Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка
Оценка 4.9

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
14.09.2018
Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка
Любовь к родной природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Я уверена, что любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Окружающий мир – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересен этот предмет тем. Что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.
Эколог.воспитание мл. школьников Текст посл.doc
Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка Е.В.Иванова МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» города Чебоксары «Природа – великий учитель!» Любовь к родной природе ­ великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Я уверена, что любить природу может   лишь   тот   человек,   кто   знает   и   понимает   ее,   кто   глубоко   чувствует   и   умеет восхищаться ею. Окружающий   мир   –   это   один   из   самых   сложных   и   интересных   предметов   в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве.   Интересен   этот   предмет   тем.   Что   и   учитель,   и   ученик   являются наблюдателями,   экспертами.   Участвуют   в   поисковой   деятельности,   цель   которой   – найти что­то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира. Родная природа  – это могущественный  источник,  из  которого ребёнок  черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой   траве.   Внимание   детей   привлекают   сезонные   изменения   в   природе,   яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Младший   школьный   возраст   –   важнейший   этап   становления   познавательных, эмоциональных,   эстетических   отношений   детей   к   окружающей действительности. Детям свойственны доброта и любознательность, поэтому фундамент ответственного отношения к окружающей природе закладывается именно в начальной школе.   этических, Психологи утверждают, что именно в период с 6 до 12 лет у детей развивается воображение,   воспитывается   любознательность,   формируется   творческое   мышление, умение   наблюдать   и   анализировать   явления,   сравнивать   и   обобщать   факты,   делать выводы.   В   этом   возрасте   у   детей   воспитывается   самостоятельность,   начинают появляться интересы. Особая чувствительность и эмоциональность младшего школьника повышает   его   интерес   к   себе,   к   людям,   к   своему   здоровью,   к   миру   природы,   что является первостепенным  условием его дальнейшего экологического образования. Меня всегда волновал вопрос, почему одни дети способны восхищаться красотой природы,   бережно   относиться   ко   всему   живому,   проявлять   милосердие   и   заботу   о животных, а другие варварски относятся к окружающему их миру. Как приятно видеть, что из года в год преображается и хорошеет наш родной город Чебоксары: появились новые площади, фонтаны, цветники. А ведь это НАШ родной город! Нередко можно увидеть, как дети трясут и раскачивают молодые деревца, ломают ветки, бросают камнями в кошек и собак, привязывают к лапкам птиц веревки и мучают животных.   Откуда   в  детях  столько   жестокости?   Обидно   и  то,  что  взрослые,  порою стоя  рядом, не реагируют на происходящее. Человечество   вступило   в   III   тысячелетие.   Наша   голубая   планета   Земля   ­   это чудесный живой островок в огромной вселенной. Какой ей быть? Цветущей с красивыми лесами и лугами, с прозрачными озерами и реками, со щебетом птиц и обилием зверей, со счастливым смехом детей, или через несколько лет мы увидим на месте лесов голую пустыню,   вместо   полноводных   рек   ­   мутные   водоемы,   а   люди   разучатся   смеяться, потому что будут больны? Именно   им,   сегодняшним   моим   ученикам,   через   15­20   лет   предстоит   решать сложные   экологические   проблемы,   от   них   будет   зависеть,   каким   будет   наш   город, страна, наша Земля. Какой же достанется наша планета детям? Осуществляя   работу   по   экологическому   образованию   младших   школьников,   я ставлю следующие задачи: ­Формировать   основы   экологической   культуры   через   понимание   значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы. ­Научить   учащихся   строить   своё   поведение   в   природе   на   основе   знаний   о взаимосвязях   в   ней   и   соответствующей   оценки   возможных   последствий   своих поступков. ­Развивать эмоциональную отзывчивость. ­Воспитывать действенное отношение к окружающей природе, умение беречь её и охранять. ­Воспитывать любовь к родному языку. Успешному   решению   поставленных   задач,   способствуют   разнообразные   формы работы. В частности, широко использую уроки ­ путешествия, уроки ­ игры, экскурсии, этические   беседы,   обобщающие   уроки,   уроки   ­   конференции,   которые   позволяют раскрыть мир природы через различные виды ощущений, характерных для всего живого, дать   элементарные   сведения   о   неживой   природе   и   живой   природе,   развить познавательные интересы. При применении этих форм использую различные приёмы: инсценировки,   чтение   стихотворений   и   на   чувашском   языке,   сказок,   викторин, кроссвордов,   ребусов,   загадки,   что   способствует   пробуждению   интереса   к   живому, восприятию гармонии и красоты природы. Остановлюсь   на значимости   некоторых  форм,  методов  и  приёмов  работы  и  их содержании. Особое внимание уделяю экскурсиям на природу, в ходе которых дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. На экскурсиях дети общаются на чувашском языке, получают знания о единстве и разнообразии природы, кроме этого у них развиваются наблюдательность,   интерес   к   изучению   природы,   языка,   обогащается   личный   опыт. Экскурсии   организую   в   городской   парк,   сквер,   аллеи.   Учащиеся   не   являются пассивными   наблюдателями,   а   активно   участвуют   в   практической   природоохранной деятельности:  подвязывают  сломанные веточки, собирают корм для зимующих птиц, развешивают кормушки, изготовленные собственными руками и др. Младший школьный возраст специфичен тем, что его можно рассматривать как переходной   от  периода,  когда  ведущей   деятельностью  является  игровая,  к периоду, когда   ведущей   деятельностью   становится   учебная. Игра ­   наиболее   естественный   и радостный вид деятельности для младших школьников, формирующий их характер. В связи   с   этим   я   успешно   использую   игровые   методы   обучения   в   экологическом образовании,   поскольку   они   обладают   хорошей   эффективностью,   способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности, мышления. Игры   и   игровые   элементы   позволяют   развивать   у   ребят   самые   разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. Игры придают урокам эмоциональную окраску, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными   для   детей.   Поэтому   я   систематически   провожу   уроки   ­   игры,   игры   ­ путешествия,   на   которых   использую   игровые   методы   обучения.   Они   способствуют формированию у младших школьников мотивации к обучению экологии. Содержание дидактических игр, включающихся в такие уроки, разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей в различные времена года, взаимосвязи и взаимозависимости в природе, вопросы охраны природы, здоровья. Это такие игры, как «Узнай и назови», «Кто, чем питается?», «Кто, где живёт?», «Что на дереве растёт?» и др. Традиционные игры с правилами, в том числе и   подвижные,   насыщенные   экологическим   содержанием,   также   широко   использую   в практике своей работы. Это, например, подражание повадкам животных, занесённых в Красную   книгу,   или   игры   с   мячом  с   называнием   тех   же   животных   на  чувашском   и русском   языках.   Часто   заканчиваю   урок,   используя   фиксацию   экологической информации   в   разных   модальностях.   Например,   проведя   основную   часть   урока   в достаточной   степени   насыщенную   экологически   значимой   информацией,   прошу школьников нарисовать то, что им показалось наиболее симпатичным или важным в проведённом   уроке   или   вылепить   что­либо   на   тему   урока   с   комментированием   на чувашском языке. Дети младшего школьного возраста охотно выполняют такие задания, так как они естественным образом вписываются в привычные для них развлечения или игры.   «Игра   –   дело   серьезное».   Игра   в   воспитательном   процессе   –   это   сама   жизнь, образная   модель   жизненных   ситуаций,   проекция   на   естественный   процесс жизнедеятельности   ребенка.   Играя,   ребенок   приобретает   разнообразный   опыт взаимодействия   с   окружающим   миром;   играя,   он   выполняет   вполне   конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей   средой.   Это   крайне   важно   в   современной   ситуации,   предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Приведу   далее   несколько   методик,   диагностирующих   и   развивающих экологическую культуру детей младшего школьного возраста:  «Секретный разговор» Методика   способствует   развитию   эмоционально­чувственной   сферы   личности младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения. Вариант 1. Учащимся  предлагается  вспомнить о том, как они разговаривали  с каким­либо   растением   или   животным:   «О   чём   ты   спросил   его?   О   чём   он   тебе рассказал?..» Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, например, с каким­либо домашним животным, комнатным растением. Вариант 2. Детям предлагается представить,  что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают   задание   написать,   какие   вопросы   они   бы   задали   этому   растению,   о   чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать. «Лес благодарит и сердится» Методика   позволяет   выявить   отношение   младших   школьников   к   природе   и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, тундру, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме: Напиши, за что лес мог бы сказать тебе: ­спасибо; ­рассердиться на тебя; При анализе детских работ рекомендую обратить внимание на следующее: 1. Что преобладает в детских ответах в графе «Лес благодарит» – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, «Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать   мусор,   рвать   листья,   ломать   ветки»   и   т.д.)   или   примеры   практической экологически ориентированной деятельности (например, «Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц» и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы. 2. Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу. 3. Как часто в графе «Лес сердится» появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, «Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора» и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы «не причинять природе вреда»). 4. Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные. 5. Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также какие практические дела дети выдвигают на первый план. Другая беда в нашей работе с правилами поведения в окружающей среде – не только   «качество»   задаваемого   ими   негатива,   просвещающего   детей,   «как   принести природе вред», но и его количество. Я провела анкетирование детей, предложив им ответить: «За что лес  может рассердиться  на тебя, а за что – поблагодарить?»  Вот результат:   только   15%   детей   дают   ответы   позитивного   характера,   например:   «Лес рассердится, если я не покормлю птиц», «Лес рассердится, если я не уберу мусор» и др. 85% сказали так: «Лес рассердится, если я буду ломать, рвать, сорить и т.п.» (при этом негативный перечень во много раз превосходит перечень добрых дел) или, что выглядит ещё более грустно: «Лес поблагодарит меня, если я не буду ломать, рвать, сорить» и т.п. Таким образом, подавляющее большинство детей уже усвоили негативные примеры и, в лучшем   случае,   заняли   пассивную   позицию   «Так   не   поступать».   Подобная   позиция соответствует низкому уровню развития экологической культуры в ряду выявленных мною   «низком,   среднем   и   высоком   уровнях».   Дети   с   низким   уровнем   развития экологической культуры имеют слабое представление о той пользе, которую они сами уже   сейчас   (а   не   когда   вырастут)   смогут   принести   природе,   городу,   окружающим людям. Крайне беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле   их   зрения   постоянно   находятся   мусорные   свалки,   загрязненные   водоемы, равнодушное   отношение   взрослых   к   бездомным   животным   и   т.д.   Экологическое бескультурье становится «нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего   мира.   Зрительные   образы,   эмоциональный   опыт   являются   в   младшем школьном   возрасте   сильнейшими   факторами,   определяющими   характер   процесса развития экологической культуры личности. Игры­путешествия способствуют   углублению,   закреплению   учебного   материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизирую учащихся интересным сюжетом   игры,   личным   участием   детей   в   игре,   их   устными   сообщениями, переживаниями.   Примерами   используемых   мною   игр   являются:   «Путешествие   по природным зонам», «Путешествие по родному краю», «Путешествие с Красной книгой», «По   страницам   каменной   книги»,   «Тайны   зимнего   леса»,   «Путешествие   на   родину комнатных растений». Игры­путешествия в основном провожу на обобщающих уроках. С целью формирования высокой экологической культуры поведения в природной среде применяю учебную природную тропу. В качестве экологической тропы я выбираю городской парк, разрабатываю маршрут, остановки, отмечаю объекты для наблюдений. Каждая остановка имеет своё название, например, «Руки дружбы – родной природе», «Защитим   пернатое   племя»,   «Все   на   свете   друг   другу   нужны».   Каждый   объект, расположенный   на   тропе,   обозначен   порядковым   номером.   Отбираю   из   материала, содержащего эколого­биологическую характеристику каждого природного объекта, для рассказа или беседы то, что считаю наиболее целесообразным для каждого конкретного случая,   помня   об   основном   назначении   учебной   тропы   ­   её   экологической направленности. Поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках особо выделяю мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определённые условия, через которые они связаны с неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага. Птицы, обитающие в лесах и парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища; с насекомыми, служащими им кормом и т.д. Человек   использует   растения   для   своей   жизни   ­   они   дают   ему   пищу,   кров, обогащают воздух кислородом. В свою очередь человек должен стараться рационально использовать   дары   природы,   тщательно   восстанавливать   растительные   ресурсы, охранять леса и парки. Так постепенно, подвожу учащихся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между живой и неживой природой, между природой и человеком, его трудовой деятельностью, вместе определяем правила экологически грамотного поведения. Таким   образом,   экологическая   тропа   ­   это   такая   форма   экологического образования, которая позволяет организовать с детьми интересную работу, расширяет кругозор   учащихся,   развивает,   воспитывает   их,   способствует   изменению   отношения ребят к живому  и неживому  вокруг них, к их собственным поступкам и действиям других людей. Систематически   провожу  на   уроках   окружающего   мира   и   чувашского   языка этические беседы  как формы деятельности по экологическому образованию, которая позволяет мотивированно и обоснованно подвести учащихся к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. В ходе этической беседы ребята учатся находить многочисленные связи в природе: между растениями и животными, животными ­ хищниками и жертвами, природными условиями среды и её обитателями, деятельностью человека и состоянием природного окружения. Этическую беседу   применяю   на   уроках,   экскурсиях,   во   внеурочное   время   для   анализа экологических   связей   в   ситуациях   «Почему   погиб   птенец?»,   «Бездомный   кот», «Нелюбимые   животные»,   «Сорванные   цветы»,   при   анализе   отрывков   произведений писателей ­ натуралистов, при отгадывании загадок и использовании пословиц, сказок, музыки,   наблюдений.   Доверительная   обстановка   беседы,   соучастие   в   ней   каждого учащегося   со   своими   мыслями,   чувствами,   выводами   способствует   становлению личностной позиции ребёнка. В   ходе   этических   бесед   с   погружением   учащихся   в   реальную   или   вербальную ситуацию нравственного выбора, затрагивающую эмоции и чувства, с помощью вопросов и заданий постепенно подвожу детей к собственным выводам и заключениям. Таким образом, этическая беседа имеет важное мировоззренческое значение. Она способствует формированию у младших школьников реальной научной картины мира, осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома. День родной природы ­ одна из важных форм работы по экологии. В этот день внимание учащихся направлено на изучение природного окружения ­ среды обитания человека, многообразия растений и животных, оказания практической помощи объектам природы,   укрепления   своего   здоровья   и,   главное,   на   овладение   методами   изучения природы.   Широко   применяю   при   проведении   Дней   природы   сюжетно­ролевые   игры экологического характера, походы в природу, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы.   Во   время   их   проведения   школьники   оказывают   практическую   помощь природе, например, очищают от мусора берег живописного водоёма. Во время трудовой операции дети собирают интересные коренья, причудливые ветки, шишки и плоды, а позже в  школе  делают  всевозможные  поделки из  собранного материала,  приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе. По   моему   мнению,   огромную   роль   в   экологическом   образовании   младших школьников играют обобщающие уроки. Используя их в курсе окружающего мира, я решаю   проблемы   систематизации   и   закрепления   экологических   знаний   учащихся, развиваю   у   ребят   способность   анализировать   материал,   сравнивать,   рассуждать   и самостоятельно делать выводы и заключения. Работа над обобщением знаний даёт возможность установить связь предметов и явлений   природы,   выявить   и   объяснить   закономерности.   Изучение   взаимосвязей, существующих   в   окружающем   мире,   играет   большую   роль   в   формировании экологической  культуры школьников, в становлении  ответственного  отношения  их к родной   природе.   Это   долгий   и   сложный   процесс.   Его   суть   не   только   в   овладении экологическими знаниями и умениями, но и в развитии мышления, эмоций детей, их деятельности по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Помимо этого, обобщающие уроки выполняют и контрольно­оценочную функцию. Кроме   этого,   на   обобщающих   уроках   существует   возможность   использовать межпредметные связи, разнообразный дидактический материал, ТСО, презентации, что повышает активность учащихся, а, следовательно, эффективность урока. В   день   проведения   урока   класс   в   праздничном   убранстве:   на   стенах   стенды   с рисунками   и   сочинениями   учащихся,   на   партах   поделки   из   природных   материалов, самодельные   книжки   ­   малютки   о   природе,   на   классной   доске   записаны   пословицы, поговорки, загадки, репродукции с картин русских художников. Обобщающие  уроки оставляют   у   детей   неизгладимое   впечатление,   прочные   знания   и   глубокое эмоциональное   отношение   к   образам   вечно   меняющейся   природы,   её   красоте   и многообразию, неразрывной связи человека с природным окружением. Считаю,   что   разнообразные   формы   проведения   уроков   способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников,   тем   самым   реализуются   основные   задачи   экологического   образования младших   школьников.   Поддерживая   искренний   интерес   ребёнка   к   окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно, чтобы еще взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно   обладать   терпением,   нужно   иметь   внимательный   глаз   и   чуткую   душу,   чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты   первой   весенней   травы,   к   тому   потом   с   трудом   достучится   чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». Экологические   проблемы   имеют   глобальный   масштаб   и   затрагивают   все человечество. Но именно в нашей стране они становятся особенно угрожающими. Поэтому   я  считаю, экологическое   образование   и   воспитание   младших школьников в современной начальной школе приоритетным. Литература: 1.   Алексеев   С.В.,   Симонова   Л.В.   Идея   целостности   в   системе   экологического образования младших школьников. – 1999.­№1. с.19­22. 2.   Бабанова   Т.А.   Эколого­краеведческая   работа   с   младшими   школьниками. М.:Просвещение, 1993. 3. Бахтибенов А.Ш. Экологическое воспитание младших школьников./ Русск.язык­1993. №6. 4. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М.­1987. 5. Вершинин Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческим занятиям. НШ.­1998.­№10. с.9­11. 6. Воробьева  А.Н. Экологическое  образование  младших  школьников. НШ.­1998. №6. с.63­64. 7. Дмитриев Ю.Д. Земля у нас одна. М.:Детская литература.­1997. 8. Климцова Т.А. Экология в начальной школе. НШ.­2000.№6. с.75­76. 9. Тихонова А. Учебная природная тропа для младших школьников. НШ ­1991. №9.

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира и чувашского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2018