Экономическая игра как средство реализации личностно ориентированного подхода в обучении

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • doc
  • 19.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данные материалы посвящены вопросам применения экономических игр в образовательном процессе. Предложенные в материалы содержат информацию о том, что такое игра, как можно применять иргу на уроках экономики, как разработать учебную игру. Каталог экономических игр, сценарии разных видов игр будут полезны учителям экономики.
Иконка файла материала экономическая игра.doc
МУ «Управление образования администрации  Новокузнецкого муниципального района» МБОУ «Еланская средняя общеобразовательная школа» Экономическая игра как средство реализации  личностно ориентированного подхода в обучении Методические материалы Автор ­ составитель Ж.В. Бабушкина, учитель экономикиСодержание 1. Что такое игра? 2. Использование деловых игр на уроках экономики 3. Как разработать учебную деловую игру Словарь терминов  Библиография Приложения: 1) Каталог игр, используемых на уроках экономики 2) Перечень публикаций по экономическим играм 3) Ролевая игра «Рекламная фирма» 4) Деловая игра «Ценовая конкуренция» 5) Познавательная игра «Исключи лишнее слова» 3 6 8 11 12 13 25 26 27 351. ЧТО ТАКОЕ ИГРА? Личностно – ориентированное образование и игра гармонично дополняют друг   друга.   Взаимосвязь   игры   и   человека   исследовали   многие   ученые   с различных  точек зрения. В  игре проходит весь период адаптации человека к окружающему миру. С раннего детства мы учимся жить с помощью игры, т.е. мы на несколько раз и, причем, по­разному стараемся проиграть взрослую жизнь (используем  сюжетную игру). Именно в этих играх человек развивается  как личность, формирует и пробует применять ее различные стороны.    Слово игра мы используем в различных ситуациях. Вспомните: игра ва­ банк, игра с огнем, игра на нервах, игра слов, игра стоит свеч, игра актера, играть на руку, игра воображения, кровь играет, доигрался, виртуозная игра. Эти   и   другие   игровые   образы   и   понятия   мы   используем   в   своей   речи   для описания   реальной   действительности   и   человеческих   отношений,   не задумываясь над их основой, т.е. используем символическое понятие игры. Слово игра разные авторы объясняют по­ своему. Одни – ее  называют непродуктивной человеческой деятельностью,  другие – развлечением,  третьи – способом   усвоения   общечеловеческой   культуры,     четвертые   –   занятием   в рамках определенных правил. Игрой называют сценическое исполнение роли и исполнение на музыкальном инструменте, а так же спортивные мероприятия и выработку деловых навыков. Чем  же  игра  так  хороша?  Игра  –  добровольный   и  спонтанный  вид деятельности.   Чувство   свободного   выбора,   которое   сопровождает   игровой процесс,   доставляет   ребенку   удовольствие   и   радость.   Деятельность, организованная на основе таких переживаний, мобилизует в ребенке все силы и помогает   им   проявиться   беспрепятственно   и   полно   благодаря   подключению механизмов   «само».   Ведь   сложно   заставить   делать   человека   то,   что   ему неприятно, а ведь играть человека никто не принуждает.  У многих педагогов – новаторов игра лежала в основе методик.  Так,   С.Т.   Шацкий   считал,   что   игра   должна   наполнять   все   стороны   детской жизни.   Именно   это   условие   поможет   обеспечить   связь   школы   с   жизнью   и преодолеть ее замкнутость.   По   словам   руководителя   школы   им.   Достоевского   В.Н.   Сороки   ­ Росинского,  игровое начало пронизывало весь процесс обучения и воспитания, создавая   то   оптимистическое   настроение,   которое   помогло   детям   пережить тяжелые условия того времени.  А.С. Макаренко для достижения своей цели в воспитании подопечный создал целый игровой комплекс. Он предупреждал: в системе игр ничего не должно быть лишнего и застывшего, над играми нужно постоянно работать и измерять их в соответствии с жизнью коллектива и перспективами его развития; своевременная   корректировка   игр   должна   вноситься   самими   участниками игрового процесса и разработчиками игр – детьми.  Внимание   к   игре   в   последнее   время   заметно   возросло,   но ликвидировать   игровой  дефицит   в  школе  так  и  не  удалось.  Игра  не  только 3альтернатива   серости   и   скуке   в   борьбе   за   самостоятельность   и самодеятельность   детей,   но   и   средство   развития   творческих   задатков, воображения   и   фантазии   детей,   комплексная   сфера   их   жизнедеятельности, способная совместить труд, познание и искусство. Но   игра,   которая   используется   в  процессе   обучения,     существенно отличается   от   «жизненной»   игры.   В   педагогических   играх   перед   учениками ставятся   конкретные   цели,   которые   они   должны   достичь.   В   личностно   – ориентированном  обучении акценты делаются на деловую игру. Определяя в самом общем виде суть деловой игры, можно сказать,  что это – метод имитации (подражания, изображения, отражения) различных ситуаций   и   явлений   (проигрывания,   разыгрывания)   по   заданным   или вырабатываемым самими участниками игры правилами. При построении деловых игр и их проведении необходимо соблюдать определенные   положения,   выработанные   теорией   подкрепленные   игровой практикой. Конечно, эти положения не могут охватить все многообразие черт и особенностей   деловых   игр,     каждая   из   которых   является   результатом творчества. Обозначим   основные   принципы   построения  и   проведения   деловых   игр следующие: 1. Наглядность и простота конструкции (модели) деловой игры. 2. Автономность тем и фрагментов деловой игры. 3. Возможность   дальнейшего   совершенствования   и   развития   конструкции (модели) деловой игры. Рациональное сочетание в игровом эксперименте игровой деятельности и деятельности по поводу игры. 4. 5. Максимальное освобождение участников деловой игры, особенно игроков, от рутинных игровых процедур. 6. Максимальное использование готовых разработок. 7. Нацеленность всех элементов игры на решение изучаемой в игре проблемы. Выделим   основные   принципы   организации   проведения   деловых имитационных экспериментов (деловых игр): 1. Полное   погружение   участников   деловой   игры   в   проблематику моделируемой в игре ситуации, проблемы. 2. Постепенность вхождения участников деловой игры в экспериментальную ситуацию. Равномерная нагрузка. 3. 4. Правдоподобные экспериментальные ситуации. Однако   прежде   чем   включать   деловую   игру   в   учебный   процесс, необходимо   четко   определить,   какой   учебный   материал   целесообразно преподавать с помощью деловых игр, для какого контингента учащихся можно применять   игры,   как   увязать   деловую   игру   с   другими   способами   обучения, какую игру следует выбирать в данном конкретном случае и т.д.Что же касается  содержательного аспекта обучения  с помощью деловых игр, то здесь можно указать следующие моменты: 1. Повышается   интерес   к   учебным   занятиям   вообще   и   к   тем   проблемам, 2. которые моделируются и разыгрываются в их процессе. Растет познавательность в процессе обучения, характеризующаяся тем, что учащиеся   получают   и   осваивают   большое   количество   информации, основанной на примерах конкретной действительности, что способствует приобретению участниками игры практических навыков и умений. 4 3. Положительно   влияют   на   отношение   учащихся   к   учебному   процессу   и другим формам занятий. 4. Изменяется,   и   нередко   существенно,   отношение   обучаемых   к   тем конкретным ситуациям, которые были предметом  деловой  игры, да и к людям, служившими персонажами в  игре. 5. Изменяются самооценки учащихся, они становятся более объективными, а, кроме того, в ряде случаев (зависящих от содержания и характера игры) меняются оценки возможностей человеческого фактора. 6. Изменяются в лучшую сторону взаимоотношения учителей и учащихся. 52. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ. Рассмотрим технологию использования деловых игр на уроках экономики. Экономика   не   только   теоретическая,   но   и   сугубо   прикладная   наука, которая опирается на живую практику, имеет дело с конкретными объектами и явлениями,   использует   цифры   и   расчеты.   Поэтому   при   изучении   основ экономической теории, ее закреплении нередко применяют деловые игры. Деловая   игра   является   одним   из   эффективных   средств   воспитания деловитости   школьников,   позволяет   моделировать   реальные   экономические процессы.   Все   игры,   которые   можно   использовать   при   работе   с   учащимися представим в виде такой схемы: ИГРА Деловая  Ролевая  Компьютерная Познавательна я        ­ ­ ­ ­ В их основе лежит ряд психолого­педагогических принципов: имитационное моделирование трудового процесса и его условий; совместная деятельность; диалоговое общение участников игры; проблемное содержание игры. Деловая   игра   позволяет   учащимся   развивать   следующие   качества личности,   которые  могут   пригодиться   во   взрослой  жизни:  организованность, четкость, инициативность, дисциплинированность, тактичность и др. Участвуя в деловой игре, учащийся становится   не   только   наблюдателем,   но   и   активным   участником воспроизводимых в игровой форме экономических событий. рациональность, оперативность, Великая сила деловых игр, как подчеркивают Райзберг Б.А. и Прутченков А.С.,   состоит   в   том,   что,   благодаря   сочетанию   в   них   познавательных   и развлекательных   составляющих,   они   пользуются   большой   популярностью, возбуждают   живой   интерес.   Поэтому   при   помощи   деловых   игр   происходит ненавязчивое, добровольное  усвоение экономических  понятий. Кроме  того  в деловых играх обязательно должен присутствовать дух соревнования. Поэтому деловая   игра   всегда   предусматривает   организацию   межличностного   и межгруппового общения. При  проведении игры, как правило, создаются микрогруппы (2 –8  человек), между которыми и проводятся соревнования (конкуренция предприятий, фирм, государств   и   т.д.).   Это   делает   деловую   игру   более   притягательной   и интересной.   Ведь   еще   природой   заложено   то,   что   в   процессе   игры   человек должен получить дополнительную порцию адреналина, проиграв или выиграв в нее. В этом и заключается азарт игры. Но в тоже время во время игры нельзя забывать   и   об   эмоциональном   настрое.   При   проведении   игры   всем   ееучастникам должно быть комфортно, чувства страха и неуверенности здесь не применимы.  Деловая   игра   позволяет   значительно   повысить   интерес   учащихся, активизировать   их   внимание   при   изучении   такого   сложного   предмета   как экономика. Научить ребят адаптироваться в новых экономических условиях – вот 6 основная цель, которую преследует деловая игра. При   проведении   игры   учитель   должен   помнить   о   принципе добровольного участия в игре. Нельзя принуждать к игре! Иначе игра потеряет всю свою прелесть. Учитель   должен   в   полной   мере   использовать   воспитательный потенциал   игры   как   коллективного   метода   обучения   учащихся,   развития личности,   ее   коммуникативных   способностей,   умения   понимать   себя   и окружающих. 73. КАК РАЗРАБОТАТЬ УЧЕБНУЮ ДЕЛОВУЮ ИГРУ. (по С.Н.Павлову) При подготовке игры должна быть четко продумана ее структура и логика,   т.е.   что,   за   чем,   когда   начинается,   сколько   времени   отводится   на каждый   этап   игры.   Участникам   должны   быть   понятны   условия   проведения игры, система штрафов и поощрений, а так же система подведения итогов и выявления победителя. Обязательно нужно привлечь внимание к награждению победителя (ей). Это заметно оживит игру, привлечет к ней интерес и придаст ее больший азарт. Не стоит забывать и о послеигровом обсуждении процессов и итогов   игры.   Где   участники   делятся   своими   ощущениями   и   отвечают   на вопросы руководителя игры (рефлексия).  Организационная структура.  В деловой игре, как правило, принимают участие:  Команды (игроки), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей;  Информационная   группа,   ведущая   сбор   и   обработку   оперативной информации (ассистент преподавателя);  Руководитель   (преподаватель),   организующий   ход   деловой   игры   в соответствии с основными этапами и ресурсом учебного времени. При   компьютерной   реализации   деловой   игры   функции     информационной группы   и   частично   руководителя   принимает   на   себя   компьютерная программа. Основные этапы деловой игры. № п/п Этап Объем, учебны й час Содержание 1. 2. 3. Подготовител ьный  Основной  (проведение   деловой игры) Заключитель ный  2 3 1 Определение состава участников. Теоретическая  подготовка.  Формирование команд   и   их   инструктаж.   Создание информационной группы Назначение   числа   партий   (циклов, управления,   туров).   Выдача   командам исходных данных. Обеспечение участников бланками   принятия   решений.   Назначения лимита   времени   на   анализ   оперативной информации и принятие текущих решений.  Обсуждение   результатов.   Подведение итогов,   оценка   успешности   действий участников. знаний, полученных   в   результате   проведения деловой игры.   Обобщение8 Разработка сценария. Сценарий   деловой   игры   должен   содержать   разделы,   достаточно подробно описывающие деятельность всех участников, включая руководителя, игроков и вспомогательный персонал. Предложенная модель сценария может быть использована в качестве  вспомогательного методического средства при разработке деловых игр в конкретных предметных областях. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел сценария Содержание Модель сценария. Введение  Решения, принимаемые игроками Информационное обеспечение игроков Алгоритмы обработки оперативной информации Пример практической реализации Порядок проведения    Указывается   назначение   деловой игры, основные задачи исследования, требования к участникам (игрокам). Состав   и   цикличность   принятия решений,   временные   ограничения, границы   допустимых   вариантов решений. Бланки   принятия   решений   и инструкции   по   их   заполнению. Бланки   сводной   оперативной информации, предоставляемые игрокам   информационной   группой по   результатам   текущей   партии деловой игры.   выходных Формулы   расчета характеристик, отражающих реакцию   каждой   команды   на текущую ситуацию. Результат   реализации  деловой  игры не   менее   чем   за   одну   партию, демонстрирующие   механизм   ее проведения. Описание   основных   этапов,   их последовательности,   содержания, затрат учебного времени.   Пример ный объем страниц 1 – 2  0,5 – 1,5  3 – 5  2 – 3  2 – 3  1 – 27. 8. 9. Варианты исходных данных Вопросы   для обсуждения   на заключительном этапе занятий Состав критериев для оценки успешности действий игроков       Качественные   и   количественные характеристики параметров, регламентирующие возможности игроков.  Состав   вопросов   должен   быть непосредственно связан с задачами, исследование   которых   проведено методом деловой игры. Количественные   характеристики, отражающие   степень   реализации установленных целей игроков. 9 0,5 – 1,5 1 – 2  0,5 – 1  10 3СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. Деловая игра –  имитация, моделирование, упрощенное восприятие реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре, с учетом принятых   правил,   каждый   участник   выполняет   действие,   аналогичные поведению людей в жизни. Деловые  игры применяются в качестве  метода и средства практического обучения экономике, познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений. Игра   деловая   ­    форма   воссоздания   предметного   и   социального   моделирование   системы содержания   профессиональной   деятельности, отношений, характерных для данного вида практики. Игры  компьютерные  дидактические  и   развивающие   –  игровые программы   для   персональных   компьютеров,   имеющие   обучающий   и развивающий характер.  Игра ролевая – совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача  и т.п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях. Игра символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действие выполняется в абстрактной, символической форме. Игра сюжетная – игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок.  Познавательная игра  ­    относят педагогически организованные, не утратившие   естественный   потенциал   игры,   обеспечивающие   одновременное приобретение, усвоение и передачу знаний и способов деятельности в условиях сотрудничества   и   диалога.   В   познавательных   играх   достигается   гармония трудовой познавательной деятельности и игровой формы. 11БИБЛИОГРАФИЯ. 1. Баянкина З.В. Познавательные игры по биологии. – Новокузнецк, 1993. 2. Кузнецов   М.Е.  Личностно   ориентированная   подготовка   учителя: теоретико – методологический аспект. – Брянск, 2000. 3. Павлов   С.Н.  Разработка   учебной   деловой   игры.//Школьный экономический журнал №7, 1997. – С.45. 4. Райзберг   А.Б.,   Прутченков   А.С.  Об   использовании   деловых   игр   при изучении  экономики. – М., 1993. 5. Симоненко   В.Д.,   Фомин   Н.В.  Методика   обучения   учащихся   основам  Учебно­   методическое   пособие.­ экономики   и   предпринимательства. Брянск,1997. 6. Терский   В.Н.  Клубные   занятия   и   игры   в   практике   А.С.Макаренко.   – М.,1961. 12 12КАТАЛОГ ИГР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ.  ПРИЛОЖЕНИЕ 1. № Название игры В какой теме тип используетс я Литературный источник Менеджмент, предпринимательство 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. д д д д   Стратегия и тактика   фирмы   в экономике Экспресс ­ аренда Предприниматель   и фирма   Три формы предпринимательст ва   и   налоговый инспектор Кто   ты, компаньон   мой р Предпринимательст во Клуб хвастовства р р Менеджмент, предпринима тельство Предпринима тельство  Основы предпринима тельской деятельности Предпринима тельство, налогооблож ение Предпринима тельство  Предпринима тельство Менеджмент    Е.Г.   Ю.А. Симоненко   В.Д., Фомин Н.В. Методика   обучения учащихся   основам экономики и предпринимательств а. Гущев Экспресс­ аренда Корлюгова   Ю.Н., Ларионов   М.Л. Деловые   игры   по экономике Фирсов Экономика. Интеллектуальные   игры школьников Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1.   Н.И.   Н.И.   Н.И. для для для для8. 9. Информационный лабиринт р Менеджмент Клуб миллионеров р Менеджмент 10. Изобретатель р 13 Предпринима тельство 11. Предприниматель  р  Предпринима тельство 12. Финансирование идей р Менеджмент 13. Вертушка общения р Менеджмент 14. Руководитель 15. Мастерская лидерства   круглый стол или р р Менеджмент Менеджмент   Н.И.   для   Н.И. для   Н.И. для     Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1.           Н.И. для   Н.И. для   Н.И. для   Н.И. для   Н.И.   для16. Менеджер ли я? 17. Управленческий поединок 18. Стресс 19. Идея 20. План 21. Испорченный телефон р р р р р р Менеджмент Менеджмент Менеджмент Менеджмент Менеджмент  14 Руководство  Что такое экономика для для для для для             Н.И.   Н.И.   Н.И. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников.   Н.И.   Н.И.   Н.И.   22. 23. 24. Строительство домов   по Экскурсия школе Право собственности   и стимулы д р д Что   такое экономика Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Что   такое экономика Основные вопросы экономики  Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Программа “Современная экономика”25. Угадай­ ка п Что   такое экономика Формирование производственного коллектива Производительност ь труда Безработные   предприниматели Контракт и Открытие фирмы Рынок труда р Рынок труда д д р д Рынок труда Рынок труда Биржа труда  Рынок труда Устройство работу   на р Менеджмент, рынок труда 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35.   Н.И. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников.   Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Е.Г. Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Замек М.Я. 32 урока по экономике Фирсов   Экономика. Интеллектуальные игры   школьников Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1.   Н.И. для для   Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Райзберг Экономическая энциклопедия   для детей и взрослых. Б.А.   Собственность р Собственнос р ть Семейная экономика Семейная экономика Экономика семьи 15 д Юридическая консультация Новоселы Рациональный потребительский или бюджет социально   зрелая семья Семейный бюджет   д Семейная экономика Корлюгова   Ю.Н., Ларионов   М.Л. Деловые   игры   по экономике Деньги. Цены. Финансы.36. Праздничный стол 37. Бартер 38. Интеллектуальный бизнес р д р Деньги. Цены. Финансы История появления денег Финансы, обобщение Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. А.П.   в Каданер   Путешествие экономику. Прутченков   А.С., Б.А., Райзберг Б.П. Шемякин Рынок?   Рынок… Ура! Рынок!     39. 40. 41. Организуем производство Доходное производство Прибыльное производство 42. Книжная фабрика 43. 44. 45. 46. Фабрика Специализация Производительност ь труда Прибыльное производство Производство  р Производств о д д д д д д д Производств о Производств о  Производств о  Национально е богатство   Производств о  Производств о  16 Производств о          Б.А. Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Райзберг Экономическая энциклопедия   для детей и взрослых. Л.Б., Азимов Журавская   Е.В. Уроки   экономики   в школе Замек М.Я. 32 урока по экономике Прутченков   А.С., Б.А., Райзберг Б.П. Шемякин Рынок?   Рынок… Ура! Рынок! Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1.   Н.И.   Н.И. для для47. Конвейер 48. Экономия 49. 50. 51. Рекламная фирма Овощной рынок Рыночная цена 52. Рынок кофе 53. Бартер 54. Толкучка 55. 56. 57. 58. Рынок Спрос   предложение и Рациональная покупка Фабрика пиццы п п р д д д р д д п Производств о  Производств о  Рынок  Рынок Рынок Рынок.  Спрос, предложение, рынок Рынок  Рынок  Спрос, предложение Спрос и предложение       Н.И. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников.   Н.И.         Б.А. Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Райзберг Экономическая энциклопедия   для детей и взрослых. Л.Б., Азимов   Е.В. Журавская Уроки   экономики   в школе Райзберг Экономика детей: Райзберг Экономика детей: Замек М.Я. 32 урока по экономике Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников. Б.А. для Б.А. для   Н.И.         Потребление  р Потребление д Теория поведения потребителя 17 Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Программа “Современная экономика”59. 60. 61. 62. 63. 64. Фирма Акционерная компания Совет   директоров или   как   избежать банкротства Учреждения акционерного общества “Диск К” и его бухгалтерия Организуем   новое дело Совет   Директоров (или банкротство) 65. Прибыль 66. Изобретатель 67. Предприниматель д д д д д д п п п Фирма  Фирма  Фирма  Фирма, капитал, прибыль Акционерное общество Фирма  Фирма, финансы Фирма  Фирма  Фирма     Б.А. Б.А. для   Е.Г. для Е.Г. Райзберг   Б.А.   Твоя экономика. Райзберг Экономическая энциклопедия   для детей и взрослых. Райзберг Экономическая энциклопедия   для детей и взрослых. Фирсов Экономика. Интеллектуальные   игры школьников Фирсов   Экономика. Интеллектуальные игры   школьников Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников.   Н.И.   Н.И.   Н.И.   Н.И.         дляп п д Фирма Фирма 18 Фирма      Н.И. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников. Junior Achievement   Н.И.   68. Кто быстрее 69. 70. 71. Предпринимательст во   Как предприятие  работает Строительство домов 72. Заработать на жизнь 73. 74. 75. Что   нужно   для жизни На   необитаемом острове Космическая экспедиция 76. Прием гостей 77. На острове 78. Книжная фабрика Потребности и ресурсы Потребности и ресурсы Факторы производства   Потребности людей и экономическ ие   условия их существован ия  д д д р р п р Натуральное и   товарное хозяйство Производительность р Производите льность, разделение труда Конкуренция    Б.А. для А.П.   в Каданер   Путешествие экономику. Л.Б., Азимов Журавская   Е.В. Уроки   экономики   в школе Райзберг Экономика детей: Райзберг Экономика детей: Райзберг Экономика детей: Райзберг Экономика детей: Замек М.Я. 32 урока по экономике Б.А. для Б.А. для Б.А. для                 Каданер   Путешествие экономику. А.П.   вА.П.   в Каданер   Путешествие экономику. Junior Achievement   Б.А. Б.А. “Современная экономика” Райзберг Экономическая энциклопедия   для детей и взрослых. Райзберг Экономическая энциклопедия   для детей и взрослых. Райзберг Экономика детей: Замек М.Я. 32 урока по экономике Б.А. для       Конкуренция Конкуренция Конкуренция Программа “Современная экономика” Конкуренция ШЭЖ №7/1997 р д д д д 83.   Аукцион последующей продажей 84. Конкуренция 85. 86. 87.   Мясорубки и кухонные комбайны Виджеты и бластеры   Ценовая конкуренция 89. Инфляция 90. Банки в действии 91. Фондовая биржа 92.   Операции с ценными   бумагами на фондовой бирже Инфляция  Инфляция Банковская система Км Банковская система Рынок ценных бумаг д д Рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг 79. Рынок яблок д Конкуренция 80. 81. МЭМ МЭКОМ Км Км Конкуренция Конкуренция Программа 82. Конкуренция фирм д Конкуренция с д Конкуренция 19 Каданер   Путешествие экономику. А.П.   в Junior Achievement   Б.А. Райзберг Экономическая энциклопедия   для детей и взрослых. Фирсов Экономика. Интеллектуальные игры   школьников Е.Г. для   13Роль государства в экономической системе     Б.А. Райзберг Экономическая энциклопедия   для детей и взрослых. Прутченков   А.С., Самкова В.А. Эколого­ экономическая   игра «Голубая планета» 93. Большая финансово­ экономическая игра 94. Голубая планета д р Роль государства в экономическ ой системе Экология, роль государства в экономическ ой системе 20 13Международная торговля и валютный рынок 95. Международное сотрудничество 96. 97. Предприятие Остров  98. Ярмарка идей 99. 100. Продажа Операции товарной бирже   на 101. Назови товар д д д р р д п Международ ная   торговля и   валютный рынок Международ ная торговля Международ ная торговля Международ ная торговля Торговля  Торговля  Товарооборо т  Товар  102. Выбери нужное   самое р Торговля      РайзбергБ.А., Прутченков   А.С. Деловые   игры   и   к практикумы   курсу “Основы экономики и предпринимательств а” Замек М.Я. 32 урока по экономике Программа “Современная экономика” Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1.   Н.И. для   для Е.Г.   Н.И. Замек М.Я. 32 урока по экономике Фирсов   Экономика. Интеллектуальные игры   школьников Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников.   Н.И.     103. Инвестирование   в будущее Инвестиции  д Инвестиции  Программа “Современная экономика”104.   Как сбережения, есть возможность разместить   если такая   д Инвестирова ние  21 Е.Г.   Фирсов Экономика. Интеллектуальные игры   школьников для 20Маркетинг предприниматель   Маркетинг, реклама и д Маркетинг, реклама 105. 106. Определение   нужд и потребностей р п п п Маркетинг  Реклама  Реклама Реклама 107. Конструктор 108. Реклама 109. Дразнилки    для   Н.И.   Н.И. Корлюгова   Ю.Н., Ларионов   М.Л. Деловые   игры   по экономике. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников.   Н.И.   Н.И.       110. 111. 112. Рыночные отношения, кредит   Мир экономики рыночной Интеллектуальный аукцион р д Рыночные отношения, кредит Обобщение Обобщение Город людей   деловых р Обобщение   Прутченков   А.С., Б.А., Райзберг Шемякин Б.П. Рынок?   Рынок… Ура! Рынок!     Н.А. Заиченко Экономика.   Задачи, упражнения,   тесты, кроссворды. Заиченко   Н.А. Экономика.   Задачи, упражнения,   тесты, кроссворды.113. 114. Мы   строим   новый поселок Экономическая граммотность 115. Исключи   лишние слова 116. Дополни фразу 117. Кто   знает   больше экономических терминов 118. Отгадайте слово п п п п п п Обобщение  22 Обобщение  Обобщение  Обобщение  Обобщение  119. Отыщи слова   парные п Обобщение  Деловой этикет Обобщение авторская                 Б.А. Райзберг для Экономика детей:   Учебное пособие   в   играх, задачах и примерах. Часть 2. Б.А. Райзберг для Экономика детей:   Учебное пособие   в   играх, задачах и примерах. Часть 2. Райзберг Б.А. Экономика для детей:   Учебное пособие   в   играх, задачах и примерах. Часть 2. Б.А. Райзберг для Экономика детей:   Учебное пособие   в   играх, задачах и примерах. Часть 2. Б.А. Райзберг для Экономика детей:   Учебное пособие   в   играх, задачах и примерах. Часть 2. Райзберг Б.А. Экономика для детей:   Учебное пособие   в   играх, задачах и примерах. Часть 2.120. Разведка 121. Передай другу 122. Круглый стол Обозначения: Р – ролевая игра Д ­  деловая игра р п п Деловой этикет  Деловой этикет  Деловой этикет, фирма 23   Н.И.   Н.И. Романова Экономическая игротека старшеклассников. Часть 1. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников. Романова Экономическая игротека.   Пособие для младших школьников.   Н.И.   для     Км – компьютерная игра П – познавательная игра24 ПЕРЕЧЕНЬ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ИГРАМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. 2. 3. Гущев Ю.А. Экспресс­ аренда: Развлекательно ­ познават. экон.­ мат. игра. – М.: Просвещение,1994. Заиченко Н.А.  Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды. СПб: СМИО Пресс,1998. Замек М.Я. 32 урока по экономике: ­ М.: Вита – Пресс, 1995. 4. 5. Каданер   А.П.  Путешествие   в   экономику.   Методические рекомендации   для   учителя   к   курсу   “Введение   в   основы экономических   знаний.   Под     ред.   Н.   А.   Заиченко.   СПб   :   СМИО Пресс. 2000. 6. Корлюгова   Ю.Н.,   Ларионов   М.Л.  Деловые   игры   по   экономике: Пособие для учителя. – М.: Вита­ Пресс, 1998. 7. Прутченков А.С., Райзберг Б.А., Шемякин Б.П.  Рынок? Рынок… Ура! Рынок!: Сборник игр, тестовых и конкурсных заданий, задач, кроссвордов. – М: Новая школа, 1994. 8. Прутченков   А.С.,   Самкова   В.А.   Эколого­экономическая   игра «Голубая   планета»:   Методическая   разработка.   –   М.:   Новая школа,1996. Райзберг Б.А. Твоя экономика. – М.: “Ось­ 89”, 1996. 9. 10. Райзберг   Б.А.  Экономика   для   детей:   Учебное   пособие   в   играх, задачах и примерах. Часть 1,2. – 2­е изд. перераб. и доп. – М.: Ось – 89,1999. 11. Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. – М.: АОЗТ Нефтехиминвест, 1995.12. Романова   Н.И.  Экономическая   игротека   для   старшеклассников. Часть 1. Новокузнецк: НГИУУ,1994. 13. Романова   Н.И.  Экономическая   игротека.   Пособие   для   младших школьников. Новокузнецк: НГИУУ, 1993. 14. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. Учебно­ методическое пособие.­ Брянск: педагогического университета,1997.    Издательство Брянского     15. Фирсов Е.Г.  Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 1998. 25 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РОЛЕВАЯ ИГРА «РЕКЛАМНАЯ ФИРМА». Цель игры:  показать участникам специфику рекламной деятельности, ее влияние   на   объем   продаж   продукции   и   уровень   цен;   выработать   навыки финансовых   расчетов,   определения   затрат,   связанных   с   организацией   и осуществлением рекламной деятельности. Содержание игры. Участники   игры   объединяются   в   группы   (специализированные рекламные фирмы) по 4 – 5 человек. Выбирается президент фирмы, главный бухгалтер, остальные сотрудники фирмы являются рекламными агентами. На   первом   этапе   каждая   фирма   определяет   товар   (наименование продукции), который она будет рекламировать. Товар выбирается из перечня, предлагаемого организатором игры. Возможен и другой вариант установления рекламируемого   товара,   при   котором   каждая   фирма   выступает   в   роли заказчика рекламы определенного товара. Заказ выдается другой фирме, тогда как   сама   фирма   –   заказчик   тоже   получает   заказ   на   разработку   рекламы   от других фирм. Таким образом, перед началом игры фирмам предлагается перечень рекламируемых товаров в следующем примерном виде:Название товара 1. Кроссовки «Адидас» 2. 3. Кнопочный телефонный Телевизор «Сони» аппарат   Намеченный   объем продаж (шт.) 10 000 1 000 5 000 Предлагаемая   цена   за единицу товара (дол.) 20 200 25 После   того   как   фирма   выберет   рекламируемый   товар   из предложенного перечня или получит заказ на рекламу определенного товара от другой   фирмы,   она   приступает   к   разработке   рекламы.   Рекламу   можно составлять в виде текста объявления в газете, по радио, телевидению, рисунка, плаката, видеоклипа или в другом виде. Затем каждая фирма сдает рекламный проект координатору игры или заказчику на рассмотрение и оценку. Покупатели рекламы определяют цену, по которой они готовы ее приобрести. В случае несогласия с предложенной ценой можно требовать ее рассмотрения создаваемым экспертным советом, который вправе принять решение о повышении или снижении закупочной цены. Первые места присуждаются рекламам, купленным по самым высоким ценам. 26 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ». Деловая игра «Ценовая конкуренция» предназначена для изучения основных стратегий   ценообразования   в   условиях   конкуренции.   Она   не   требует применения компьютера и проводится в аудитории. Участники игры, действующие в роли продавцов, должны получить максимальную   прибыль  при   условии   применения   одной   из   типовых стратегий   ценообразования   или   их   комбинаций.   Участники   –   покупатели действуют в соответствии заданными рыночными характеристиками. Типовые стратегии ценообразования.  Стратегия   «Цена   выше   себестоимости»   реализуется   путем   назначения цены, обеспечивающей рентабельность не нижетекущей банковской ставки (например, 3%).  Стратегия   «Цена   лидера»   предполагает   установление   цены   на   уровне, обеспечившем лидерство по величине прибыли в предыдущей партии.  Стратегия «Среднерыночная цена» заключается в выборе цены среднего уровня относительно цен предыдущей партии деловой игры. Стратегия «Психологическая цена» ведет к установлению цены чуть ниже некоторой суммы, которая воспринимается как завышенная.  Стратегия   «Гибкая   цена»   требует   изменения   цены   в   соответствии   с рыночной ситуацией.  Стратегия «Долговременная цена» заключается в установлении цены, не изменяемой на протяжении длительного периода времени.  Стратегия   «Цена   вытеснения»   означает   выбор   уровня   цены,   ведущий   к уходу   конкурентов   с   рынка   ввиду   невозможности   реализации поставленных целей. На практике чаще всего используется комбинированная стратегия. Решения, принимаемые игроками – продавцами. Игрок – продавец в каждом цикле управления (партии деловой игры) назначает цену и предложение с учетом следующих ограничений:  цена должна соответствовать выбранной стратегии ценообразования;  предложение   не   должно   превосходить   установленной   мощности производства и запасов готовой продукции на складе.        Бланк решений продавца_________________________ Производственная мощность___________ Начальные запасы______________ Себестоимость:            производства______________           хранения    ________________ 1 2 27 3 4 5 6 7 Партия Производ ство Предложе ние Цена Сбыт Склад Прибыль При мер 2 000 2 100 50 1 000 600 28 800 Три нижние строки заполняются по результатам проведенных сделок. Расчет прибыли. Прибыль = Цена х Сбыт – Затраты Затраты = Затраты на производство + Затраты на хранениеЗатраты на производство = Себестоимость производства х Производство Затраты на хранение = Себестоимость хранения х Запасы на складе Решения, принимаемые игроком – покупателем. Игрок – покупатель в каждой партии деловой игры определяет величину спроса и   принимает   решение   –   у   какого   продавца   приобрести   товар   и   в   каком количестве. Бланк решений покупателя Партия 1 При мер 2 3 4 5 6 7 Продавец 1: количество цена Продавец 2: количество цена Продавец 3: количество цена Продавец 4: количество цена Продавец 5: количество цена 500 10 500 15 ­ ­ ­ 28 Порядок действий покупателя. 1. При заданном значении абсолютного коэффициента эластичности спроса по   цене   и   емкости   рынка   игрок   –   покупатель   находит   уровень   спроса, используя формулу S = ­ E  х  Cmin  +  Smax ,        где S – уровень спроса; Е – коэффициент эластичности спроса по цене;        Сmin – минимальная цена среди набора цен продавцов; Smax – емкость рынка            (максимальное значение спроса). 2. Порядок   закупки   –   по   возрастанию   цены.   В   первую   очередь   товар приобретается   у   продавца,   предложившего   наименьшую   цену,   при   этом общий объем закупки не должен превышать спроса. Если цены одинаковы и предложение превышает спрос, покупатель проводит аукцион, предлагая продавцам   снизить   цену   на   определенную   величину.   Снижениепроизводится до тех пор, пока не наступит рыночное равновесие (спрос равен предложению). Пример практической реализации. Пусть на рынке присутствуют один покупатель и два продавца. В таблицах  1­3   приведены   характеристики   и   решения,   определяющие   их   поведение   на рынке.                                                                                                                    Таблица 1. Характеристики Себестоимость производства Стоимость хранения Производственная мощность Запасы товаров на складе Стратегия ценообразования Продавец 2 7 1 2 000 50 Цена лидера Продавец 1 5 2 1 000 100 Цена   выше себест оимост и                                                                                                                      Таблица 2. Характеристики Емкость рынка Коэффициент   абсолютной   эластичности   спроса по цене Покупатель 3 000 200 Теперь  предложим,  что  в первой  партии деловой  игры  продавцами  приняты следующие решения по производству и сбыту товара:                                                                                                                    Таблица 3. Характеристики Производство Предложение Цена Продавец 2 2 000 2 050 10 Продавец 1 1 000 1 100 10 В процессе игры игроки – продавцы вносят свои решения в бланки, а затем   передают   их   игрокам   –   покупателям,   которые,   проанализировав   все данные, получают следующие результаты: 29 Спрос составил: ­ 200  х  10  +  3 000 = 1000. Совокупное   предложение   равно   3   150   и   значительно   превосходит спрос. Ввиду   равенства   объявленных   цен   покупатель   предложил   снизить   цену   до уровня 9. Продавцы согласились, и тогда, при этой цене, спрос составил:                              ­ 200  х  9  +  3 000 = 1200.Так   как   совокупное   предложение   по­прежнему   остается   выше   спроса, покупатель   захотел   снизить   цену   до   8.   Второй   продавец   ответил   на   это предложение отказом, а первый – согласием. Таким образом, новое значение спроса составило:                                ­ 200  х  8  +  3 000 = 1400.  В   результате   покупатель   у   первого   продавца   приобрел   всю предложенную продукцию, а у второго – по цене 9 – всего 300. Запасы на складе второго продавца составили 1 750. Проведем расчет прибыли:                       Продавец 1: Прибыль = 8 х 1100 – 5 х 1000 – 2 х 100 = 3 600;                       Продавец 2: Прибыль = 9 х 300 – 7 х 2000 – 1 х 50 = ­12 350. (Свои решения игроки­продавцы также внесли в соответствующий бланк.) Итак,   в   первой   партии   деловой   игры   лидером   на   рынке   стал   продавец   1, получивший наибольшую прибыль, в то время как второй продавец оказался в убытке. Ситуационный анализ рынка. Ситуационный анализ рынка проводится участниками деловой игры, действующими в роли продавцов. Цель анализа – оценить степень соответствия текущей рыночной ситуации поставленной цели, определить тактику и найти эффективные   управленческие   решения.   В   первую   очередь   следует   обратить внимание на величину сбыта. Неполный сбыт означает, что имеет место одна из следующих   ситуаций:   невысокая   емкость   рынка,   завышенная   цена   продажи товара, неполное его соответствие требованиям рынка и т.д. Особое внимание следует уделить продавцу – лидеру. Так, в приведенном примере лидером по итогам первой партии стал продавец 1, предложивший покупателю товар по наименьшей цене. В   сложившейся   ситуации   продавцу   2,   в   соответствии   с   выбранной стратегией   ценообразования   (цена   лидера),   целесообразно   снизить   цену   до уровня  8,  временно  прекратив производство  продукции,  а продавцу  1  стоит рискнуть и несколько увеличить цену при максимальном объеме производства и предложения, в противном случае он вряд ли добьется роста прибыли. Порядок проведения деловой игры. Преподаватель   назначает   покупателя   и   продавцов.   Продавцы выбирают   одну   из   стратегий   ценообразования,   заполняют   бланки   решений   и передают   их   покупателю.   Покупатель   поочередно   анализирует   бланки продавцов и заполняет свой бланк решений. Преподаватель объявляет лидера среди продавцов и величину его прибыли по итогам сыгранных партий. Далее производится переход к очередной партии деловой игры или ее завершению, если сыграно заданное количество партий. 30 По   окончании   деловой   игры   проводится   обсуждение   результатов   и делается вывод о том, какие стратегии ценообразования наилучшим образом 20проявляют   себя   с   точки   зрения   доходности   и   надежности   в   тех   или   иных рыночных ситуациях. Выявляются их преимущества и недостатки. Варианты рыночных характеристик. № п/п Мощность Запасы Покупатель Емкость Эластич ность Продавец Себестоим ость произ. / хран. 5/2 7/1 10/3 15/2 8/3 12/1 9/2 6/3 1 2 3 4 5 6 7 8 1 000 2 000 600 500 3 000 800 1 500 700 100 50 0 300 500 100 400 1 000 8 000 5 000 4 000 5 500 9 000 6 000 7 000 2 000 200 150 100 250 100 80 300 60 Итоги деловой игры. Команда – победитель среди продавцов_______________________________ Стратегия(и) ценообразования_______________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Выводы по результатам деловой игры ________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 31Решения, принимаемые игроками – продавцами. Игрок – продавец в каждом цикле управления (партии деловой игры) назначает цену и предложение с учетом следующих ограничений:  цена должна соответствовать выбранной стратегии ценообразования;  предложение   не   должно   превосходить   установленной   мощности производства и запасов готовой продукции на складе.        Бланк решений продавца_________________________ Производственная мощность__________ Начальные запасы______________                                   Себестоимость:            производства______________            хранения    ______________ Партия 1 2 3 4 5 6 7 Прим ер 2 000 2 100 50 1 000 600 28 800 8 Производство Предложение Цена Сбыт Склад Прибыль Партия Производство Предложение Цена Сбыт Склад Прибыль Три нижние строки заполняются по результатам проведенных сделок. 10 11 9 12 13 14 15 Расчет прибыли. Прибыль = Цена х Сбыт – Затраты Затраты = Затраты на производство + Затраты на хранение Затраты на производство = Себестоимость производства х Производство Затраты на хранение = Себестоимость хранения х Запасы на складе32Решения, принимаемые игроком – покупателем. Игрок – покупатель в каждой партии деловой игры определяет величину спроса и   принимает   решение   –   у   какого   продавца   приобрести   товар   и   в   каком количестве. Бланк решений покупателя 1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 13 14 15 При мер 500 10 500 15 ­ ­ ­ 8 Партия Продавец 1: количество цена Продавец 2: количество цена Продавец 3: количество цена Продавец 4: количество цена Продавец 5: количество цена Партия Продавец 1: количество цена Продавец 2: количество цена Продавец 3: количество цена Продавец 4: количество цена Продавец 5: количество цена33 1. При заданном значении абсолютного коэффициента эластичности спроса по   цене   и   емкости   рынка   игрок   –   покупатель   находит   уровень   спроса, используя формулу S = ­ E  х  Cmin  +  Smax ,        где S – уровень спроса; Е – коэффициент эластичности спроса по цене;        Сmin – минимальная цена среди набора цен продавцов; Smax – емкость рынка            (максимальное значение спроса). 2. Порядок   закупки   –   по   возрастанию   цены.   В   первую   очередь   товар приобретается   у   продавца,   предложившего   наименьшую   цену,   при   этом общий объем закупки не должен превышать спроса. Если цены одинаковы и предложение превышает спрос, покупатель проводит аукцион, предлагая продавцам   снизить   цену   на   определенную   величину.   Снижение производится до тех пор, пока не наступит рыночное равновесие (спрос равен предложению).34ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «ИСКЛЮЧИ ЛИШНИЕ СЛОВА». ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Цель игры:  проверить способность детей устанавливать логические связи между словами и находить слова, которые не имеют четко выраженной логической связи с другими словами. Содержание игры. Ученикам предлагается: 1) 2) выделить   из   написанной   в   один   ряд   группы   слов   те   слова,   которые объединены общим экономическим содержанием; исключить из этого ряда остальные слова, которые не соответствуют этому содержанию,   являются   лишними   по   отношению   к   объединенной   общим содержанием группе слов (если такие лишние слова имеются); составить   из   оставшихся   слов   предложение,   показывающее,   что   они связаны общим экономическим содержанием. Например, если группа слов содержит такие слова, как зерно, погода, хлеб, мука, то целесообразно исключить слово «погода» и объединить оставшиеся три слова фразой «Из зерна производится мука, а из муки изготовляется хлеб». 3) А теперь обработайте подобным образом следующие группы слов: Голод, вода, горячая пища, холодная пища. 1. Приемник, песни, цена, рубли, штука. 2. Хлеб, колбаса, сковорода, еда. 3. Дети, магазин, одежда, обувь. 4. 5. Обмен, солнце, карандаш, авторучка, трактор. 6. Дом, деньги, доходы, заработная плата, этаж. 7. 8. Плита, кастрюля, крупа, холодильник, кран. 9. Производство, предприятие, директор, товар, деньги. 10. Качество, надежность, красота, технология. Растение, хлопок, цветы, ткани, одежда. Выбирая   нужные   слова   и   отсеивая   ненужные,   составляя   из   нужных   слов предложения,   имейте   в   виду,   что   можно   составить   предложение   не   только единственным   образом   из   отобранных   слов.   Постарайтесь   найти   возможные сочетания других слов, также обладающие экономическим содержанием. Но вы должны стремиться включить в предложение как можно больше из приведенных слов. 35