ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • docx
  • 11.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья Экскурсия.docx

УДК  3. 37. 377.8

 

Швец Наталья Сергеевна;

преподаватель кафедры профессионального образования

ГБОУ ПО «Севастопольский  Педагогический  колледж  им. П. К. Менькова»

 

ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 

 

EXCURSION AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

 

Аннотация: В данной статье рассматривается форма познавательной активности – экскурсионная деятельность. Изложены взгляды на различные подходы к познавательной активности дошкольников посредством  реализации экскурсий.  Статья знакомит с главными задачами патриотического воспитания дошкольников, а так же с особенностями проведения экскурсий в дошкольном образовательном учреждении.

 

Abstract: In this article the form of cognitive activity – excursion activity is considered. The views on different approaches to cognitive activity of preschool children through the implementation of excursions are presented. The article introduces the main tasks of Patriotic education of preschool children, as well as the peculiarities of excursions in preschool educational institution

 

Ключевые слова:   ребенок, дошкольный возраст,  экскурсия,  родной край,  дошкольное образовательное учреждение,  родной город, окружающий мир, познавательная активность,   патриотическое воспитание .

Keywords: child, preschool age, excursion, native land, preschool educational institution, hometown, the world around, cognitive activity, patriotic education.

 

«Было одно место на земле, куда я обязан был всегда возвращаться. Всего одно место на огромной планете—Севастополь»...

 Геннадий Черкашин

 

 

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция совершенствования  российского образования определяет основные педагогические  задачи, решение которых требует построения инновационной системы психолого-педагогического сопровождения. В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении и семье.

Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет ближайшее окружение. Даже уехав из родных мест, человек вспоминает с теплотой и рассказывает о красоте и богатстве своей малой Родины. Патриотическое воспитание дошкольников - это воспитание любви к  семье, детскому саду, родному дому,  городу,  природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей [2].  Воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам входят как составляющие компоненты патриотического воспитания маленького гражданина. Это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.  

Экскурсии - это идеальный способ вовлечения  детей дошкольного возраста в окружающий мир. Педагог, задавая цель развивать познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, заботится о  расширении кругозора ребенка. Как  познавательная деятельность экскурсионная форма работы  имеет огромное влияние, способствуя межличностному контакту и  приобретению знаний при  активизации познавательного развития. Экскурсии – это особая форма организации работы педагога  в познавательном развитии детей дошкольного возраста по  патриотическому  воспитанию[3]. Патриотическое воспитание дошкольников с помощью экскурсии позволяет понимать дошкольникам прошлое и будущее, понимать тонкую взаимосвязывающую их нить,  сохранить все ценное, настоящее,  в историко-культурном и природном наследии своего города, освоить его и в полной мере использовать для созидания своего же будущего.

 Слово «экскурсия» произошло от латинского слова «excurro», которое в переводе обозначает «убегаю» и указывает, таким образом, на главное отличие экскурсионной формы обучения: он подразумевает собой передвижение изучающего в пространстве, уход его из дома (дошкольного образовательного учреждения) и обычной обстановки.

Изучением вопроса об ознакомлении детей с окружающим миром через экскурсии занимались и занимаются различные специалисты: Д.Н. Кайнгородов, Б.Е. Райков[5], старший преподаватель кафедры истории и социально-гуманитарных наук в Севастопольском городском гуманитарном университете Е. Б. Алтабаева[1], Е. М. Поливянная[1], О.Ю. Червинская[4]. Все они, отмечая  необходимость проведения экскурсионной работы, дают ей различные определения и обосновывают ее важность.

Д.Н. Кайнгородов рассматривал экскурсию «как основную форму изучения естественных наук», к которым относится и краеведение[5].

 Б.Е. Райков же трактует экскурсионную форму обучения как «метод локального изучения», т.е. такой, который рассматривает объекты по месту их естественного нахождения и от которого не ускользает их связь с окружающей обстановкой».   Автор  говорит о том, что «экскурсия есть вид моторного завоевания знаний при помощи передвижения своего тела в пространстве», обращая тем самым наше внимание на важность и физической активности во время экскурсий[5] .

Мы придерживаемся определения Е.Б.Алтабаевой, которая говорит, что экскурсия - первый шаг в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа. Через понимание «малой Родины» ребёнок осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему[1]. 

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности ребенка, когда закладываются предпосылки нравственных  качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного города, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Многие нравственные качества человека закладываются в дошкольный период. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – вот все эти чувства, формирующиеся в процессе патриотического воспитания. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания детей о родном городе  и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании интереса и любви к городу-герою Севастополю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. Экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т. е. способствуют многостороннему развитию личности.

 Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей дошкольного возраста  с природными, культурными объектами родного города, с деятельностью взрослых[6]. В настоящее время экскурсии классифицируются по следующим параметрам:

 по месту проведения и  по способу передвижения;

по содержанию и  по составу и количеству участников;

          по продолжительности и  по форме проведения.

В работе с детьми дошкольного возраста используется все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви  к родному городу, к природе, осознанное и бережное отношение к ним. Наиболее продуктивные такие экскурсионные  формы работы,  как пешеходные прогулки за территорию детского сада, целевые прогулки по родному городу и  мини – походы.  

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо тщательно и основательно подготовиться. Педагог соблюдает все структурные компоненты экскурсии в строгом логическом порядке. На подготовительном  этапе взрослый  определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения. Педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения, а так же решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение). На основном этапе педагог акцентирует  внимание на целостном восприятии объекта, а затем на анализе его составляющих для углубленного познания. На заключительном этапе экскурсии проводится педагогический анализ изученного, а так же проходит   отражение полученных знаний  в других видах деятельности: продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), коммуникативной, игровой. При проведении экскурсии педагогу  необходимы такие навыки как   профессиональное ораторское мастерство, краеведческие знания, специальная искусствоведческая терминология, высокая эрудиция, свободное владение материала, навыки экскурсовода.

Экскурсионные прогулки позволяют дошкольникам лучше узнать не только свой город, но и прочувствовать историю улиц, домов, построек. Экскурсии могут дать дошкольникам возможность увеличить знания, развить наблюдательность, а так же способность воспринимать красоту окружающего мира, т. е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии выступают как средство познания не только природы, ближайшего окружения, но и как средство познания истории и культуры родного края. Каждая экскурсия имеет свою конкретную цель и тему. Севастополь - город федерального значения - имеет свою историю, свою корпоративную культуру, принятую среди его населения. На экскурсиях дети знакомятся с памятниками  города-героя; проходят по дорогам боевой славы своих дедов и прадедов; знакомятся с  традициями и обрядами города Севастополя, его населением, менталитетом горожан, что, несомненно, оказывает влияние на формирование нравственных ценностных ориентаций и отношений у дошкольников и в этом неоспорима роль экскурсий в образовательном процессе дошкольного учреждения.

.

 

Литература

 

1.                   Алтабаева, Е. Б. Севастополеведение: содержание, формы и методы работы [Текст] / Е. Б. Алтабаева, Е. М. Поливянная. – Севастополь: Рибэст, 2011. – 150 с.

2.                   Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа [Текст] / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова.  – М.: Скрипторий,  2015. – 109 с.

3.                   Козлова, Т.А, Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений / Т.А. Козлова, Т.И. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416с.

4.                   Организация историко-краеведческой работы в дошкольном учебном заведении [Текст] / Е.Б. Алтабаева, О.Ю. Червинская. – Севастополь: Телескоп, 2014. – 84с.

5.                   Прохоренко, А.Г. Патриотизм как качество личности: генезис и структура [Текст] / А.Г. Прохоренко. – Вecти  БДПУ. Серия 1. Педагогика. – 2006. – № 1(12). – С. 24–27.

6.                   Суслова, Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников [Текст] / Э.К. Суслова // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 3(12). – С. 5–14.


 

7.                   Скачано с www.znanio.ru