"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа
6 кл
14.04.2018
Представлено выступление на открытом педагогическом совете для учителей города из опыта работы классного руководителя по экологическому воспитанию учащихся. 2017 год был объявлен Годом экологии, но заниматься экологией души, с точки зрения автора представленного материала, следует все годы обучения детей в школе. О некоторых формах работы с обучающимися рассказывается в опубликованном выступлении.
педсовет_экология_БАБИЧЕВА.doc
Выступление на педагогическом советесеминаре
«Экологическое воспитание обучающихся в рамках ФГОС»
15 мая 2017г.
СЛАЙД 1
Вопрос об экологическом воспитании учащихся объёмный и
многогранный, а поскольку нельзя объять необъятного, сегодня я не
буду рассказывать, как через уроки русского языка и литературы я
решаю этот вопрос, а остановлюсь только на опыте работы в этом
направлении как классного руководителя 5 Б класса.
Разговор о состоянии нашей планеты, о бережном отношении к
природе, о необходимости охраны окружающей среды, начатый в
начальной школе, мы планомерно продолжаем в среднем звене. В
соответствии с планом работы гимназии мы проводим экологические
классные часы.
СЛАЙД 2
К ним ребята готовят свои сообщения и презентации, с которыми
выступают перед одноклассниками. Дети слушают выступающих,
задают вопросы по интересующим их моментам, открывают для себя
новую информацию.
СЛАЙД 3
Так, во время разговора о необходимости бережного отношения к
воде всех очень поразили статистические данные о том, сколько
литров воды уходит, пока мы чистим зубы, принимаем душ, моемся в
ванне, стираем. В завершении каждого выступления мы говорили о
том, какую реальную помощь может оказать каждый из нас нашей
планете.
Когда мы обсуждали экологическое состояние нашего города, то
была озвучена всем известная мысль о том, что раньше Омск был городомсадом. И дети, размышляя над тем, чем мы можем помочь
своей малой родине, высказали несколько мудрых предложений и
пришли к выводу о необходимости участия каждого в
благоустройстве Омска.
СЛАЙД 4
Поэтому выход на субботники воспринимается детьми как
личный вклад в процветание нашего города.
СЛАЙД 5
Было радостно в день субботника увидеть 6 родителей,
пришедших поработать вместе с детьми. Мы все вместе занимались
общим нужным делом. И, несмотря на мелкий дождик, настроение у
всех было замечательное.
СЛАЙД 6
После каждого мероприятия, в котором участвуют мои 5клашки,
учебный сектор вклеивает в дневники учащихся благодарности.
Поэтому не раз ещё на глаза детям при перелистывании дневника
попадётся надпись под рисунком: «Чистый город начинается с тебя»,
что будет способствовать поддержанию желания заботиться о природе
и своим посильным трудом делать наш край краше.
СЛАЙД 7
Есть у нас добрая традиция — устраивать творческие встречи с
омскими писателями и поэтами. Перед каждой такой встречей я
оговариваю с литератором, на какие темы хотелось бы услышать
тексты и повести разговор с детьми. Когда добрый друг нашей
гимназии омский поэт, режиссер, сценарист Татьяна Николаевна
Андринская во время нашей осенней встречи среди других своих
текстов озвучила стихотворение «Снегирь», дети охотно вступили в диалог с поэтессой, поскольку текст тронул души ребятишек.
Послушайте, пожалуйста, это стихотворение.
Как вы думаете: зря я купила снегиря?
Он на птичьем рынке в клетке, не в лесу и не на ветке,
Прыгал, бился и метался, на свободу вырывался.
Рядом стражникптицелов предлагал мне свой улов.
Я спросила: Для чего вы неволите его?
Он ответил: Знаешь, сколько гибнет птиц зимой в лесу?
Я решил, поймаю птицу и в квартиру принесу.
В клетке, но в тепле живёт, даром ест и даром пьёт.
Только этот дармоед почемуто не поёт,
Ближе к ночи или утром стоны, вздохи издаёт.
Потому и не поёт, что в неволе он живёт, птицелову отвечаю.
Продаёте птичек, знаю!
Ты тут много не болтай! Снегирято покупай!
Если хочешь, то на волю тут же сразу отпускай.
Сто просил, но пятьдесят тоже будет в аккурат!
Вдруг озвучил он решенье, видно не без сожаленья.
СЛАЙД 8
Я гляжу на снегиря: в клетке он притих не зря,
Точно слушал разговор, ожидая приговор.
Крылья быстро развернул, мне глазами подмигнул.
Покупаю! Доставайте! В руки мне его давайте.
Птицелов из клетки птицу быстро вынул, отдаёт,
А снегирь в моих ладонях звук тревожный издаёт.
И запел протяжно, тихо, будто просит: «Отпусти!
В лес мне нужно. Понимаешь? Снегирят своих найти.
Зиму как они прожили? Я, снегирь, их не бросал.
Корм искал для них под елью птицелов меня поймал».
И замолк, притих покорно, в размышленьях: Снова плен?
Может, всётаки свобода? Ждать каких мне перемен? Раскрываю я ладоши и при этом говорю
Коммерсантуптицелову и, конечно, снегирю:
Прелесть истинной свободы, независимости зная,
В пленневолю не заманит клетка даже золотая!
Шла и думала, конечно, мой снегирь не пропадёт,
На свободе дом лесной он и птенцов своих найдёт.
Как вы думаете: зря я купила снегиря?
Вот такое замечательное поучительное стихотворение нам
подарила Т.Н. Мы его опубликовали в нашем гимназическом
литературнохудожественном альманахе «Лира» и, думаю, побудили
многих ребят, прочитав это стихотворение, задуматься о том, каким
должно быть наше отношение к природе. А ещё в нашем альманахе
есть раздел «Как прекрасен этот мир! Посмотри!» В нём мы
размещаем сочинения детей в стихах и прозе о красоте окружающего
мира. О той красоте, которую мы должны сохранить для наших
потомков.
СЛАЙД 9
Очень популярен в нашем альманахе раздел «Уши, лапы и
хвосты». В нём представлены работы детей, которые рассказывают о
своих домашних питомцах, размышляют о том, как надо относиться к
братьям нашим меньшим, пишут об ответственности человека за тех,
кого он приручил.
В этом году в этой популярной рубрике о животных размещено 29
сочинений, из них 11 работ учеников моего класса, написанных после
цикла проведённых мероприятий, посвящённых братьям нашим
меньшим.
Поскольку в нашем коллективе принято делиться опытом работы,
от классного руководителя 8 Б класса Галины Михайловны
Бондарчук я узнала о возможности провести встречу с Натальей
Владимировной Ожерельевой организотором приюта «Теремок» для
бездомных животных. Наталья Владимировна любезно приняла моё
приглашение. Готовя детей к этой встрече, я прочитала им притчу, с
которой хочу познакомить и вас.
«Спустился както Бог на Землю, чтобы посмотреть, как живут
люди без него. Переоделся в одежду старца и, постучавшись в первый
попавшийся дом, попросил хлеба и воды. Дверь открыла богатая женщина с ребенком на руках. Она не только не пустила гостя на
порог, но, оглядев его, даже не выслушала его просьбы.
Рассерчал Бог на людей и решил наслать на них голод. Вышел в
поле и стал уничтожать хлеб. А в те времена колосья хлеба росли от
самой земли, Бог стал срывать зерна со стеблей и вдруг … увидел
возле себя кошку и собаку. Они плакали и просили Бога, чтобы он
пожалел их, не уничтожал весь хлеб, а оставил им хоть немного, ведь
не виноваты они, что люди стали такими жадными и жестокими.
Сжалился Бог над животными и оставил им верхушки колосков,
которые растут сейчас на наших полях. С тех пор мы, люди, едим
кошачий и собачий хлеб, вымоленный ими у Бога».
Да, мы любим кошек и собак, говорила я детям, мы даже
позволяем им жить в наших квартирах, пока … нам с ними
комфортно. Но только возникают какието проблемы, мы без жалости
и зазрения совести выбрасываем их на улицу. Вы вглядитесь в глаза
брошенных животных, в них всегда один вопрос: «За что?» Если бы
люди несли ответственность за свои деяния — не было бы на Земле ни
одной брошенной собаки и кошки, не нужно было бы создавать фонды
по защите бездомных животных и доказывать властям города, что
четвероногие тоже имеют право жить.
И мы с детьми начали подбирать и учить стихи о животных с
нелёгкой судьбой. Когда к нам приехала Наталья Владимировна
Ожерельева, она рассказала и показала видео о деятельности приюта и
о судьбах некоторых четвероногих питомцев.
СЛАЙД 10
Мы в ответ прочитали выученные стихи, сопровождая
Эта встреча настолько тронула
выступления презентацией.
организатора приюта, что она рассказала о своих впечатлениях в
статье на сайте Департамента образования администрации города
Омска.
СЛАЙД 11
Из беседы с Натальей Владимировной дети узнали, в какой
помощи нуждается приют. Нас пригласили поучаствовать в акции
«Рукавичка добра». Мы пообещали не только приготовить подарки
для обитателей приюта, но и приехать в гости — всем классом.
СЛАЙД 12 С литературной композицией, которую мы готовили к встрече с
организатором приюта, 5классники выступили в подшефном 1 Б
классе, в котором прочитали малышам трогательные стихи про судьбы
обездоленных животных и услышали СПАСИБО за трогательный и
полезный разговор об ответственности человека за братьев наших
меньших.
СЛАЙД 13
А потом, когда родители класса купили корма, наполнители,
подстилки, игрушки, ошейники, медикаменты и заказали автобус для
поездки в приют, выяснилось, что «Теремок» переезжает и не готов
нас принять, но нас ждут в реабилитационном центре для бездомных
животных «Омские хвостики».
СЛАЙД 14
И в одну из мартовских суббот мы отправились в приют в
сопровождении 3х родителей. После посещения «Омских хвостиков»
растроганные дети написали сочинения, в которых поделились своими
впечатлениями о поездке, комуто из детей понравилась моя идея
сочинить рассказ от имени собаки или кошки, которые живут в этом
приюте. Так 11 работ попало в раздел «Уши, лапы и хвосты»
последнего номера нашего альманаха. Думаю, что читатели «Лиры»,
познакомившись с этими творческими работами, ещё раз задумаются
об ответственности человека за животных.
СЛАЙД 15
И ещё одна традиция есть в нашем классе — регулярное участие в
различных творческих конкурсах, в том числе экологической
направленности.
Сочинения и рисунки детей становятся
победителями всероссийских и международных конкурсов.
В заключение я хотела бы сказать, что я убеждена в том, что
впечатления, полученные в детстве, необыкновенно остры, они
оставляют след на всю жизнь. Поэтому хочется верить, что мои
ученики не смогут обидеть животных и будут всегда помнить
высказывание из сказочной повести французского писателя Антуана
де СентЭкзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого
приручили».
ВИДЕО А сейчас я хотела бы предложить вашему вниманию фрагмент из
видео о посещении приюта «Омские хвостики».
Спасибо за внимание.
"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)
"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)
"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)
"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)
"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)
"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)
"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.