Экоситема. Биогеценоз
Оценка 4.7

Экоситема. Биогеценоз

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
экология
Взрослым
09.04.2018
Экоситема. Биогеценоз
Тема : Экоситема. Биогеценоз Цели: образовательные: - показать, что живая природа сложно организована, что экосистема - компонент биосферы; - расширить представления о биологическом круговороте веществ, о роли живых организмов в экосистемах, о видах экосистем. развивающие: - развивать у студентов умения планировать свою деятельность; - развивать и формировать информационную компетентность; - развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе. воспитательные: - формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы. Задачи: • сформировать представления об экосистемах; • раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем; • расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы. Основные понятия: экосистема, биологический круговорот веществ, производители, потреби-тели и разрушители органических веществ, цепи питания, пищевая сеть, агроэкосистемы. Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером, учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами. Формы организации учебной деятельности:Тема : Экоситема. Биогеценоз Цели: образовательные: - показать, что живая природа сложно организована, что экосистема - компонент биосферы; - расширить представления о биологическом круговороте веществ, о роли живых организмов в экосистемах, о видах экосистем. развивающие: - развивать у студентов умения планировать свою деятельность; - развивать и формировать информационную компетентность; - развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе. воспитательные: - формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы. Задачи: • сформировать представления об экосистемах; • раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем; • расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы. Основные понятия: экосистема, биологический круговорот веществ, производители, потреби-тели и разрушители органических веществ, цепи питания, пищевая сеть, агроэкосистемы. Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером, учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами. Формы организации учебной деятельности:
ekosistema_7kl.doc
Тема : Экоситема. Биогеценоз Цели:   образовательные: ­ показать, что живая природа сложно организована, что экосистема ­ компонент биосферы; ­ расширить представления о биологическом круговороте веществ, о роли  живых организмов в  экосистемах, о видах экосистем. развивающие: ­ развивать  у студентов умения планировать свою деятельность; ­ развивать и формировать информационную компетентность; ­ развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе. воспитательные: ­ формировать эмоционально­ценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию  необходимости охраны природы. Задачи:    сформировать представления об экосистемах; раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем; расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы. Основные понятия: экосистема, биологический круговорот веществ, производители,  потребители и разрушители органических веществ, цепи питания, пищевая сеть, агроэкосистемы. Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером,  учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами. Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная: по составлению цепей питания. Фронтальная: работа с  тетрадями. Ход урока  Изучение новой темы Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней  организации материи: живые организмы, популяции, сообщества, экосистемы и экосфера. Живой организм – это любая форма жизнедеятельности. Популяция – это группа организмов одного вида, проживающих в определенном районе  (местообитании). Примерами популяций являются все окуни в пруду, белки в лесах Московской области,  население в отдельной стране или население Земли в целом. Вид – это совокупность популяций особей, представители которых фактически или  потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность или тип местности, где  они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном  месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или  биологическое сообщество. Таким образом, сообщество ­ комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными  условиями существования. Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими  факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема ­ это  система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой. Переходная область между двумя смежными экосистемами называется экотон . Главные экосистемы суши, такие, как леса, степи и пустыни, называются наземными  экосистемами, или биомами. Экосистемы гидросферы называются водными экосистемами. Примерами таких экосистем являются пруды, озера, реки, открытый океан, коралловые рифы и  т.п. Все экосистемы Земли составляют экосферу. Экосфера – совокупность живых и неживых организмов (биосфера), взаимодействующих друг с  другом и со своей неживой средой обитания (энергией и химическими веществами) в  планетарном масштабе. I. Абиотические компоненты экосистем. Экосистема состоит из различных живых и неживых компонентов. Неживые,  или абиотические, компоненты экосистемы включают различные физические и химические  факторы. К важным физическим факторам относятся: a.       солнечный свет; b.       тень; c.       испарение; d.       ветер; e.       температура; f.        водные течения. Главными химическими факторами являются питательные элементы и их соединения в  атмосфере, гидросфере и земной коре, необходимые в больших или малых количествах для  существования, роста и размножения организмов. Наиболее важные для жизни химические элементы, необходимые в больших количествах,  называются макроэлементами(С, О, Н, N, P, S, Ca, Mg, K, Na). Элементы, необходимые для жизни в малых или следовых количествах  – микроэлементы(Fe, Cu, Zn, Cl). II. Биотические компоненты экосистем. Основные типы организмов, которые формируют живые, или биотические, компоненты  экосистемы, принято подразделять по преобладающему способу питания на  продуцентов, консументов и редуцентов.   Продуценты ­ это организмы, производящие органические соединения из неорганических.  Продуценты (в большинстве своем зеленые растения) создают органические вещества в  процессе фотосинтеза или хемосинтеза. Эти органические вещества используются  продуцентами как источник энергии и как строительный материал для клеток и тканей  организма. Фотосинтез может быть представлен следующим образом:     Хемосинтез – преобразование неорганических соединений в питательные органические  вещества в отсутствие солнечного света, за счет энергии химических реакций. Только продуценты способны сами производить для себя пищу. Более того, они  непосредственно или косвенно обеспечивают питательными  элементами консументов и редуцентов. По типу питания все продуценты являются автотрофами ­ сами производят органические  вещества из неорганических. Консументы и редуценты по типу питания  являются гетеротрофами ­ питаются органическим веществом, произведенным другими  живыми организмами.  Консументы – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию,  питаясь живыми организмами ­ продуцентами или другими консументами. Редуценты – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию  питаясь останками мертвых организмов (животных, растений).  В зависимости от источников питания консументы подразделяются на три основных класса:  ­ фитофаги (растительноядные) – это консументы 1­го порядка, питающиеся исключительно  живыми растениями. Например, птицы едят семена, почки и листву. ­ хищники (плотоядные) – консументы 2­го порядка, которые питаются исключительно  растительноядными животными (фитофагами), а также консументы 3­го порядка, питающиеся  только плотоядными животными. ­ эврифаги (всеядные), которые могут поедать как растительную, так и животную пищу.  Примерами являются свиньи, крысы, лисы, тараканы, а также человек.  Существует два основных класса редуцентов: 1.       Детритофаги – напрямую потребляют мертвые организмы или органические  остатки. (пример: шакалы, грифы, дождевые черви). 2.       Деструкторы – разлагают мертвую органическую материю на простые неорганические  соединения (процесс гниения и разложения). Примером могут служить грибы и  микроскопические одноклеточные бактерии. Потоки энергии в экосистемах. Химическая энергия, накопленная в глюкозе и других углеводородах, используется  продуцентами, консументами и редуцентамидля поддержания жизнедеятельности, что является  частью одностороннего движения энергии через организмы в экосистеме. Преобразование органических соединений в энергию происходит за счет клеточного дыхания в  митохондриях клетки: уравнение Получение органических соединений происходит в основном за счет фотосинтеза : уравнение   Закрепление урока Тест 1.Ряд организмов, в котором каждый последовательно извлекает энергию из предыдущего,  называют: А. круговоротом веществ Б. цепью питания  В. сетью питания  Г. потоком энергии 2.Примером естественной экосистемы могут служить:  А. аквариум  Б. болото В. парк  Г. сад 3. Жизнь на земле существует: А. 3,5 млрд.лет  Б. 1,5 млрд.лет  В. 2 млрд.лет  Г. 4,5 млрд.лет 4. Цепи питания обычно состоят из небольшого числа звеньев: А. так как количество видов в экосистеме невелико Б.   так как часть энергии расходуется на жизнедеятельность организмов 5. Найдите неверные утверждения: А. Агросистемы создаются человеком, но в дальнейшем могут развиваться без его поддержки  Б. Агросистемы ­ состоят из небольшого числа видов  В. Агросистемы ­ устойчивы во времени. Задание 2: распределите перечисленные экосистемы пот типам. Лес, тундра, луг, степь, поле, сад, озеро, болото, тайга, река, море, ручей, болотная кочка,  аквариум, гниющий пень, парк, огород Естественные________________ Искусственные_______________ Домашнее задание: выучить лекцию.

Экоситема. Биогеценоз

Экоситема. Биогеценоз

Экоситема. Биогеценоз

Экоситема. Биогеценоз

Экоситема. Биогеценоз

Экоситема. Биогеценоз

Экоситема. Биогеценоз

Экоситема. Биогеценоз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018