Григорьева Марина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10 г. Казани
Экологическое воспитание и образование младших школьников
Во второй половине ХХ века человечество оказалось перед лицом качественно новых глобальных проблем, и среди них особое место занимают экологические , существенно влияющие сегодня на все стороны жизни человечества: на материальную и культурную сферы, на здоровье, мировоззрение и мораль.
Именно научный прогресс, впервые столкнув человечество с признаками энергетического, сырьевого, водного, продовольственного и даже воздушного дефицита, сделав очевидным то, что технически вооруженные люди вовлекали в свою деятельность практически все известные возобновляемые и не возобновляемые ресурсы нашей планеты. А воздействие человека на биосферу способно существенно изменить направление ее эволюции.
В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением.
Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна. Экологическое образование и воспитание сейчас ещё и веление времени: в результате потребительского отношения к окружающему миру человечество стоит перед лицом экологической катастрофы, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде.
Задачи: - формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к ней, - формирование ответственного отношения ко всякой деятельности, затрагивающей природу, - формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной среде. – формирование условий для развития опыта взаимодействия обучащюихся в разнообразных процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны:
- экологическое сознание,
- экологическое поведение.
Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.
Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ в начальных классах, в первую очередь, необходимо сформировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости в соответствии с возрастом и способностями обучающихся, научить применять на практике полученные знания; необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
Одним из залогов успешного экологического обучения — создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, а также получать удовольствие от общения с природой.
Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением, с живым интересом изучают природу родного края, наблюдают за погодой и за сезонными изменениями в природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше мы увидим ее результативность.
Дети познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, напрямую зависит от их образа жизни в детстве, а, значит, от педагогов, организующих и участвующих в их обучении и воспитании.
При решении вопроса экологического образования и воспитания все формы и виды учебной и внеурочной деятельности детей должны выступать в тесной взаимосвязи. В нашей школе накопилась определенная система и положительный опыт работы по экологическому воспитанию обучающихся.
В урочное время у детей постепенно формируется система знаний об окружающем мире и ценностное отношение к ней, т. к. учебный материал по всем предметам содержит в этом отношении большой потенциал.
Чтение, беседы, просмотр презентаций и видеофильмов, выполнение разнообразных заданий, экскурсии, наблюдения должны убеждать детей, что окружающий мир требует внимательного и бережного отношения. Большое удовольствие детям доставляет постоянное наблюдение за изменениями в природе и работа с календарём.
Когда идём на экскурсию или на прогулку, мы также наблюдаем за сезонными изменениями в природе.
В школе проводится большое количество разнообразных мероприятий: единые уроки, единые занятия, праздники, которые и развивают кругозор, и воспитывают экологическое мировоззрение детей и экологическую культуру.
В нашей школе для обучающихся постоянно организуются выставки рисунков и поделок, которые не только развивают творчество и познавательную активность детей, но и учат видеть прекрасное в обычном. Для выставок поделок дети используют природный материал, взаимодействуя с природой , прикасаясь к ней руками и видя её разнообразие и богатство.
Ежегодно ребята участвуют в экологической акции «Помощь птицам. Изготовление кормушки», которая учит детей не быть равнодушными.
Проводится акция «Лепим снежные фигуры», развивающая креативность и также учащая взаимодействовать с природой.
Для детей организован кружок экологической направленности «Цветоводство».
Уход за цветами позволяет каждому ребёнку привнести свой личный вклад, учит любить и понимать природу.
Работа по воспитанию экологического сознания ведется ежедневно, непрерывно и при соблюдении режима дня, т. к. режим дня, гигиена, здоровый образ жизни являются компонентами экологического воспитания. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.
Например, прогулку н организовывать таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры.
Физический труд призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневное дежурство в помещениях интерната и уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от листьев и снега. Это и облагораживание территории: уход за закреплённой за классом клумбой: прополка, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.
Формирование экологического поведения и сознания на уроках и во внеурочное время сказывается на развитии личности ребенка. У обучающихся должна формироваться убежденность в необходимости охраны природы и их личном участии в этом.
Я, как учитель начальных классов , также работаю над решением задач экологического воспитания: в соответствии с уровнем развития детей стараюсь приобщить их к природе, научить их видеть и ценить красоту природы и бережно относится к ней. Проектные работы многих детей моего класса нацелены в этом году на свои работы в плане экологических проблем в мире. Проведя защиту проектных работ, заметно, что дети с большой ответственностью подошли к данной проблеме.
Обучающиеся класса принимают участие во всех школьных мероприятиях: (праздники, единые занятия, выставки рисунков, поделок) в акциях («Сбор батареек», «Разноцветные крышечки»).
Индивидуальный проект
Предмет «Окружающий мир»
«МУСОР И ЕГО ВТОРАЯ ЖИЗНЬ»
(проект)
Выполнила:
Орлова Екатерина Юрьевна
Ученица 3Б класса
г.Казань
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
1. Теоретическая часть
1.1 Определение и виды мусора
1.2 Вредное воздействие на окружающую среду
1.3 Способы утилизации мусора
1.4 Вторичная переработка мусора
2. Практическая часть
Заключение
Используемая литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена изучению переработки мусора и возможно ли дать мусору вторую жизнь.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем: «Почему так много мусора?», «Откуда он берётся?» и «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?» привели меня к идее создании проекта «Вторая жизнь мусора».
Загрязнение мусором — эта одна их главных экологических проблем современности. С каждым годом Земля все сильнее покрывается отходами, а большие площади отводятся под свалки. Именно поэтому в последнее время учёные всего мира ищут эффективные способы переработки мусора. История мусора началась вместе с активной хозяйственной деятельностью человека. Несмотря на то, что эта проблема стала глобальной только в 21 веке, её корни спрятаны в веках.
Вплоть до 19 века такого количества мусора не было. Люди использовали только натуральные материалы, которые быстро разлагались и не наносили вреда окружающей среде. Однако в 19 веке началось резкое развитие промышленности. На Земле начали копиться синтетические отходы, разлагающиеся больше 1000 лет.
Каждая семья ежедневно выбрасывает много мусора: пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, полиэтиленовые пакеты, стеклянную тару из-под различных продуктов, коробки, фантики от конфет и т.п. Всего и не перечислить. Раньше я не задумывалась над тем, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной поделки. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого им надо дать новую жизнь.
Актуальность проекта:
Проблемы экологии с каждым годом становятся все острее. Раздельный сбор мусора и последующая его переработка - один из важнейших пунктов сохранения жизни на Земле.
Цель проекта:
Выяснить пути переработки и повторного использования мусора. Научиться через практическую работу находить полезное применение бутовому мусору.
Задачи проекта:
1) Изучить литературу по данной теме.
2) Описать влияние отходов на окружающую среду.
3) Узнать способы утилизации мусора
4)выяснить, какие отходы разлагаются быстрее;
· познакомиться со способами «борьбы» с бытовым мусором, а именно с самым безопасным - способом утилизации;
5) как можно вторично использовать мусор;
6)изготовить полезные изделия из бытового мусора.
1.Теоретическая часть
1.1 Определение и виды мусора
Мусор - твердые отбросы растительного, животного и минерального происхождения, накапливающиеся в домашнем и коммунальном хозяйстве, торговле и промышленности. Мусор – это очень обычная вещь. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека.
Мусор разделяют на несколько видов. Необходимо это, в первую очередь, для того, чтобы найти наиболее подходящий метод утилизации или захоронения для тех или иных отходов.
Так по своему физическому состоянию он может быть твердым, жидким или газообразным.
По-своему же источнику происхождения мусор бывает бытовым (отходы, которые скапливаются у нас дома) и промышленным (отходы деятельности заводов и фабрик).
Наиболее распространенный вид мусора – это твердые бытовые отходы, которые в наших условиях отсутствия сортировки мусора обычно содержат в себе практически все, что угодно: остатки продуктов питания, деревянных и металлических, стеклянных и пластмассовых, текстильных и других предметов.
Еще мусор можно разделить на отдельные категории в зависимости от его уровня опасности, которых насчитывается всего пять: от почти неопасного до чрезвычайно опасного.
Это отслужившая срок действия бытовая техника, отработанные батарейки и аккумуляторы, другие тому подобные грузы. В то же время в эту категорию отходов можно отнести медицинские препараты, опасные отходы химического производства, отработанное ядерное топливо.
1.2 Вредное воздействие мусора на окружающую среду.
В последние два десятилетия во всем мире обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Используя природные богатства, человечество возвращает природе огромное количество отходов. Около крупных городов и промышленных предприятий скапливаются горы мусора, превращая окрестности в пустыни и свалки. Человечество, получая необходимые продукты, товары, энергию, неизбежно производит сотни тысяч тонн вредных веществ и отходов, которые попадают в атмосферу, водоёмы, почву, в живые организмы, в том числе и в организм человека.
Известно, что разные отходы разлагаются в почве разное время:
- бумага 1-4 месяцев;
- железные банки – 10 - 20 лет;
- фольга алюминиевая – более 100 лет;
- батарейки – более 100 лет;
- резиновые покрышки – 120-140 лет;
- пластиковые бутылки – более 200 лет;
- стекло – более 1000 лет
В конце 20 века решение проблемы мусора было очень неожиданным. Пластик и другие трудно разлагающиеся предметы попросту вывозились в страны третьего мира. Так в Африке возникли целые регионы, утопающие в мусоре развитых стран. Это процесс был назван «Эмиграция мусора». Последствия такого процесса до сих пор видны на побережье Атлантического океана. В 21 веке стало понятно, что это не решает проблему, а только усугубляет ее. Сейчас вопрос экологии стал актуальным, как никогда.
Вред от мусора часто недооценивают. На самом деле последствий множество и все они серьезные:
· загрязнение почвы бытовым мусором и отравление грунтовых вод в процессе разложения;
· разрушение озонового слоя;
· отравление людей и животных токсичным дымом в результате горения свалок;
· свалки служат ореолом обитания насекомых, птиц и грызунов, которые являются переносчиками инфекций и причиной эпидемий;
· токсичные вещества, попадая в атмосферу, выпадают на землю в виде кислотных дождей;
· несанкционированные свалки в черте города являются источниками неприятных запахов и привлекают бездомных животных.
Даже переполненный мусорный контейнер может доставить массу неудобств жителям. А теперь представьте, какой ущерб экологии и здоровью людей нанесет свалка площадью несколько тысяч гектар.
1.3 Способы утилизации мусора
Изучив, куда вывозят мусор, и что с ним происходит, я узнала различные способы утилизации мусора их плюсы и минусы.
1.3.1 Захоронение – самый, дешёвый и распространенный в России метод избавиться от отходов. При обычном захоронении отходов на свалке из нее вытекают ядовитые воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя 20% эффекта потепления климата»).
История показала, что простым выбрасыванием непригодных предметов из дома проблему решить не удаётся. В 20 веке пришлось перейти от стихийного создания свалок к проектированию и реализации специальных инженерных объектов, полигонов для захоронения бытовых отходов.
Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпают слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют - их собирают и очищают.
Существуют также заброшенные, неправильно спроектированные и плохо управляемые свалки, которые, могут стать угрозой для окружающей среды. На свалках часто происходит умышленное сжигание отходов с целью уменьшения объема свалки, а также увеличения срока её эксплуатации.
Одной из проблем таких свалок является то, что отходы на свалках медленно, но постоянно сгорают - тлеют. Тление – это процесс горения, при котором образуются стойкие загрязнители. Таким образом, полигоны – это экологические бомбы замедленного действия.
1.3.2. Сжигание При сжигании ТБО на мусоросжигательных заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. Одна тонна мусора может дать 400 КВт/час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. В печи МСЗ даже безобидные на первый взгляд бытовые отходы превращаются в настоящий “коктейль” опасных ядов. Они являются сильными канцерогенами и воздействуют на репродуктивную и иммунную системы человека. И ни один даже самый совершенный фильтр от них не спасает. В нашей стране шесть крупных заводов, которые занимаются сжиганием мусора. Как способ уничтожения мусора, сжигание является также экологически опасным.
1.3.3. Компостирование- метод избавления от твердых отходов, то есть создание благоприятных условий, при которых твердые бытовые отходы могут разлагаться почвенными микроорганизмами до простых химических элементов. В результате получается компост или гумус, по структуре и запаху напоминающий почву, который можно продавать для использования в качестве удобрения.
1.3.4. Сортировка и переработка. Все большее значение приобретает вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Во многих странах на улицах можно увидеть контейнеры, разделенные по видам отходов. (Приложение 2) Это дает возможность их вторичной переработки после сортировки, что существенно сокращает загрязнение окружающей среды. Часть мусора, безусловно, сжигается, но значительной части дается «вторая жизнь». Бумага, пластик или дерево могут быть использованы как вторичное сырье. Не зря принято сортировать мусорные отходы, которые выкидывают жители, а в некоторых странах за неправильную сортировку можно получить штраф. Почему применяются такие меры? Причина проста: многие виды отходов не разлагаются очень долго, либо при разложении наносят непоправимый вред окружающей среде, именно поэтому их уничтожают или перерабатывают специальным образом
1.4. Вторичная переработка отходов
Отсортированный мусор подлежит вторичной переработке,
Как показывает мировая практика в решении экологической проблемы мусора, переработке и вторичному использованию подлежат практически все виды отходов:
Пластиковые бутылки можно перерабатывать и использовать снова. Из переплавленных бутылок в некоторых странах делают мебель и аксессуары
Бумага и картон составляют примерно 1/3 бытового мусора, который мы выбрасываем. Как раз их проще всего перерабатывать и использовать снова.
Стекло может быть переработано неограниченное число раз. Как правило, его сортируют по цвету, очищают, переплавляют и используют заново: производят новые бутылки, декоративные украшения и даже покрытие для пола.
Консервные алюминиевые банки из-под напитков могут быть переплавлены в новые банки. Банки из стали используются в производстве различных деталей.
Полиэтиленовые пакеты покупатели берут на кассах супермаркетов. Каждый год используются десятки миллиардов пакетов, которые не подлежат переработке.
Резина измельчается в крошку и повторно используется (из автомобильных шин изготавливаются коврики для автомобилей).
Органические отходы используются в качестве удобрений в сельском хозяйстве.
Бытовая техника и мобильные устройства разбираются на детали: пластиковые элементы корпуса и резиновые кнопки подлежат переработке, металлы переплавляются и используются повторно. Метан, который выделяется при разложении отходов, можно использовать для газификации предприятий и населенных пунктов.
Таким образом можно решить проблемы твердых, жидких и газообразных отходов.
2. Практическая часть
Мной было проведено анкетирование " О сортировке мусора и его вторичное использование?" среди учащихся моего класса всего участвовало 30 человек. (Приложение 1) Было задано 6 вопросов по результатам, которых можно сделать следующие выводы: оказалось, что большинство опрошенных знают, что такое сортировка мусора, и если бы в их дворах стояли контейнеры для сортировки мусора, то из 30 опрошенных 29 человек готовы это делать. В ходе опроса выяснилось, что информации о пунктах сбора вторсырья не хватает. Большинство не знает, где можно сдать вторсырьё, поэтому нужно привлекать больше внимания к проблеме отходов
В результате поиска нужной информации по данному проекту, я узнала, что наша школа принимает участвует ежегодно в акциях по сбору макулатуры- в течение 2-х месяцев в рамках экологической акции ЭКОВЕСНА-2022 ученики, родители и учителя собирали макулатуру, РЕЗУЛЬТАТ-ТОННА. В акции "Батарейки, сдавайтесь!" наш лицей собрал батарейки-85кг, которые были сданы в пункт приёма . В январе 2023 года собирали пластиковые бутылки, пластиковые крышки, в феврале был сбор алюминиевых банок. Всё это в дальнейшем будет использовано для вторичной переработки.
Также я узнала, что в нашем г.Казани существует Волонтерский проект «ЭкоЛогично Казань» с 2020 года, по адресу г. Казань, ул.Ветровая, 14б можно принести вторсырье и одежду. На сайте VK «ЭкоЛогично Казань» можно узнать в какие дни у них проходят акции сбора. Все, что когда-то работало от электрической розетки или аккумуляторов, будет переработано в рамках экологической программы «Школа утилизации: электроника».
Практически каждый день моя семья выбрасывает пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, фантики и другие вещи. и все это может стать основой для оригинальных детских поделок или увлекательных игрушек Я захотела сама сделать что-то полезное из того, что обычно выкидываем. Решила сделать сумочку из пакета от чипсов (Приложение 2,3,4.5), для это мне понадобились следующие материалы:
1. пакет от чипсов
2. клей- пистолет
3. материал для украшения.
Ёлочное украшение (Приложение 6) было сделано мамой из части пластиковой бутылки в 2020 году, т.е. получается, что эти вещи могут служить длительный срок и радовать нас. От своей бабушки я узнала, что она не выбрасывает в мусор пластиковые контейнеры от продуктов, а использует их для посадки рассады каждый год (Приложение 7), получается, что и она старается дать «мусору вторую жизнь».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, я задумалась о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поняла, что частично решить эту проблему может каждая семья. А для этого нужно немного пофантазировать и изготовить из использованных упаковок замечательные предметы, которые могут принести пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для друзей и родных. В результате проведенных исследований по применению твердых отходов в быту, продлевая жизнь пластиковым бутылкам, консервным банкам и другому упаковочному материалу, я сделала следующие выводы:
· экономический (экономить семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки, которые могут порадовать родных и близких);
· эстетический (получаем удовольствие, создавая различные изделия своими руками);
· экологический (продлевая срок использования пластиковых бутылок и другого упаковочного материала, мы не засоряем окружающую среду!)
Список используемой литературы:
1. Автор: Мазелли М. История мусора. От древних отходов до переработки пластика
2. Сильги, Катрин де. История мусора: от средних веков до наших дней
3. Пресс-служба компании «Невский экологический оператор» Автор ASMedia МУСОР В РОССИИ. ОТ XVIII ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ
4. ГАЗЕТА ЗЕЛЕНАЯ ПРАВДА «Как люди поступали с отходами в разные периоды истории человечества»
5. Источник: https://stop-othod.ru/recycling/ekologicheskaya-problema-musora-v-rossii-i-mire-musornaya-reforma.html
6. Источник: https://rcycle.net/musor/razdelnyj-sbor/kak-pravilno-sortirovat-othody-dlya-pererabotki
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
№ |
Вопросы |
ДА |
НЕТ |
1 |
Сортируете ли вы выбрасываемый мусор дома ? |
13 |
17 |
2 |
Есть ли в вашем дворе контейнеры для сортировки мусора ? |
13 |
17 |
3 |
Если бы в вашем дворе стояли контейнеры для сортировки мусора готов ты это делать ? |
29 |
1 |
4 |
Знаешь ли ты где у нас в городе пункты приема вторсырья? |
11 |
19 |
5 |
Участвуешь ли ты в сборе макулатуры в школе? |
16 |
14 |
6 |
Знаешь ли ты как можно использовать вторично: · Бумагу · Пластмассовые бутылки · Стеклянную тару · Алюминиевые баночки · Полиэтиленовые пакеты |
25 25 12 10 17 |
5 5 18 20 13 |
Приложение 1,2,3
Приложение 4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.