КГКП «Аягозский городской ясли-детский сад №1»
Опыт работы по постановке экологического воспитания в детском саду.
Выполнила: Ериманова Сауле Тугельбаевна
Методист детского сада
2018 год
Здравствуйте, хочу поделиться опытом работы по экологическому воспитанию в нашем детском саду.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.
В.А. Сухомлинский
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому в своей работе большое внимание уделяем экологическому воспитанию детей.
Уже на протяжении нескольких лет приоритетным напрвлением развития является экологическое воспитание дошкольников.
Цель: экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
Работа в ДОУ организована в соответствии со следующими принципами:
Системности.
Работа организуется в системе, последовательности.
Научности
Вся информация преподносимая детям должна иметь научное обоснование.
Соответствие возрастным особенностям
Планировать работу и отбирать формы и методы работы должны соответствовать возрастным особенностям.
Интеграции
Экологическое воспитание должно быть взаимосвязано с другими видами детской деятельности.
Единство работы с семьей. Воспитание экологической культуры должно осуществляться в тесном взаимодействии с семьей.
Ежегодно в годовом плане мы планируем работу по экологическому воспитанию дошкольников. Планируется следующая работа
Оснащение педагогического процесса:
Работа с персоналом и родителями ДОУ
Работа с детьми
Одним из важных условий воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию это организация предметно-развивающей среды
В ДОУ созданы следующие условия
имеется литература по экологическому воспитанию
дошкольников, наглядно-дидактический материал. Сделана подборка презентаций для детей такие как «Перелетные птицы», «Первоцветы», «Зимующие птицы», «Времена года»
В группах оснащены уголки природы где есть растения, материал для детского экспериментирования, мини-коллекции, макеты природных зон, наборы животных, овощей, фруктов, альбомы для рассматривания , природный материал, дидактические игры и многое другое. В детском саду оборудована комната природы ,где имеются различные виды растений с паспортами, имеется небольшой аквариум. Дети с удовольствием посещают комнату природы. Наблюдают за живыми объектами, ухаживают за ними. Имеется мини-лаборатория, где собран материал для организации опытов, водой, воздухом, и др. Так же в детском саду созданы мини-музеи «Волшебница- вода», «Воздух – невидимка»,Чудо-дерево», Волшебный цветок», Музей хлеба».
Дети с удовольствием приходят посмотреть на экспонаты мини музеев, дети могут здесь поиграть в игры, потрогать, понюхать, повести небольшое исследование, что развивает у детей любознательность. В детском саду собрана библиотека детских книг о природе, энциклопедий, дидактических игр.
Совместно с педагогами с целью знакомства детей с охраняемыми объектами природы, в детском саду создана Красная книга животных, книга животных Восточно Казахстанской области , книга животных которые обитают у нас.
Так же совместными усилиями созданы условия на территории детского сада, разбиты цветники, огород, на территории растет много разнообразных деревьев и кустарников, за которыми дети совместно с педагогами наблюдают в разное время года.
Все это помогает организовать работу с детьми, педагоги используют разнообразные формы организации.
Непосредственно-образовательная деятельность
Экскурсии на территории детского сада по экологической тропе за пределы в овраг, на поле.
Чтение художественной литературы о природе.
Наблюдения за объектами живой и не живой природы.
Посильный труд в уголке природы и на участке детского сада.
Проводятся праздники «День Нептуна», «Праздник березки», «День земли», «Капустник»
Организация опытнической деятельности, детского экспериментирования
Организация дидактических, сюжетно-ролевых игр экологического содержания.
«Что будет если…?», «Восстанови последовательность.»,«С какого дерева листок»,«Угадай по описанию.»,«Когда это бывает?» и другие
Организуется исследовательская деятельность через реализацию экологических проектов таких как «Чудо- вода», «Лаборатория неживой природы» «Превращение капельки»,»Дикие животные»
Неотъемлемой частью работы по экологическому воспитанию дошкольников является работа с родителями:
Для родителей организуются консультации по темам: «Экологические игры для дошкольников», «Как привить ребенку любовь к природе», «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Постоянно действующие стенды для родителей «Азбука природы», «экологические странички.» Где размещается информация для родителей экологического содержания.
Организованы выставки: «Что нам осень принесла», «Кормушка для птиц своими руками», «Выставка поделок из природного материала»,оформление альбомов «Мое любимое дерево», «Первоцветы».
Организуем экологические акции «Деревья наши друзья», «Берегите первоцветы», «Берегите птиц»,
Вывод: Таким образом, приобщая детей к природе, знакомя их с разнообразием окружающего мир, мы стараемся воспитать в них любознательность, отзывчивость, желание помочь, а это очень важные качества для развития ребенка дошкольника. Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ будет совершенствоваться и развиваться.
Свое выступление хочу закончить такими словами. Будем же изучить родную природу, и сами у нее будем учиться!
Будем воспитывать экологическую культуру у себя, детей и их родителей! Природа для нас – кладовая с великими сокровищами … Охранять природу – значит охранять Родину.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.