План открытого урока
по предмету «Обществознание»
Дата:
Преподаватель: Старик Олеся Юрьевна
Тема программы: Экономика современного общества.
Тема урока: Коллективная собственность (Кооперативы. Акционерная собственность. Аренда. Картель. Концерн. Трест.)
Время проведения: 1,5 часа
Цели урока:
Учебная: Рассмотреть и показать основные виды коллективной собственности. Расширить знания, область и систематизировать знания по теме.
Воспитательная: Вызвать интерес к теме, чувство ответственности за выполнение заданий, активизировать взгляды. Воспитание нравственности, научить творчески мыслить, побудить к познавательной, научно-трудовой деятельности.
Развивающая: Привить аккуратность, внимательность, исполнительность, наблюдательность. Развивать самостоятельность, научить детей делать выводы, обобщения по изучаемому материалу, развить умение сравнивать, обобщать, изучать факты и логически излагать свои мысли.
Тип урока: Урок формирования и совершенствования ЗУН (Урок – лекция).
Методы обучения: Словесные, наглядно-демонстрационные.
Средства обучения: Техническое оснащение.
Компьютерная презентация к уроку (слайды по обществознанию), АКРРы, книжка – раскладушка с фотографиями организаций, парты.
Межпредметные связи: экономика.
Ход урока
1. Организационный момент
· приветствие
· проверка готовности к уроку
· отметка отсутствующих
2. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.
3. Мотивация учебной деятельности.
· Показать важность и значимость темы.
Рыночные отношения немыслимы при господстве единственной государственной формы собственности, поэтому требовалось осуществить переход к разгосударствлению и закреплению различных форм собственности. В основе этой модели хозяйствования лежит экономическая свобода, так как экономического роста можно добиться лишь, освободив производителей, обеспечив их правовыми гарантиями. Многообразие форм собственности дает возможность создать благоприятные, выгодные условия для хозяйственной деятельности, появлению экономической заинтересованности в своем труде.
4. Актуализация знаний учащихся.
Вопросы учащимся:
· Чем вызвана потребность коллективной собственности?
· Чем отличаются кооперативы и акционерные общества?
· Почему акция является товаром, подлежащим купле - продаже?
· Является ли арендатор собственником?
5. Введение новых знаний.
Эпиграф к уроку: Мы верим только в тех, кто верит в себя.
(Ш. Талейран)
План урока:
1. Кооперативы
2. Акционерная собственность
3. Аренда
4. Картель
5. Концерн
6. Трест
Объяснение преподавателя: Ребята! Сегодня мы поговорим о коллективной собственности. По некоторым параметрам коллективные фирмы демонстрируют лучшие результаты по сравнению с другими фирмами. Коллективные предприятия не сокращают занятость, а, напротив, характеризуются более высокими темпами роста занятости, чем фирмы с другими формами собственности. Коллективные предприятия не страдают хроническим недостатком инвестирования — уровень инвестиций достаточно высок. Наряду с этим коллективные предприятия демонстрируют способность к очень быстрому наращиванию объемов продаж, уровень производительности факторов производства в коллективных предприятиях выше. Практически все эксперты отмечают, что одним из источников эффективности коллективных предприятий является снижение издержек управления.
На примере нашего города Балаково, в настоящее время его промышленный потенциал включает в себя более десяти крупных отраслей, в том числе химическую, нефтехимическую, энергетику, машиностроение. По действующему российскому законодательству существуют следующие предприятия г. Балаково, которые имеют данные организационно-правовые формы собственности:
- ОАО «Балаковорезинотехника»;
- Филиал концерна «Росэнергоатом» «Балаковская атомная станция» г. Балаково
- ЗАО «Экономбанк»
- ОАО «Балаково – банк»
- ОАО «Саратовская ГЭС», ЗАО «Балаково – Мука», ОАО «ВДМ» и др.
(На парте стоит книжка – раскладушка с фотографиями организаций)
Прежде всего предлагаю ответить на следующий вопрос:
· Чем вызвана потребность коллективной собственности?
Действительно, производство дорогостоящих товаров массового спроса требует таких крупных капиталовложений, которые не под силу одному ремесленнику. Тогда группа заинтересованных лиц (инвесторов) может объединить свои капиталы для реализации одной программы. Так возникли коллективные формы собственности.
Показ слайда №8: «Человек в системе экономических отношений» (коллективная собственность). (Читает учащаяся.)
Преподаватель: к коллективной собственности относится собственность кооперативов, арендных предприятий, акционерных обществ, хозяйственных обществ и товариществ, других объединений, являющихся юридическими лицами. Основная черта – коллективно-групповой характер присвоения средств и результатов производства. Она устанавливает равенство собственников по отношению к средствам производства в рамках определенного трудового коллектива, усиливает экономические стимулы к труду.
Первоначальной формой образования коллективной собственности является кооперация. Показ слайда №7: кооперативная собственность. (Читает учащаяся.)
Преподаватель: основные принципы – добровольность объединения частной собственности отдельных граждан, постепенность в выборе форм производства, переход от простейших форм к более сложным. Отношения в кооперации строятся на договорной экономической основе.
В основе кооперации лежит потребность экономики в углублении специализации и общественного разделения труда. Структура кооперативного сектора вновь становится разветвленной – кооперативы действуют в сфере услуг, производства товаров народного потребления, общественного питания, просвещения, здравоохранения, медицины, культуры и других.
Развитию кооперации также способствует создание единой кооперативной системы со своим материально-техническим обеспечением, сбытом, инфраструктурой, СМИ, конкуренцией.
Теперь попробуем объяснить, в чем отличие акционерных обществ от кооперативов и почему акция является товаром, подлежащим купле - продаже? Показ слайда №4: акционерная, корпорация. (Читает учащаяся.)
Преподаватель: акционерная собственность в переводе с немецкого означает приобретение ценной бумаги, пая или акции, дающих право на получение доходов от прибыли предприятия. Это – форма реализации коллективной собственности путем ее частичного выкупа в постоянное владение.
Акционерная форма собственности известна давно. Она сложилась в первые годы НЭПа главным образом для привлечения иностранных капиталов в целях восстановления и развития народного хозяйства. В начале 30 – х гг значительная часть акционерных обществ была административно преобразована в государственные объединения. Акционерные общества сыграли определенную положительную роль в восстановлении разрушенного войной хозяйства. Но в 1954 – 1955 гг. под воздействием тотального огосударствления собственности они прекратили свое существование.
Но формирование рынка в России вновь востребовало такую эффективную форму собственности, какой являются акционерные общества. Создание акционерных обществ возможно различными путями. Это и организация на акционерных началах новых производств и банков, и выпуск трудовых акций, и преобразование государством действующих предприятий в акционерные. Каждый член общества имеет право на приобретение акций прежде всего там, где он работает.
Предприятие, возникающее как акционерное, оценивается по его фактической стоимости. На всю сумму этой стоимости выпускаются ценные бумаги – акции. Учредители акционерного общества определяют порядок и условия распространения акций.
Покупателями и держателями акций выступают: государство, организации, коллективы, отдельные граждане, учреждения, предприятия и их работники. Такой способ объединения капитала дает возможность собрать крупные суммы.
Распространение акций среди предприятий открывает путь для горизонтального перемещения инвестиций (между предприятиями и отраслью), минуя государственный бюджет. Акции трудового коллектива предприятия имеют целью мобилизовать имеющиеся свободные денежные средства работников для решения задач производственного и социального развития. Средства от реализации акций направляются на расширение производства, внедрение достижений науки и техники, организацию выпуска новых машин, оборудования, приборов, товаров народного потребления. Приобретенные акции могут передаваться по соглашению, продаваться и оставаться в наследство. Тем самым акционер имеет возможность в любое время возместить свои затраты через рынок ссудного капитала. Однако стоимость акций может постоянно и существенно меняться, исходя из способности предприятия к рыночной конкуренции. Поэтому при перепродаже акций их держатель может увеличить свой капитал или потерпеть ущерб.
Владелец акций имеет право передать их по наследству. При увольнении работника ему возвращаются акции и невыплаченные доходы. При уходе на пенсию члены трудового коллектива могут сохранить за собой право на получение дохода по акциям, а также имеют право продать свои акции другим членам коллектива. В данном случае акции – это вторая система пенсионного обеспечения.
Акции образуют рынок ценных бумаг, который является одной из форм общего рынка. Они служат средством увязки общественной и личной собственности, интересов государства и трудящихся, привлечения работников к демократическому управлению производством, создания у них прямой заинтересованности в делах предприятия.
Далее, мы перешли к тому, является ли арендатор собственником?
Преподаватель: арендная собственность – передача права пользования собственностью на определенный период и за определенную плату. Понятие «аренда» в переводе с английского (rent) означает «давать взаймы» и фиксирует передачу имущества в срочное и возмездное пользование.
Аренда возможна во всех сферах экономики. Предоставить в аренду землю, помещение, оборудование, машины может не только государство, но и предприятие, кооператив, отдельный гражданин. Юридическим собственником сданного в пользование имущества остается его владелец – арендодатель.
Аренда приносит значительный эффект благодаря существенному расширению мотивации к труду. Если в условиях найма мотивация ограничивается лишь вознаграждением за труд, то теперь она обусловлена всем хозяйственным результатом.
Сроки и условия аренды определяются договором => арендатор становится коллективным или частным собственником. Это происходит, если в течение срока аренды полностью возмещается стоимость арендованного объекта или его выкупают.
Земля, здания, сооружения арендуются на длительный срок – от 5 и более лет. Существует и вторичная аренда или субаренда, когда арендатор сдает арендованную им собственность в пользование другому лицу на условиях повышенной оплаты.
Наконец, попытаемся выявить отличия картели, концерна и треста.
Преподаватель: картель, концерн, трест – это формы монополистических объединений. В эпоху империализма, самодержавной власти в России характерно сосуществование всех трех форм.
Для ограничения конкуренции на рынке или общего повышения эффективности производства несколько предприятий одной отрасли экономики могут объединяться в картели. С этой целью они подписывают контракт о создании картеля. Он ограничивает свободу экономических решений участвующих предприятий в определенных областях (соглашение о ценах), но не их юридическую самостоятельность. Картели, которые пытаются монополизировать рынок, запрещаются законом, ограничивающим конкуренцию.
Самостоятельные в юридическом отношении предприятия для улучшения условий хозяйствования или усиления своей экономической мощи могут объединяться под общим руководством, образуя концерн. Это компании, которые через акции или долевое участие переплетены капиталами, одно стоящее во главе крупное предприятие берет на себя экономическое руководство, используя возможности своего влияния.
Иногда объединения предприятий приводят к их интеграции, они отказываются от экономической и юридической самостоятельности. В данном случае образуется трест. Это происходит путем включения или объединения предприятий в новое крупное предприятие.
Преподаватель: подведем итоги.
6. Обобщение и систематизация знаний;
Лекция
Показ слайдов №2 «Отношения собственности» и №3 «Собственность» (Читает учащаяся).
Показ слайда №1 «Человек и отношения собственности» (Читает учащаяся).
Задание:
1. Что такое собственность?
2. Какие виды собственности существуют в современном мире?
3. Существует ли разница в работе человека на собственном предприятии или по найму? Почему?
Учащиеся отвечают на вопросы.
1. Собственность - это принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам – индивидам или коллективам.
2. Частная, государственная, акционерная, коллективная, кооперативная, муниципальная.
3. Существует. В случае, когда человек работает на собственном предприятии, он является владельцем данного имущества, здесь собственник заботится о дальнейшем приумножении своей собственности, об улучшении своего благосостояния. Когда человек нанимается на работу, то он работает согласно договору, требованиям, которые устанавливает хозяин организации.
Преподаватель: Таким образом, ребята, мы изучили и рассмотрели экономику современного общества, НТП, НТР, технологическую и информационную революции, прогнозы энергетического и экологического кризиса, рыночную экономику, частную собственность, коллективную собственность. Давайте проверим ваши знания. Учащимся раздаются административные контрольные разноуровневые работы по двум вариантам.
7. Анализ урока. Результаты.
· Проведение АКРР (20 мин.)
· Сообщение итоговой оценки учащимся.
8. Определение и разъяснение домашнего задания.
Выучить конспект по теме «Коллективная собственность», подготовиться к устному опросу.
Список использованной литературы
1. И. П. Смирнов «Введение в современное обществознание» Учебное пособие.
2. В.И. Моряков, В.А. Федоров, Ю.А. Щетинов. История России. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. Москва, 1996 г.
3. Фотоальбом. Балаково., Саратов,1997 г.
4. Интернет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.