Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением отдельных предметов
города Екатеринбурга
Эксперементальная площадка
« Работа с одаренными детьми на уроках английского языка
В рамках внеурочной деятельности»
Инициатор и разработчик проекта:
учитель английского языка МАОУ СОШ №145 г. Екатеринбурга
Жаниева Ирода Икрамовна
Работа с одаренными детьми по английскому языку в рамках внеурочной деятельности.
«В каждом человеке –солнце, только дайте ему светить»
.
Сократ.
В современном обществе возврастает потребность в людях нестандартно мыслящих,творческих ,активных,способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые,перспективные цели. И задача школы состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех обучающихся.
Каждый учитель ставлкивается с такими учениками,которых не удовлетворяет работа со школьным учебником,им не интересна работа на уроке,они изучают специальную литературу и ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Обучение одаренных детей сегодня- это модель обучения всех детей завтра.
Какого же ребенка стоит считать одаренным ? В 1972 Комитет по образованию США опубликовал определение : «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех,которые по оценке специалистов демострируют высокие достижения в одной или нескольких сферах .
Отличительные особенности одаренных детей
· Отличная память
· высокий уровень мышления и интеллекта,
· хорошо развитая речь и хорошее произношение
· большой словарный запас.
· широкий кругозор
· стремление к совершенству во всем
· Быстро схватывает новый материал
· Легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями
· Выполняет задания повышенной трудности
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
На уроках при работе с одаренными детьми использую технологию развития критического мышления. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Для развития критического мышления учащихся используются следующие методы и приёмы:
- Прием «Кластер» позволяет каждому выделить значимые именно для него понятия. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
- Приём «Синквейн» дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то ученик в точности справился с заданием. Подобные виды работы помогают учителю увидеть учащегося класса не только как ученика, но и как личность, индивидуальность с только ему присущим видением и восприятием окружающего мира.
1 строка- 1 существительное (тема)
2 строка- 2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка- 1 предложение (отношение к теме)
5 строка - 1 слово-резюме (синоним темы)
- Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.
- Метод «Дискуссия» - это обсуждение вопроса по заданной теме.
На уроках можно также использовать творческие задания, например, придумать загадку; составить чайнворд, кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; составить quiz по заданной теме.
Внеурочная работа с одаренными детьми. В связи с современной насыщенностью учебным материалом образовательного процесса невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему помогает решить дополнительное образование. Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не "выпадает" из учебного процесса.
Внеурочная деятельность, которую я веду в школе «Мир английского языка» позволяет повысить качество подготовки обучающихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка в общей образовательной сфере; достигнув образовательных целей за счет приобщения к культуре, географии страны изучаемого языка и приобретения новых знаний о жизни носителей языка, расширить кругозор обучающихся, углубить их знания в области культуроведения, улучшить их компетенцию в иностранном языке, повысить мотивацию к овладению английским языком.
Внеурочная деятельность нацелена на воспитание у обучающихся чувства уважения к истории, культуре, традициям и обычаям другого народа, нахождению взаимных интересов в межкультурном общении.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.
Отличительные особенности
В преподавании учебного материала в рамках программы используются:
• фронтальные и групповые формы работы;
• преемственность с уроками иностранного языка;
• межпредметные связи.
Все предложенные задания - информационно-ориентированные, призванные вызывать интерес к изучению темы.
Традиционно главными направлениями в такой работе являются проектная деятельность, работа с одарёнными учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам, театрализованные праздники
В нашей школе сложилась система работы с одаренными и талантливыми детьми
1. Выявление одаренных и талантливых детей
— анализ особых успехов и достижений ученика;
— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— формирование и развитие сети дополнительного образования;
— организация научно-исследовательской деятельности;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих
конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
3.Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников
— тематический контроль знаний в рамках учебной
деятельности;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей
в конкурсах разного уровня;
4.Поощрение одаренных детей
— Поощрение наградными материалами;
5.Работа с родителями одаренных детей
— Психологическое сопровождение родителей одаренного
ребенка;
— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
6.Работа с преподавателями
— Обучающие семинары по вопросу работы
с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской,
экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального
положительного фона обучения»
— Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку
и аттестацию
— Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала
талантливого ученика
Важнейшей формой работы являются участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.
Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого иностранного языка в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, расширяет и систематизирует знания о языке лингвистический кругозор и лексический запас, что соответствует требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Хочется отметить несколько важных принципов олимпиад и конкурсов.
· Доступность и массовость Каждый ребенок может принять участие в предметной олимпиаде (на школьном уровне и во всероссийских заочных конкурсах)даже с начальной школы. Тем самым на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации.
· Укрепление интереса. Если учитель выявил одаренного ребенка ,то необходимо поддерживать интерес, предлагая ему разные новые задания или конкурсы
· Поощрения. Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах, любое достижение должно быть оценено по достоинству (выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов для Портфолио)
· Посильность. Учащиеся участвуют в олимпиадах среди сверстников.
Результатом работы наших учителей с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам стали победители и призеры на муниципальном уровне.
У ребят нашей школы есть положительные результаты и в других проектах.
1.Всероссийская школьная олимпиада школьного и муниципального этапов.
предоставляет каждому ученику: испытать свой интеллект, поучаствовать в образовательных проектах с начального этапа обучения
ученики 8,9 классов стали победителями и призерами
2 Дистанционные олимпиады по программме двуязычного образования » ребята принимают активное участие и ученики 2–х классов стали победителями под руководством своего учителя Карпенко М.В., а ученица 4 класса защищала проектную работу и стала призером на муниципальном уровне.
3.« ENGLISH +» 1,2 места
4. «Уральская конвенция» 25 участников , есть и призеры, и победители»
Безусловно, существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми, которые требуют незамедлительного решения:
а) усиление подготовки учащихся к различным олимпиадам;
б) привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития
умственной одаренности детей;
в) создание нормативной и учебно-материальной базы для организации с одаренными
детьми;
И всё же, работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.