Экологический урок "Как сохранить воду чистой"
Оценка 4.7

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
экология
8 кл
12.05.2018
Экологический урок "Как сохранить воду чистой"
Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. О сохранности чистоты воды, проблемах малых рек пойдет речь в данной разработке
как сохранить воду чистой.docx
Тема: «Как сохранить воду чистой» Цель : ­ донести до сознания школьников понимание охраны и бережного отношения к воде, как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару  природы ; ­ побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности  воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем. Задачи: ­ расширить и обогатить кругозор учащихся о воде. ­ раскрыть проблемы загрязнения и охраны вод. ­ развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательный  интерес к изучению природы. ­ воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. ­ разработать план мероприятий по оздоровлению экологической водной  среды своей местности. Ход урока: Учитель: Еще в древности люди  заметили, что воды на планете Земля  намного больше, чем суши. Было бы справедливым называть нашу планету –  планета Вода! А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её  часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что  вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная вода  занимает всего лишь полстакана. Мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Россия –  страна с богатейшими водными ресурсами. Наша страна омывается водами 12  морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковым  Каспийским морем. На территории России насчитывается более 2 млн. озер,  сотни тысяч болот, свыше 2,5 млн. больших и малых рек. Русский историк В. О.Ключевский так описывал отношение человека к  рекам: «На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку. В  разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как Волга ­  матушка, Амур ­ батюшка, Цна ­ голубка, Енисей ­ богатырь, Ока ­  красавица.». Сообщение «Реки России» Россия – страна величайших речных систем. Длина ряда рек нашей  Родины измеряется тысячами километров, а площадь бассейна – миллионами  квадратных километров. Самой длинной рекой является Обь с  Иртышом(5410 км). Она же имеет и наибольший бассейн (около 3 млн. км). Из рек, бассейн которых полностью находится в России, самая длинная  река Лена. Реки Обь, Енисей, Лена и Амур относятся к величайшим рекам мира.  Волга является крупнейшей рекой Европы. Учитель: У каждого человека есть особенно дорогие, близки и милые  сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю  жизнь. Это его родной край. Одно из сокровищ родного края – реки.  По территории Тамбовской области протекает 1400 рек и ручьев, 900  прудов и водохранилищ, 300 небольших озер. Общая протяженность рек на  территории области 6,8 тысяч километров. К рекам федерального значения  относятся наиболее крупные реки: Цна, Ворона, Воронеж, Матыра, Битюг,  Савала, Карачан. Наиболее крупные озера ­ Рамза в Кирсановском районе,  Красное в Моршанском районе, Чистоозерное, Святовское, Чистое и Княжное в Тамбовском районе. По территории нашего села протекает река Нару­Тамбов. Давайте  послушаем сообщение, которое подготовила Артемова Оля. Сообщение Река Нару­Тамбов. (сообщение сопровождается просмотром фотографий реки в разные  времена года) Река Нару­Тамбов берёт начало у деревни Озерки Рассказовского района. Течёт на запад по открытой местности через сёла Хитрово, Коптево, Княжево  и Сухотинка.  Устье реки находится у села Царевка Знаменского района в 5,2  км по левому берегу реки Лесной Тамбов. Длина реки составляет 49 км.  Название реки Нару­Тамбов в переводе с мордовского означает травяной  омут. По другой версии, река получила это название из­за извилистого русла  (нара — изгиб, петля). Наша река небольшая, неглубокая, но такая родная, такая любимая, что  не сравнится даже с огромными, известными на весь мир, реками.  Река – это нечто иное, чем просто составляющее природы. Она живѐт  тысячелетия и несет с собой свою историю.   Нару­Тамбов  несѐт свои воды в реку Лесной Тамбов, которая, в свою  очередь впадает в Цну. Цна величественно несет свои воды и впадает в  Мокшу. Мокша – приток Оки, а Ока – Волги. Это значит, что в великой  русской реке есть и частица от нашей реки. Всех ласкает Нару­Тамбов в жаркий день своей освежающей прохладой,  да вот только не каждый ценит эту красоту природы. Сколько мусора  выбрасывается на берега реки! А ведь это может привести к загрязнению, а  потом и к заболачиванию!  Такое состояние нашей реки на сегодняшний день. Но когда­то она была  совсем другой, и хочется, чтобы она возвратилась к тому состоянию. Мы  должны помочь ей в этом. В начале пятидесятых годов прошлого века река текла по другому руслу. Она подпитывала лесной ручей Серебрянка и Алехино озеро. Но людям нужна была вода для полива овощей. Они решили изменить русло и сделали это.  Влага пришла на поля, а вот болото, находившееся в пойме реки, пересохло.  Упал уровень грунтовых вод. Часть ручья пересохла и теперь он берет начало  от родника в лесу. Прежнее русло наполняется водой только во время таяния  снега. Печальная участь постигла и озеро. Из чистого и глубокого, оно  превратилось в болото. А ведь по рассказам старожилов глубина его была  такая, что ни кто не мог достать дна. В нем было много рыбы, в прибрежных  зарослях гнездились птицы. Иногда на водную гладь опускались лебеди.  Все ли мы понимаем, какое это сокровище – река? Можно заново  построить разрушенный город, посадить лес, выкопать пруд, но живую реку,  если она умирает, сконструировать заново невозможно. Если река задыхается, гибнет – люди должны бить тревогу и помогать реке.  Я не хочу, чтоб речка высыхала, Где плещет столько рыбок золотых, Где пляшет резво лодка у причала, Где летний вечер так порою тих. Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой в них  останется навеки Студеная и вкусная вода. Где сотней радуг лед зимой искрится, Где по весне  бушует ледоход, Где воду пьет доверчивая птица, Где сосны зеленеют круглый год Учитель: Такая картина наблюдается повсеместно. Вопросами  сохранности водных ресурсов обеспокоены  в правительстве нашей страны. В  Российской Федерации принята целевая программа “Чистая вода”. Основная  задача, стоящая перед Россией сохранить и преумножить ­ природные  богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. В России разработана Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года . Этот документ определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего  устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного  воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных  преимуществ Российской Федерации в водной сфере. Россия может и должна  стать мировым лидером в сфере водопользования. Одних усилий государства по сохранению водных источников  недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял участие  в этом проекте. А что можем сделать мы? (примерные ответы детей) Учитель: Вода нужна всем. Вода – это жизнь. Почему же появилась  проблема «водного голода»? Разве маловоднее стали реки, моря, меньше  выпадает осадков? Нет! Причин несколько : это возросшая потребность  человечества в воде ­ в древности человек потреблял 12­ 18 л. воды в день,  сейчас – 400­600л. Потребляем то мы чистую воду, а возвращаем природе  загрязнённые стоки. И чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше. Цена на питьевую воду растёт с каждым годом. А причина всё та же  – загрязнение. Воду многих рек пить нельзя. Поэтому в Голландии давно  продаются бутылки с обыкновенной водой… из Норвегии, да и в Москве и  других городах России вода теперь тоже продаётся. В чем же причина ребята? Ответ учащихся: человек загрязняет воду и не экономит. Учитель: Что же загрязняет воду? Сообщения учащихся Ксения . Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду  можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно  было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. Он думает, что всё в природе вечно и имеет бесконечный запас прочности. Человеку нравилось  покорять природу, а не заботиться о ней. А особенно, когда речь шла о воде.  Ведь ее так много на планете – 3/4 площади. Но лишь 2% от этого количества  составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее  хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.  Вера. На берегах водоемов выросли промышленные предприятия,  которые сбрасывали неочищенные стоки в воду. Со сточными водами  предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде  гибнет жизнь. Рыба, раки, тюлени, моржи, растения – все живое погибает в  такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником  тяжелых заболеваний. Реки тоже болеют. Их воды не могут быть использованы человеком. Саша. Огромный ущерб воде наносит сельское хозяйство. Дождями с  полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в  сельском хозяйстве.  Ульяна. Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции  бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные  нефтепродукты.  Олег. Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн  сырой нефти в моря и океаны, губя всё живое на много квадратных миль  вокруг. Оля. И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете  практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и  уменьшается… Учитель. Все верно – это заводы, фабрики, машины, сельское хозяйство и все это сделал человек. И если мы не примем срочных мер, то скоро исчезнут  реки, озера, исчезнут обитатели водоемов, да и все мы с вами то же, если не  будем ее беречь. И ведь беречь надо не только воду в водоемах, но и ту,  которая течет из крана, а иногда она бесполезно утекает в канализацию.  Представьте, что из вашего крана капает вода. Из­за неисправного крана  в сутки теряется 100 литров воды, а если кран будет протекать в течение  года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды. Внесите  свои предложения по экономии воды дома. Предложения ребят.(Заранее подготовленные).  Закрывай кран, пока чистишь зубы, или пользуйся стаканом для  полоскания рта.  Мой посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв  отверстие пробкой.  Вместо ванны принимай душ, для недолгого душа воды расходуется  гораздо меньше, чем для наполнения ванны.  При приготовлении пищи используй крышки и не лей больше воды, чем  требуется.  А главное – не забывай выключать воду!  Вторичное использование воды (помыв фрукты, полей этой водой  цветы).  Вовремя устранить течь любого крана.  Не выливайть в канализацию токсичную бытовую химию (растворители,  очистители).  Поставить счётчик на водопровод и контролировать водопотребление  Сберечь воду, если рыхлить почву на огороде и уменьшать испарение Учитель: Вода!.... Что ты такое? Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство. Ты – величайшее в мире богатство. Ты – божество, которое так легко спугнуть. Ты  даешь нам бесконечное простое счастье. Учеными ­ исследователями доказано, что вода является  информационной структурой, которая впитывает в себя негативные и  положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова  будут хорошими! А вода будет только верным другом и трудолюбивым  помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте. Вода­это настоящая и  будущая жизнь на Земле. На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу. У вас на столе лежат  памятки «Как сохранить воду чистой». Раздайте их своим товарищам и  близким людям. Пусть это будет вашим первым шагом в охране водных  ресурсов. КАК СОХРАНИТЬ ВОДУ ЧИСТОЙ  Не загрязняйте воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не  бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.  Берегите родники, не замусориваете землю возле них, берегите  деревья на берегах рек и озер.  Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните  пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».  Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран  неисправен, то попросите взрослых его починить.  Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на Земле  ограничены!

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"

Экологический урок "Как сохранить воду чистой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2018