Экономико-географические особенности

  • Документация
  • docx
  • 04.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Характерной чертой югославской экономики была большая неравномерность в развитии как промышленности, так и сельского хозяйства. Главная причина заключается в том, что новое государство объединило регионы, продолжительное время входившие в состав стран с разными экономическими укладами. Однако процесс модернизации промышленности развивался весьма медленно. Расширение посевных площадей увеличило объем сельхозпродукции, но урожайность, несмотря на весьма благоприятные условия, все же отставала от ряда западноевропейских стран. Словения, Хорватия и Воеводина обладали сравнительно развитой промышленностью. Заметными темпами развивалась промышленность Сербии. Отсталыми в промышленном отношении оставались Македония, Босния и Герцеговина, Черногория и регион Косова. Эта неравномерность сохранялась на протяжении всего межвоенного периода.
Иконка файла материала План практического заняти2.docx
План практического занятия Практическая работа: Экономико­географические особенности Восточной Европы 1 вариант 1. Используя необходимые карты, справочную литературу, дать письменное описание политического  положения страны по плану. 1 вариант – Югославия План:   1.      Политическая и экономическая оценка государственных границ: а) уровень экономического развития соседних стран; Характерной чертой югославской экономики была большая неравномерность в развитии как промышленности, так и сельского хозяйства. Главная причина заключается в том, что новое государство объединило регионы, продолжительное время входившие в состав стран с разными экономическими укладами. Однако процесс модернизации промышленности развивался весьма медленно. Расширение посевных площадей увеличило объем сельхозпродукции, но урожайность, несмотря на весьма благоприятные условия, все же отставала от ряда западноевропейских стран. Словения, Хорватия и Воеводина обладали сравнительно развитой промышленностью. Заметными темпами развивалась промышленность Сербии. Отсталыми в промышленном отношении оставались Македония, Босния и Герцеговина, Черногория и регион Косова. Эта неравномерность сохранялась на протяжении всего межвоенного периода. Ведущее место в производстве занимали отрасли промышленности, связанные с сельским хозяйством, - пищевая, текстильная, табачная, деревообрабатывающая. Тяжелая промышленность развивалась в основном в незначительной степени. Исключение составляла горнорудная промышленность, поскольку Югославия исключительно богата залежами цветных металлов и бокситов. По запасам свинца, хрома, сурьмы, цинка, меди, молибдена она занимала первое или второе место в Европе. Добыча этих руд и выплавка цветных металлов постоянно возрастали. Однако подавляющую часть горнорудной промышленности контролировал иностранный капитал, а ее продукция вывозилась за границу. В 20-е годы господствующие позиции занимали французский и английский капиталы. С середины 30-х годов наблюдался стремительный рост капиталовложений Германии.Сложным и запутанным было финансовое положение Югославии. Зависимость от иностранных инвестиций усугублялась внешними займами. Страна вынуждена была выплачивать западным союзникам займы периода первой мировой войны. Получая репарации (Сербия - одновременно страна и жертва агрессии, и победитель), Югославия вынуждена была взять на себя часть довоенного долга Австро-Венгрии и долги частных лиц, проживавших на территории империи, выплачивать довоенные долги Сербии и Черногории и даже часть долгов Османской империи, соразмерно территориям, отошедшим к Сербии и Черногории после Балканских войн. Укрепляя военный потенциал, страна вынуждена была получать новые займы от Франции и Чехословакии, а на строительство железных дорог - от США. Весь межвоенный период Югославия оставалась преимущественно аграрной страной. В 30-е годы свыше 76% населения было занято в сельском хозяйстве. Оправданно опасаясь социально-политических катаклизмов, в обстановке массовых крестьянских волнений правящие круги югославского государства вынуждены были приступить к осуществлению аграрной реформы. Она растянулась на многие годы, начиная от предварительных решений по подготовке реформы (февраль 1919 г.) и до закона о ее окончании, который был принят в июле 1931 г. После реформы в стране образовалось огромное число мелких крестьянских хозяйств, причем свыше 2/3 их имели наделы по 5 га, на них приходилась только четверть обрабатываемой земли. Треть хозяйств имела наделы до 5 га. Около 500 тысяч крестьян остались без наделов и находились в положении батраков или сельхозрабочих. К особенностям аграрной реформы в Югославии можно отнести следующее: церковь сохранила большую часть своих наделов; наделы свыше 20 га принадлежали 3% землевладельцев, но на них приходилось около 23% обрабатываемой земли; лишь в октябре 1928 г. был принят закон, по которому от феодальных повинностей освобождались крестьяне Боснии и Герцеговины, получая землю в полную собственность; бывшие помещики- мусульмане получили от государства денежную компенсацию; не имеющие земли 250 тысяч югославян вынуждены были эмигрировать за границу. Как и всем странам с рыночной экономикой, Югославии были присущи периоды хозяйственного подъема и спада производства. Не миновал ее и мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., правда, страна вступила в кризисную фазу несколько позднее передовых западных государств. Ощутимый спад производства охватил промышленность и сельское хозяйство. Особенно пострадало сельское хозяйство - основа югославской экономики. Определенный подъем экономики наметился лишь к середине 30-х годов. б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;Российская Федерация на данный момент представляет собой самую активную силу,  которая отказывается признавать независимое косовское государство. Ещё с конца  девяностых годов она блокирует все попытки отторжения края от Сербии и настаивает на  соблюдении сербской территориальной целостности. Вопрос статуса Косово, таким  образом, становится одним из спорных моментов в сотрудничестве между Москвой и  Западом. При взгляде на историю конфликта, разворачивающегося на территории бывшей  Югославии, можно сделать вывод, что российская позиция не всегда находилась в прямой  оппозиции западной. Какова же российская политика в отношении Балкан и конфликтов,  сопровождавших распад Югославии? Под влиянием чего она формировалась? Каково  будущее у существующей российской позиции в вопросе косовской независимости?   Балканский полуостров представляет для России, с точки зрения общей истории и  стратегической позиции, значимую область. В исторической плоскости он являлся  элементом конфронтационных отношений с Османской империи, с которой царский Санкт­ Петербург был вынужден несколько раз воевать за господство на Чёрном море, а  балканские народы – за свою свободу. Общий враг позволил Российской Империи стать  гарантом процесса формирования независимых балканских государств и взять на себя роль освободителя южных славян, покончившего с турецким господством в регионе. В  контексте взаимоотношений важную позицию занимает, прежде всего, Сан­Стефанский  мир, заключённый между Санкт­Петербургом и Стамбулом в 1878 году, который  способствовал возникновению самостоятельных Сербии, Черногории, Румынии и Болгарии.  В геостратегической плоскости Балканы представляют собой территорию с  исключительным местоположением. Полуостров обладает выходом к Чёрному и  Средиземному морям и, одновременно, располагается в центре треугольника Европа ­  Ближний Восток ­ Северная Африка. Это позволяет ему однажды стать в плацдарм для  возможных боевых операций по всем трём направлениям. На сегодняшний день это  положение стремятся использовать Соединённые Штаты Америки, которые начали  строительство баз восточноевропейской общевойсковой тактической многонациональной  группы в Болгарии и Румынии. С точки зрения России, эта территория является, прежде  всего, коридором в Южную Европу, что было продемонстрировано, например, проектами  газопровода «Южный поток» и Паневропейского нефтепровода. В обоих случаях Балканы  являются транзитным узлом, через который углеводородное сырьё будет следовать,  например, в Италию, или по маршруту Венгрия ­ Чешская Республика в  Австрию. Несмотря на приведённые выше аспекты, российская политика в отношении  Балкан довольно противоречива. Это состояние мы можем, с одной стороны, считать  наследием балканского вектора Советского Союза, а с другой – незавершившимся  процессом формирования концепции российской внешней политики.       в) стратегическая оценка государственной границы. Федерация была неоспоримым лидером по численности населения среди других  балканских стран: постоянное население в 1987 году оценивалась в 23,4 миллиона человек,  а плотность населения страны выросла с 62 человек на квадратный километр в 1948 году  до 92 на квадратный километр в 1988 году. Югославия распалась на независимые государства. После развала на карте появились новые страны: Сербия, Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория и Македония.  Некоторые территории смогли отстоять свой суверенитет мирным путем, но основной  период распада сопровождался кровопролитием. Столица Югославии до распада – Белград – стал столицей независимой Сербиию2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:       а) возможность использования морского и речного транспорта; Серьезные повреждения транспортной инфраструктуры, прекращение судоходства на  Дунае, морская блокада и запрет авиаполетов весьма отрицательно сказались на  транспорте. Однако, эта отрасль относительно быстро стала на ноги и восстановила все  свои функции, согласно потребностям экономики. Отмечается тенденция роста объема  транспортных услуг, особенно в транспорте груза.       Физический общем транспортных услуг выше на 6% по сравнению с предыдущим  годом. В Сербии общем транспортных услуг выше на 6% по сравнению с 2000 годом и  составляет 19% (количество перевозок пассажиров увеличено на 22%, а перевозок товара  на 9%). В Черногории общем транспортных услуг ниже на 43% (в пассажирском  транспорте на 14%, а в грузовом на 43% в результате большого спада перевозок морским  путем). Оценочный внутренний продукт транспортной системы в 2001 году реально выше  на 5%, по сравнению с 2000 годом.       Отмечена тенденция ускоренного роста физического объема услуг в перевозках  пассажиров в автодорожном транспорте, а также и их сокращения в железнодорожном  сообщении. В грузовом транспорте значительный спад отмечен в морском, автодорожном и воздушном сообщении.      Количество перевозок товаров в двустороннем обмене возросло на 6,3%, а количество  транзитных перевозок товаров в 2001 году выше в 1,5 раза, чем в 2000 году.  Автодорожный транспорт       СР Югославия весьма привлекательна для транзитного автодорожного транспорта в  направлении Европа­Ближний Восток. Из­за ее преимуществ активизирован Коридор 10,  связывающий страны Ближнего Востока, Болгарию и Грецию со странами Западной и  Сентральной Европы. В 2001 году осуществлено 5.766 млн. пассажирских километров,  выше на 77% по сравнению с 2000 годом. В перевозках товаров осуществлено 553 млн.  тонных километров ­ на 14% меньше.  Железнодорожный транспорт       Продолжительный общественный и экономический кризис серьезно повлиял на  железные дороги, имеющие сейчас изношенные транспортные мощности, оборудование и  инфраструктуру, а также и отсталую технологию и большие излишки рабочей силы.       В 2001 году на железных дорогах перевезено 10,9 млн. пассажиров, или на 10% меньше,  чем в 2000 году. Перевезено 9,3 млн. тонн товаров как и в прошлом году.      На ближайшие годы планируется восстановление авто­ и железнодорожной  инфраструктуры, при финансовой поддержке Европейского инвестиционного банка и  Европейского банка реконструкции и развития. Модернизация и строительство авто­ и  железных дорог, в соответствии с международными стандартами, имеет большое значение  для рыночной экономики и общего экономического развития СР Югославии.       Воздушный транспорт       В течение 2001 года по сравнению с 2000 годом в воздушном транспорте отмечен ростперевозок пассажиров на 8% и товаров на 26,4%. На регулярных линиях в примерно 30  стран и в несколько пунктов назначения в чартер­сообщении, имеющем исключительно  туристический характер, используется больше 20 самолетов.     Морской и речной транспорт Морской транспорт, также, потерпел в результате санкций. Проводится его оздоровление и возвращение югославских судов в международные территориальные воды. Порт Бар  полностью оснащен для всех видов перевалки товаров.       Речной транспорт в 2001 году отметил удовлетворительные результаты, однако не были использованы все имеющиеся товарные и силовые мощности.      В конце ноября 2001 года в рамках Дунайской Комиссии достигнута договоренность о  начале работ по очистке Дуная в районе города Нови­Сад. Стоимость этого проекта­ 26  млн. евро, и для этого 85% средств обеспечено Европейской комиссией, а остальные  средства Швейцарией, Нидерландами и Канадой. По завершению очистки Дуная начнутся  работы по строительству моста «Свобода», стоимость которых оценивается в около 40  млн. евро. В течение 2002 года понтонный мост у г. Нови­Сад открывался три раза в  неделю, а оплата за проезд по брутто зарегистрированной тонне судна ­ снизилась.       б) торговые отношения с соседними странами; Экспорт Югославии в 1990 году был равен 20.8 млрд. долл., занимал 37е место в мире и был   на   уровне экспорта   ОАЭ (22.1   млрд.   долл.), экспорта   Ирака (20.3   млрд.   долл.). Экспорт Югославии был меньше импорта Югославии на 5.1 млрд. долл., торговый дефицит был равен 5.8% от ВВП Югославии. Доля экспорта Югославии в мире составляла 0.48%. Экспорт на душу населения в Югославии в 1990 году составлял 890.9 долларов, занимал 85е место в мире и был на уровне экспорта на душу населения на Ямайке (942.0 долларов), экспорта   на   душу   населения   в   Туркменистане   (928.1   долларов),   экспорта   на   душу населения на Мальдивах (896.7 долларов), экспорта на душу населения в Венгрии (886.7 долларов), экспорта на душу населения в Свазиленде (883.0 долларов), экспорта на душу населения в Намибии (859.0 долларов), экспорта на душу населения в Беларуси (848.7 долларов),   экспорта   на   душу   населения   в   Чили   (832.9   долларов).   Экспорт   на   душу населения   в   Югославии   был   больше,   чем   экспорт   на   душу   населения   в   мире   (817.2 долларов) на 73.7 долларов. Сравнение экспорта Югославии и соседей в 1990 году. Экспорт Югославии был больше, чем экспорт Греции (14.5 млрд.  долл.)  на 44%, экспорт Венгрии (9.2 млрд. долл.) в  2.3 раз, экспорт Болгарии (7.2 млрд. долл.) в 2.9 раз,экспорт Румынии (6.3 млрд. долл.) в 3.3 раз, экспорт   Албании (0.3   млрд.   долл.)   в   65.2   раз,   но   был   меньше,   чемэкспорт Италии (215.7 млрд. долл.) на 90.3%, экспорт Австрии (59.4 млрд. долл.) на 65%. Экспорт на душу населения в Югославии был больше, чем экспорт на душу населения в Венгрии (886.7 долларов) на 0.47%, экспорт на душу населения в Болгарии (814.2 долларов) на 9.4%, экспорт на душу населения в Румынии (266.6 долларов) в 3.3 раз, экспорт на душу населения   в  Албании   (97.2  долларов)  в  9.2  раз,  но  был   меньше,  чем  экспорт  на  душу населения в Австрии (7 693.5 долларов) на 88.4%, экспорт на душу населения в Италии (3 775.0 долларов) на 76.4%, экспорт на душу населения в Греции (1 411.7  долларов) на 36.9%. Сравнение экспорта Югославии и лидеров в 1990 году. Экспорт Югославии был меньше, чем экспорт США (551.9 млрд. долл.) на 96.2%, экспорт Германии (404.1 млрд. долл.) на 94.8%, экспорт Японии (323.1 млрд. долл.) на 93.6%, экспорт Франции (265.4 млрд. долл.)на   92.2%, экспорт   Великобритании (247.1   млрд.   долл.)   на   91.6%.   Экспорт   на   душу населения в Югославии был меньше, чем экспорт на душу населения в Германии (5 108.2 долларов) на 82.6%, экспорт на душу населения во Франции (4 534.7 долларов) на 80.4%, экспорт на душу населения в Великобритании (4 322.0 долларов) на 79.4%, экспорт на душу населения в Японии (2 594.9 долларов) на 65.7%, экспорт на душу населения в США (2 185.5 долларов) на 59.2%. Потенциал экспорта Югославии в 1990 году. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Австрии (7 693.5 долларов), лучшего соседа, экспорт Югославии был бы 179.9 млрд. долл., что в 8.6 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Германии (5 108.2 долларов), экспорт Югославии был бы 119.4 млрд. долл.,   что   в   5.7   раз   больше   фактического   уровня.   При   показателе   экспорта   на   душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Европе (3 064.2 долларов), экспорт Югославии был бы 71.6 млрд. долл., что в 3.4 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Южной Европе (2 598.0 долларов), экспорт Югославии был бы 60.7 млрд. долл., что в 2.9 раз больше фактического уровня. экспорт, млрд. долл. экспорт на душу населения, долларов текущие цены Экспорт Югославии, 1970­1990 экспорт, млрд. долл. рост экспорта, % постоянные цены 1970 доля экспорта в ВВП, % 2.5 3.0 3.2 4.4 5.9 5.9 6.5 7.0 7.9 10.6 13.1 12.8 11.9 12.8 17.7 16.2 12.8 19.9 25.8 23.8 20.8 126.0 149.2 157.6 211.6 279.9 280.1 304.7 325.9 364.2 484.5 593.3 574.8 532.8 566.9 776.7 706.4 553.8 860.7 1 108.6 1 020.8 890.9 2.5 3.1 3.2 3.4 3.8 3.4 3.5 3.4 3.5 3.9 4.8 4.8 5.0 5.1 6.7 5.8 4.4 6.6 8.1 7.1 5.8   19.9 4.1 6.8 10.8 ­9.6 2.3 ­3.7 3.4 12.1 23.2 0.54 3.1 3.2 30.8 ­13.0 ­24.1 49.5 22.6 ­12.8 ­17.4 17.5 19.2 19.6 20.4 19.7 17.8 17.3 15.3 14.5 15.5 18.7 18.5 19.0 19.9 25.6 22.1 16.1 23.6 29.5 25.3 23.7 год 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 доля Югославии, % в мире 0.66 0.71 0.64 0.63 0.61 0.58 0.57 0.55 0.53 0.57 0.58 0.56 0.56 0.61 0.79 0.73 0.52 0.69 0.77 0.66 0.48 в Европе 1.3 1.4 1.3 1.3 1.3 1.2 1.2 1.2 1.1 1.2 1.3 1.3 1.3 1.4 1.9 1.7 1.1 1.4 1.6 1.4 0.94 в Южной Европе 9.0 9.3 8.1 8.7 9.1 8.3 8.6 7.8 7.1 7.3 8.0 8.0 7.8 8.4 10.8 9.7 6.3 8.0 9.2 7.9 5.6в) обеспеченность страны сырьём. По   закону   об   аграрной   реформе,   принятому   в   августе   1945   г.,   в   общественную собственность перешли земельные владения банков, акционерных компаний ит. п., а также земли церковных учреждений, превышающие 10 га. Аграрная реформа предусматривала экспроприацию   всех   земельных   наделов   более   45   га   необрабатываемых   или   25—30   га обрабатываемых   земель.   Таким   образом   было   уничтожено   крупное   помещичье землевладение;   безземельные   и   малоземельные   крестьяне   получили   около   650   тыс.   га земли.   Более   50%   конфискованных   земель   предназначалось   для   организации сельскохозяйственных   кооперативов,   лесных   хозяйств   и   т.   п.   Через   год   после   издания закона   об  аграрной  реформе   был   принят  основной   закон  о  кооперативах,  поощрявший вступление   крестьян   в   сельскохозяйственные   кооперативы   и   предоставлявший   им преимущества  и льготы.  До 1952 г. в стране было  создано около 7 тыс. крестьянских производственных   кооперативов,   однако   в   1953—1955   гг.   большинство   их   было ликвидировано. В этом же году были внесены некоторые изменения в аграрную реформу 1945   г.:   введен   земельный   максимум,   согласно   которому   за   сельским   населением сохранялось право на земельные наделы не более 10 га, а за лицами, не связанными с сельским   хозяйством,   от   3   до   5   га;   была   разрешена   свободная   продажа   земли   и   наем работников   (до   5   человек);   отменены   некоторые   ограничения   в   торговле сельскохозяйственными продуктами. В настоящее время в сельском хозяйстве Югославии, где занято 50,5% населения, преобладает мелкотоварный способ производства. В частно^ секторе находится около 90% обрабатываемых сельскохозяйственных земель и угодий и 90% поголовья скота (по данным 1962   г.).   759   тыс.   крестьянских   хозяйств   (чисто   сельскохозяйственных   и   смешанных), земельный   надел   которых   составляет   не   более   2   га,   владеют   только   0,07%   частного земельного фонда, тогда как 424 тыс. хозяйств, наделы которых превышают 8 га, владеют почти   40%   земли   (данные   1960   г.).   В   1962   г.   в   Югославии   насчитывалось   всего   147 производственных   трудовых   кооперативов   и   4086   кооперативов   общего   типа,   которые являются,   по   существу,   снабженческо­сбытовыми   организациями.   Производственная деятельность этих кооперативов невелика. Прибыль в них складывается от услуг, которые они оказывают крестьянам в проведении сельскохозяйственных работ (пахота, обмолот), от содержания магазинов, столовых, от переработки сельскохозяйственной продукции и т. п. В   Югославии   существуют   также   государственные   сельскохозяйственные   имения   и комбинаты, основанные на государственной земле (типа наших совхозов); в 1962 г. в стране было 475 таких имений, 97 из них в Воеводине. В некоторых крупных государственных имениях­   комбинатах   производство   сельскохозяйственной   продукции   сочетается   с   их переработкой. В одном из крупнейших комбинатов Воеводины «Братство — Единство», образованном в 1959 г. из нескольких мелких государственных хозяйств, трудится около 3 тыс. человек, причем около трети рабочих ­ сезонные. Этот комбинат, имеющий 14,5 тыс. га земли — многоотраслевое хозяйство: здесь выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу,   коноплю,   овощи,   кормовые   культуры,   занимаются   животноводством;   в   составе комбината работают пять мельниц, пенькозавод, консервный, пивоваренный, молочный и кирпичный заводы, бойня, холодильник, элеватор, ремонтные механические мастерские, 26 магазинов. Хотя в Югославии большое внимание уделяется сельскому хозяйству, оно развито еще недостаточно. Техническая   оснащенность   сельского   хозяйства   невысока.   В   1962   г.   в   стране насчитывалось   38  тыс.   тракторов   и   6,6  тыс.   комбайнов.   Более   половины   крестьянских хозяйств по стране в целом не имеют плугов и рабочего скота.До 1959 г. сельское хозяйство Югославии находилось примерно на довоенном уровне. Сейчас   довоенный   уровень   превзойден,   однако   сельское   хозяйство   все   еще   не   может полностью удовлетворить потребности страны в сельскохозяйственных продуктах, и часть их   ввозится   из­за   границы.   В   ближайшие   годы   сельское   хозяйство   Югославии   сможет удовлетворить нужды страны в продовольствии. В   Югославии   возделываются   многие   виды   сельскохозяйственных   куль­   тур   — зерновые, огородные, технические. Однако преобладают зерновые (кукуруза и пшеница). Важной   отраслью   экономики   является   садоводство   и   виноградарство.   Под   пахотными землями занято около 52% всех обрабатываемых земель; под садами и виноградниками— около 5 %. (Подробнее о сельскохозяйственных культурах, садоводстве и виноградарстве см. в соответствующих разделах этой главы, посвященных отдельным народам Югославии.) Кормовую   базу   скотоводства   составляют   луга,   пастбища   (они   занимают   43%   всех сельскохозяйственных угодий) и зерновые культуры. Помимо этого, в настоящее время все большее место начинает занимать клевер и кормовая репа. Разводят овец, коров, свиней, лошадей. На начало 1962 г. в СФРЮ насчитывалось 5,9 млн. голов крупного рогатого скота, 5,1 млн. свиней и 11 млн. овец. Коневодство, несмотря на наличие современных средств передвижения и машин, в типично земледельческих районах (Воеводина, Славония, Междумурье) играет большую роль и в наши дни. Повсеместно занимаются также птицеводством. 3. Отношение к  «горячим точкам планеты»:       а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам; Албанцы на протяжении столетий стремились к созданию собственного государства, а  объективно на пути его создания вставали три силы: Турция, до 1912 года  контролировавшая территорию их проживания; сербы, чьи интересы распространялись на  территорию Косово и Македонию, отчасти населенную этническими албанцами; и Италия,  неоднократно пытавшаяся закрепиться военным путем на столь близком к ней берегу.  Стоит напомнить: после поражения Австро ­ Венгрии в Первой мировой войне Италия,  воевавшая на стороне Антанты, потребовала возвращения своей исторической области  Далмации, где значительную часть населения составляли хорваты. Не желая уступать эту  территорию, хорваты предпочли объединиться с родственными по языку сербами в единое  государство, названное в последствии Югославией. Впервые идея о необходимости  осуществить для албанского народа свое право на самоопределение появилась в виде  требования создания специального албанского вилайета (области) во времена Османской  империи. Албанцы были главным оружием Турции в деле подавления свободы и  национальных движений христианских народов на Балканах, которые боролись за  воссоздание своего национального государства. В результате Балканских войн начала века с гегемонией Турции на Балканах было  покончено. Общий враг исчез. Албанцы создали свое государство. В 1913 году Республика  Албания, получила международное признание. Косово подверглось аннексии со стороны  Королевства сербов, хорватов и словенцев. Эти земли Сербия и сейчас считает своими, а  албанцы с этим не могут согласиться[7]. После провозглашения независимости Албании в 1921 г.,ее территориальные претензии по  отношению к Сербии не только сохранились, но и усилились. С середины 30­х годов  Албания стала еще и полигоном стратегических интересов фашистских Германии и  Италии. В годы второй мировой войны, сражаясь на стороне фашистских оккупантов,албанцы продолжали террор против неалбанского населения, который фактически можно  приравнять к геноциду. Этнические чистки сербов осуществлялись в эти годы в  устрашающих размерах. После второй мировой войны Косово получило широкую автономию в составе Сербии,  которая в свою очередь была частью Социалистической Федеративной Республики  Югославия. В начале века русский правовед и историк А.С.Ященко отмечал, что превращение  унитарного государства в федерацию есть шаг к его распаду. Югославия, являясь  многонациональной федеративной республикой, стала жертвой федерализма. Отдельные политические группы албанского национального меньшинства упорно  добиваются отделения Косово и Метохии от Сербии и с этой целью все более открыто  прибегают к непризнанию законных властей, насилию и терроризму. Международная  поддержка необходима им, прежде всего для создания "Республики Косово" как  переходного решения, а потом ­ "Великой Албании", которая является их настоящей целью и которая бы, кроме значительной части СР. Югославии (и Сербии, и Черногории),  включала части Македонии и Греции. В этом суть так называемой косовской проблемы. По своей политической сути "косовская  проблема" ­ это сепаратизм лидеров и политических группировок национального  меньшинства, что полностьюпротиворечит международным нормам[8]. В Косово проявляется крайний и агрессивный албанский национализм, сопровождаемый  демографическим взрывом и попытками только логикой больших чисел осуществить право на реализацию сепаратистской цели ­ выхода территории Космета из состава  государственной территории Сербии и присоединения ее в дальнейшем к Албании. При  этом забывается, что с этой территории под давлением албанского террора выехало более  200 000 сербов, а на их место только с 1945 года до сегодняшнего дня с благословения  тогдашних югославских властей поселились от 350 000 до 400 000 людей, бежавших из  Албании. Таким образом, долгое время насильственно менялась этническая структура  населения в Космете, создавались условия для того, чтобы албанцы выступили на  международной политической сцене с требованием предоставить им отдельное  государство. В социалистической Югославии федеративным отношениям всегда уделялось большое  внимание. Югославиягордиласьдостижениямивобласти межнациональных отношений.  Особенно чутко руководство страны относилось к 25 этническим группам, национальным  меньшинствам, которых даже стали называть по­новому ­ народность. В стране выходило  150 газет и журналов на языках национальных меньшинств. В крае Косово существовало  904 албанских начальных и 69 средних школ, университет. Каждое десятилетие приносило  существенное расширение прав автономии[9]. В 60­е годы После Второй мировой войны Косово получило статус национальной области в составе Сербии. В 1963 г. Косово становиться автономным краем. Тем не менее,  учащаются случаи столкновения албанцев с сербской полицией. Борьба с албанскими  диссидентами возложена на югославское УГБ (аналог КГБ в СССР). Происходит массовая  эмиграция албанцев, в том числе в Турцию. Албанцы действовали уже активнее –  устраивали провокации и диверсии, оскверняли сербские церковные и культовыепамятники, запугивали православное население. В 1968 г. в крае произошли массовые  выступления, демонстрации националистической албанской молодежи, которые были  разогнаны полицией. Служба государственной безопасности отмечала, что  националистические настроения ширятся по Косово, охватывая ряды интеллектуалов,  студентов и школьников. В одном из сообщений министерства внутренних дел Сербии,  составленном на основании данных краевого отделения внутренних дел в 1966 г.,  подчеркивалось: “В средних школах, средних специальных учебных заведениях, гимназиях  и учительских школах молодежи легально преподают национализм… Враждебная  активность растет. И таких акций в последнее время становится все больше… ­  организаций бойкота, физических нападений на лиц черногорской и сербской  национальности, угроз и принуждений к отъезду с этой территории, открытых враждебных  выступлений в общественных местах”. Принятая в 1963 г. Конституция была, бесспорно, противоречивым законом: с одной  стороны, поднимался статус национальных меньшинств, которые стали называть  народностью, а автономные области, в частности Косово, получили статус краев. С другой  стороны, принижалось значение нации в политической системе. Руководство страны  пыталось построить новое, так называемое самоуправленческое общество, поэтому в  измененной структуре парламента не нашли отражения принципы учета интересов народов  и народностей, населявших Югославию. Но в многонациональной стране нельзя было не  учитывать требования населяющих ее народов. Поэтому с 1967 г. по 1971 г. было принято  42 поправки к Конституции, которые увеличивали суверенность прав республик и краев и  сужали компетенции федерации[10]. Предполагалось, что такими изменениями будут  сняты причины межнациональных конфликтов. Однако предотвратить развитие  националистических выступлений в стране не удалось. 70­е годы многие албанцы считают наиболее благоприятными для развития края. В  соответствии с Конституцией 1974 г. республики и автономные края наделялись еще более  широкими полномочиями, приобретали политическую и экономическую  самостоятельность. Края, получившие полномочия по решению всех вопросов внутренней  жизни, обладали широким двойным статусом: с одной стороны, они являлись составной  частью Сербии, а с другой – фактически имели те же права, что и сама республика в  рамках СФРЮ. Автономные края превратились в равноправные единицы союзного  государства. Сербия не могла принять ни одно решение без одобрения автономного края, а  он в свою очередь мог не считаться с мнением руководства Сербии. На практике при  решении хозяйственных или политических вопросов трудно было достичь единства  республики – руководящие органы края подчинялись республиканским только в том  случае, если считали это выгодным для своих интересов. Автономный край обладал  равными правами с республиками, кроме одного – не мог отделиться от Сербии. Поэтому в Косове с первый дней выступления албанцев звучали требования предоставления краю  статуса республики. Поскольку албанцы по численности были четвертой нацией в СФРЮ  после сербов, хорватов и мусульман, они считали свои требования обоснованными.  Руководство Сербии опасалось “контрреволюционного подполья” в Косове, его  деятельности по албанизации края и усиливало там работу министерства внутренних дел и  службы безопасности. Но со стороны руководства страны и других республик действия  Сербии часто расценивались как унитаристские и подвергались резкой критике.       б) военно­стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;Удары по военным и экономическим объектам Сербии и Косово в ходе новой в военном  искусстве воздушно­космическо­морской ударной операции наносились не группировками  ВВС и ВМС, которые там формально существовали, а специально созданными на их базе  разведывательно­ударными боевыми системами (РУБС). Основой РУБС являлись  космические системы различного назначения, а также воздушные и морские носители  высокоточного оружия. Воздушно­космическо­морская ударная операция проведена  полностью бесконтактным способом на межконтинентально удаленном от США горно­ лесистом балканском театре с достаточно развитыми экономикой, инфраструктурой и  заранее созданной системой обороны Югославии. Самолеты ВВС и ВМС США и других  стран НАТО действовали как элементы РУБС в качестве "подносчиков боеприпасов". Они  взлетали с авиабаз на территории США, стран НАТО в Европе и авианосцев в  Адриатическом море, доставляли до рубежей пуска за пределами досягаемости  противосамолетной обороны Югославии заранее нацеленные на конкретные критические  точки военных и экономических объектов высокоточные крылатые ракеты. Запуск ракет  производился с высоты 8­9 тыс. м, после чего самолеты уходили за новыми  боекомплектами или возвращались на авиабазы США. Крылатые ракеты морского базирования запускались с кораблей и подводных лодок ВМС  США, которые находились в Адриатическом море и также входили в разведывательно­ ударные боевые системы. Крылатые ракеты воздушного и морского базирования поражали  цели на дальностях 300 ­ 800 км от рубежей пусков. В течение первых шести недель  операции были испытаны новейшие крылатые ракеты воздушного базирования, хотя в  целях дезинформации они проходили под известным старым шифром AGM­86 с  добавлением определенных индексов. В этот же период были испытаны также практически  новые крылатые ракеты морского базирования AGM­109, носителями которых были  корабли и подводные лодки ВМС США. Эти ракеты наводились на цели с использованием  космической навигационной системы GPS, весь полет этих КР осуществлялся в режиме  полного радиомолчания без излучения электромагнитной энергии для измерения высоты  своего полета. На конечном участке полета, непосредственно в районе цели,  активировалась оптическая система DSMAS для точного наведения на конкретную  критическую точку объекта. Были испытаны также новые модификации управляемой  крылатой ракеты AGM­130 с телевизионной командной системой наведения (носитель  самолет F­15E). В конце первого периода войны были отмечены испытания и кассетных  авиабомб CBU­97 с самоприцеливающимися боевыми элементами для поражения  бронетанковой техники (носитель ­ стратегический бомбардировщик В­1В). Следует отметить, что на протяжении всего первого периода операции метеорологические  условия в целом не благоприятствовали применению пилотируемых средств над  территорией Югославии. Однако туманы, дожди и плотная низкая облачность мало  сказывались на действиях авиации, поскольку та лишь доставляла до рубежей пуска  высокоточные крылатые ракеты, которые и были главным оружием первого периода  операции. Для объективной оценки эффективности боевого применения  экспериментальных крылатых ракет плохая погода была до известной степени даже более  предпочтительной.         в)  отношение правительства страны к международной разрядке, разоружению. Советско­югославский разрыв сыграл важную роль в дальнейшем создании и  сплочении советского блока государств. 25 октября 1947 дипломатические  отношения между СССР и Югославией были разорваны. И. Тито объявили  «гитлеровско­троцкистским агентом», «противником и врагом», его обвинили внационализме. Сталина раздражала независимость Тито, последний рассчитывал  создать балканскую федерацию (для начала Югославия и Болгария), в случае успех  Тито мог стать её бесспорным лидером, он был яркой (харизматичная личность)  индивидуальностью, что вызывало подозрения у Сталина. С 1949−1952 в странах народной демократии под контролем «советников» из  сталинского МГБ прошли две волны «чисток». 1­я – против «национальных»  политических лидеров, замененных близкими к СССР. 2­я – ударила по  коммунистам еврейской национальности, по тем, кто был свидетелем (будучи  членами интербригад или Коминтерна) сталинских методов «чистки» конца 30­х гг. 1949−1950 – апогей «холодной войны» − 4 апреля 1949 подписали военно­ политический союз – Североатлантический Договор(НАТО), в состав которого  вошли США, Канада и большинство стран Западной Европы. СССР и страны  Восточной Европы только в 1955ответили на это созданиемсвоеговоенного союза  – Организации Варшавского договора (ОВД). Особенно тяжело раскол Европы сказался на судьбе Германии: линия раскола  проходила по территории этой страны. В октябре1954 ФРГ принимают в  Западноевропейский Союз и НАТО. 29 августа 1949 в СССР были проведены первые испытания ядерной бомбы. В 1952  США испытали термоядерное устройство. В1953 СССР испытал термоядерную  бомбу. С этого времени США обгоняли СССР только количественно, но не  качественно – у СССР было любое оружие, которым располагали США. Опасность войны между СССР и США заставляла их действовать в «обход»,  сражаясь за ресурсы мира вдали от Европы. Дальний Восток стал ареной ожесточенной борьбы между сторонниками  коммунистических идей и прозападного пути развития, поскольку в тихоокеанском  регионе находились огромные людские и сырьевые ресурсы.   – в Корее. После Второй мировой войны страна оказалась расколотой 1­е столкновение двух систем произошло в Китае, в 1946­49 гг. там шла  гражданская война, в ней победила Компартия Китая (КПК) во главе с Мао  Цзэдуном. 2­е  на две зоны оккупации – советскую (северную) и американскую (южную). В 1948  СССР и США вывели свои войска, оставив Корею своим ставленникам –  просоветскому Ким Ир Сену и проамериканскому Ли Сынману. В ходе этой войны  советские летчики впервые встретились с американскими в азиатском небе. «Холодная война» привела к тому, что в обоих «лагерях» развернулись репрессии  против инакомыслящих и людей, выступавших за сотрудничество и сближение двух  систем. В СССР и странах Восточной Европы шла война с «космополитизмом» и  «низкопоклонничеством перед западом», в США началась «охота на ведьм»  (разоблачали тайных коммунистов и «агентов» СССР). В марте 1953 умер И. Сталин и новое советское руководство во главе с Н.  Хрущевым стало искать пути нормализации отношений с Западом.− 1953−1962 гг. : на грани ядерной войны. В 1955 СССР установил  II этап   равноправные отношения с Югославией и ФРГ. Великие державы договорились  предоставить нейтральный статус оккупированной ими Австрии и вывести свои  войска. В 1956 ситуация в мире ухудшилась в связи с волнениями в соцстранах (восстание в  Венгрии 1956 г.) и попытками Великобритании, Франции и Израиля захватить  Суэцкий канал в Египте. Но и США, и СССР приложили усилия к тому, чтобы  конфликты не разрастались. В 1959 Н. Хрущев посетил США. В 1960 1 мая,  незадолго до советско­американской встречи в верхах, США послали в полет над  территорией СССР разведывательный самолет У­2. Он был сбит советской ракетой.  Разразился скандал. Новый президент США Джон Кеннеди предпринял неудачную попытку свержения  режима Ф. Кастро на Кубе. В апреле 1961Хрущев потребовал изменить статус  Западного Берлина. Кеннеди отказался идти на уступки СССР и ГДР.  РазразилсяБерлинский кризис. Власти ГДР в августе 1961 окружили Западный  Берлин стеной, она стала символом раздела Европы (и Германии) на две враждебные части, символом «холодной войны». Советский Союз был со всех сторон окружен американскими военными базами. В  Крыму даже пляж находился в пределах прямой досягаемости американских ракет в Турции. Хрущев решил поставить Америку в такое же положение. Советское  руководство, идя навстречу Кастро, приняло решение установить на Кубе советские  ракеты среднего радиуса действия. В октябре 1962 разразился Карибский кризис. 4. Общая оценка политического положения страны. В создании Югославии нашли своё осуществление вековые стремления и чаяния  южнославянских народов к самостоятельному государственному существованию. Все  группы партии были за объединение, и разногласия их вращались, в первую очередь,  вокруг вопроса о государственном устройстве Югославии. Выдвигались республиканские, централистические, федерадистические идеи и даже идея создания общего славянского  государства с включение в него Болгарии. В связи с этим вопросом и вскоре присоединившимися к нему вопросами национального и социального порядка возникло несколько партий и группировок. Сербские финансовые и  промышленные круги, государственные чиновники и военщина группировались в,  радикальной партии, которая была за централистическое устройство государства, за  парламентарную монархию во главе с династией Карагеоргиевичей. Эта форма  государства наиболее соответствовала их стремлению к гегемонии Сербии в стране.  Королевство сербов хорватов и словенцев представлялось радикалам в виде расширенной Сербии. Опираясь на тайную организацию сербского офицерства «Белая рука», радикалы  при поддержке короля добились назначения своих ставленников на все ответственные  посты в государстве, обеспечивавшие им господство над несербскими народами[4]. В мае  1919 г. была создана, другая партия — демократическая (Давидович и Прибичевич), в  которую вошли мелкобуржуазные сербские партии, а также партии демократов — сербов  Воеводины и Боснии, хорватских и словенских демократов. Эта партия объединила  городскую мелкую буржуазию, интеллигенцию Сербии и сербскую буржуазию внеСербии, а также тех представителей других наций, которые были за государственное  единство и централизм. Демократическая партия выдвигала идею единства народов  Югославии на базе централистического устройства государства, но без гегемонии какой­ либо нации или области, за внутреннее единство и равноправие всех народов, с большими  правами самоуправления областей, округов, и общин. Это политическое объединение  было направлено как против гегемонии радикалов ­ великосербов, так и против  автономистского движения хорватов. В Хорватии наибольшим влиянием пользовалась хорватская республиканская  крестьянская партия Радича. Её ярко выраженная национальная и республиканская  программа притягивала к себе хорватских крестьян; поэтому­то она скоро стала самой  влиятельной и массовой партией в Хорватии я Далмации. Выступая против объединения в такой форме, в какой оно было проведено радикалами, республиканцы (радичевцы) на  съезде 3 февраля 1919 г. вынесли решение послать на мирную конференцию в Париж  меморандум с требованием нрава самоопределения для хорватов. Партия Радича была За  республику в границах Югославии, на базе федерации с Сербией и Черногорией.  Правительство радикалов арестовало Радича. Этот арест ещё больше поднял авторитет  Радича в крестьянских массах. В Словении большим влиянием пользовалась клерикальная партия Корошеца, которая в  отличие от радичевской партии признала принцип объединения и вошла в коалиционное  правительство е сербскими радикалами. Также и боснийские мусульмане поддерживали  сербских радикалов. С самого начала основания государства король и правительство радикалов не скупились  на обещания земельной реформы крестьянам и улучшения условий и оплаты труда  рабочих. Ни одно из этих обещаний не было выполнено, и трудящийся народ, сильно  волновался. Ещё в декабре 1918 г. произошли кровавые столкновения в Хорватии,  Черногории, Воеводине и в других областях страны. Весной 1919 г. развернулось сильное  забастовочное движение железнодорожников, шахтёров и рабочих ­ других отраслей  промышленности. В деревнях бурно развёртывалось крестьянское движение за землю. Правительство было вынуждено, издать закон о 8­часовым рабочем дне и объявить о  проведении аграрной реформы, но и на этот раз обещания не были выполнены. В условиях общего подъёма рабочего и крестьянского движения в апреле 1919 г. образовалась  югославская компартия. На выборах в парламент компартия оказалась третьей по силе  политической партией в стране. Радикальное правительство в 1921 г. объявило  компартию вне закона, распустило её организацию, закрыло её печать, конфисковав её  имущество и запретив её дальнейшую деятельность. В то же время правительство  обрушилось на национальное движение, встретив особенно сильное сопротивление со  стороны хорватской крестьянской партии Радича, которая не признала белградской  Скупщины, и требовала образования республики Хорватии. Несмотря на это, 28 июня 1921 г. была принята Видовданская (так названная по дню  святого Вида, в который произошла историческая Косовская битва 28 июня 1389 г.)  конституция, вполне отвечавшая желаниям и целям радикалов. Это привело впоследствии к целому ряду внутриполитических столкновений и потрясений. В 1923 г. Радич отправился за границу с целью получить помощь от Англии и Франции в  борьбе с сербскими радикалами за создание автономной Хорватии, но потерпел неудачу.  Затем Радич приехал в Москву и договорился о вступлении его партии в Крестинтерн  (1924 г.). По возвращении Радича на родину он и другие вожди его партии были  арестованы, а партия была объявлена распущенной. Тогда Радич и его друзьякапитулировали и признали династию, централистическое устройство страны и отказались от борьбы за республику, после чего вошли в коалиционное правительство совместно с  радикалами. Но скоро произошёл новый раскол политических партии; партия демократов  разделилась на два течения: одни стояли за централизм, другие — за федеративное  устройство государства. От партии Радича откололась часть её членов. Радикальная  партия распалась на три фракции. В 1926 г. был создан оппозиционный блок крестьянской партии (радичевцев) и независимей демократической партии (Прибичевича) —  крестьянско­демократическая коалиция. Борьба велась против чрезмерной централизации государственного устройства и против  злоупотребления этой централизацией сербскими радикалами, за особые права хорватов,  словенцев и других народов. Такое положение приводило к постоянным кризисам и  сменам правительства. За первые 10 лет существования Югославии сменилось 27  правительств. Поэтому законодательная деятельность правительств была почти  парализована. Борьба хорватов и других народов Югославии за равноправие приводила  часто к столкновениям. Особенно жестокая "борьба разгорелась в 1927—1928 гг., когда  она обострилась до того, что Радич и ещё два депутата Скупщины были убиты в  Скупщине радикалом Рачичем (1928 г.). Страну охватило мощное движений протеста,  произошли демонстраций и столкновения. Это свидетельствовало о бурном нарастании  недовольства народа режимом радикалов и ставило под угрозу существование  государственного единства. В области внешней политики Югославия закрепила свои связи с соседями. 14 августа  1920 г. она заключила оборонительный союз с Чехословакией, направленный против  ревизионистских устремлений Венгрии. Подобные договоры против захватнических  стремлений Венгрии и Болгарии были заключены и с Румынией. На этой основе возникла  Малая Антанта, которая в 1927 г. была укреплена договором Югославии с Францией. Парламентский кризис после убийства Радича превратился в государственный кризис.  Оппозиционные партии медлили начать активные действия и упустили момент. Королю  Александру удалось взять власть в свои руки. Единственной опорой его режима являлась  армия, а особенно офицерство во главе с организацией «Белая рука». 6 января 1929 г. король Александр установил внеконституционный режим, создал  правительство во главе с генералом П. Живковичем, распустил парламент, приостановил  действие конституции и запретил политические партии. Так была установлена военная  диктатура. Диктатура короля Александра ещё больше усилила централизацию государства.  Административными и насильственными мерам король добивался уничтожения  национальных и исторических особенностей отдельных народов и областей. Была установлена строжайшая цензура над Печатью, был» отменено самоуправление  областей и общин и т. д. В стране свирепствовал террор против рабочих и национальных  организаций, а также против прогрессивных общественных деятелей. Королевство сербов, хорватов и словенцев было переименовано в Югославию. Однако  под покровом этого исторически сложившегося общего наименования страны югославов,  тесно связанного со стремлением всех югославских народов к широкой федерации,  абсолютистская диктатура проводила свою великосербскую программу. 3 октября 1929 т. была проведена административно­территориальная реформа,  уничтожившая исторически сложившиеся по национальному признаку области и  искусственно разделившая страну на бановины, без учета интересов отдельных  национальностей. Права хорватов, словенцев и «других национальностей урезывались, внародной школе стали резко проводиться великосербские тенденции. Все это усилило  деятельность сепаратистов в Хорватии и других землях и их предательские заигрывания с Италией и Венгрией.  Королевская диктатура вызывала стране глубокое возмущение широких народных масс.  3 сентября 1931 г, король. Александр, якобы восстанавливая конституционный строй,  обнародовал новую конституцию, по существу узаконившую верховенство короля и  подменявшую народное представительство правительственными ставленниками и  назначения. Оппозиция бойкотировала инсценированные выборы, проводившиеся к тому  же в обстановке террора[7]. Выборы и новая конституция не могли консолидировать положения в стране. Наоборот,  дело дошло до бурных демонстраций, особенно, среди студенчества. Борьба крестьян  переросла в 1932 г. в открытые вооружённые столкновения с властями и жандармерией и  в партизанскую войну осенью 1932 г. в Хорватии. Из правительства вышли представители Словении, за ними последовала группа  хорватских депутатов, которые образовали в 1932 г. «Народный клуб». Живкович был  вынужден подать в отставку. Но не устояли» другие правительства. (Маринковича,  Сршквча, Узуновича, Ефтича), Опять "начались поиски выхода из критического  положения путём создания тотальной партии сторонников режима по типу фашистских  стран. Такая партия была создана под двусмысленным демагогическим названием  «Югославская радикально­крестьянская демократия». В эту партию вошли как бывшие  сербские радикалы, так и реакционная часть промышленников и аграриев Хорватии и  других областей Югославии, а также представители немцев. Борьба народа перерастала в общенациональное движение против режима диктатуры.  Лидер независимых демократов Прабичевич выступил за границей с программой  переустройства Югославии в федеральную республику. За переустройство страны на  федералистской основе начали выступать и другие партии, группировки и лидеры. В  Хорватии оживилась деятельность крестьянской партий. Правительство пыталось вести борьбу против возрождения политических партий на  национальных и классовых принципах. Против рабочего класса и компартии террор  становился всё более свирепым. Против оппозиционных деятелей часто применялся  способ расправы из­за угла. Но всенародное движение и усугубляющийся экономический кризис всё более усиливали  столкновение интересов среди отдельных слоев в правительственной партии. В 1933 г.  была создана фашистская партия «Збор», возглавленная одним из министров режима —  Л. Льотичем. Партия Льотича была организована по типу партии германских нацистов и  стала агентурой Гитлера в Югославии. Италия и Венгрия использовали национальные трения между сербами и хорватами и при  помощи предателя Павелича и его банд усташей стали терроризировать страну. К этому  блоку примкнула и Болгария; так создалось враждебное кольцо вокруг Югославии. В  противовес этому последняя добилась заключения «Организационного пакта» Малой  Антанты, а в феврале 1934 г. создания Балканской Антанты. В октябре 1934 г. итальянская фашистская агентура, при помощи наймитов Павелича,  совершила убийство короля Александра и французского министра иностранных дел Луи  Барту в Марселе с целью воспрепятствовать оформлению сближения Югославии с  Францией. После убийства короля Александра верховная власть в Югославии перешла к его  несовершеннолетнему сыну Петру II. Был учреждён регентский совет во главе с принцемПавлом. С приходом к власти Павла курс внутренней и внешней политики Югославии  значительно изменился. Во внутренней политике Павел шёл на уступки хорватской  оппозиции, а во внешней политике он заменил ориентацию Югославии на Францию и на  Малую Антанту политикой постепенного сближения с Германией и Италией[8]. В 1935 г. была создана террористическая фашистская организация «Патриотический  фонд молодёжи». С другой стороны, шёл процесс сближения оппозиционных партий в  единый оппозиционный блок, созданный из «Крестьянско­демократической коалиции» и  внепарламентской сербской оппозиции. Это сближение происходило на основе признания  наличия особого хорватского национального вопроса и необходимости переустройства  государства на федеративной основе с предоставлением автономии хорватам, а также  созыва учредительной Скупщины, изменения конституции и политического режима в  целом. Недовольство народа режимам возрастало. Крестьянское и национально­освободительное движение охватило Хорватию, Далмацию, Сербию, Словению и Боснию. В первой  половине 1935 г., согласно официальным данным, в столкновениях с жандармерией было  убито свыше 50 антифашистов. В феврале у Брод (Хорватия) несколько тысяч крестьян  силой вырвали из рук полиции 13 арестованных крестьянских деятелей. В Боснии и  Сербии (в городе Пирот) народ штурмовал тюрьмы с целью освободить политических  заключённых. В такой обстановке открытой борьбы народа против режима проводились  парламентские выборы 5 мая 1935 г. В день выборов в Хорватии народные массы открыто демонстрировали свои симпатии к оппозиции. Несмотря на открытое голосование и террор, правительственный список получил лишь  60,6% всех голосов, а список объединённой оппозиции — 34,4%. После выборов партии  «Объединённой оппозиции» бойкотировали парламент, и борьба как внутри  правительственного лагеря, так и между правительственной партией и партиями  оппозиции ещё более обострилась. Манёвр с созданием единой правительственной партии  потерпел неудачу. В конце июня 1935 г. правительство Ефтича, опиравшееся лишь на эту  партию, было вынуждено уйти в отставку. Из 300 депутатов национальной партии Ефтича большинство перешло в группу Стоядиновича. Правительство Ефтича сменилось правительством Стоядиновича. Правительство  Стоядиновича опиралось на им же созданное «Югославское радикальное объединение»,  составленное из групп, от коловшихся от бывшей государственной партии, из бывшей  сербской радикальной партии и из «Югославского мусульманского объединения», а также из словенской клерикальной партии. Правительство и новая партия возглавлялись крайне  ­ правыми элементами, которые, однако, были представителями старых партий,  созданных до диктатуры.  В­ августе 1936 г партия «Югославского радикального объединения» ­ опубликовала  свою программу, в которой она высказалась за конституцию 1931 г. Правительство в  своей декларации высказалось за переход к парламентаризму, однако на практике  Стоядинович, продолжал применять методы правления диктатуры. Правительство не  отменило ни одного из законов диктатуры. «Объединённая оппозиция» провела в августе 1935 г. митинг, на котором присутствовало  более 60 тысяч её сторонников. На митинге выдвигались лозунги: «Да здравствует  народный фронт свободы», «За свободу печати, собраний и организаций», «За  установление дипломатических отношений с Советским Союзом» и другие. Подобные  митинги и демонстрации проводились по всей стране.Компартия, хотя и находилась на нелегальном положении, выступила с программой  создания народного фронта и привлекла на свою сторону все левые элементы. Она в своей деятельности опиралась на возрастающую борьбу и забастовки рабочего класса и  трудящегося крестьянства. Большое значение для борьбы крестьян за свои экономические интересы имела созданная  ими в Хорватии организация «Господарска слога» («Солидарность сельских хозяев»),  которая вела борьбу за повышение цен на сельскохозяйственные продукты, против  монопольных цен, за повышение заработной платы сельскохозяйственным рабочим и  поддерживала бастующих рабочих. На деревенских собраниях избирались советы  уполномоченных. В марте 1936 г. это движение распространилось на Словению,  Далмацию, Боснию и частично на Воеводину, Сербию и Черногорию. Живкович и фашистские группы пытались путём террора добиться возврата режима 6  января 1929 г. После удаления Живковича из состава правительства он и реакционные  группы из лагеря офицерской организации «Белая рука» и других фашистских групп  усилили свою заговорщическую и террористическую активность. Террористическая  деятельность была направлена, прежде веет против народного движения. Особенно в этой области отличались банды великосербской организации — четники. Четники — это  иррегулярные штурмовые отряды сербских фашистов, которые терроризовали население  несербских областей, Хорватии и Македонии. На убийства четниками политических  деятелей в Керестинцах в апреле 1936 г. народ ответил убийством 9 четников. В свою  очередь, фашистами и жандармерией было убито более 150 оппозиционных крестьянских  деятелей. Затруднения правительства Стоядиновича привели весной 1936 г. к распаду  правительственной партии «Югославского радикального объединения». Против  правительства составился блок из компартии, рабочих, профсоюзных и крестьянских  организаций, Союза земледельцев,, демократической партии (Давидовича), независимых  демократов (Прибичевич, Вильдар) и других антифашистских групп и организаций. Силы  этого фронта превосходили силы правительства, но он был не оформлен и ему  недоставало согласованности действий и общей программы. Сербские оппозиционные  партии выдвигали на первый план борьбу за демократические свободы и подчиняли этому требованию проблему переустройства государства. Хорватская крестьянская: партия и  вся крестьянско­демократическая коалиция, наоборот, ставили на первое место вопрос о  переустройстве государства, в частности, об автономии Хорватии.