Экологическое право
отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды.
Задачи природоохранного законодательства
регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды.
В данной области выделяют следующие группы отношений:
по природопользованию;
по охране окружающей природной среды;
собственности на природные объекты;
по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Принципы экологического права
отражают объективные закономерности и потребности общества, каждого человека в экологически благоприятной окружающей природной среде. Основные принципы экологического права закреплены в ст. 3 Федерального закона 'Об охране окружающей природной среды‘ от 10.01.2002 №7-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
Принципы экологического права
принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную ля жизни окружающую природную среду;
принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
принцип законности и неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений;
принцип гласности в работе органов государственного управления, тесной связи с общественностью в решении природоохранных задач;
принцип международного сотрудничества в охране окружающей природной среды.
Принципы экологического права
Анализ действующего законодательства позволяет выделить ряд других принципов:
принцип предотвращения вреда окружающей природной среде;
принцип устойчивого развития;
принцип платности использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды;
разрешительный порядок воздействия на окружающую природную среду.
Источники экологического права
Конституция РФ,
международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,
федеральные законы,
договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами РФ,
указы Президента РФ,
постановления Правительства РФ,
ведомственные нормативные акты,
конституции, уставы субъектов РФ,
законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты.
Экология
наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой.
Экология — это сравнительно молодая наука, ей не более 200 лет.
Некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В предмет экологического права входят следующие общественные отношения между физическими, юридическими лицами, публично-правовыми образованиями:
- отношения собственности на природные ресурсы;
- отношения природопользования;
отношения по охране окружающей среды и возмещения причиненного ей вреда;
правоохранительные отношения (по защите экологических прав и интересов).
Метод регулирования экологических отношений представляет совокупность административно-правовых и гражданско-правовых способов воздействия на данные отношения.
Экологическое законодательство – совокупность правовых актов различного уровня, регулирующих отношения по поводу владения и пользования природными ресурсами, охраны окружающей среды и защиты экологических прав.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в
сфере взаимодействия общества и природы, возникающие
при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной
с воздействием на природную среду как важнейшую
составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на
Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на
континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне
Российской Федерации.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;
природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;
охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;
загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;
государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;
вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
объекты всемирного природного наследия - объекты природного наследия, включенные в Список всемирного наследия;
объекты природного наследия – природные объекты, природные памятники, геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, природные достопримечательные места, попадающие под критерии выдающейся универсальной ценности и определенные Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия;
Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)
система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды;
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Экологическими правоотношениями признается юридическая связь субъектов (участников) общественных отношений в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.
Субъекты (участники) экологических правоотношений взаимно обладают экологическими правами и несут экологические обязанности. Экологические правоотношения не являются имущественными, так как объекты правоотношений признаются не имуществом, а частью окружающей природной среды.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством и соответственно земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законодательными актами.
Предпосылками экологических правоотношений признаются нормы права, юридические факты и правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность) субъектов (участников) экологических правоотношений.
Экологические правоотношения могут быть классифицированы на отдельные виды по различным основаниям:
- регулятивные и охранительные;
- относительные и абсолютные.
Регулятивные правоотношения - предполагают реализацию экологических прав и обязанностей субъектами (участниками) экологических правоотношений.
Охранительные правоотношения возникают при неисполнении субъектом (участником) экологических правоотношений экологических обязанностей, нарушении экологических права другого субъекта (участника) экологических правоотношений, совершении экологических правонарушений.
При относительных правоотношениях все субъекты (участники) экологических правоотношений определены: они признаны носителями экологических прав и обязанностей. Иные лица не обладают экологическими правами и не несут экологических обязанностей и не вправе вступать в экологические правоотношения.
При абсолютных правоотношениях определена только одна сторона — носитель экологических прав, а иные лица (они не конкретны и не определены) обязаны воздержаться от нарушений экологических прав первой стороны. Данная обязанность возлагается на всех и на каждого.
Большинство экологических правоотношений являются относительными. Абсолютными правоотношениями признается, например, право собственности на природные ресурсы.
Юридические факты классифицируются :
на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие;
на события и действия.
Юридические факты признаются правообразующими, если в результате их наличия возникают правоотношения, например для возникновения права природопользования необходимы договор или лицензия на природопользование.
Юридические факты признаются правоизменяющими, если в результате их наличия меняется содержание правоотношений. Например, при установлении земельного или лесного сервитута меняется право собственности или право пользования земельным или лесным участком.
Юридические факты признаются правопрекращающими, если в результате их наличия правоотношения прекращают свое действие, например окончание срока действия договора или лицензии на природопользование предполагает прекращение самого природопользования.
Событиями как юридическими фактами признаются жизненные обстоятельства, которые не зависят от воли и желания человека, но которые имеют определенные юридические последствия. Данные жизненные обстоятельства не оцениваются как правомерные или неправомерные, но событие в этом случае может повлечь только правомерные последствия. Например, стихийное бедствие природного характера (наводнение, природный (естественного характера) лесной пожар и т.д.) предполагает проведение подразделениями Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий РФ (МЧС России) аварийно-спасательных работ и ликвидацию чрезвычайной ситуации на основании Федерального закона «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Действиями как юридическими фактами признаются жизненные обстоятельства, которые являются волеизъявлениями, т.е. результатом деятельности людей. Действия дифференцируются на правомерные и правонарушения. Экологические правонарушения как юридические факты предполагают наступление таких правоотношений, как юридическая ответственность. Большинство юридических фактов в данном случае признаются правомерными, т.е. соответствующими нормам экологического права.
Субъекты (участники) экологических правоотношений
признаются лица, обладающие экологическими правами и несущие экологические обязанности, а именно: публично-правовые образования (государство и муниципальные образования), физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
От имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в экологических правоотношениях принимают участие соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами, а также должностные лица, осуществляющие служебную деятельность в данных органах власти.
Физические лица являются индивидуальными субъектами экологических правоотношений. К физическим лицам относят граждан России, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством (бипатридов) и лиц без гражданства (апатридов). Правовой статус (совокупность экологических прав и экологических обязанностей) зависит от принадлежности физического лица к гражданству. Гражданство России определяется на основе Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Всеми экологическими правами в полной мере обладают только граждане России, для иных физических лиц законодатель в ряде случаев устанавливает правоограничения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели как субъекты (участники) правоотношений должны пройти государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Законодатель предусматривает и специальных субъектов (участников) экологических правоотношений.
Статьей 5 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что специальными субъектами (участниками) земельных правоотношений являются:
- «собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
- землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
- землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
- обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
- правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков;
- обладатели публичного сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками».
Статьей 1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водопользователями как специальными субъектами (участниками) водных правоотношений признаются «физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом».
Пользователями недр как специальными субъектами (участниками) горных правоотношений могут быть «субъекты предпринимательской деятельности, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами» (ст. 9 Закона РФ «О недрах»).
Правоспособность субъектов (участников) экологических правоотношений предполагает возможность обладать экологическими правами и нести экологические обязанности. Правоспособность физических лиц возникает с момента рождения физических лиц, индивидуальных предпринимателей — с момента образования. Правоспособность является равной для всех субъектов (участников) экологических правоотношений. Никто не может быть лишен или ограничен в правоспособности; от правоспособности нельзя отказаться.
Дееспособность субъектов (участников) экологических правоотношний
предполагает возможность лица своими действиями приобретать экологические права и создавать для себя экологические обязанности.
Дееспособность физических лиц (индивидуальных предпринимателей) возникает одновременно с возникновением правоспособности, т.е. с момента образования. Полная дееспособность физических лиц возникает с наступления совершеннолетия; до наступления совершеннолетия физические лица пользуются ограниченной (частичной) дееспособностью.
Деликтоспсобность субъектов (участников) экологических правоотношний
предполагает возможность самостоятельно и в полной мере отвечать по своим обязательствам, в том числе нести юридическую ответственность при совершении экологических правонарушений.
Объектом экологических правоотношений
является составная часть (компонент) окружающей природной среды, которая отличается естественным или антропоестественным характером происхождения. Компоненты окружающей природной среды обеспечивают благоприятные условия жизнедеятельности индивидуальных субъектов.
Статьей 4 Закона об охране окружающей среды признано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 1 Закона об охране окружающей среды установлено, что компоненты природной среды — э то земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природный комплекс — это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.
Содержание экологических правоотноений
права и обязанности субъектов (участников) экологических правоотношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды.
Совокупность экологических прав и обязанностей представляет собой эколого-правовой статус субъекта (участника) экологических правоотношений.
Субъективным правом субъекта (участника) экологических правоотношений признается мера дозволенного поведения, которая обеспечена ему государством.
Юридическая обязанность субъекта (участника) экологических правоотношений
мера должного, необходимого поведения, которая предписана субъекту. Юридические обязанности являются способом обеспечения прав других субъектов (участников) экологических правоотношений. От исполнения юридической обязанности нельзя отказаться, так как отказ от исполнения юридической обязанности признается правонарушением и является основанием для привлечения к юридической ответственности субъекта (участника) экологических правоотношений.
Основным экологическим правом физических лиц как субъектов (участников) экологических правоотношений признается право на благоприятную природную среду (ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона об охране окружающей среды).
Право на достоверную информацию реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В состав экологически значимой информации включают: сведения о наличии и состоянии природных компонентов; сведения о состоянии здоровья населения, условиях их жизнедеятельности, связанных с состоянием окружающей природной среды; сведения о видах воздействия на окружающую природную среду и источниках такого воздействия; сведения о природопользователях и природопользовании; сведения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; сведения о мерах по охране окружающей природной среды; сведения о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению экологического контроля (надзора).
Право на информацию является абсолютным, так как информация должна обладать режимом свободного доступа. Доступ к информации о состоянии окружающей природной среды не может быть ограничен.
Данная информация является открытой и общедоступной.
Все субъекты экологических правоотношений имеют равное право на доступ к экологически значимой информации на условиях презумпции открытости и общедоступности, на основе принципов достоверности, полноты, своевременности и обязанности других субъектов по предоставлению информации. Информация содержится в письменной, визуальной, устной форме и разных базах данных.
Основным источником экологически значимой информации являются кадастры природных ресурсов, т.е. совокупность экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природных ресурсов, состав и категории природопользователей.
Для осуществления государственного экологического контроля (надзора) составляются:
- Реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду;
Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ;
Российский реестр углеродных единиц;
Государственный реестр объектов размещения отходов и Федеральный классификационный каталог отходов.
Экологический контроль может быть не только государственным. В соответствии с законодательством выделяются следующие виды экологического контроля:
- государственный экологический контроль;
- производственный экологический контроль;
- муниципальный экологический контроль;
- общественный экологический контроль.
Выделяют также общий экологический контроль, осуществляемый высшими органами государственной власти и управления, и специальный - проводимый органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды.
Любой из указанных видов контроля должен проводиться в целях:
- обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;
- соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
- обеспечения экологической безопасности.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения
одна из форм государственного принуждения;
Задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке.
Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.
Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическим проступком.
Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.