«Экскурсии как эффективная форма приобщения дошкольников к основам православной культуры (из опыта работы)»
Землинская В.В., воспитатель-методист,
Кубьяк Л.Н., воспитатель-методист
МОУ «Бендерский Детский сад № 15»
В изменившихся социально-экономических и политических условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. При этом существенно меняется образовательная парадигма, в рамках внедрения ГОС ДО переосмысливаются ее цели, задачи, содержание, технологии, вызываются к жизни новые процессы и явления. К таковым относится и процесс духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости данного направления деятельности.
В настоящее время наша работа по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников строится на приобщении детей к основам православной культуры.
Основной целью данного направления является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного опыта, основанного на традициях русского православия.
Условно в проводимой нами работе по приобщению детей к основам православной культуры можно выделить разделы:
¾ православные праздники в детском саду;
¾ продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;
¾ игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании;
¾ консультативная и информационная работа с родителями.
Особое внимание в МОУ «Бендерский Детский сад № 15» уделяется организации и проведению экскурсий как наиболее эффективной форме приобщения дошкольников к основам православной культуры.
Организуются открытые показы занятий, что позволяет другим педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.
В православном уголке для детей в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: («Храмы города», «Известные иконы», «Православные святые»).
Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.
В нашем дошкольном учреждении мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
Ø чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
Ø цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей
Ø знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)
Ø тематические выставки детского творчества.
Ø знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы
Ø экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
Ø экскурсии на природу (красота Божьего мира);
Ø слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
Ø постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Сначала дети учатся христианской любви в родной семье, потом – ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:
Ø анкетирования по выявлению сформированности знаний детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;
Ø чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
Ø бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
Ø занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»;
Ø заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;
Ø творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;
Ø совместные мероприятия детей и мам.
В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.
Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
В течение года обязательно ведется работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.
Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Михаила Архангела.
Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.
Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи. Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в дошкольном детстве, найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.