Валютой в стране является иена, которая выпускается Банком Японии. Центральный банк стремится держать иену под контролем, покупая и продавая валюту на финансовых рынках. Он также регулирует процентные ставки и объемы кредитов. Япония имеет высокоразвитую частную финансовую систему с 13 банками (5 из которых входят в число 10 крупнейших в мире) и множеством специализированных кредитных учреждений. Государственные финансовые учреждения предоставляют кредиты главным образом таким отраслям, как судоходство, энергетика, добыча угля и химическая промышленность.
Развитие японской экономики в последней четверти ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Основными направлениями перестройки являются автоматизация производства и ресурсосбережение, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческих и организационных структур.
Япония приняла национальную программу информационного общества. Важную роль в этой программе играет финансовая система.
Прежде чем рассматривать финансовую систему страны, мы определим финансовую систему в целом.
Под финансовой системой понимается совокупность финансовых институтов страны, норм и правил, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых институтов). Финансовый сектор экономики в широком смысле включает в себя финансовые институты, регулирующие и надзорные органы, а также финансовые союзы. Основными задачами контрольно-надзорных органов в рамках финансовой системы являются поддержание ее устойчивого функционирования, осуществление государственного регулирования и непосредственный контроль за деятельностью финансовых институтов.
Финансовые институты в рамках финансового сектора включают организации, связанные с банковской системой, а также небанковских финансовых посредников. В свою очередь, центральные банки занимают особое место в банковской системе.
В экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем - сегментированные и универсальные.
В универсальной финансовой системе закон не ограничивает банки в осуществлении операций по предоставлению финансовых услуг, не связанных с банковскими операциями. Классическим примером такой системы считается немецкая.
В сегментированной финансовой системе банки не могут выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Приведенное выше деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все еще не является абсолютным. Наиболее типичными представителями сегментированных систем являются США, Великобритания и Япония.
Давайте перейдем к японской финансовой системе. Изучение японской финансовой системы представляет интерес для российских специалистов в области экономики и финансов.
Поскольку ядром финансовой системы является банковская система, давайте рассмотрим ее более подробно.
По численности населения Япония входит в первую десятку стран мира. Однако за последнее десятилетие характер естественного движения населения резко изменился. Пик численности населения "Страны Восходящего Солнца" пришелся на декабрь 2004 года , когда оно превысило 127,84 миллиона. Япония стала первым азиатским государством, перешедшим со второго на первый тип воспроизводства. Так в 2005 году население Японии впервые сократилось. Это связано с тем, что количество детей, родившихся с середины 1990-х годов, ниже уровня естественного воспроизводства населения. По прогнозам японских демографов, к 2010 году население страны стабилизируется на уровне 130 миллионов человек. По состоянию на конец марта 2008 года она составляла 127 066 178 граждан. Главной проблемой для Японии стало быстрое увеличение доли людей старше 65 лет. Средняя продолжительность жизни в этой стране одна из самых высоких в мире (76 лет для мужчин, 82 года для женщин). Население Японии характеризуется расовой, национальной и языковой однородностью (более 99 % составляют японцы). Сегодня, по последним данным, население Японии составляет 126 910 000 человек.
Валовой национальный продукт (ВНП) Японии является основным количественным показателем экономического потенциала страны. 1 апреля 2014 года японская экономика начала падать и стала крупнейшей за последние три года. В апреле-июне 2014 года ВВП страны снизился на 6,8% в годовом исчислении. Для сравнения, в январе-марте 2011 года, после разрушительного цунами и катастрофы на АЭС "Фукусима", ВВП Японии сократился на 6,9%. В квартальном исчислении-по сравнению с январем - мартом 2014 года-ВВП Японии сократился на 1,7%. Основной причиной инцидента стало снижение потребительского спроса, вызванное повышением ставки налога с продаж с 5 до 8% с 1 апреля 2014 года. Ранее заявлялось, что повышение налогов должно помочь справиться с дефляцией, но в то же время приведет к временному падению потребительской активности и замедлению роста национальной экономики. Уже в апреле 2014 года потребительские цены в Японии выросли на 3,2% - самый высокий темп роста за 23 года. В результате объем потребительского спроса в апреле-июне 2014 года снизился на 5%.
Реальный спад ВВП в первом квартале оказался даже меньше прогнозируемого-эксперты прогнозировали, что в первом квартале текущего финансового года ВВП страны сократится на 7,1%.
Национальный доход Японии в 2013 году составил 5079,1 миллиарда долларов и занял 3-е место в мире. Доля национального дохода Японии в мире составила 6,7%.
Национальный доход на душу населения в Японии в 2013 году составил $ 39947,8, занимая 31-е место в мире, и был на том же уровне, что и Национальный доход на душу населения в Новой Зеландии ($40318,1), Национальный доход на душу населения в Гонконге ($38793,7) и Национальный доход на душу населения в Брунее ($38750,2). Национальный доход на душу населения в Японии был больше, чем Национальный доход на душу населения в мире (10547,7 долл.
Уровень чистого дохода в год (после уплаты всех налогов) в японской семье составляет 24 147 тысяч долларов США, в то время как средний доход стран ОЭСР составляет 23 047 долларов. Следует иметь в виду, что это средние показатели по стране. Разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения в шесть раз больше. Средний доход богатых составляет 48 311 долларов, в то время как доход бедных-7808 долларов.
Также существенным показателем является финансовая состоятельность домохозяйства, помимо доходов, сюда входит стоимость недвижимости, земли и т. д. В Японии после уплаты всех налогов эта сумма составляет 74 966 долларов, что значительно выше среднего показателя по странам ОЭСР - 40 516 долларов.
Уровень занятости в Японии для людей в возрасте от 15 до 64 лет составляет более 70%, в странах ОЭСР-66%. В то же время традиционно в Японии уровень занятости мужского населения значительно выше, чем женского (80 и 60 процентов). Уровень обеспеченности работой в Японии зависит от наличия высшего образования, поэтому люди с высшим образованием обеспечены работой на 75%, в то время как граждане, не получившие такого образования, задействованы только на 61%. В Японии процент людей, не имеющих работы (при этом активно ее ищущих) в течение года, составляет 1,8%, в странах ОЭСР-3,1%.
То, что японцы работают больше всех, - миф. Сравнительный анализ показывает, что японцы производят 1728 часов в год, в то время как средняя годовая норма часов в сравниваемых странах составляет 1776 часов.
Экспорт из Японии вырос менее значительно, чем ожидалось в сентябре, из-за более слабого спроса в Китае и других азиатских странах. Экспорт из Японии вырос на 0,6% в сентябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 6,417 трлн иен, что стало 13-м месяцем роста подряд. Темпы роста экспорта в сентябре были самыми медленными за последние 13 месяцев, несмотря на слабость японской иены по отношению к доллару США. Замедление темпов роста Китая негативно сказалось на мировой экономике, нанеся ущерб производителям в странах, экономика которых зависит от экспорта из Азии, от Японии и Южной Кореи до Малайзии и Вьетнама.
Промышленное производство Японии упало в июле и августе, что повысило вероятность второй рецессии и повысило ожидания дополнительных фискальных и монетарных стимулов.
Экспорт в Китай, второй по величине экспортный рынок Японии, упал на 3,5% в сентябре после падения на 4,6% в августе. Экспорт в Азию в целом упал на 0,9%, что стало первым падением за семь месяцев.
Общий объем экспорта в сентябре снизился на 3,9%, демонстрируя снижение третий месяц подряд. Экономисты обычно рассматривают объем как лучший показатель силы японского экспорта.
Импорт Японии упал на 11,1% до 6,532 трлн иен в сентябре, что стало девятым месяцем подряд снижения и самым большим с марта, когда импорт упал на 14,4%.
Дефицит внешней торговли Японии составил 114,5 млрд иен по сравнению с 961,98 млрд иен годом ранее.
Япония в значительной степени интегрирована в мировую экономику, но степень ее "вовлеченности" постепенно снижается, в основном за счет увеличения веса других стран в глобальных торговых и инвестиционных процессах. Перспективы внешнеэкономического сотрудничества Японии с Россией определяются рядом факторов, вытекающих из сильных и слабых сторон японской промышленности.
В промышленном производстве Япония специализируется и занимает лидирующие позиции в мире по производству сложного технического оборудования и промышленной продукции. В связи с этим можно прогнозировать, что в будущем российский импорт такой продукции из Японии будет расширяться.
Японские национальные компании активно инвестируют в создание производственных мощностей за пределами Японии, что позволяет им снизить свои издержки и более эффективно работать на перспективных рынках. В этой связи инвестиционное сотрудничество, вероятно, и впредь будет оставаться одним из основных направлений двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
Экономика Японии-одна из самых развитых экономик в мире. По объему ВВП и промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира после США и Китая. Развиваются высокие технологии (электроника и робототехника). Развито также транспортное машиностроение, в том числе автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовецкий флот составляет 15% от всего мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55% продовольствия (в калорийном эквиваленте) импортируется. Существует сеть высокоскоростных железных дорог Синкансэн и скоростных автомагистралей.
В структуре ВВП Японии лидирующие позиции занимают обрабатывающая промышленность, частные услуги и экспорт высокотехнологичной продукции. Как правило, высокотехнологичная продукция экспортируется страной, где активно внедряются и используются передовые технологии, произведенная продукция импортируется страной с аналогичным уровнем развития; внешняя торговля продукцией начинается во второй половине этапа внедрения, а до этого она проходит апробацию на внутреннем рынке. Все вышесказанное прекрасно подходит для Японии. Производство и экспорт высокотехнологичной продукции идет в страны с примерно одинаковым уровнем экономического развития, инновационная продукция не экспортируется Японией до второго этапа массового производства, после чего Стране Восходящего Солнца становится выгодно перенести производство продукта в другие страны с целью снижения издержек, высвободить технологический потенциал внутри страны и начать разработку нового продукта.
Значение Японии для развития Азиатско-Тихоокеанской экономики в целом и интеграционных процессов в этом регионе, в частности, остается значительным, несмотря на снижение авторитета страны в конкурентной борьбе с Китаем в последние годы. В то же время активное участие Японии в региональной экономической интеграции началось не так давно. По состоянию на середину 2013 года Япония подписала 12 двусторонних и одно региональное (с АСЕАН) соглашение. Аналогичные соглашения заключены с Советом сотрудничества Арабских государств Персидского залива, Австралией, Монголией, Республикой Корея и Европейским союзом. Однако структура сети региональных торговых соглашений, созданной Японией, весьма специфична. Он основан на пуле соглашений, в которых уровень тарифной либерализации для Японии после окончания переходных периодов выше, чем у страны-партнера, а чувствительные товары для Японии выводятся из преференциального режима. Вполне ожидаемо, что такие соглашения не имеют решающего значения для продвижения торгово-экономических интересов страны, и сегодня торговля в рамках ЗСТ не превышает 18,6% от стоимости внешней торговли Японии и дает прирост национального ВВП не более 0,6%. В 2012-2013 годах японцы изменили свою привычную тактику и предприняли ряд амбициозных интеграционных шагов.
Это участие Токио в четырех крупных региональных проектах, если бы они были запущены одновременно, то доля преференциальной внешней торговли страны в совокупности могла бы вырасти до 77%:
·Транстихоокеанское партнерство (потенциальная доля в общем объеме торговли - около 27%, прогноз роста ВВП-0,54%);
·Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (46% и 1,1% соответственно);
·Трехсторонняя ЗСТ Япония - Китай - Республика Корея/СВАЗИЛЕНД (28% и 0,74%);
·ЗСТ Япония-Европейский союз (11% и 0,27%).
SVAZST-единственный интеграционный проект для Японии с почти пятнадцатилетним "опытом". Это показывает, насколько трудна задача гармонизации торговых режимов сильных экономических игроков, интересы которых в ряде случаев противоположны. Свою роль в переговорном процессе играют такие факторы, как наличие у Японии, Китая и Южной Кореи собственных приоритетов в области экономической интеграции и групп интересов, политическая напряженность в "треугольнике", позиции внешних игроков, прежде всего США. Нельзя исключать и того, что Япония рассматривает свое участие в переговорах по СВПД (как и по другим крупным региональным проектам) как очередной этап реализации фундаментального курса, направленного на расширение собственной сети соглашений о зоне свободной торговли. Такой сценарий может свидетельствовать о том, что Токио прогнозирует дальнейшую эрозию многосторонней торговой системы и сопутствующее ослабление статуса ВТО как ее нормативной базы. Региональные переговоры в таких условиях становятся для японцев удобной и понятной альтернативой, а плюрилатеральные интеграционные проекты-инкубатором для выработки универсальных "правил игры" мировой торговли.
Особенностью расходной части японского бюджета является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% от общего объема расходов, или менее 1% ВВП). Крупнейшими статьями расходов являются социальное страхование и пенсии (18-20%), трансферты региональным администрациям префектур (16-18%) и государственные инвестиции в инфраструктуру. Для финансирования последних используются не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях. Эти кассовые аппараты хранят более 20% личных сбережений японцев.
В настоящее время самой крупной статьей расходов бюджета является обслуживание государственного долга.
Государственный долг Японии в этом финансовом году может превысить 1 квадриллион иен (9,28 триллиона евро, 13 триллионов долларов), что вдвое превысит общий ВВП страны. Японское правительство вынуждено продавать облигации, чтобы найти деньги на ликвидацию последствий землетрясения, произошедшего в марте 2011 года на АЭС "Фукусима-1". Это больше, чем ВВП всей еврозоны, который в 2010 году составил 9,179 трлн евро.
Сокращение дефицита бюджета может быть осуществлено за счет увеличения долговой нагрузки, повышения пенсионного возраста, продажи государственного имущества, сокращения государственных расходов. Однако каждая из этих мер очень болезненна и может иметь сложные социальные последствия.
В наступающем году экономике Японии будет сложно показать впечатляющие темпы роста на фоне высокого уровня государственного долга и сильной национальной валюты. Японская иена в настоящее время находится на самом высоком уровне по отношению к доллару США со времен Второй мировой войны. Одним из важнейших приоритетов Центрального банка Японии должна стать политика в области ослабления национальной валюты для стимулирования экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью из страны. Кроме того, этот факт может значительно укрепить позиции страны в других странах. Слабая иена может оказать положительное влияние на прибыль японских корпораций в процессе репатриации прибыли. По мнению руководителя аналитического департамента Broco Group Алексея Матросова, Япония сможет справиться с долговыми проблемами самостоятельно и ей не придется обращаться за помощью к другим странам. Низкие налоговые ставки будут стимулировать бизнес в условиях восстановления экономики Японии. Это приведет к росту производства и доходов, снижению безработицы и объема выплат по пособиям по безработице, что поможет правительству сократить дефицит бюджета.
При проведении денежно-кредитной политики Банк Японии использует такие традиционные инструменты, как установление официальной процентной ставки, определение ставок обязательных резервов, покупка и продажа государственных ценных бумаг, валютные интервенции и др. До начала процесса дерегулирования финансового сектора процентные ставки Банка Японии считались наиболее эффективным инструментом регулирования денежного рынка. Сегодня их стоимость несколько снизилась. Поддержание курса иены. Этот показатель напрямую связан с состоянием экономики страны. После соглашения, достигнутого в сентябре 1985 года, которое положило конец торговому противостоянию между Японией и Соединенными Штатами, стоимость иены начала резко расти. Чтобы избежать замедления экономики в результате дефляции, Банк Японии в период с января 1986 года по февраль 1987 года пять раз снижал процентную ставку и довел ее до 2,5%. Этот самый низкий уровень за всю послевоенную историю длился два года, хотя стоимость иены продолжала постепенно расти. Стоимость иены начала снижаться в первые месяцы 1989 года, и с мая 1989 года Банк Японии принял жесткую денежно-кредитную политику. До августа 1990 года она поднимала процентную ставку пять раз и довела ее до 6%. Тем самым он помог поднять процентные ставки в других японских банках и приблизить их к американским. Меры, принятые Банком Японии, замедлили отток капитала в США. В самой Японии эти меры были направлены на предотвращение развития инфляции и ограничение спекулятивного роста стоимости ценных бумаг и земли, начавшегося в 1986 году. Когда перегретая экономика Японии начала "остывать", в 1991 году Банк Японии вернулся к" мягкой " денежно-кредитной политике. Официальная процентная ставка была снижена до 5,5% в июле 1991 года, а затем снизилась еще шесть раз, пока не достигла 1,75% в сентябре 1993 года. В апреле 1995 года она была снижена до 1%, а в сентябре-до 0,5%. Именно так Банк Японии отреагировал на замедление темпов роста японской экономики. В 1997 году кризис разразился в Юго-Восточной Азии, в 1998 году-в России. Начатая ими цепная реакция привела к падению стоимости ценных бумаг по всему миру. На Токийской фондовой бирже индекс Nikkei упал до 13 тысяч пунктов впервые за двенадцать с половиной лет. Это подорвало доверие к японской экономике.
В сентябре 1998 года Банк Японии снизил процентную ставку по краткосрочным кредитам даже ниже официального уровня (0,5% годовых) примерно до 0,25%. Этой мерой он пытался предотвратить вхождение японской экономики в дефляционную спираль, то есть в порочный круг, где падение цен ведет к дальнейшей дезорганизации экономики. В феврале 1999 года Банк Японии снизил свою процентную ставку примерно до 0,15%, что означало фактический переход к нулевым или даже отрицательным процентным ставкам. Поскольку перспективы сдерживания дефляции оставались туманными, Банк Японии надеялся придать новый импульс экономическому восстановлению, заблокировав дальнейший рост иены и повысив процентную ставку по долгосрочным кредитам. В определенной степени принятые меры дали положительный результат. Суть денежно-кредитной политики Банка Японии заключается в удержании ставок на низком уровне, в том числе для снижения затрат на обслуживание государственного долга. Но это не цель политики Банка, а следствие того, что у него мало эффективных инструментов влияния на финансовую ситуацию в стране. Цель состоит в преодолении негативных последствий дефляции для экономики, таких как замедление потребительского и инвестиционного спроса. Традиционные инструменты, применявшиеся Банком Японии (а также центральными банками ведущих индустриальных стран) в послевоенные годы, были направлены на снижение или предотвращение высокой инфляции, а не на преодоление дефляции. Япония-единственная высокоразвитая страна и вообще единственная страна в мире, где существует проблема не инфляции, а дефляции. Периодически перед Германией возникали проблемы повышения стоимости национальной валюты, но таких серьезных проблем у нее не было. Нужно не уменьшать, а увеличивать количество денег в обращении. Банк Японии может печатать наличные деньги, что он и делает: количество денег в обращении, например, увеличилось на 7,4% в 1999 году. Количество денег в стране растет быстрее, чем ВВП. Но деньги оседают в сбережениях. Банк не может снизить официальную учетную ставку векселей, по которой он рефинансирует коммерческие банки.
Этот показатель был снижен до 0,5% в 1995 году и до 0,15% в 1999 году. Дальше опускать его просто некуда. Банк мог бы уменьшить размер обязательных резервов коммерческих банков, чтобы банки наконец начали кредитную экспансию. Но и эта мера не работает. Коммерческие банки не могут расширять кредитование до тех пор, пока их кредитные портфели содержат слишком много непогашенной задолженности. Банки вкладывают свободные деньги в рискованные, но прибыльные активы, то есть в инструменты фондового рынка. Часть ликвидности банка постоянно направляется дилерам межбанковского рынка коротких денег, где финансируются операции с ценными бумагами. Банк Японии мог бы кредитовать непосредственно правительство, покупая облигации у Министерства финансов. Это не запрещено законом, но такая практика считалась крайне нежелательной в прошлом, когда существовал риск инфляции, так как впоследствии было бы трудно прекратить прямое кредитование правительства. Государственные обязательства в принципе могут оказаться рискованными инструментами, как это произошло в России с ГКО. В результате снижения ставки по безналоговым кредитам до 0,15% спред между различными краткосрочными денежными сегментами исчез, а объем межбанковского рынка сократился. Коммерческие банки сократили кредиты частным корпорациям, которые имели слабый спрос на оборотный капитал и финансирование инвестиций. Свободные средства банков направляются в государственные облигации, ставки по которым выше, чем на межбанковском рынке. Банк Японии практически не покупает государственные облигации на вторичном, открытом рынке, потому что не хочет провоцировать рост ставок по долгосрочным кредитам. Денежно-кредитная политика Банка Японии способствует укреплению иены, но порождает и другие побочные эффекты, такие как искажение краткосрочного денежного рынка и нарушение роли процента как индикатора кредитного риска. В этой ситуации единственный выход-через реструктуризацию банковской системы и внешнюю экспансию японских банков.
Миссия правительства Японии заключается в предоставлении необходимых услуг посредством соответствующей политики GEMEINSCHAFT и программ социально-экономического развития. В концепции "GEMEINSCHAFT" главной задачей является обеспечение комфорта членов общества и удовлетворение индивидуальных потребностей. Критерии таковы: внутренняя солидарность, справедливость, отсутствие зависти, инвестиции в будущее поколение. Оценка способностей человека производится каждым человеком по своей шкале. Хотя конкурентоспособность является первым условием для производственного сектора, она не является существенной характеристикой государственного управления. Напротив, равенство и справедливость имеют особое значение. Японское правительство проводит реформу государственного управления. Полномочия правительства разделены между тремя ветвями власти. Организационная структура правительства аналогична структуре других правительств. Важным отличием является наличие девяти ведомств, которые расположены при канцелярии премьер-министра.
Чтобы ограничить рост административных органов и госкорпораций, правительство регулярно проводит их "чистку". Это заставляет каждое министерство пересмотреть обоснование своего существования. Создание нового организационного подразделения должно быть компенсировано разрушением эквивалентного, что способствует динамичной реструктуризации министерств и контролю за ростом персонала. Кроме того, основной курс этой концепции государственного управления направлен на слияние органов и госкорпораций с аналогичными задачами и сокращение тех ведомств, которые стали ненужными.
Важным критерием и основой социальной политики Японии, согласно концепции "Благого управления", была региональная политика. Изучение японского опыта показывает, что, хотя причины необходимости дополнительного государственного вмешательства в развитие регионов могут быть самыми разными, в целом их можно свести к двум целям, а именно: справедливое распределение экономической активности, когда жители всех регионов имеют одинаковые возможности для достижения благосостояния; эффективное использование производственного потенциала каждого региона в целях повышения национального благосостояния.
Концепция развития территории как системы должна предполагать положительную динамику параметров региона в целом. Это связано с тем, что сам регион является частью более крупной системы - государства. Степень целостности государства достигается за счет интеграции его регионов, крупных макроэкономических зон, территориально-производственных комплексов (ТПК). В то же время регион-это не простая форма системной организации, а сложная социально-экономическая система. Структура его элементов определяет развитие. В Японии деятельность по стимулированию региональной экономики подразделяется на три категории: привлечение бизнеса из других регионов; поощрение местных экономических субъектов; и содействие появлению и развитию новых видов деятельности.
Япония также уделяет большое внимание управлению человеческими ресурсами( УЧР), суть которого заключается в том, что люди рассматриваются как конкурентное богатство фирмы, которое необходимо развивать наряду с другими ресурсами для достижения стратегических целей. В то же время практика управления персоналом тесно связана с бизнес-стратегией. Функция HRM напрямую подчинена президенту или вице-президенту компании, поскольку в мире растущей глобальной конкуренции важнейшим фактором национальной конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы. Основными приоритетами японских компаний являются: профессиональный рост людей, повышение их квалификации; повышение престижа компании, сокращение статусного разрыва между руководителями и подчиненными, создание благоприятных условий труда и окружающей среды; содействие открытому общению, прозрачности, участию; акцент на развитие команды, справедливое распределение прибыли, поощрение участия сотрудников в общественных работах за пределами компании. Система УЧР включает в себя горизонтальное управление и заботу обо всех ресурсах, а также децентрализацию кадровой функции линейного управления (оно отвечает за все ресурсы подразделения и достижение поставленных целей). В то же время квалифицированные кадровые специалисты поддерживают линейное управление.
Среди принципов УЧР мы отмечаем следующие:
·Эффективная система подбора, подбора и расстановки кадров;
·Система мотивации и компенсации (она внутренне справедлива и внешне конкурентоспособна, хорошо управляется);
·Вознаграждение основывается на результатах индивидуальной работы и эффективности работы организации или группы;
·Развитие, обучение, перемещение и продвижение работников происходит в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями, интересами и потребностями организации;
·Занятость связана с потребностями бизнеса, индивидуальными уровнями производительности, способностями и квалификацией;
·Индивидуальные проблемы решаются быстро, справедливо и эффективно.
Инновационная стратегия сводит практику УЧР к активному участию, четким трудовым критериям, внутренним источникам персонала, широкому карьерному пути, критериям процесса и результата, долгосрочным и групповым критериям, обеспечению занятости, разнообразию мотиваторов и эгалитарной оплате труда, обширному обучению и партнерским трудовым отношениям.
Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является характерной чертой Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватывало практически все этапы внешнеэкономической деятельности, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, разработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и заканчивая использованием широкой системы контрольно-регулирующих мер и финансовых стимулов.
Долгое время стратегия развития внешних связей Японии была ориентирована на создание многосторонних (планетарных) систем торговли и инвестиционного обмена. В отличие от большинства стран-членов АТЭС и ВТО, Япония отказалась подписывать двусторонние и субрегиональные соглашения о свободной торговле, предпочитая создавать многосторонние механизмы регулирования.
В мае 2000 года Министерство внешней торговли и промышленности (МТП) в своем официальном докладе впервые за многие годы заявило о переориентации своей политики на заключение двусторонних торговых соглашений с установлением значительных взаимных преференций. Республика Корея и Сингапур были одними из первых кандидатов на заключение таких соглашений. В то же время ССП также заявил, что выполнение обязательств в рамках региональных инициатив будет носить вторичный и взаимодополняющий характер.
Этот сдвиг во многом обусловлен неоднозначными итогами саммита ВТО в Сиэтле, появлением значительного элемента неопределенности относительно будущего организации, а также давлением со стороны азиатских стран с целью ускорения азиатской интеграции.
Следует подчеркнуть, что азиатская интеграция означает не только и не столько сотрудничество в рамках АТЭС, но и развитие экономического сотрудничества в рамках других пока гипотетических групп (Восточноазиатский экономический союз, Азиатский валютный фонд и др.).
В последние два-три года торговые операции Японии с партнерами из Восточной Азии значительно активизировались, в том числе за счет ликвидации последствий кризиса 1997-1998 годов. В то же время стратегической целью Японии по-прежнему остается сохранение своего экономического лидерства в Азии и противодействие стремлению Китая занять первое место в регионе.
Следует отметить, что, реализуя международные соглашения в рамках ГАТТ/ВТО о “взаимном тарифном разоружении”, Япония в то же время сохраняет активное нетарифное регулирование импорта. В качестве эффективного средства его ограничения широко используется система строгих технических и других специальных требований к стандартам, сертификации, контролю качества, безопасности и т. д.
В соответствии с решениями Токийского раунда многосторонних торговых переговоров (1973-1979) Япония обязалась отменить все виды лицензирования импорта и приняла программу снижения пошлин на 19 тысяч видов товаров в среднем на 26,3%. В результате последующих международных переговоров Япония снизила уровень импортных пошлин более чем в десять раз с 1985 года по апрель 2001 года.
В японской тарифной классификации насчитывается 7222 товарных позиции. Из них 2592 (35,9% товаров) ввозятся беспошлинно, остальные в основном облагаются налогом по ставкам так называемых общих тарифов. Существует перечень тарифных преференций-пониженных ставок (от нуля до 80% от общего объема тарифов), которые взимаются с импорта из беднейших развивающихся стран.
Социально-экономическая структура Японии в целом типична для развитых стран, но все же сохраняет ряд специфических черт. Их можно увидеть в структуре занятости, организации бизнеса предприятий, традициях, трудовых отношениях и деловой практике, сфере кредитных отношений, характере государственного регулирования экономики. Наиболее заметной особенностью экономической структуры Японии являются долгосрочные контракты и постоянные партнерские отношения. Японии потребовалось более двух десятилетий, чтобы преодолеть разрыв с западными странами. Япония перешла от закрытой экономики к либерализации, а затем к интернационализации. Экономика стала более открытой для международной конкуренции, и старые формы государственной политики ушли в прошлое. Япония все дальше уходит от участия в международном разделении труда "по вертикали" к обмену готовой промышленной продукцией. Соединенные Штаты остаются ведущим торговым партнером страны, но роль связей с ближайшими соседями в Азии возрастает. В то же время характер этих связей, несмотря на их большой объем и стабильность, не позволяет говорить о процессе реальной региональной интеграции.
Необходимым условием обеспечения наиболее благоприятных условий для урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, направленной на продолжение и ускорение рыночных преобразований в России, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Обязательным требованием является утверждение всеми ветвями власти национального соглашения по его основному содержанию. Реализация программы должна способствовать поддержанию платежеспособности страны на основе поддержания экономического роста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов. В заключение отвечу, что решение проблемы внешнего долга-это стратегическая задача. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного экономического подъема и поддержания стабильности всей социально-экономической системы страны.
1.Япония. Статистический справочник стран мира. 1999.
2.И. П. Лебедев. Япония: изменение модели экономического роста. Москва, 1990.
3.Поляк Г. Б., Маркова А. Н. История мировой экономики. Москва, 2007.
4.Булатов А. С. Мировая экономика. Москва, 2001.
5.Электронные ресурсы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.