Тема : Экоситема. Биогеценоз
Цели:
образовательные:
- показать, что живая природа сложно организована, что экосистема - компонент биосферы;
- расширить представления о биологическом круговороте веществ, о роли живых организмов в экосистемах, о видах экосистем.
развивающие:
- развивать у студентов умения планировать свою деятельность;
- развивать и формировать информационную компетентность;
- развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе.
воспитательные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы.
Задачи:
• сформировать представления об экосистемах;
• раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем;
• расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы.
Основные понятия: экосистема, биологический круговорот веществ, производители, потреби-тели и разрушители органических веществ, цепи питания, пищевая сеть, агроэкосистемы.
Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером, учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами.
Формы организации учебной деятельности:Тема : Экоситема. Биогеценоз
Цели:
образовательные:
- показать, что живая природа сложно организована, что экосистема - компонент биосферы;
- расширить представления о биологическом круговороте веществ, о роли живых организмов в экосистемах, о видах экосистем.
развивающие:
- развивать у студентов умения планировать свою деятельность;
- развивать и формировать информационную компетентность;
- развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе.
воспитательные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы.
Задачи:
• сформировать представления об экосистемах;
• раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем;
• расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы.
Основные понятия: экосистема, биологический круговорот веществ, производители, потреби-тели и разрушители органических веществ, цепи питания, пищевая сеть, агроэкосистемы.
Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером, учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами.
Формы организации учебной деятельности:
ekosistema_7kl.doc
Тема : Экоситема. Биогеценоз
Цели:
образовательные:
показать, что живая природа сложно организована, что экосистема компонент биосферы;
расширить представления о биологическом круговороте веществ, о роли живых организмов в
экосистемах, о видах экосистем.
развивающие:
развивать у студентов умения планировать свою деятельность;
развивать и формировать информационную компетентность;
развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе.
воспитательные:
формировать эмоциональноценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию
необходимости охраны природы.
Задачи:
сформировать представления об экосистемах;
раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем;
расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы.
Основные понятия: экосистема, биологический круговорот веществ, производители,
потребители и разрушители органических веществ, цепи питания, пищевая сеть, агроэкосистемы.
Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером,
учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами.
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная: по составлению цепей питания.
Фронтальная: работа с тетрадями.
Ход урока
Изучение новой темы
Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней
организации материи: живые организмы, популяции, сообщества, экосистемы и экосфера.
Живой организм – это любая форма жизнедеятельности.
Популяция – это группа организмов одного вида, проживающих в определенном районе
(местообитании).
Примерами популяций являются все окуни в пруду, белки в лесах Московской области,
население в отдельной стране или население Земли в целом.
Вид – это совокупность популяций особей, представители которых фактически или
потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях.
Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность или тип местности, где
они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном
месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или
биологическое сообщество. Таким образом, сообщество комплекс взаимосвязанных популяций
разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными
условиями существования.
Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими
факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема это
система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой.
Переходная область между двумя смежными экосистемами называется экотон .
Главные экосистемы суши, такие, как леса, степи и пустыни, называются наземными
экосистемами, или биомами. Экосистемы гидросферы называются водными экосистемами.
Примерами таких экосистем являются пруды, озера, реки, открытый океан, коралловые рифы и
т.п. Все экосистемы Земли составляют экосферу. Экосфера – совокупность живых и неживых организмов (биосфера), взаимодействующих друг с
другом и со своей неживой средой обитания (энергией и химическими веществами) в
планетарном масштабе.
I. Абиотические компоненты экосистем.
Экосистема состоит из различных живых и неживых компонентов. Неживые,
или абиотические, компоненты экосистемы включают различные физические и химические
факторы. К важным физическим факторам относятся:
a. солнечный свет;
b. тень;
c. испарение;
d. ветер;
e. температура;
f. водные течения.
Главными химическими факторами являются питательные элементы и их соединения в
атмосфере, гидросфере и земной коре, необходимые в больших или малых количествах для
существования, роста и размножения организмов.
Наиболее важные для жизни химические элементы, необходимые в больших количествах,
называются макроэлементами(С, О, Н, N, P, S, Ca, Mg, K, Na).
Элементы, необходимые для жизни в малых или следовых количествах
– микроэлементы(Fe, Cu, Zn, Cl).
II. Биотические компоненты экосистем.
Основные типы организмов, которые формируют живые, или биотические, компоненты
экосистемы, принято подразделять по преобладающему способу питания на
продуцентов, консументов и редуцентов.
Продуценты это организмы, производящие органические соединения из неорганических.
Продуценты (в большинстве своем зеленые растения) создают органические вещества в
процессе фотосинтеза или хемосинтеза. Эти органические вещества используются
продуцентами как источник энергии и как строительный материал для клеток и тканей
организма.
Фотосинтез может быть представлен следующим образом:
Хемосинтез – преобразование неорганических соединений в питательные органические
вещества в отсутствие солнечного света, за счет энергии химических реакций.
Только продуценты способны сами производить для себя пищу. Более того, они
непосредственно или косвенно обеспечивают питательными
элементами консументов и редуцентов.
По типу питания все продуценты являются автотрофами сами производят органические
вещества из неорганических. Консументы и редуценты по типу питания
являются гетеротрофами питаются органическим веществом, произведенным другими
живыми организмами.
Консументы – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию,
питаясь живыми организмами продуцентами или другими консументами.
Редуценты – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию
питаясь останками мертвых организмов (животных, растений).
В зависимости от источников питания консументы подразделяются на три основных класса:
фитофаги (растительноядные) – это консументы 1го порядка, питающиеся исключительно
живыми растениями. Например, птицы едят семена, почки и листву. хищники (плотоядные) – консументы 2го порядка, которые питаются исключительно
растительноядными животными (фитофагами), а также консументы 3го порядка, питающиеся
только плотоядными животными.
эврифаги (всеядные), которые могут поедать как растительную, так и животную пищу.
Примерами являются свиньи, крысы, лисы, тараканы, а также человек.
Существует два основных класса редуцентов:
1. Детритофаги – напрямую потребляют мертвые организмы или органические
остатки. (пример: шакалы, грифы, дождевые черви).
2. Деструкторы – разлагают мертвую органическую материю на простые неорганические
соединения (процесс гниения и разложения). Примером могут служить грибы и
микроскопические одноклеточные бактерии.
Потоки энергии в экосистемах.
Химическая энергия, накопленная в глюкозе и других углеводородах, используется
продуцентами, консументами и редуцентамидля поддержания жизнедеятельности, что является
частью одностороннего движения энергии через организмы в экосистеме.
Преобразование органических соединений в энергию происходит за счет клеточного дыхания в
митохондриях клетки:
уравнение
Получение органических соединений происходит в основном за счет фотосинтеза :
уравнение
Закрепление урока
Тест
1.Ряд организмов, в котором каждый последовательно извлекает энергию из предыдущего,
называют:
А. круговоротом веществ Б. цепью питания В. сетью питания Г. потоком энергии
2.Примером естественной экосистемы могут служить:
А. аквариум Б. болото В. парк Г. сад
3. Жизнь на земле существует:
А. 3,5 млрд.лет Б. 1,5 млрд.лет В. 2 млрд.лет Г. 4,5 млрд.лет
4. Цепи питания обычно состоят из небольшого числа звеньев:
А. так как количество видов в экосистеме невелико
Б. так как часть энергии расходуется на жизнедеятельность организмов
5. Найдите неверные утверждения: А. Агросистемы создаются человеком, но в дальнейшем могут развиваться без его поддержки Б.
Агросистемы состоят из небольшого числа видов В. Агросистемы устойчивы во времени.
Задание 2: распределите перечисленные экосистемы пот типам.
Лес, тундра, луг, степь, поле, сад, озеро, болото, тайга, река, море, ручей, болотная кочка,
аквариум, гниющий пень, парк, огород
Естественные________________
Искусственные_______________
Домашнее задание: выучить лекцию.
Экоситема. Биогеценоз
Экоситема. Биогеценоз
Экоситема. Биогеценоз
Экоситема. Биогеценоз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.