Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе с взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.Ознакомление детей с окружающим миром.
Экологический проект на тему «Огород
на окне» во второй младшей группе №4
«Звездочки»
Автор: Алексеева Нина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский
сад «Росинка», г. Ядрин
Описание материала: экологический проект на тему «Огород на
окне» во второй младшей группе.
I. Аннотация проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по
выращиванию вместе с взрослым зелени на подоконнике в зимнее
время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание
интереса к миру растений.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей,
создание условий для познавательного развития детей через
проектно – исследовательскую деятельность и организацию
художественнопродуктивной творческой деятельности.
Выполнение проекта:на
мероприятия
Презентация
огородных
«Огород
выращивания
проекта
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной,
заключительный.
Основные
проекта:
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению
особенностей
культур.
•
окне».
Продолжительность проекта: краткосрочный февральапрель 2016г.
II. Обоснование социальной значимости
проекта
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды
(дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать
огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за
растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь
которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с
помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения
зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать
здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего
«лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет
сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи
познавательноисследовательского, социально личностного,
эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать.
Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с
наблюдениями за результатами. Практической деятельностью
является непосредственное участие детей в ходе за растениями.
Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде
всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение
поручения,
обязательность,
целеустремленность. А это очень важные качества для обучения
ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего
дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления
о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста,
их интерес к познавательноисследовательской деятельности
недостаточно
детскую
любознательность,
привить первые навыки активности и
самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково
исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и
развитием растений можно осуществлять в зимневесенний период,
выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и
луковиц, используя для этого огород на окне.
за полученный результат,
развит.
Чтобы
удовлетворитьIII. Цели проекта
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей,
создание условий для познавательного развития детей через
проектно – исследовательскую деятельность и организацию
художественнопродуктивной творческой деятельности.
Задачи…проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными
культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской
деятельности,
экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом и
детьми
IV. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок,
песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по
теме проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
Деятельность детей:
• Посадка семян лука, укропа в землю.
• Уход за растениями полив, рыхление.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне»
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»(08.02.2016г.)
• «Что такое «Огород на окне»(09.02.2016г.)
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»(10.02.2016г.)
• «Семена»(10.02.2016г.)
2. Опытноэкспериментальная деятельность:
• «Строение растений»(11.02.2016г.)
• «Рост и развитие растений»(12.02.2016г.)
• «Вода и росток»(16.02.2016г.)
• «Солнце и росток»(17.02.2016г.)3. Практическая деятельность:
• Отбор и посадка лука (19.02.2016г.)
*Посев семян укропа (19.02.2016г.)
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами (февраль
апрель)
4. Экологические занятия по темам:
• «Семена»(10.02.2016г.)
• «Первые всходы» (22.02.2016г.)
• «Мир овощей»(01.03.2016г.)
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу»(март)
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи»(февральапрель)
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений,
которые можно вырастить на подоконнике(февраль)
• Сюжетно ролевая игра «Овощной магазин»(15.03.2016г.)
6. Художественно творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок (февральапрель)
• Рисование «Лук от всех недуг»(09.03.2016г.)
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых» (февраль)
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде» (март)
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об
овощах (апрель)
8. Оформление альбома
«Наш лук от всех недуг»(апрель)
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует
образовательные ситуации (посадка лука), эффективно развивает
творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются
наблюдением за прорастанием лука и укропа
V. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (февраль)
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки,
стихотворения)
4.Разработка комплексно тематического плана работы5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (февраль, март, апрель)
1. Рассматривание семян укропа и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по
изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка,рыхление;
полив,• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3.Отражение результата
через художественнотворческую деятельность.3) Заключительный (апрель)
1.Анализ полученных результатов.
2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3.Презентация проекта «Огород на окне».
VI. Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты: Из семечки,
можно
вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп. У
детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые
виды растений, узнают много интересного из жизни растений,
исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети
научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической
деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за
растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями –
это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за
луковицы,выполнение поручения, за полученный результат, обязательность,
целеустремленность.
VII. Библиографический список:
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в
детском саду. Мир растений», М.: 2005.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
3. Поддубня Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006
4. Интернет ресурсы.