Экологическое образование в России как процесс формирования личности.
Оценка 5
Семинары
docx
экология
Взрослым
07.04.2017
Современное состояние окружающей среды давно уже вызывает тревогу общественности. Экологи всего мира считают, что ощутимых позитивных результатов по обеспечению экологической безопасности населения можно достичь только при совместных усилиях специалистов образовательных, социальных, государственных и общественных организаций, специалистов-технологов и т.д.
Главная цель экологического образования общества заключается в становлении экологически культурной личности, то есть личности, уверенно владеющей принципами экоцентрического мышления (в противовес антропоцентризму), понимающей взаимосвязь явлений природы, отчетливо осознающей последствия предпринимаемых действий и обладающей чувством ответственности перед современниками и потомками за свое экологическое поведение.В статье рассматривается процесс формирования экологического сознания личности, как необходимое условие развития развитой личности.
Экологическое образование в России как процесс формирования личности, автор Кирилин М.Н.,НХМТ.docx
Экологическое образование в России как процесс формирования
личности.
Автор: Кирилин М. Н., преподаватель географии и философии
Новочебоксарского химикомеханического техникума Минобразования Чувашии
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики «Новочебоксарский химикомеханический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
«Каждый обязан сохранять
природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным
богатствам …».
Конституция РФ, ст. 58, 1993 г.
В.И.Вернадский рассматривал человеческую личность и природу в нерасторжимом
единстве и утверждал, что качественное состояние биосферы развивается под влиянием
человечества [1].
Современное состояние окружающей среды давно уже вызывает тревогу общественности.
Экологи всего мира считают, что ощутимых позитивных результатов по обеспечению
экологической безопасности населения можно достичь только при совместных усилиях
специалистов образовательных, социальных, государственных и общественных организаций,
специалистовтехнологов и т.д.
Главная цель экологического образования общества заключается в становлении
экологически культурной личности, то есть личности, уверенно владеющей принципами
экоцентрического мышления (в противовес антропоцентризму), понимающей взаимосвязь
явлений природы, отчетливо осознающей последствия предпринимаемых действий и
обладающей чувством ответственности перед современниками и потомками за свое
экологическое поведение.
Под действием антропогенных факторов природная ситуация меняется катастрофически
быстро и в настоящее время самое главное – человечеству нужно осознать себя активной частью
Природы, единство с ней, понять себя и свое место в мире живого и то, что человек – всего лишь
один из биологических видов, который вне биосферы существовать не может. Мир – это не
«окружающая среда», а единственный дом, в котором только и может жить человек.
Известно, что в настоящее время изза хищнического обращения с природой в ней
обнаружились существенные негативные, часто необратимые сдвиги. Человечество уже вышло
за пределы возможности Планеты.
Еще в 1992 г. в докладах Конференции ООН в РиодеЖанейро [2] подчеркивалось, что
решение не только экономических, но и экологических проблем зависит от всех стран мира.
Особо подчеркивалась необходимость экологического просвещения населения с целью
ответственного отношения к жизни и окружающей среде. Конференция дала четкие
формулировки задач и направлений экологического образования как действенного фактора
устойчивого развития.
Несомненно, содержание Федерального закона №7ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране
окружающей среды» [3] преследует именно эту цель. В ст. 71, гл. XIII «Основы формирования
экологической культуры» закона сказано, что в целях формирования экологической культуры и
профессиональной подготовки специалистов … устанавливается система всеобщего и 2
комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее
школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское
образование и профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, а
также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации,
музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т.д.
Таким образом, с января 2002 г. законодательно установлено всеобщее обязательное
экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и
экологическое просвещение всего населения РФ.
Однако следует напомнить, что это не первый закон на эту тему. Основные предпосылки
для создания правовой базы, на которой началось формирование системы всеобщего
непрерывного экологического образования и просвещения населения РФ, были созданы
принятием Федеральных законов «Об охране окружающей природной среды (19 декабря 1991 г.)
[4] и «Об образовании» (30 июня 1992 г.) [5], где было прописано содержание создаваемой в
России системы экологического образования населения и расширения информационно
просветительской деятельности в этой области.
Кроме того, был Указ Президента РФ №236 от 04.02.1994 г. «О государственной
стратегии по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития» [6], а также
Постановление Правительства РФ №1208 от 03.11.1994 г. «О мерах по улучшению
экологического образования населения» [7].
В стратегических документах, определяющих государственную политику в области
устойчивого развития, экологической безопасности и образования, сформулированы ценностные
ориентации развития России экологическая культура названа одним из приоритетов
безопасности страны.
Долгое отсутствие концепции формирования экологического мировоззрения граждан,
которое должно стать важнейшим элементом национальной системы безопасности, должна была
компенсировать Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением
Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225р [8], которую можно рассматривать как
национальную концепцию экологического мировоззрения. Бескрайние просторы и огромные
природные богатства России породили в сознании нашего населения беспечность и
безответственное отношение к природе. Исследователи отмечают устойчивую тенденцию
разрыва между темпами деградации окружающей среды, расхищения природных ресурсов
и осознанием опасности этих процессов. Налицо очевидная экологическая безграмотность
как отдельной личности, так и общества в целом.
Человечеству следует проникнуться идеей единства человека и Природы и
включить ее в наше общее образование и воспитание, сделать ее частью нашей культуры.
Это главная обязанность и ответственность перед обществом и потомками. Однако речь идет не
просто об экологическом образовании и воспитании, но и обо всей системе «Учитель»,
основанной на новой этике, новой нравственности и новом понимании места человека и задачах
человеческой цивилизации [9].
Грандиозной современной задачей является формирование концептуального и
социального видов интеллекта личности с экологоцентрическим сознанием посредством не
аддитивного сосуществования, а трансдисциплинарного органического синтеза в рамках
концепции единства мира [10].
Стало выделятся такое понятие, как «экологическое сознание», которое означает
совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человекприрода» и соответствующих
технологий и стратегий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического
сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей природе. В настоящее 3
время стала очевидной необходимость экологизации общественного сознания,
образования, мышления всего населения страны.
В последнюю треть прошлого столетия ученые активизировали свои усилия на создании
«Экологии» как самостоятельной науки, исследующей системные взаимосвязи элементов
биосферы на всех уровнях ее иерархической организации [11].
Принятие концепции непрерывного экологического образования: дошкольного,
школьного, вузовского и послевузовского, – позволяет определить конкретное содержание
экологического образования, его направленность и цели на каждом этапе образования с учетом
предметных особенностей.
Правительство Российской Федерации приняло постановление от 3 ноября 1994 г. №1208
«О мерах по улучшению экологического образования населения» [7]., стимулировавшее развитие
экологического образования и его финансовую поддержку из средств экологических фондов всех
уровней. Это относилось, в первую очередь, к среднему экологическому образованию.
Следствием этих решений стало преподавание «Экологии» как самостоятельного
учебного предмета в средних общеобразовательных учреждениях, а педагогические вузы
приступили к подготовке преподавателей новой дисциплины «экология».
По мнению специалистов наиболее успешной в настоящее время является смешанная
модель экологического образования. Она предполагает усиление экологического компонента во
всех учебных дисциплинах на широкой межпредметной основе, а также введение отдельного
интегрированного курса экологической направленности, выполняющего координирующую роль.
Кроме того, эта модель включает в себя экологизацию внеурочной и внешкольной
деятельности учащихся – экологический практикум, который, кстати, является важной
составляющей любой модели экологического образования. Экспериментально установлено, что
наиболее эффективно проведение таких практикумов с учащимися 510 классов. Практикумы
проводятся на двух уровнях – в окружающей среде и лабораторных условиях.
В результате был создан ряд комплексных программ, таких как: «Радуга», «Детство»,
«Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха», а также специальные экологические
программы: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас»,
«Паутинка», «Юный эколог», «Лучики» и др. Все программы соответствовали новой концепции
воспитания дошкольников, предусматривающей личностноориентированную модель воспитания,
индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
Следует отметить, что в тех субъектах Федерации, в которых работа по экологическому
образованию и просвещению была начата в предшествующие годы (19701980е), таких, как
Республики Коми, Карелия, Чувашия, Марий Эл, Удмуртия, Саха (Якутия); области: Амурская,
Вологодская, Калужская, Кировская, Липецкая, Московская, Омская, Свердловская,
Тюменская, Тульская; края – Ставропольский и Хабаровский, а также города – Москва и Санкт
Петербург, – уже был накоплен большой опыт и программные мероприятия по экологии,
которые отличались комплексностью, тесной увязкой с местными условиями, а также четкостью
поставленных задач и ориентированностью на органическую связь науки и практики.
В городских условиях центрами экологического воспитания детей становятся музеи,
зоопарки, ботанические сады, библиотеки, дома детского творчества. На их базе проводили
фестивали, выставки детского рисунка, тематические конкурсы и т.д. Так, в Московском
зоопарке стал традиционным фестиваль «Экология, творчество, дети», в проведении которого
принимают участие многие московские детские коллективы.
Только федеральный Государственный стандарт должен дать каждому учащемуся
обязательный минимум экологических знаний и экологической культуры, вне зависимости
от школы и формы обучения [12]. Сейчас от студентов и обучающихся требуется понимание,
что такое экология и зачем ее нужно знать, и уметь применять экологические знания в 4
производственной деятельности. Но главная цель – понимание происходящих процессов,
понимание ответственности каждого человека за результаты своей деятельности [13].
Вклад экологического образования в выполнение социального заказа общества должен
выражаться в качествах личности, ее отношениях и оценках, поведении, которые воспитываются
на основе экологического содержания, идей устойчивого развития и социально организованной
практики. Таким образом, с методологической точки зрения экологическое образование
должно занимать лидирующее положение в экологической политике государства [14].
В основу современного образования должен быть положен принцип интеграции,
который является фундаментальным, составляющим целостную, логически связанную
систему принципов. Одним из этих принципов, важным для гармоничного отношения общества
и природы, является принцип устойчивого развития, который должен быть включен в концепцию
экологического образования и занять в ней центральное место.
Только экологическое образование, опираясь на культуру, формирует основу духовности
и нравственности человека, позволяющие воспитывать новое поколение с правильными
экологическими ориентирами и новой этикой.
Список использованных источников
1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. Москва, 1988.
2. ООН: послание Генерального секретаря ООН Кофи Аннана по случаю Всемирного дня
окружающей среды 5 июня 2002 г. «Экология – XXI век», 2002.
3. Федеральный закон №7ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»
(Электронный ресурс) http://www.referent.ru/1/78524
.
4. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды (19 декабря 1991 г.).
(Электронный ресурс) http://www.forest.ru/rus/legislation/laws/nature.html
.
5. Федеральный закон «Об образовании» (30 июня 1992 г.) от 10.07.1992 №32661.
(Электронный ресурс) http://www.consultant.ru/popular/edu/
.
6. Указ Президента РФ №236 от 04.02.1994 г. «О государственной стратегии по охране
(Электронный ресурс)
окружающей среды и обеспечении устойчивого развития».
http://www.referent.ru/1/3897
.
7. Постановление Правительства РФ №1208 от 03.11.1994 г. «О мерах по улучшению
ресурс)
экологического
http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_43777.html
.
(Электронный
населения».
образования
8. Экологическая доктрина России // Использование и охрана природных ресурсов, 2001,
№ 6. С. 101108.
9. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.:
Россия молодая, 1992. 367 с.
10. Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка. М.:
МНЭПУ, 1994. С. 14.
11. Райков Б.Е. О русском биологическом направлении // Биология в школе. Вып. 2, 1946.
С. 30.
12. Бусыгин А.Г. Десмоэкология как средство выхода из глобального экологического
кризиса // Экологическое образование на пороге «РИО + 10». Тезисы докладов VIII
Международной конференции по экологическому образованию, Москва, 2628 июня 2002 г.
Тверь, Издво ГУПТОТОТ, 2002, ч. 1. С. 37.
13. Ахияров К.Ш. и др. Экологическое образование: опыт, прогнозы. Монография.
Стерлитамак. Гос. пед. унт, 2001. 139 с. 14. Федоров А.Ю. Концепция экологизации образования. Сарат. гос. техн.
университет // Сб. научн. тр. Сарат.гос.техн. унта «Экологизация подготовки специалистов в
вузах. Утилизация и переработка отходов». Сарат. унт, 2001. С. 17.
5
Экологическое образование в России как процесс формирования личности.
Экологическое образование в России как процесс формирования личности.
Экологическое образование в России как процесс формирования личности.
Экологическое образование в России как процесс формирования личности.
Экологическое образование в России как процесс формирования личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.