ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА – ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Оценка 4.8

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА – ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Оценка 4.8
Лекции
doc
экология
10 кл—11 кл +1
29.02.2020
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА – ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1. Факторы, определяющие степень стабильности в социальной и экономической сфере. 2. Комплексные индикаторы качества жизни. 3. Сверхиндустриальное общество и сверхиндустриализация. 4. Концепция устойчивого развития. 5. Два подхода к решению экологической проблемы. 6. Экологический кризис. 7. Формирование у населения экологического мировоззрения. 8. Моральное сознание человека, экологическое сознание и экологическое образование. 9. Экологическая культура и рациональное природопользование.
Экологическое сознание и культура.doc

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА – ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

Человечество вступило в XXI век, вобрав и сконцентрировав все противоречия прошлого века. Чрезвычайно выросла напряжённость во взаимодействии людей с биосферой, антропогенная нагрузка на неё в настоящее время в два раза превысила допустимые значения. Основной задачей государства является обеспечение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Благоприятная экологическая обстановка в сочетании с комфортными природно-климатическими условиями является мощным средством профилактики и реабилитации здоровья людей.

Важнейшими факторами, определяющими степень стабильности в социальной и экономической сфере, являются качество окружающей природной среды, уровень экологической безопасности территории и проживающего на ней населения. Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твёрдыми веществами и отходами производства, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остаётся наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение.

Неблагоприятная экологическая обстановка может быть охарактеризована тремя важными обобщениями:

- вокруг промышленных объектов формируются новые очаги антропогенного социально-экологического напряжения, распространяющие своё негативное влияние на окружающую среду на большие расстояния;

- указанные очаги представляют собой техногенные аномалии, которые по степени выраженности вредного воздействия на здоровье больших контингентов населения значительно превышают патогенетическое влияние климатогеографических и геохимических провинций;

- население, проживающее на территориях, подверженных влиянию названных очагов, существенно отличается по состоянию здоровья, распространённости и выраженности индикаторной и экологически обусловленной патологии взрослых и детей, показателям смертности и средней продолжительности жизни [9].

Сохранение благополучной экологической обстановки в районах расположения предприятий является одной из приоритетных задач для каждого региона России.

Могущество страны невозможно без развития промышленности и честного распределения природной ренты. Альтернативой промышленному труду и усилию является продажно-паразитическое существование всей страны, то есть полная зависимость от финансовых спекулянтов и жизнь с продажи страны и уничтожения будущего наших детей и внуков, прокорм с целенаправленной африканизации России. С этой точки зрения, промышленность не может быть альтернативой постиндустриальному или информационному обществу.

Активная деятельность зарубежных и отечественных идеологов последних лет по обессмысливанию промышленного труда и пропаганде наступления постиндустриального или информационного общества привела сегодня в России и во многих странах мира только: к разрушению национальных промышленных систем, закрытию фабрик и заводов, отлучению молодёжи от труда и трудового сообщества. Россия с точки зрения этих выдуманных обществ грядущего века является сегодня безусловным лидером: индустрий у нас уже почти не осталось, а информация в виде телевизионного ящика с раннего утра до поздней ночи занимает жизнь отлучённых или освобождённых от сложного труда индивидов.

В принципиальном плане, очевидно, что теоретики постиндустриального, информационного общества раздувают одну из третьестепенных черт отдельных островов хозяйствования в мире и полностью абстрагируются от систем деятельности. Само наличие таких систем и даёт возможность информации и существования идеологам постиндустриальности. В любом случае, кризис, уменьшение доли индустриальной экономики и возрастание доли услуг, вокруг чего и выстраиваются рассуждения о постиндустриальной, или возрастание роли знания, откуда растут фантазии об информационном обществе, все эти тенденции не имеют никакого отношения к преодолению центральной роли самого промышленного труда.

Промышленное общество не сводится к индустриальному, и не является беззнаниевым. Индустрии производят продукты и услуги, а промышленность производит планируемое качество жизни и саму социальность. Знание и мышление обеспечивают идеальные модели того, что должно быть, а промышленность превращает эти модели в реальность. Поэтому возрастание роли услуг и знаний требует не отказа от промышленного развития, а, наоборот, опережающего проектирования для России принципиально новой национальной промышленной системы, включающей в себя все элементы промышленного труда, как постиндустриальные знания с услугами, так и множество новых материальных индустрий.

Важно понимать, что пока наши чиновники от госуправления и политики обсуждают проблемы рынка, займов, здравого смысла, бездефицитного бюджета, упрощения образования и орфографии и т.п., интеллектуальный цвет оборонного, промышленного и внешнеполитического сообщества, США активно обсуждает стратегию ноосферной мировой революции с Соединенными Штатами Америки в качестве лидера [10]. В основе, разрабатываемой ими ноополитики лежит попытка выйти на решение конкретно промышленных и военных задач североамериканской государственности. В рамках ноополитики ставится задача кардинальной трансформации условий и качества жизни в США, фактически производство новой социальности и государственности. Речь фактически идёт о принципиально новой промышленности и смене промышленной формы как таковой, когда предметом систематического и модифицированного преобразования становится сама социальность, социальная природа [11].

В конечном счёте, промышленность - это система преодоления ограничений природы и стихий во имя достоинства личности каждого человека. Задачей промышленности в российской традиции хозяйствования является производство достойной жизни для личности каждого человека, пространства и условий самодостаточности человека, как залог его достоинства. Основа российской идеи промышленности и промышленного принципа - в русской литературе и русском слове, в материальной организации и реализации принципа свободы и власти духа, прямая привязка преобразования вещества природы к духовно-смысловой стороне жизни, практическое освобождение человека от природных и социальных пут. И, конечно, такого рода подход не ведёт к уничтожению природы, не является антиэкологическим.

Современный смысл промышленного развития в России первой половины XXI века состоит в производстве в каждом конкретном месте нашей страны и для личности каждого гражданина России полноценной, достойной, перспективной мировой жизни, выраженной в показателях наивысшего или мирового качества жизни. Россия в XXI веке на всей своей территории, повсюду может и должна стать местом, где стоит жить. В этой задаче нет ничего необычного.

Однобокие показатели уровня жизни, стандартизованные и нормированные по отдельным характеристикам так называемых развитых стран мира (и, прежде всего, США и Европы) и выраженные исключительно в абстрактном количестве американских долларов, к сожалению, совершенно закрыли тот факт, что качество жизни является комплексным, и ни в коей мере не понятием, сводимым к отдельным техноорганизационным характеристикам.

Качество жизни и разнообразные его индексы используются для характеристики благосостояния и благополучия общества. В отличие от уровня жизни, который характеризует только экономические и внешние условия существования человека, качество жизни отражает состояние самого человека в хозяйственно-социальной реальности его фактической жизни.

Суть различия между этими понятиями показывают следующие примеры. Когда в бытность СССР эскимосов переселили из чумов в комфортабельные квартиры, уровень их жизни повысился, но и уровень смертности резко повысился, они стали вымирать от тоски. В ГДР после присоединения к ФРГ материальные условия улучшились в 3-5 раз, однако, уровни самоубийств, преступности и смертности выросли.

Российскими учёными (демографами, медиками, философами, регионоведами, экономистами, социальными политиками, педагогами) разработаны различные комплексные индикаторы, включающие три блока параметров. Включаемые параметры должны отвечать следующим требованиям:

- отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для общества и отражающие его собственное ощущение себя благополучным или неблагополучным;

- однозначно восприниматься любым гражданином на всей территории России, объединяя всех единым пониманием;

- обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие условия жизнедеятельности;

- иметь доступные для стандартного измерения количественные характеристики, обеспечивающие возможность сравнительной оценки и слежения за динамикой.

Первый блок параметров качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства.

Второй блок показателей отражает удовлетворённость населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки используются социологические опросы представительных выборок из населения. Объективным индикатором крайней неудовлетворенности служит уровень самоубийств.

Третий блок параметров оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей: не убий, не укради, почитай отца и мать своих, не сотвори себе кумира и др. В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях, которые считаются грехом против соответствующих заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния хуже.

Для проведения международных стандартизованных сравнений предлагаются различные упрощённые показатели качества жизни. Они включают три основных параметра: продолжительность жизни взрослого населения, самоубийства и убийства. Важной стороной качества жизни является уровень миграции. Эти показатели близки к принятому в ООН Индексу человеческого развития (ИЧР), который вычисляется как среднее взвешенное долголетия, образованности и материального благосостояния и позволяет ранжировать страны на основе сравнения фактической ситуации с наилучшими и наихудшими достижениями и соответствия другим существующим и уже достаточно хорошо опробованным в мировой практике индексам и критериям.

Очень важно, что качество жизни задаёт содержательные основания для хозяйствования и экономики, является важнейшим внеэкономическим показателем правильности и основательности региональной и локальной экономической политики. Одновременно качество жизни является интегральным показателем организации жизни в регионе в целом, во всех её сферах. Это позволяет говорить о целесообразности использования параметров и стандартов качества жизни для организации региональной политики крупных страховых компаний. Под стандартами качества жизни имеются в виду предельно вариативные показатели, крайне разнообразные, многоадресные и типологически организованные для разных групп населения и под разные схемы работы.

Такие стандарты включают следующие показатели: рождаемость и смертность, количество браков и разводов, реализуемость права ребенка жить и воспитываться в семье, перспективность детства и жизни, доступность образования, качество образования, разнообразие образовательных услуг, доступность объектов культурного назначения, развитость социальной инфраструктуры и социальных служб, развитость системы социального обеспечения неимущих и пожилых людей, доступность медицинских услуг и их качество, разнообразие систем профессионализации, наличие перспектив занятости.

Важнейшим шагом по пути к мировой державе станет создание системы обеспечения лучшего в мире качества жизни в России и индекса Российского качества жизни, определяющего соотношение качества жизни в России и в других территориях мира. Такой российский индекс как стандарт качества жизни мог бы стать особым брэндом, символом и показателем того, как в наше время жить полноценно, достойно, перспективно и на мировом уровне. В новых условиях формулируются новые идеи и механизмы организации постсоветского воспроизводства. Смелый и дальновидный подход выступает прекрасной платформой для работ в этом направлении и на уровне России в целом.

Ведь на фоне чудовищной деградации производства мы до сих пор совершенно упускаем катастрофическое и полное разрушение в России и СНГ систем воспроизводства и развития. Да, наблюдается экономический рост. Но этот некоторый экономический рост построен на костях населения. Дело не в том, какие у нас доходы, а в том, что расходы - маленькие. Это указывает на самый существенный элемент не только российской, но и мировой ситуации. Вложения в общественное воспроизводство являются ничтожно малыми по отношению к необходимым. Как результат - в настоящее время в мире не обеспечивается даже простого воспроизводства, наблюдается устойчивая деградация, упадок, кризис.

При этом в качестве главного показателя ситуации и благосостояния миру демонстрируются кривые так называемого экономического роста - в общем-то, пустого и неэффективного для управления представления. А реальные и абсолютные показатели фактического качества и уровня жизни пропадают за арифметической казуистикой роста. Для математики нет ничего странного в том, что в мире в целом, среднеарифметически, и, особенно, в отдельных развитых странах наблюдается экономический рост, а у отдельных людей, регионов, стран, континентов происходит фактический спад. И для экономики тоже выходит вполне нормальным, когда она растёт-растёт, а реальная жизнь падает.

Таким образом, обозначилась сила, которая оказалась неспособной осуществлять или даже производить мировое воспроизводство и поэтому сделавшая ставку исключительно на собственное воспроизводство за счёт других стран, людей и природы. Отсюда сегодня в мире может быть только две партии: партия воспроизводства человечности и человечества - и партия закрытого, устроенного по принципу касты, элитарного клуба, использующего существующие ресурсы и механизмы для обеспечения собственного воспроизводства. При этом вторая партия не может рассматриваться в качестве политической, в качестве субъекта мировой политики, поскольку она не преобразует мир в целях обеспечения всеобщего, для всех и для каждого блага. Она лишь приспосабливает существующий мир к своим потребностям и привычкам и, следовательно, вынуждена отгораживаться от мира, строить разного рода санитарные кордоны.

Проблема эксплуатации и извлечения в свою пользу прибавочного продукта уступает в настоящее время место проблеме организации производства прибавочного продукта в достаточном количестве для воспроизводства человечности. С этой точки зрения, глобальным финансовым спекулянтам можно предъявить претензию не в том, что они богатые и своими переорганизациями финансовых потоков, своекорыстными переливами капиталов уничтожают экономику и даже жизнь региона или, как теперь это нередко оказывается, и целых стран и цивилизаций - но в том, что держатели финансового капитала, находясь в более благоприятной ситуации, чем другие представители человечества отказываются от ответственности за организацию мирового развития и общественного воспроизводства.

Снятие ответственности за организацию получения прибавочного продукта в общечеловеческом масштабе и есть путь к уничтожению человечества. Это явление фактически и является основой того, что сегодня называется глобализацией. Из данного положения вовсе не следует, что надо теперь присоединяться к антиглобалистам и искоренять тех, кто отказывается от труда в пользу человечества. Из этого следует только то, что ситуация гораздо катастрофичнее и безысходнее, чем представляется. Ситуация сегодня состоит в том, что процессы мирового развития являются исключительно предметом возможного, они никем не организуются и даже не программируются. Другими словами, сегодня в мире отсутствует субъект, который бы хотел и был в состоянии, был бы способен производить достаточный для воспроизводства и производства прибавочный продукт в масштабах всего человечества.

Наказав глобалистов, мы никак не приблизимся к тому, чтобы у человечества появился субъект организации его воспроизводства и мирового развития. Оставив всё так, как есть, дав волю глобализации - весь мир также окажется у разбитого корыта. В этой ситуации нельзя надеяться на появление одного большого субъекта, который примет на себя заботы всего человечества. Целенаправленное планирование и производство воспроизводства и развития должны стать сквозными политиками на всех уровнях власти и жизни.

В условиях реальной и чрезвычайно жёсткой глобализации для России с её историей и тысячелетней традицией невозможно выступать конкурентоспособной державой на основе экономизма и без обеспечения систем воспроизводства и развития. У России есть достойные шансы в мировом соревновании только в том случае, если она избежит экономического способа мирового движения в виде обустройства среды и сделает ставку на внеэкономические способы мирового движения в форме задачи обживания среды.

И категория качества жизни оказывается здесь современной формой организации воспроизводства. С одной стороны, качество жизни, представленное в показателях и индексах, определённое правовым образом в стандартах, является прямым инструментом экономики. С другой стороны, оно задаётся не столько уровнем жизни и понятиями монетарной экономики, сколько сложностью и цветением разнообразных форм организации жизни и труда, развивающими формами общения. С третьей стороны, использование категории качества жизни позволяет принять новую парадигму цивилизационного освоения жизни на территориях - парадигму обживания вместо более неприемлемой завоевательной и освоенческой парадигмы (освоение территорий).

Необходимо проектировать системы полного жизнеобеспечения, продвигаясь к освоению экстремальных условий хозяйствования и жизни и, тем самым, раздвигая представления о возможностях человека и, через производство необходимого качества жизни, восстанавливая саму свободу человека. Тотальное включение всего населения - сверху донизу - в работу по улучшению собственного качества жизни, по новому освоению и переосвоению или реколонизации страны - вот новый российский курс и российская внутренняя геополитика.

Определение курса на качество жизни российского населения как основу его промышленной и хозяйственной политики позволяет подойти к решению проблемы того, как России преодолевать отсталость страны и набирать в ближайшие десятилетия необходимую для мировой державы экономическую мощь. Впервые имеется возможность развивать производство и промышленность не за счёт населения, а, наоборот, напрямую для улучшения его жизни.

Важно не идти на поводу у модных теорий деиндустриализации и преодоления устаревшей индустриализации. То, что известное нам по СССР 30-70-х гг. индустриальное общество сегодня уже не отвечает требованиям времени, очевидно. Но новое - более мощное общество - может быть создано, следует понимать, не за счёт отказа от индустриализации, а, наоборот, за счёт сверхиндустриализации и реализации её программы. В современном научно-аналитическом языке сверхиндустриализация означает, как правило, большую долю промышленности в производстве ВВП.

Сверхиндустриальное общество – это окружающая среда с высокоэнергетическим и мощным обеспечением, в котором базовые черты ндустриальной революции специальным образом усилены и продолжены двумя долгосрочными стратегиями: всё более автоматизируемыми фабриками и заводами, и модернизацией индустрии услуг. В технологиях, капитале, трудовой квалификации и управлении могут достигаться новые уровни усложнения и развития систем деятельности. Получат широкое распространение комплексные системы компьютеризации и связи, применение интеллектуальных систем и иных технологических завоеваний. Будет осуществляться быстрый рост традиционного бизнеса услуг, а также услуг на основе персональных - медицинских, коммуникационных бизнесов. Всё это находится в разительном контрасте с тем акцентом на досуг и удовольствие, который составляет понятия постиндустриального общества.

Главное различие между индустриальной и сверхиндустриальной эпохами заключается не в переходе от материальных к постэкономическим критериям, а в дроблении ценностей, сопутствующем процессу социальной дестандартизации. Компании не смогут полагаться на общественный консенсус, а будут вынуждены действовать в обстановке обостряющегося конфликта ценностей между общественными группами.

Таким образом, новая технология ведёт нас не в мир роботизированного, стандартизированного одномерного общества, а к социальным структурам, в небывалой степени дифференцированным, причём каждая из них, оставаясь в широких рамках всего общества, будет создавать свои подсистемы ценностей. Корпорациям придётся адаптироваться к небольшим и недолговечным группам субкультур, активно демонстрирующим, пропагандирующим и пытающимся реализовать свой уникальный набор ценностей. Частично совпадающие, иной раз усиливающие друг друга, но чаще противоречащие одна другой, эти системы ценностей поставят персонал компаний перед труднейшей проблемой выбора и окажут сильнейшее давление на интеграцию как личного, так и корпоративного самосознания с соответствующей им ролью.

Развитие технологий не обязательно равнозначно прогрессу и, если не будет постоянно контролироваться, может фактически уничтожить уже достигнутые результаты. Для большинства людей работа должна быть разнообразной и ответственной, требующей способности принимать решения, выносить собственные суждения и оценки.

Крайне важно, что принятие курса на наращивание качества жизни или на сверхиндустриализацию на основе качества жизни означает восстановление приоритета внутреннего рынка России и начало нового освоения жизни на территории страны как основе российской экономики. Именно такая внутренняя геополитика позволяет не только реализовывать импортзамещение, но и достоверно определить необходимую степень открытости российского рынка, создать основу социальной и политической устойчивости страны, начать реально связывать труд и производительные силы с управлением страной.

Принятие концепции постиндустриальности является опасным, поскольку за этим невнятным словом маячит, прежде всего, сознательный отказ от индустриализации и направленная деиндустриализация страны - что и было осуществлено в 90-е годы в России и ещё нескольких странах мира. Реализовать курс на постоянное улучшение качества нашей жизни и на мировое качество жизни невозможно без форсированной новой сверхиндустриализации.

С одной стороны, надо ясно понимать, что без восстановления своего законного статуса Россия никогда не получит не только комфортной и удобной во всех отношениях жизни, но и просто спокойного, пусть и несытого, бытия. Только восстановление страны в качестве мировой державы позволяет вообще говорить о какой-то минимальной нормальности качества жизни. С другой стороны, промышленно-технологический прорыв должен идти как раз в направлении преодоления и решения этой проблемы через курс на качество жизни средствами сверхиндустриализации.

Сконцентрированный на идее сокращения страданий, в осуществлении которой советский строй достиг замечательных успехов, он авторитарными способами нормировал структуру потребностей. Быстрая смена в ходе урбанизации универсума символов и потребностей (особенно в среде молодёжи) вошла в конфликт с идеологически предписанными нормами. Узость этих норм при резком увеличении разнообразия потребностей сделала частично обездоленными большинство граждан. Крамольное недовольство общественным строем стало массовым. Хотя это недовольство не означало антисоветизма и не приводило к требованию сменить его фундаментальные основания, его смогли использовать те социальные группы, которые были заинтересованы именно в ликвидации советского строя (прежде всего ради присвоения собственности).

Уже преобладают люди сложного городского общества. Новый социализм, если удастся миновать катастрофу, будет строиться с пониманием той роли, которую играет в жизни общества разнообразие. Спектр морально оправданных и экономически обеспеченных потребностей будет не просто расширен, он станет регулироваться иными и гораздо более гибкими нормами. Принципиального конфликта с базисом социализма это не создаёт. Жёсткость заданного в СССР образа жизни была унаследована от длительного существования в мобилизационных условиях, и не вытекает ни из принципов социализма, ни из типа культуры. Реформа была травмирующим и разрушительным выходом из мобилизационного состояния - но выходом. Только курс на мировое качество жизни на основе сверхиндустриализации и позволит создать действенную и созидательную социальность России.

Концепция устойчивого развития, принятая мировым сообществом как ведущая стратегия предотвращения глобальной экологической катастрофы, требует качественного изменения парадигмы экологического образования. В соответствии с новыми ориентирами в основу его развития должна быть положена концептуальная идея, согласно которой оно выступает определяющим фактором утверждения новой цивилизационной модели развития, обеспечивающей улучшение качества жизни человечества при сохранении качества природной среды, формирование экологически ответственной позиции человека как субъекта социоприродного взаимодействия, переориентации человеческих ценностей с утилитарно-потребительских по отношению к природе на духовные, экологически ориентированные. В соответствии с этой идеей стратегическая цель, обусловливающая общую ориентацию экологического образования, определяется как устойчивое развитие общества на основе коэволюции природы и человека.

Уже к концу XX века человечество осознало неразрывность триады: развитие человеческого общества - состояние окружающей его среды – здоровье человека. Процесс осознания шёл и идёт в настоящее время под флагом экологизации хозяйственной деятельности и содержания образования, что всё время и поддерживает общественный интерес к экологии.

Человек только на основе социальных мотиваций и особенностей психологии осваивает новые условия жизни, независимо от функционирования наследственных приспособительных механизмов. Люди встречаются с новыми условиями среды вынужденно, по социальным причинам или вследствие стихийных бедствий; или добровольно, в силу особенностей психологии. Вероятность выживания и безопасность в новых условиях зависят от соотношения имеющихся, генетически закрепленных морфофизиологических особенностей организма и приобретённых под влиянием новых факторов. Биологическая цена выживания в этих случаях различна, даже если условия одинаковы. Целесообразно обсуждать не только качество окружающей среды, но и расходование функциональных резервов организма во время приспособления к ней - нормальную и патологическую экологию.

Проведен анализ проблемы гармонизации отношений человека со средой его обитания, роли экологического сознания, как основы безопасности его жизнедеятельности. Экологическое сознание рассматривается как составляющая морального сознания личности и как социальное явление.

Экологический кризис конца XX века сделал как никогда актуальными вопросы взаимоотношений человека и окружающей среды. В настоящее время уже вряд ли можно усомниться в том, что позиция, основывающаяся на противопоставлении природы и человека, полностью себя дискредитировала, а отношение к биосфере, как к материалу для бесконечного преобразования привело человечество к экологическому тупику. Столкнувшись с негативными сторонами своей хозяйственной деятельности - загрязнением воздуха, воды, почв, и, как следствие, ухудшением состояния здоровья людей, человечество стало искать выход из создавшегося положения. Вполне естественной была реакция производственников на сложившуюся ситуацию - перераспределение материальных и финансовых потоков и формирование различных контролирующих органов, следящих за состоянием природной среды. К середине 60-х годов становилось всё очевиднее, что средств, отпускаемых на приведение в порядок нарушенной природной среды, требуется всё больше и больше, а проблемы до конца решить не удаётся. Конец 60-х годов характеризуется осознанием необходимости обсудить сложившуюся необычную ситуацию на высшем уровне.

В основе глобального экологического кризиса лежит широкомасштабный процесс добычи и использования минеральных ресурсов, что вызывает глубокие нарушения в биосфере и сопровождается экологическими катастрофами (Чернобыль, 1986; Башкирия, 1989; Нефтегорск, 1995; Кузбасс, 1997; и др.), приводит к ухудшению качества среды обитания, создаёт угрожающие здоровью и жизни людей экологические проблемы. Ещё в 1930-х годах такую ситуацию предвидел академик В.И. Вернадский и определил её суть - человек становится ведущей геологической и геохимической силой на планете. Это значит, что промышленная деятельность стала влиять на планетарный геологический круговорот вещества - основу минерального питания и жизни биосферы [3].

Экология вступила в социальные взаимоотношения с мировым сообществом и под биологическим термином стала формироваться комплексная, социально ориентированная наука и научно-государственная система экологической безопасности, спасения и выживания, способная лечить общество и государство. Самое простое определение этой науки получалось буквальным переводом термина экология - наука о доме, жилище, месте (среде) обитания.

К настоящему моменту в науке сложилось два подхода к решению экологической проблемы. Один из них, космический, связывает будущее человечества с дальнейшим развитием научно-технического прогресса и освоением технологий, которые позволили бы осуществлять полную регуляцию всех процессов, протекающих в биосфере Земли и ближнем Космосе. Среди сторонников этого направления наиболее крайние позиции занимают приверженцы концепции активной эволюции. Авторы этой концепции, основываясь на данных о цефализации в ходе эволюции, делают вывод о некоей идеальной телеологической программе развития, заложенной в этом процессе. Именно в реализации этой программы видят поборники активной эволюции назначение человека в этом мире [1].

По словам одного из наиболее видных представителей этого направления Н. Семеновой, «главное в активно-эволюционной мысли - упор на преображение природы самого человека: дух должен всё больше управлять бессознательными пока процессами» [8]. Как видно из этой цитаты, преобразованию подлежит, прежде всего, биологическая природа человека. И в самом деле, далее Н. Семенова раскрывает те процессы, которыми должен управлять дух: механизмы старения, регенерация организма, создание долгоживущего (бессмертного) человека, обретение автотрофности, органосозидание, преображающее восстановление ушедших поколений. Имеется в виду оживление мёртвых, или, точнее, реконструкция их, по всей вероятности, методами генной инженерии; преображающее, вероятно, оттого, что предполагается реконструировать покойника не совсем таким, каким он был, а улучшенным, более соответствующим реалиям нового мира. От технического прогресса активно-эволюционные мыслители предлагают перейти к внутренне-биологическому или органическому преобразованию человека.

Альтернативным космическому является экологическое направление в вопросе о стратегиях выживания человечества. Его характерной чертой является неприятие положения космизма о необходимости активного преобразования биосферы средствами развивающейся науки и полного овладения её процессами и природными явлениями. Оптимальными взаимоотношениями человека и биосферы здесь считаются такие, при которых человек минимально воздействует на среду своего обитания, подчиняя свои потребности требованиям биосферы [2]. Минимизация этого воздействия достигается различными путями, основным из которых является сокращение потребностей, отказ от многих удобств, являющихся следствием технического прогресса.

Надо заметить, что экологическое направление гораздо более многообразно, нежели космическое, и соответственно очень разнообразны те рецепты, которые предлагаются его представителями для предотвращения глобальной экологической катастрофы. Наиболее радикальным способом решения проблемы, предлагаемым в рамках этого направления, является постепенное сокращение численности человечества путём ограничения рождаемости до одного полутора миллиардов человек и поддержание его на этом уровне.

Другие, не менее радикальные решения проблемы, основаны на предложениях ограничить, или даже полностью остановить научный и технический прогресс и установить строжайшие ограничения на технологии. Наиболее умеренные представители экологического направления, смыкаясь с умеренными космистами, предлагают соединить экологические способы решения проблемы с предоставляемыми наукой, подчинив последнюю требованиям уменьшения воздействия человека на окружающую природную среду.

Оба эти направления имеют свои сильные и слабые стороны. Остановимся только на двух, наиболее существенных, с нашей точки зрения, их недостатках. Это, во-первых, переоценка природосберегающих возможностей технологий, с одной стороны, и их недооценка с другой. Во-вторых, и для того, и для другого направления характерно стремление к упрощению этнической, социальной и политической структуры человечества. Опасность этой тенденции состоит в том, что при её реализации человечество неизбежно превращается в жёсткую систему, которая сможет существовать лишь в относительно стабильных условиях.

Во взаимоотношениях народов и людей с окружающим миром, необходимо начать переход на какие-то новые концептуальные установки, реализация которых на всех остальных уровнях управленческой иерархии - идеологическом, политическом, экономическом - позволит обеспечить длительное существование человечества и природной среды. На сегодняшний день человечество по своему сознанию разделилось на два лагеря: антропоцентристы - это технократы с сознанием идеологии тела (власть, богатства, удовольствия); биоцентристы – с осознанием идеологии духовности и гармонии с природой.

Природные катаклизмы в связи с серьёзным изменением климата Земли выдвинули проблемы экологии на первый план. Поэтому человечеству, чтобы преодолеть проблему высокой заболеваемости и смертности, стоит вспомнить забытую экологическую культуру и поменять взгляды современной медицины на новые энергетические, духовные пути лечения человека.

Успешное развитие медицины, создание методов электронной диагностики и т.п. в ближайшее время являются парадигмой нашего нового сознания. Важным свойством нового сознания явится духовное богатство как культурное наследие наших предков. Культ разума исказил структуры познания и породил тип современного человека – рационалиста. Рационализм не экологичен, и в философии Ф. Ницше выражена несокрушимая вера в то, что мышление может проникнуть в глубочайшие бездны бытия, и не только познать бытиё, но и исправить его. Напротив, в своих работах В.И. Вернадский отмечал, что природа есть организованное целое и необходимо целостное духовно-художественное восприятие мира.

Наряду с социально-экономическими преобразованиями наиболее существенной чертой современной цивилизации остаётся экологический кризис. Он проявляется комплексно в виде разнообразных проблем в социальной, демографической, экономической сферах, сферах природы и духовного развития человека. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия окружающей среды с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Все мы являемся свидетелями природных катаклизмов, связанных с изменением климата: страшные наводнения, уносящие жизни тысячи людей, землетрясения, разрушение защиты озонового слоя, повышение уровня солнечной радиации, загрязнение вод мирового океана и гибель морских животных. Большая часть этих нарушений связана с неразумной деятельностью человека, его пагубного влияния на окружающую среду. Чаще всего это происходит из-за низкой экологической культуры, поэтому перед образовательной системой стоит грандиозная задача по воспитанию экологической культуры и ответственному отношению к природе.

Человечество изменяет планету Земля быстрее, чем успевает понять, что оно делает для жизни в настоящем и будущем. В последние годы число экологических катастроф достаточно убедительно свидетельствует о реальности самых мрачных прогнозов. Современные реалии заставляют искать единые ценности, на которые должна опираться культура всего человечества.

Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования мировой экологической культуры. Развитие общества, его выживание и стабильность требует мобилизации всего множества типов культурного опыта. Единственный шанс выжить, человечество получит, только кардинально изменив стратегию своих взаимоотношений с биосферой, а именно, сменив природопокорительское мировоззрение на альтернативное ему. Не фенолы, диоксины и озоновые дыры причина экологического кризиса.

Первопричиной надвигающейся катастрофы является человек, а точнее, его личность с её амбициями, ценностями, целями и смыслами жизни. На современном этапе перехода цивилизации в постиндустриальное пространство люди столкнулись с реальной возможностью самоуничтожения человечества, поскольку преобразующая сила общественного производства стала сравнима по мощи с природными процессами. Ноосферное развитие мира предопределено сложившимися экономическими законами в обеспечении жизнедеятельности. В наше время экологическая культура является условием выживания цивилизации на планете Земля. Важным в этом свете является формирование у населения экологического мировоззрения.

К сожалению, сфера разума руководствуется сугубо прагматичным подходом и все предположения академика В.И. Вернадского о коэволюции природы и человека пока не подтверждаются. Человечество продолжает жить по правилам максимального удовлетворения своих социальных потребностей за счёт природных ресурсов, загрязнения атмосферы. В результате – потепление мирового климата, озоновые дыры в атмосфере, землетрясения в Юго-Восточной Азии, тайфуны у берегов США. Энергия природы повышает пассионарность людей, что выливается в вооружённые конфликты во многих горячих точках планеты. Природа и человечество не сформировали общую сферу, а противостоят друг друга, причём это состояние становится со временем всё более жёстким.

Процесс ускоренного развития ноосферы в настоящее время привёл к созданию глобальной техногенной цивилизации, вышел из-под контроля человечества и угрожает сохранению жизни на нашей планете. Каждое усовершенствование техногенной системы по принципу отрицательной обратной связи увеличивает её негативное воздействие на природу, что ставит вопрос о самом существовании человека в техносфере.

В связи с этим человечество встало перед необходимостью решения глобальных проблем: предотвращение мировой термоядерной войны, прекращение гонки вооружения, освоение космоса, охрана здоровья и ликвидация наиболее опасных заболеваний, устранение неблагоприятных последствий научно-технического прогресса и экологического кризиса. Проявлениями последнего являются изменения, угрожающие естественной основе жизни человека и негативно воздействующие на развитие общества: опасность изменения генетического фонда, недостаточная энергетическая, ресурсная и продовольственная обеспеченность, демографический дисбаланс, растущая загрязнённость окружающей среды. Крупные источники кислорода – тропические леса и мировой океан под угрозой. Люди, опьянённые своими технологическими победами, делают глупость, прилагая технические средства к живой природе, разрушая, таким образом, основы собственной жизни, что можно считать психическим заболеванием, коллективным помешательством [7].

Нормализация отношений человека и окружающей среды должна основываться на гармоничном сочетании развития технологий и становлении биосферной ориентации деятельности человека. При этом, ведущую роль в данном процессе должно играть моральное сознание человека, точнее такая его составляющая, как экологическое сознание. В своем понимании этого термина мы основываемся на представлении о сознании как о сложной системе, включающей целый ряд подсистем. Одной из таких подсистем является моральное сознание, то есть ощущение субъектом своих поступков в их ценностном аспекте.

Таким образом, можно понимать экологическое сознание как сознание моральное, в котором человеческие поступки оцениваются исходя из их влияния на состояние окружающей среды и на биосферу в целом, в свете значимых для его носителя экологических ценностей. Иными словами, это та часть морального сознания человека, которая непосредственно детерминирует поступки человека и их оценку в сфере отношений с окружающей средой [4].

В такой форме экологическое сознание свойственно любому человеку, поскольку нет человека, который не взаимодействовал бы со средой своего обитания. Но из этого следует, что само по себе оно не может стать основой для становления оптимальных взаимоотношений человечества и остальной биосферы. В связи с экологическим кризисом, охватившим планету к концу двадцатого века, возникла потребность в принципиально новом типе экологического сознания биосферно-ориентированном, который должен базироваться на стремлении подчинить потребности человека необходимости сохранения, восстановления и поддержания ресурсов биосферы. Он должен предполагать сознательное ограничение потребностей человека для снижения антропогенной нагрузки на среду его обитания. Такой тип экологического сознания предполагает и понятие об экологической ответственности - осознании экологических последствий совершаемых нами поступков в масштабах, как отдельных экосистем, так и биосферы в целом, и принятии на себя этих последствий.

Сознание является феноменом, присущим не только отдельной личности, но и человеческому обществу в целом. В связи с этим необходимо ввести новую категорию общественного экологического сознания, систему функционирующих в обществе этических установок, мировоззренческих, философских, юридических, культурных, религиозных, экономических, политических и социальных представлений и ценностей, детерминирующих в различной степени поведение всех членов общества в их взаимодействии с окружающей средой. Таким образом, возникает вопрос о биосферной переориентации не только индивидуального, но и общественного экологического сознания. Исходя из представления о тесной взаимосвязи и взаимовлиянии общественного сознания и сознания отдельной личности, эта переориентация должна в равной степени охватывать оба эти уровня.

Выяснено, что действие неблагоприятных экологических факторов окружающей среды способствует возникновению и прогрессированию нарушений регуляции свободнорадикальных процессов. Это является одной из причин или сопровождает развитие таких тяжёлых патологий, как лучевая болезнь, атеросклероз, ишемия и инфаркт миокарда, сахарный диабет, бронхолёгочные, нейродегенеративные заболевания и др.

Установлено, что некоторые продукты свободнорадикального окисления липидов вызывают сокращение гладкой мускулатуры, нарушение проницаемости сосудов и способны провоцировать коронароспазм, а в дальнейшем приводить к стенокардии и инфаркту миокарда. При ишемии уменьшение концентрации кислорода в клетке сопровождается увеличением содержания свободных радикалов и других активных форм кислорода (АФК). В стадии необратимой ишемии и инфаркта ткань инфильтрируется нейтрофилами, активация которых продуктами фосфолиполиза и протеолиза способствует возникновению «респираторного взрыва» и приводит к гиперпродукции АФК.

С позиции свободнорадикальной теории можно обосновать и основные механизмы атеросклероза: образование пенистых клеток и развитие липоидоза аорты, миграцию гладкомышечных клеток и усиление их пролиферации, а также возникновение тромбоза сосудов. Патологические изменения метаболизма липидов при атеросклерозе не ограничиваются только развитием гиперхолестеринемии, но проявляются также в увеличении содержания липопероксидов и липопротеинов низкой плотности в плазме крови, вследствие нарушения нормальной регуляции свободнорадикальных процессов. Очевидно, что функционирование системы генерирования АФК, необходимой для эволюции организмов в дикой природе, для человека, как существа социального, может служить источником возникновения серьёзных патологий [6].

Одним из вариантов решения обозначенной проблемы является развитие экологического образования. Необходимо отметить, что экологическое образование и экологическое сознание, культура – далеко не однородные понятия. Уровень знаний в области экологии растёт год от года, но это мало способствует разрешению вопросов, связанных с экологической ситуацией. Проблема, вероятнее всего, заключается не в количестве знаний, а в их осознанности. Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Его задача – не просто достижение знаний экологии, а главное – формирование экологического сознания, поведения и экологической культуры, убеждений и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды. Особое значение приобретает осознание человеком того, что он является органической составляющей окружающей среды и во многом сам моделирует её.

При разработке любой теории гармонизации отношений человека и среды его обитания неизбежно возникает вопрос о практической реализации её положений. В случае с биосферной ориентацией экологического сознания этот вопрос представляет особенную трудность, поскольку сейчас почти во всём мире господствует потребительский тип экологического сознания, в той форме, в которой он сформировался в западноевропейском обществе уже к концу восемнадцатого века. Широкое его распространение стало одной из причин того экологического кризиса, который переживает в наши дни человечество.

Как один из типов экологического сознания, он характеризуется на общественном уровне пониманием природы как материала для бесконечного преобразования на благо человека. Под последним, как правило, понимается в первую очередь материальная, а зачастую и просто коммерческая польза. К сожалению, в настоящее время подобное отношение к среде нашего обитания прочно укоренилось в сознании многих людей во многих регионах нашей планеты. Именно необходимость его преодоления, является основным препятствием на пути становления биосферно-ориентированного экологического сознания. Вопрос о возможных способах решения этой задачи нуждается в тщательной дальнейшей разработке, но одно совершенно очевидно: среди них не должны играть ведущей роли те, которые связаны с принуждением. При этом нельзя отрицать и роль принуждения, как одной из функций экологического законодательства, по крайней мере, на ранних этапах решения экологической проблемы. Кроме того, формирование и распространение биосферно-ориентированного экологического сознания не должны быть связаны со снижением этнокультурного многообразия человечества [5].

Образовательная картина мира должна быть целостной и ориентированной на объективную данность природы как основы всего сущего в мире и гаранта будущего. Воспитательная система экологического образования направлена на формирование экологической культуры, без чего невозможно рациональное природопользование. В нормативных документах государственной стратегии России по обеспечению устойчивого развития определена необходимость экологического образования и воспитания.

Никакого социального прогресса и развития общества XXI века не может быть без экологического образования, которое призвано формировать социальную культуру и духовность нации – основу экологической безопасности и устойчивого развития. Экологическими катастрофами, которые обрушились недавно на Россию, Западную Европу и Азию природа доказывает необходимость постоянного внимания к экологическим проблемам и обязательность экологического образования. Система экологического образования должна стать стержнем всей образовательной системы России и средством нравственного воспитания.

Таким образом, обновление своих связей с природой следует начинать не с дальнейшего развития технологии, которая в человеческой деятельности всегда будет играть вспомогательную роль, за исключением тех случаев, когда человек начинает существовать для техники, а не наоборот. Это обновление должно начинаться с нас самих с нашего сознания. Только при условии биосферной переориентации экологического сознания человека возможна гармонизация его взаимоотношений с биосферой и обеспечение безопасности жизнедеятельности человечества.

Одной из важнейших социально-биологических проблем современности является оценка биологического действия, разработка мер профилактики и коррекции возможных токсических эффектов многочисленных и разнообразных экологических факторов. При этом получили мощный импульс для своего развития многие науки и отрасли, связанные с экологией, в том числе и экологическая иммунология – изучение влияния промышленных и сельскохозяйственных загрязнений на состояние отдельных звеньев иммунной системы человека и животных. Эти факторы влияют не только на отдельные индивиды, но и вызывают изменения популяций и сообществ организмов (биоценозов). В связи с этим важной задачей экологии является анализ таких воздействий, как на популяцию, так и на организм человека и животных.

 

                                                       ЛИТЕРАТУРА

1. Громов Е.В. Идеи А. Швейцера в современных взглядах на пути решения экологической проблемы // Материалы всероссийской научной конференции Новая Россия и земная ноосфера. НОО-2000, - Новороссийск, 2000, - С. 43-45.

2. Казютинский В. В. Космизм и антикосмизм: современные дискуссии // Стратегии выживания: космизм и экология. Под ред. Л. В. Фесенкова. - М., 1997. - С. 191-220.

3. Парахонский А.П. Экология, образование и развитие общества // В сб. Человек и природа. Проблемы экологии Юга России. Научные доклады 2-й Международной конференции, (Тамань). - Краснодар, 2008. - С. 205-210.

4. Парахонский А.П. Экологическое сознание - основа взаимодействия человека и биосферы // Современные наукоёмкие технологии. Мат-лы заочной электронной конференции «Экология и современное образование». - 2008. - № 12. - С. 51-53.

5. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Экологическая культура человека в ноосфере // В сб.: Мат-лы научно-практич. конфер., посвящ. 20-летию природоохран. службы. - Краснодар, 2008. - С. 33-35.

6. Парахонский А.П. Экологические проблемы и патология человека // В Международн. Сб. научн. трудов Человек и общество: на рубеже тысячелетий под общей ред. проф. О.И. Кирикова. XLIII-й вып. - Воронеж, ВГПУ. – 2009. - С. 33-51.

7. Парахонский А.П. Воспитание экологической культуры и самосознания личности в ноосферном обществе // В сб.: Современная Россия: Проблемы социально-экономического, экологического и духовно-политического развития. Научн. статьи II Всеросс. научно-практической конференции (июль 2009 г.), Волгоград. - М.: ООО «Глобус». – 2009. - С. 55-59.

8. Семенова С. Г. Идея активной эволюции и новое экологическое мышление // Стратегии выживания: космизм и экология. Под ред. Л. В. Фесенкова. - М., 1997. - С. 16-27.

9. Трембицкий А.В. Решение задач по снижению эколого-экономических рисков на территории Краснодарского края // Мат-лы научно-практической конференции, посвящённой 20-летию природоохран. службы Краснодарского края. – Краснодар: КГАУ, 2008. - С. 11-14.

10. http://www.rand.org/publications/MR/MR1033/.

11. http://www.noopolitika.paideia.ru/.


Скачано с www.znanio.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА –

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА –

В принципиальном плане, очевидно, что теоретики постиндустриального, информационного общества раздувают одну из третьестепенных черт отдельных островов хозяйствования в мире и полностью абстрагируются от систем деятельности

В принципиальном плане, очевидно, что теоретики постиндустриального, информационного общества раздувают одну из третьестепенных черт отдельных островов хозяйствования в мире и полностью абстрагируются от систем деятельности

Однобокие показатели уровня жизни, стандартизованные и нормированные по отдельным характеристикам так называемых развитых стран мира (и, прежде всего,

Однобокие показатели уровня жизни, стандартизованные и нормированные по отдельным характеристикам так называемых развитых стран мира (и, прежде всего,

Для проведения международных стандартизованных сравнений предлагаются различные упрощённые показатели качества жизни

Для проведения международных стандартизованных сравнений предлагаются различные упрощённые показатели качества жизни

Для математики нет ничего странного в том, что в мире в целом, среднеарифметически, и, особенно, в отдельных развитых странах наблюдается экономический рост, а у отдельных…

Для математики нет ничего странного в том, что в мире в целом, среднеарифметически, и, особенно, в отдельных развитых странах наблюдается экономический рост, а у отдельных…

И категория качества жизни оказывается здесь современной формой организации воспроизводства

И категория качества жизни оказывается здесь современной формой организации воспроизводства

Таким образом, новая технология ведёт нас не в мир роботизированного, стандартизированного одномерного общества, а к социальным структурам, в небывалой степени дифференцированным, причём каждая из них,…

Таким образом, новая технология ведёт нас не в мир роботизированного, стандартизированного одномерного общества, а к социальным структурам, в небывалой степени дифференцированным, причём каждая из них,…

Уже преобладают люди сложного городского общества

Уже преобладают люди сложного городского общества

Столкнувшись с негативными сторонами своей хозяйственной деятельности - загрязнением воздуха, воды, почв, и, как следствие, ухудшением состояния здоровья людей, человечество стало искать выход из создавшегося…

Столкнувшись с негативными сторонами своей хозяйственной деятельности - загрязнением воздуха, воды, почв, и, как следствие, ухудшением состояния здоровья людей, человечество стало искать выход из создавшегося…

От технического прогресса активно-эволюционные мыслители предлагают перейти к внутренне-биологическому или органическому преобразованию человека

От технического прогресса активно-эволюционные мыслители предлагают перейти к внутренне-биологическому или органическому преобразованию человека

Успешное развитие медицины, создание методов электронной диагностики и т

Успешное развитие медицины, создание методов электронной диагностики и т

Юго-Восточной Азии, тайфуны у берегов

Юго-Восточной Азии, тайфуны у берегов

Сознание является феноменом, присущим не только отдельной личности, но и человеческому обществу в целом

Сознание является феноменом, присущим не только отдельной личности, но и человеческому обществу в целом

При разработке любой теории гармонизации отношений человека и среды его обитания неизбежно возникает вопрос о практической реализации её положений

При разработке любой теории гармонизации отношений человека и среды его обитания неизбежно возникает вопрос о практической реализации её положений

Эти факторы влияют не только на отдельные индивиды, но и вызывают изменения популяций и сообществ организмов (биоценозов)

Эти факторы влияют не только на отдельные индивиды, но и вызывают изменения популяций и сообществ организмов (биоценозов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2020