ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
"Человек, овладевший экологической культурой,
подчиняет все виды своей деятельности
требованиям рационального природопользования,
заботится об улучшении окружающей
среды,
не допуская её разрушения и загрязнения:"
А.А.Плешаков
Современное состояние окружающей среды является серьезной проблемой мирового сообщества. Сегодня стоит задача по осуществлению срочных мер по охране природы. Выход из сложившейся ситуации может быть найден только в том случае, если человечество осознает проблему, изменит мировоззрение, практику жизнедеятельности и обретет новый сознательный взгляд на взаимоотношения в сфере «Природа – общество - человек».
Сегодня нет ни одного человека, который бы не слышал о таких понятиях, как экология, охрана окружающей среды, экологические проблемы и т.д. Охрана окружающей среды Земного шара является одним из актуальных проблем современной эпохи и основным фактором для здоровья человечества.
Одной из важнейших проблем человечества в XXI веке является предупреждение и преодоление глобального экологического кризиса.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить природную среду, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Перспектива поиска путей реализации устойчивого развития будет зависеть от того, будет ли сформировано экологическое сознание, мышление, экологическая культура граждан, а также экологическая культура производства.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным.
Как известно, экологически культурного человека отличает умение достигать гармонии не только с внешним, но и со своим внутренним миром. Одной из важнейших задач экологического воспитания в техникуме является воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, к людям, потомкам, которым нужно оставить нашу Землю пригодной для полноценной жизни.
Вся деятельность человека, его образ жизни, поступки всецело зависит от этого внутреннего мира. Многочисленные современные проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекают из проблем культуры. А для того, чтобы сохранить себя человек, несомненно, должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развивать и улучшать себя, должен напитать душу и сердце красотой, добротой, бережным и терпимым отношением к окружающей нас Природе.
Экологическое образование и воспитание студентов - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Формирование экологической культуры обучающихся ОСП «Перевальский техникум» ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ» ведется через различные формы и методы работы.
Непосредственно в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования» рассматриваются многие вопросы, имеющие отношение к формированию экологической культуры обучающихся. Студенты усваивают знания об источниках и веществах, загрязняющих окружающую среду, о предельно допустимых концентрациях вредных веществ, о способах снижения загрязнения окружающей среды отходами химических производств. Студенты получают представления о разработке современных технологий производства, снижающих или исключающих вредное воздействие на окружающую среду, о зависимости здоровья человека от качества окружающей среды.
При работе над проектом «Экологическая карта города» обучающиеся проводили исследования в том районе, где они проживают, определяли классификационную принадлежность загрязнителей. При этом устанавливалось следующее: вид и характер загрязнения, возможный источник (предприятие) загрязнения, характер вредного воздействия на человека, факторы окружающей среды, оказывающие отрицательное воздействие на здоровье населения, какие заболевания могут возникнуть в результате влияния этих факторов, как избежать действия данных факторов и др. Итогом исследований было составление экологической карты города, где были отмечены экологически благополучные и неблагополучные районы города по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, указывались источники загрязнения (предприятия), предлагались меры, предупреждающие дальнейшие загрязнения.
Таким образом, экологическое просвещение и воспитание обучающихся техникума осуществляется через организацию учебных занятий и внеклассных мероприятий:
- проведение часов общения, экологических конференций, уроков-семинаров, круглых столов («Экология и здоровый образ жизни», «Влияние окружающей среды на здоровье человека», «Земля – наш общий дом», «Современные экологические проблемы», «Экологические права и обязанности граждан ЛНР» и др.);
- книжные выставки («Заповеди природы», «Сохраним планету Земля», «Мы в ответе за свою планету»);
- выставка изделий из вторичного сырья («Отходам – вторую жизнь»);
- демонстрация фильма («Вода и ее свойства»);
- выпуск тематических стенгазет («Земля - наш дом», «Сохраним планету Земля». «Всемирный день Земли», «День экологической безопасности»);
- проведение парковых дней, во время которых студенты приводят в порядок закреплённые за их группами территории;
- КТД экологической направленности: разбивка цветников и клумб, озеленение кабинетов, посадка деревьев;
- проведение экологических субботников и акций («Чистый город», «Посади дерево», «Очистим планету от мусора»).
Большую работу по формированию экологической культуры у обучающихся техникума проводит студенческий совет, на заседаниях которого регулярно рассматриваются вопросы организации природоохранной деятельности.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Сегодня необходимо работать над формированием экологического образования, как ключевой составляющей устойчивого развития образовательной организации, так как экологические проблемы являются не только региональными, но и глобальными.
Литература
1. Гришаева, Ю. М. Образовательное пространство развития экологической компетентности личности / Ю. М. Гришаева // СПО. – 2012. – № 5. –С. 45- 48.
2. Марлинская С. Продуктивное экологическое образование / С.Марлинская, Е. Шишмакова // Народное образование. – 2008. – № 10. – С. 85 - 89.
3. Окладников, А. П. Заселение Земли человеком / А. П. Окладников, Е. А. Окладникова. – М. : Изд-во «Педагогика», 1984. – 120 с.
4. Ромасевич, Д. И. Природоохранное движение как фактор экологического воспитания / Д. И. Ромасевич // СПО. – 2006. – № 10. – С. 50 - 52.
5. Удовиченко, И. А. Понятие эколого-правовой компетентности в общем образовании / И. А. Удовиченко // СПО. – 2012. – № 1. С. 31 - 31.
6. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся.– Инновации в образовании,2005, №2, с.66.
7. Шилова, В. С. Содержание социально-экологического образования студентов / В. С. Шилова // СПО. – 2012. – № 2. –С. 9 - 10.
8. Экологическое образование школьников/под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. – М.,1983.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.