1. Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ
(элементы среды и их функциональная роль)
Биоцентрический подход к методике воспитания дошкольников, ориентировка на биоэкологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания совершенно определенных условий для воспитания детей. Главная особенность этих условий – привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие животного и растительного мира на участке детского сада, правильная – с экологической точки зрения – организация зеленой зоны в помещении учреждения составляют развивающую экологическую среду, пригодную для воспитания детей.
Правильная организация зоны природы предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух аспектов: экологического подхода к жизни растений и животных; педагогической целесообразности их привнесения в предметное окружение ребенка, т.е. понимание методики.
Специфическими чертами методики экологического воспитания дошкольников являются: непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом воспитании созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, которые должны в полной мере соответствовать потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.
Экологическая среда в детском саду – это прежде всего конкретные отдельно взятые животные и растения, которые надолго поселились в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей.
Решающее значение имеет знание воспитателем и другими сотрудниками детского сада экологических особенностей каждого объекта природы – его потребностей в тех или иных факторах внешней среды, условий, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
В дошкольном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они:
· безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные):
· неприхотливы, т.е. не требуют специального содержания и ухода:
в детском учреждении главное внимание уделяется ребенку, растения и животные выступают тут как средство воспитания и предметная среда его жизни, поэтому уход за растениями и животными не должен отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания.
Четкое соблюдение подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:
· неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
· морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
· появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
· специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;
· многообразие живых организмов и разные способы их взаимодействия со средой.
2. Экологический подход к подбору и размещению обитателей живого уголка. Своеобразие его организации в каждой возрастной группе.
Для устройства живого уголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми.
В живом уголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении живого уголка правильно подобрать его будущих обитателей.
Подбор обитателей живого уголка.
При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований,
что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:
1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
4. растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.
5. Уголок природы – место труда и наблюдений детей, уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
6. Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т.д.
Размещение растений и животных в уголке природы.
Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения нуждаются в большом количестве солнечного света – их следует поставить на самое светлое место; другие плохо переносят прямые солнечные лучи – их помещают в затененное место.
При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться в уголке природы.
Своеобразие организации живого уголка в каждой возрастной группе.
Самое меньшее, из чего может состоять уголок природы – это комнатные растения и аквариум с водными обитателями.
Таким может быть уголок природы в ясельной и младшей группах.
В последнюю на непродолжительное время можно принести птицу в клетке или морскую свинку. Рыбки, помещенные в аквариумы младших групп, должны быть яркими, заметными, достаточно крупными. Чтобы маленькие дети с еще плохо развитым восприятием могли их увидеть, сосредоточить на них свое неустойчивое внимание. Только в этом случае получатся содержательные наблюдения. Это могут быть любые разновидности золотых рыбок, крупные меченосцы, барбусы, скалярии, тетраганаптерусы.
В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Заинтересуют детей и растения с пестро-окрашенными листьями.
В уголке природы средней группы кроме аквариума и растений может находиться декоративная птица и морская свинка. В этом случае дети увидят разнообразие животного мира, разнообразие способов ухода за живыми существами. Рыбки в аквариуме могут быть иными, чем в младшей группе, но тоже заметными. Из птиц больше всего подходят канарейки или амадины- спокойные представители пернатых. Морская свинка в средней группе имеет особое значение: приятная на вид, пушистая, удобного размера, миролюбивая, - на ее примере дети учатся вступать в контакт с животными, общаться, заботиться о них.
В уголке природы старшей группы может быть аквариум с рыбами, птица в клетке, кто-нибудь из наземных животных (хомяк или черепаха) и растения. Старшим дошкольникам полезно видеть в уголке природы таких животных, которые имеют интересные приспособительные особенности, могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе. Для аквариума старшей группы хороши будут разные золотые рыбки, но в сочетании с карасем – их диким предком. В этом случае детям можно показать хорошую приспособленность дикого животного и ее отсутствие у декоративной разновидности. Для аквариумаподготовительной группы подойдут рыбы, живущие в разных слоях воды, тогда детям можно показать не только приспособленность к разному образу жизни, но и экологические ниши в одной экосистеме. Это могут быть гуппи или меченосцы (рыбы верхних слоев воды), сомики (донные рыбы), барбусы (обитатели верхних слоев воды). Сухопутная черепаха и золотистый хомячок, устроенные в просторных помещениях с «естественным» оформлением, обеспечивают богатое экологическое содержание для познавательной деятельности детей
5-7 лет. Из птиц предпочтительнее волнистые попугаи – на н7их можно показать маскировочную окраску, хорошую приспособленность к лазанию, что также доступно и интересно старшим дошкольникам.
3. Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировка
Многочисленные исследования позволили установить следующий примерный перечень площадок и сооружений, которые должны быть размещены на участке учреждений для детей: площадки для игр отдельных детских групп, беседка, навес для сна и игр в тени, уголок для животных и птиц, огород, плодово-ягодный сад, бассейн, хозяйственный двор.
Целевое назначение зеленых насаждений на этой территории определяется функциями площадок и сооружений, размещаемых на ней, а также характером использования участка в педагогических целях. При помощи насаждений на участке детского сада создаются наиболее благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия. Озеленение участка детского сада включает насаждения периметральные защитной полосы, разделительные полосы и отдельные деревья и кустарники между площадками, газоны и цветники. Площадь озеленения должна составлять 50% площади участка.
Озеленение земельного участка проектируется с учетом следующих требований:
- насаждения не должны препятствовать доступу солнечных лучей в здания и должны защищать здания и групповые площадки от перегрева;
- кустарники следует располагать не ближе 5м, а деревья — не ближе 10м от стен здания, имеющих окна, расположенные с солнечной стороны горизонта; в IV климатическом районе эти расстояния допускается уменьшать;
- подбор видов насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года (для IV климатического района следует выбирать высококронные деревья);
- для озеленения участка не допускается применять деревья и кустарники с ядовитыми плодами или с колючками.
В зависимости от местных условий следует предусматривать ограждение земельных участков детских яслей-садов забором высотой не более 1,6 м. Сплошные кирпичные или железобетонные ограждения не допускаются.
При архитектурно-планировочной организации участка для каждой группы детей предусматривают отдельную площадку размером 130 м2, изолированную от остальной территории деревьями и кустарниками и расположенную вблизи входов в помещение данной группы, а на каждой площадке,— затененный участок (размером 30 м2, если площадка предназначена для детей ясельного возраста, и 50 м2— для дошкольников).
Затенение может быть обеспечено тентами, деревьями с раскидистой плотной кроной или устройством перголы, увитой вьющимися растениями. Кроме того, здесь оборудуют площадки для занятий физкультурой размером не более 250 м2, вблизи которых целесообразно устроить плеска-тельные бассейны. Площадку размером 20 м2 для животных и птиц обычно размещают в глубине участка недалеко от хозяйственного двора.
На участке детского сада (яслей) рекомендуется прокладывать кольцевую или полукольцевую дорожку для езды на велосипеде с таким расчетом, чтобы она не пересекала площадок, предназначаемых для пребывания детей во время прогулок. По внешним границам участка создают защитные полосы из двух рядов деревьев и двух рядов кустарника.
4. Экологическая тропа; ее использование в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропинки (настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослых и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку).
Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы - учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.
В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения и в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.). Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
Для экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.
Экологическая тропа как одна из нестандартных игровых форм работы проводится с детьми старшей подготовительной группы. Количество детей зависит от интереса к этому виду деятельности. Итогом прогулки является посильный труд детей.
Занятия на экологической тропе проводятся 2 - 3 раза в месяц с сентября по май. Длительность занятия зависит от умения воспитателя вести эвристическую беседу, мотивировать познавательную активность детей с целью поиска ответа на поставленные вопросы, а также от степени подготовленности каждого ребенка к беседам на различные экологические темы.
2. Задания
1). Названия основных элементов эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении
2).Осуществить подбор животных в уголки природы разных возрастных групп, аргументируя свой выбор
Уголок природы в младших группах. Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.
В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.
Уголок природы в средней группе. В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки — вуалехвост, телескоп и одновременно рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.
Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.
Уголок природы в старшей группе. При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.
В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.
Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.
В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)
Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, нужны еж, белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.
3). Проанализировать список комнатных растений, рекомендованных для живых уголков ДОУ. Распределить их по графам таблицы. Обосновать свои действия
Табл.1. Список комнатных растений, рекомендованных для живых уголков ДОУ
Название растения
Обоснование подбора
Уголок природы в младших группах
бальзамин, фуксия, бегония (вечноцветущая, лотосовидная, крапчатая, королевская), герань зональная, колеус гибридный, толстянка, гибискус, очиток видный, маранта
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие.
Уголок природы в средней группе
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ древовидное, герань душистая, крупноцветковая, аспарагус, гавортия.
Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
Уголок природы в старшей группе
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших и средних групп помещают традесканция, кливия, фикус (эластика и мелколистный), плющ (обік-новенный и восковой), примула, сансевиера, колумнея, плектрантус, адиантум, нефролепис, сеткреазия, эониум
В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д.
Уголок природы в подготовительной к школе группе
Добавляют фиалка узамбарская, драцена, аспидистра, кринум,
камнеломка, хлорофитум, канланхоэ,
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.
4). Дать рекомендации по подбору и содержанию в уголке природы сезонных обитателей
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время. Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).
Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время — зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы — канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.
В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)
Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.
5). Определить содержание воспитательной работы с дошкольниками в живом уголке, заполнив схему
Содержание воспитательной работы:
· Формирование у детей чувства необходимости растений и животных
· Развитие конкретних представлений о растениях и животных
· Воспитание любви к природе
· Закладывание основ заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам
· Развитие эстетических чувств
6). Закончить высказывание.
«Правильная организация участка позволяет педагогу использовать разнообразные формы и методы экологического образования детей, развивать разные виды экологически направленной деятельности: развитие конкретных представлений о живой природе, воспитание любви к природе, закладывание основ заботливого, ответственного и бережливого отношения к живым существам».
7). Описать особенности размещения деревьев и кустарников на участке. Привести примеры древесных культур, наиболее подходящих для озеленения территории дошкольного учреждения
Составляя план озеленения участка, заведующий должен учесть следующие требования:
1. Под насаждения отводится не более 50% всей площади (если рядом с участком расположен лес, парк, сад, то эту площадь можно сократить до 30%).
2. Зеленые насаждения не должны мешать доступу солнечных лучей в здание, поэтому кустарники сажают не ближе 5, а деревья — не ближе 10 м от стен здания, имеющего окна на солнечную сторону (в жарких климатических районах эти расстояния уменьшают).
3. По периметру земельного участка следует предусмотреть однорядную защитную полосу деревьев или кустарников.
4. Для озеленения нельзя использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками и т. п.
5. При подборе растений нужно учитывать высоту и характер здания детского сада. В некоторых случаях целесообразно деревья не высаживать, а ограничиться высокими кустарниками.
6. Необходимо обеспечить воду для поливки зеленых насаждений и участка.
Высаживают растения, прежде всего наиболее распространенные в данной местности. Они должны быть разнообразны по высоте, форме кроны, расположению и форме листьев, срокам цветения (рано цветущие, цветущие одновременно с раскрыванием листьев, поздно цветущие). Деревья и кустарники должны быть разнообразны по особенностям цветков и соцветия, срокам созревания плодов и семян.
Деревья на участе (рекомендуемые для посадок в средней полосе): клен (остролистный, ясенелистный, приречный, татарский), липа мелколистная, береза (пушистая и бородавчатая), тополь душистый, лиственница европейская, ель обыкновенная, рябина, дуб, ясень.
Кустарники на участе: сирень обыкновенная и венгерская, садовый жасмин, или чубушник, разные виды спиреи (калинолистная, иволистная и рябинолистная), шиповник, лох серебристый, акация желтая, бересклет бородавчатый, калина обыкновенная, облепиха.
8. Составить схему разбивки цветника (огорода) на участке дошкольного учреждения
Наиболее распространенными формами цветочных насаждений являются клумбы, рабатки и газоны. В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге.
Растения отбирают с таким расчетом, чтобы иметь непрерывно цветущие клумбы с ранней весны и до поздней осени. Для ранне-весеннего цветения сажают прямо в грунт с осени луковичные растения — тюльпаны, нарциссы или сеют в июле предшествующего года анютины глазки, незабудки, маргаритки с тем, чтобы ранней весной высадить их на постоянное место, в клумбы.
По окончании цветения ранневесенних растений на эти же клумбы высаживают рассаду летников. Незабудки совсем удаляют, а тюльпаны и нарциссы оставляют на месте. Анютины глазки можно заменить астрами, цветущими с конца лета до глубокой осени.
Клумбы не должны быть сложными по форме. Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Не нужно делать их большими. Разбивая клумбы, необходимо самые высокие растения сажать в центре, по мере удаления к краям — растения средней высоты, по краю — очень низкие бордюрные. Из летников для бордюров пригодны: низкие астры, низкие бархатцы, алиссум, лобелия, цинерария. Для бордюров можно использовать и некоторые многолетники — флокс субулята, низкий пиретрум.
Рабатки — это длинные, узкие клумбы, устраиваемые по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения на рабатках сажают рядами. Например, в первом ряду от дорожек можно посадить примулу грунтовую, во втором — ирисы или флоксы многолетние, в третьем — георгины или дельфиниумы.
Зеленые газоны служат хорошим фоном для цветников. Особенно украшают их высаженные группами многолетники и цветущие кустарники. Почву под газоны подготавливают с осени. Посев семян производят ранней весной, когда почва еще влажная.
1 ряд – примула грунтовая
(Схема разбивки рабатки на участке дошкольного учреждения)
9). Осуществить подбор цветочных (овощных) культур для цветника (огорода) разных возрастных групп. Объяснить, чем в первую очередь должен руководствоваться педагог при решении данной задачи
Наиболее распространенными формами цветочных насаждений являются клумбы, рабатки и газоны. В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге. Растения отбирают с таким расчетом, чтобы иметь непрерывно цветущие клумбы с ранней весны и до поздней осени. Для ранневесеннего цветения сажают прямо в грунт с осени луковичные растения — тюльпаны, нарциссы или сеют в июле предшествующего года анютины глазки, незабудки, маргаритки с тем, чтобы ранней весной высадить их на постоянное место, в клумбы. По окончании цветения ранневесенних растений на эти же клумбы высаживают рассаду летников. Незабудки совсем удаляют, а тюльпаны и нарциссы оставляют на месте. Анютины глазки можно заменить астрами, цветущими с конца лета до глубокой осени.
Из летников для бордюров пригодны: низкие астры, низкие бархатцы, алиссум, лобелия, цинерария. Для бордюров можно использовать и некоторые многолетники — флокс субулята, низкий пиретрум.
Растения на рабатках сажают рядами. Например, в первом ряду от дорожек можно посадить примулу грунтовую, во втором — ирисы или флоксы многолетние, в третьем — георгины или дельфиниумы.
Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая ее с игрой. У детей средней и старших групп огород общий. Такая планировка дает возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов.
Из овощных растений на участке выращивают: салат, шпинат, редис, лук, петрушку, горох, капусту (кочанную, цветную, кольраби), морковь, репу, свеклу, огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп, из многолетних культур — ревень. Овощные растения имеют много сортов. На участке выращивают те культуры, которые являются районированными для данной области и района.
Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и прежде всего такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис. Старшие дети могут посеять для них семена салата, моркови, репы.
На огороде для средней группы высаживают те же культуры, но при этом желательно иметь по возможности не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белым кончиком и белый). Кроме того, можно выращивать и шпинат. Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.
На огороде старших групп дается весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская, хибинская), помидоры, огурцы, кабачки. Сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.
10). Разработать конспект организации наблюдения или труда по уходу за обитателями уголка природы для одной из возрастных групп
Младшая группа.
Растения используются наиболее яркие, привлекательные, крупные, с хорошо различимыми органами. Главная задача: научить узнавать, различать и называть 2-3 вида растений и их части (стебель, листья, цветок); научить правильно поливать водой из лейки и обтирать влажной тряпочкой кожистые листья. Необходимо, чтобы изучаемых растений было по 2 экземпляра каждого вида. Помимо постоянных объектов в младшей группе используются и временные: выращиваемый на перо лук, выгонка тюльпанов и гиацинтов, выращиваемые на зелень укроп и салат. Для успешного знакомства с растениями могут быть использованы игры: "Найди такой же", "Найди пару", "Большие и маленькие", "Найди все цветущие растения", "Найди растение, похожее на травку, на дерево" и т.п.
Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.
Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы: предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти вплотную).
Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая, рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем вдавливает ее в землю - луковица должна плотно сидеть в земле.
В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных жуков, бабочек и т.д. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки, составляя из них букеты.
В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть, как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок.
Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят, сколько корма можно давать рыбкам.
С первых дней ознакомления детей с животными воспитатель побуждает малышей к наблюдению за повадками животных: предлагает посмотреть, как птичка начала клевать зернышки, как плавает рыбка в воде.
Список использованной литературы.
1.Градобоева К. Создание экологической тропы и методика работы на ней // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 7. - С.19-22.
2. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада / Сост. Л.А. Каменева, Ред. П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
3. Лучич, М. В. Детям о природе [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / М.В. Лучич. - 2-е изд.,дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.
4. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет.сада / М.М. Марковская . - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
5.Наблюдения и труд детей в природе [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А.Ф. Мазурина. - 3-е изд., перераб. и испр. - М.: Просвещение, 1976. - 206 с.
6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
7. Организация работы методиста детского сада [Текст]: спецкурс / В.Я. Волобуева, О.М. Газина, В.Г. Фокина ; [ В. Я. Волобуева, О. М. Газина, В. Г. Фокина]. - М.: Ассоц. "Проф. образование", 1994. - 84 с.
8. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004. – 132с.
9. Эстетика участка дошкольного учреждения [Текст]: кн. для работников дошкольных учреждений / Г.Н. Пантелеев. - М.: Просвещение, 1988. - 110 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.