Экологитческитй проект "Сбережем нашу планету"
Оценка 4.7

Экологитческитй проект "Сбережем нашу планету"

Оценка 4.7
docx
20.12.2023
Экологитческитй проект "Сбережем нашу планету"
Экологический проект ДО СОШ 24 Подольск.docx

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

дошкольное отделение

 

 

                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Директор МОУ «СОШ № 24» 

                                                                                     _____________Е.А.Воробьева                                                   

                                                                                     «____» ____________2022 г.

                                              

 

 

 

 

Проект по  экологическому воспитанию

детей старшей группы №2 дошкольного возраста

                                                     «Вода и я - лучшие друзья»

 

 

 

 

 

                                                               Принят на педагогическом совете

                                                               дошкольного отделения МОУ «СОШ № 24»

                                                               Протокол № ____ от «___»_________2022г.

 

                                                                                                                                                          

                                                                               

                                                                                         Разработала воспитатель

                                                                                         Власюк Г.В.

 

 

 

                                                                     Г.о. Подольск, 2022

Паспорт проекта

Тема

«Вода и я - лучшие друзья»

Руководитель проекта

Нархова Елена Васильевна (старший воспитатель)

Исполнитель проекта

Власюк Галина Васильевна

Юридический адрес исполнителя проекта

142119, Московская область, г. Подольск, ул. Красногвардейский бульвар, д.5 Б

Адресация проекта

Проект предназначен воспитанникам ДОУ (старшей группы), их родителям, воспитателям, а также коллегам из других образовательных учреждений

Цель проекта

Воспитание экологической культуры через привитие детям заботливого и бережного отношения к воде как важному природному ресурсу; формирование экологического типа мышления и основ экологической культуры.

Задачи проекта

Задачи для педагогов образовательного учреждения:

- привлечь к проекту максимальное количество участников образовательного процесса всех  возрастных категорий;

-Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Задачи для детей старшего дошкольного возраста:

- актуализировать и расширять знания , развивать у детей интерес к экспериментированию, наблюдательность, любознательность, творческий подход к решению вопросов. Воспитывать бережное отношение к воде, а также ко всем другим компонентам природы.

 

Задачи для родителей:

- привлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы над проектом, проконсультировать их по вопросам экологического воспитания ребенка в семье.

 

Благополучатели проекта

Дети и родители ДОО – участники проекта, педагогическое сообщество через диссеминацию опыта

Типовые особенности проекта

1. Долгосрочный проект нравственно-экологического направления.

2. Проект реализуется на уровне ДОУ с открытой координацией

3. По профилю знаний - межпредметный

Ожидаемые результаты реализации проекта

-Дети могут ставить проблему, находить пути решения, планировать свои действия, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёрами, уважать мнение собеседника

- разработка Экологического кодекса

Исполнители основных мероприятий

Педагоги ДОО, старшие воспитатели, родители

 


 

Пояснительная записка

 

Воспитание и экологическое просвещение молодого поколения является приоритетной задачей отечественного и зарубежного образования.

Изменения в образе жизни людей, произошедшие в связи с миграцией из деревень в города, изменили мышление современного человека.

Он потерял связь с природой, перестал быть ее частью, и не понимает законов, по которым она живет.

Человек привык брать от природы все, не отдавая ничего взамен.

В итоге потребительское отношение стало причиной многих экологических катастроф, которые становятся угрозой для жизни и здоровья людей.

 А необходимость формирования нового экологического типа мышления у молодого поколения приобретает все большую остроту.

Поэтому уже в дошкольном возрасте ребенку нужно прививать бережное отношение к природе – растениям, животным, земле, воздуху и воде, чтобы избежать негативных последствий в будущем

Проблемой, на решение которой направлен проект, выступает незнание детьми (а часто их родителями), чувства личной ответственности за сохранение природных богатств и чистоты окружающей среды.

Целью проекта является воспитание и формирование у детей экологического мышления: ощущения себя как части природы и любви, заботе и бережном отношении к ней.

 

В связи с указанной целью при реализации проекта поставлены следующие задачи.

Для педагогов образовательного учреждения:

- привлечь к проекту максимальное количество участников образовательного процесса всех  возрастных категорий;

-обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Для детей старшего дошкольного возраста:

- актуализировать и расширять знания , развивать у детей интерес к экспериментированию, наблюдательность, любознательность, творческий подход к решению вопросов. Воспитывать бережное отношение к воде, а также ко всем другим компонентам природы.

Для родителей:

- привлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы над проектом, проконсультировать их по вопросам экологического воспитания ребенка в семье.

Особенность проекта состоит в том, что он имеет научно – практическую направленность: часть знаний добывается детьми самостоятельно в ходе различных опытов и экспериментов.

В основе проекта блоковая подача материала: в месяц берется одна тема, которая предполагает разнообразные формы и методы работы по данной теме.

Всего в проекте 9 блоков (сентябрь – май):

  • «Вода – источник жизни»
  • «Где мы встречаем воду?»
  • «Свойства воды»
  • «Водные обитатели»
  • «Водичка, водичка, умой мое личико»
  • «Осторожно – вода!»
  • «Берегите воду»
  • «Круговорот воды в природе»
  • «Юные исследователи»

Образовательная деятельность по блокам предполагает интеграцию всех образовательных направлений: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое.

 

Суть проекта - Развить у детей интерес к экспериментированию, наблюдательности, любознательности, творческому подходу к решению вопросов.

Для реализации проекта использованы следующие ресурсы:

- материальные носители

-  предметно – пространственная среда отвечающая современным требованиям,

-уголок природы в группе, 

-наглядный и демонстрационный материал:

 компьютерные презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины,

- библиотечка книг с экологическим содержанием.

 Ожидаемые результаты:

- разработка Экологического кодекса

- Дети смогут ставить проблему, находить пути решения, планировать свои действия, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёрами, уважать мнение собеседника

 

 

Содержание проекта

 

Подготовительный этап

Цель подготовительного этапа – создание организационно-педагогических условий для реализации проекта. На подготовительном этапе решаются следующие задачи:

- разработка плана и структуры проекта;

- конкретизация проблемы проекта;

- определение цели и постановка задач;

- планирование основных форм работы;

- сбор информации от родителей, подбор литературы, дополнительных материалов;

- составление подробного плана реализации проекта.

Практический этап

Основной этап реализации проекта представлен рядом мероприятий информационно-творческой направленности с участием родителей (законных представителей) воспитанников:

 

 

 

Мероприятие

Сроки проведения

Задачи

Ответствен

ный

«Вода – источник жизни».

Беседы: «Почему вода – источник жизни?», «Что будет, если на нашей планете исчезнет вода?»

 -Рассматривание глобуса и географической карты.

- Сравнение пейзажей (поле, лес, пустыня и др.). Почему они разные?

- Слайд «Кому нужна вода?»

Эксперимент «Зачем растениям нужна вода?»

Создание коллективного коллажа «Наша живая планета» (совместно с родителями).

Рисование «Земной шар».

 

 

Сентябрь

- сформировать у детей представление о нашей планете как о земном шаре;

- познакомить с моделями Земли: глобусом и географической картой;

- рассказать о значении цветов на глобусе (карте);

-проанализировать соотношение суши и воды на нашей планете;

-подвести детей к пониманию того, что вода является источником жизни на Земле.

Воспитатель

«Где мы встречаем воду?»

Беседа «Какие водоемы ты знаешь?»

Д/И «Где живет вода?»

- Слайды «Водные источники».

- Слайд «Запасы пресной и соленой воды» (диаграмма).

- Слайды «Природные явления и вода».

Чтение: Я. Аким «Где живет вода?», И. Бунин «Родник», «Первый снег»; Ф. Тютчев «Весенние воды», А. Введенский «Песенка о дождике», Н. Заболоцкий «На реке», Г. Снегирев «К морю»,

А. Майков «Летний дождь», Н. Нуркенова «Туман».

Заучивание стихов (на выбор).

Рисование «Где мы встречаем воду?»

С/Р «На море».

Создание дидактических пособий - альбомов «Вода на планете», «Природные явления»

 

 

 

Октябрь

-расширить представления детей о водных источниках, наземных и подземных;

- сформировать у детей понятия пресная и соленая вода;

- уточнить знания детей о природных явлениях, связанных с водой (дождь, снег, морось, иней, ливень, туман, роса, град, лед);

-развивать познавательный интерес и творческие способности.

Воспитатель

 

«Свойства воды».

Д/И «Твердое, жидкое, газообразное».

Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Лед – твердая вода», «Пар – тоже вода», «Вода жидкая, может течь», «В воде одни вещества растворяются, а другие – не растворяются»,

«Лед легче воды», «Вода бывает теплой, горячей, холодной», «Вода не имеет формы».

Чтение: Я. Аким «Облака», Н. Михайлова «Пар», Е. Серов «Град», А. Барто «Дождь»,

Г. Ладонщиков «Лед»,

Г. Х. Андерсен «Снежная королева».

Отгадывание загадок о различных состояниях воды Развитие речи: Рассказывание на тему «Свойства воды» (с опорой на мнемотаблицу).

Конструирование из бумаги «Снежинки».

С/Р «В лаборатории».

 

Ноябрь

- познакомить детей с тремя состояниями воды: жидким, твердым (лед), газообразным (пар);

-на материале наблюдений и опытов изучить основные свойства воды;

- развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности;

- развивать память, речь, наблюдательность, логическое и образное

мышление, интерес к познанию окружающего мира.

 

Воспитатель

«Водные обитатели».

Беседы: «Кто живет в воде?», «Что растет в воде?», «Почему люди не могут жить в воде?», «Как рыбы приспособились к жизни в воде».

Отгадывание загадок о водных обитателях

-Рассматривание иллюстраций

из серии «Подводный мир», «Морские и речные рыбы».

Рисование: «Подводное царство», «Золотая рыбка».

Д/И «Хорошо – плохо» (элементы ТРИЗ), «Кто где живет».

П/И: «Рыбак и рыбки», «Море волнуется раз…», «Караси и щука».

С/Р «Рыбалка».

Развитие речи: Составление описательного рассказа о рыбах (с помощью схемы).

Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?» (с помощью мнемотаблицы).

Аппликация: «Разноцветные рыбки».

Конструирование: «Аквариум» (коллективная работа), «Белая кувшинка»

(из бумаги).

Лепка «Морское дно» (пластилинография).

Моделирование: Создание макета моря в тазике с водой.

Чтение: Г. Х. Андерсен «Русалочка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носов «Карасики», чтение статей из дет.энциклоп. о водных обитателях.

 

Декабрь

-сформировать представления детей о водной среде обитания, ее особенностях и многообразии обитателей;

- уточнить знания детей о рыбах, познакомить с их многообразием и характерными особенностями;

- познакомить детей с флорой и фауной морей и океанов, рек и озер;

-обобщить и систематизировать знания детей о водной среде;

- развивать связную речь детей, обучать составлению связного монологического рассказа по наглядному плану - схеме.

 

Воспитатель

«Водичка, водичка, умой моё личико!»

Беседы: «Вода – наша помощница», «Чистота – залог здоровья».

 - Слайд «Вода – наша помощница».

- Слайды «Чистота – залог здоровья».

- Инструкции – алгоритмы «Моем руки правильно», «Как правильно чистить зубы».

- Слайд «Запрещающие знаки от Чистюли».

Труд: стирка одежды для кукол, мытье стульчиков, протирание подоконников.

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».

Рисование: «Счастливая посуда Федоры».

Конкурс рисунков к сказке «Мойдодыр».

Конкурс рисунков «Запрещающий знак от Чистюли».

Д/И «Хорошо – плохо»

П/И «Покажи, что ты делаешь с водой».

 

Январь

- подвести детей к пониманию того, что вода – наша помощница, она – залог чистоты и здоровья;

- прививать бережное отношение к воде, любовь к чистоте и порядку;

- объяснить важность гигиенических процедур для здоровья человека (мытье рук и лица, полоскание рта, чистка зубов), следить за правильность их выполнения;

- воспитывать трудовые навыки, желание помогать взрослым.

 

 

Воспитатель

«Осторожно – вода!»

Беседы: «Правила безопасности на льду», «Правила поведения на воде», «Осторожен будь с водой».

-Запрещающие знаки «Осторожно- вода!»

Рисование своего запрещающего знака «Осторожно – вода!»

Чтение: «Наводнение в кукольном домике», «Добрая Ивушка»

Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

П/И «Ручеек».

Д/И «Вода – наш друг, вода – наш враг».

Рисование: «Кораблик».

Конструирование: «Кораблик» (из бумаги).

С/Р «На корабле».

Эксперимент «Тонет - не тонет».

 

Февраль

- подвести детей к пониманию того, что вода может быть опасной для жизни человека;

- воспитывать у детей чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих;

- прививать детям культуру безопасного поведения на воде и с водой;

- развивать у детей аналитическое мышление (умение предугадывать последствия своих действий).

Воспитатель

«Берегите воду».

Беседы: «Возможна ли жизнь без воды?», «Зачем человеку нужна вода?», «Что загрязняет воду?», «Как экономно использовать воду?», «Как можно использовать талую воду?».

-Диаграмма «Пресная и соленая вода на нашей планете».

Д/И: «Отгадай водоем по его описанию».

Рисование: Знак «Берегите воду!», конкурс иллюстраций к сказке «Как люди речку обидели».

Чтение: Н. Рыжова «История одного пруда», «Как люди речку обидели», «Жила – была Река..»; «Разноцветная речка» (№1, с. 130); С. Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб…»; С. Маршак «Водопровод».

Опыт: «Получение талой воды».

Эстафета: «Пронеси сосуд с водой».

 

 

Март

- показать детям зависимость нашей жизни от воды;

- дать представление об основных источниках загрязнения воды, о последствиях ее загрязнения;

- обсудить с детьми, как можно экономить воду, как не допускать её загрязнения;

- проанализировать соотношение пресной и соленой воды на нашей планете;

- вспомнить источники пресной воды, источники чистой питьевой воды;

- познакомить детей с понятием «талая вода»;

- прививать детям рациональное отношение к воде, научить детей ценить и беречь воду;

- формировать навыки экологически правильного поведения в природе, в частности во время отдыха на реке.

Воспитатель

«Круговорот воды в природе».

Беседа: «Круговорот воды в природе».

- Схема «Круговорот воды в природе».

- Рассматривание капелек воды через лупу.

Опыт: «Капельки» (получение капель воды из пара).

П/И: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек».

Д/И: «Что делает вода» (подбор слов - действий), «Какая вода» (подбор слов – признаков), «Ассоциации» (подбор ассоциаций к слову «вода»), «Где прячется вода».

Чтение: Сказка «Спор» С. Ю. Афонькин «Приключения в капле воды».

Рисование: «Приключения капельки».

 

Апрель

- сформировать у детей начальные представления о круговороте воды в природе;

- показать важность всех компонентов природы (на примере воды, воздуха и света), указать их взаимозависимость;

- развивать у детей экологическую культуру, способность мыслить аналитически;

- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, стремление сохранять их.

Воспитатель

«Юные исследователи».

Опыты: «Зачем растениям нужна вода?», «Вода смачивает и очищает предметы», «Ручеек»,

«Почему плавает подводная лодка?», «Цветы лотоса»,

«Куда делись чернила?»,

«Можно ли склеить бумагу водой?», «Растения пьют воду», «Как вытолкнуть воду?», «Куда делась вода?», «Соломинка – пипетка»,

«Научи яйцо плавать»,

«Разбегающиеся зубочистки»,

«Тонет - не тонет».

Ручной труд: Изготовление мини – умывальника из пластиковой бутылки.

Опыт «Волшебная водица» (получение воды разного цвета, оттенка).

Д/И: «Растворяется – не растворяется».

Итоговое мероприятие «Царица – водица».

 

Май

- пробудить у детей интерес к экспериментированию;

- на материале опытов закрепить основные свойства воды;

- воспитывать у детей наблюдательность, самостоятельность, умение рассуждать и анализировать;

- подвести детей к пониманию уникальности воды как природного дара.

 

 

Воспитатель

 

 

 

Итоговый.

  • представление итогового мероприятия «Царица – водица»;
  • проведение родительского собрания, подведение итогов работы над проектом;
  • презентация проекта на педагогическом совете, анализ эффективности работы.

 

Диагностика знаний на тему:

«Что мы знаем о воде?»

 

Вопросы:

1.     Зачем растениям, животным и людям нужна вода?

2.     Где мы встречаем воду?

3.     Что происходит со снегом и льдом, если его принести в комнату?

4.     Что поднимается над кастрюлей, когда вода в ней кипит?

5.     Кто живет в воде?

6.     Что растет в воде?

7.     Как мы используем воду дома? На улице?

8.     Как ты думаешь, почему нужно беречь воду?

9.     Что будет, если исчезнет вся вода?

10. Можно ли пить воду из озера? Из крана? Почему?

 

 

 

Аналитический этап

 

Мероприятие

Сроки проведения

Задачи

Ответственный

Педагогический совет по результатам реализации проекта

Вторая неделя мая

обобщить и проанализировать результаты деятельности в рамках проекта и перспективы развития

Методист, воспитатели

 

 

Оценка эффективности реализации проекта

В качестве критериев эффективности реализации проекта выступили следующие показатели:

- количество семей, принявших активное участие в проекте;

- количество работ, созданных детьми в процессе проекта и в свободное время по собственной инициативе;

- сформированность нравственно-экологических качеств у всех участников образовательного процесса

В результате, мы можем сделать вывод, что поставленные цель и задачи нами достигнуты в полном объеме……

 

Библиография проекта

 

1.                          Авдеева, Н. Н., Степанова,Г. Б., «Кто живет в воде. Море. Океан» – Ярославль: Академия Развития, 2015. – 24с

2.                          Гальперштейн, Л. Я. «Моя первая энциклопедия» М. : ООО Издательство Росмэн, – 2015 с. 52-55.

3.                          3. Обербайль К., «Чудо – вода» – М. : 000 ТД Издательство Мир книги, 2005. – 128 с.

4.                          4. Роджерс,К. ,«Детская энциклопедия «Планета Земля» – М. : РОСМЭН, 2018. – 48с.

5.                          5. Султанова, М., «Простые опыты с водой»– М: «ООО «ХАТБЕР-М», 2017. – 16 с.

6.                          Интернет ресурсы.


 

Скачано с www.znanio.ru

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ

Г.о. Подольск, 2022 Паспорт проекта

Г.о. Подольск, 2022 Паспорт проекта

Пояснительная записка Воспитание и экологическое просвещение молодого поколения является приоритетной задачей отечественного и зарубежного образования

Пояснительная записка Воспитание и экологическое просвещение молодого поколения является приоритетной задачей отечественного и зарубежного образования

Вода – источник жизни» «Где мы встречаем воду?» «Свойства воды» «Водные обитатели» «Водичка, водичка, умой мое личико» «Осторожно – вода!» «Берегите воду» «Круговорот воды в…

Вода – источник жизни» «Где мы встречаем воду?» «Свойства воды» «Водные обитатели» «Водичка, водичка, умой мое личико» «Осторожно – вода!» «Берегите воду» «Круговорот воды в…

Практический этап Основной этап реализации проекта представлен рядом мероприятий информационно-творческой направленности с участием родителей (законных представителей) воспитанников:

Практический этап Основной этап реализации проекта представлен рядом мероприятий информационно-творческой направленности с участием родителей (законных представителей) воспитанников:

Земле. Воспитатель «Где мы встречаем воду?»

Земле. Воспитатель «Где мы встречаем воду?»

Октябрь -расширить представления детей о водных источниках, наземных и подземных; - сформировать у детей понятия пресная и соленая вода; - уточнить знания детей о природных…

Октябрь -расширить представления детей о водных источниках, наземных и подземных; - сформировать у детей понятия пресная и соленая вода; - уточнить знания детей о природных…

С/Р «В лаборатории». Ноябрь - познакомить детей с тремя состояниями воды: жидким, твердым (лед), газообразным (пар); -на материале наблюдений и опытов изучить основные свойства воды;…

С/Р «В лаборатории». Ноябрь - познакомить детей с тремя состояниями воды: жидким, твердым (лед), газообразным (пар); -на материале наблюдений и опытов изучить основные свойства воды;…

Конструирование: «Аквариум» (коллективная работа), «Белая кувшинка» (из бумаги)

Конструирование: «Аквариум» (коллективная работа), «Белая кувшинка» (из бумаги)

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»

Рисование: «Кораблик». Конструирование: «Кораблик» (из бумаги)

Рисование: «Кораблик». Конструирование: «Кораблик» (из бумаги)

Опыт: «Получение талой воды»

Опыт: «Получение талой воды»

Какая вода» (подбор слов – признаков), «Ассоциации» (подбор ассоциаций к слову «вода»), «Где прячется вода»

Какая вода» (подбор слов – признаков), «Ассоциации» (подбор ассоциаций к слову «вода»), «Где прячется вода»

Юные исследователи». Опыты: «Зачем растениям нужна вода?», «Вода смачивает и очищает предметы», «Ручеек», «Почему плавает подводная лодка?», «Цветы лотоса», «Куда делись чернила?», «Можно ли склеить…

Юные исследователи». Опыты: «Зачем растениям нужна вода?», «Вода смачивает и очищает предметы», «Ручеек», «Почему плавает подводная лодка?», «Цветы лотоса», «Куда делись чернила?», «Можно ли склеить…

Аналитический этап Мероприятие

Аналитический этап Мероприятие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2023