Эколого-познавательная викторина "Волшебница вода"
Оценка 4.6

Эколого-познавательная викторина "Волшебница вода"

Оценка 4.6
Игры
docx
экология +1
Взрослым
30.03.2017
Эколого-познавательная викторина "Волшебница вода"
Публикация является частью публикации:
сценарий.docx

Аннотация

 

Данная эколого-познавательная викторина «Волшебница вода» содержит методические рекомендации по организации и проведению  занятия для обучающихся 5-6 классов образовательных.

Целью данной игры является расширение и углубление представления о воде, как среде обитания, закрепление правил безопасного поведения на воде в летний период.

Данная методическая разработка может быть использована для проведения внеклассных занятий, на уроках природоведения, для проведения детских праздников, открытых занятий.

При проведении викторины не требуется специальной подготовки воспитанников данного возраста.


Пояснительная записка

Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нём с ранних лет. И взращивается не призывами. Полюбить природу можно, лишь общаясь с ней, думая о её тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ёё украшение.

Викторина (игра), как форма воспитательной работы и в частности экологического воспитания учащихся, представляет собой эффективный путь детей к познанию звуков и красок природы, а также мира в целом, в котором они живут и который призван изменить только в лучшую сторону. Игра является наиболее естественным видом деятельности детей, которая приносит радость. Поэтому именно через игру можно достичь положительного результата в процессе экологического воспитания подрастающего поколения.

         Задача педагога – показать лишь некоторые приёмы в работе, с помощью которых можно сформировать у детей устойчивый интерес и любовь к природе, расширить их кругозор.    

         Цель:  расширить и углубить представления о воде, как среде обитания, напомнить правила безопасного поведения на воде в летний период

         Задачи:

1.                 Формирование чувства сопричастности к своему времени,  личной ответственности за всё происходящее  вокруг.

2.                 Развитие познавательного интереса.

3.                 Воспитание навыков коллективной работы.

Участники: учащиеся среднего звена, три команды по 6 человек, команда болельщиков, эксперты.

Методические рекомендации: данную викторину можно использовать для проведения внеклассных занятий, на уроках природоведения, для проведения детских праздников, открытых занятий по теме: «Вода».

Игра состоит из следующих конкурсов:

1. «Разминка» (конкурс загадок),

2. «Рыбалка»,

3. «Один из трех»,

4. «Обитатели водоемов»,

5  «Плюс на минус»,

6  «Дельфинчик»,

7  «Кто быстрее».

8  «Кроссворд»

 Продолжительность викторины: 40-45 минут.


Сценарий.

Организационный момент: жеребьевка команд.

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут  ________________________, я рада приветствовать вас в Первомайском ДДТ на интеллектуально-познавательной игре «Волшебница вода».

Вот и закончился учебный год, и наступает время отпусков. Вы, скорее всего, поедете отдыхать туда, где есть водоемы (озера, реки, моря, ставки) и там будете купаться. Есть ряд правил на воде, которым необходимо следовать. Сегодня мы повторим эти правила:

·        Лучше всего купаться в специально оборудованных местах и только под присмотром взрослых.

·        В воде следует находиться не более 10-15 минут. При переохлаждении тела могут возникнуть судороги. При судорогах надо немедленно выйти из воды. Очень помогает укалывание себя любым острым предметом (булавка, щепка, острый камень и др.).

·        Не заплывайте за буйки – там может оказаться резкий обрыв дна, холодный ключ, заросли водорослей и т.п.

·        Опасно прыгать или нырять в воду в неизвестном месте - можно удариться головой, или сломать себе что-либо.

·        Не допускайте грубых игр на воде. Нельзя подплывать под купающихся, «топить», подавать ложные сигналы о помощи.

·        Очень осторожно плавайте на надувных матрасах и надувных игрушках.

Эти правила, необходимо знать и соблюдать, тогда ваш отдых будет незабываемо приятным.

Как вы думаете, можем ли мы с вами прожить без воды? Знаете ли вы, что без еды человек может прожить до 2 недель. А вот без воды не проживет больше 3 дней.

Наша с вами планета на 70% покрыта водой. 97% воды на Земле составляет соленая вода, соответственно пресная вода составляет только 3 %. А пресная вода, эта та которую мы употребляем в быту. Поэтому мы должны относиться к ней очень бережно.

Вода - это очень необычное и драгоценное вещество. Это единственное вещество на Земле, которое является необходимой составляющей всех живых организмов. Вода бывает очень-очень разной - она может быстро бежать ручейком, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром.

Сегодня мы проводим интеллектуально-познавательную игру «Волшебница вода» посвящена воде и ее обитателям.

В нашей игре будут принимать участие 3 команды:

1 команда _______________________________________

2 команда________________________________________

3 команда________________________________________

 Оценивать нашу игру будет наше многоуважаемое жюри в составе:

1.________________________________________________

2.________________________________________________

Игра состоит из 8 конкурсов:

1. «Разминка»

2. «Рыбалка»

3. «Один из трех»

4. «Обитатели водоемов»

5.  «Плюс на минус»

6. «Кроссворд»

7. «Кто быстрее» (ребусы)

Мы переходим к нашей игре, и первый наш конкурс называется Разминка (конкурс загадок)

Команды участвуют в конкурсе в полном составе. Я по очереди буду задавать командам загадки о водоёмах. Команда, давшая правильный ответ, получает 1 балл. Ответ на каждый  дополнительный вопрос – ещё одни балл. На дополнительные вопросы могут отвечать все команды, кто первый поднимет табличку. Прошу вопросы выслушивать  до конца.

1.     Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Ответ: вода.

Дополнительный вопрос: а вы знаете, какие моря омывает Кольский полуостров, Ответ: Баренцево и Белое.

2.     Нет ног, но на месте она не стоит,

Ложе есть, но не спит,

Не котел, но бурлит

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит.

 Ответ: река.

Дополнительный вопрос: назовите реки Мурманской области

Ответ: Поной, Кола, Умба, Лотта, Ёна, Роста, Варзуга, Воронья река, Иоканга, Канна, Тулома,Чаванга, Нота, Нива, Муна и др.

Доп. Вопрос: Какие реки впадают в Кольский залив?

Ответ: Колла, Тулома.

3.     Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная.

И месяц, и звёзды в нём отражаются

Как это зеркало называется?

Ответ: Озеро.

Дополнительный вопрос: назовите озёра Мурманской области?

Ответ: Имандра, Ледовое, Семёновское, Питьевое, Глубокое, Рок-озер, Ловозеро, Могильное озеро, Ковдозеро, Окунёве, Среднее, Умбозеро  и др.

4.     Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой? 

Ответ: ручей. 

Дополнительный вопрос: какие ручьи протекают в г. Мурманске?

Ответ: Варничный, Фадеев.

5.     Все обходят это место

Здесь земля как - будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи

Нет опоры для ноги

Ответ: болото.

6.     Там, где корни вьются

На лесной тропе,

Маленькое блюдце

Спрятано в траве.

Каждый, кто проходит

Подойдёт – нагнётся

И опять в дорогу силы наберётся!

Ответ: родник.

Ведущий:

Наш край по-другому называют «Краем рек и озёр». Это объясняется тем, что на территории Мурманской области насчитывается 21 тысяча рек, речушек, ручьёв и 111609 озёр, а 30% от всей площади края составляют болота. А если соединить все водоёмы в одну ленту, то длина достигает 63 тысячи км, это в 1.5 раза превышает длину экватора.

Жюри подчитывает баллы.

Ребята, мы узнали, какие бывают водоёмы. А кто в них живёт?

Ответ: рыбы.

А вы когда-нибудь были на рыбалке?

Второй конкурс называется  “Рыбалка”

Перед вами 9 рыбок. Чтобы поймать рыбку, надо ответить на вопрос, спрятанный под ней. За каждый правильный ответ вы получаете 2 балла. Команды вопросы выбирают по очереди

Вопросы конкурса.

1.Сколько на нашей планете океанов?(4)

2.Белое, Красное, Черное, Желтое – что это?(названия морей)

3.Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (70%)

4.Они состоят примерно на 95% из воды…? (медуза)

5.Самое большое животное на свете? (синий кит)

6.Дельфины и киты – это рыбы? (млекопитающие)

7.Какой морской обитатель имеет 5 лучей? (морская звезда)

8.Какую птицу море отучило летать? (пингвин)

9.У него реактивное движение, есть чернильный мешок, оно может перемещаться как вперед, так и назад. (осьминог)

Мы с вами порыбачили, наловили много рыбы,  а наша игра продолжается, итак следующий конкурс:  «Один из трех»

Задание: Ребята, я буду задавать вам вопрос, а вам нужно будет из трех предложенных вариантов ответов выбрать правильный. У вас на столах лежит набор сигнальных карточек с цифрами «1», «2», «3». Когда выберете ответ, поднимите табличку с соответствующим номером. За правильный обоснованный ответ – 1 балл.

Вопросы:

1. У кого в море самые зоркие глаза?

1. У акулы;

2. у осьминога; +

3. у краба.

Самые зоркие глаза у головоногих моллюсков. Вот у кого размер глаз (они огромные) соответствуют их зоркости. Только глаза совы, кошки и человека могут с ними соперничать. На одном квадратном миллиметре сетчатки глаза осьминога находится 64 000 светочувствительных элементов, у каракатицы – 150 000, у кальмара – 400 000, а у совы – аж 680 000.

2. Всего лишь одна птица поедает медуз. Какая?

1.                  Самая глупая; +

2.                  Самая умная;

3.                  Самая жадная.

Никто не ест на земле мохнатых жгущихся гусениц бабочек, кроме кукушек. А в море никто не ест жгущихся медуз, кроме родственника буревестника – глупыша (не путать с олушей – глупышом). Может быть, за это и прозвали северную птицу глупышом?  А может за то, что безропотно переносят избиение человеком? Уж больно хороши у глупыша яйца и жирны птенцы!

3. Из чего кит шубу себе шьет?

1.  Из кожи;

2.                  Из жира;  +

3.                  Из воды.

Запас подкожного жира служит хорошей шубой для теплокровных гигантов. Тело кита сохраняет тепло до полутора суток после его гибели. Кроме того, жировая ткань легче воды и отчасти нейтрализует вес туши. Нужен жир и как горючее для дальних переходов в Арктику и Антарктику. В это время кит не питается. Зато, добравшись до полярной области, киты предаются обжорству круглые сутки и потребляют пищу тоннами.

4. Какая рыба скрывается под экзотическим именем макрель?

1.                  Ставрида;

2.                  Скумбрия; +

3.                  Смарида.

Атлантика, Карибское море, Багамские острова, Бермуды – названия – то какие экзотические! Там и обычная на наших прилавках (рыбных) скумбрия носит экзотическое название – макрель. Спросите о макрели наших продавцов рыбы. Представляю, что они вам ответят и какие будут у них лица.

5. Кто является матерью жемчуга?

1.                  Ракушка;

2.                  Улитка;

3.                  Их перламутр. +

Мать, родительница жемчуга – это перламутр (perle – жемчужина, Mutter – мать). Но о ней знают меньше, чем о ее знаменитой дочери. Перламутр часто находился в ее тени, отношение к нему определялось модой.

6. Какую из морских птиц человек приучил для ловли рыбы?

1.                  Пингвина;

2.                  Пеликана;

3.                  Баклана. +

Бакланы – заядлые рыболовы. Утром ловят рыбу, наедаются до отвала  и переваривают ее до вечера. Они очень общительны и часто селятся рядом с человеком, легко приучаются и поддаются дрессировке. Китайцы пользуются бакланами для рыбной ловли. А чтобы птица не глотала пойманную рыбу, ей на горло одевается веревочное и металлическое кольцо.

Четверный конкурс – «Обитатели водоемов»

Задание: Внимание, команды! Вам будут представлены картинки на тему «Обитатели рек и озер, морей и океанов». Команды по очереди пытаются определить (назвать) рыбу или животное, и сказать в пресном водоеме или в море это существо живет. За каждый правильный ответ - 2 балла. 1 балл за название и 1 балл за местожительство. На обдумывание каждого вопроса - 5 секунд. Высшая оценка:     30 баллов

Карась Обитатель пресных водоемов

Сельдь Обитатель пресных водоемов

Акула Обитатель морей

Обыкновенный тритон Обитатель пресных водоемов

Угорь Обитатель пресных водоемов

Камбала Обитатель пресных водоемов

Конек Обитатель морей

Щука обыкновенная Обитатель пресных водоемов

Сом обыкновенный Обитатель пресных водоемов

Дельфин Обитатель морей

Окунь Обитатель пресных водоемов

Ерш Обитатель пресных водоемов

Рыба-пила Обитатель морей

Тюлень Обитатель морей

Жаба Обитатель пресных водоемов

Следующий конкурс на смекалку и быстроту называется: «Плюс на минус». Вам будут выданы карточки со словами. Каждый раз отнимая от слова буковку из колонки «-» и прибавляя букву в колонке «+» получай новое слово, и в 10 приемов преврати «реку» в «море». Времени дается 2 минуты

река

рука

мука

муза

луза

лоза

поза

пора

гора

горе

море

 

По истечении времени карточки подписываем и сдаем жюри

6 конкурс «Кроссворд»

Команды участвуют в полном составе. Командам по очереди будут заданы вопросы, ответы на которые нужно записать в кроссворде. Если команда отвечает, то завоевывает 1 балл, если нет, команды соперницы могут ответить на вопрос и  получить этот балл. Напоминаю, наша игра посвящена воде, ее обитателям ее состояниям и тд.

Горизонталь:

4 рак

6 карп

7 река

8 кит

9 треска

11 меч

13 невод

Вертикаль:

1 корыто

2 скат

3 щука

5 Крылов

10 сом

12 ерш

 

7 конкурс «Кто быстрее?» (конкурс ребусов)

Команды - соперницы разгадывают ребусы на тему «Вода как среда обитания». Отвечает та команда, которая первая поднимет руку, если ответ не верный отвечает команда соперников. За правильный ответ -1 балл. Высшая оценка: 12 баллов.

·      Ракушки

·      Пловцы

·      Водомерка

·      Уточки

·      Камыш

·      Акула

·      Водоросль

·      Кувшинка

·      Кубышка

Молодцы ребята!

Подведение итогов и награждение

Мы еще раз поздравляем наши команды. Спасибо за внимание. До свидание!

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Барышникова Г.Б. Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы; Художник С.В. Павлычев – Яр.: Академия развития, 2007. -192с.: ил – (После уроков)

2. Детская энциклопедия. Царство животных / Пер. с англ. С.В. Чудова – М.: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 2000. – 256с., ил.

3. Ксенозова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников.- М. 2005.

4. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарий мероприятий. 5-11классы.- М.: 2005. – 208с (Методическая библиотека)

5. Никишов А.Н. К., Кузнецов В.Н., Теплов Д. Л. Экология: Учеб. Для 5 (6) кл. М.: Устойчивый мир, 1999.

6. 300 вопросов и ответов о животных океанов. Художник М. В. Душин. – Яр.:Академия развития, 2003 – 240с., ил. (Расширяем кругозор детей).


 

Аннотация Данная эколого-познавательная викторина «Волшебница вода» содержит методические рекомендации по организации и проведению занятия для обучающихся 5-6 классов образовательных

Аннотация Данная эколого-познавательная викторина «Волшебница вода» содержит методические рекомендации по организации и проведению занятия для обучающихся 5-6 классов образовательных

Пояснительная записка Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нём с ранних лет

Пояснительная записка Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нём с ранних лет

Игра состоит из следующих конкурсов: 1

Игра состоит из следующих конкурсов: 1

Сценарий. Организационный момент : жеребьевка команд

Сценарий. Организационный момент : жеребьевка команд

Наша с вами планета на 70% покрыта водой

Наша с вами планета на 70% покрыта водой

Ответ на каждый дополнительный вопрос – ещё одни балл

Ответ на каждый дополнительный вопрос – ещё одни балл

Кто бежит по горным склонам,

Кто бежит по горным склонам,

Второй конкурс называется “Рыбалка”

Второй конкурс называется “Рыбалка”

Всего лишь одна птица поедает медуз

Всего лишь одна птица поедает медуз

Представляю, что они вам ответят и какие будут у них лица

Представляю, что они вам ответят и какие будут у них лица

Угорь Обитатель пресных водоемов

Угорь Обитатель пресных водоемов

Горизонталь: 4 рак 6 карп 7 река 8 кит 9 треска 11 меч 13 невод

Горизонталь: 4 рак 6 карп 7 река 8 кит 9 треска 11 меч 13 невод

Список литературы 1. Барышникова

Список литературы 1. Барышникова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2017