Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 16 Мельник Н.Л.
Технологии достижения образовательных результатов ФГОС. Тестовая технология на уроках кубановедения.
В настоящее время перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий. Следовательно, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать следующими качествами:
Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности». И требуют от педагогов пересмотра педагогического контроля. Среди различных видов контроля, широко используемых в образовании, особое место занимают тесты, обладающие наибольшей объективностью, быстротой исполнения, удобством проверки, вариативностью содержания, технологичностью приготовления, простотой и скоростью получения результата.
Тесты позволяют учителю фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.
Тест благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяет те знания и умения, из которых складывается конкретный результат.
Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.
Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.
Выделим среди них основные функции тестов:
- учетно-контрольную (информационную), которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;
-контрольно-корректирующую (диагностическую), которая обеспечивает связь «учитель - ученик», для внесения коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы и пр., позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников;
- обучающую, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;
- воспитательную (мотивационную), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;
- аттестационную, которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.
Виды тестов по форме:
1. Задания открытого типа:
вместо многоточия вписать только одно слово или знак, символ, словосочетание,
фразу, предложение.
Формулировка задания: закончите предложение, дополните
определение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. п.
Правила составления таких заданий:
-использовать не более трех пропусков подряд, лучше 1—2;
-дополнять нужно наиболее важное — то, что проверяем;
-дополнение лучше ставить в конце предложения;
-вопрос формулируем четко.
Наибольшая трудность при составлении — наличие
однозначного ответа.
Эти задания нравятся детям, снижают
утомляемость.
Так, например, при проведении урока «История Кубани в символах» на этапе
актуализации знаний провела такой тест:
1. Флаг, гимн, герб - что объединяет эти слова? Всё это- …… .
2. Гимн- это….. . Продолжи строки: « Ты, Кубань, ты наша родина….»
3. Флаг- это ….. .
4. Какие цвета присутствуют на гербе края, запиши. ………
От этого теста легко перейти к следующему этапу урока - постановке
проблемы.
2. Задание закрытого типа — альтернативный ответ.
Дается два варианта ответов: да/нет или
правильно/ неправильно.
Формулировка задания: Верно ли высказывание; отметьте
только верные высказывания и т. п.
Использование таких заданий в виде отдельного
вопроса часто приводит к простому тестированию.
Подходят такие задания для проверки усвоения сложных определений, сложных
процессов, графиков, диаграмм, таблиц, схем, которые могут быть разбиты на
части.
Правила составления таких заданий:
-вопрос должен содержать одну законченную мысль;
-вопрос должен быть четко сформулирован, избегать слов «мало», «много», «меньше», «больше» и т. п.;
-число ответов «да» и «нет» в тесте должно быть приблизительно равным, чтобы исключить тенденцию отвечать одинаково.
Прочти утверждения. Определи, верны ли они. Обведи "Да" или "Нет".
Около 1 миллиона лет назад на Кубани уже жили древние люди. |
Да Нет |
Тысячелетие - это сто лет |
Да Нет |
Скифы, меоты и сарматы жили в первом тысячелетии нашей эры |
Да Нет |
Древние греки основали свои поселения на территории Кубани в первом тысячелетии до нашей эры. |
Да Нет |
1792 год относится к XVIII веку. |
Да Нет |
В конце XVIII века на Кубань переселились черноморские казаки. |
Да Нет |
Город Екатеринодар был основан в 1920 году. |
Да Нет |
1943 год относится к XIX веку |
Да Нет |
Зимняя Олимпиада в Сочи состоялась в 2014 году. |
Да Нет |
3.
Задание с множественным выбором.
Основной вид заданий, применяемый в тестах.
Формулируется
задание и предлагаются варианты ответов. Задачи формулируются так, чтобы было
не менее 3 правдоподобных ответов, похожих на правильные.
Правила составления таких заданий:
вопрос должен содержать только одну законченную мысль или утверждение;
все ответы должны быть грамматически согласованы
с основной частью задания;
как можно реже использовать отрицание в основной части;
ответ не должен зависеть от предыдущих ответов;
лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ;
место правильного ответа не должно повторяться из вопроса к вопросу;
если ставится количественный вопрос, то ответы располагаются от меньшего к большему.
Такие тесты можно применять на любом предмете, в качестве одного из этапов урока, при проведении контрольных работ.
Подчеркните название почв, характерных для равнинных поверхностей края:
4. Задания на соответствие.
Это задания, где необходимо найти или приравнять
части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух
списков.
Формулировка задания: установите стрелочками соответствие
и т. п.
Подходят эти задания для выяснения фактической
информации. Главный «минус» этих заданий — тривиальность (простота)
тестирования.
Для усложнения заданий и исключения угадывания
длина списков не должна совпадать.
Соедини стрелками название производства и название населенного пункта, где развито данное производство:
Виноградарство Славянский район
Производство риса Новороссийск
Цементная промышленность Тамань
Краснодар
5. Задания на ранжирование
Это задания, где надо указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании.
Данные тесты можно использовать при первичном закреплении на уроках связанных с историей края.
Укажи цифрами последовательность следующих исторических событий.
Переименование Екатеринодара в Краснодар
Присоединение Адыгеи к России
Переселение казаков на Кубань
Составляю тесты и презентации самостоятельно, используя ресурсы Интернета http://LearningApps.org, https://docs.google.com, http://www.slideboom.com.
Виды тестов по месту использования (этапы урока):
- Актуализация ЗУН
- Первичное закрепление ЗУН
- Упражнения
- Контроль ЗУН
Виды тестов по объему содержания и времени проведения (контроль ЗУН):
- Стартовый контроль
- Тематические тесты
- Итоговый контроль
- Промежуточная аттестация
- Итоговая аттестация
Использование тестовой формы контроля обеспечивает:
-высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
-воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
-развивает память, логическое мышление;
-умение делать правильный выбор;
-снижает уровень тревожности;
-помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.
Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:
- в тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.
-большая вероятность выбора ответов наугад;
-невозможно проследить логику ученика.
Тестовая технология - это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.
Сегодня в соответствии с требованиями ФГОС учителя начальных классов составляют и проводят комплексные работы, которые включают в себя задания из разных областей знаний. Попробуем с опорой на текст составить блок вопросов по кубановедению, используя тестовую технологию.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краснодарский край благодаря своему географическому положению, климатическим условиям, славному историческому наследию, считается крупнейшим и общепризнанным рекреационным регионом России и снискал славу края туризма. С каждым годом увеличивается поток туристов, желающих увидеть своими глазами жемчужину России: горные массивы Кавказского хребта, реку Кубань, Азовское и Черное моря.
Издавна люди селились около воды — на берегу рек, морей, океана. В Краснодарском крае самой важной водной артерией является река Кубань. Древнегреческий историк и географ Страбон, живший в 60-е гг- 20 -е гг до н.э., в своих трудах упоминает реку Кубань под названием Антикитс. С глубокой древности река Кубань поменяла более 300 имен. Народы Северного Кавказа думали, что дав ей соответствующее имя, смогут покорить ее быстрое полноводное течение. Но это были напрасные усилия, в то время человек был еще очень слаб, чтобы приручить эту реку.
Река Кубань — это естественная граница. По итогам Ясского мирного договора, подписанного в 1791 году с Османской империей, границы России на Кавказе устанавливались по реке Кубань. В своем течении река меняет характер. Самый буйный нрав и быстрое течение — в верхней части реки, затем она замедляет свой бег, становится всё более спокойной. Для Кубани типична извилистось русла в среднем и нижнем течении. Местами река петляет по долине так, что путь по руслу становится в 2 раза длиннее, чем расстояние по прямой между этими же пунктами, например, между станицами Кавказской и Тбилисской.
Летом же в пору таяния ледников и частых грозовых дождей в горах, Кубань просыпалась и шумно выплескивалась из своих берегов. Вырвавшись на степной простор, она набирала скорость, заливала вспаханные луга, затапливала низины, наносила разрушения населенным пунктам. Река несла измельченный песок и гальку, огромные корневища деревьев. Тревожная песня ее не смолкала почему то ни днем, ни вечером. Вспененные воды проносились то влево, то вправо.
Только в середине прошлого века удалось покорить коварную и своенравную Кубань, которая славилась непроходимыми болотами, плавнями и многочисленными лиманами, весенними паводками. Для того чтобы укротить строптивый нрав реки, было возведено Краснодарское водохранилище. Оно считается самым огромным на всем Северном Кавказе. В 1973 году началось заполнение чаши Краснодарского водохранилища. Построенные многочисленные дамбы и каналы, водохранилища заставили реку служить человеку. Часто после разлива Кубани на ее берега выбрасывало коряги, остатки мусора, среди которого был металл, пластик, затвердевший битум, строительный мусор и многое другое.
В станицах и хуторах не встретишь, пожалуй, такого человека, который глядя на бурлящий поток, не подошел бы к берегу и не удивился бы такой силище: «Разбушевалась матушка!»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.