ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПУТЬ В БУДУЩЕЕ ВСЕГО МИРА*

  • Мероприятия
  • rtf
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Иконка файла материала Экологическое образование – путь в будущее всего мира.rtf
ОБРАЗОВАНИЕ   ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ – ПУТЬ   В   БУДУЩЕЕ   ВСЕГО   МИРАЭкологическое   образование заменило и вобрало в себя природоохранное образование. Однако и это особое   направление.   Природоохранное   образование   формирует этические,   гражданские   и   правовые   представления.   Человек   должен знать основные законы, правила и неписаные нормы, которые в данном обществе и государстве регулируют его деятельность по отношению к живой   природе   и   окружающей   среде.   Он   обязан   представлять   меру ответственности за нарушения, знать механизмы, пресекающие опасную и   преступную   деятельность,   не   оставаться   равнодушным   к   этой деятельности в силу гражданской позиции. Можно   привести   в   пример   опыт   американских   и   российских учителей в области экологического образования и воспитания.  В   США   на   экологии   все   буквально   «помешаны»,   и   с   малых   лет американцы заботятся о своем здоровье и занимаются природоохранной деятельностью. Можно испытать культурный шок (в хорошем смысле слова) от того, как им удается экологическое образование и воспитание. Вот несколько ярких примеров из их жизни. В США по программе «Учителя   –   учителям»,   которая   финансируется   госдепартаментом США при поддержке Министерства образования РФ, оказались лучшие учителя  математики,   информатики,   биологии,   химии,   географии, физики. Всего в программе участвовали 10 учителей из Калуги, Курска, Воронежа,  Пензы,  Иваново.   Программа   месячного   пребывания   и обучения   в   университете   штата   Монтана   не   могла   не   оставить впечатлений и культурного шока. Зоопарки и национальные парки строят свою работу с животными так, как если бы животные просто находились в своей обычной среде обитания. Например, Йеллоустоунский национальный  парк  в октябре закрывается   на   зимний   период.   В   это   время   у   животных   и   природы «отдых», и никому – ни туристу, ни президенту – нельзя находиться на территории парка. Зато все зоопарки можно посетить бесплатно, причем животные   там   находятся   за   очень   невысокими   ограждениями,   так, словно   посетители   приходят   к   ним   в   гости.   Всё   организовано   очень грамотно,   согласно   естественному   месту   обитания   животных.   Очень интересно наблюдать за тем, как дикие животные, случайно попадая в населенный   пункт,   не   чувствуют   себя   ущемленными.   На   некоторыхдорогах   даже   обустроены   специальные   мосты   для   диких   животных, чтобы им было удобно перейти через автомагистраль. На улицах нет бродячих животных: кошек, собак и пр. Все животные имеют чипы или находятся в специальных приютах. Бросаются в глаза огромные бачки с мусором, но маркированные под каждый вид мусора, а возле общественного или культурного помещения можно увидеть вмонтированные в стену ящики, так же маркированные под   разный   вид   мусора.   Чистота   в   помещениях   и   общественных туалетах. Для обработки антисептическим гелем рук его не надо брать с собой   и   носить   весь   день,   так   как   в   любой   аудитории,   в   каждом помещении столовой, кафе будут стоять бутылочки с гелем, которым можно воспользоваться бесплатно. Если нет геля, то есть жидкое мыло или   влажные   салфетки   для   любого   пользователя,   а   в   организациях оборудованы   места,   где   можно   еще   и   перепеленать   ребенка   или поменять памперсы, причем на стене есть инструкция с фотографиями. Ученики на уроках проводят много разных исследований, создают проекты. Например, в одной из школ проводился проект, касающийся эффективности   асептического   геля   в   борьбе   с   болезнями.   Учащиеся разработали   рекламу,   потом   выдавали   гель   всем   желающим, отслеживали   заболеваемость   по   школе.   Делали   выводы   об эффективности. В одном из проектов был представлен мастер­класс по исследованию чистоты воды в реках города Мизулы, штат Монтана. Мастер­класс был организован   как   урок   в   обычной   школе,   и   учителя   стали   ненадолго учениками,   выполняли   все   необходимые   действия   и   работы   в исследовании. Студенты университетов постоянно организуют экологические акции и  природоохранные  мероприятия. Например, акция «Сколько  мусора производит один студент». Студенческий городок на время превратился в поляну с огромной кучей мусора, который студенты принесли как образец   количества   мусора,   производимого   всего   лишь   одним студентом в год. Картина была ошеломляющая! Это всё описано с целью доказательства того, что надо перенимать положительный опыт пусть даже из других стран и развивать в наших детях экологическое мышление, просвещая их с малых лет. В своей работе найти такие примеры не составит труда для каждогоучителя. И тем более родителя. В нашей стране существует методическое объединение творческих учителей   химии,   которое   занимается   разработкой   методических материалов к урокам химии 8–11 класса. Разработаны презентации к каждому   уроку   химии   в   10–11   классах,   и   одной   из   важных   тем выступает экологическое образование. Итоговый урок по органической химии в 10 классе  посвящен теме «Охрана окружающей среды». Уроки   с   ИКТ   являются   очень   развивающими   и   личностно ориентированными, так как использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: џ  освоение   предметной   области   на   разных   уровнях   глубины   и детальности; проблемных ситуациях; изучаемых объектов, процессов; в избранной предметной области; џ выработка умений и навыков решения типовых практических задач џ  выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных џ развитие способностей к определенным видам деятельности; џ проведение учебно­исследовательских экспериментов с моделями џ восстановление знаний, умений и навыков; џ контроль и оценивание уровней знаний и умений. У р о к   № 34 из курса «Органическая химия», 10 класс. Т и п   у р о к а : повторительно­обобщающий. Ц е л и   д л я   у ч а щ и х с я :  џ повысить уровень компетентности по основным вопросам охраны окружающей   среды   от   химических   загрязнений;   повторить   виды влияния   химического   производства;   изучить   некоторые   способы предотвращения загрязнений; џ продолжить развитие навыков работы в группе и в парах, навыков использования   знаний   иностранных   языков   на   уроках   химии; продолжить осваивать технологию ролевой игры; џ  воспитывать   культуру   речи   и   правил   общения   в   ролевой   игре, толерантное   отношение   к   другому,   экологическое   мышление, способность   прогнозировать   результаты   работы;   создать   ситуацию взаимного сотрудничества. Ц е л и   у ч и т е л я :џ спланировать и провести урок в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; џ  сформировать   на   основе   природных   фильтров   информации учащихся мотивацию к повторению и обобщению материала; џ  вызвать   мотивацию   у   учащихся   к   проявлению   экологического мышления и положительных эмоций на уроке; џ  используя   ИКТ,  активизировать   познавательную   деятельность   и расширить зону индивидуальной активности учащихся; џ  опираясь   на   закономерности   формирования   представлений, понятий,   создать   новые   образцы   в   организации   мыслительной деятельности и воображении учащихся; џ  обучить переносу ранее усвоенных знаний, умений и навыков из различных областей знания на новые условия работы; џ  руководить   повышением   уровня   понимания   и   формированием умений рассуждать и умозаключать; џ  повысить   уровень   понимания   учащихся   от   описательного, сравнительного,   объяснительного   к   обобщающему,   оценочному   и проблемному   и   сформировать   умения   рассуждать   и   умозаключать, использовать знания иностранных языков для общения в ролевой игре; џ применить дифференцированный подход при организации ролевой игры на уроке; џ  создать   условия   для   представления   коллегам   разработанных творческой группой уроков с использованием ИКТ. Х о д   у р о к а   и   м а т е р и а л ы ,   используемые   для   обсуждения слайдов (см. Презентацию). Учащиеся   в   конце   урока   по   кругу   высказываются   одним предложением,   выбирая   начало   фразы   из   рефлексивного   экрана   на доске: – Сегодня я узнал, услышал, увидел… – Было интересно… – Было трудно… – Я выполнял задания… – Я понял, что… – Теперь я могу… – Я почувствовал, что… – Я приобрел…– Я научился… – У меня получилось … – Я смог… – Я попробую… – Меня удивило… – Урок дал мне для жизни… – Мне захотелось… – Урок с использованием презентаций мне… Это   не   один   урок,   включающий   в   себя   элементы   экологического образования. Почти на каждом уроке, где есть возможность провести межпредметные связи химии, биологии, географии, физики и экологии, учителя   используют   это   и   занимаются   экологическим   просвещением подрастающего   поколения.   Природный   баланс   весьма   хрупок.   Если серьезно не задуматься о своей деятельности, то эта самая деятельность непременно начнет душить само человечество. Это удушье уже началось в какой­то степени и если его не остановить, то оно моментально начнет развиваться   с   неимоверно   высокой   скоростью.   Закончить   можно словами Норберта Винера: «Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши   долги   в   тот   самый   момент,   который   может   оказаться   очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни». Экологическое образование – путь в будущее всего мира.