Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Оценка 4.8

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
28.08.2019
Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологи-ческого сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Экологический проект.docx
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 78\3 город Тюмень «Лекарственные растения» Проект  составила  воспитатель высшей категории: Гобжила И.В. г. Тюмень 2019год Экологический проект  на тему:  «Аптека под ногами» ПАСПОРТ ПРОЕКТА 1. Организация: МАДОУ детский сад 78 (корпус 3) г. Тюмень 2. Адрес: 6250062    город Тюмень, улица Ставропольская  7. 3. Телефон: 32­90­ 34 4. Вид проекта: познавательный. 5. Продолжительность проекта: краткосрочный. 6. Участники проекта: дети подготовительной группы  (возраст 6­7 года), педагоги, родители.  7. Вид: групповой. Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе  образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и  представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой.  Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не  может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать,  но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь  правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание  надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя  гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек  и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют  недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе  работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются  в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их  родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения». Цель проекта: закрепить представления детей о лекарственных  дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.  Развивать игровое творчество, смекалку. Воспитывать бережное отношение к  растениям. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы,  составлять рассказы­описания, сказки, загадки. Задачи: воспитывать у детей любознательность, собрать фотографии,  картинки с изображением лекарственных растений; загадки, стихи, рассказы о  лекарственных растениях. Заинтересовать родителей и привлечь их к  совместной деятельности с детьми и педагогами детского сада. Ожидаемый результат: 1. Расширение знаний и представлений детей о лекарственных растениях. 2. Правила сбора и засушивание лекарственных растений.   3. Появление интереса у родителей к жизни ДОУ. Подготовительный этап: — подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о  лекарственных растениях; — подборка иллюстраций лекарственных растений; — подготовка материала и оборудования; оборудование для приготовления  чая, посуда для дегустации. Реализация проекта Образовательная деятельность   познавательного цикла:     «Зелёная аптека» беседа о лекарственных растениях. Цель: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку  лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить  детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. «Значимость лекарственных растений в жизни человека»  Цель: Расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их  ценности для здоровья человека.    «В гостях у бабушки – травницы»­ развлекательное мероприятие. Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования  представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения.  Воспитывать бережное отношение к природе.     Экскурсия по территории детского сада: «Наш верный друг – подорожник». Цель: познакомить детей с лекарственным растением – подорожником, с его  внешним строением; рассказать о том, какую пользу приносит это растение  человеку; какие условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Рисунок: «Наш друг – подорожник»  Цель: развивать творческие способности детей в рисовании подорожника. Раскраски для детей на тему растений. Рассматривание иллюстраций и картин лекарственных растений,  разучивание стихотворений и загадок о растениях, книжек ­ малышек  «Лекарственные травы Тюменской области». Цель: Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных  растений. Развивать речь детей, обогащать их словарь.   Чтение стихотворений: «Цветы» А. А. Сенькова, «Малина» Н.Астахова и др. Заучивание песен и стихотворений о лекарственных растениях. Игровая деятельность:   Дидактическая игра «Узнай растение»  Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению,  по запаху.     Дидактическое упражнение «Определи по запаху» Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять  знания о лекарственных растениях.      Дидактическая игра «Вершки­корешки» Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных  трав используются в пищу. Дидактические игры «Что лечит это растение?», «Узнай по описанию». Совместная деятельность с детьми и родителями: Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений.     Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях.   Изготовление книжек ­ малышек на тему « Лекарственные травы Тюменской  области».  Папка­передвижка для родителей: «Лекарственные растения у нас под ногами». Итог проекта Выставка  книжек ­ малышек на тему « Лекарственные травы Тюменской  области». Результативность реализации проекта: осознанно правильное  отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека; расширить  представления о природе, развитие познавательного интереса, сформировать  знания о лекарственных растения, обогатить опыт детей в сфере  экологического воспитания. Развлекательное мероприятие: «В гостях у бабушки – травницы». Ход мероприятия   Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня  мы вами  поговорим о лекарственных  травах. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные растения  здоровью человека.  (Неожиданно в зал быстрыми шагами входит медицинская сестра)  Мед. сестра:  Извините меня, но у меня проблема. Я не знаю, как помочь больным детям. У  меня закончились все лекарства, а дети сильно кашляют, и у них ужасно болит  горло.  Ведущая: Уважаемая Вера Васильевна! Мне кажется, что мы вам можем помочь. Нам  предстоит отправиться в самую лучшую аптеку – природу.  Ребята, нам выпала возможность познакомиться с лекарственными растениями, которые нас окружают, и помочь больным ребятам, но для этого мы должны  отправиться на «Поляну здоровья».  (В глубине сцены плакат «Поляна здоровья», макеты деревьев. На паласе  кругом сидят дети в костюмах различных лекарственных растений).  Ведущая: «Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило.  Где чистым воздухом так сладостно дышать,  Есть в травах и цветах целительная сила,  Для всех умеющих их тайну разгадать».  В. Рождественский   А сейчас мы с вами должны отгадать загадки:    Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.  Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (ромашки). Как зовут меня — скажи, часто прячусь я во ржи,  Скромный полевой цветок, синеглазый…(василек). Золотой и молодой за неделю стал седой,  А денечка через два, облысела голова.  Спрячу­ ка в карманчик бывший… (одуванчик).   Поранил ты в дороге ногу, усталость не дает идти,  Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник).   Бусы красные висят, из куста на нас глядят,  Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи (малина).  Лечение травами давно известно в народе. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли «травниками».  Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая расскажет вам о  целебных свойствах растений, растущих в окрестностях нашего города?  Давайте знакомиться – бабушка Егоровна, знаток лекарственных растений  (выходит бабушка Егоровна).  Бабушка Егоровна: Здравствуйте, милые ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что  вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить? (Вопросы детей – короткая беседа).  Бабушка Егоровна:  Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Послушайте загадку, прежде чем мы отправимся в путешествие.  Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт.  Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).  Ребята, а какие растения растут в наших лесах? (Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты  елочек и цветов).  А как вы думаете, почему лес называют «зеленой аптекой»? (Ответы детей).  Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по лесным тропинкам? (в  лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса,  запах хвои – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей).  Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в  лесу чистый воздух, легче дышится.  Можно в лесу, на территории детского дома встретить и черемуху, которая  имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.  Бабушка Егоровна:  Ребята, давайте пройдем по нашей полянке, отыщем знакомые лекарственные  растения и вспомним их лекарственные свойства.  Участники праздника останавливаются около подорожника.  Бабушка предлагает рассказать об этом растении.  Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах.  Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется  консервированный сок подорожника.  Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь  приходили листья подорожника.   Ребенок читает стихотворение Н. Матвеевой.  «Подорожник»  Подорожник – санитар испытанный,  Врачеватель ног, в пути пораненных,  Подошел к дороге, приготовился,  Может, думает, кому понадоблюсь…   Далее дети рассматривают листья мать – и – мачехи.  «…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрыта  белым пухом, — мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука  матери. А приложишь холодной – станет неуютно, холодно…»  Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких  заболеваниях его применяют? Листья мать­и­мачехи сушат, заваривают как чай  и пьют такой чай от кашля.   Ребенок:  Бабушка Егоровна! А я знаю о Вас стихотворение. Послушайте, пожалуйста:  Бабушка Егоровна.  До чего ж упорная Бабушка Егоровна.  Примечает загодя, где какая ягода.  За какою просекой прямо в руки просится,  За какой тропинкою выросло черникою,  За какой низиною поросло малиною.  Наберет Егоровна ягоду отборную,  Триста раз наклонится, кто за ней угонится?  Бабушка Егоровна: До чего же интересное стихотворение, действительно обо мне, я ведь не только  люблю собирать лекарственные травы, но и ягоды. Ребята, назовите лесные и  садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные  свойства (ребята вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике,  клюкве, чернике, морошке)  Бабушка Егоровна:  Ребята, на нашей полянке есть еще одно лекарственное растение, которое вы  хорошо знаете. Послушайте. Я о нем расскажу. Это растение бывает высоким,  стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде  морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него  мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие  солнышки выглядывают из травы. Если узнали, о каком растении идет речь,  найдите его.  (Ребята оттискивают аптечную ромашку, рассматривают ее).  — Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение?  (Отвар применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы  волосы стали красивее и быстрее росли)   Кажется, солнце в ромашку вошло,  Желтое донце в лучах расцвело,  Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,  Солнца на ножках, качаясь, стоят.  Залит лучами зеленый лужок,  Солнце нал нами и солнце у ног.  (А. Мельникова)   Бабушка Егоровна:  А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?»  Бабушка Егоровна: Молодцы, ребята, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из  вас может сказать о правилах сбора этого природного дара (дети дают свои  варианты ответов).   Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, с  которыми вас могут познакомить воспитатели.  Дети читают стихотворение:  «Луговые травы»  С бабушкой нашей пойдем далеко мы  В луг, где ей всякие травы знакомы,  Руки мелькают, на путаясь в травах,  В тонких и острых, в густых и кудрявых.  Вот от простуды, а вот от насады,  Это от боли спасет головной!  Мы поучиться у бабушки рады  Мудрой науке ее травяной.  Вырастем – травами с нашего луга  Будем лечить, избавлять от недуга.  (Е.Фейерабенд)   Бабушка Егоровна:  Ну, что мои милые ребята, понравилось вам путешествие по лекарственным  травам, сумела я раскрыть небольшие тайны природы? Пока мы с вами гуляли,  набрали много лекарственных трав для больных детей, отдадим их нашей мед.  сестре, чтобы она поскорей смогла вылечить ребятишек.  А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить не простой  чай, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав. Приложение.   Игра «Угадай, кто я?»  Описание игры: На голову ребенка одевается маска – шапочка с изображением растения.  Ребенок не видит, что изображено на маске. Его задача – угадать кто он. Для  этого он задает наводящие вопросы товарищам по игре, что бы дать правильный ответ. Вопросы должны быть поставлены для ответов «да» или «нет».  Например:  Я цветок? – да  Я расту в лесу? – нет  Я расту на клумбе? – да  Я беленький? – нет  Я оранжевый? – да  Я лекарственный цветок? – да  Я ноготок? – да

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)

Экологический проект " Лекарственные травы" (старший дошкольный возраст)
Скачать файл