Экологическое воспитание в детском саду

  • docx
  • 10.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала знанио отправить.docx

             КГКП «Аягозский городской ясли-детский сад №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы по постановке  экологического воспитания в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Ериманова Сауле Тугельбаевна

Методист детского сада

 

2018 год

Здравствуйте, хочу поделиться опытом работы по экологическому воспитанию в нашем детском саду.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен  заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.

                                                                                                                                       В.А. Сухомлинский

   Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.  Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.   Поэтому  в своей работе большое внимание уделяем  экологическому воспитанию детей.

Уже на протяжении нескольких лет приоритетным напрвлением развития является экологическое воспитание дошкольников.

Цель: экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

  • Формирование у дошкольников элементов экологического сознания ,
  • Развитие любознательности и бережливого отношения к окружающему миру в процессе исследовательской деятельности.
  • Развитие творческого потенциала воспитателей в использовании готовых технологий
  • Усовершенствование, преобразование эколого-развивающей среды.
  • Формирование экологической культуры родителей.

Работа в ДОУ организована в соответствии со следующими   принципами:

Системности.

Работа организуется в системе, последовательности.

Научности

Вся информация преподносимая детям должна иметь научное обоснование.

Соответствие возрастным особенностям

Планировать работу и отбирать формы и методы работы должны соответствовать возрастным особенностям.

Интеграции

Экологическое воспитание должно быть взаимосвязано с другими видами детской деятельности.

Единство работы с семьей. Воспитание экологической культуры должно осуществляться в тесном взаимодействии с семьей.

    Ежегодно в годовом плане мы планируем работу по экологическому воспитанию дошкольников. Планируется следующая работа

Оснащение педагогического процесса:

Работа с персоналом и родителями ДОУ

Работа с детьми

Одним из важных условий воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию это организация предметно-развивающей среды

В ДОУ созданы следующие условия

имеется литература по экологическому воспитанию

дошкольников, наглядно-дидактический материал. Сделана подборка презентаций для детей  такие как «Перелетные птицы», «Первоцветы», «Зимующие птицы», «Времена года»

  В группах оснащены уголки природы где есть растения, материал для детского экспериментирования, мини-коллекции, макеты природных зон, наборы животных, овощей, фруктов, альбомы для рассматривания , природный материал, дидактические игры и многое другое. В детском саду оборудована комната природы ,где имеются различные виды растений с паспортами, имеется небольшой аквариум. Дети с удовольствием посещают комнату природы. Наблюдают за живыми объектами, ухаживают за ними. Имеется мини-лаборатория, где собран материал для организации опытов, водой, воздухом, и др. Так же в детском саду созданы мини-музеи «Волшебница- вода», «Воздух – невидимка»,Чудо-дерево», Волшебный цветок», Музей хлеба».

Дети с удовольствием приходят посмотреть на экспонаты мини музеев, дети могут здесь поиграть в игры, потрогать, понюхать, повести небольшое исследование, что развивает у детей любознательность. В детском саду собрана библиотека детских книг о природе,  энциклопедий, дидактических игр.

Совместно с педагогами с целью знакомства детей с охраняемыми объектами природы, в  детском саду создана Красная книга животных, книга животных Восточно Казахстанской области , книга животных которые обитают у нас.

Так же совместными усилиями созданы условия на территории детского сада, разбиты цветники, огород, на территории  растет много  разнообразных деревьев и кустарников, за которыми дети совместно с педагогами наблюдают в разное время года.

Все это помогает организовать работу с детьми, педагоги используют разнообразные формы организации.

Непосредственно-образовательная деятельность

Экскурсии на территории детского сада по экологической тропе  за пределы в овраг, на поле.

Чтение художественной литературы о природе.

Наблюдения за объектами живой и не живой природы.

Посильный труд в уголке природы и на участке детского сада.

Проводятся  праздники «День Нептуна», «Праздник березки», «День земли», «Капустник»

Организация опытнической деятельности, детского экспериментирования

Организация дидактических, сюжетно-ролевых игр экологического содержания.

«Что будет если…?», «Восстанови последовательность.»,«С какого дерева листок»,«Угадай по описанию.»,«Когда это бывает?» и другие

Организуется исследовательская деятельность через реализацию  экологических проектов таких как «Чудо- вода», «Лаборатория неживой природы» «Превращение капельки»,»Дикие животные»

Неотъемлемой частью работы по экологическому воспитанию дошкольников является работа с родителями:

 Для родителей организуются консультации по темам: «Экологические игры для дошкольников», «Как привить ребенку любовь к природе», «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Постоянно действующие стенды для родителей «Азбука природы», «экологические странички.»  Где размещается информация для родителей экологического содержания.

Организованы выставки: «Что нам осень принесла», «Кормушка для птиц своими руками», «Выставка поделок из природного материала»,оформление альбомов «Мое любимое дерево», «Первоцветы».

Организуем экологические акции «Деревья наши друзья», «Берегите первоцветы»,  «Берегите птиц»,

Вывод: Таким образом, приобщая детей к природе, знакомя  их с разнообразием окружающего мир,  мы стараемся воспитать в них любознательность, отзывчивость, желание помочь, а это очень важные качества для развития ребенка дошкольника. Хочется верить,  что сложившаяся система работы в ДОУ будет совершенствоваться и  развиваться.

Свое выступление хочу закончить такими словами. Будем же изучить родную природу, и сами у нее будем учиться!

Будем воспитывать экологическую культуру у себя, детей и их родителей! Природа для нас – кладовая с великими сокровищами … Охранять природу – значит охранять Родину.