Экскурсия к памятнику блокадной кошки
Оценка 4.8

Экскурсия к памятнику блокадной кошки

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитание
06.09.2023
Экскурсия к памятнику блокадной кошки
Увидеть памятник блокадной кошки можно во дворе дома №4 на ул. Композиторов. Г. Санкт-Петербург (метро Просвещения). К сожалению, двор закрыт от свободного посещения. Поэтому нужно заранее туда сходить и договориться, чтобы ребят пропустили.
Экскурсия к памятнику Блокадной кошке.docx

Экскурсия к памятнику «Кошка блокадного Ленинграда»

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Композиторов, во дворе дома №4

(Двор, закрытый для посторонних. Поэтому нужно заранее сходить туда и договориться, чтобы впустили ребят на время экскурсии)

I.Организационный момент.

1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы перед началом экскурсии.

2.Предварительная беседа перед экскурсией в классе.

-Сегодня мы с вами пойдем к памятнику  блокадной кошки.

-  Страшной, как для людей, так и для кошек, оказалась ВОВ. Не меньшим испытанием для жителей нашего города была Блокада. Особенно тяжелой для блокадного Ленинграда стала зима 1941-1942 года. В городе практически не осталось запасов продовольствия и топлива.

-Единственным путем снабжения оставалось Ладожское озеро, но возможности его были очень ограниченными и уже к 20 ноября выдачи хлеба были сокращены до минимума.

-Фронтовики получали по 500 гр. хлеба, рабочие по 250 гр., остальные по 125гр. хлеба.

-В городе начался массовый голод, который сопровождался суровыми морозами.

-В ту зиму голодные горожане съели практически все.

Сначала с улиц исчезли бродячие животные, а чуть позже пришла очередь и домашних.

Уже весной 1942 года в Ленинграде не осталось кошек. Были выловлены голуби и вороны. Мальчишки охотились на птиц в скверах и ловили мелкую рыбешку в каналах и Неве.

Очень скоро в городе стало нечего есть, жители начали умирать…

От холода и голода погибли свыше миллиона ленинградцев.

-Беда пришла, откуда не ждали.

- В 1942-м году осажденный Ленинград одолевали крысы. Очевидцы вспоминают, что грызуны передвигались по городу огромными колониями. Когда они переходили дорогу, даже трамваи вынуждены были останавливаться. С крысами боролись: их расстреливали, давили танками, были созданы даже специальные бригады по уничтожению грызунов, но справиться с напастью не могли. Серые твари сжирали даже те крохи еды, что оставались в городе.
Кроме того, из-за полчищ крыс в городе возникла угроза эпидемий. Но никакие "Человеческие" методы борьбы с грызунами не помогали. А кошек - главных крысиных врагов — в городе не было уже давно. Их съели.

-Ведь раньше коты были главными «санитарами» ленинградских улиц.

Изо дня в день они проделывали работу, которые большинство не замечали, контролировали популяцию крыс. Ведь одна пара, которых способна воспроизвести более 2000 потомков всего лишь за год.

- С давних времен эти грызуны отравляли существование человека, зачастую оказывались причиной крупномасштабных действий. Разоренные закрома и амбары, опустошенные посевы, но главное-инфекции.

-Для блокадного города нашествие полчищ безжалостных серых тварей стало катастрофой.

В Ленинграде были созданы специальные бригады по уничтожению грызунов, но справиться с серым нашествием они были не в состоянии.

-Жители города умирали от голода, а крысы только плодились и размножались и передвигались по городу целыми колоннами.

«…Когда после налета немецкой авиации горели Бадаевские склады, было просто жутко – потоком бежали со складов крысы - сплошной крысиный ковер. Склады горели очень долго, и страшно шли крысы…Огромные, величиной с кошку, они ничего не боялись, бросались на людей, слабых могли заживо съесть…»

-Как вы думаете, кто мог помочь людям в борьбе с крысами?

-Весной 1943 года после частичного прорыва блокады, вышло постановление Ленсовета доставить из Ярославля в Ленинград по железной дороге несколько вагонов кошек.

Часть крысоловов была выпущена прямо на вокзале, остальных раздали горожанам.

-Печально, но значительная часть котов и кошек погибла в борьбе
с крысами. Однако даже с большими потерями они сумели отогнать грызунов от продовольственных складов. Ужасная напасть не отступила, но силы её очень уменьшились.

Кошки уничтожили грызунов, заполнивших продовольственные склады, но очистить весь город не удалось. Поэтому в самом конце войны была объявлена еще одна кошачья мобилизация.

На этот раз котов набирали в Сибири.

«Кошачий призыв» прошел успешно. Всего в Ленинград было отправлено 5000 омских, тюменских, иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей и очистили город от грызунов.

-В Петербурге на улицах города можно встретить много памятников кошкам: кот Елисей и кошка Василиса на Малой Садовой улице, памятник Тишине Матроскиной на улице Марата и кот Фунтик на улице Якубовича.

-Мы же сегодня посетим памятник блокадной кошки на ул. Композиторов.

3.Инструктаж по правилам поведения во время экскурсии.

1. Идите колонной по двое, держась за руки.
2. Колонной не растягивайтесь, не обгоняйте впереди идущую пару.

3. Во время движения не отвлекайтесь, громко не разговаривайте, руками не размахивайте.

4. Держите дистанцию между парами, из колонны не выходите.

5.  Идите по тротуару, соблюдая Правила дорожного движения, с посторонними лицами не разговаривайте, по всем вопросам обращайтесь к сопровождающему.
6. Не подходите близко к проезжей части.
7. Перекресток по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
8. В случае перехода проезжей части дороги без пешеходного перехода и светофора посмотрите налево, а за тем направо – убедитесь, нет ли машины.
9. Во время экскурсии вставайте так, чтобы педагог видел всех детей.
10.  Не перебивайте взрослого во время беседы.
11.  Не разрешается:

·         громко разговаривать;

·         носиться по территории;

·         отдаляться от группы;

·         уходить с посторонними людьми;

·         сорить;

·         мешать другим людям,

·         принимать подарки от посторонних.

II.Основная часть экскурсии

1.Беседа у памятника

-Памятники ВОВ, как правило, под стать масштабу Победы-огромные, величественные, словно опаленные огнем сражений и закопченные горечью потерь.

-Но ведь война не только на фронтах, да и воевали не только люди!

-Мы стоим с вами у маленького памятника, о котором знают немногие - однако он точно заслуживает большой известности!

-Перед вами памятник, посвященный подвигу кошек в блокадном Ленинграде.

-Этот памятник относительно молодой. Он установлен 4 сентября 2016 года по Инициативе Натальи Рысевой. Она и является автором этой композиции.

-Посмотрите памятник представляет собой фигурку кошки, сидящую на стуле. Сам постамент выполнен в виде домашнего паркета традиционного напольного покрытия в старых домах Петербурга.

-Рядом стоит Фонарь в виде торшера. Вечером он включается. Кажется, как будто кошка греется около торшера.

-Эта кошечка полюбилась всем без исключения. Имя ей пока не придумали, но зато уже появилась небольшая традиция - все очень полюбили гладить кошечку за ушко. А многие даже верят, что хвостатая может принести удачу! А некоторые просто так выражают ей свою любовь.

-Давайте посмотрим на табличку, которая закреплена рядом с памятником. Что на ней написано?

(В память о кошках блокадного Ленинграда)

-Эта табличка напоминает нам о том, что скульптура  создана, как дань памяти трагическим событиям.


Шла по городу кошка,

Медленно, по проспекту,

Грандиозно ступала,

Гордо вокруг смотрела.

Люди шептали: «Кошка!

Вы посмотрите — кошка!

Надо же, ну и чудо!»

Долго ей вслед глядели,

Восхищенно вздыхали…

А пожилой профессор

Снял аккуратно шляпу

И поклонился кошке.

Солнце слепило окна,

Солнце дробилось в лужах,

Шла, прищурившись, кошка,

Королева проспекта —

Выжившая в блокаду.

                Т. Луговская

 

 2. Минута молчания

-Вы знаете, как чтят память о погибших солдатах во время войны?

-Погибших во время войны людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы.

 

-Вы знаете, что такое минута молчания? Как нужно себя вести в это время?

-Минута молчания – это символический ритуал во время, которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нем людях.

-Каждый, кто оказался в осажденном Ленинграде в суровые дни войны, достоин звания героя. И мы вспоминаем сегодня всех людей и их питомцев.

 

Минута молчания

 

III.Подведение итогов

-Как вы думаете, почему наша экскурсия была именно к этому памятнику?

-Только ли о кошках этот памятник?

-Почему нужно помнить годы Блокады?

IV.Рефлексия

Определение эмоционального отклика на прошедшую экскурсию.

 

 


 

Экскурсия к памятнику «Кошка блокадного

Экскурсия к памятнику «Кошка блокадного

В 1942-м году осажденный Ленинград одолевали крысы

В 1942-м году осажденный Ленинград одолевали крысы

Печально, но значительная часть котов и кошек погибла в борьбе с крысами

Печально, но значительная часть котов и кошек погибла в борьбе с крысами

II. Основная часть экскурсии 1

II. Основная часть экскурсии 1

Вы посмотрите — кошка! Надо же, ну и чудо!»

Вы посмотрите — кошка! Надо же, ну и чудо!»

IV .Рефлексия Определение эмоционального отклика на прошедшую экскурсию

IV .Рефлексия Определение эмоционального отклика на прошедшую экскурсию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2023