Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.
Оценка 4.8

Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.

Оценка 4.8
Лекции +2
doc
окружающий мир +1
1 кл—4 кл
27.05.2018
Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.
С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Исследовательская работа обучающихся помогает сформировать определенный объем знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», осознать место человека в природе. Значимость исследовательской и проектной деятельности велика. Исследования открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках проектной деятельности, будет способствовать значительному повышению экологической культуры школьников.С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Исследовательская работа обучающихся помогает сформировать определенный объем знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», осознать место человека в природе. Значимость исследовательской и проектной деятельности велика. Исследования открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках проектной деятельности, будет способствовать значительному повышению экологической культуры школьников.
экологическое воспитание.doc
Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу. С   введением   в   школах   ФГОС   второго   поколения   важное   место   в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Исследовательская работа обучающихся помогает сформировать  определенный объем знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе  «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», осознать место  человека в природе.  Значимость исследовательской и проектной деятельности велика.  Исследования открывают возможности формирования собственного  жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду.  Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию,  проводимая в рамках проектной деятельности, будет способствовать  значительному повышению экологической культуры школьников. У нас в лицее такая работа проводится уже очень давно, а проводить исследования, обучающиеся начинают уже с первого класса.  Первый   опыт   исследователя   ребята   получают,   участвуя   в   проекте «Семена Дружбы».  Цель этого проекта — дать возможность детям получить первые   навыки   практической   и   исследовательской   деятельности, почувствовать свою связь с землей, привить уважение к земле и к труду людей на земле, развивать творческие способности учащихся.  Весной дети получают пакетики с семенами растений. Это могут быть и цветы, и овощи.   Выращивают растения они на своих садовых и огородных участках. А если нет ни того, ни другого, но очень хочется участвовать в проекте – подойдет и балкон. Но задача ребят ­  не только получить урожай, но   и   провести   наблюдения   за   растениями,   и   оформить   результаты   своих наблюдений.   Организаторами   проекта   был   разработан   специальный   «Огородный дневник»,   который   дети   заполняют   в   процессе   выращивания   садовых   и огородных культур. Дневник включает в себя несколько разделов:   Заметки   по   собственному   экологически   чистому   огороду (пришкольному   участку):   где   расположен   участок,   характер местности, тип почвы.  Экологическая   характеристика   района,   где   находится   участок: описание   местности,   состояния   водоема,   леса,   соседство промышленных объектов.  Внесение удобрений: каких, сколько, когда и как.  Полив: как часто, какой водой.  Уход за грядками: прополка, прореживание, рыхление и т.д.  Наблюдения за погодой  История урожая: когда появились первые всходы, цветы, плоды.  Таблица урожая  Отзыв   о   проделанной   работе   (заполняется   родителями   или педагогом).  Оценка хозяйства.  Впечатления от выращивания растений. Заполняя дневник, дети учатся быть наблюдательными, планировать и фиксировать   свои   действия,   анализировать   успехи   и   неудачи.   Календарь работы способствует развитию у ребят умения вести дневник наблюдений с помощью   условных   знаков,   обозначающих   вид   деятельности   или   погодные явления. Знаки дети придумывают самим.   В   «истории   урожая»   можно   отразить   свои   наблюдения,   поделиться впечатлениями:   кто   самый   –   самый,   какие   растения   «принесли   радость», «удивили», «огорчили».  Необычным для традиционных дневников наблюдения является раздел «Таблица   урожая»,   в   котором   ребятам   предлагается   оценить   результаты своего   труда:   рассчитать   площадь   посева,   валовый   сбор   (в   килограммах, штуках, объеме), урожайность. А подсчитав затраты на удобрения, семена, аренду   земли   и   сравнив   их   со   стоимостью   полученного   урожая,   можно оценить   собственную   прибыль   от   проделанной   работы.   Такая   оценка развивает у ребенка уважение к труду людей на земле, чувство собственной значимости,   помогает   детям   адаптироваться   в   непростых   «рыночных» отношениях. Но   предлагаемая   форма   огородного   дневника   не   является   строго обязательной.   В   него   можно   вносить   свои   изменения   и   дополнения   в зависимости   от   интересов   и   возраста   ребенка.   И   если   в   первом   классе обучающиеся   просто   проводят   наблюдения   за   ростом   растений,   то   более старшие дети проводят настоящие исследования: влияние на рост растений сроков посадки, режима полива, вида удобрений, фаз луны – вот далеко не весь   перечень   направлений   исследований   участников   проекта.   Очень интересной   и   необычной   оказалась   работа   моей   ученицы   Дубины   Алисы, которую   она   выполнила   в   4   классе.   Алиса   вырастила   огурец   и   тыкву   в бутылке. Особую активность и личную заинтересованность в проведении и получении  результатов исследования дети проявляют, если исследование проводится по  проблемам, волнующим школьников, если проблемы выдвигали они сами. В  качестве примера хочу привести исследование, которое проводили ученики 1  класса Гуков Фёдор и Королёв Антон “Снег, как источник воды”. В  пластиковые стаканчики ребята собирали снег в течение двух недель и  оставляли их в классе на подоконнике, чтоб снег растаял. Снег,  превратившийся в воду ребята выливали на белую тарелку и внимательно рассматривали, отмечая количество загрязнителей (пылинки, песок,  фрагменты растений). Ребята придумали свою шкалу (слабое загрязнение,  среднее и сильное). Все полученные результаты заносили в таблицу. И  конечно же, делали выводы.             И какие только вопросы не интересуют наших детей! Вот неполный  перечень тем исследовательских работ, которые выполнили мои ученики:  “Воздух, которым мы дышим”, “Снег, как источник воды”, “Овощи в  бутылке”, “Вода из­под крана: стоит ли её пить?”, “Пауки”, “Почему в горах  так трудно дышать?”, “Всё о шоколаде”, “Сравнение пшеничного и ржаного  хлеба”, “Роль собаки в жизни человека”, “Роль дождевых червей в  почвообразовании”.  Особенностью работы над исследовательскими  работами в начальной школе является то, что без помощи родителей нам не обойтись. Поэтому в работе   над   проектами   я   стараюсь   как   можно   больше   заинтересовать   и родителей учащихся. В этих целях провожу всеобучи, родительские собрания, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом. И такая работа приносит   свои   результаты.   Очень   интересное   и   грамотное   исследование провела вместе с мамой моя ученица Яковлева Кристина. Доступными для ее возраста средствами она исследовала водопроводную воду.  При   проведении   исследования   очень   важно,  чтобы   ребенок   научился проходить   все   его   этапы:   понимал   актуальность   исследования,   его   цели, задачи,   проблемы,   умел   выдвигать   гипотезы,   предполагать   результат, научился работать с литературными источниками, делать выводы.  Для  того, чтобы выполнить  исследование о роли  дождевых червей  в почвообразовании, ученик 2 класса Гуков Фёдор  познакомился с биологией дождевых червей, выяснил, чем они питаются, как перемещаются и выяснил роль дождевых червей в почвообразовании.  Каждый   проект   должен   быть   доведён   до   успешного   завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Поэтому результаты своих исследований дети обязательно показывают. Защита работ проходит   в   присутствии   своих   одноклассников.   А   наиболее   интересные работы,   обучающиеся   успешно   представляют   на   школьных,   районных, городских и всероссийских конкурсах и конференциях Так, от урока к уроку, от проекта к проекту дети набираются опыта публичных выступлений, развивается их речь, память, они учатся оценивать себя и выступления одноклассников.  Проектная   и   исследовательская   деятельность   позволяет   учащимся выйти   за   рамки   объёма   школьных   предметов,   соединить   имеющийся жизненный   опыт   с   новыми   знаниями,   выработать   активную   жизненную позицию,  максимально  реализовать   имеющиеся   творческие   возможности.  У школьников   появляются   навыки   самостоятельной   работы   как индивидуальной, так и в группах, развивается умение обобщать полученные результаты и делать выводы. На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным,  что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как  «столетие окружающей среды». Мои ученики на конкретных примерах убеждаются в необходимости  природоохранных мероприятий. Учащиеся также ведут дневники наблюдений. Проводятся различные акции “Чистый берег”, “Чистый двор”, “День Земли”  “Мы за ЗОЖ” “Защитим птиц”, “Добрые крышечки”. Выпускаем стенгазеты  «О здоровом образе жизни». Младшие ученики пишут сказки, стихи о  природе. Как традиция в зимнее время развешиваются кормушки и  подкармливаются зимующие птицы. Объявляется конкурс на лучшие  кормушки и скворечники. Считается, что процесс формирования экологических отношений у младших  школьников будет эффективным если: 1. Формирование экологических отношений осуществится не только на  уроках природоведения, но и на других уроках и во внеурочной деятельности. 2. Если проводятся интегрированные уроки экологического содержания. 3. Если внеклассная работа включает мероприятия экологического  содержания. У детей развиваются практические умения рационального взаимодействия с  окружающей средой. Таким образом, экологическое образование и воспитание через учебно­ исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной  стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах  экологической культуры, с другой — в результате этой деятельности  происходит повышение эффективности экологического воспитания  и образования. В   заключении   хочу   еще   раз   подчеркнуть,   что   исследовательская деятельность   позволяет   раскрыть   индивидуальные   способности   детей младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. Спасибо за внимание!

Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.

Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.

Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.

Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.

Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.

Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.

Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.

Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2018