Любовь к родной природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Я уверена, что любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.
Окружающий мир – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересен этот предмет тем. Что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.
Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе
изучения окружающего мира и
чувашского языка
Е.В.Иванова
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
города Чебоксары
«Природа – великий учитель!»
Любовь к родной природе великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее,
справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Я уверена, что любить природу
может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет
восхищаться ею.
Окружающий мир – это один из самых сложных и интересных предметов в
начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от
элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах
мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном
единстве. Интересен этот предмет тем. Что и учитель, и ученик являются
наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой –
найти чтото загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает
многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно
живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравья на
лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в
густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость
красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются
всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Младший школьный возраст – важнейший этап становления познавательных,
эмоциональных,
эстетических отношений детей к окружающей
действительности. Детям свойственны доброта и любознательность, поэтому фундамент
ответственного отношения к окружающей природе закладывается именно в начальной
школе.
этических,
Психологи утверждают, что именно в период с 6 до 12 лет у детей развивается
воображение, воспитывается любознательность, формируется творческое мышление,
умение наблюдать и анализировать явления, сравнивать и обобщать факты, делать
выводы. В этом возрасте у детей воспитывается самостоятельность, начинают
появляться интересы. Особая чувствительность и эмоциональность младшего школьника
повышает его интерес к себе, к людям, к своему здоровью, к миру природы, что
является первостепенным условием его дальнейшего экологического образования.
Меня всегда волновал вопрос, почему одни дети способны восхищаться красотой
природы, бережно относиться ко всему живому, проявлять милосердие и заботу о
животных, а другие варварски относятся к окружающему их миру. Как приятно видеть,
что из года в год преображается и хорошеет наш родной город Чебоксары: появились
новые площади, фонтаны, цветники. А ведь это НАШ родной город!
Нередко можно увидеть, как дети трясут и раскачивают молодые деревца, ломают
ветки, бросают камнями в кошек и собак, привязывают к лапкам птиц веревки и мучаютживотных. Откуда в детях столько жестокости? Обидно и то, что взрослые, порою
стоя рядом, не реагируют на происходящее.
Человечество вступило в III тысячелетие. Наша голубая планета Земля это
чудесный живой островок в огромной вселенной. Какой ей быть? Цветущей с красивыми
лесами и лугами, с прозрачными озерами и реками, со щебетом птиц и обилием зверей,
со счастливым смехом детей, или через несколько лет мы увидим на месте лесов голую
пустыню, вместо полноводных рек мутные водоемы, а люди разучатся смеяться,
потому что будут больны?
Именно им, сегодняшним моим ученикам, через 1520 лет предстоит решать
сложные экологические проблемы, от них будет зависеть, каким будет наш город,
страна, наша Земля. Какой же достанется наша планета детям?
Осуществляя работу по экологическому образованию младших школьников, я
ставлю следующие задачи:
Формировать основы экологической культуры через понимание значимых
зависимостей и связей, существующих в мире природы.
Научить учащихся строить своё поведение в природе на основе знаний о
взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих
поступков.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать действенное отношение к окружающей природе, умение беречь её и
охранять.
Воспитывать любовь к родному языку.
Успешному решению поставленных задач, способствуют разнообразные формы
работы. В частности, широко использую уроки путешествия, уроки игры, экскурсии,
этические беседы, обобщающие уроки, уроки конференции, которые позволяют
раскрыть мир природы через различные виды ощущений, характерных для всего живого,
дать элементарные сведения о неживой природе и живой природе, развить
познавательные интересы. При применении этих форм использую различные приёмы:
инсценировки, чтение стихотворений и на чувашском языке, сказок, викторин,
кроссвордов, ребусов, загадки, что способствует пробуждению интереса к живому,
восприятию гармонии и красоты природы.
Остановлюсь на значимости некоторых форм, методов и приёмов работы и их
содержании.
Особое внимание уделяю экскурсиям на природу, в ходе которых дети наблюдают
явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в
сочетании с другими объектами. На экскурсиях дети общаются на чувашском языке,
получают знания о единстве и разнообразии природы, кроме этого у них развиваются
наблюдательность, интерес к изучению природы, языка, обогащается личный опыт.
Экскурсии организую в городской парк, сквер, аллеи. Учащиеся не являются
пассивными наблюдателями, а активно участвуют в практической природоохранной
деятельности: подвязывают сломанные веточки, собирают корм для зимующих птиц,
развешивают кормушки, изготовленные собственными руками и др.
Младший школьный возраст специфичен тем, что его можно рассматривать как
переходной от периода, когда ведущей деятельностью является игровая, к периоду,
когда ведущей деятельностью становится учебная. Игра наиболее естественный и
радостный вид деятельности для младших школьников, формирующий их характер. В
связи с этим я успешно использую игровые методы обучения в экологическом
образовании, поскольку они обладают хорошей эффективностью, способствуютактивизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности,
мышления.
Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные
положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. Игры
придают урокам эмоциональную окраску, делают их живыми, а, следовательно, и более
интересными для детей. Поэтому я систематически провожу уроки игры, игры
путешествия, на которых использую игровые методы обучения. Они способствуют
формированию у младших школьников мотивации к обучению экологии.
Содержание дидактических игр, включающихся в такие уроки, разнообразно, в них
отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей в
различные времена года, взаимосвязи и взаимозависимости в природе, вопросы охраны
природы, здоровья. Это такие игры, как «Узнай и назови», «Кто, чем питается?», «Кто,
где живёт?», «Что на дереве растёт?» и др. Традиционные игры с правилами, в том числе
и подвижные, насыщенные экологическим содержанием, также широко использую в
практике своей работы. Это, например, подражание повадкам животных, занесённых в
Красную книгу, или игры с мячом с называнием тех же животных на чувашском и
русском языках. Часто заканчиваю урок, используя фиксацию экологической
информации в разных модальностях. Например, проведя основную часть урока в
достаточной степени насыщенную экологически значимой информацией, прошу
школьников нарисовать то, что им показалось наиболее симпатичным или важным в
проведённом уроке или вылепить чтолибо на тему урока с комментированием на
чувашском языке. Дети младшего школьного возраста охотно выполняют такие задания,
так как они естественным образом вписываются в привычные для них развлечения или
игры. «Игра – дело серьезное». Игра в воспитательном процессе – это сама жизнь,
образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс
жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт
взаимодействия с окружающим миром; играя, он выполняет вполне конкретную
природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде;
играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.
Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с
окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей
ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна,
игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти.
Приведу далее несколько методик,
диагностирующих и развивающих
экологическую культуру детей младшего школьного возраста:
«Секретный разговор»
Методика способствует развитию эмоциональночувственной сферы личности
младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся
у детей опыт такого общения.
Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с
какимлибо растением или животным: «О чём ты спросил его? О чём он тебе
рассказал?..» Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вполне
вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать
свой разговор, например, с какимлибо домашним животным, комнатным растением.
Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они
встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они
получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём
рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.«Лес благодарит и сердится»
Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и
развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.
После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в
лес, тундру, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и
отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить
на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:
спасибо;
рассердиться на тебя;
При анализе детских работ рекомендую обратить внимание на следующее:
1. Что преобладает в детских ответах в графе «Лес благодарит» – перечисление
норм и правил поведения в лесу (например, «Лес скажет спасибо, если мы не будем
бросать мусор, рвать листья, ломать ветки» и т.д.) или примеры практической
экологически ориентированной деятельности (например, «Лес скажет спасибо за то, что
мы соберём мусор или будем подкармливать птиц» и др.). Очевидно, что второй вариант
ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так
как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
2. Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную
работу.
3. Как часто в графе «Лес сердится» появляются ответы, указывающие в той или
иной форме на бездействие детей (например, «Лес сердится, если мы не кормим птиц,
если не приходим очистить его от мусора» и др.). Эти ответы также говорят об активной
позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения
личности (в отличие от нормы «не причинять природе вреда»).
4. Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.
5. Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также какие практические
дела дети выдвигают на первый план.
Другая беда в нашей работе с правилами поведения в окружающей среде – не
только «качество» задаваемого ими негатива, просвещающего детей, «как принести
природе вред», но и его количество. Я провела анкетирование детей, предложив им
ответить: «За что лес может рассердиться на тебя, а за что – поблагодарить?» Вот
результат: только 15% детей дают ответы позитивного характера, например: «Лес
рассердится, если я не покормлю птиц», «Лес рассердится, если я не уберу мусор» и др.
85% сказали так: «Лес рассердится, если я буду ломать, рвать, сорить и т.п.» (при этом
негативный перечень во много раз превосходит перечень добрых дел) или, что выглядит
ещё более грустно: «Лес поблагодарит меня, если я не буду ломать, рвать, сорить» и т.п.
Таким образом, подавляющее большинство детей уже усвоили негативные примеры и, в
лучшем случае, заняли пассивную позицию «Так не поступать». Подобная позиция
соответствует низкому уровню развития экологической культуры в ряду выявленных
мною «низком, среднем и высоком уровнях». Дети с низким уровнем развития
экологической культуры имеют слабое представление о той пользе, которую они сами
уже сейчас (а не когда вырастут) смогут принести природе, городу, окружающим
людям. Крайне беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В
поле их зрения постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы,
равнодушное отношение взрослых к бездомным животным и т.д. Экологическое
бескультурье становится «нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину
окружающего мира. Зрительные образы, эмоциональный опыт являются в младшемшкольном возрасте сильнейшими факторами, определяющими характер процесса
развития экологической культуры личности.
Игрыпутешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала,
позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизирую учащихся интересным
сюжетом игры, личным участием детей в игре, их устными сообщениями,
переживаниями. Примерами используемых мною игр являются: «Путешествие по
природным зонам», «Путешествие по родному краю», «Путешествие с Красной книгой»,
«По страницам каменной книги», «Тайны зимнего леса», «Путешествие на родину
комнатных растений». Игрыпутешествия в основном провожу на обобщающих уроках.
С целью формирования высокой экологической культуры поведения в природной
среде применяю учебную природную тропу. В качестве экологической тропы я выбираю
городской парк, разрабатываю маршрут, остановки, отмечаю объекты для наблюдений.
Каждая остановка имеет своё название, например, «Руки дружбы – родной природе»,
«Защитим пернатое племя», «Все на свете друг другу нужны». Каждый объект,
расположенный на тропе, обозначен порядковым номером. Отбираю из материала,
содержащего экологобиологическую характеристику каждого природного объекта, для
рассказа или беседы то, что считаю наиболее целесообразным для каждого конкретного
случая, помня об основном назначении учебной тропы её экологической
направленности. Поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках особо выделяю мысль о
том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определённые условия,
через которые они связаны с неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага. Птицы,
обитающие в лесах и парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища; с
насекомыми, служащими им кормом и т.д.
Человек использует растения для своей жизни они дают ему пищу, кров,
обогащают воздух кислородом. В свою очередь человек должен стараться рационально
использовать дары природы, тщательно восстанавливать растительные ресурсы,
охранять леса и парки. Так постепенно, подвожу учащихся к выводу об устойчивых
взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между живой и неживой природой,
между природой и человеком, его трудовой деятельностью, вместе определяем правила
экологически грамотного поведения.
Таким образом, экологическая тропа это такая форма экологического
образования, которая позволяет организовать с детьми интересную работу, расширяет
кругозор учащихся, развивает, воспитывает их, способствует изменению отношения
ребят к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам и действиям
других людей.
Систематически провожу на уроках окружающего мира и чувашского языка
этические беседы как формы деятельности по экологическому образованию, которая
позволяет мотивированно и обоснованно подвести учащихся к выводу о необходимости
защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. В ходе этической
беседы ребята учатся находить многочисленные связи в природе: между растениями и
животными, животными хищниками и жертвами, природными условиями среды и её
обитателями, деятельностью человека и состоянием природного окружения. Этическую
беседу применяю на уроках, экскурсиях, во внеурочное время для анализа
экологических связей в ситуациях «Почему погиб птенец?», «Бездомный кот»,
«Нелюбимые животные», «Сорванные цветы», при анализе отрывков произведений
писателей натуралистов, при отгадывании загадок и использовании пословиц, сказок,
музыки, наблюдений. Доверительная обстановка беседы, соучастие в ней каждогоучащегося со своими мыслями, чувствами, выводами способствует становлению
личностной позиции ребёнка.
В ходе этических бесед с погружением учащихся в реальную или вербальную
ситуацию нравственного выбора, затрагивающую эмоции и чувства, с помощью вопросов
и заданий постепенно подвожу детей к собственным выводам и заключениям. Таким
образом, этическая беседа имеет важное мировоззренческое значение. Она способствует
формированию у младших школьников реальной научной картины мира, осмыслению
своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего
общего дома.
День родной природы одна из важных форм работы по экологии. В этот день
внимание учащихся направлено на изучение природного окружения среды обитания
человека, многообразия растений и животных, оказания практической помощи объектам
природы, укрепления своего здоровья и, главное, на овладение методами изучения
природы. Широко применяю при проведении Дней природы сюжетноролевые игры
экологического характера, походы в природу, конкурсы самодельных плакатов в защиту
природы. Во время их проведения школьники оказывают практическую помощь
природе, например, очищают от мусора берег живописного водоёма. Во время трудовой
операции дети собирают интересные коренья, причудливые ветки, шишки и плоды, а
позже в школе делают всевозможные поделки из собранного материала, приучаются
видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в
природе.
По моему мнению, огромную роль в экологическом образовании младших
школьников играют обобщающие уроки. Используя их в курсе окружающего мира, я
решаю проблемы систематизации и закрепления экологических знаний учащихся,
развиваю у ребят способность анализировать материал, сравнивать, рассуждать и
самостоятельно делать выводы и заключения.
Работа над обобщением знаний даёт возможность установить связь предметов и
явлений природы, выявить и объяснить закономерности. Изучение взаимосвязей,
существующих в окружающем мире, играет большую роль в формировании
экологической культуры школьников, в становлении ответственного отношения их к
родной природе. Это долгий и сложный процесс. Его суть не только в овладении
экологическими знаниями и умениями, но и в развитии мышления, эмоций детей, их
деятельности по защите, уходу и улучшению окружающей среды.
Помимо этого, обобщающие уроки выполняют и контрольнооценочную функцию.
Кроме этого, на обобщающих уроках существует возможность использовать
межпредметные связи, разнообразный дидактический материал, ТСО, презентации, что
повышает активность учащихся, а, следовательно, эффективность урока.
В день проведения урока класс в праздничном убранстве: на стенах стенды с
рисунками и сочинениями учащихся, на партах поделки из природных материалов,
самодельные книжки малютки о природе, на классной доске записаны пословицы,
поговорки, загадки, репродукции с картин русских художников. Обобщающие уроки
оставляют у детей неизгладимое впечатление, прочные знания и глубокое
эмоциональное отношение к образам вечно меняющейся природы, её красоте и
многообразию, неразрывной связи человека с природным окружением.
Считаю,
что разнообразные формы проведения уроков способствуют
формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных
свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших
школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образованиямладших школьников. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему,
следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Очень важно, чтобы еще взрослые сами любили природу и эту любовь старались
привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но
нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы
увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката,
буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «К тому, кто был глух к природе с
детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя
красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство
прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
Экологические проблемы имеют глобальный масштаб и затрагивают все
человечество. Но именно в нашей стране они становятся особенно угрожающими.
Поэтому я считаю, экологическое образование и воспитание младших
школьников в современной начальной школе приоритетным.
Литература:
1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического
образования младших школьников. – 1999.№1. с.1922.
2. Бабанова Т.А. Экологокраеведческая работа с младшими школьниками.
М.:Просвещение, 1993.
3. Бахтибенов А.Ш. Экологическое воспитание младших школьников./ Русск.язык1993.
№6.
4. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М.1987.
5. Вершинин Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края,
интереса к природоведческим занятиям. НШ.1998.№10. с.911.
6. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. НШ.1998. №6.
с.6364.
7. Дмитриев Ю.Д. Земля у нас одна. М.:Детская литература.1997.
8. Климцова Т.А. Экология в начальной школе. НШ.2000.№6. с.7576.
9. Тихонова А. Учебная природная тропа для младших школьников. НШ 1991. №9.