"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)
Оценка 4.6

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа
6 кл
14.04.2018
"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)
Представлено выступление на открытом педагогическом совете для учителей города из опыта работы классного руководителя по экологическому воспитанию учащихся. 2017 год был объявлен Годом экологии, но заниматься экологией души, с точки зрения автора представленного материала, следует все годы обучения детей в школе. О некоторых формах работы с обучающимися рассказывается в опубликованном выступлении.
педсовет_экология_БАБИЧЕВА.doc
Выступление на педагогическом совете­семинаре «Экологическое воспитание обучающихся в рамках ФГОС»  15 мая 2017г. СЛАЙД 1 Вопрос   об   экологическом   воспитании   учащихся   объёмный   и многогранный, а поскольку нельзя объять необъятного, сегодня я не буду рассказывать, как через уроки русского языка и литературы я решаю этот вопрос, а остановлюсь только на опыте работы в этом направлении как классного руководителя 5 Б класса.  Разговор о состоянии нашей планеты, о бережном отношении к природе,   о   необходимости   охраны   окружающей   среды,   начатый   в начальной   школе,   мы   планомерно   продолжаем   в   среднем   звене.   В соответствии с планом работы гимназии мы проводим экологические классные часы. СЛАЙД 2  К ним ребята готовят свои сообщения и презентации, с которыми выступают   перед   одноклассниками.   Дети   слушают   выступающих, задают вопросы по интересующим их моментам, открывают для себя новую информацию.  СЛАЙД 3 Так, во время разговора о необходимости бережного отношения к воде   всех   очень   поразили   статистические   данные   о   том,   сколько литров воды уходит, пока мы чистим зубы, принимаем душ, моемся в ванне, стираем. В завершении каждого выступления мы говорили о том,  какую   реальную   помощь  может  оказать   каждый  из  нас  нашей планете.  Когда мы обсуждали экологическое состояние нашего города, то была   озвучена   всем   известная   мысль   о   том,   что   раньше   Омск   был городом­садом. И дети, размышляя над тем, чем мы можем помочь своей   малой   родине,   высказали   несколько   мудрых   предложений   и пришли   к   выводу   о   необходимости   участия   каждого   в благоустройстве Омска.  СЛАЙД 4 Поэтому   выход   на   субботники   воспринимается   детьми   как личный вклад в процветание нашего города. СЛАЙД 5 Было   радостно   в   день   субботника   увидеть   6   родителей, пришедших поработать вместе с детьми. Мы все вместе занимались общим нужным делом. И, несмотря на мелкий дождик, настроение у всех было замечательное.  СЛАЙД 6 После каждого мероприятия, в котором участвуют мои 5­клашки, учебный   сектор   вклеивает   в   дневники   учащихся   благодарности. Поэтому   не   раз   ещё   на   глаза   детям   при   перелистывании   дневника попадётся надпись под рисунком: «Чистый город начинается с тебя», что будет способствовать поддержанию желания заботиться о природе и своим посильным трудом делать наш край краше. СЛАЙД 7 Есть у нас добрая традиция — устраивать творческие встречи с омскими   писателями   и   поэтами.   Перед   каждой   такой   встречей   я оговариваю   с   литератором,   на   какие   темы   хотелось   бы   услышать тексты   и   повести  разговор   с   детьми.   Когда   добрый   друг   нашей гимназии   омский   поэт,   режиссер,   сценарист   Татьяна   Николаевна Андринская   во   время   нашей   осенней   встречи   среди   других   своих текстов озвучила стихотворение «Снегирь», дети охотно вступили в диалог   с   поэтессой,   поскольку   текст   тронул   души   ребятишек. Послушайте, пожалуйста,  это стихотворение. Как вы думаете: зря я купила снегиря? Он на птичьем рынке в клетке, не в лесу и не на ветке, Прыгал, бился и метался, на свободу вырывался. Рядом стражник­птицелов  предлагал мне свой улов. Я спросила: ­ Для чего вы неволите его? Он ответил: ­ Знаешь, сколько гибнет птиц зимой в лесу? Я решил, поймаю птицу и в квартиру принесу. В клетке, но в тепле живёт, даром ест и даром пьёт. Только этот дармоед почему­то не поёт, Ближе к ночи или утром стоны, вздохи издаёт. ­ Потому и не поёт, что в неволе он живёт, ­ птицелову отвечаю. ­ Продаёте птичек, знаю! ­ Ты тут много не болтай! Снегиря­то покупай! Если хочешь, то на волю тут же сразу отпускай. Сто просил, но пятьдесят тоже будет в аккурат!­ Вдруг озвучил он решенье, видно не без сожаленья. СЛАЙД 8 Я гляжу на снегиря: в клетке он притих не зря, Точно слушал разговор, ожидая приговор. Крылья быстро развернул, мне глазами подмигнул. ­ Покупаю! Доставайте! В руки мне его давайте. Птицелов из клетки птицу быстро вынул, отдаёт, А снегирь в моих ладонях звук тревожный издаёт. И запел протяжно, тихо, будто просит: «Отпусти! В лес мне нужно. Понимаешь? Снегирят своих найти. Зиму как они прожили? Я, снегирь, их не бросал. Корм искал для них под елью ­ птицелов меня поймал». И замолк, притих покорно, в размышленьях: ­ Снова плен? Может, всё­таки свобода? Ждать каких мне перемен? Раскрываю я ладоши и при этом говорю Коммерсанту­птицелову и, конечно, снегирю: ­ Прелесть истинной свободы, независимости зная, В плен­неволю не заманит клетка ­ даже золотая! Шла и думала, конечно, мой снегирь не пропадёт, На свободе дом лесной он и птенцов своих найдёт. Как вы думаете: зря я купила снегиря? Вот   такое   замечательное   поучительное   стихотворение   нам подарила   Т.Н.   Мы   его   опубликовали   в   нашем   гимназическом литературно­художественном альманахе «Лира» и, думаю, побудили многих ребят, прочитав это стихотворение, задуматься о том, каким должно быть наше отношение к природе. А ещё в нашем альманахе есть   раздел   «Как   прекрасен   этот   мир!   Посмотри!»   В   нём   мы размещаем сочинения детей в стихах и прозе о красоте окружающего мира.   О   той   красоте,   которую   мы   должны   сохранить   для   наших потомков.  СЛАЙД 9 Очень   популярен   в   нашем   альманахе   раздел   «Уши,   лапы   и хвосты». В нём представлены работы детей, которые рассказывают о своих домашних питомцах, размышляют о том, как надо относиться к братьям нашим меньшим, пишут об ответственности человека за тех, кого он приручил.  В этом году в этой популярной рубрике о животных размещено 29 сочинений, из них 11 работ учеников моего класса, написанных после цикла   проведённых   мероприятий,   посвящённых   братьям   нашим меньшим. Поскольку в нашем коллективе принято делиться опытом работы, от   классного   руководителя   8   Б   класса   Галины   Михайловны Бондарчук   я   узнала   о   возможности   провести   встречу   с   Натальей Владимировной Ожерельевой ­ организотором приюта «Теремок» для бездомных   животных.  Наталья   Владимировна   любезно   приняла   моё приглашение. Готовя детей к этой встрече, я прочитала им притчу, с которой хочу познакомить и вас. «Спустился как­то Бог на Землю, чтобы посмотреть, как живут люди без него. Переоделся в одежду старца и, постучавшись в первый попавшийся   дом,   попросил   хлеба   и   воды.   Дверь   открыла   богатая женщина с ребенком на руках. Она не только не пустила гостя на порог, но, оглядев его, даже не выслушала его просьбы.  Рассерчал Бог на людей и решил наслать на них голод. Вышел в поле и стал уничтожать хлеб. А в те времена колосья хлеба росли от самой земли, Бог стал срывать зерна со стеблей и вдруг … увидел возле себя кошку и собаку. Они плакали и просили Бога, чтобы он пожалел их, не уничтожал весь хлеб, а оставил им хоть немного, ведь не виноваты они, что люди стали такими жадными и жестокими. Сжалился Бог над животными и оставил им верхушки колосков, которые растут сейчас на наших полях. С тех пор мы, люди, едим кошачий и собачий хлеб, вымоленный ими у Бога».  Да,   мы   любим   кошек   и   собак,   ­   говорила   я   детям,   ­   мы   даже позволяем   им   жить   в   наших   квартирах,   пока   …   нам   с   ними комфортно. Но только возникают какие­то проблемы, мы без жалости и зазрения совести выбрасываем их на улицу. Вы вглядитесь в глаза брошенных животных, в них  всегда один вопрос: «За что?» Если бы люди несли ответственность за свои деяния — не было бы на Земле ни одной брошенной собаки и кошки, не нужно было бы создавать фонды по   защите   бездомных   животных   и   доказывать   властям   города,   что четвероногие тоже имеют право жить. И мы с детьми начали подбирать и учить стихи о животных с нелёгкой   судьбой.   Когда   к   нам   приехала   Наталья   Владимировна Ожерельева, она рассказала и показала видео о деятельности приюта и о судьбах некоторых четвероногих питомцев.  СЛАЙД 10 Мы   в   ответ   прочитали   выученные   стихи,   сопровождая   Эта   встреча   настолько   тронула выступления   презентацией. организатора   приюта,   что   она   рассказала   о   своих   впечатлениях   в статье   на   сайте   Департамента   образования   администрации   города Омска.  СЛАЙД 11 Из     беседы   с   Натальей   Владимировной   дети   узнали,   в   какой помощи   нуждается   приют.   Нас   пригласили   поучаствовать   в   акции «Рукавичка добра». Мы пообещали не только приготовить подарки для обитателей приюта, но и приехать в гости — всем классом. СЛАЙД 12 С литературной композицией, которую мы готовили к встрече с организатором   приюта,   5­классники   выступили   в   подшефном   1   Б классе, в котором прочитали малышам трогательные стихи про судьбы обездоленных животных и услышали СПАСИБО  за трогательный и полезный   разговор   об   ответственности   человека   за   братьев   наших меньших.  СЛАЙД 13 А   потом,   когда   родители   класса   купили   корма,   наполнители, подстилки, игрушки, ошейники, медикаменты и заказали автобус для поездки в приют, выяснилось, что «Теремок» переезжает и не готов нас принять, но нас ждут в реабилитационном центре для бездомных животных «Омские хвостики».  СЛАЙД 14 И   в   одну   из   мартовских   суббот   мы   отправились   в   приют   в сопровождении 3­х родителей. После посещения «Омских хвостиков» растроганные дети написали сочинения, в которых поделились своими впечатлениями   о   поездке,   кому­то   из   детей   понравилась   моя   идея сочинить рассказ от имени собаки или кошки, которые живут в этом приюте.   Так   11   работ   попало   в   раздел   «Уши,   лапы   и   хвосты» последнего номера нашего альманаха. Думаю, что читатели «Лиры», познакомившись с этими творческими работами, ещё раз задумаются об ответственности человека за животных. СЛАЙД 15 И ещё одна традиция есть в нашем классе — регулярное участие в различных   творческих   конкурсах,   в   том   числе   экологической направленности.   Сочинения   и   рисунки   детей   становятся победителями всероссийских и международных конкурсов. В заключение   я хотела  бы  сказать,  что  я убеждена в  том,  что впечатления,   полученные   в   детстве,   необыкновенно   остры,   они оставляют   след   на   всю   жизнь.   Поэтому   хочется   верить,   что   мои ученики   не   смогут   обидеть   животных   и   будут   всегда   помнить высказывание из сказочной повести французского писателя Антуана де   Сент­Экзюпери   «Маленький   принц»:   «Мы   в   ответе   за  тех,   кого приручили».  ВИДЕО А сейчас я хотела бы предложить вашему вниманию фрагмент из видео о посещении приюта «Омские хвостики». Спасибо за внимание.

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2018