ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: расширить представление детей о святом источнике – роднике, изучение
духовной истории через походы, экскурсии по святым местам родного края, чтобы
соприкоснуться с ценностями и духовными истоками православной культуры.
Актуальность работы обусловлена тем, что сфера туризма в России является
наиболее привлекательным и динамично развивающимся направлением сервисной
деятельности. Очевидна ориентированность государства на развитие внутреннего туризма
и превращения этой сферы в экономически эффективный сектор экономики.
Доказательством могут служить уже реализованные или четко обозначенные проекты,
такие как: олимпиада в Сочи 2014, Чемпионат мира по футболу 2018. Одним из чудесных
природных явлений на земле считаются родники. Вода в родниках свежая, прозрачная как
хрусталь, чудодейственная. У родникового ключа душа отдыхает от забот, оберегает покой
и бодрость.
Современное состояние рынка туристских услуг Костромского региона в большей
степени ориентировано на удовлетворение интересов к выездному туризму. Вместе с тем,
наблюдаются тенденции укрепления интересов туристов к историческому и природному
своеобразию родного региона.
Именно поэтому, сегодня, ощущается необходимость создания презентабельных и
увлекательных региональных экологических экскурсионных маршрутов и туров,
способных привлечь своей уникальностью и доступностью широкий круг российских и
зарубежных туристов.
Новизна работы: неразрывное в прошлом духовное единство России в настоящее
время нарушено. Эта работа, общение с людьми, помогла участникам похода, и, надеемся,
нашим собеседникам почувствовать эту связь. Нам очень хотелось, чтобы эта экскурсия
ставила след не только на бумаге, но и в душе и памяти всех участников. Таким образом,
соединяется теория и развитие научных знаний с практической стороной жизни.
Краткое содержание
Дорогие ребята! В нашем Костромском крае много забытых святых мест, вот
и мы сейчас отправляемся с вами к святому месту – Андреевскому ключику. Он находится
в 1,5 км от железной дороги, платформы № 438 рядом с деревней Андреевское.
Деревня Андреевское с древних времен входило в состав Контеевской волости.
С 1678 года принадлежало Железноборовскому монастырю. Деревня вплоть до реформы
1861 года была помещичьей вотчиной. Она была маленькая и бедная, часто переходила от
одного владельца к другому. Последним хозяином деревни был помещик Лермонтов. Он
являлся потомком поэта М.Ю. Лермонтова.
Когда возникла деревня, сведений точных нет, но можно предположить, что это
16 век. В этот период шло интенсивное заселение наших земель славянами. Деревня вплоть
до 19 века не расстраивалась, даже до 1870 года в ней было всего пять хозяйств, в них
числилось 24 мужчины и 28 женщин. Рост деревни сдерживался, повидимому,
недостатком земли, да и с водой в деревне были проблемы. Как жители не копали колодцы
до воды они так и не дошли. Брали воду для питья в Андреевском ключике.
Сколько было легенд, сказок, сказов, поверий связанных с водой. Есть такая
легенда и у наших земляковстарожилов из деревни Андреевское. Своим главным
деревенским праздником считают они Девятую пятницу Христова Воскресения.
Столкнувшись с проблемой возрождения «Андреевского ключика» был собран интересный
материал об уникальном когдато месте вблизи деревни Андреевское святом источнике Великомученицы святой Параскевы. На месте её явления была построена деревянная
часовня, и рядом с родником большой камень был положен.
По преданию Екатерина II распорядилась поставить на этом месте часовню,
когда услышала поверье о Великомученице Параскеве, проезжая наши земли, следуя в
Железноборовский монастырь.
В записях краеведа Флёрова Вячеслава Николаевича упоминание о часовне
датируется началом XVIII века. Описывается часовня как деревянное небольшое
квадратное помещение с деревянным крестом над ней. В часовне жил монах и только он
раздавал святую воду из ключика всем желающим. В часовне отпевали нищих и бездомных.
Особенно много было таких людей в большие праздники у святого источника с прошением
милостыни и исцелением от хвори.
Святая Великомученица Параскева родилась в III веке в городе Конья, что
находится на территории нынешней Южной Турции. В её житии сказано, что родители
особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь,
родившуюся в этот день, Параскевой, что в переводе с греческого означает «пятница». Ещё
в младенчестве Параскева приняла крещение, а повзрослев, дала обет безбрачия и
посвятила себя служению Христовой вере. Поскольку ей выпало жить во времена
жестокого преследования христиан – её мучили, истязали, но не добились отречения от
веры.
На Руси ПараскеваПятница почиталась преимущественно женской частью
населения. Её считали суровой, твёрдой, волевой женщиной. Существует поверие, что
Пятница ходит по земле в образе молодой красивой крестьянки или монашки, и примечает,
кто как живёт, как соблюдает христианские правила и обычаи.
Русские иконописцы изображали ПараскевуПятницу высокой, стройной, в белом
одеянии с лучезарным венцом на голове.
В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских
заботах. Крестьяне говорили: «Прасковья – баба святая». В день её памяти не работали,
даже если этот день приходился на пятницу, а не на другой рабочий день недели. В пятницу
не разрешалось прясть, а шить было можно. Существует такое предостережение в народе:
не мыть голову, не купать детей. Кто в пятницу много смеётся, тот к старости будет много
плакать.
Параскевы пречистые родники почитаемы у русского народа в наших северных
захолустных районах. К родникам приносили и приводили матери своих хворых детей,
умывали их святой водой и хвори все уходили.
Из воспоминаний Соболевой Нины Геннадьевны. Записано в г.Буе Костромской
области от Соболевой Нины Геннадьевны (в девичестве Гусаровой). Образование среднее
специальное, с 1927 года рождения, уроженка д.Андреевское Буйского района
Костромской области. Работала Нина Геннадьевна в г.Буе директором железнодорожного
ресторана на станции Буй, ныне пенсионерка. Телефон: 41448.
Помню хорошо часовенку и камень рядом с ключиком. Часовня квадратная такая,
деревянная, рубленная, обшитая тёсом. Внутри помещения местечка было мало, на всех
стенах были иконы.
Нас ребятишек во всей деревне было много. Помню как нас приведут в часовню
мыть пол на все большие праздники, а после половодья, весной часовню затопляло, тоже
мыли полы от песка и ила отмывали.
В праздник святой Великомученицы Параскевы всей деревней ходили туда
молиться. Был водосвятный молебен, после которого ходили по дворам, заходили на
каждый двор, молитвы читали, освящали святой водой и скотину и постройки.
В тридцатые годы часовню разрушили, иконы растащили по домам. Помню, как
крест деревянный валялся прямо у дороги в канаве, ктото его потом подобрал…
Помню, как папа возил с ключика воду в большом чане. А когда мы подросли, стали
носить в вёдрах на коромысле, зимой на санках. В военные годы, да и после войны в округе ходила эпидемия дизентерии. Так вот у
нас в деревне Андреевское никто не болел этой на то время страшной болезнью, всё
благодаря святой воде.
Помню еще, когда работала в райсоюзе бухгалтером, в годы войны, каждый день
пешком бегала в Буй на работу, всегда носила с собой святой воды с ключика. Просили
меня и в госбанке главный бухгалтер и другие женщины умоляли принести воды, верили в
её силу, лечились сами и даже раненым в госпиталь носили.
Я её всегда зову живая вода. Сорок лет вот уже обливаюсь холодной водой, а когда
были силы, в деревне Андреевское на даче всегда обливалась только водой с ключика.
Может благодаря этому, живу восемьдесят седьмой год на свете, читаю без очков,
память хорошая, только вот ноги стали плохо ходить.
Из воспоминаний Лавровой Клавдии Васильевны. Записано в с.Контеево, Костромской
области, ул.Новая, д.13 от Лавровой Клавдии Васильевны (в девичестве Коноваловой)
уроженки д.Андреевское. Родилась 8 июня 1932 года. Работала маляром в метрополитене
СанктПетербурга, ныне пенсионерка. Зарегистрирована по месту пребывания с.Контеево,
Буйский район, ул.Новая, д.13.
В Девятую пятницу от Пасхи в нашей деревне всегда праздновался этот день
явление святой Великомученицы Параскевы. Нарядные ходили всей деревней в часовню на
моление. Помню, как мой покойный брат Володя принёс тайно деревянный крест на поветь
от разрушенной часовни. Притащил, где только сил хватило, а может кто помогал, ведь ему
в ту пору было лет 78. а вот потом куда его дели, не помню.
В нашей деревне долго жила Стрелкова Прасковья Патрикеевна. Так её все звали
Патрикеевна, да Патрикеевна, или бабка Паша. Она лечила людей святой водой с ключика.
Скотине помогала, от сглазу ребятишек лечила. Утром на заре читала какието молитвы на
святую воду, принесённую с ключика. Всем помогала, денег не брала, только в
благодарность продукты питания или какиенибудь сладости ей приносили. Умерла она в
начале девяностых годов, уже и от дома её ничего не осталось.
Моя дочь Ирина живёт в СанктПетербурге, и приезжая в отпуск всегда ходит на
ключик за живой водой и увозит в Питер. Пьёт её, когда заболеет сама или её сын. Верим в
чудесную силу живой родниковой воды из нашего Андреевского ключика.
У краеведа В.Н. Флерова сохранилась статистика д.Андреевское :
1898 год:
дворов 15;
мужчин 57;
женщин – 47;
итого: 104
1916 год:
дворов 20;
мужчин 31;
женщин – 60;
итого: 91чел.
1975 год:
дворов 8;
мужчин 9;
женщин – 16;
итого: 25чел.
2003 год:
дворов 1;
мужчин 1;
женщин – ;
итого: 1 чел.
чел.
В настоящее время в д. Андреевское никто не проживает.
1 июня 2014 года начались работы по восстановлению часовни в честь святой
Великомученицы Параскевы Пятницы. При помощи экскаватора очистили ключик для
того, чтобы сделать колодчик, купель для омовения. Восстанавливается часовня. Дважды
совершался крестный ход прихожанами 10 ноября в праздник святой Великомученицы
Параскевы Пятницы. Люди приезжают на ключик за святой водой. Надеемся, что к
следующему году часовня будет достроена, а ключик обустроен.
Возрастная категория
Презентация предназначена для обучающихся 59 классов. Тема или место в учебной программе, учебном курсе
Можно использовать при изучении темы: «Камень. Родник. Источник. Святые
источники Костромского края» в 6 классе предмета «Истоки».
А также при изучении темы: «Бережное отношение к природе» в 5 классе предмета
ОДНКНР.
Инструкция по работе с презентацией.
Эту презентацию можно использовать на уроке предмета «Истоки» и ОДНКНР в
качестве заочной экскурсии. Можно подготовить стихи о святых источниках и ребятам их
прочитать на данном уроке. Можно читать на фоне слайда презентации или на фоне
звучания музыки. Даётся понятие родника из энциклопедического словаря и родниковая
вода готова к употреблению и не требует никакой обработки.
Что такое родник? В «Географическом энциклопедическом словаре» даётся такой
ответ. Источник, родник, ключ естественный выход подземных вод на земную
поверхность на суше или под водой на дне континентальных водоемов и водотоков.
Родниковая водаэто «живая вода». Родниковая вода не нуждается в обработке и
затратах на её кондиционирование это сбалансированный, природный, готовый к
употреблению продукт. Это «живая» вода, она проходит в родниковой жиле многие
километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, фильтруется,
подвергается естественной очистке. .. Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С,
что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий.
В завершении работы над данной темой провести небольшое анкетирование, чтобы
узнать точку зрения каждого ученика и его семьи.
Анкета.
1.Используете ли вы воду из родника, в каких целях?
2.Нужно ли обустраивать родник?
И хоть не храмами с крестами
Они стоят, всегда чисты
Ты без поклона
Не достанешь
И капельки живой воды.
Не той, которая по трубам
Дойдёт до крана и молчит.
А той,
Что там, в глубинах сруба,
Сердечком солнечным стучит.
И так стучит она от века,
Не умолкая никогда.
В жару
Напоит человека
И обогреет в холода.
И в час, когда заря по клёнам
Скользит и тонет в высоте,
Россия отдаёт поклоны
Живой родниковой воде. 1.Как больно видеть умирающие родники, заброшенные колодцы. К сегодняшнему
дню мы всем миром привели в порядок наш родник, попросили иерея Сергия открыть наш
праздник и освятить живую воду старого родника, благословив, таким образом, наше
поселение на долгую жизнь.
2.Кто теперь вспомнит, когда стали уходить из деревни люди? Покидать родные
места? Снимались с места в поисках иного счастья, не хотели оставаться в отчем доме…
1.Да и работато деревенская не больно привлекала: с утра до вечера в грязных
сапогах да в ватнике ходишь – иначе ни к ферме, ни к полю не подступишься. А в городе
ни корову доить, ни огород поливать, ни сено косить не надо.
2.И многие родители, желая видеть своих детей счастливее себя, сами провожали
их, приговаривая: «Нечего лучшие годы в деревне губить…»
1.Покрылось пылью чьето отраженье,
Лежащее на каменистом дне.
Вода ушла. И ни одно движенье
Не промелькнёт надеждой в глубине.
2.Не ждёт она, не плачет и не любит,
И нет пустыне края и конца.
Родники умирают словно люди,
Родники высыхают, как сердца.
1.И мёртвыми стоят.
А ты однажды
Приди напиться, опалён бедой.
Ведь не хватает только чьейто жажды,
Чтобы родник наполнился водой.
2.Пусть раскинуться снова по всем российским поселениям светлые родники и
колодцы, своей благословенной чистотой поддерживая и возрождая российские деревни.
1.Покаместь есть дорога – оглянись
Пойми, что нет роднее ничего,
Чем тот родник.
Вернись и прикоснись
И дай напиться детям из него.
Звучит фонограмма песни «Живи, родник»
Я стою у источника чистой воды, Чтобы вдоволь водицы напиться. На красивой
лужайке трава и цветы, Я могу красотою гордиться! Я наполню ладони водой ключевой,
Что из недр нам Земля подарила. В этих водах заряд доброты вековой, Тот, которым
земля наградила. Светит солнце, в душе теплота и покой. Я хочу ко всем НАМ
обратиться: Дайте волю прекрасной и светлой мечте Вместе нашей Землёю гордиться!
Что главнее для народа? Родниковая вода!
Без источника Святого
Нам прожить нельзя ни дня.
Родники Святые источники, Божий Дар! Будет помнить об этом. Будем искать,
находить, хранить и предавать новые факты, легенды, были, рассказы. Это нужно нам, ныне
живущим, и им, кто будет жить после нас! И очень хочется верить, что святые источники
не будут забыты и родники больше не затеряются в зарослях тонкого камыша, тальника,
ольхи, плюща и в памяти человеческой.
Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы
Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы
Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы
Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы
Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы
Экскурсия к Андреевскому ключику и часовне Параскевы Пятницы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.