"Экологическое воспитание учащихся в рамках ФГОС" (из опыта работы классного руководителя)

  • Педсоветы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлено выступление на открытом педагогическом совете для учителей города из опыта работы классного руководителя по экологическому воспитанию учащихся. 2017 год был объявлен Годом экологии, но заниматься экологией души, с точки зрения автора представленного материала, следует все годы обучения детей в школе. О некоторых формах работы с обучающимися рассказывается в опубликованном выступлении.
Иконка файла материала педсовет_экология_БАБИЧЕВА.doc
Выступление на педагогическом совете­семинаре «Экологическое воспитание обучающихся в рамках ФГОС»  15 мая 2017г. СЛАЙД 1 Вопрос   об   экологическом   воспитании   учащихся   объёмный   и многогранный, а поскольку нельзя объять необъятного, сегодня я не буду рассказывать, как через уроки русского языка и литературы я решаю этот вопрос, а остановлюсь только на опыте работы в этом направлении как классного руководителя 5 Б класса.  Разговор о состоянии нашей планеты, о бережном отношении к природе,   о   необходимости   охраны   окружающей   среды,   начатый   в начальной   школе,   мы   планомерно   продолжаем   в   среднем   звене.   В соответствии с планом работы гимназии мы проводим экологические классные часы. СЛАЙД 2  К ним ребята готовят свои сообщения и презентации, с которыми выступают   перед   одноклассниками.   Дети   слушают   выступающих, задают вопросы по интересующим их моментам, открывают для себя новую информацию.  СЛАЙД 3 Так, во время разговора о необходимости бережного отношения к воде   всех   очень   поразили   статистические   данные   о   том,   сколько литров воды уходит, пока мы чистим зубы, принимаем душ, моемся в ванне, стираем. В завершении каждого выступления мы говорили о том,  какую   реальную   помощь  может  оказать   каждый  из  нас  нашей планете.  Когда мы обсуждали экологическое состояние нашего города, то была   озвучена   всем   известная   мысль   о   том,   что   раньше   Омск   былгородом­садом. И дети, размышляя над тем, чем мы можем помочь своей   малой   родине,   высказали   несколько   мудрых   предложений   и пришли   к   выводу   о   необходимости   участия   каждого   в благоустройстве Омска.  СЛАЙД 4 Поэтому   выход   на   субботники   воспринимается   детьми   как личный вклад в процветание нашего города. СЛАЙД 5 Было   радостно   в   день   субботника   увидеть   6   родителей, пришедших поработать вместе с детьми. Мы все вместе занимались общим нужным делом. И, несмотря на мелкий дождик, настроение у всех было замечательное.  СЛАЙД 6 После каждого мероприятия, в котором участвуют мои 5­клашки, учебный   сектор   вклеивает   в   дневники   учащихся   благодарности. Поэтому   не   раз   ещё   на   глаза   детям   при   перелистывании   дневника попадётся надпись под рисунком: «Чистый город начинается с тебя», что будет способствовать поддержанию желания заботиться о природе и своим посильным трудом делать наш край краше. СЛАЙД 7 Есть у нас добрая традиция — устраивать творческие встречи с омскими   писателями   и   поэтами.   Перед   каждой   такой   встречей   я оговариваю   с   литератором,   на   какие   темы   хотелось   бы   услышать тексты   и   повести  разговор   с   детьми.   Когда   добрый   друг   нашей гимназии   омский   поэт,   режиссер,   сценарист   Татьяна   Николаевна Андринская   во   время   нашей   осенней   встречи   среди   других   своих текстов озвучила стихотворение «Снегирь», дети охотно вступили вдиалог   с   поэтессой,   поскольку   текст   тронул   души   ребятишек. Послушайте, пожалуйста,  это стихотворение. Как вы думаете: зря я купила снегиря? Он на птичьем рынке в клетке, не в лесу и не на ветке, Прыгал, бился и метался, на свободу вырывался. Рядом стражник­птицелов  предлагал мне свой улов. Я спросила: ­ Для чего вы неволите его? Он ответил: ­ Знаешь, сколько гибнет птиц зимой в лесу? Я решил, поймаю птицу и в квартиру принесу. В клетке, но в тепле живёт, даром ест и даром пьёт. Только этот дармоед почему­то не поёт, Ближе к ночи или утром стоны, вздохи издаёт. ­ Потому и не поёт, что в неволе он живёт, ­ птицелову отвечаю. ­ Продаёте птичек, знаю! ­ Ты тут много не болтай! Снегиря­то покупай! Если хочешь, то на волю тут же сразу отпускай. Сто просил, но пятьдесят тоже будет в аккурат!­ Вдруг озвучил он решенье, видно не без сожаленья. СЛАЙД 8 Я гляжу на снегиря: в клетке он притих не зря, Точно слушал разговор, ожидая приговор. Крылья быстро развернул, мне глазами подмигнул. ­ Покупаю! Доставайте! В руки мне его давайте. Птицелов из клетки птицу быстро вынул, отдаёт, А снегирь в моих ладонях звук тревожный издаёт. И запел протяжно, тихо, будто просит: «Отпусти! В лес мне нужно. Понимаешь? Снегирят своих найти. Зиму как они прожили? Я, снегирь, их не бросал. Корм искал для них под елью ­ птицелов меня поймал». И замолк, притих покорно, в размышленьях: ­ Снова плен? Может, всё­таки свобода? Ждать каких мне перемен?Раскрываю я ладоши и при этом говорю Коммерсанту­птицелову и, конечно, снегирю: ­ Прелесть истинной свободы, независимости зная, В плен­неволю не заманит клетка ­ даже золотая! Шла и думала, конечно, мой снегирь не пропадёт, На свободе дом лесной он и птенцов своих найдёт. Как вы думаете: зря я купила снегиря? Вот   такое   замечательное   поучительное   стихотворение   нам подарила   Т.Н.   Мы   его   опубликовали   в   нашем   гимназическом литературно­художественном альманахе «Лира» и, думаю, побудили многих ребят, прочитав это стихотворение, задуматься о том, каким должно быть наше отношение к природе. А ещё в нашем альманахе есть   раздел   «Как   прекрасен   этот   мир!   Посмотри!»   В   нём   мы размещаем сочинения детей в стихах и прозе о красоте окружающего мира.   О   той   красоте,   которую   мы   должны   сохранить   для   наших потомков.  СЛАЙД 9 Очень   популярен   в   нашем   альманахе   раздел   «Уши,   лапы   и хвосты». В нём представлены работы детей, которые рассказывают о своих домашних питомцах, размышляют о том, как надо относиться к братьям нашим меньшим, пишут об ответственности человека за тех, кого он приручил.  В этом году в этой популярной рубрике о животных размещено 29 сочинений, из них 11 работ учеников моего класса, написанных после цикла   проведённых   мероприятий,   посвящённых   братьям   нашим меньшим. Поскольку в нашем коллективе принято делиться опытом работы, от   классного   руководителя   8   Б   класса   Галины   Михайловны Бондарчук   я   узнала   о   возможности   провести   встречу   с   Натальей Владимировной Ожерельевой ­ организотором приюта «Теремок» для бездомных   животных.  Наталья   Владимировна   любезно   приняла   моё приглашение. Готовя детей к этой встрече, я прочитала им притчу, с которой хочу познакомить и вас. «Спустился как­то Бог на Землю, чтобы посмотреть, как живут люди без него. Переоделся в одежду старца и, постучавшись в первый попавшийся   дом,   попросил   хлеба   и   воды.   Дверь   открыла   богатаяженщина с ребенком на руках. Она не только не пустила гостя на порог, но, оглядев его, даже не выслушала его просьбы.  Рассерчал Бог на людей и решил наслать на них голод. Вышел в поле и стал уничтожать хлеб. А в те времена колосья хлеба росли от самой земли, Бог стал срывать зерна со стеблей и вдруг … увидел возле себя кошку и собаку. Они плакали и просили Бога, чтобы он пожалел их, не уничтожал весь хлеб, а оставил им хоть немного, ведь не виноваты они, что люди стали такими жадными и жестокими. Сжалился Бог над животными и оставил им верхушки колосков, которые растут сейчас на наших полях. С тех пор мы, люди, едим кошачий и собачий хлеб, вымоленный ими у Бога».  Да,   мы   любим   кошек   и   собак,   ­   говорила   я   детям,   ­   мы   даже позволяем   им   жить   в   наших   квартирах,   пока   …   нам   с   ними комфортно. Но только возникают какие­то проблемы, мы без жалости и зазрения совести выбрасываем их на улицу. Вы вглядитесь в глаза брошенных животных, в них  всегда один вопрос: «За что?» Если бы люди несли ответственность за свои деяния — не было бы на Земле ни одной брошенной собаки и кошки, не нужно было бы создавать фонды по   защите   бездомных   животных   и   доказывать   властям   города,   что четвероногие тоже имеют право жить. И мы с детьми начали подбирать и учить стихи о животных с нелёгкой   судьбой.   Когда   к   нам   приехала   Наталья   Владимировна Ожерельева, она рассказала и показала видео о деятельности приюта и о судьбах некоторых четвероногих питомцев.  СЛАЙД 10 Мы   в   ответ   прочитали   выученные   стихи,   сопровождая   Эта   встреча   настолько   тронула выступления   презентацией. организатора   приюта,   что   она   рассказала   о   своих   впечатлениях   в статье   на   сайте   Департамента   образования   администрации   города Омска.  СЛАЙД 11 Из     беседы   с   Натальей   Владимировной   дети   узнали,   в   какой помощи   нуждается   приют.   Нас   пригласили   поучаствовать   в   акции «Рукавичка добра». Мы пообещали не только приготовить подарки для обитателей приюта, но и приехать в гости — всем классом. СЛАЙД 12С литературной композицией, которую мы готовили к встрече с организатором   приюта,   5­классники   выступили   в   подшефном   1   Б классе, в котором прочитали малышам трогательные стихи про судьбы обездоленных животных и услышали СПАСИБО  за трогательный и полезный   разговор   об   ответственности   человека   за   братьев   наших меньших.  СЛАЙД 13 А   потом,   когда   родители   класса   купили   корма,   наполнители, подстилки, игрушки, ошейники, медикаменты и заказали автобус для поездки в приют, выяснилось, что «Теремок» переезжает и не готов нас принять, но нас ждут в реабилитационном центре для бездомных животных «Омские хвостики».  СЛАЙД 14 И   в   одну   из   мартовских   суббот   мы   отправились   в   приют   в сопровождении 3­х родителей. После посещения «Омских хвостиков» растроганные дети написали сочинения, в которых поделились своими впечатлениями   о   поездке,   кому­то   из   детей   понравилась   моя   идея сочинить рассказ от имени собаки или кошки, которые живут в этом приюте.   Так   11   работ   попало   в   раздел   «Уши,   лапы   и   хвосты» последнего номера нашего альманаха. Думаю, что читатели «Лиры», познакомившись с этими творческими работами, ещё раз задумаются об ответственности человека за животных. СЛАЙД 15 И ещё одна традиция есть в нашем классе — регулярное участие в различных   творческих   конкурсах,   в   том   числе   экологической направленности.   Сочинения   и   рисунки   детей   становятся победителями всероссийских и международных конкурсов. В заключение   я хотела  бы  сказать,  что  я убеждена в  том,  что впечатления,   полученные   в   детстве,   необыкновенно   остры,   они оставляют   след   на   всю   жизнь.   Поэтому   хочется   верить,   что   мои ученики   не   смогут   обидеть   животных   и   будут   всегда   помнить высказывание из сказочной повести французского писателя Антуана де   Сент­Экзюпери   «Маленький   принц»:   «Мы   в   ответе   за  тех,   кого приручили».  ВИДЕОА сейчас я хотела бы предложить вашему вниманию фрагмент из видео о посещении приюта «Омские хвостики». Спасибо за внимание.