Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла в рамках реализации требований ФГОС нового поколения
Оценка 4.6

Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла в рамках реализации требований ФГОС нового поколения

Оценка 4.6
Лекции +1
docx
биология +2
Взрослым
01.02.2017
Интегративная связь предметов естественнонаучного  цикла  в рамках реализации требований ФГОС нового поколения
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты. Д. Хевелси Интеграция наук помогает в решении самых сложных, синтетических по своей природе проблем. В результате объединения научных дисциплин произошло интенсивное обогащение географии, биологии, химии фактическим материалом и новыми теориями. Прогрессивное развитие данных наук невозможно без связи с другими науками. В настоящее время наибольший интерес вызывают исследования междисциплинарного характера и содержание современного школьного естественнонаучного образования должно отражать ведущую тенденцию современной науки – её интегративный характер.Интегрированные уроки расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой и гармоничной личности. В познание процесса взаимодействия природы и общества вносит свой вклад учебная география, позволяющая выработать у школьников географическое мышление, специфической чертой которого являются связанность, комплексность и системность.
Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла.docx
Интегративная связь предметов естественнонаучного  цикла  в рамках реализации требований ФГОС нового поколения Мыслящий ум не чувствует  себя счастливым,  пока ему не удаётся связать  воедино разрозненные факты. Д. Хевелси Сегодня   интегративный   подход   находит   широкое   применение   как   в фундаментальных   науках,   так   и   в   образовательном   процессе.   Согласно   учению   о детерминизме   окружающий нас мир   един во всём многообразии его проявлений. Все процессы, происходящие в нём, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, одна из задач обучения – формирование у учащихся системного мышления, которое позволяет видеть мир  как единую систему, понимать взаимосвязь и взаимообусловленность всех его проявлений. В   настоящее   время   география,   биология,   химия   характеризуются   высочайшей специализацией составляющих её дисциплин и одновременно тесным их взаимодействием. Интеграция   наук   помогает   в   решении   самых   сложных,   синтетических   по   своей природе проблем. В результате объединения научных дисциплин произошло интенсивное обогащение географии, биологии, химии фактическим материалом и новыми теориями. Прогрессивное развитие данных наук невозможно без связи с другими науками. С   точки   зрения   гносеологии   процесс   познания   окружающего   мира   имеет определённую логику и процесс обучения должен состоять из следующих этапов:   целостного восприятия объекта изучения (интеграция);   системного анализа объекта (дифференциация);   обобщение данных, полученных в результате анализа (интеграция). Таким   образом,   процесс   познания   должен   начинаться   и   заканчиваться   интеграцией знаний. Достигнуть успеха в познании фундаментальных свойств Вселенной можно только на   основе   интеграции   знаний   об   окружающем   мире,   включающем   физическую составляющую,   мир   химических   превращений   и   царство   живых   существ.   Процесс интеграции знаний приводит к тому, что границы между науками становятся всё менее чёткими,   на   их   стыках   возникают   новые,   пограничные   науки,   имеющие   интегративный характер. В   настоящее   время   наибольший   интерес   вызывают   исследования междисциплинарного   характера   и   содержание   современного   школьного естественнонаучного   образования   должно   отражать   ведущую   тенденцию   современной науки – её интегративный характер.  Предметам естественнонаучного цикла принадлежит важная роль в формировании современного   миропонимания,   основанного   на   знаниях   о   взаимодействиях   в   системе «природа­человек», которые интегрально отражают мир и объективные связи в нём.   Основываясь на интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, мы можем формировать   целостную   картину   мира,   закладывать   основы   современного   научного мировоззрения   и   системного   мышления,   и   предметы   данного   цикла   обладают   большим инновационным потенциалом по формированию основ естественнонаучной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве, что способствует целостному восприятию мира в широком культурном контексте.  Предмет   «География»   занимает   особое   интегративное   место   в   общей   системе знаний. Являясь как естественной, так и общественной наукой, география способствует формированию   у   учащихся   представлений   о   сложной,   но   одновременно   целостной социоприродной картине мира.  Для современной географии, биологии, химии как наук о суперсистеме  «человек­хозяйство­окружающая   среда»   вместе   с   аналитическо­объяснительной усиливается их интегративная функция. Становится все более очевидным, что развитие материального производства, познание глобальных проблем человечества (экологическая, энергетическая, ресурсная и др.) зависят не только от вклада отдельных наук, но и от их междисциплинарного синтеза.  Интеграционные тенденции в синтезе географических, биологических и химических знаний   особенно   ярко   проявляются   в   гуманизации,   социологизации,   экономизации. Отражение этих направлений в программах и учебниках предметов естественнонаучного цикла   помогает   интегральному   осмыслению   проблемы   оптимизации   взаимодействия общества и природы.  Принципы гуманизации ориентированы на раскрытие духовности человека и такой компонент   содержания   образования,   как   опыт   эмоционально­ценностного   отношения   к миру,   часто   остаётся   нереализованным.   С   целью   активизации   учебно­познавательной деятельности   учащихся   необходимо   придавать   урокам   эмоциональную   окраску. Использование  на уроках литературно­художественных описаний  природы,  поэтических произведений достаточно широко практикуется преподавателями географии и биологии. Цель   современного   школьного   образования   –   формирование   гармоничной   личности учащихся   посредством   создания   условий   для   её   самореализации   и   самоопределения. Структура   личности   порождается   видовым   строением   человеческой   деятельности   и поэтому характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным. Опытные учителя широко применяют художественные произведения, используя их для   анализа   научных   вопросов.   Для   формирования   художественного   потенциала целесообразно применение произведений искусства. Это произведения литературы (поэзии, прозы,   научно­популярной   литературы),   изобразительного   искусства,   музыкальные произведения, средства телевидения и др.  Поэтические   произведения,   загадки,   и   пословицы,   используемые   на   уроках географии,   биологии,   химии,   дают   хороший   эффект,   так   как   содержат   не   только художественное   описание     объектов,   процессов   и   явлений   природы,   но   и   раскрывают особенности     живых   организмов.   В     художественных   произведениях   можно   найти информацию по различным наукам. Эффективными для формирования художественного потенциала   личности   учащихся   являются   интегрированные   уроки,   они   дают   ученикам достаточно   широкое   и   яркое   представление   о   мире,   в   котором   он   живёт,   взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и   художественной   культуры.   Такие   уроки   предполагают   развитие   творческой   и мыслительной активности учащихся.  Актуальность   межпредметных   уроков  заключается  в  том,  что  мир,  окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве.  Интегрированный урок позволяет и даёт возможность для саморазвития и творчества как ученика, так и учителя.  Интегрированные   уроки   расширяют   кругозор,   способствуют   формированию разносторонне развитой и гармоничной личности.  В   познание   процесса   взаимодействия   природы   и   общества   вносит   свой   вклад учебная   география,   позволяющая   выработать   у   школьников   географическое   мышление, специфической чертой которого являются связанность, комплексность и системность. Географическое   мышление   способствует   поиску   пространственно­временных закономерностей   сочетания   естественных   и   искусственных   составляющих   в   природно­ антропогенных системах различных иерархических уровней. На основе изучения природно­ территориальных   комплексов   возможна   разработка   практических   рекомендаций оптимизации взаимодействия общества и природы в рамках географической оболочки. Совершенствование   природопользования   посредством   управления   процессом развития   и   преобразования   природно­антропогенных   систем   связано   с   разработкой   и раскрытием   интеграционных   возможностей   географии.   Немаловажно   отметить,   что школьной   географии   принадлежит   сегодня   доминирующее   значение   в   механизме интеграции   учебных   дисциплин   среднего   образования, регулирования окружающей человека среды.    затрагивающих   сферу Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие творческой,   социально­активной   личности,   выявление   её   познавательных   интересов   и потребностей   выдвигает   задачу   развития   познавательных   способностей,   активизации познавательной самостоятельности учащихся. Особенно значима эта задача в отношении старшеклассников.   Познавательную   самостоятельность   мы   рассматриваем   как   качество личности,  проявляющееся  у школьников  в  потребности   и  умениях  приобретать  новые знания из различных источников, путём обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать   способами   познавательной   деятельности,   совершенствовать   их   и   творчески применять для решения разнообразных проблем, задач, ситуаций и т.д.  Географические   карты   как   выдающиеся   достижения   человеческой   цивилизации играют важную роль во многих сферах жизни людей. Бесспорна роль географических карт в культуре и в искусстве. Картографические образы, мотивы, символы можно встретить на картинах   художников,   в   произведениях   декоративно­прикладного     искусства,   в скульптурных и архитектурных композициях. Картография и живопись – интереснейшая тема   для   осмысления   на   междисциплинарном   уровне,   позволяющем   воспринять   более целостно феномен карты как явления уникального и многозначного, занимающего особое место в сфере межличностного общения. Одно   из   средств   активизации   познавательной   самостоятельности   старших школьников при изучении географии, биологии, химии – решение  интегрированных задач. Интегрированная задача – это учебное задание, включающее информацию межпредметного характера, для выполнения которого требуется привлечение знаний из различных областей, тем или иным образом связанных с тематикой данного задания. Интегрированные   задачи   могут   оказывать   влияние   на   все   компоненты   учебно­ воспитательного  процесса  ­ его цели, содержание и организацию. Таблица 1. Влияние интегрированных задач на компоненты УВП. Компоненты УВП Цель обучения Содержание обучения Роль интегрированных задач Активизация познавательной  самостоятельности учащихся Отбор содержания, развивающего  мотивацию учения,  способствующего упрочению  предметных знаний,  реализующего межпредметные  связи, учитывающего жизненный  опыт учащихся, мировой  позитивный опыт, народные,  национальные традиции Организация учебно­познавательной деятельности Создание проблемных ситуаций. Использование игрового  и  диалогового обучения. Моделирование ситуации. Схема 1. Структура интегрированной задачи.         Вводная информация                                                                                                                  Проблема Уточняющая информация: познавательная, предметная Результат Интегрирование   знаний   всех   наук   может   привести   к   усилению   осознанных потребностей   в   получении   знаний,   переносу     теоретических   знаний   в   практическую деятельность и их использованию в нестандартных ситуациях, т.е. ведёт к активизации познавательной самостоятельности учащихся.

Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла в рамках реализации требований ФГОС нового поколения

Интегративная связь предметов естественнонаучного  цикла  в рамках реализации требований ФГОС нового поколения

Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла в рамках реализации требований ФГОС нового поколения

Интегративная связь предметов естественнонаучного  цикла  в рамках реализации требований ФГОС нового поколения

Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла в рамках реализации требований ФГОС нового поколения

Интегративная связь предметов естественнонаучного  цикла  в рамках реализации требований ФГОС нового поколения

Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла в рамках реализации требований ФГОС нового поколения

Интегративная связь предметов естественнонаучного  цикла  в рамках реализации требований ФГОС нового поколения

Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла в рамках реализации требований ФГОС нового поколения

Интегративная связь предметов естественнонаучного  цикла  в рамках реализации требований ФГОС нового поколения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017