Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
ОБРАЗОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
–
ПУТЬ В БУДУЩЕЕ ВСЕГО МИРАЭкологическое образование
заменило и вобрало в себя природоохранное образование. Однако и это
особое направление. Природоохранное образование формирует
этические, гражданские и правовые представления. Человек должен
знать основные законы, правила и неписаные нормы, которые в данном
обществе и государстве регулируют его деятельность по отношению к
живой природе и окружающей среде. Он обязан представлять меру
ответственности за нарушения, знать механизмы, пресекающие опасную
и преступную деятельность, не оставаться равнодушным к этой
деятельности в силу гражданской позиции.
Можно привести в пример опыт американских и российских
учителей в области экологического образования и воспитания.
В США на экологии все буквально «помешаны», и с малых лет
американцы заботятся о своем здоровье и занимаются природоохранной
деятельностью. Можно испытать культурный шок (в хорошем смысле
слова) от того, как им удается экологическое образование и воспитание.
Вот несколько ярких примеров из их жизни. В США по программе
«Учителя – учителям», которая финансируется госдепартаментом
США при поддержке Министерства образования РФ, оказались лучшие
учителя математики, информатики, биологии, химии, географии,
физики. Всего в программе участвовали 10 учителей из Калуги, Курска,
Воронежа, Пензы, Иваново. Программа месячного пребывания и
обучения в университете штата Монтана не могла не оставить
впечатлений и культурного шока.
Зоопарки и национальные парки строят свою работу с животными
так, как если бы животные просто находились в своей обычной среде
обитания. Например, Йеллоустоунский национальный парк в октябре
закрывается на зимний период. В это время у животных и природы
«отдых», и никому – ни туристу, ни президенту – нельзя находиться на
территории парка. Зато все зоопарки можно посетить бесплатно, причем
животные там находятся за очень невысокими ограждениями, так,
словно посетители приходят к ним в гости. Всё организовано очень
грамотно, согласно естественному месту обитания животных. Очень
интересно наблюдать за тем, как дикие животные, случайно попадая в
населенный пункт, не чувствуют себя ущемленными. На некоторыхдорогах даже обустроены специальные мосты для диких животных,
чтобы им было удобно перейти через автомагистраль.
На улицах нет бродячих животных: кошек, собак и пр. Все животные
имеют чипы или находятся в специальных приютах.
Бросаются в глаза огромные бачки с мусором, но маркированные под
каждый вид мусора, а возле общественного или культурного помещения
можно увидеть вмонтированные в стену ящики, так же маркированные
под разный вид мусора. Чистота в помещениях и общественных
туалетах. Для обработки антисептическим гелем рук его не надо брать с
собой и носить весь день, так как в любой аудитории, в каждом
помещении столовой, кафе будут стоять бутылочки с гелем, которым
можно воспользоваться бесплатно. Если нет геля, то есть жидкое мыло
или влажные салфетки для любого пользователя, а в организациях
оборудованы места, где можно еще и перепеленать ребенка или
поменять памперсы, причем на стене есть инструкция с фотографиями.
Ученики на уроках проводят много разных исследований, создают
проекты. Например, в одной из школ проводился проект, касающийся
эффективности асептического геля в борьбе с болезнями. Учащиеся
разработали рекламу, потом выдавали гель всем желающим,
отслеживали заболеваемость по школе.
Делали выводы об
эффективности.
В одном из проектов был представлен мастеркласс по исследованию
чистоты воды в реках города Мизулы, штат Монтана. Мастеркласс был
организован как урок в обычной школе, и учителя стали ненадолго
учениками, выполняли все необходимые действия и работы в
исследовании.
Студенты университетов постоянно организуют экологические акции
и природоохранные мероприятия. Например, акция «Сколько мусора
производит один студент». Студенческий городок на время превратился
в поляну с огромной кучей мусора, который студенты принесли как
образец количества мусора, производимого всего лишь одним
студентом в год. Картина была ошеломляющая!
Это всё описано с целью доказательства того, что надо перенимать
положительный опыт пусть даже из других стран и развивать в наших
детях экологическое мышление, просвещая их с малых лет.
В своей работе найти такие примеры не составит труда для каждогоучителя. И тем более родителя.
В нашей стране существует методическое объединение творческих
учителей химии, которое занимается разработкой методических
материалов к урокам химии 8–11 класса. Разработаны презентации к
каждому уроку химии в 10–11 классах, и одной из важных тем
выступает экологическое образование. Итоговый урок по органической
химии в 10 классе посвящен теме «Охрана окружающей среды».
Уроки с ИКТ являются очень развивающими и личностно
ориентированными, так как использование различных образовательных
средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
џ освоение предметной области на разных уровнях глубины и
детальности;
проблемных ситуациях;
изучаемых объектов, процессов;
в избранной предметной области;
џ выработка умений и навыков решения типовых практических задач
џ выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных
џ развитие способностей к определенным видам деятельности;
џ проведение учебноисследовательских экспериментов с моделями
џ восстановление знаний, умений и навыков;
џ контроль и оценивание уровней знаний и умений.
У р о к № 34 из курса «Органическая химия», 10 класс.
Т и п у р о к а : повторительнообобщающий.
Ц е л и д л я у ч а щ и х с я :
џ повысить уровень компетентности по основным вопросам охраны
окружающей среды от химических загрязнений; повторить виды
влияния химического производства; изучить некоторые способы
предотвращения загрязнений;
џ продолжить развитие навыков работы в группе и в парах, навыков
использования знаний иностранных языков на уроках химии;
продолжить осваивать технологию ролевой игры;
џ воспитывать культуру речи и правил общения в ролевой игре,
толерантное отношение к другому, экологическое мышление,
способность прогнозировать результаты работы; создать ситуацию
взаимного сотрудничества.
Ц е л и у ч и т е л я :џ спланировать и провести урок в соответствии с индивидуальными
и возрастными особенностями учащихся;
џ сформировать на основе природных фильтров информации
учащихся мотивацию к повторению и обобщению материала;
џ вызвать мотивацию у учащихся к проявлению экологического
мышления и положительных эмоций на уроке;
џ используя ИКТ, активизировать познавательную деятельность и
расширить зону индивидуальной активности учащихся;
џ опираясь на закономерности формирования представлений,
понятий, создать новые образцы в организации мыслительной
деятельности и воображении учащихся;
џ обучить переносу ранее усвоенных знаний, умений и навыков из
различных областей знания на новые условия работы;
џ руководить повышением уровня понимания и формированием
умений рассуждать и умозаключать;
џ повысить уровень понимания учащихся от описательного,
сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному и
проблемному и сформировать умения рассуждать и умозаключать,
использовать знания иностранных языков для общения в ролевой игре;
џ применить дифференцированный подход при организации ролевой
игры на уроке;
џ создать условия для представления коллегам разработанных
творческой группой уроков с использованием ИКТ.
Х о д у р о к а и м а т е р и а л ы , используемые для обсуждения
слайдов (см. Презентацию).
Учащиеся в конце урока по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на
доске:
– Сегодня я узнал, услышал, увидел…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…
– Теперь я могу…
– Я почувствовал, что…
– Я приобрел…– Я научился…
– У меня получилось …
– Я смог…
– Я попробую…
– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…
– Мне захотелось…
– Урок с использованием презентаций мне…
Это не один урок, включающий в себя элементы экологического
образования. Почти на каждом уроке, где есть возможность провести
межпредметные связи химии, биологии, географии, физики и экологии,
учителя используют это и занимаются экологическим просвещением
подрастающего поколения. Природный баланс весьма хрупок. Если
серьезно не задуматься о своей деятельности, то эта самая деятельность
непременно начнет душить само человечество. Это удушье уже началось
в какойто степени и если его не остановить, то оно моментально начнет
развиваться с неимоверно высокой скоростью. Закончить можно
словами Норберта Винера: «Чем больше мы берем от мира, тем менее
мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить
наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень
неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни».
Экологическое образование – путь в будущее всего мира.