При изучении курса социальной и экономической географии мира на многие вопросы, возникающие в процессе изучения предмета, ответы могут быть получены лишь в процессе знакомства с основами экономической теории. Сложившееся представление об основных экономических понятиях в объеме необходимом для выполнения задач школьной географии вполне может быть получено, если сосредоточить внимание исключительно на ключевых моментах экономики.Необходимо введение основных экономических понятий в виде некоторых ключевых моментов. Это делает более доступными для понимания многие вопросы размещения географии населения и хозяйства России и мира, их структуры.
О применении экономических понятий.docx
Экономические понятия
в курсе школьной географии
В базисном учебном плане по географии важное место отведено курсам
экономической и социальной географии России (в разделах поизучению
населения и хозяйства) и зарубежных стран. Эти курсы коренным образом
отличаются от преподававшихся еще сравнительно недавно курсов
экономической географии страны (до 1991 года) и мира. Такие отличия
объяснимы изменениями, происшедшими, как в нашей стране, так и в мире
за несколько последних лет. Россия, до недавнего времени являвшаяся одной
из ведущих мировых держав, находится сейчас в стадии изменения модели
своего социальноэкономического развития. Известно, что ранее развитие
страны базировалось на законе опережающего роста производства средств
производства, что создавало неустойчивость и непредсказуемость многих
социальных процессов, приводило к разрушению традиционной системы
ценностей. В связи с этим немало школьников при изучении курса
экономической географии.
Нечеткое представление о типах и формах частной собственности не
дает возможности понять и содержание рыночной экономики в целом. Не до
конца разрешенным для некоторых из учащихся становится противоречие
между неуклонным снижением жизненного уровня и одновременным
поступлением на рынок большего количества товаров массового потребления.
Трудно для многих понять, как сбережения и инвестиции связаны с
изменением национального дохода. Если же на уроке географии учитель
рассказывает о достижении макроэкономического равновесия в той или иной
стране и употребляет при этом такие термины, как мультипликатор и
дефлятор, то сразу возникают недоуменные вопросы и просьбы пояснить, что
означают данные термины и какова их роль в экономике? На все эти и многие другие вопросы, возникающие в процессе изучения
экономической и социальной географии, ответы могут быть получены лишь в
процессе знакомства с основами экономической теории. Оно предполагает
достаточное количество часов на изучение данного предмета. Однако нередко
выделить их в базисном учебном плане не удается. Тем не менее,
представление об основных экономических понятиях в объеме необходимом
для целей школьной географии вполне может быть получено, если
сосредоточить внимание исключительно на ключевых моментах экономики.
Очевидно, что начинать следует с разграничения предметоведения экономики
При этом необходимо подчеркнуть
и экономической географии.
направленность первой из них на изучение поведения людей в процессе
производства благ в мире ограниченных ресурсов. Тогда как предметом
изучения второй является пространственная организация производства этих
благ и добычи природных ресурсов. Следующим ключевым моментом
является представление о моделях экономических систем, их достоинствах и
недостатках, причинах, по которым ни одна из них не существует в
современном мире в чистом виде.
Для экономической географии большое значение имеет понятие о
международном разделении труда. Поэтому, отталкиваясь от понятия
макроэкономического равновесия национальной экономики, целесообразно
дать учащимся представление о том, что его поддержание как раз зависит от
структуры международного разделения труда. Именно оно вызывает
непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых
средств через международные границы, чем и поддерживает равновесие. При
этом в основе макроэкономического равновесия национальной экономики
лежат такие экономические категории, как экспортимпорт, иностранные
инвестиции, которые оказывают влияние на производство, уровень доходов и
занятость внутри страны. Необходимо, чтобы ученики осознали, что, несмотря на потребление
произведенных в данной стране товаров и услуг иностранными гражданами,
экспорт, тем не менее, стимулирует рост национального производства, дохода
и занятости. Сокращение или увеличение экспорта подчиняется не только
субъективным факторам (чьимто желаниям), но и объективным (сокращению
или увеличению национального дохода других стран). Соотношение между
статьями импорта и экспорта во внешних экономических связях определяет
платежеспособность страны, и, если импорт превышает экспорт, наступает
внешнеторговый дефицит. Для его погашения государство вынуждено брать
деньги в долг, уменьшая внутреннее потребление и "перегревая" экономику.
Именно такая ситуация существует сейчас в России, хотя она и стремится
наращивать свой экспортный потенциал, что надо иметь в виду, изучая
географию ее населения и хозяйства. Неслучайно Россия прилагает сейчас
столько усилий, чтобы, увеличив поступление чистых инвестиций,
сгенерировать мультипликативный рост валового национального продукта и
тем самым подержать экономическое развитие. Экономический рост как
способность страны производить больше продукции выражается в смещении
кривой производственных возможностей. И если страна избирает структуру
благоприятствующую технологическому прогрессу,
производства,
увеличению количества и повышению качества материальных и людских
то кривая производственных возможностей сдвигается
ресурсов,
относительно первоначального положения. В итоге нетрудно проследить
результаты экономического роста.
Таким образом, необходимо введение основных экономических понятий
в виде некоторых ключевых моментов. Это делает более доступными для
понимания многие вопросы размещения географии населения и хозяйства
России и мира, их структуры. Ученики полнее осознают всю глубину и противоречивость
происходящих в настоящее время в мире.
процессов социальноэкономического развития,
Экономические понятия в курсе школьной географии
Экономические понятия в курсе школьной географии
Экономические понятия в курсе школьной географии
Экономические понятия в курсе школьной географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.