Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов.
Экологическое краеведение в детском саду.docx
Экологическое краеведение в детском саду.
Воспитание бережного отношения к окружающей среде начинается с рождения человека. Важную
роль в этом процессе играет детский сад. Много красивейших мест есть на нашей огромной
планете, но и природа родного края не менее красива и неповторима.
Психологопедагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть
доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если
они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям
дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Задачи краеведческого образования представляются в совокупности процесса обучения,
воспитания и развития личности.
Формирование знаний о фауне и флоре родного края, об охраняемых видах, обитающих на
территории своей местности, о природоохранном законодательстве, о решении экологических
проблем окружающей среды своей местности.
Важным для дошкольников является экологическое краеведение – ознакомление с
растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок
детского сада и т.п.
Цель экологического краеведения – изучение природы родного края и природоохранная
деятельность.
Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии,
наблюдения. Наблюдение – один из важнейших путей исследования природы.
Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе
принципа усложнения и узнавания материала.
Особенности работы по краеведению.
1. Введение личности ребенка в поле родной культуры.
2. Формирование целостного представления об окружающем мире, установление соотношения
между информацией и деятельностью.
3. Отбор материала с учетом возрастных возможностей дошкольников.
4. Работа проводится системно в различных видах детской и совместной со взрослыми
деятельности.
5. Деление материала по темам.
Экологическое краеведение способствует воспитать убеждение в необходимости бережного
отношения к природе; воспитание личностного отношения к конкретным фактам нерационального
использования природных богатств, воспитывать чувство патриотизма, эстетического восприятия
природы и бережного отношение к ней, развить умения и навыки, способствующие самостоятельно
в дальнейшем совершать поиск информации и рационально выбирать приемы и методы работы с
выбранными источниками информации.
Организуя краеведческую работу, воспитатель должен исходить из специфики своего региона. При
подготовке к работе по краеведению в детском саду необходимы и определенные практические
навыки.
Хорошим примером совместного творчества является поисковая деятельность, результатом
которой может стать создание минимузеев в ДОУ.
Литература:
1. Экология. Энциклопедия для детей, том. 19. – М.: Аванта, 2001.
2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для
родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных
классов. М.: АРКТИ, 2001. 128с.
3. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя,
старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. М.: ВАКО,
2005. – 240 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). 4.Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика.
2005. № 6. С. 1016. В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность
общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать
прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности. Кузнецова, Л.В.
Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная
педагогика. 2009. № 6. С. 5457.
Экологическое краеведение в детском саду.
Экологическое краеведение в детском саду.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.