Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
28.08.2019
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологи-ческого сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Экологический проект.docx
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
детский сад № 78\3
город Тюмень
«Лекарственные
растения»
Проект составила
воспитатель высшей категории:
Гобжила И.В.
г. Тюмень 2019год Экологический проект
на тему:
«Аптека под ногами»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Организация: МАДОУ детский сад 78 (корпус 3) г. Тюмень
2. Адрес: 6250062 город Тюмень, улица Ставропольская 7.
3. Телефон: 3290 34
4. Вид проекта: познавательный.
5. Продолжительность проекта: краткосрочный.
6. Участники проекта: дети подготовительной группы
(возраст 67 года), педагоги, родители.
7. Вид: групповой.
Актуальность темы:
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе
образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и
представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой.
Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не
может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать,
но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь
правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание
надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя
гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек
и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его
будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют
недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе
работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются
в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их
родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения». Цель проекта: закрепить представления детей о лекарственных
дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
Развивать игровое творчество, смекалку. Воспитывать бережное отношение к
растениям. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы,
составлять рассказыописания, сказки, загадки.
Задачи: воспитывать у детей любознательность, собрать фотографии,
картинки с изображением лекарственных растений; загадки, стихи, рассказы о
лекарственных растениях. Заинтересовать родителей и привлечь их к
совместной деятельности с детьми и педагогами детского сада.
Ожидаемый результат:
1. Расширение знаний и представлений детей о лекарственных растениях.
2. Правила сбора и засушивание лекарственных растений.
3. Появление интереса у родителей к жизни ДОУ.
Подготовительный этап:
— подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о
лекарственных растениях;
— подборка иллюстраций лекарственных растений;
— подготовка материала и оборудования; оборудование для приготовления
чая, посуда для дегустации.
Реализация проекта
Образовательная деятельность
познавательного цикла:
«Зелёная аптека» беседа о лекарственных растениях.
Цель: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку
лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить
детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь
к природе и бережное к ней отношение.
«Значимость лекарственных растений в жизни человека»
Цель: Расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их
ценности для здоровья человека.
«В гостях у бабушки – травницы» развлекательное мероприятие.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Экскурсия по территории детского сада: «Наш верный друг – подорожник».
Цель: познакомить детей с лекарственным растением – подорожником, с его
внешним строением; рассказать о том, какую пользу приносит это растение
человеку; какие условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос.
Рисунок: «Наш друг – подорожник»
Цель: развивать творческие способности детей в рисовании подорожника.
Раскраски для детей на тему растений.
Рассматривание иллюстраций и картин лекарственных растений,
разучивание стихотворений и загадок о растениях, книжек малышек
«Лекарственные травы Тюменской области».
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных
растений. Развивать речь детей, обогащать их словарь.
Чтение стихотворений: «Цветы» А. А. Сенькова, «Малина» Н.Астахова и др.
Заучивание песен и стихотворений о лекарственных растениях.
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Узнай растение»
Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению,
по запаху.
Дидактическое упражнение «Определи по запаху»
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять
знания о лекарственных растениях.
Дидактическая игра «Вершкикорешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных
трав используются в пищу.
Дидактические игры «Что лечит это растение?», «Узнай по описанию».
Совместная деятельность с детьми и родителями:
Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений.
Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях.
Изготовление книжек малышек на тему « Лекарственные травы Тюменской
области».
Папкапередвижка для родителей: «Лекарственные растения у нас под ногами».
Итог проекта
Выставка книжек малышек на тему « Лекарственные травы Тюменской
области». Результативность реализации проекта: осознанно правильное
отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека; расширить
представления о природе, развитие познавательного интереса, сформировать
знания о лекарственных растения, обогатить опыт детей в сфере
экологического воспитания.
Развлекательное мероприятие:
«В гостях у бабушки – травницы».
Ход мероприятия
Ведущая:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы вами поговорим о лекарственных
травах. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные растения
здоровью человека.
(Неожиданно в зал быстрыми шагами входит медицинская сестра)
Мед. сестра:
Извините меня, но у меня проблема. Я не знаю, как помочь больным детям. У
меня закончились все лекарства, а дети сильно кашляют, и у них ужасно болит
горло.
Ведущая:
Уважаемая Вера Васильевна! Мне кажется, что мы вам можем помочь. Нам
предстоит отправиться в самую лучшую аптеку – природу.
Ребята, нам выпала возможность познакомиться с лекарственными растениями,
которые нас окружают, и помочь больным ребятам, но для этого мы должны
отправиться на «Поляну здоровья».
(В глубине сцены плакат «Поляна здоровья», макеты деревьев. На паласе
кругом сидят дети в костюмах различных лекарственных растений).
Ведущая: «Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило.
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать».
В. Рождественский
А сейчас мы с вами должны отгадать загадки:
Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (ромашки).
Как зовут меня — скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый…(василек).
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два, облысела голова.
Спрячу ка в карманчик бывший… (одуванчик).
Поранил ты в дороге ногу, усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник).
Бусы красные висят, из куста на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи (малина).
Лечение травами давно известно в народе. А в далекие времена лечебные травы
собирали специальные люди и их называли «травниками».
Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая расскажет вам о
целебных свойствах растений, растущих в окрестностях нашего города?
Давайте знакомиться – бабушка Егоровна, знаток лекарственных растений
(выходит бабушка Егоровна).
Бабушка Егоровна: Здравствуйте, милые ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что
вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить?
(Вопросы детей – короткая беседа).
Бабушка Егоровна:
Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей
вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме
природы. Послушайте загадку, прежде чем мы отправимся в путешествие.
Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).
Ребята, а какие растения растут в наших лесах?
(Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты
елочек и цветов).
А как вы думаете, почему лес называют «зеленой аптекой»? (Ответы детей).
Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по лесным тропинкам? (в
лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса,
запах хвои – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей).
Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в
лесу чистый воздух, легче дышится.
Можно в лесу, на территории детского дома встретить и черемуху, которая
имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов,
листьев очищают воздух от микробов.
Бабушка Егоровна:
Ребята, давайте пройдем по нашей полянке, отыщем знакомые лекарственные
растения и вспомним их лекарственные свойства.
Участники праздника останавливаются около подорожника.
Бабушка предлагает рассказать об этом растении.
Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах.
Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется
консервированный сок подорожника.
Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь
приходили листья подорожника.
Ребенок читает стихотворение Н. Матвеевой.
«Подорожник»
Подорожник – санитар испытанный,
Врачеватель ног, в пути пораненных,
Подошел к дороге, приготовился,
Может, думает, кому понадоблюсь…
Далее дети рассматривают листья мать – и – мачехи.
«…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрыта
белым пухом, — мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней
стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука
матери. А приложишь холодной – станет неуютно, холодно…»
Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких
заболеваниях его применяют? Листья матьимачехи сушат, заваривают как чай
и пьют такой чай от кашля.
Ребенок:
Бабушка Егоровна! А я знаю о Вас стихотворение. Послушайте, пожалуйста:
Бабушка Егоровна.
До чего ж упорная Бабушка Егоровна.
Примечает загодя, где какая ягода.
За какою просекой прямо в руки просится,
За какой тропинкою выросло черникою,
За какой низиною поросло малиною.
Наберет Егоровна ягоду отборную,
Триста раз наклонится, кто за ней угонится?
Бабушка Егоровна: До чего же интересное стихотворение, действительно обо мне, я ведь не только
люблю собирать лекарственные травы, но и ягоды. Ребята, назовите лесные и
садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные
свойства (ребята вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике,
клюкве, чернике, морошке)
Бабушка Егоровна:
Ребята, на нашей полянке есть еще одно лекарственное растение, которое вы
хорошо знаете. Послушайте. Я о нем расскажу. Это растение бывает высоким,
стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде
морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него
мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие
солнышки выглядывают из травы. Если узнали, о каком растении идет речь,
найдите его.
(Ребята оттискивают аптечную ромашку, рассматривают ее).
— Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение?
(Отвар применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы
волосы стали красивее и быстрее росли)
Кажется, солнце в ромашку вошло,
Желтое донце в лучах расцвело,
Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,
Солнца на ножках, качаясь, стоят.
Залит лучами зеленый лужок,
Солнце нал нами и солнце у ног.
(А. Мельникова)
Бабушка Егоровна:
А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?»
Бабушка Егоровна: Молодцы, ребята, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из
вас может сказать о правилах сбора этого природного дара (дети дают свои
варианты ответов).
Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, с
которыми вас могут познакомить воспитатели.
Дети читают стихотворение:
«Луговые травы»
С бабушкой нашей пойдем далеко мы
В луг, где ей всякие травы знакомы,
Руки мелькают, на путаясь в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от насады,
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга
Будем лечить, избавлять от недуга.
(Е.Фейерабенд)
Бабушка Егоровна:
Ну, что мои милые ребята, понравилось вам путешествие по лекарственным
травам, сумела я раскрыть небольшие тайны природы? Пока мы с вами гуляли,
набрали много лекарственных трав для больных детей, отдадим их нашей мед.
сестре, чтобы она поскорей смогла вылечить ребятишек.
А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить не простой
чай, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав.
Приложение.
Игра «Угадай, кто я?»
Описание игры: На голову ребенка одевается маска – шапочка с изображением растения.
Ребенок не видит, что изображено на маске. Его задача – угадать кто он. Для
этого он задает наводящие вопросы товарищам по игре, что бы дать правильный
ответ. Вопросы должны быть поставлены для ответов «да» или «нет».
Например:
Я цветок? – да
Я расту в лесу? – нет
Я расту на клумбе? – да
Я беленький? – нет
Я оранжевый? – да
Я лекарственный цветок? – да
Я ноготок? – да
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.