Секция №1 «Объединение усилий по поиску инновационных форм и содержания экологической работы в системе общего и дополнительного образования»
УДК 502.56.568
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Турабова Ольга Владимировна
МБОУ «Школа имени Махтумкули Фраги»»,г.Астрахань,с.Фунтово-1,Olga70372@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена системе работы по экологическому воспитанию с младшими школьниками
В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек - единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. В наши дни отношение к природе привело социальную значимость, стало нравственным принципом. Научно - технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Важность экологического воспитания для детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблема охраны природы становится главной проблемой. А решение проблемы экологического образования школьников должно стать одной из приоритетных задач педагогической теории и школьной практики. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе.
Само слово "экология" в переводе с греческого на русский язык означает " знание о доме", что образно отражает суть дела: дом - окружающий нас мир, знание устройства дома - это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания.
Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий, в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть.
В свое время философ Д.Дидро писал: " Мы инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства - клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и в душе нашей звучит чудная музыка". К.Д.Ушинский считал природу важнейшим фактором по силе воздействия на личность, писал о ее влиянии на человека, умении видеть и чувствовать ее, ощущать духовное единение с ней: " Все это помогает возгореться искрами любви к Отечеству". Разумная деятельная любовь к природе - одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства, с начальной школы.
" Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения - экологическим".
Взрослым людям сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда - на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.
Цель опыта : формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры.
Принципы:
- междисциплинарность
- педагогическое целенаправленное общение школьников с окружающей средой
- взаимосвязь глобального, национального и локального ( краеведческого) уровней
экологических проблем.
- научности и доступности понятий
- принцип альтернативности и прогностичности
Задачи: - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса, и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Важность экологического воспитания детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Главной задачей его я считаю формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты – решительно отвергаться, какую бы прибыль их внедрение ни сулило.
Школьный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствует их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным действиям, любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы ребенок понял, что природа – это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу – значит творить добро.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды. Можно сказать, что начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Последние десятилетия принесли перемены, приведшие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Это требует усиления внимания к формированию у каждого человека экологически ценностных ориентаций, позволяющих осознавать разностороннюю значимость природы и ее взаимодействий с городским окружением. В России в это время происходило становление системы непрерывного экологического образования. Проводились конференции, семинары, создавались программы, технологии экологического воспитания школьников.
Ответственное отношение человека к природе зависит от формирования у школьников природоохранных умений, навыков, привычек. Не только изучение окружающего мира, но и вся система работы в начальной школе, в том числе и совместная воспитательная работа с семьей, должна способствовать воспитанию у детей правильного отношения к природе. Экологическое воспитание младших школьников должно стать главным, стоять на первом месте в воспитании детей.
Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.
Целенаправленная работа по формированию экологических представлений у младших школьников является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние природы и подрастающего поколения.
Это и послужило основой для практической деятельности педагога.
Особенность этого процесса:
- ступенчатый характер;
- формировать знания о природе и ее охране;
- воспитывать эстетические и нравственные чувства к природе;
-мотивация, определяющая поступки детей к природе;
-преодоление в характере школьников потребительского отношения к природе; Значение психологического аспекта процесса экологического воспитания:
- выработка нравственных, эстетических чувств и качеств, навыков и привычек;
- развитие соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;
- формирование значимых целей деятельности;
-воспитание устойчивой воли
Работа учителя начальных классов в этом направлении предполагает расширение натуралистической деятельности младших школьников, поскольку именно непосредственное общение детей с природой в сложных экологических условиях города позволяет им понять степень взаимовлияния человека и природной среды.
Конечно, в младшем школьном возрасте, ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть – совсем не одно и то же. Научить их читать книгу природы, видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы, необычное в привычном – вот задача учителя.
Экологические представления формируются лишь при непосредственном наблюдении природы, а значит, для этого нужно использовать каждую прогулку, экскурсию, работу по уходу за комнатными растениями и т. д.
Работа по формированию экологической культуры школьников проводится в системе, с использованием краеведческого материала, с учетом преемственности. В работу включаются не только школьники, но и их родители. Это и совместные субботники, озеленение класса, помощь в изготовлении кормушек для птиц, оформление уголков природы, создание экологической тропинки в школе, защита экологических проектов, участие в конференциях.
Систему своей работы я разработала в нескольких этапах.
Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое; обращение к имеющемуся личному опыту детей; показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта. На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда – несколько отстоять по времени от самого наблюдения.
Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе. Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников – использование сюрприза, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течении определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания.
Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается так же в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап можно условно разграничить на три части.
Первая часть – обследование предмета или явления в целом. Вторая часть – анализ обследуемого предмета. Третья часть – обследование интерпретирующее раскрывающее те только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части наблюдения – отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами. Четвертый этап – заключительный. Цель его – в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались.
На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношения к объектам природы. Важным компонентом системы работы является самостоятельная деятельность детей. Чем старше дети, тем выше их деятельность в природе, с ее объектами.
Общепринято считать, что воспитание любви к своей Родине начинается с воспитания любви к природе, о чем мы иногда, к большому сожалению, забываем. Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, надо прививать ему эти чувства с раннего возраста. Именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитании этих чувств. Младший школьник должен понимать и знать, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых он видит вокруг себя. Применение теоретических знаний на практике, позволило продуктивно подготовить учащихся к участию в школьных ,городских, Всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях по экологии, в которых учащиеся моих классов занимают призовые места.
У ребят в процессе систематической, целенаправленной работы повысились знания о деревьях и кустарниках Астраханского края, лекарственных растениях, которые обладают целебными свойствами и как их использовать при необходимости, знают какую пользу приносят «Витамины на грядках» и как их вырастить. Мои дети усвоили представления о взаимосвязи и взаимодействии различных явлений экосистемы.
В наше время каждый день приносит что-то новое. Не так давно вошли в нашу речь, в наше сознание, в систему образования понятия «экология»,«экологическая культура». У сегодняшнего ученика должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, а у младшего школьника положено начало формированию экологического сознания.
Под экологическим сознанием понимается такой набор психологических функций, которые формируют поведение, позволяющее личности включить взаимодействие с природой в систему социально- значимых отношений: « я и природа – одно целое».
Процесс формирования ответственного отношения ученика к природе реализовывается за счет интеграции экологических знаний с содержанием различных учебных дисциплин, а также за счет сознания момента радости от общения ребенка с природой и его природоохранительной и природосберегающей деятельностью.
Общаясь с детьми, я вижу, как они умело применяют полученные умения и навыки. Вместе с взрослыми сажают зеленые насаждения, весной делают скворечники, зимой кормушки, самостоятельно трудятся на школьном дворе.
После моих занятий дети изменились, они научились понимать, как прекрасен мир растений, и зависимость от отношения человека.
Мои воспитанники утратили привычку ломать ветки, собирать в коробочку насекомых, топтать дождевых червей, обрывать бутоны растений для « угощения» кукол, собирать охапки цветов, жестоко относиться к животным. Усвоили правила поведения: ходить только по дорожкам, не вытаптывать растения и цветы, не вставать на газон, нельзя поджигать весной сухую траву – огонь уничтожает живые существа.
Увидеть результативность опыта по теме « Экологическое воспитание младших школьников» можно по основным требованиям к знаниям, умениям и навыкам учащихся, обеспечивающим преемственную связь с курсом биологии в пятом классе.
Опыт работы по теме « Экологическое воспитание младших школьников» имеет ряд преимуществ:
- не имеет строгих условностей и позволяет учителю разнообразить формы работы на уроке и во внеурочной деятельности, импровизировать;
- создает возможность для самовыражения и самоутверждения ученика как личности;
- позволяет обучать детей в соответствии с их индивидуальными способностями и возможностями;
- помогает учителю выйти из условных рамок урока и организовать учебное занятие творчески.
Опыт позволяет добиваться стабильных положительных результатов в обучении, развивает коммуникативные способности уч-ся и процессы мышления ( дети обладают лаконичной речью, умеют обосновать своё мнение, мыслить логично), способствует формированию активной гражданской позиции и становлению личности школьника как младшего возраста, так получающего предпрофильную и профильную подготовку по экологии и биологии в среднем и старшем звене общеобразовательного учреждения.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколения. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качество личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания.
Проделанная работа привела к следующим выводам:
1. Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющее с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе
3.
Для систематизации работы необходима программа по экологическому воспитанию младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно- развлекательной, практической и исследовательской деятельности уч-ся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
Для решения поставленных задач, основными видами деятельности
учителя и учащихся на занятиях являются:
- использование дифференцированных заданий;
- работа в бригадах;
- проведение развивающих дидактических игр;
-применение нестандартных заданий и заданий на смекалку;
-экскурсии и учебные прогулки, заочные путешествия;
- конструирование, моделирование, раскрашивание и рисование;
- нестандартные уроки;
- участие в конференциях, защита экологических проектов.
Используя разные способы организации деятельности детей, задания
дифференцируются по:
-степени самостоятельности уч-ся;
-характеру помощи уч-ся;
- форме учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания
могут предлагаться учащимся на выбор.
Привету примеры дифференцированных заданий:
№1. 1 класс, тема « Кто такие птицы?»
У нее глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на ветке светлым днем.
Задание для 1-й группы: прочитайте загадку, отгадайте ее; найдите эту птицу
на странице учебника.
Задание для 2-й группы: прочитайте и отгадайте загадку, по каким признакам
вы узнали птицу? Найдите ее на таблице и в рабочей тетради
Список использованной литературы.
1.Бекетова Т.И. Экологическое образование и воспитание учащихся.
Ж.Начальная школа № 2 2004 г.
2.Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.1969г.
3.Степанова Н.А. Работа по экологии и краеведению.
Ж. Начальная школа № 2 2003г.
4.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.
Киев.1988г.
5.Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства.Пермь.1992г.
6.Богданец Т.П., Смирнова Л.Я..Формирование экологических представлений у первоклассников. Ж.Начальная школа№5 1989г.
7.Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников.
Ж.Начальная школа №4 1991г.
8.Лихачев Б.Т. Экология личности. Педагогика. 1993г.
9.Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования. Новосибирск, 1987.
10.Я иду на урок в начальную школу. Природоведение. Книга для учителя.
М « Первое сентября» 2001г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.