«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»
Оценка 4.7

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
обществознание
8 кл—11 кл
12.03.2018
«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»
В настоящее время мир вокруг нас очень изменился - по сравнению, например, с концом ХХ века. Мы стали воспринимать речь людей обыденно, порой не замечая, что они произносят... И сами люди порой не замечают, что они говорят, поэтому из уст не только старших. но и молодежи часто звучит нецензурная брань. И страшно, что подростки, не замечают, что они сквернословят... А мы говорим о нравственности...
Экология души - Каптелинина.docx
Информационно­методический центр Управления образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Нижнетроицкий   муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан   «ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ» Каптелинина Ольга  Павловна,  учитель истории  и обществознания   МБОУ  СОШ с. Нижнетроицкий                                                               Нижнетроицкий , 2017 1 Тезисы Каптелинина  Ольга Павловна учитель  истории  и  обществознания муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения средняя  общеобразовательная  школа с. Нижнетроицкий       Актуальность темы.    В наше бурное время, когда каждый день несет трагические сообщения, когда у многих из нас нет уверенности в завтрашнем дне, актуально ли говорить о нравственности? Многие сочтут рассуждения на эту тему неуместными, но мне думается, что это не так. На мой взгляд, самым актуальным для сегодняшнего дня является вопрос о духовном возрождении нации, но ведь именно нравственность должна стать основой для этого духовного возрождения. Такие писатели, как В. Астафьев и В. Распутин, Ф. Абрамов и В. Шукшин все свое творчество посвятили духовно­нравственным проблемам. Экология   Души,   жизненно   необходима   каждому   современному   человеку, который заботится о своем здоровье и благополучии. Одной   из   примет   последних   десятилетий   –   постигшей   нас   духовной   и культурной катастроф – стало сквернословие. Цель:  провести анализ отношения учащихся к нецензурным выражениям и найти способы избавления от них и сформировать навыки ЗОЖ. Задачи: 1)Проанализировать литературу по данной теме. 2)Расширить свои знания о вредных привычках. 3)Исследовать мнения учащихся о сквернословии. 4)Составить вопросы для анкетирования учащихся.           Объект исследования ­ учащиеся 6,9,10 классов ­  обучающиеся  школы  Предмет исследования–использование учащимися ненормативной  лексики. Методы:  Анкетирование учащихся.  Анализ литературы. Гипотеза: Я предполагаю, что Экология  души  тесно  связана  с  Экологией вокруг нас и 2 надо  каждому человеку  навести порядок  внутри  себя , тогда и мир вокруг нас станет  чище…        Содержание № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Страница Тезисы Введение Глава 1.  История возникновения сквернословия Глава 2. Исследования ученых Глава 3. Исследование Заключение Литература Приложение 2 4 5 8 12 16 18 19 3 Введение Инициология ­Наука об экологии Души Соблюдение экологии Души, является главной прерогативой Инициологии. С   точки   зрения   Инициологии   ,   экология   Души   означает   заботу   о   своей энергетике,   защищенность   от   негативных   воздействий   ,поддержание   внутренней гармонии и душевного равновесия. На   сегодняшний   день­   Инициология   является   самой   ожидаемой .востребованной   и   эффективной   системой   исцеления   человека   и   практикой личностного роста. Инициология адаптирована для восприятия современного человека может быть понятна и доступна каждому, независимо от возраста,   образования. уровня базовой подготовки.  Менять и работать нужно всегда  над собой и мир вокруг преобразиться.   Чтобы   работать   над   собой,  для  начала  необходимо  понять  что   ты   есть. Иначе с чем работать, что менять? А миру, посмотрите трезво, ему всё равно, что вы там меняете.   Хочешь изменить мир, изменись сам! Это не просто слова. Душа первична, физическое тело как сосуд для Души ­ вторично.   Профессор,   доктор   физико­математических   наук,   ведущий   научный   Института   земного   магнетизма,   ионосферы   и   распространения сотрудник   радиоволн   РАН   (ИЗМИРАН)   Владислав   Луговенко   много   лет   проводит эксперименты, доказывая, что земля является живым организмом: она имеет свои чакры   диаметром до 4 тыс.км, дышит и определённым образом реагирует на мысли и   слова людей.   С   помощью   многолетней   практики   и   наблюдений   он   приходит   к заключению, что   даже   непроизнесенное   слово   ­   мысль   ­   имеет   немалую   силу. 4 Завидуя   и негодуя,   желая   кому­то   зла   и   мысленно   мстя,   мы   сами   порой   не подозреваем о   разрушительных   последствиях   этого   процесса.   Стихийные бедствия, катаклизмы,   войны,   катастрофы,   ­   все   это   результат   наших разрушительных усилий, реакция планеты на зло, порождённое нашими помыслами. Глава 1.  История возникновения сквернословия Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно   с  этим   связан   механизм   влияния   сквернословия   на   человека.  Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психови­ русы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины  XIX  века не только   не   было   распространено   даже   в   деревне,   но   и   являлось   уголовно наказуемым.  Сквернословие   —   гнусный   порок,   который   в   Священном   Писании приравнивается к смертному греху.  От   него   стонет   мать­земля   Русская,   им   растлены   души   и   уста   великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, но никак не могут справиться с этой пагубной привычкой, оставаясь наедине, в кругу друзей, когда ничто уже не заставляет сдерживать себя. 5 Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов   не   говорили».   Здесь   же   упоминается   и   о   святочном   сквернословии:   «А   в навечери   Рождества   Христова   и   Васильева   дня   и   Богоявления...   чтобы   песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во­первых, Матерь Божия, во­вторых, родная мать человека и, наконец, мать­земля. А в результате человек навлекает на себя беду. Иоан Златоуст говорил: «Который человек матерно избранится, себя в тот день проклятию подвергает». Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших   предков,   но   и   политикой,   проводимой   государством.   По   Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.           Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями,   несчастьями   и   болезнями.   Еще   при   царях   Михаиле   Федоровиче   и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. Нелишне будет   вспомнить,   что   за   нецензурную   брань   в   общественном   месте   даже   по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста. В   современном   мире   сквернословие   стало   самым   обычным   повседневным явлением. Услышать нецензурную брань можно везде, где есть человеческая речь: в общественных местах, с экранов телевизоров, от знакомых и незнакомых людей, от взрослых и детей. Большинство людей сквернословят не сколько не   задумываясь о последствиях, считая это нормальным явлением и, даже, находят себе оправдание (например, нецензурная брань снимает напряжение, позволяет выразить чувства и т.д.). В современном мире для обычного человека нецензурная брань не является табу, запретом. 6 С   позиции   современного   человека   нет   никаких   веских   причин   (кроме моральных, религиозных) для того, чтобы не использовать в своей речи скверных слов. Подумал скверными словами, ими же и ответил,  выразился скверным словом, порадовался, удивился, разозлился, показал  свое страдание и т.д. – ну и что? А у молодежи   больше всего «причин» сквернословить: «я как все», «не нужно было меня   доставать»,   «так   интереснее»,   «уже   привык»,   «по   инерции»,     «само получается», «а что тут такого» и др. Недостаточно   просто   установить   запрет   на   сквернословие,   современному рассуждающему   человеку   необходимо   объяснить   и   показать   в   чем   опасность сквернословия,   особенно   ребенку,   подростку.   Ценно   только   такое   исполнение запрета, которое   является осознанным выбором человека. Важно, чтобы внешний запрет, представленный в виде правила, заповеди стал внутренним   запретом,   то есть убеждением, представлением, ценностью самого человека. Не «мне нельзя», а «я не буду этого делать (по ряду значимых для меня причин»). Для этого, конечно же, необходимо видеть эти причины. Раскрыть и увидеть опасность нецензурной брани можно лишь в том случае, если   человек   ориентирован   на   нравственные   ценности,   саморазвитие, совершенствование себя как личности, на творчество, самовыражение, то есть на движение вперед. Если же все это для человека не имеет смысла, то сквернословие для него не опасно, наоборот, именно оно то и приблизит человека к тому, на что он и так ориентирован  ­  к краху, деградации личности, утрате смысла жизни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В  XIX  веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. Использование сквернословия В наше время мат используется: 1) для повышения эмоциональности речи, 2) эмоциональной разрядки, 3) оскорбления, унижения адресата речи, 7 4) демонстрации агрессии, 5) демонстрации отсутствия страха, 6)   демонстрации   раскованности,  пренебрежительного  отношения  к   системе запретов, 7) демонстрации принадлежности к «своим». Но   на   самом   деле   сквернословие   отражает   скудность   лексического   запаса говорящего,   неумение   ориентироваться   в   ситуации   наивысшего   эмоционального подъема (радости или гнева). Глава 2. Исследования ученых: Влиянием сквернословия на жизнь человека занялись учёные. 1.   Волновая   генетика   доказывает,   что   гены   имеют   двоякую   природу: вещественную и волновую. Вот как описываются эксперименты группы Горяева: «Их радиоэлектронная аппаратура умеет имитировать речь ДНК и хромосом. Она умеет   моделировать   эту   знаковую   динамику   и   одновременно   излучает соответствующее   ей   электромагнитное   поле,   которое   дополнительно промодулировано   еще   и   человеческой   речью.   Когда   такое   поле   попадает   на генетический аппарат растения, животного, человека, то происходят совершенно фантастические   вещи.   Удалось,   например,   создавая   определенные   речевые, вербальные алгоритмы, восстановить радиационно  поврежденные семена пшеницы и ячменя... С этими семенами «поговорили» на английском, русском и немецком, а на   контроле   ­   дали   абракадабру.   Что   получилось:   пока   вы   говорите   на   всех перечисленных языках ­ вас понимают, когда на абракадабре ­ вас не понимают. То   есть   оказалось,   что   язык   ­   это   тоже   генетический   материал». Распознавание геномами растений человеческой речи (вне зависимости от языка) полностью соответствует положению Лингвистической Генетики о существовании Праязыка   генома   биосистем   на   ранних   этапах   их   эволюции,   общего   для   всех организмов  и сохранившегося  в  общей  структуре генофонда  Планеты. Здесь  мы видим   соответствие   идеям   классика   структурной   лингвистики   Ноама   Хомского, 8 считавшего,   что   все   естественные   языки   имеют   глубинную   врожденную универсальную   грамматику,   инвариантную   для   всех   людей   и,   вероятно,   для   их собственных супергенетических структур.  Пресса описывает этот эффект более популярно: «...ДНК способна слышать нашу речь и даже распознавать смысл читаемого текста, и она далеко не безразлична к   читаемой   информации...   Слова   молитвы,   например,   включают   резервные   силы генетического   аппарата,   а   проклятья   разрушают   волновые   программы,   которые отвечают за нормальную работу организма». П.Горяев также утверждает, что: «...все эти россказни о наговорах, внушениях и так далее ­ это все не пустые бредни: генетический аппарат реагирует... Значит, уже не ячмень и пшеницу, а нас могут «испортить» или «вылечить». К сходным выводам, правда, более простым, эмпирическим путем, пришел и уральский ученый Геннадий Чеурин. В его лаборатории в течение долгого периода времени   подвергались   вербальному   матерному   воздействию   зерна   пшеницы, растения   и   вода   в   сосудах.   В   результате   семена,   которые   поливали   такой «обматеренной» водой, всходили в 49 случаев из 100. Те же, что поливали водой, над которой читали молитвы, прорастали в 96 случаях.                     2.   В  XX  веке   японский   доктор   Эмото   Массаро   провёл   любопытный эксперимент. Он взял три стеклянные  емкости и обыкновенный рис,насыпав равные доли риса в каждый сосуд, доктор залил содержимое водой. Ежедневно в течение месяца Эмотто Массара говорил одной емкости: «Спасибо», другой: «Ты дурак», а третью вообще не замечал. В конце месяца экспериментатор подвел итоги. Рис, которому говорили: «Спасибо», начал бродить и издавать приятный аромат. Рис, испытавший изрядную долю агрессии (именно ему доктор каждый день повторял: «Ты   дурак»,   почернел.   А   рис,   обделённый   вниманием,   начал   загнивать.   Учёный научно доказал, что вода   только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном   уровне,   его   поразило.   На   фото   предстали   в   основном   кристаллы 9 разной   формы   и   чёткости­   с   виду   очень   похожие   на   снежники.   Учёный   сделал вывод,   что   похвала   влияет   на   воду   лучше,   чем   просьба   или   требование,   а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Если   раньше   матерщина   была,   главным   образом,   специфическим   языком преступников,   пьяниц   и   других   опустившихся   лиц,   то   теперь   мат   все   глубже 10 проникает   во   все   социальные   и   возрастные   слои   общества.  Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном   общении,   в   вузовских   и   школьных   коридорах,   со   сцены   экрана,   со страниц   печати.   Мат   не   избирателен   по   полу,   и   некоторые   «дамы»   особенно   в нежном   возрасте   способны   за   пояс   иного   бомжа.  Нам   пытаются   навязать   мысль,   что   русский   язык   вообще   невозможен   без   мата. заткнуть   Попытаемся разобраться.  Слово воздействует на  материю, может возродить или разрушить ее. Очень  близкие по смыслу вещи  можно прочесть в Священном Писании и жизнеописаниях  Святых, где говорится о чудесных исцелениях с помощью молитв. Мало того: непроизнесенное слово ­ мысль ­ тоже имеет немалую силу. Завидуя и негодуя, желая кому­то зла и мысленно мстя, мы сами порой не  подозреваем о разрушительных последствиях этого процесса. Стихийные бедствия, катаклизмы, войны, катастрофы, ­ все это результат  наших разрушительных усилий. Какая же тут связь?  Выходит, если я пожелаю соседу по лестничной  площадке сломать шею, то назавтра случится землетрясение? Около 13 лет назад ученые  из ИЗМИРАНа начали изучать   биоэнергетическое взаимодействие между человеком и окружающим миром. Это была официальная академическая программа, в рамках которой был  проведен ряд интереснейших экспериментов. В частности, выяснилось, что  на  нашей планете имеются различные энергетические сетки. Первыми их наличие  открыли английские ученые Хартман и Карри, их именем они и названы. Замеряя  электромагнитные показатели в этих зонах в течение суток, выяснилось, что они как бы «закрываются» и «открываются» в зависимости от расположения Луны и планет, иных космоземных факторов. Образно этот процесс был назван «дыханием Земли». Так вот, в  больших городах, вблизи загазованных автотрасс это «дыхание» можно сравнить  11 с одышкой, свойственной больному астмой человеку. А в лесу, в горах, вблизи  водоемов «дыхание» выравнивается, становится будто бы глубже и ритмичнее.  Жизненный ритм людей зависит от природного, планетарного ритма. Оказалось,  родная планета дышит почти в буквальном смысле слова Дорогу осилит идущий.  Всё это правильно. И никто не сомневается в том, что если бы все люди и  сразу перехотели ссориться, скандалить, враждовать и воевать, то на планете в  одночасье наступил бы мир среди людей. Облегчённо вздохнула бы и вся остальная  планета. Но что­то мне не кажется, что из­за этого исчезли бы природные  катаклизмы ­ землетрясения, извержения вулканов, цунами, торнадо, засухи,  пожары и пр. К тому же здесь идёт речь о необходимости изменить негативное  мышление на позитивное, пропагандируется этика гармоничного взаимодействия  внутри человечества и людей с окружающим миром. А тема­то ­ разговор о Душе. А Душа ­ это не наши с вами мысли, и даже не наш плотно­материальный организм.  Чтобы понять что такое Душа, человеку надо выйти за рамки ума и познать  состояние ментальной тишины, ментального безмолвия, а в этом состоянии нет ни  плохих мыслей, ни хороших. И это как минимум.      Глава 3. Исследование Данное исследование заинтересовало меня потому что, в последнее время  непроизвольно я слышу нецензурные выражения, как по телевидению, так и  при  общении младших и старших школьников. Часто идя по улице можно услышать мат  и у взрослых людей. Мне бывает часто неприятно слышать ненормативную лексику  и поэтому, я привожу  исследование , проеденное в  МОУ «средняя  общеобразовательная школа № 2 г. Сарапула  психологом  Абалтусовой  Надеждой  Александровной        В нем приняли участие ученики: 7к,9к,9в,9а в количестве 81 человека. В данной научно­исследовательской работе принимали участие, как мальчики, так и девочки. 12 Результаты анкетирования: 1)Знакомы ли вы с нецензурными выражениями? 2) Используйте ли вы в своей речи нецензурные выражения? 3)Что, по­вашему, надо делать для искоренения этого явления?  Проводить с учащимися беседы     Ругать     Штрафовать детей    Учиться быть сдержанными   «Давать по зубам»   Дать почитать словарь ненормативной  20%; 10%; 5%; 30% 30% 13 лексики или сочинения Баркова 5% 4)Надо ли следить за своей речью? 5)Ваши родители употребляют матерные слова дома? 6)   Ваши друзья употребляют в своей речи   нецензурные выражения? 14 7)    В вашем классе учащиеся используют ненормативную лексику? 8)Использование в речи мата может свидетельствовать о низком интеллекте? 9)Ты материшься, когда расстроен или агрессивен? 15 В результате данного исследования, я обнаружила, что из 81 человека   все знакомы   с   нецензурными   выражениями.   Половина   учащихся­   50%   используют   в своей речи ненормативную лексику (как девочки, так и мальчики). Большинство из респондентов­ 96% считают, что нужно следить за своей речью. В данной анкете, по мнению участников 60% родителей используют матерные слова дома (как мамы, так и   папы).       Вызывает     удивление   то,   что         родители   данных   учащихся   больше половины употребляют в своих семьях нецензурные выражения.           Интересным показался такой факт, что 90 % учащихся имеют друзей, которые используют мат в своей речи. Для  меня показалось странным, что в данных классах 70% учащихся используют ненормативную лексику (как девушки, так и юноши). Отвечая на вопрос «Что, по­вашему, надо делать для искоренения этого  явления» ребята ответили следующим образом:              Проводить с учащимися беседы     Ругать     Штрафовать детей    Учиться быть сдержанными   «Давать по зубам»   Дать почитать словарь ненормативной   лексики или сочинения Баркова 20%; 10%; 5%; 30% 30% 5%             В заключение хотелось бы напомнить один интересный случай из русской  истории. Как­то цесаревич Николай II прогуливался с наставником­гувернером и  увидел на одной из скамеек ту самую надпись из трех букв. Любознательный  16 отпрыск царской фамилии спросил о смысле сей формулы. Находчивый наставник  отвечал: «Это, Ваше Высочество, глагол «ховать» в повелительном наклонении».  Как видите, с чувством юмора у воспитателя все было в порядке.             Заключение Матерная   брань­это   не   только   набор   непристойностей.   Подобная   лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово ­ не просто набор звуков, выражающих   мысль.   Оно   способно   очень   многое   рассказать   о   нашем   душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова и его речь». Часто   за   словами   следуют   поступки.   За   мерзкими   речами   стоят   дела… Сквернословие   и   дела,   за   ним   следующие,   разрушают   богоподобие   нашей человеческой личности.   Поэтому   я   призываю   взрослых,   педагогов,  родителей   и  детей   относится   к своей речи осторожно. Так как слово это своего рода формула, способ общения одного человека с другим, и нельзя засорять свою речь и свой жизненный путь.           Дети ­ это ваше будущее. Дети ­ это  ваша старость. И насколько мир станет спокойнее   и   чище   зависит   уже   сегодня   от   каждого   из   нас,   взрослых.  Ещё   А.С. Макаренко писал: «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой,   самой   первобытной   культуры,   циничное,   наглое   хулиганское   отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте…».            Я сделала вывод, что мат укорачивает жизнь, сквернословие вредит здоровью, словом можно бить. Нам   всем необходимо воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества. Соответственно,  моя  гипотеза  подтвердилась ­ Экология  души  тесно  связана  с  Экологией вокруг нас и надо  каждому человеку навести порядок  внутри  себя , тогда и мир вокруг нас  станет  чище…    17 ЛИТЕРАТУРА: 1. Н.П. Захаров Педагогические технологии адаптивной школы.­ М.:Академия,2001. Капустин  Русский язык  № 24  2005 «Культура речи» 2. 3. Крысин Л.П.Изучение современного русского языка под социальным  углом зрения//Русский язык в школе.­1991.№5.­С.22­26. 4. Дмитрий Кузнецов, руководитель отдела лингвистики Центра детской  нейропсихологии 5. Нечаев М.П. Рефлексивные технологии воспитания в современной  школе: Учебно­методическое пособие.­М.:5 за знания,2009. 6. Нечаев М.П.управление воспитательным процессом в классе: Учебно­ методическое пособие для студентов и педагогов.­М.: 5 за знания, 2006. 18 7. Ф.А.Нодель, к.п.н., преподаватель­методист Колледжа архитектуры и  менеджмента в строительстве №17 8. Петрова Н.Спасти детей//Воспитание школьников.                          ­1994.­№2.­С.20­24. Чуковский К.И. живой как жизнь// Собрание сочинений в 2т.­М.,1990.­ 9. Т.1,с.576. 19 РАЗРАБОТКА УРОКА­ПРАКТИКУМА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10  КЛАССЕ СОЦИАЛЬНО­ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ТЕМУ  «ОБЩЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ» Тема урока: Общение как понимание  Цель: закрепить ранее изученные понятия («взаимопонимание», «идентификация»,  «эмпатия», «социальная перцепция», «казуальная атрибуция»); учиться строить  общение на основе взаимовосприятия и взаимопонимании через конкретные  социальные и игровые ситуации; развивать у учащихся умение осуществлять  комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме,  анализировать, делать выводы, решать познавательные задачи; воспитывать  положительную мотивацию общения в окружающей социальной среде, интерес к  изучению данного курса и темы в целях решения учащимися существующих у них  проблем межличностного общения и возможной его коррекции.  Оборудование: электронная презентация, схема механизма социальной перцепции.  Тип урока: урок­практикум.  Ход урока.  I Организационный момент.  II. Совершенно очевидно, что эффективное общение не возможно без правильного  общения, взаимопонимания, умения оценить партнёра. Процесс общения  начинается с наблюдения за собеседником, его голосом, внешностью,  особенностями поведения и т.д. Психологи говорят, что происходит восприятие  одним человеком другого  На предыдущем уроке мы рассмотрели сущность понятия «социальная перцепция»  и его механизм. Что же такое «социальная перцепция»?  Термин "социальная перцепция" впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе  разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных  процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных  объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы,  большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в  социально­психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком  относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.  Т.о., социальная перцепция ­ восприятие, понимание и оценка людьми социальных  объектов, их мыслей, намерений, способностей, эмоций...)  Наша задача на сегодняшнем уроке попытаться овладеть или усовершенствовать  умение «социальной перцепции» через конкретные примеры, ситуации, игровые  познавательные задания.  В начале давайте воспроизведём в виде схемы механизм восприятия.  1. Задание: выходя к доске по цепочке, заполнить пропущенные звенья в схеме  20 (можно не по порядку).  .  2. Учитель:  ­ Предварительно класс был разбит на шесть групп соответственно способам  социальной перцепции, каждая из которых получила дополнительный материал.  Сейчас каждая группа представит свой материал, не называя способ, о котором в  нём идёт речь. Остальные учащиеся должны назвать представленный способ  восприятия, объяснив своё решение (краткое представление каждой группы на  основе дополнительного материала., для представления 1­2 мин.).  III. Практические игровые задания.  Условие: принимая участие в выполнении таких заданий, вы не должны лукавить,  оскорблять партнёров, смущаться. Помните: необходимо быть тактичными, не  переигрывать, мы собрались учиться восприятию, а не критиковать друг друга!  1. Задание №1: Упражнения на казуальную атрибуцию. (Направлено на  формирование установки на всесторонний анализ ситуации, широту мышления)  Представьте, что  А) один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого...  Б) вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры  распахнута...  ­ Нужно как можно быстрее назвать побольше причин этих фактов, возможных  объяснений. Подсказка: причины нужно искать в трёх направлениях – в субъекте,  объекте и в ситуации, а также в преднамеренности или непреднамеренности  действий.  2. Задание №2. «Тренировка наблюдательности» (Направлено на формирование  такого способа восприятия окружающего мира как эмпатия)  ­ Эмоциональные переживания есть и у животных, но только человеку доступна  такая форма восприятия окружающего мира как эмпатия.  Учащимся представлены фотографии и репродукции картин. Надо определить  эмоциональное состояние людей, которые изображены (как отдельных лиц, так и  группы людей.  3. Задание №3. Упражнение «На чужом месте» (игровое упражнение направлено на  выработку средства идентификации). Учащиеся работают в парах. Каждый  участник получает от своего партнёра задание превратиться в определённую вещь.  Получивший задание должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в её мир,  ощутить её «характер», а затем от лица этой вещи рассказать о том, что её  окружает, как она живёт, что чувствует, о её прошлом и будущем....  Примечание: необходимо добиться от учащихся не поверхностного, чисто внешнего описания, а выражения настроений, чувств, ощущений...  IV. Рефлексия.  1. Решение познавательных задач.  4.1 Какое явление характеризует следующая сценка?  21 Идут по весенней улице два человека. Город полон тополиного пуха. Оба прохожих почти одновременно произносят по фразе, поле чего с удивлением смотрят друг на  друга. Один сказал: «Похоже на снег, мягкий и пушистый». Другой: «Какая­то  дрянь лезет в физиономию».  Это: эмпатия, непонимание или аттракция?  4.2 Аристотель полагал, что толстый, как у быка, нос человека означает лень.  Широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, ­ глупость; нос, как у льва, ­  важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец, ­ робость.  Согласитесь или опровергните мнение философа, опираясь на полученные знания.  4.3­ Как вы считаете, нужно ли человеку учиться социальной перцепции? Какую  роль она играет в жизни человека?  (Учиться необходимо, так как это оказывает прямое влияние на социализацию  индивида, способствует развитию его личности, отражается на социальном  окружении, обществе)  V Подведение итогов. Определение лидера урока по активности и верности  ответов.  VI. Домашнее задание: Подобрать материал о стереотипах в общении. 22

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

«ЭКОЛОГИЯ  ДУШИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018