Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы
Оценка 4.6

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
религиоведение +2
Взрослым
11.02.2017
Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы
Святой источник.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: расширить представление детей о святом  источнике – роднике, изучение  духовной истории через походы, экскурсии по святым местам родного края, чтобы  соприкоснуться с ценностями и духовными истоками православной культуры. Актуальность работы   обусловлена   тем,   что   сфера   туризма   в   России   является наиболее   привлекательным   и   динамично   развивающимся   направлением   сервисной деятельности. Очевидна ориентированность государства на развитие внутреннего туризма и   превращения   этой   сферы   в   экономически   эффективный   сектор   экономики. Доказательством   могут   служить   уже   реализованные   или   четко   обозначенные   проекты, такие как: олимпиада в Сочи 2014, Чемпионат мира по футболу 2018. Одним из чудесных природных явлений на земле считаются родники. Вода в родниках свежая, прозрачная как хрусталь, чудодейственная. У родникового ключа душа отдыхает от забот, оберегает покой и бодрость.  Современное состояние рынка туристских услуг Костромского  региона в большей степени ориентировано на удовлетворение интересов к выездному туризму. Вместе с тем, наблюдаются тенденции укрепления интересов туристов к историческому и природному своеобразию родного региона. Именно поэтому, сегодня, ощущается необходимость создания презентабельных и увлекательных   региональных   экологических   экскурсионных   маршрутов   и   туров, способных  привлечь  своей   уникальностью  и  доступностью широкий   круг российских   и зарубежных туристов. Новизна работы:  неразрывное в прошлом духовное единство России в настоящее  время нарушено. Эта работа, общение с людьми, помогла участникам похода, и, надеемся,  нашим собеседникам почувствовать эту связь. Нам очень хотелось, чтобы эта экскурсия  ставила след не только на бумаге, но и в душе и памяти всех участников. Таким образом,  соединяется теория и развитие научных знаний с практической стороной жизни. Краткое содержание           Дорогие ребята! В нашем Костромском крае много забытых святых мест, вот и мы сейчас отправляемся с вами к святому месту – Андреевскому ключику. Он находится в 1,5 км от железной дороги, платформы № 438       рядом с деревней Андреевское.        Деревня Андреевское с древних времен входило в состав Контеевской волости. С 1678 года принадлежало Железноборовскому монастырю. Деревня вплоть до реформы 1861 года была помещичьей вотчиной. Она была маленькая и бедная, часто переходила от одного владельца к другому. Последним хозяином деревни был помещик Лермонтов. Он являлся потомком поэта М.Ю. Лермонтова.      Когда возникла деревня, сведений точных нет, но можно предположить, что это 16 век. В этот период шло интенсивное заселение наших земель славянами. Деревня вплоть до 19 века не расстраивалась, даже до 1870 года в ней было всего пять хозяйств, в них числилось   24   мужчины   и   28   женщин.   Рост   деревни   сдерживался,   по­видимому, недостатком земли, да и с водой в деревне были проблемы. Как жители не копали колодцы до воды они так и не дошли. Брали воду для питья в Андреевском ключике.         Сколько было легенд, сказок, сказов, поверий связанных с водой. Есть такая легенда   и   у   наших   земляков­старожилов   из   деревни   Андреевское.   Своим   главным деревенским   праздником   считают   они   Девятую   пятницу   Христова   Воскресения. Столкнувшись с проблемой возрождения «Андреевского ключика» был собран интересный материал об уникальном когда­то месте вблизи деревни Андреевское святом источнике Великомученицы   святой   Параскевы.     На   месте   её   явления   была   построена   деревянная часовня,  и рядом с родником большой камень был положен. По преданию Екатерина II распорядилась поставить на этом месте часовню, когда услышала  поверье о Великомученице Параскеве,  проезжая наши земли,  следуя в Железноборовский монастырь. В записях краеведа Флёрова Вячеслава Николаевича упоминание о часовне  датируется началом XVIII века. Описывается часовня как деревянное небольшое  квадратное помещение с деревянным крестом над ней. В часовне жил монах и только он  раздавал святую воду из ключика всем желающим. В часовне отпевали нищих и бездомных.  Особенно много было таких людей в большие праздники у святого источника с прошением  милостыни и исцелением от хвори. Святая   Великомученица   Параскева   родилась   в  III  веке   в   городе   Конья,   что находится на территории нынешней Южной Турции. В её житии сказано, что родители особенно   почитали   день   страданий   Господних   –   пятницу,   поэтому   и   назвали   дочь, родившуюся в этот день, Параскевой, что в переводе с греческого означает «пятница». Ещё в   младенчестве   Параскева   приняла   крещение,   а   повзрослев,   дала   обет   безбрачия   и посвятила   себя   служению   Христовой   вере.   Поскольку   ей   выпало   жить   во   времена жестокого преследования христиан – её мучили, истязали, но не добились отречения от веры. На   Руси   Параскева­Пятница   почиталась   преимущественно   женской   частью населения.   Её   считали   суровой,   твёрдой,   волевой   женщиной.   Существует   поверие,   что Пятница ходит по земле в образе молодой красивой крестьянки или монашки, и примечает, кто как живёт, как соблюдает христианские правила и обычаи. Русские иконописцы изображали Параскеву­Пятницу высокой, стройной, в белом одеянии с лучезарным венцом на голове. В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. Крестьяне говорили: «Прасковья – баба святая». В день её памяти не работали, даже если этот день приходился на пятницу, а не на другой рабочий день недели. В пятницу не разрешалось прясть, а шить было можно. Существует такое предостережение в народе: не мыть голову, не купать детей. Кто в пятницу много смеётся, тот к старости будет много плакать. Параскевы   пречистые   родники   почитаемы   у   русского   народа   в   наших   северных захолустных районах. К родникам приносили и приводили матери своих хворых детей, умывали их святой водой и хвори все уходили. Из воспоминаний Соболевой Нины Геннадьевны. Записано в г.Буе Костромской  области  от Соболевой Нины Геннадьевны (в девичестве Гусаровой). Образование среднее  специальное, с 1927 года рождения, уроженка д.Андреевское Буйского района  Костромской области. Работала Нина Геннадьевна в г.Буе директором железнодорожного  ресторана на станции Буй, ныне пенсионерка. Телефон: 4­14­48. Помню хорошо часовенку и камень рядом с ключиком. Часовня квадратная такая, деревянная, рубленная, обшитая тёсом. Внутри помещения местечка было мало, на всех стенах были иконы. Нас ребятишек во всей деревне было много. Помню как нас приведут в часовню мыть пол на все большие праздники, а после половодья, весной часовню затопляло, тоже мыли полы от песка и ила отмывали. В   праздник   святой   Великомученицы   Параскевы   всей   деревней   ходили   туда молиться.   Был   водосвятный   молебен,   после   которого   ходили   по   дворам,   заходили   на каждый двор, молитвы читали, освящали святой водой и скотину и постройки. В тридцатые годы часовню разрушили,  иконы растащили  по домам. Помню, как крест деревянный валялся прямо у дороги в канаве, кто­то его потом подобрал… Помню,  как папа возил с ключика воду в большом чане. А когда мы подросли, стали носить в вёдрах на коромысле, зимой на санках. В военные годы, да и после войны в округе ходила эпидемия дизентерии. Так вот у нас   в   деревне   Андреевское   никто   не   болел   этой   на   то   время   страшной   болезнью,   всё благодаря святой воде.  Помню еще, когда работала в райсоюзе бухгалтером, в годы войны, каждый день пешком бегала в Буй на работу,  всегда носила с собой святой воды с ключика. Просили меня и в госбанке главный бухгалтер и другие женщины умоляли принести  воды, верили в её силу, лечились сами и даже раненым в госпиталь носили.  Я её всегда зову живая вода. Сорок лет вот уже обливаюсь холодной водой, а когда были силы, в деревне Андреевское на даче всегда обливалась только водой с ключика. Может благодаря  этому,   живу  восемьдесят  седьмой год     на свете, читаю без очков, память хорошая, только вот ноги стали плохо ходить. Из воспоминаний Лавровой Клавдии Васильевны. Записано в с.Контеево,  Костромской  области, ул.Новая, д.13 от Лавровой Клавдии Васильевны (в девичестве Коноваловой)  уроженки д.Андреевское. Родилась 8 июня 1932 года. Работала маляром в метрополитене  Санкт­Петербурга, ныне пенсионерка. Зарегистрирована по месту пребывания с.Контеево,  Буйский район, ул.Новая, д.13.    В Девятую  пятницу от Пасхи  в нашей деревне  всегда  праздновался  этот день­ явление святой Великомученицы Параскевы. Нарядные ходили всей деревней в часовню на моление. Помню, как мой покойный брат Володя принёс тайно деревянный крест на поветь от разрушенной часовни. Притащил, где только сил хватило, а может кто помогал, ведь ему в ту пору было лет 7­8. а вот потом куда его дели, не помню.  В нашей деревне долго жила Стрелкова Прасковья Патрикеевна. Так её все звали Патрикеевна, да Патрикеевна, или бабка Паша. Она лечила людей святой водой с ключика. Скотине помогала, от сглазу ребятишек лечила. Утром на заре читала какие­то молитвы на святую   воду,   принесённую   с   ключика.   Всем   помогала,   денег   не   брала,   только   в благодарность продукты питания или какие­нибудь сладости ей приносили. Умерла она в начале  девяностых годов, уже и от дома её ничего не осталось. Моя дочь Ирина живёт в Санкт­Петербурге, и приезжая в отпуск всегда ходит на ключик за живой водой и увозит в Питер. Пьёт её, когда заболеет сама или её сын. Верим в чудесную силу живой родниковой воды из нашего Андреевского ключика.        У краеведа В.Н. Флерова  сохранилась статистика д.Андреевское : 1898 год:          дворов ­ 15; мужчин ­ 57; женщин – 47; итого: 104  1916 год: дворов ­ 20; мужчин ­ 31; женщин – 60; итого: 91чел. 1975 год: дворов ­ 8; мужчин ­ 9; женщин – 16; итого: 25чел. 2003 год: дворов ­ 1; мужчин ­ 1; женщин  – ; итого: 1 чел. чел.        В настоящее время в д. Андреевское никто не проживает. 1 июня  2014 года начались работы по восстановлению часовни в честь святой  Великомученицы Параскевы Пятницы. При помощи экскаватора очистили ключик для  того,  чтобы сделать колодчик, купель для омовения. Восстанавливается часовня. Дважды  совершался крестный ход прихожанами 10 ноября в праздник святой Великомученицы  Параскевы Пятницы. Люди приезжают на ключик за святой водой. Надеемся, что к  следующему году часовня будет достроена, а ключик обустроен. Возрастная категория Презентация предназначена для обучающихся 5­9 классов. Тема или место в учебной программе, учебном курсе Можно использовать при изучении темы: «Камень. Родник. Источник. Святые  источники Костромского края»   в 6 классе предмета «Истоки». А также при изучении темы: «Бережное отношение к природе»  в 5 классе  предмета ОДНКНР. Инструкция по работе с презентацией. Эту презентацию можно использовать на уроке предмета «Истоки» и ОДНКНР в  качестве заочной экскурсии. Можно подготовить стихи о святых источниках и ребятам их  прочитать на данном уроке. Можно читать на фоне слайда презентации или на фоне  звучания музыки. Даётся понятие родника из энциклопедического словаря и родниковая  вода готова к употреблению и не требует никакой обработки.  Что такое родник? В «Географическом энциклопедическом словаре» даётся такой  ответ. Источник, родник, ключ ­ естественный выход подземных вод на земную  поверхность на суше или под водой на дне континентальных водоемов и водотоков. Родниковая вода­это «живая вода». Родниковая вода не нуждается в обработке и  затратах на её кондиционирование ­ это сбалансированный, природный, готовый к  употреблению продукт. Это «живая» вода, она проходит в родниковой жиле многие  километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, фильтруется,  подвергается естественной очистке. .. Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С,  что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий. В завершении работы над данной темой провести небольшое анкетирование, чтобы  узнать точку зрения каждого ученика и его семьи. Анкета.  1.Используете ли вы воду из родника, в каких целях?  2.Нужно ли обустраивать родник?  И хоть не храмами с крестами Они стоят,  всегда чисты Ты без поклона Не достанешь И капельки живой воды. Не той, которая по трубам Дойдёт до крана и молчит. А той, Что там, в глубинах сруба, Сердечком солнечным стучит. И так стучит она от века, Не умолкая никогда. В жару Напоит человека И обогреет в холода. И в час, когда заря по клёнам Скользит и тонет в высоте, Россия отдаёт поклоны Живой родниковой воде. 1.Как больно видеть умирающие родники, заброшенные колодцы. К сегодняшнему  дню мы всем миром привели в порядок наш родник, попросили иерея Сергия открыть наш  праздник и освятить живую воду старого родника, благословив, таким образом, наше  поселение на долгую жизнь.  2.Кто теперь вспомнит, когда стали уходить из деревни люди? Покидать родные  места? Снимались с места в поисках иного счастья, не хотели оставаться в отчем доме… 1.Да и работа­то деревенская не больно привлекала: с утра до вечера в грязных  сапогах да в ватнике ходишь – иначе ни к ферме, ни к полю не подступишься. А в городе  ни корову доить, ни огород поливать, ни сено косить не надо. 2.И многие родители, желая видеть своих детей счастливее себя, сами провожали  их, приговаривая: «Нечего лучшие годы в деревне губить…» 1.Покрылось пылью чье­то отраженье, Лежащее на каменистом дне. Вода ушла. И ни одно движенье Не промелькнёт надеждой в глубине. 2.Не ждёт она, не плачет и не любит, И нет пустыне края и конца. Родники умирают словно люди, Родники  высыхают, как сердца. 1.И мёртвыми стоят. А ты однажды Приди напиться, опалён бедой. Ведь не хватает только чьей­то жажды,  Чтобы родник наполнился водой. 2.Пусть раскинуться снова по всем российским поселениям светлые родники и  колодцы, своей благословенной чистотой поддерживая и возрождая российские деревни. 1.Покаместь есть дорога – оглянись Пойми, что нет роднее ничего, Чем тот родник. Вернись и прикоснись И дай напиться детям из него. Звучит фонограмма песни «Живи, родник» Я стою у источника чистой воды, Чтобы вдоволь водицы напиться. На красивой лужайке ­ трава и цветы, Я могу красотою гордиться! Я наполню ладони водой ключевой, Что из недр нам Земля подарила. В этих водах ­ заряд доброты вековой, Тот, которым земля   наградила.   Светит   солнце,   в   душе   ­   теплота   и   покой.   Я   хочу   ко   всем   НАМ обратиться: Дайте волю прекрасной и светлой мечте ­ Вместе нашей Землёю гордиться! Что главнее для народа? Родниковая вода! Без источника Святого Нам прожить нельзя ни дня. Родники ­ Святые источники, Божий Дар! Будет помнить об этом. Будем искать, находить, хранить и предавать новые факты, легенды, были, рассказы. Это нужно нам, ныне живущим, и им, кто будет жить после нас! И очень хочется верить, что святые источники не будут забыты и родники больше не затеряются в зарослях тонкого камыша, тальника, ольхи, плюща и в памяти человеческой.

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы

Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017