали протокол об уменьшении на треть выбросов серы на своих территориях. Есть уже договорённость и о сокращении выбросов окислов азота. 1.8. Мусор 9           Мусор,   мусор,   мусор…сколько   статей   написано   на   эту   тему?!   Однако   мусора   не уменьшается, даже становится больше. Можно встретить «мусорку» на опушке леса, в озере, около собственного дома…           Хорошо   в   лесу,   птички   поют,   цветочки   растут,   но…   конечно   же,   даже   тут   свалка: консервные банки, полиэтиленовые пакеты, бумага, бутылки, окурки, разодранный детский мячик, рядом зола от костра, следы от машинных шин. Видно, сюда приезжала на пикник большая компания, отдохнула, а вот убрать за собой не догадалась. Ещё долго – долго мусор будет разлагаться, отравляя окружающую среду. На воздухе мусор, разлагаясь, не так вредит живым организмам, как, например, в воде.      Все, наверное, летом купались в реках, озёрах, прудах. Вероятно, не однажды видели, как кто – нибудькидает мусор в воду. Выкидывать мусор в воду – это преступление. Дело в том, что   почти   все   вещества   хоть   чуть   –   чуть   растворимы   в   воде.   Растворы   многих   веществ губительно действуют на живые организмы водоёмов, являются причиной мутаций. Но есть и другие вещества, например, масла, они не растворимы, и многие из них легче воды. Они образуют плёнку на поверхности водоёмов, через которую не проникает кислород.       Посмотрим теперь на наши «мусорки». Очень редко мусорные баки представляют собой что – либо приличное, обычно они не выгружаются неделями, от них идёт тяжёлый запах, там размножаются различные насекомые.         Вероятно,   можно   привести   места   сбора   мусора   в   надлежащий   вид,   обеспечить   минимальный порядок. 1.9. Нитраты и нитриты       Мы часто сталкиваемся с нитратами на садовом участке: аммонийная селитра, калийная селитра, натриевая селитра – всё это удобрения. В почве нитраты испытывают различные превращения, частично они превращаются в нитриты. Сами по себе нитраты и нитриты мало ядовиты. Однако, если удобрения использовать неправильно, например, внести их в почву незадолго   до   уборки   урожая,   то   нитраты   и   нитриты   могут   накапливаться   в   картофеле, капусте, огурцах и других овощах в опасных концентрациях. Избыток нитратов и особенно нитритов вреден для организма.          Нужно строго соблюдать инструкции. Вносить удобрения не больше рекомендованного количества. Если есть подозрения, что овощи, картофель, например, содержит избыточное количество нитратов, то его надо очистить от кожуры, отварить, а отвар вылить. Сейчас   продают   специальные   тесты,   которые   определяют   содержание   в   продуктах нитратов: завышено оно или нет. 1.10. Организмы – индикаторы 10       Организмы – индикаторы – это «живые приборы». Они помогают учёным обнаруживать загрязнение окружающей среды, находить его источник. Дело в том, что многие организмы очень чувствительны к загрязнениям. Причём разные виды реагируют на разные вещества. Если опасные соединения появляются в воздухе, воде, почве, то чувствительные организмы исчезают, уходят из этого места или в их телах происходят такие изменения, по которым можно судить о загрязнении. К организмам – индикаторам относятся, например, лишайники. Одни из них столь чувствительны, что погибают даже при слабом загрязнении воздуха, другие – при среднем, третьи – при сильном. Изучив лишайники в той или иной местности, учёные могут сказать, насколько чист здесь воздух. Такими же «живыми приборами» могут служить грибы,   муравьи,   мокрицы,   дождевые   черви,   лесные   мыши,   полёвки   и   даже…зайцы.   Если сделать зайцу анализ крови или проверить в лаборатории состав его шерсти, можно узнать о том, какие загрязнители попали в окружающую среду. 1.11. Пыль      Пыль – это маленькие твёрдые частицы, летающие в воздухе. Когда нет ветра, они оседают на землю.      Пыль образуется при выветривании горных пород, при извержении вулканов, при пожарах. Она попадает в атмосферу с выбросами промышленных предприятий и транспорта. В воздухе всегда   есть   пыль   из   космоса,   пыльца   растений,   микроорганизмы.   Большую   часть   пыли   в города   приносит   ветер   с   полей   и   грунтовых   дорог.   Хорошо,   когда   идёт   дождь.   Средний дождик убирает половину пыли из воздуха, а сильный ливень – почти всю. Когда дождей нет, с пылью борются машины для уборки улиц. Кучи сыпучих материалов для пылеподавления загораживают   щитами,   опрыскивают   липкими   плёнкообразующими   веществами.   Вместе   с дымом пыль – одна из причин появления смога.           Частицы пыли, разные  по размерам, содержат разные химические  вещества. Мелкие частицы свободно проникают в дыхательные пути и оседают в бронхах и лёгких людей и животных, вызывая раздражение, кашель и болезни. В промышленности используют пылеуловители разных конструкций, создают сложные системы очистки газов. 1.12. Смог 11      Это слово происходит от сочетания двух английских – дым и туман. Но это не тот туман, который ложится холодным вечером на поля и луга. Это совсем другой, вредный туман, который образуется в городах. Он сложен из мельчайших частиц грязи, копоти, гари. А в городе её более чем достаточно – один только транспорт со своими ядовитыми выхлопами чего   стоит.   В   1952   г.   в   Лондоне   из   –   за   тяжёлого   смога,   состоящего   из   частиц   сажи, сернистого газа и капель тумана, погибли четыре тысячи человек.      Бывает и другой смог. Впервые его наблюдали в американском городе Лос – Анджелесе. Это   фотохимический   смог.под   действием   света   вредные   вещества,   попавшие   в   воздух, взаимодействуют друг с другом. В результате такого взаимодействия рождаются другие, ещё более вредные вещества. 1.13. Танкер          Танкерами называют грузовые суда, которые перевозят жидкости. Чаще всего танкеры забирают нефть из районов её добычи и транспортируют туда, где она нужна. Но есть и такие, которые возят пресную воду в пустынные области, кислоты или другие жидкие химические продукты. Перевозят танкеры и растительное масло. Самые большие корабли – нефтевозы вмещают   в   свои   резервуары   столько   нефти,   сколько   находится   в   10   тысячах железнодорожных цистерн. Представляете себе поезд из 10 тысяч вагонов? Он растянулся бы на 150 км. Если такой корабль наскакивает на рифы и его ёмкости дают течь, то нефть выливается на поверхность воды, и все живое в этом месте может погибнуть.            Несмотря   на   все   усилия   учёных   –   кораблестроителей,   моряков,   инженеров,   аварии танкеров то в одном, то в другом районе всё ­ таки происходят. Для большей надёжности в последнее время стали строить танкеры с двойным дном: внешнее дно при ударе о камень разрушается, а внутреннее – остаётся целым, и нефтяного загрязнения не происходит. 12 1.14. Фактор беспокойства – Чернобыльская авария      Это случилось 26 апреля 1986 года на атомной электростанции в городе Припяти, который находится в Украине вблизи Чернобыля.           Однажды ночью раздался взрыв и загорелся четвёртый блок. При этом в воздух было выброшено   такое   количество   радиоактивных   веществ,   что   люди,   находившиеся   вблизи,   и особенно   пожарные,   получили   смертельную   дозу   облучения.   Но   они   справились   с   огнём. Однако из полуразрушенного блока в воздух всё ещё поступали радиоактивные вещества. Тогда вокруг четвёртого блока построили огромную железобетонную коробку. Её назвали саркофагом. Коробка со всех сторон окружила пострадавшее здание и отрезало его от всего мира. Выброс веществ прекратился. Но те, что попали в атмосферу, ветер разнёс на огромные расстояния.   Позднее   они   с   дождём   и   пылью   осели   на   землю.   В   Припяти   и   близлежащих селениях жить уже нельзя – велика опасность заболеть лучевой болезнью. Поэтому люди, около ста тысяч человек, были переселены в другие места.          Так появилась почти необитаемая зона Чернобыльской аварии ( правильнее было бы сказать – катастрофы) и мёртвый город Припять. 1.15. Шум       Шум вызывает снижение слуха, страх, бессонницу, напряжённое состояние и стрессовые заболевания,   повышение   кровяного   давления   и   уменьшение   количества   соляной   кислоты, вырабатываемой желудком, нарушения перистальтики кишечника и гормональные сбои. Шум способствует замедлению умственной работы. 13 2. Экологическая карта        Экологическая карта во многом напоминает обычную географическую карту. На ней   также   обозначены   города,   посёлки,   реки,   горы   и   другое.   Но   кроме   этого   на экологической   карте   показаны   зоны,   загрязнённые   производственными   выбросами, участки рек, где вода отравлена промышленными стоками, места свалок, хранилищ различных   ядовитых   веществ,   районы   испытаний   ядерного   оружия   и   др.   такими картами   пользуются   ,   когда   составляют   программы   экологического   оздоровления местности,   когда   можно   найти   незагрязнённое   место,   например,   для   строительства детской больницы. 14 3. Экологический прогноз     Каждый день по радио и телевидению, да и в газетах сообщают прогноз погоды на завтра или на несколько дней вперёд. Слово «прогноз» означает «предсказание».          Конечно, прогнозы погоды мы слышали не раз. Но бывают ещё и экологические прогнозы.   Это   тоже   предсказания.   Учёные   –   экологи,   используя   свои   знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.       Экологи могут предсказать, например, что будет, если: ­ люди попытаются уничтожить каких – ни будь насекомых с помощью ядохимикатов; ­ в речку, озеро попадут ядовитые отходы завода, фабрики; ­ произойдёт авария судна, перевозящего нефть; ­ будут уничтожены хищные звери и птицы…      Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков, опасных и для природы, и для самого человека.  Экология подсказывает, как лучше поступать, чтобы сохранить природу, не повредить человеку. 15 Заключение      Будешь ли ты озеленять свой город, улицу, деревню, зная, что вяз – поглотитель пыли, тополь – дерево, лучше всех поглощающее звуковые волны и дающее большее количество кислорода; будешь ли  ты  включать на полную мощность телевизор или музыкальный   центр,   зная,   что   шумовое   загрязнение   на   автомагистралях   города составляет 70 – 80 ДБ при норме шума 55 ДБ.      Сможешь ли ты беззаботно кидать фантики от конфет жевательной резинки, зная, что город с трудом перерабатывает  и развозит  на свалки до 30 млн.  тонн  мусора ежегодно.      Будут ли тебе в жизни встречаться только красивые, здоровые, улыбающиеся люди, ласкаться   тёплые,   грациозные,   пушистые   звери,   будут   ли   встречать  тебя  яркими, сочными травами благоухающие поляны, оглашаемые звонкими трелями птиц, будет ли жить наша удивительная голубая планета Земля – всё это зависит от тебя! 16                                 Список используемой литература 1.     Гаврина   С.Е.,   Кутявина   Н.Л.   Сто   кроссвордов   о   растениях   и   животных. Ярославль: Академия развития, 1998. 2.    Гужин   Г.С.,   Тюрин   В.Н.,   Нагалевский   Ю.Я   и   другие.   Экология   Кубани. Краснодар, 1995. 3.     Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984. 4.  Красная книга Краснодарского края. /Составитель Нагалевский В.Я. Краснодар, 1994. 5.  Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 1998. 6.  Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 1998, №3. 7.  Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8. 8.  Экологическое воспитание школьников.//География в школе, 1989, №5. 17

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект

Экологический проект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018