Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования г. Мурманска
Первомайский Дом детского творчества
Принято Утверждаю
на заседании методического совета Директор МБУ ДО ПДДТ
Протокол от «___»______ 2020. № ___ _____________ О. Павлова
.2020.
Методическая разработка
Эколого – познавательная игра:
«Береги этот мир»
Составитель: Лустина Людмила Витальевна,
педагог – организатор.
Мурманск
2020
Содержание
1. Аннотация………………………………………стр. 3
2. Пояснительная записка………………………...стр. 4
3. Сценарий игры…………………….....................стр.6
4. Литература……………………………………...стр. 14
5. Приложение №1………………………………..стр.15
6. Приложение №2………………………………..стр.16
7. Приложение №3………………………………..стр. 17
Аннотация
Данная эколого-познавательная игра «Береги этот мир» содержит методические рекомендации по организации и проведению занятия для обучающихся 1-3х классов образовательных учреждений города Мурманска и имеет естественнонаучную направленность. Материал методической разработки можно использовать для проведения текущих и обобщающих занятий по окружающему миру, внеклассных мероприятий по экологии, детских праздников и др. Данная игра направлена на расширение знаний школьников о взаимосвязи всего живого на планете Земля, на развитие творческой активности детей и их познавательного интереса к окружающему миру. При проведении игры не требуется специальной подготовки воспитанников данного возраста. Игра создана на основе опыта педагогической деятельности педагога- организатора экологического воспитания МБУ ДО Первомайский Дом детского творчества Лустиной Людмилой Витальевной.
Пояснительная записка
Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нём с ранних лет. И взращивается не призывами. Полюбить природу можно, лишь общаясь с ней, думая о её тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в её украшение.
Игра, как форма воспитательной работы и в частности экологического воспитания учащихся, представляет собой эффективный путь детей к познанию звуков и красок природы, а также мира в целом, в котором они живут. Игра является наиболее естественным видом деятельности детей, которая приносит радость. Поэтому именно через игру можно достичь положительного результата в процессе экологического воспитания подрастающего поколения.
Задача педагога – показать лишь некоторые приёмы в работе, с помощью которых можно сформировать у детей устойчивый интерес и любовь к природе, расширить их кругозор.
Цель: В творческой и игровой форме расширить знания учащихся о взаимосвязи всего живого на планете Земля;
Задачи:
· закрепление практических умений и навыков учащихся общеобразовательных школ, полученных в процессе обучения по окружающему миру;
· формирование у учащихся ценностного отношения к окружающей действительности и содействовать развитию навыков совместной деятельности
· развитие любознательности, умение работать в команде..
Участники: учащиеся 1-3-х классов, три команды по 5 человек, команда болельщиков.
Структура игры:
1. Завязка – знакомство и приглашение к игре, объяснение правил
2. Развитие – ход игры
3. Кульминация – подведение итогов, подсчёт результатов
4. Развязка – вручение призов
Для подготовки и проведения игры используются следующие методы работы:
1. Вербальный метод:
- объяснение;
- беседа.
2. Практический метод:
- работа над заданиями;
- самоконтороль.
3. Демонстрационный метод:
- презентация
Прогнозируемые результаты: расширение знаний детей о природе и экологических проблемах, развитие творческой активности, сплочение детского коллектива, установление дружеских отношений, новые открытия .
Технические средства: ноутбук, проектор
Оборудование и материалы: Столы, стулья, таблички с названием команд, сигнальные таблички (могут быть разного цвета, необходимы для быстрого ответа на вопросы), сигнальные таблички (цифрами: 1, 2, 3), глобус.
Раздаточный материал:
Награждение команд:
Методические рекомендации: данную игру можно использовать для проведения внеклассных занятий, на уроках окружающего мира, для проведения детских праздников, открытых занятий.
Ход игры: «Представление команд»,
1. Конкурс «Цветочная полянка» (загадки) ,
2. Конкурс «Птичьи разговоры» ,
3. Конкурс «Зеленая аптека»,
4. Конкурс «Цепи питания»,
5. Конкурс «Лесной этикет»
Творческий конкурс «Цветик-семицветик».
Продолжительность викторины 40-45 минут
Сценарий игры.
План проведения игры:
1. Организационный момент: приветствие и жеребьевка команд, сообщение темы, цели и задач игры (3мин.)
2. Теоретическая часть: конкурсы игры (28 мин.)
3. Практическая часть: творческий конкурс «Цветик - семицветик» (5 мин.)
4. Подведение итогов игры: выступление жюри (2 мин.)
5. Награждение команд: (2 мин.)
Ход игры:
I. Организационный момент.
Учащиеся одного или двух 1-3-х классов заходят в помещение, где будет проводиться игра и занимают свободные места. В это время звучит спокойная музыка. Стоят столы, на которых находятся таблички с названием команды и сигнальные таблички.
Ведущий:
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в Первомайском Доме детского творчества. Меня зовут Лустина Людмила Витальевна.
Ежегодно 15 апреля во многих странах мира отмечается День экологических знаний. В нашей стране этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды. Человечество постепенно накапливало экологические знания. Известно, что все живые организмы тесно взаимосвязаны и находятся в равновесии с окружающей неживой природой. Велико значение экологических знаний в практической деятельности человека. Вся наша жизнь связана с продуктами, которые дают нам растения, животные, грибы и микроорганизмы.
Сегодня я проведу экологическую игру «Береги этот мир», в которой вам предстоит показать свои знания по окружающему миру.
. Ведущий:
А теперь, внимание! Чтобы начать нашу игру нам нужно выбрать команды – «Юные экологи», «Юные натуралисты», «Юные исследователи» и команду болельщиков. Прошу каждого ученика подойти к моей волшебной коробочке и взять по одному жетончику.
Дети подходят, берут жетоны.
Ведущий: Прочитайте, что у вас написано на жетонах и займите места соответствующее вашему названию. «Юные экологи» за стол, где стоит табличка «Юные экологи», «Юные натуралисты» и «Юные исследователи» занимают стол со своим названием.
Ребята занимают свои места.
Ведущий: У нас осталась команда болельщиков.
II. Теоретическая часть.
Ведущий:
Мы начинаем игру «Береги этот мир», которая включает в себя 5 конкурсов (содержание конкурсов объясню в ходе игры).
В сегодняшней игре участвуют три команды по 5 человек. Команда «Юные экологи», «Юные натуралисты» и команда «Юные исследователи». Поприветствуем команды.
Игру оценивать будет жюри в составе --. Я желаю командам победы. И, так мы начинаем.
1-ый конкурс «Цветочная полянка»
Ведущий:. Наступила середина лета пора каникул и отпусков. А с чем ребята у вас ассоциируется лето? Да, конечно с цветами. Мир цветов удивителен и многообразен, они украшают нашу Землю. У нас на севере их не очень большое разнообразие, но они так дороги нашему сердцу. Уже не первый год идет озеленение нашего города, реконструируются парки скверы, проходит акция «Зеленый рекорд» идет украшение придомовых территорий. Одним из ярких украшений являются цветочные клумбы. Есть такая пословица « Кто любит цветы, тот не может быть злым». Цветы приносят наслаждение, восхищают красотой, волнуют сердце, душу, а значит, сберегают здоровья.
Наш первый конкурс «Цветочная полянка». Это загадки о цветах.
Я буду читать загадку, а вы подумайте о каком цветке идет речь. Загадки нужно дослушивать до конца, иначе ответ не зачтется. Если команда знает ответ, поднимает сигнальную ладошку. За правильный ответ 1 балл
1. Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонёк
Новый празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок:
«до утра, до новой встречи!»-
И погасит огонёк.
(гвоздика)
2. Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их столько выдумал-
Весёлых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок!
(незабудка)
3. На лугу у той дорожки,
Что идет к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножки,
Белый, с жёлтеньким глазком.
Я его сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь, а пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»
(ромашка)
4. Родился этот цветок в майский день.
И лес его хранит;
Мне кажется, его задень-
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим я и ты?
(ландыш)
5. У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые чьи-то глазки.
Ах, эти глазки, эти глазки,
Они распускаются быстро как в сказке!
(анютины глазки)
6. А цветочек золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся не кого,
Даже ветра самого!
Но цветочек золотой
Постарел и стал седой.
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
(одуванчик)
7. На окно забрался ёжик,
У него не видно ножек.
У него, такого злючки.
Есть зелёные колючки.
И ни как не разберешь-
Толь цветок он, то ли ёж.
(кактус)
8. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Похож тот цветок.
(тюльпан)
9. То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(колокольчик)
10. Так маленького Васю называют,
И те цветы, что в поле собирают.
(василек)
11. Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(ирис)
12. Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает.
(подснежник)
2-ой конкурс «Птичьи разговоры».
Ведущий:
Следующий конкурс называется « Птичьи разговоры».
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы?
(Дети отвечают.)
Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель.
Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы.
(Дети отвечают.)
Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом…
Сейчас командам я выдам карточки с заданием. Вам с помощью стрелок нужно соединить птицу и её разговор. Для болельщиков и участников игры это будет и на экране. На выполнение задания всего 3 минуты.
ГУСИ КРЯКАЮТ
СОЛОВЬИ КРИЧАТ
ЖУРАВЛИ ГОГОЧУТ
УТКИ СВИСТЯТ
ВОРОНЫ УХАЮТ
ЛАСТОЧКИ ВОРКУЮТ
ГОЛУБИ КАРКАЮТ
СИНИЦЫ ЩЕБЕЧУТ
СОВЫ ПИЩАТ
Ведущий: Молодцы, замечательно справились с заданием. Слово жюри.
3-ий конкурс «Зеленая аптека».
Ведущий: Ребята, если внимательно приглядеться, то, что растет вокруг нас полезно для души и тела. Наши предки были тесно связаны с природой. Пробуя - принимая или отвергая, - они обретали знания о свойствах растений – годящихся в пищу или ядовитых, помогающих от недугов или наоборот. Эти знания передавались от отца к сыну и дальше. Скифы – древние кочевники – знали свойства около 200 лекарственных растений, много пищевых. У друидов каждому дереву, цветку приписывались свои свойства, у каждого человека было своё растение.
Я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения. Задание, для вас вот какое: я расскажу о внешнем виде этого растения, о том, что он лечит, а вы должны назвать лекарственное растение
· Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя-тёплая и нежная, как родная мать. Помогает при болях сердца, лёгких, почек. (мать-и-мачеха)
· Вдоль дорог, тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь тому, кто поранит ногу или руку. Семена подорожника помогают при дизентерии. Листья этого растения кладут на ранки. (подорожник)
· Это жгучее растение при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. Это растение улучшает состав крови, работу сердца. (крапива)
· Какой лесной кустарник является настоящим накопителем витамина С? (шиповник)
· Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. Отвар пьют как успокоительный чай. (мята)
· Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают лёгкие пушинки. Отвар принимают при болях в животе. (одуванчик)
· Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.( ландыш)
4-ый конкурс «Пищевые цепочки»
Ведущий: Следующий конкурс называется «Пищевые цепочки». Кто знает, что это такое? (ответы детей)
Ведущий: Пищевая цепь – это взаимосвязь между организмами, каждый из которых питается другим и в свою очередь служит пищей третьему.
Итак, задание: составить из предложенных девяти названий обитателей луга, леса и водоема цепи питания. В каждой цепи должно быть по 3 обитателя. На это задание дается время 5 минут. Нужно будет назвать цепочку и установить к какому сообществу она принадлежит. Конкурс оценивается в 1 балл за правильно названную цепочку и сообщество.
Получите задание…
Дети раскладывают, кто кем питается.
Пищевые цепочки луга.
растения - гусеница - птица
злаковые травы - мышь - хищные птицы
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка
Пищевые цепочки водоёма
комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба
Пищевые цепочки в лесу
растения - гусеница - птицы
растения - мышка - сова
растения - заяц - лиса
грибы - белки - куницы
молодые побеги - лось - медведь
Игра с болельщиками
Ведущий:
Уважаемые болельщики! Я предлагаю вам сыграть в увлекательную экологическую игру «Птичья столовая». Внимательно прослушайте условие игры: сейчас я буду называть различные виды корма, который можно положить в кормушку и птички с удовольствием полакомятся им – вы хлопаете в ладоши, если это класть в кормушку нельзя – молчите. «Да» - хлопок, «Нет» - молчок. Внимание, приготовились, начали!
чипсы ягоды черемухи(хлопок)
семена подсолнуха (хлопок) котлета
каша вязкая венегрет
ягоды рябины(хлопок) сало несоленое(хлопок)
пшено (хлопок) рыба
суп хлебные крошки(хлопок)
семена крапивы(хлопок) апельсин
сало соленое яблоко (хлопок)
Молодцы болельщики, правильно определили угощения для птиц.
5-ый конкурс «Лесной этикет»
Ведущий: У членов команд на столах набор сигнальных карточек с цифрами «1», «2», «3». Задание заключается в том, чтобы на поставленный вопрос выбрать один из вариантов ответа. Обязательное условие – коллективное совещание в команде. По моему сигналу вы поднимаете карточку, указывающую правильный ответ. За правильный обоснованный ответ - 1 балл.
.Итак, вы нашли в лесу птенца, не умеющего летать. Что вы сделаете?
1./ Возьмете его домой, и будете держать его в клетке.
2./Оставите его на том же месте и даже не прикоснетесь к нему.
3./ Найдете гнездо и положите его туда.
Ведущий: Мы зафиксировали ваши ответы. А теперь объясните, почему вы подняли именно эту табличку.
(ответы детей).
Правильный ответ № …
(Диких животных, их детенышей и птенцов нельзя уносить из природной среды. Жилища людей для них чужды. К тому же птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные оказываются не приспособленными к свободной жизни. Птица бросит гнездо, если тронуть яйца руками).
Ведущий:
После ужина в лесу осталась каша, все наелись, и никто не хотел больше. Что с ней делать?
1./ Бросить ее в костер, чтобы она сгорела.
2./ Оставить в лесу, для животных.
3./ Сложить в пакет, вырыть яму и закопать.
(Пищу никогда не сжигают и не делают ее не пригодной для еды. Если рядом есть водоем, подкормите рыбу тем, что осталось).
Вы всей семьей поехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку и т.п. Прежде чем уйти домой, вы…
1./Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропали, и ушли.
2./Залили костер водой или засыпали его землей.
3./Разбросали не догоревшие головешки по поляне.
(Костер всегда тщательно тушат).
III. Практическая часть.
Ведущий:
Ребята, сейчас мы с вами проведем творческий конкурс. У вас на столах находится конверт, в нем разноцветные лепестки. Вам нужно сложить цветок, но не простой, а «семицветик». Цветные лепестки должны располагаться точно том же порядке, как цвета у радуги. Получился. А теперь напишем на лепестках чем мы можем помочь природе.
Дети пишут (не мусорить, не ломать деревья, кормить птиц и т.д.)
.
Подводятся итоги игры. Жюри объявляет результаты.
V. Награждение команд.
Ведущий награждает команды дипломами и всех игроков призами. Поощрительные призы получают активные болельщики.
Ведущий:
Чем мы можем помочь планете? На микроуровне (в рамках семьи или одного человека), можно внести посильный вклад в предотвращение экологической катастрофы:
1. Бросать мусор только в контейнеры. Если поблизости нет урны, не поленитесь пройти лишние метры или положите отходы в пакет, чтобы выбросить позже.
2. В поход по магазинам захватить с собой хозяйственную сумку. Пакеты, не могут быть переработаны и использованы вторично. При их сжигании выделяются вещества, загрязняющие атмосферу
3.Не оставляйте включёнными электроприборы, которыми Вы не пользуетесь в данный момент (да, и телевизор тоже!).
4. Чаще ходите пешком. Это полезно для здоровья и не загрязняет воздух выхлопными газами.
5. Посадите дерево - это очень просто. Посадите цветы - и мир станет красивей.
6. Помогайте общественным природоохранным организациям, участвуйте в уборке парков и лесов.
7. Соблюдайте правила поведения в лесу.
До свидания, до новых встреч.
,.
Литература:
1. Детская энциклопедия. Царство животных / Пер. с англ. С.В. Чудова – М.: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 2000. – 256с., ил.
2. 300 вопросов и ответов о животных океанов. Художник М. В. Душин. – Яр.:Академия развития, 2003 – 240с., ил. (Расширяем кругозор детей).
3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников:)
4. Ксенозова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников.- М. 2005.
5. Барышникова Г.Б. Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы; Художник С.В. Павлычев – Яр.: Академия развития, 2007. -192с.: ил – (После уроков)
6. Никишов А.Н. К., Кузнецов В.Н., Теплов Д. Л. Экология: Учеб. Для 5 (6) кл. М.: Устойчивый мир, 1999.
7. Кривошеева. М.А "Экологические экскурсии в школе". Издательский центр "Март",2005г. Москва.
8. Перекатьева О.В. "Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры".
9. Издательство "Феникс", 2002 г. Ростов-на-Дону, переулок Соборный, 17.
10. Педсоветы 4-2004 г. Ежемесячная газета для педагогов.
11. info@znanio.ru
12. proekt@videouroki.net
Приложение № 1
Оценочный лист
Эколого-познавательная игра
«Береги этот мир».
конкурс
команда |
Конкурс «Цветочная полянка» 1балл за правильный ответ
|
Конкурс «Птичьи Разговоры» За правильный ответ 1 балл |
Конкурс «Зеленая аптека» За правильный ответ 1 балла |
Конкурс «Пищевые цепочки» За правильный ответ 1 балл |
Конкурс «Лесной этикет» За правильный ответ 1 балл |
итоги |
Юные экологи
|
|
|
|
|
|
|
Юные натуралисты
|
|
|
|
|
|
|
Юные исследователи |
|
|
|
|
|
|
Жюри: _________________( ________________)
Подпись Фамилия Имя
Приложение №2
Карточки для конкурса «Птичьи разговоры»
ГУСИ КРЯКАЮТ
СОЛОВЬИ КРИЧАТ
ЖУРАВЛИ ГОГОЧУТ
УТКИ СВИСТЯТ
ВОРОНЫ УХАЮТ
ЛАСТОЧКИ ВОРКУЮТ
ГОЛУБИ КАРКАЮТ
СИНИЦЫ ЩЕБЕЧУТ
СОВЫ ПИЩАТ
Приложение №3
Карточки для конкурса «Пищевые цепочки»
растения
|
гусеница |
птица
|
злаковые травы |
мышь |
хищные птицы |
трава
|
кузнечик |
луговые птицы |
тля
|
божья коровка |
куропатка |
комар
|
лягушка |
цапля |
червячок |
рыбка
|
чайка |
червячок |
рыбка
|
чайка |
водоросли
|
улитка
|
рак |
ряска
|
малёк |
хищная рыба |
растения
|
гусеница |
птицы |
растения
|
мышка
|
сова |
растения
|
заяц |
лиса |
грибы
|
белки |
куницы |
молодые побеги |
лось |
медведь |
растения
|
гусеница |
птица
|
комар
|
лягушка |
цапля |
растения
|
мышка
|
сова |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.