Аппликация
Оценка 4.6

Аппликация

Оценка 4.6
Семинары
docx
окружающий мир
4 кл—5 кл
21.10.2024
Аппликация
Цель: 1. Воспитывать у детей любовь и уважение к родному краю; 2. Приобщать к культуре и традициям родного края; 3. Формировать у детей бережное, созидательное отношение к краю; 4. Активизировать поисково-познавательную деятельность детей через различные формы работы; 5. Дать детям интересную содержательно – упорядоченную информацию о родном крае.
+ План по самообразованию.docx

                                 План работы по самообразованию

 

Индивидуальный план самообразования на 2024 - 2025 учебный год

Воспитатель МАДОУ Детский сад № 9 «Аленушка» г. Бирска

Фамилия, имя, отчество      Масалимова Венера Васигатовна

1.Тема самообразования: «Ознакомление дошкольников с родным краем»  

2. Когда начата работа над темой        2023г

3. Когда предполагается закончить работу над темой      2025г

4. Цели и задачи самообразования по теме

Цель:

 

1. Воспитывать у детей любовь и уважение к родному краю;

2. Приобщать к культуре и традициям родного края;

3. Формировать у детей бережное, созидательное отношение к краю;

4. Активизировать поисково-познавательную деятельность детей через различные формы работы;

5. Дать детям интересную содержательно – упорядоченную информацию о родном крае.

Задачи:

 

1. Формирование представления о Родине как месте, где человек вырос и родился, где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их понимания.

7. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.

8. Составить картотеку дидактических, настольных и подвижных  игр .

 

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 

Методы и приемы работы:

 

1. Диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

2. игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;

3. проблемные ситуации;

4. проектирование;

5. конкурсы, викторины;

6. экспериментирование;

7. коллективно-творческие дела;

8. наблюдения;

9.пальчиковые игры со стихами;

10.различные виды аппликаций, рисования и лепки.

 

1 ЭТАП информационно - аналитический (вводно-ознакомительный)

 

Изучение научной и учебно-методической литературы:

 

1. Р. Л. Агишева «Я Башкортостанец». Программа руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уфа-2003г.

2. В. Н. Матова «Краеведение в детском саду»«Детство-Пресс» 2014 г.

3. «Народная литература и традиции». Занятие с детьми 3-7 л. Автор составитель В. Н. Косарева-Волгоград:Учитель, 2014г

4. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов

5. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.

 

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

 

План работы по самообразованию.

1. Изучить литературу по данной теме.

2. .Создать условия для ознакомления детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа.

3. Воспитывать у детей потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

4. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их понимания.

 Организовать работу кружка «Мой край родной», создать учебную программу.

5.Пополнить уголок «Мой край родной» новыми дидактическими играми, необходимой литературой;.

6 Составить картотеку дидактических, настольных и подвижных игр  (среднего  возраста)

7. Подготовить консультации для родителей

 

Работа с дошкольниками

 

Сроки выполнения

Тема

Содержание работы

Формы работы

Отметки о выполнении

Сентябрь

Осень в родном краю

Отметить изменения в природе.

Наблюдение за явлениями природы осенью, установление простейших связей между ними, определение состояния погоды. Ознакомление с перелетными птицами. Знакомство с оставшимися на зиму птицами.  Рассматривание иллюстраций , рисование, лепка, просматривание диафильмов о животном мире нашего края осенью.

Дать понятие «золотой осени», «бабье лето», «поздняя осень». Обратить внимание на красоту родного края в осенний период.

 

 

 

Познавательная деятельность:

Занятие «Как замечательно у нас в краю»

Целевые прогулки по территории детского сад (в парк, лес). Презентация «Осеннее очарование»

Чтение сказки «Лиса и перепелка», «Лиса сирота»

Речевая деятельность:

Заучивание стихотворений

Аскаль Ахметхужин «Осень»  Гульфия Юнусова «Падают листья»,  ХабибуллаГабитов «Золотая осень»

Заучивание пословиц, поговорок, загадок башкирского народа об осени

Аппликация «Осенний ковер» (природный материал, листья, трава, семена, ягоды)

Рисование «Осень листья разбросала…» Выставка детских работ «Золотая осень». Выставка совместного творчества с родителями «Дары осени».

Рисование «Золотая волшебница осенИгровая де    Дидактические игры:

«Найди дерево по семенам»

«Найди такой же листок , какой я покажу»,

«Разведчики леса»

Подвижная игра «Липкие пеньки»

Развлечение «Осень в родном краю»

 

Октябрь

Мой край родной

Уточнить представление дошкольников о родной стране. Знакомство с названием республики, легендой о происхождении этнонима башкорт, богатстве республики, гимне, гербе и флаге Башкортостана.

Формировать представление об истории Башкортостана, о народах Башкортостана, о том , что они являются главным богатством республики, что все они равны и свободны, уважают друг друга и живут дружно, что все они башкортостанцы

 

 

Познавательная деятельность:

Беседы «Государственные символы республики Башкортостан».

Беседа « прогулки по городу, к достопримечательным местам города,

Чтение рассказа Р. Хакимова «Моя республика»

Развитие речи:

Заучивание стихотворения Ф. Губайдуллиной «Флаг моей Республики»»

Чтение стихотворения Ф.Тугузбаевой «Башкортостан»

Беседа по иллюстрациям о республике.

Разучивание пословиц, поговорок, загадок.

Рисование «Пейзажи родного края» Выставка совместного творчества детей и родителей рисунков на тему «День народного единства» Предложить родителям вместе со своими детьми посетить городской музей

Аппликация «Цветок курая».Выставка детских работ «Мой край родной».

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Собери карту Башкортостана», «Башкирские узоры», «Какого государства флаг?» (РБ, РФ), «Кто скорее составит флаг республики»

Музыкальное развлечение ко дню независимости Республики Башкортостан «Башкортостан мой край родной»

 

 

Ноябрь

Моя семья, моя родня

 

 

 

 

 

 

 

Конкретизировать представления о своей семье, ее родословной. Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей семьи, семьи близких людей. Воспитывать толерантность и уважение по отношению к представителям другой национальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательная деятельность:

ООД «Знаешь ли ты своих родственников?»

Составление семейного древа.

Рассматривание семейных альбомов.

Фотовыставка «Моя дружная семья»

Рисование «Мои добрые дела в семье».

Лепка «Блины для Айсылу».Аппликация «Подарки для родных людей»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Башкирское домино», «Сотки узор», «Кто больше запомнит предметов у бабушки Бибигуль»

Сюжетно-ролевая игра: «Семья» Башкирские подвижные игры «Перстень - бычок», «Сокыр туп», «Тирмэ»

 

Декабрь

Природа родного края. Кудесница – Зима

Отметить изменения в природе.

Наблюдение за явлениями природы зимой, установление простейших связей между ними, определение состояния погоды (обратить внимание на мороз, снегопад, холодный ветер, озера покрыты льдом). Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радостное настроение от встречи с нежными красками зимней природы. Учить детей любить  и беречь природу, закреплять знания  поведения в ней.

Знакомство с оставшимися на зиму птицами.  Рассматривание иллюстраций, рисование, лепка, просматривание диафильмов о животном мире нашего края зимой. Обратить внимание на красоту родного края в зимний период.

Познавательная деятельность:

Беседы «Зеленые деревья зимой»

Занятие «Зима в родном городе», «Дикие и домашние животные зимой»

Акции «Покорми птиц зимой», «Сохраним елочку живой»

 Занятие «Зима в нашем родном краю»

Чтение рассказа Ф.Губайдуллина «Елочка»

Речевая деятельность:

Заучивание стихотворенияХ. Габитова «Зима»

Разучивание пословиц, поговорок, загадок башкирского народа о зиме

Рисование «Зима - кудесница»

Лепка «Кыш бабай».

Выставка

детских работ«Зимние забавы»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Времена года».

Подвижные игры: «Снежная баба»» Два Мороза», «Найди следы»

Развлечение«Новогодний праздник»

 

Январь

Уфа столица Башкортостана

Уточнить представление дошкольников о столице республики - Уфа. Формировать представление  об истории города. Знакомить детей с достопримечательностями и жителями столицы. Формировать представление о том, что все люди равноправны и живут дружно. Людей живущих в одной местности, несмотря на разные национальности, называют одинаково, например, в Уфе - уфимцы, в Бирске - биряне.

 

Познавательная деятельность:

Занятие «Уфа - столица Республики Башкортостан»

Рассматривание иллюстраций (фотографий) об Уфе.

Развитие речи:

Заучивание стихотворения  Г. Рамазанова «Уфа»

Беседа по иллюстрациям о городе;

разучивание пословиц, поговорок, загадок.

Рисование «Праздник в городе»

Пластилинография «Мост через реку Ак-  Идель»

Игровая деятельность

Дидактические игры: пазлы «Достопримечательности г. Уфы», «Назови это место в городе», «Продолжи», «Уфимские загадки».

 

Февраль

Мир изобразительного искусства родного края

Продолжить знакомство с историей жизни башкирского народа, его искусством, одеждой, жилищем, предметами быта, прививать уважение к башкирскому народу, труду взрослых: развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной Родине. Знакомство с местными мастерами - умельцами; посещение музея, выставочных залов, где представлены предметы декоративно - прикладного искусства. Создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.

Познавательная деятельность:

Занятие «Башкирские народные узоры»

Целевые экскурсии в городской музей выставочные залы

Творческое рассказывание «Дом моей бабушка Габиды»

Аппликация из ткани «Башкирский сапожок».

Рисование «Башкирский орнамент», «Украшение бочонка для меда»

Лепка «Кадушка для кумыса»

Игровая деятельность

Дидактическая игры: «Соткем башкирский ковер», «Найди свой элемент», «Лото», «Собери башкирскую утварь», «Составь целое», «Башкирская мозаика», «Одень башкирских кукол»

Башкирская народная хороводная игра: «Положу платочек Побуждение родителей организовывать семейные посещения музеев, выставочных залов, мастерских художников и скульпторов нашего края.

 

Март

Быт и традиции башкирского народа и народов Башкортостана

Закрепление знаний о национальных традициях башкирского народа. Знакомить детей с традициями выражения уважения к взрослым, гостеприимства, приветственного этикета башкирского народа и других народов Башкортостана. Формировать представление о традиционных народных праздниках, играх. Знакомить с традициями быта: убранством старинного дома, посудой, орудиями труда и т. д. Знакомить с национальными блюдами башкирских народов и других народов Башкортостана. Рассматривание национальных костюмов. Слушание народных песен, мелодий на национальных инструментах (кубыз, курай)

Познавательная деятельность.

Беседы «О национальных традициях родного края»

ООД «Национальные музыкальные инструменты» (Кубыз, курай, домбра)

Занятие - беседа «Убранство тирмэ», «О чем рассказывает старинный предмет»

(Целевые экскурсии в городской музей).

Рассматривание иллюстраций «Блюда башкирской кухни», «Башкирский ансамбль танца»

Развитие речи.

Чтение рассказа Н.А.Ласточкиной «Башкирская юрта» (тирмэ)

 Разучивание отрывка из стихотворения А. Шебаева «Курай», Абдулхака Игебаева «Курай»

Разучивание народных пословиц, поговорок, загадок о национальной кухне.

Изобразительная деятельность

Коллективная аппликация из ткани «Праздничный ковер»

Изготовление кулинарных изделий из соленого теста к творческим играм.

Игровая деятельность

Дидактическая игры: «Творчество башкирского народа», «Соткем башкирский ковер», «Что изменилось в тирмэ?», «Что изменилось в кошмау?»

Подвижная игра «Улетели, улетели», «Курай»,

Участие в народных праздниках «Сабантуй»,

 

Апрель

Мой любимый детский сад

Закрепить знания о профессиях . Формировать и обогащать представления о деятельности взрослых в детском саду;  о необходимости помощи взрослым и поддержании помещений  и участка детского сада в чистоте и порядке, о проявлении заботы взрослых и детей друг о друге; о дне рождения детского сада

Составление творческих рассказов «Мой любимый детский сад

Пересказ рассказов Калининой Н. «Разве так играют?», «Наша дружная группа»

Чтение стихотворения А.Вали «Спасибо воспитателям»

Рисование «Хорошо у нас в саду»

Аппликация «Наш любимый детский сад», «Башкирский коврик для друга».

Дидактические игры:

«Плохие и хорошие поступки»

«Весело-грустно»,«Улицы города»

Сюжетно-ролевая игра  «Детский сад»

Развлечение «С днем рождения любимый детский сад!»

 

Май

Цветущий Башкортостан

Формировать представление дошкольников о природе родного Башкортостана. Наблюдения за явлениями природы, определение состояния природы, погоды. Беседы о влиянии погоды на жизнь животных и людей: растения и животные  нашего края в разные времена года.

Закрепление знаний детей о растительном мире, зачем они нужны человеку. Воспитывать бережное отношение к природе родного края, любовь к ней.

 

Познавательная деятельность.

Беседы: «Цветущий Башкортостан», «Лес – наше богатство», «Природные достопримечательности Башкортостана» (Заповедники, пещеры, заказники, Капова пещера, Пещера Салавата Юлаева)

Занятие «Животные и птицы нашего края».

Целевые прогулки по территории д / сада

Развитие речи.

Разучивание пословиц, поговорок, загадок башкирского народа о явлениях природы.

Чтение башкирских народных сказок «Лиса-плотник», «Сарыбай», «Лиса-сирота», «Заяц и еж».

Рисование «Природа родного края»

Лепка «Животные нашей республики»

Выставка детских работ «Природа родного края» с использованием нетрадиционных методов рисования.

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Правила поведения в природе», «Выбери правильную дорогу», «Зоологическое лото», «Найди растения нашего края», «Найди такой же листок, какой я покажу», «Разведчики леса»

Подвижная игра «Липкие пеньки», «Белый тополь, синий тополь»

 

 

 

Работа с родителями

 

Месяц

Содержание работы

Формы работы

Сентябрь

«Родной свой край мы любим и знаем»

 «Как воспитывать у ребенка любовь к родному краю»

 

Анкетирование  

 Консультация

Октябрь

 «Моя малая Родина»

«Азбука патриотизма»

« Воспитание любви к родному краю».

«День независимости Республики Башкортостан»

Анкетирование  

Папка- передвижка

  Консультация

Выставка совместного творчества детей и родителей рисунков .

Ноябрь

« Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

 «Патриотическое воспитание в семье»

«Семья- главный воспитатель высоконравственного ребенка», «С чего начинается Родина»

 Выставка «Мой дом- моя семья»

Родительское собрание.

Анкетирование  

Консультации

Оформление плакатов о семье и организация выставки в группе  

Декабрь

«Воспитание личности на основе традиций и культурного наследия башкирского народа»

 «Не рубите елочку».

«Встречаем новогодний праздник»

Консультация

Природоохраняемая акция

Привлечь родителей к участию в подготовке зимнего участка : вместе с детьми изготовить  игрушки или цветные льдинки  и украсить деревья на площадке, окна –вытыканками , снежинками и пр.

Январь

«Покормите птиц зимой!»

« Уфа- столица нашей Республики»

 

Акция

Фотовыставка

Февраль

«Народные промыслы России и Башкортостана». «Башкирский национальный костюм»

 «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Папки –передвижки

 

 

Консультация

 Предложить родителям вместе со своими детьми посетить музей города

Март

«Башкирская кухня»

 «Народные праздники башкирского народа»

Организация выставки

Папка –передвижка

Апрель

«Моё любимое место в городе»

«Мой детский сад»

 Фотовыставка

Выставка совместного творчества детей и родителей рисунков

Май

«Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников»

«Природа нашего края», «Красная книга Республики Башкортостан»

 

«Природные богатства нашего края»

«Моя малая Родина — моё начало»

Консультация

 

Оформление альбомов

 

 

Памятка

Презентация

 

Работа с педагогами

 

Месяц

Содержание работы

Форма работы

В течении года

Распространение педагогического опыта

Интернет ресурсы

Октябрь

«Осень в родном краю»

Музыкальное мероприятие

В течение года

Посещение открытых мероприятий коллег ДОУ

 

 

Литература

1.Закон РФ «Об образовании» (1992). –М.,1996.

2.Концепция дошкольного образования Республики Башкортостан. -Уфа,2002.

3.Концепция формирования гражданина нового Башкортостана .-Уфа,1999.

4. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003

5.Молчева А.В.Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам.-Уфа,1995.

6. Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – Уфа: БИРО, 2009

7.Агишева Р.Л. ,Губайдуллина Ф.Х.Учебник хрестоматия .Я познаю Башкортостан.-Уфа.2006.

8.Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью: старшая  группа.-М.,2003.

9.Жуковская Р.И. ,Виноградова Н.Ф., Козлова С. А.Родной край.-М.,1990.

10.АзнабаеваФ.Г.,КагармановаФ.Ф.Этномузей в воспитании дошкольников.-Уфа,БИРО.2006.

11.Азнабаева Ф.Г. ,Нафикова З.Г. «Оскон»-БИРО.2003.

12.АзнабаеваФ.Г.,АминеваР.И.,АхметоваР.М.,НарынбаеваА.З.,ЕлкибаеваГ.Р.-Ильгам: методическое пособие по художественному развитию дошкольников. -Уфа: Китап.-2009.

13.АзнабаеваФ.Г.Рисуем, фантазируя. Нетрадиционные техники рисования для детей от 2 до10 лет, -Уфа: Китап,2009.

14. Губайдуллина Р.Х. Край родной, тебе пою .-Уфа БИРО,2004

15.Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа – руководство. Уфа, БИРО

16. Гасанова Р.Х. Я Родину свою хочу познать!. Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007

17..ГасановаР.Х,Кузмищева Т.Б. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников .-Уфа, БИРО,2004.

18.Башкортостан- наш дом родной.,части1-2.-Уфа,БИРО,2000.

19.РавинаЕ.К. Герб и флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами.- М.,2003.

20.Иванов М.И. Бирск-Уфа: башкирское книжное издательство,1989.

21. Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам (на русском и башкирском языках). – Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995.

22.Башкирские народные сказки. -Уфа.: изд.-во Мир печати.2007.

23.Башкирские сказки и легенды./ составитель Андрианов Ю.А .-Уфа: китап,2007.

24.Загитова З.А. ,Кантимирова И.А., Тукаева З.А. Человек- творец рукотворного мира. Учебное пособие и демонстрационный материал ,-Уфа: ГУП «ГРИ Башкортостан»-2004.

25.Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой.-Уфа: Китап, 1995.-64 с.

26. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий.- СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена 2001.-208 с.

27.Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие.5-е издание, стериотипное.-М.:Ставрополь: Сервисшкола, 2003.-288с.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

План работы по самообразованию

План работы по самообразованию

Народная литература и традиции»

Народная литература и традиции»

Рисование «Осень листья разбросала…»

Рисование «Осень листья разбросала…»

Аппликация «Цветок курая».Выставка детских работ «Мой край родной»

Аппликация «Цветок курая».Выставка детских работ «Мой край родной»

Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радостное настроение от встречи с нежными красками зимней природы

Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радостное настроение от встречи с нежными красками зимней природы

Продолжи», «Уфимские загадки».

Продолжи», «Уфимские загадки».

Знакомить с традициями быта: убранством старинного дома, посудой, орудиями труда и т

Знакомить с традициями быта: убранством старинного дома, посудой, орудиями труда и т

Составление творческих рассказов «Мой любимый детский сад

Составление творческих рассказов «Мой любимый детский сад

Разведчики леса» Подвижная игра «Липкие пеньки», «Белый тополь, синий тополь»

Разведчики леса» Подвижная игра «Липкие пеньки», «Белый тополь, синий тополь»

Работа с педагогами

Работа с педагогами

Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой

Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2024