Экологическое воспитание младших дошкольников
"Рыбе
- вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу -
значит, охранять Родину".
Михаил Пришвин.
История человечества неизбежно связана с историей природы. На современном этапе вопросы его традиционного взаимодействия с человеком переросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не научатся заботиться о природе, они уничтожат себя. А для этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать такое обучение надо с младших школьных лет.
Именно эта эпоха - наиболее благоприятное время для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании школьников формируется зрительно-воображаемая картина мира, морально-экологическая позиция личности, определяющая отношение ребенка к окружающему миру.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека в течение всей его жизни.
Цель экологического воспитания - это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Все это требует соблюдения моральных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности.
Эта цель может быть достигнута путем совместного решения следующих задач:
• образование - развитие системы знаний о современных экологических проблемах и решениях;
• воспитание - развитие потребностей и характеристик хороших привычек и практик, улучшение образа жизни;
• развитие - развить систему образовательных и практических навыков для изучения, оценки состояния и улучшения окружающей среды своего региона; развивать желание поддерживать сильную окружающую среду.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что сегодня проблемы экологического просвещения подрастающего поколения выходят на первый план, и им уделяется все больше внимания. Человеческая деятельность в природе часто бывает безграмотной, экологически некорректной и приводит к экологическому дисбалансу.
Каждый из тех, кто причинил вред природе, когда-то был ребенком. Поэтому роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей очень велика. Именно в дошкольном возрасте изучение основ экологических знаний более эффективно, потому что ребенок очень эмоционально воспринимает природу, как живое существо.
В процессе экологического обучения дошкольников используются разные методы:
• визуальный (наблюдение, демонстрация);
• практический (игра, работа);
• разговор (рассказы учителей, чтения художественных работ, беседы).
В системе экологического просвещения детского сада все методы делятся на две группы в зависимости от того, осознают ли дети характер прямого контакта, то есть общения с природными предметами, или косвенного знакомства (фото и так далее.)
В дошкольном возрасте у ребенка развиваются самые глубокие и важнейшие человеческие чувства, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честность, правдивость, чувство долга, любовь и уважение к труду, честь и достоинство, любовь к Родине. «Защищать природу - значит защищать Родину», - сказал русский писатель М.М. Пришвин.
Методы, обеспечивающие прямой контакт с природой, включают наблюдение, работу на природе и игры с натуральными материалами. Приемы косвенного знакомства с природой - рассказы, чтение произведений искусства, беседы.
Парковые и природные экскурсии также способствуют экологическому воспитанию дошкольников. В парке можно пригласить детей послушать шум листьев, пение птиц. Это даст детям ощущение того, что природа живая, ее нужно беречь. На такой прогулке можно узнать правила безопасного поведения на природе, выбирая ягоды и грибы. Зимой в детских садах воспитатели вместе с дошкольниками подкармливают птиц. Для этого на деревьях вешаются кормушки, куда дети подсыпают еду каждый день. Так дети учатся ухаживать за птицами в то время, когда им трудно найти пищу.
Одна из важнейших составляющих экологического образования - развивающий урок - окружающая среда. Группа создает естественный уголок, где дети каждый день знакомятся с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, работать с ними, заботиться о них и заботиться о них. Большая ценность образования - это работа на природе. Детям прививают бережное, экологически чистое поведение, воспитывают отношение к своим обязанностям. В программе ухода за детьми они получают визуальное представление о разнообразии растений, о том, как растения растут и существуют.
Важным методом экологического воспитания дошкольников является эксперимент. Натуральный и литой материал, различные емкости, песочные часы и т.д. Вместе с детьми проводятся различные эксперименты с водой, воздухом, песком, бумагой. В процессе экспериментов дети находят возможность удовлетворить свое любопытство и почувствовать себя исследователями. Простые переживания вызывают огромное волнение и желание понять, почему так происходит.
Экологические игры - эффективный и привлекательный способ экологического просвещения. Играя, дети лучше усваивают науку о природных объектах и явлениях, учатся строить отношения между ними и окружающей средой, узнают о смене времен года и об изменениях, которые одушевляют, и о жизни, которая существует вокруг. Также основным содержанием наблюдения младших дошкольников за природой является рост и развитие сельскохозяйственных культур, изменения, которые происходят с ними в зависимости от сезона.
Детям необходимо знать, что растениям для роста нужен свет, влага, тепло и питательные вещества; Разным растениям требуется разное количество света и влаги. Экологические исследования учат детей любить природу, стремиться к ее защите.
Вместе с детьми мы проводим различные мероприятия по сохранению генетики - сажаем деревья, вычищаем мусорные баки, проводим экологические каникулы. В этом, конечно же, участвуют родители.
Воспитание экологической культуры у детей может быть эффективным только тогда, когда мы сможем осознать органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, потому что бережное отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок своим трудом улучшает окружающую среду. Детям важно создавать уголки красоты родной природы, где дети могут побыть наедине с этой красотой, думать, мечтать, сочинять сказки, стихи, делать что-то из натуральных материалов.
Природа должна стать незаменимым источником эмоционального развития ребенка. Все это должно способствовать не только познанию красивого в природе, но и в самом себе; утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому. Переживания, радость и тревога за окружающую природу рождают заботу о ней.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.