Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Юрюзанский технологический техникум»
Курсовая работа
Тема: Формирование изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию
Выполнил(а) студент(ка)
3-го курса группы ДОЗ-301 ОЗО
А.Р.Махмутова
Преподаватель: О.C.Макшанцева
Юрюзань, 2021 г
Содержание
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1 Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста на занятиях рисованию………………5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста в процессе рисования..................................................................................................................5
1. 2. Методика формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию………………………………9
1.3 Педагогические особенности развития изобразительных умений и навыков у дошкольников в процессе рисования…………………………….……………..17
Глава 2 Диагностические исследования уровня развития изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста в процессе рисования……20
2.1 Выявление уровня развития изобразительных умений и навыков детей дошкольного возраста в процессе рисования на констатирующем этапе……20
2.2 Разработка программы развития изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста в процессе рисования на формирующем этапе………24
2.3. Анализ полученных результатов на контрольном этапе…………………27
Заключение………………………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..33
Введение
Изобразительная деятельность является важнейшем фактором в формировании личности ребенка. Это изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но, чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительными возможностями [10; 144 с].
Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
Актуальность темы подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется недостаточное внимание, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки занятий и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности.
Проблема развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования является актуальной и заключается в том, что уровень развития изобразительных умений у детей данного возраста является недостаточным.
В связи с вышеизложенным, рассматриваемая проблема актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы: «Формирование изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию»
Цель исследования: выявить особенности развития изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста в процессе рисования.
Объект исследования: процесс развития изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: рисование как средство развития изобразительных умений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Изобразительные умения у детей дошкольного возраста в процессе рисования будут развиваться более эффективно если:
Систематически проводить работу по развитию изобразительных умений у детей дошкольного возраста в непосредственно- образовательной деятельности и разных режимных моментах;
Использовать разнообразные методы и приёмы обучения рисованию детей раннего возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
Раскрыть сущность развития изобразительных умений у детей дошкольного возраста в процессе рисования.
Разработать перспективный план непосредственно-образовательной деятельности по развитию изобразительных умений у дошкольников в рисовании.
В работе использовались следующие методы:
Изучение и анализ психолого - педагогической литературы.
Педагогическое наблюдение.
Беседа.
Диагностика развития изобразительных умений детей дошкольного возраста.
Структура работы: Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста на занятиях рисованию
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста в процессе рисования
Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие - это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности, заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.
С конца XIX в детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений - психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.
За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт и др.).
Первым автором, посвятившим свой труд «Дети - художники» (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Ричи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей [2].
По мнению Л.А. Венгера в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия; ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения; исполнительские действия - выполнение действий и достижение результата. Знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная. Задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в задании.
В дошкольном возрасте можно пронаблюдать развитие изобразительной деятельности от до изобразительной стадии до стадии правдоподобных изображений, которая к дошкольному детству не относится, но в некоторых случаях наблюдается.
Таким образом, изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх.
Изучая характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится.
В.М. Бехтерев признавал необходимыми обучения детей техники рисования; разумное подражание взрослым, по его мнению, не может мешать ни своеобразно, ни проявлению индивидуальности ребенка.
Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчеств при всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований - выявление закономерностей детского творчества.
Развитие этих сторон восприятия требует большого внимания со стороны воспитателя.
Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размера, цвет, положение в пространстве. Зрительный анализ тоньше и богаче осязательного, поэтому человек больше доверяет зрению.
Такое мнение справедливо, но в то же время при отсутствии достаточного опыта, особенно при восприятии нового объекта, для образования правильного представления недостаточно одного показания глаза. Например, при восприятии размеров имеет значение расстояние, отделяющее от нас предмет и как бы уменьшающее размеры этого предмета, при восприятии формы - положение предмета в пространстве по отношению к нашему глазу, при восприятии цвета - освещенность и т.д.
Дети 2-3 лет выделяют отдельные качества предмета, наиболее заметные и яркие, он дает или характеристику по аналогии с другими предметами: круглый, как яблоко, красный как ягодка.
Исследования сенсорного развития ребенка показали, что даже в младшем возрасте можно воспитать способность видеть отдельные свойства предмета в качестве общего признака, присущего группе предметов [5].
Перед любым видом деятельности воспитатель обращает внимание детей на форму, размер, положение предмета, а затем непосредственно перед занятием рисованием выделяет контур части предмета, уточняет цвет, если он является характерным для данного предмета.
В младших группах обязательно включает движение руки, которое поможет детям при рисовании. Для младших дошкольников большое значение в познании формы имеет осязание. Он легко определяет понятие «большой» или «маленький» там, где эта разница значительна.
Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относятся к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке одним из главных выразительных средств. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться.
Таким образом, мы приходим к выводу, что Ф. Фребель был прав, когда указывал, что развитие - это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности, заложенной от рождения в каждом человеке.
Принимаем во внимание и исследование Ю.А.Полуянова, где выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: до изобразительного периода (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений [4].
Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы.
1. 2. Методика формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию
Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей.
Одна из основных задач обучения детей - воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
Изобразительные возможности дошкольников в передачи окружающего ограничены. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его рисунка.
Ребенок младшего дошкольного возраста трудно передает все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений.
Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д.
Следующая задача обучения - развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.
Задачи создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи - как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т.д. [2].
Овладение этими изобразительными приемами - задача довольно сложна, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах.
Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построении использование ярких, контрастных сочетаний цветов для создания выразительной композиции.
Одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности - овладения техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы.
С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий - это уже изобразительная задача.
Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими.
Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.
Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.
Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей [16].
Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий, являются одной из основных проблем методики обучения детей рисованию. Создание художественного образа предполагает передачу глубокого содержания в яркой, эмоциональной форме.
С ребенком дошкольного возраста уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремиться воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснением. При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знаний и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.
Задачи обучения в первой младшей группе следующие:
- вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
- познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
- научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
- научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.
Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий, сначала при до рисования рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам, клубок ниток и т.д.).
Сюжетное рисование - основная цель научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все, детали он выполняет по своему желанию.
У маленького ребенка еще слишком поверхностное восприятие и аналитико-синтетическое мышление: он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно так же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. У ребенка мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки в изображении сюжетного рисунка.
Яркие и цветные изображения вызывает у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.
Таким образом, средства выразительности, используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция. У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому педагог должен правильно руководить процессом творческой деятельности.
Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумение видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей.
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.
Прием обучения - более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.
Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия именно цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи - организации начала занятия [22].
Наглядные методы и приемы - к наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы. Например, для того чтобы нарисовать дом, надо знать приемы изображения прямоугольной формы, т. есть уметь соединить линии под прямым углом.
Эти же приемы потребуется для рисования машины, поезда и любого другого предмета, имеющего прямоугольные очертания [15].
Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:
- показ жестом;
- показ приемов изображения.
Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движение руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3-4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.
Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии своего объяснения. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленности вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом.
Например, в младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их.
Цель показа - привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
Рассматривать ошибки в работе одного ребенка со всеми детьми не следует, так как сознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше проанализировать в индивидуальной беседе.
Словесные методы и приемы обучения - к ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.
Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т.е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка. Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.
Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитателя в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. Например, в младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.
Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживившись, а творческое настроение не угасло. Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадки и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свой свойственно данному явлению и выделяет его среди других.
Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображениях предметов после их восприятия.
Указания нужны нерешительным, застенчивым детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работа непременно получится. Однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми. Для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать.
Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности.
Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. Индивидуальные указания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются [11].
Игровые приемы обучения - это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит: он содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
- от возраста детей и их развития;
- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети [3].
Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого [9].
Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствовать тот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подрать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняется.
1.3. Педагогические особенности развития изобразительных умений и навыков у дошкольников в процессе рисования
Каждый человек обладает тем или иным уровнем различных способностей, все они закладываются ещё в младенчестве или в раннем детстве, ведь каждый из нас рождается с определёнными предпосылками к овладению какой-либо способностью, и каждый может достичь желаемого уровня способней при наличии склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности; трудолюбия; стремления к достижению цели.
Что касается изобразительных способностей, то их развитие начинается с того момента, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал. В педагогической литературе этот период носит название «до изобразительный», так как здесь ещё нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль.
Ребёнок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Что же касается дошкольного возраста, то с трёх лет в условиях планомерного и систематического развития изобразительных способностей начинается следующий этап – «изобразительный», однако не стоит забывать об индивидуальных особенностях развития каждого ребёнка, у кого-то этот этап может начаться раньше, у кого-то позже. Ведь «педагогика рассматривает развитие ребёнка не как простой количественный процесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения» [28].
Изобразительный этап начинает свой отчёт в тот момент, когда в работах ребёнка появляется сознательное изображение предметов. С каждым новым приобретённым опытом перед детьми встают все более сложные задачи и в условиях грамотно выстроенной работы по 15 развитию изобразительных способностей к старшему дошкольному возрасту дети обладают уже достаточно большим объёмом умений и знаний.
Педагогический словарь И. М. Кондакова даёт следующее определение понятию «дошкольный возраст» – это этап психического развития от 3 до 6-7 лет, таким образом, к старшим дошкольникам относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную к школе группы детского сада.
Кроме того, В.Б. Косминская в своих исследованиях выделяет такую особенность восприятия детей старшего дошкольного возраста как обобщение или классификация с выделением общих признаков как эталонов, в которых сконцентрированы общие свойства. Она считает, что «очень важно научить детей видеть в сложных формах предметов их основу – геометрическую форму» [28]. Что касается пропорциональности изображаемого предмета (то есть способности, изображая предмет сравнивать одну его часть с другой и не 17 забывать в процессе работы об их пропорциональной зависимости) и пропорционального соотношения между собой различных предметов в рисунке, то постепенно под влиянием обучения и общего развития у ребёнка появляется такая способность.
«Одна из наиболее сложных задач для детей в рисовании – это умение передавать изобразительными средствами пространственные соотношения» [28]. «Перспективные изменения при пространственных перемещениях предметов дети передавать не могут, так как это связано с овладением сложными изобразительными умениями. Иногда они самостоятельно пытаются передать эти изменения, усвоив их из жизни. Так, предметы вдали кажутся меньше. Для этого дети или просто уменьшают размеры отдалённых предметов, или, не зная изобразительных приёмов, дают обратную перспективу, т. е. то, что дальше расположено, рисуют на переднем плане меньших размеров, а ближние предметы – выше и крупно. При изображении ряда предметов, уходящих постепенно вдаль (состав поезда, аллея), они передают постепенное уменьшение, но предметы у них остаются расположенными на одной прямой горизонтальной линии»
Последний выделенный нами показатель развития изобразительных способностей – овладение техникой рисунка. Под техникой рисунка Т.С. Комарова [24] предлагает понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения, развитие глаза и руки, их согласованная деятельность, особое значение она придаёт умелому, правильному изображению контура, формы предмета.
Мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок достаточно развит для приобретения новых изобразительных способностей, в этом возрасте происходят изменения психических процессов, меняется его деятельность. В дошкольном возрасте совершенствуется восприятие окружающих его предметов. В процессе развития восприятия дошкольник теперь использует, в основном, зрительный анализатор. Хотя нередко он может использовать и другие виды анализаторов, так, при знакомстве с новым для себя предметом, например, такое свойство как форма, может быть анализировано с помощью осязания. Ребёнок способен воспринимать предмет целиком, даже если не видит его полностью и отделять его части. Легко ориентируется в основной цветовой гамме, называя даже характер цвета. Ребёнок может определить величину предмета и его пропорции, а вот определение положения предмета в пространстве все ещё затруднительно.
Глава 2 Диагностические исследования уровня развития изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста в процессе рисования
2.1 Выявление уровня развития изобразительных умений и навыков детей дошкольного возраста в процессе рисования на констатирующем этапе
Цель диагностического исследования: выявить уровень изобразительных умений у детей дошкольного возраста в процессе рисования.
Базой исследования был выбран детский садик МДОУ № 6 «Золотая рыбка» г. Юрюзань.
В качестве участников данного эксперимента были выбраны дети 2-3 лет.
И были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу мы выбрали детей из первой младшей группы «Почемучки» в количестве 11 детей. В контрольную группу мы выбрали детей из младшей группы «Дождик» в количестве 11 детей.
Для проведения констатирующего этапа эксперимента была использована методика, которую разработала Т.Г. Казакова.
К показателям уровня развития изобразительных умений мы относим следующее, опираясь на классификацию Т.Г.Казаковой: [12]
- узнавание и называние предмета;
- знание формы предмета;
- знание величины предмета;
- узнавание и называние цвета.
- умение правильно держать кисть, карандаш;
- умение набирать краску на кисть и промывать её;
-владение техникой рисования;
-эмоциональный отклик.
При разработке диагностики мы опирались на опыт следующих педагогов: И.А. Лыковой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровай, Г.А. Урунтаевой.
Где низкий уровень - Эмоционально откликается на проявления эстетического, но только по побуждению взрослого. При назывании взрослым образов в рисунках, игрушках узнаёт их, радуется. Пытается рисовать при поддержке и побуждению взрослого.
средний уровень - Ребёнок проявляет интерес к восприятию предметов, эмоционально откликается на красивое. Выделяет отдельные признаки предметов: яркие цвета, основные формы. Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами с небольшой помощью взрослого. Владеет формообразующими движениями.
высокий уровень - Ребёнок проявляет активный интерес к восприятию эстетических свойств предметов и явлений, желание рассматривать их. Наблюдается эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости в мимике. Ребёнок узнаёт и называет предметы, форму, величину и цвет. Знает отдельные изоматериалы, их свойства, владеет техническими и формообразующими движениями.
Описание констатирующего эксперимента
Тема: «Чудесный мешочек».
Ход эксперимента:
Предлагаем детям назвать предметы, которые они достают из мешочка. Также назвать величину предмета, форму.
Затем предлагаем нарисовать предметы на листке бумаги. Для этого перед детьми раскладываем изоматериалы: кисти, карандаши, мелки, тычки поролоновые.
Перед детьми были расположены краски и кисти. Было предложено детям рисование на свободную тему. Детям нужно было назвать цвет краски и правильно ей пользоваться. Конспект занятия описан в ПРИЛОЖЕНИИ.
В конце эксперимента мы подвели итог, результаты которого приведены в таблицах 1 и 2.
Ф.И.ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Средний балл |
|
Адаменко М |
с |
с |
с |
н |
с |
н |
н |
с |
с |
|
Богданов С. |
Н |
н |
с |
н |
н |
н |
н |
с |
н |
|
Важенина М. |
с |
с |
с |
с |
с |
н |
с |
в |
с |
|
Гуляев А. |
с |
с |
в |
с |
н |
н |
с |
в |
с |
|
Джураева М. |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
в |
с |
|
Жукова Е. |
с |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
с |
н |
|
Исаков А. |
с |
с |
с |
н |
с |
с |
с |
с |
с |
|
Попова Д. |
в |
с |
в |
в |
в |
с |
с |
в |
в |
|
Нестерова Д. |
с |
н |
с |
н |
с |
с |
с |
с |
с |
|
Корух Г. |
Н |
н |
н |
н |
н |
н |
с |
в |
н |
|
Клокова А.. |
с |
в |
в |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
Таблица 1- Экспериментальная группа детей на констатирующем этапе
Ф.И.ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Средний балл |
|
АлябьеваС. |
С |
с |
н |
н |
с |
н |
с |
с |
с |
|
Виношин А. |
н |
н |
с |
с |
в |
с |
с |
с |
с |
|
Ерлов Г. |
С |
н |
н |
н |
с |
с |
с |
в |
с |
|
Кунина Ю. |
в |
с |
с |
с |
с |
н |
с |
в |
с |
|
Ларин С. |
С |
с |
с |
с |
с |
н |
с |
с |
с |
|
Митина П. |
с |
н |
с |
н |
с |
с |
с |
в |
с |
|
Орлова П. |
в |
с |
с |
с |
с |
н |
с |
с |
с |
|
Радан Т. |
Н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
с |
н |
|
Ухорева Е. |
с |
н |
н |
н |
н |
н |
с |
с |
н |
|
Фролов Д. |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
с |
н |
|
Ярушин С. |
С |
с |
с |
с |
н |
н |
с |
с |
с |
|
Таблица 2 – Контрольная группа детей на констатирующем этапе
В итоге констатирующего этапа эксперимента выявились следующие показатели:
Экспериментальная группа «Почемучки»
Высокий уровень-1 человек
Средний уровень -7 человек.
Низкий уровень- 3 человека.
Контрольная группа показала следующие результаты «Дождик»:
Высокий уровень - 0 человек
Средний уровень -8 человек
Низкий уровень - 3 человека.
Подведя итоги констатирующего этапа эксперимента, мы можем сделать вывод, что в экспериментальной группе с высоким уровнем развития изобразительных умений 1 человек, что составляет 10%, со средним -7 человек, что составляет - 70%, и с низким - 3, что составляет 20%. В контрольной же группе с высоким уровнем развития изобразительных умений нет детей, со средним - 8 человек, что составляет 75% и с низким уровнем - 3 человека, что составляет 25%. Результаты изображены на Диаграмме 1.
Диаграмма 1 – Уровень изобразительных умений дошкольниками в процессе рисования на констатирующем этапе
В связи с приведёнными данными нами был разработан перспективный план по развитию изобразительных умений у детей младшего возраста в процессе рисования на учебный год.
2.2 Разработка программы развития изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста в процессе рисования на формирующем этапе
Опираясь на результаты, полученные на констатирующем этапе мы разработали программу на развитие изобразительных умений детей дошкольного возраста по рисованию.
Тема |
Программное содержание |
Материал |
||
1 |
«Как мы рисуем» (рисование карандашами) |
Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Альбомный лист, наборы цветных карандашей (по количеству детей). |
|
2 |
«Дорожки для цыплят» (рисование карандашами) |
Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности. |
Альбомный лист бумаги формата А4, цветные карандаши, картинки с изображение курицы и цыплят. |
|
3 |
«Орехи для белочки» (рисование поролоновым тычком) |
Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Листы бумаги для рисования с изображением дерева и белочки на каждого ребёнка; поролоновые тампоны; игрушка-белочка; орехи; корзинка; |
|
«Осенние листочки» (рисование кисточкой) |
Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; учить различать кленовые листья; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами кленовых листьев (по количеству детей); кленовые листья; баночки непроливайки; салфетки. |
1. |
«Дождик» (рисование фломастерами; дорисовывание деталей) |
Учить детей правильно держать в руке фломастер; учить рисовать фломастером - не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Фломастеры синего или голубого цвета; листы бумаги с заготовками (по количеству детей), в верхней части листа нарисована синяя туча, а внизу горизонтальная линия - земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы нижней границы. |
|
2. |
«Поможем жучкам спрятаться в траве» (рисование карандашом; дорисовывание Деталей) |
Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами. |
Цветные восковые карандаши зелёного цвета; листы бумаги для рисования с нарисованными жуками, расположенными в разных местах листа (по количеству детей). |
|
3. |
«Листья жёлтые летят» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) |
Учить детей рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги; продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой. |
Альбомные листы формата А4 с нарисованными деревьями (по количеству детей); жёлтая краска, кисточки №4, баночки с водой, тряпочки |
|
4. |
«По ровненькой дорожке» (рисование пальцами) |
Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать знакомить детей с цветом (красный, синий, зелёный),. |
Демонстрационный лист с изображением двух домиков с красной и синей крышами, расположенных друг напротив друга (между домиками проведена дорожка карандашом и краской); полоски бумаги для рисования 1/2 листа по количеству детей; гуашь зелёного цвета, влажные салфетки для рук. |
2.3 Анализ полученных результатов на контрольном этапе эксперимента
Для проверки эффективности разработанной программы проведем контрольный эксперимент и сравним результаты с констатирующим этапом. Для исследования используем те же методики, что и на констатирующем этапе.
Контрольный этап эксперимента изображен на диаграмме 2.
Диаграмма 2 – Уровень изобразительных умений дошкольников в процессе рисования на контрольном этапе
Сравним результаты до формирующего эксперимента и после. Результаты представлены на диаграмме 3.
Диаграмма 3 – Сравнительный анализ до и после формирующего эксперимента
После формирующего эксперимента, проведенного с детьми экспериментальной группы, наметились позитивные изменения. Показатели высокого уровня повысились на 13% и составили 41%. Показатели среднего уровня повысились на 20% и составили 90%. Показатели низкого уровня понизились на 37% и составили 9%. Такие результаты исследования дают возможность делать выводы об эффективности разработанных нами занятий.
В контрольной группе, в которой программа не применялась, результаты не изменились.
Вывод: Таким образом, результаты проведённого исследования подтверждают, что занятия рисования способствует развитию изобразительных умений у детей 2-3 лет, содействует эффективному формированию гуманистической направленности личности.
Заключение
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.
При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей дошкольного возраста - это, прежде всего, игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать детей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой, положительный мотив деятельности.
Изучив теоретические исследования по проблеме развития умения изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, анализируя результаты проведённого эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости учёта возрастных особенностей обучаемых. Необходимо учитывать уровень сформированности изобразительных умений при подборе серии занятий, направленных на обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Также, на основе проведённого исследования, был разработана программа по рисованию, направленная на обучение изобразительной деятельности детей 2-3 лет. Применение данного плана с учётом изобразительных умений у детей раннего возраста можно определить, как эффективную.
Считаю, что полученные в ходе исследования результаты имеют значение и для практики работы дошкольного учреждения. На базе детского сада должна проводиться работа по развитию изобразительных умений у детей раннего возраста.
Список литературы
1 Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. – 632 с.
2 Большой энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. А. М. Прохорова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2015. – 1456 с.
3 Варич Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://ivanovomama.ru/articles-one?id=1346 (дата обращения: 20.10.2016)
4 Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л. С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2018. – 96 с.
5 Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.-Л.: «Академия педагогических наук», 2017. – 132 с.
6 Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Л. А. Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 304 с. – (Коррекционная педагогика)
7 Гончарова, Е. В. Социально-культурологический подход как методологическая основа современного дошкольного образования [Текст]/ Е. В. Гончарова / ред. А.Ф. Аменд и другие // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Центр личностно-ориентированного развивающего обучения. Серия 3. Актуальные проблемы образования. Научный журнал. Челябинск: ЧГПУ.
8 Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 2015. - 344 с. 64
9 Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст]/ О. А. Григорьева // Молодой учёный. – 2017. – №20. – С. 568-569.
10 Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка В 4-х т. [Текст]/ В. И. Даль. – М.: «Рипол Классик», 2015. – 3104 с.
11 Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 280 с.
12 Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя [Текст]/ И. В. Дубровина, А. Д. Андреева и др. – М.: Просвещение, 2017. – 208 с.
13 Дырда Г. П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 69-70. [Электронный ресурс] Режим доступа // https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9036/ (дата обращения: 23.10.2016).
14 Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2 т. [Текст]/ Т. Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2015. Т. 1: А – О – 1213 с., Т. 2: П – Я – 1084 с.
15 Иванова Л. В. Развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования/ Л. В. Иванова, Е. А. Пудеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 51–55. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://e-koncept.ru/2016/56088.htm (дата обращения: 21.10.2016)
16 Казакова, Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками [Текст]/ Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина./ Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
17 Шарова В. Д. Изобразительная деятельность – как средство развития творческих способностей дошкольников. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/izobrazitelnaia-deiatelnost-kak-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikh-sposobnostei-doshkolnikov.html (дата обращения: 18.10.2016)
18 Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1990. – 197 с. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://psychlib.ru/mgppu/edp-2007/edp-001.htm/ (дата обращения: 24.10.2016)
19 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. [Электронный ресурс] Режим доступа // https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/18446/ (дата обращения: 10.05.2018)
20 Эстетика: Словарь [Текст] / Под общ. ред. А. А. Беляева – М.: Политиздат, 2017. – 447 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект по рисованию для детей младшей группы:
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять умение детей рисовать предметы круглой формы;
учить правильным приемам закрашивания красками (не выходя за контур, проводить линии кистью сверху вниз или слева направо); учить повторять изображение, заполняя свободное пространство листа. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки по теме; «чудесный мешочек» с различными геометрическими фигурами – большим и маленьким; снежки из ваты в мешке Деда Мороза; мольберт; кружочки из цветной бумаги разного цвета; образец работы; листы тонированной бумаги синего цвета (с запасом); кисточки № 3, баночки с водой, салфетки, белая гуашь на тарелочках по числу детей.
Тема: «Чудесный мешочек».
Ход эксперимента:
Предлагаем детям назвать предметы, которые они достают из мешочка. Также назвать величину предмета, форму.
Затем предлагаем нарисовать предметы на листке бумаги. Для этого перед детьми раскладываем изоматериалы: кисти, карандаши, мелки, тычки поролоновые.
Перед детьми были расположены краски и кисти. Было предложено детям рисование на свободную тему. Детям нужно было назвать цвет краски и правильно ей пользоваться.
Музыкальное сопровождение: песня «Снег-снежок».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети садятся за столы.
Дети с воспитателем беседуют.
Воспитатель: - Посмотрите, как красиво на улице! Ребята, скажите какое время года
сейчас наступает?
Дети: - Зима.
Воспитатель: - А как вы определили, что зима?
Дети: - Снег идет, холодно, на деревьях нет листочков, дуют холодные ветры, люди надели теплую одежду.
Воспитатель: - Снег укрыл всю землю белым ковром. Теперь можно кататься на
санках, на лыжах, на коньках. Можно делать из снега множество разных снежных построек – горки, крепости, можно лепить снеговиков, из снега можно делать снежки.
Стук в дверь.
Воспитатель: - Кто это там стучит? Пойду, посмотрю.
Приносит «чудесный мешочек» с двумя снежками.
Воспитатель: - Дети, к нам приходил Дед Мороз и принёс нам что-то в мешочке, только мы должны отгадать что там. Послушайте загадку.
Наконец зима настала,
И уже похолодало.
Чистый, белый как пушок,
На земле лежит (Снежок).
Дети отвечают.
Воспитатель: - Вот их нам и принёс Дед Мороз.
Достаём из пакета два снежка. Дети отвечают на вопросы, какие они
(маленький, большой, белый, круглый) и сколько их (два).
Воспитатель: - Ребята, Дед Мороз принес нам всего два снежка. А давайте мы сегодня нарисуем много-много снежков, чтобы порадовать Деда Мороза.
2. Основная часть. Рисование снежков.
Воспитатель: - Вначале давайте разомнем ручки.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»:
Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили, («лепим» двумя руками)
Круглый, крепкий, (чертим руками круг)
Очень гладкий, (одной рукой гладим другую)
И совсем, совсем не сладкий. (грозим пальчиком)
Зима нам много снега принесла. Сегодня мы нарисуем много-много снежных комочков. Какую форму имеют снежки? На что они похожи, на мяч или кубики? Ответы детей.)
Воспитатель: - Снежные комочки круглые. А какого они цвета? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Снежные комочки лепят из белого снега, поэтому они тоже белые. Найдите среди выставленных кружочков кружочек белого цвета.
Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором прикреплены кружочки разного цвета.
Воспитатель: - А как вы будете рисовать снежный комочек? Нарисуйте пальчиком в воздухе. Пальчик бежит, бежит и не останавливается. А почему не останавливается? Потому что комочки круглые.
Ребята, мы пробовали нарисовать комочки в воздухе, а теперь я нарисую их на бумаге. Нужно взять кисточку правой рукой, а левой придерживать лист. Давайте вспомним, как правильно держать кисточку (тремя пальцами, выше металлической части).
Дальше моя кисточка опускает головку в воду. Гуашевые краски не «любят» воду, поэтому, когда смачиваем и моем кисточку, необходимо тщательно удалить лишнюю воду о край баночки. Теперь опускаем кисточку в белую краску. Посмотрите, вот так, кисточка не любит, когда она пачкается, надо быть аккуратными, и поэтому мы снимаем лишнюю капли краски о край баночки и я рисую снежный ком на бумаге.
Далее показать, как рисовать круг, закрасить его.
Вызвать двоих- троих детей к мольберту и попросить нарисовать следующие снежки.
Воспитатель: - Вот как много снежков мы «слепили». А где же снежные комочки на
ваших листочках?
Дети выполняют рисунок по теме.
В процессе выполнения работы следить, чтобы все приступили к заданию, далее контролировать, чтобы не было пауз в работе, чтобы закончив одно, ребёнок сразу же переходил к следующему этапу. Следить за тем, кто из детей испытывает какое –то затруднение и вовремя приходить на помощь.
3. Заключительная часть.
Рисунки детей выставляются на стенде.
Воспитатель: - Вот сколько мы нарисовали снежных комков. Какие они разные. Давайте посмотрим внимательно.
Сколько у нас снежков?
У кого самый большой снежный комочек?
У кого самый маленький снежок?
Молодцы ребята! Как мы дружно с вами работали и очень старались. А теперь давайте поиграем в снежки.
Игра в снежки.
Конспект занятия по рисованию «Листопад, листопад, листья желтые летят» (младшая группа)
Тема: «Листопад, листопад листья желтые летят».
Цель: Расширять представление детей об осенних явлениях в природе через рисования красками.
Задачи:
а) образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с красками, учить правильно аккуратно пользоваться краской, закреплять знание названий цветов красный, желтый. Закрепить умение наносить мазки на лист пальчиком, используя всю поверхность листа. Повторить признаки осени, познакомить детей с некоторыми явлениями природы, характерными для осени «листопад».
б) развивающие задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, память, воображение, логическое мышление;
в) воспитательные задачи: воспитывать эмоционально- положительное отношение к изображению листопада.
Предварительная работа:
Беседа, игры, наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстрации по теме, пальчиковая гимнастика.
Материалы и оборудование:
листы формата А-5 на каждого ребенка, гуашь желтого, красного, салфетки, картина «Листопад», "Времена года".
Словарная работа:
листопад, желтеет, летает, падает, кружится.
Образовательные области: художественно-эстетическое, познание, коммуникация, социализация.
Список литературы:
1. Е. А. Янушко. Рисование с детьми раннего возраста. (1-3года) Москва 2006 г. Мозаика-Синтез.
2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
3. Т. С. Комарова “Детское художественное творчество”. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 2005 г. Мозаика-Синтез.
1. Вводная часть.
1.1. Организация начала занятия.
Дети, собираются в уголке природы, воспитатель предлагает рассмотреть картину «Листопад».
1.2. Мотивация.
Осенние явления, которые мы наблюдали во время прогулки.
Ребята, кто знает, какое сейчас время года? (Осень)
Правильно осень.
На улице тепло или холодно? (Холодно)
1.3. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами на занятии будем рисовать листопад.
2. Основная часть.
2.1. Рассматривание образца.
Рассматривание картины.
Ребята посмотрите внимательно на эту картину.
1. Что изображено на ней? (Воспитатель показывает на деревья.) (Деревья).
2. Что растет на деревьях? (Листья)
3. Какого цвета листья на деревьях, земле? (Желтые, красные, зеленые)
4. Много ли листьев на деревьях?
Когда ветер дунул и листочки полетели, получился «листопад». Вот их сколько много. Правильно листочков много.
Да ребята, на картине много красивых, ярких листочков.
А теперь давайте мы нарисуем много листочков.
2.2. Показ изображения.
Я сейчас Вам покажу, как мы будем рисовать.
Я аккуратно опускаю указательный палец в краску, и посмотрю, есть ли на ней краска, затем приложу указательный палец с краской на листок бумаги, затем еще раз, еще раз. Затем опять опускаю указательный палец, в эту же краску и еще нарисую много листочков. Сколько листочков у меня получилось? (Много). Какого цвета у меня листочки? (дети называют цвета). Вот посмотрите ребята какой у меня листопад получился. Теперь я хорошо промываю в стаканчике кисточку, просушиваю кисточку салфеткой. Вот так (показ).
2.3. Организация продуктивной деятельности.
Покажите мне как вы будите рисовать своими пальцами?
(дети имитируют процесс рисования листочков сухим указательным пальцем).
Молодцы, теперь я вижу, что вы все сможете нарисовать много листочков.
Какие листочки, Мухаммад хочет нарисовать? и т. д. (дети еще раз называют выбранную краску и распределяются по рабочим местам.)
Идет процесс рисования, воспитатель следит за процессом, оказывает индивидуальную помощь детям.
3. Заключительная часть.
Какие вы молодцы! Сколько красивых листочков нарисовали.
Александра, какие листочки нарисовала ты? А у тебя Демид? Искендер?
Посмотрите, какая разноцветная поляна из листьев у нас получилась.
Давайте покажем, как наши листочки летят и кружатся.
(дети имитируют движения - кружатся, приседают)
Какие листочки? (разные, разноцветные, желтые, красные)
Молодцы, ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы рисовали! Рисунки у вас получились замечательные, вы так старалась, работали аккуратно. Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.