Развитие навыков письменной речи на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе
|
Выполнил: Учитель английского языка, Федорова С. С.
|
Великий Новгород
2024 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ................................ 7
1.1 Разграничение терминов «письмо» и «письменная речь», их характеристика..... 7
1.2 Основные цели и задачи обучения письменной речи............................................... 10
1.3 Использование коммуникативного метода при обучении письменной речи...... 12
1.4 Использование эссе при обучении письменной речи в рамках коммуникативного подхода....................................................................................................................................................... 15
Выводы по главе 1.................................................................................................................... 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧЕНИКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА................................................................................................................................. 26
2.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся 7 «н» и 5 «а».................... 26
2.2 Изучение эффективности применения упражнений в рамках коммуникативного подхода на формирование навыков и умений письменной речи....................................................... 27
Выводы по главе 2.................................................................................................................... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А.................................................................................................................... 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б..................................................................................................................... 37
ПРИЛОЖЕНИЕ В.................................................................................................................... 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г..................................................................................................................... 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Д.................................................................................................................... 40
ПРИЛОЖЕНИЕ E.................................................................................................................... 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж................................................................................................................... 42
ПРИЛОЖЕНИЕ З..................................................................................................................... 43
ПРИЛОЖЕНИЕ И.................................................................................................................... 44
An abstract of the course work................................................................................................. 45
Eine Zusammenfassung der Kursarbeit................................................................................... 46
Навык письма при обучении иностранному языку становится все более значимым вследствие многих причин. На сегодняшний день существует множество возможностей, таких как: путешествия, работа в иностранных фирмах, участие в разнообразных конференциях, проводимых на иностранном языке, различные программы обмена, общение через интернет и иные средства коммуникации. Любой из перечисленных видов деятельности требует владения навыком письма на иностранном языке. Другими словами, нужно уметь красиво и понятно преподносить свои мысли на письме, владеть основными правилами композиции, знать особенности стиля письма и следовать конкретному порядку структуры письменного текста. Таким образом, основной целью обучения письменной речи можно считать формирование коммуникативной компетенции.
В общеобразовательных школах зачастую выполнение заданий учащимися для закрепления навыка становится скучным и бесполезным занятием. Более того, учащиеся средней школы уделяют письменной речи мало внимания, в школе им не дают основы, не дают знаний о приемах, которые могут упростить процесс обучения графике и орфографии изучаемого иностранного языка. Дети, еще не научившись выражать себя посредством письменной речи, уже находят такую деятельность неинтересной, бессмысленной и монотонной. Таким образом, навык письменной речи у школьников является одним из наименее развитых видов речевой деятельности.
Чтобы изменить существующую проблему нужно найти творческий подход, сделать обучение письменной речи значимым, помочь учащимся найти мотивацию. Поэтому, значение и обучение письму как виду речевой деятельности нуждается в большем внимании. Обучение письму и письменной речи было рассмотрено в работах многих ученых и практиков. Но более широко данная проблема была исследована в трудах Миньяр-Белоручева, Пассова Е. И., Р.П. Мильруда, Гальсковой И.Д., А.А. Миролюбова и Е.Е. Бабушис. Однако, обучение письменной речи нуждается в дальнейшем рассмотрении, поскольку письменная речь помогает сохранить накопленные знания, является верным и действенным механизмом мышления, письменная речь помогает развивать навыки говорения, письма, аудирования, чтения.
Правильно поставленные цели и задачи обучения письму и письменной речи, определение значимости письменной речи при развитии других видов речевой деятельности, применение упражнений, подходящих для достижения обозначенной цели, выполнение данного комплекса упражнений на среднем этапе обучения помогут сделать устную речь красивой и логичной.
Вспомогательную, но немаловажную роль письменная речь играет при формировании грамматического навыка, например, при выполнении заданий на письмо, в основу которых заложена необходимость самовыражения, творческий подход, которые создают подходящие условия для запоминания. Без навыка письменной речи ученикам тяжело хранить в памяти знания о лексике и грамматике изучаемого иностранного языка.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что письменные упражнения должны соответствовать возрастным особенностям школьников, они должны быть увлекательными и нацеленными на формирование у учеников коммуникативной компетенции.
Поскольку, в настоящее время человек каждый день заполняет разнообразные бланки, пишет заявления, аннотации, комментарии, пишет письма, общается в сети интернет, однако известно, что процесс обучения письменной речи постоянно становится труднее из-за расхождений между звуковой и графической формой, необходимо уметь грамматически и синтаксически правильно, конкретно и точно оформлять письменную речь, чтобы выполнять свою коммуникативную функцию.
Таким образом, развитие навыков письменной речи является актуальной проблемой.
Объект исследования: Обучение письменной речи на уроках иностранного языка в средней школе.
Предмет исследования: Развитие навыков письменной речи в рамках коммуникативного подхода на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения.
Цель работы: дать теоретическое обоснование применению коммуникативного метода при обучении письменной речи и показать, что коммуникативные методы могут способствовать успешному формированию навыков письменной речи на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения.
Гипотеза: обучение школьников на среднем этапе письменной речи на иностранном языке будет результативным, если при формировании навыков письма активно применять коммуникативные методы.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- охарактеризовать письменную речь как компонент речевой деятельности и проанализировать письмо как цель и средство обучения иностранному языку;
- определить возрастные психофизиологические особенности учащихся средней школы, учитываемые при обучении письму;
- выявить основные преимущества применения коммуникативного метода при развитии навыков письменной речи;
- определить, какие методы и приемы будут эффективны при формировании навыков у школьников среднего этапа обучения и создать упражнения для развития навыков письменной речи на уроках иностранного языка в средней школе;
- провести методический эксперимент с использованием комплекса упражнений, основанном на коммуникативном методе, при обучении письменной речи на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения.
Для выполнения вышеперечисленных задач требуется применить такие методы:
– метод анализа научно-методической литературы;
- метод обобщения существующего педагогического опыта;
- метод наблюдения;
- метод эксперимента.
Исследовательская работа была проведена МАОУ "Гимназия "Гармония" среди пятого и седьмого классов.
Для того, чтобы подвергнуть рассмотрению проблему обучения письменной речи с использованием коммуникативного метода, требуется различать такие термины, как «письмо» и «письменная речь». Письменная речь - это один из существующих видов речевой деятельности, включающий в себя обучение письму. В лингвистике письмо - это знаковая система закрепления речи, дающая возможность посредством применения графических символов делиться речевой информацией на некоторой дистанции и фиксировать данную информацию во времени, то есть, если говорить другими словами, - это одна из существующих форм выражения мыслей [13]. А письменная речь – это речь, характерная для книг и подобных книгам изданий. Согласно психологии письмо - это тяжелый процесс, при котором человек соотносит речевые звуки, буквы и разнообразные речедвижения, выполняемые человеком. В такой науке, как методика обучения иностранному языку, письмо – это процесс усвоения учениками графики и орфографии иностранного языка для закрепления языкового материала. Приобретение навыков письменной речи – это цель и средство обучения, поскольку навыки письменной речи являются опорой для обучения монологической речи.
Под письменной речью понимается способ графического выражения мыслей, являющийся плодотворным видом речевой деятельности. Основой для формирования навыков письменной речи можно считать устную речь, особенно имеющее связь с письменной речью говорение, сходное по методам формулирования высказывания:
1. Идея;
2. Поиск необходимых языковых средств, выбор слов и словосочетаний;
Зачастую можно заметить, что в методических пособиях понятие "письмо" и понятие "письменная речь" рассматриваются как одно целое. Однако, "письмо" является более широким понятием, чем письменная речь, письменная речь является одной из составляющих письма.
Обучение письму включает в себя:
· Обучение графике – то есть обучение написанию системы знаков-графем;
· Обучение орфографии – то есть правописанию по существующим правилам применения знаков;
· Письменная фиксация единиц языка различного объема;
· Письменная речь – то есть фиксирование мысли для разрешения конкретной коммуникативной задачи.
С практической точки зрения, письмо - это технология или процесс, а письменная речь - это многогранная творческая деятельность, основной целью которой является формулирование и письменное фиксирование устной речи. Для оформления какой-либо мысли или высказывания на письме необходимо обладать навыками орфографии и каллиграфии, знать о композиционных особенностях построения текста и уметь оформлять в письменной форме речь, более того, уметь выбирать подходящую лексику и не забывать о грамматическом аспекте. Если речь идет о письме как о самостоятельной форме речевой деятельности, то в данном случае подразумевается письменная речь. Основной целью обучения письму в этом случае будет являться обучение графике и орфографии иностранного языка для написания текстов того же уровня, что тексты, которые грамотный человек может письменно выражать на своем родном языке. Абсолютно каждый текст является воспроизведением мыслей автора в графической форме.
Согласно Е.И. Пассову, письмо необходимо анализировать как самостоятельный вид речевой деятельности, осуществляемый на нескольких этапах, а именно - двух[7, С.26-29]:
1. Репродуктивный этап проходит в форме фиксирования мыслей с сохранением каждой особенности устной речи. Данный этап необходим при составлении плана или наброска своей речи или написания личного неофициального письма;
2. Продуктивный этап это создание письменного текста со всеми характерными ему чертами, такими как объемность, содержательность, сложность синтаксиса, развёрнутость, соблюдение грамматических норм Данный этап приходит в действие при написании статей, научных рефератов, книг и является представлением высказывания в письменной форме.
Следовательно, можно сделать вывод, что письмо - это не только фиксация речи, но и один из видов речевой деятельности, который является одной из форм общения для человека.
Согласно мнению другого ученого, а именно - Гальсковой И.Д. "письмо” представляет собой плодотворную аналитико-синтетическую деятельность, связанную с созданием и фиксированием высказывания в письменной форме [4, С.247].
Нельзя отрицать, что письмо сформировалось на основе звуков речи для выполнения важной роли - сохранения всех тех знаний и опыта, что были накоплены за века существования человечества[2, с.247]. Для составления текста необходимо обозначить мотив, определить цели, сформулировать предмет, и определить, для кого этот письменный текст предназначен.
По Гальсковой можно выделить такие черты письменного текста:
1. композиционно-структурную завершенность и логико-смысловую структуру;
2. единоначалие, основной коммуникативный блок и заключительную часть;
3. соотношение заголовка и содержания;
4. предметное содержание;
5. коммуникативные качества[4, с.249].
По мнению Бабинской П.К., письменная речь может рассматриваться как вид речевой деятельности, направленный на выражение устной внутренней речи в письменной форме. Примерами могут являться письмо, эссе и другие формы работы[3, с.126].
Еще один методист, А.А. Утробина полагает, что письмо это работа, основной целью которой является графическая фиксация речи, а письменная речь является видом речевой деятельности, связанным с навыком изложения мыслей и информации в письменной форме[12, с.77].
Для того, чтобы начать обучать школьников письменной речи, необходимо осознавать, какие цели и задачи должны быть поставлены и выполнены в процессе обучения.
Итак, основная цель обучения письменной речи – это формирование коммуникативной компетенции, то есть необходимо научить учащихся употреблять и правильно применять письменные знаки, знать содержание и форму письменного произведения.
Для достижения поставленной цели ставятся задачи, связанные с организацией необходимых для усвоения содержания обучения письменной речи условий. Данные задачи направлены на развитие у школьников среднего этапа графических и речемыслительных навыков, умения выражать мысль согласно конкретному стилю письменной речи, еще одним направлением является получение знаний и расширение кругозора, получение знаний о культуре и достижение интеллектуальной готовности к созданию содержания письменного текста, развитие представления о предмете, стиле речи и форме представления текста в письменном варианте.
Основополагающими требованиями, предъявляемые при обучении письменной речи, являются:
1. Применение письменной речи на иностранном языке как способа общения между людьми;
2. Применение письменной речи на иностранном языке как способа получения знания и вида творчества согласно уровню овладения иностранным языком.
Чтобы ставить конкретные задачи следует брать во внимание предусмотренные школьной программой умения, такие как: умение написания дружественного письма иностранцу, составление аннотации, написание реферата, составление заметки, составление резюме, умение излагать прослушанный или прочитанный текст и так далее.
Следовательно, задачи обучения письменной речи направлены на формирование таких умений и навыков как:
1. употребление предложений, соответствующих моделям изучаемого иностранного языка;
2. построение языковых моделей с учетом особенностей лексики, орфографии и грамматики изучаемого языка;
3. Использование определенных клише, моделей, характерных для того или иного стиля или формы письменного общения;
4. Умение формулировать развернутое, точное и определенное высказывание;
5. Логическое, последовательное изложение письменного высказывания.
Умение в данном случае – это конкретная степень формирования у учащихся тех или иных навыков, которые входят в структуру письменного произведения. А навык по И.А. Зимней – это оптимальный уровень совершенства выполняемого действия. [5, с. 49].
Для точного и грамматически правильного оформления письменного текста необходимо выработать конкретные действия, которые будут являться средствами речевого оформления текста и системой мыслительных процессов, например, отбора, сопоставления, противопоставления, дифференциациации, составления целого из отрывков, комбинирования, замены, построения по аналогии.
Для использования речевых клише, моделей, характерных для конкретных стилей письменного общения, требуется формирование и достижение установленного уровня безупречности действия. Для разработки методов и правил при развертывании текста необходимо уметь расширять текст, трансформировать его, заменять, объединять, комбинировать.
Для того, чтобы составить резюме, аннотацию, написать реферат нужно уметь разделять текст на части, дифференцировать, трансформировать предложения, убирать лишнее, упрощать, объединять предложения, сопоставлять. [6,с. 71].
Для создания логически правильного текста необходимо использовать такие действия, как композиционное членение текста и трансформирование предложений.
Выбирать способы и методы развития и усовершенствования действий следует, учитывая трудности, возникающие на этапе постижения письменной речи на иностранном языке.
В настоящее время нельзя дать точное определение термину «подход к обучению». Данное понятие было создано и введено в употребление в тысяча девятьсот шестьдесят третьем году (английский методист, Энтони) как общая методологическая основа обучения, характеризующая предмет и вероятность овладения данным предметом на протяжении обучения. Согласно большинству, подход – это взгляд на суть изучаемого предмета.
Существует и наиболее конкретное значение термина «подход к обучению», его рассматривают как «метод обучения» и «технологию обучения».
Таким образом, обучение с использованием коммуникативного подхода имело своей целью избавиться от изъянов и узости существующих методов. Однако, приверженцы данного подхода не считали нужным отказываться от созданного ранее, но советовали применять проверенные методы, учитывающие новейшие достижения в сфере таких наук, как языкознание, психология, социолингвистика и другие. Поэтому, коммуникативный подход нельзя считать новшеством, его следует считать суммой и усовершенствованием прямых методов [9, C.18].
Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, при обучении письменной речи у учеников требуется сформировать данные умения и навыки[1,2]:
· выписывать из текста главную информацию, делать опорные записи
· уметь составлять план текста
· уметь писать поздравления или пожелания
· составлять личное или официально-деловое письмо, эссе и сочинение, заполнять бланки, анкеты
· выражать свое мнение и впечатления
· составлять конспект
Данные умения и навыки формируются и при обучении письменной речи в рамках коммуникативного подхода. Но основными задачами коммуникативного подхода являются формирование у школьников навыков и умений практического употребления «живого» языка и обучение осмысленно соотносить структуры языка с их функциональной коммуникативной базой. Так, коммуникативный подход позволяет совмещать обучение всевозможным видам речевой деятельности, нацелить его на достижение конкретных задач общения на иностранном языке.
В отечественной методике основоположником коммуникативного подхода является Е.И. Пассов. Базой коммуникативного подхода является процесс обучения, выступающий в роли модели процесса коммуникации. Однако, процесс обучения в сравнении с настоящим процессом коммуникации можно назвать упрощенным, но все-таки у них есть нечто общее[9, С.65].
Можно выделить такие принципы обучения с использованием коммуникативного подхода:
1. Принцип речемыслительной активности, основополагающего компонента обучения.
2. Принцип индивидуализации, то есть взятие во внимание способностей, умений и особенностей ученика, направленный на высокий уровень мотивации и активности.
3.Еще одним принципом является принцип функциональности, без которого ученики не могут выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
4.Принцип ситуативности, повышающий интерес к изучению иностранного языка.
5.Принцип новизны, гарантирующий разнообразие форм работы, усовершенствование уровня владения речью. [9, C.68].
Можно выделить три технологических подхода: директивный, лингвистический и деятельностный [8,C. 6].
Целью обучения директивному подходу можно считать получение корректно написанного текста, в данном случае содержание не особо учитывается.
Упражнениями, используемыми по данному подходу, можно считать:
· списывание текста с вставлением букв или слов, раскрытием скобок и расставлением недостающих знаков препинания;
· записывание конкретных слов из текста;
· составление и запись предложений со словами из текста;
· и так далее.
Согласно Сысоевой Е.Э. [10, C.44] применение директивного подхода результативно:
· на начальном этапе обучения;
· вместе с иными подходами для улучшения навыков.
2. Цель обучения лингвистическому подходу – это создание текста на базе разнообразных стилей и типов речи. [10, C. 45].
Цель деятельностного подхода – это создание текстов на базе личных творческих способностей и мыслительной деятельности учащегося, иногда- группы, процесс, требующий долгой и тщательной работы. [10,C. 46].
Следовательно, для развития навыков письменной речи у учащихся, важную и рациональную роль играет применение коммуникативного подхода и технологических подходов, что сделает возможным более быстрое и легкое формирование устойчивых базовых речевых навыков: графических и орфографических, на основе которых и строится обучение письменной речи.
В наши дни большую роль при обучении иностранному языку играет обучение письменной речи, а именно - эссе. Итак, рассмотрим применение коммуникативного метода на примере эссе.
Целью работы над эссе не является только его написание. Любая подготовительная работа на уроке или дома – это хорошая подготовка к окончательному варианту оформления личных мыслей и доводов в свою пользу.
Для того, чтобы достигнуть хоть какого-нибудь результата, необходимо прилагать большие усилия. Педагоги, знающие все тонкости обучения, легко подпишутся под данным высказыванием: всякий учащийся, демонстрируя свои знания и способности на экзаменах или олимпиадах, показывает, кроме того, наш собственный вклад в него, и, более того, собственные старания ученика, которые он прикладывал для того, чтобы освоить какой-либо материал по данному предмету.
Эссе, как разновидность письменного текста, выступает в качестве довольно краткого текста, выражающего позицию и мысли создателя данного эссе об одной из обсуждаемых и критичных тем из экономической сферы, философских вопросов, политической сферы и иных сфер жизни общества.
Нужно подметить, что эссе как одна из форм письменной работы зачастую используется не только в рамках обучения иностранному языку или другим гуманитарным предметам, но работа в форме эссе также широко используется и точными науками: отказываясь использовать сочинения по той или иной теме, тесты по пройденному материалу, преподаватели не проверяют рецептивное усвоение изученной темы и нацелены, в основном, на выяснение «личных способностей учащегося понимать процессы, явления и мысли, а также строить логические связи и взаимозависимости между данными процессами и явлениями, выражающимися в обычном высказывании своих мыслей и позиции по конкретной обозначенной проблематике». Эссе дает возможность дать оценку личности автора работы, его мировоззрению, креативности и творческому потенциалу, более того, оригинальности формулирования личных предположений и вариантов разрешения проблемы без притязаний на абсолютную точность заявляемых гипотез.
При обучении иностранным языкам в школе эссе можно рассматривать как одну из основных форм работы: во-первых, это формирует умения и навыки в конкретном виде речевой деятельности, а именно, – в письме, являющемся коммуникативной и деятельностной, т.е. продуктивной формой работы. Во-вторых, эссе дает нам возможность увидеть результаты выполненной прежде работы при обучении чтению, говорению, письму или аудированию.
Важным и значимым признаком данной формы работы считается наличие проблематики, аргументации или альтернативных вопросов по конкретной тематике, помогающих размышлять над проблемой и высказывать собственную позицию, непохожую на взгляды остальных и, соответственно, закрепленную собственными аргументами, являющимися доказательством личной позиции. Таким образом, эссе является разновидностью сочинения-рассуждения, что ограничивает его применение в общеобразовательной школе узкими возрастными рамками, поскольку учащиеся обучаются аргументированному рассуждению на своем родном языке не с младших классов, а на среднем и старшем этапах. Данный факт, все-таки, не опускает возможность применять элементы рассуждения и, соответственно, эссе на более ранних стадиях обучения.
Так как эссе – это работа незначительного объёма, ученику следует пытаться выражать свои суждения более разумно и не «растекаться по древу», но предельно полно. Ученик должен сторониться противоречивых высказываний и повторения, не должен перескакивать в последовательности рассуждения, в анализе или при приведении аргументов. Для преобразования личного рассуждения по той или иной проблематике следует помнить все возможные языковые средства, помогающие соотносить гипотезы и аргументацию. Эссе, как одна из существующих форм письменной формулировки собственной позиции по отношению к заданной проблеме, должно представлять совпадение слов и мыслей, возникающих в процессе мыслительной деятельности.
Для достижения этого обучающиеся обязаны уметь подбирать языковые конструкции, позволяющие им отображать причинно-следственные связи между событийной стороной и явлениями, кроме того, доказывать свою точку зрения. Отлично от устной речи, которая не должна следовать такому определенному порядку, то есть при которой можно нарушать порядок слов, не согласовывать времена, род, число и падеж, неправильно использовать эллиптические конструкции и так далее, письменная речь должна быть логично построена. Поэтому педагог считает задачей доведение до автоматизма использования конструкций языка. Однако, это редко возможно выполнить на практике. Если преподаватель будет нацелен только на грамматику, то это негативно скажется на реакции ученика, вызовет определенные страхи, ученик потеряет мотивы, необходимые для эффективного процесса обучения, приведет к примитивности мыслей на письме. Необходимо показать обучающимся последовательность действий, позволяющую благополучно преодолеть поставленную задачу.
Итак, работая над эссе на иностранном языке необходимо придерживаться общеевропейских традиций, определенного алгоритма работы над письменной формой выражения речи: Введение → Основная часть, то есть описание собственной позиции по отношению к проблеме → Гипотезы → Аргументация → Вывод → Заключение[14]. Более того, эссе выделяется из иных форм работы прекрасной возможностью представления научной точки зрения сквозь собственные впечатления и ощущения.
По виду цели можно выделить четыре главных типа эссе: повествование, критическая статья, ироничное эссе и публицистическое эссе, каждое из которых должно быть подкреплено своей точкой зрения и аргументами. Для эссе характерен популярный стиль, что дает возможность обойти синтаксические трудности и использование научной терминологии. Однако, аргументы должны быть не только актуальными, но и убедительными. Изображенные выше черты структуры эссе на иностранном языке позволяют выбрать действенные средства для упрощения работы обучающихся.
Но деятельность педагога должна начинаться с дискуссии о теме/вопросе/проблеме на уроке. Письменная речь в данном случае будет следствием устной речи и должна иллюстрировать эффективность усвоения нового языкового материала с применением собственных знаний и опыта.
Фактически, работу над эссе нужно разграничить на несколько этапов, а именно - два:
· коллективная работа
· индивидуальная работа.
При коллективной работе значение педагога намного более значительно, чем при индивидуальной, когда учащийся самостоятельно редактирует то, что было разработано на уроках. При этом преподаватель первым делом должен, учитывая уровень знания языка, выбрать тематику предстоящей дискуссии и мотивировать учеников к обсуждению. Для их мотивировации, необходимо подбирать такие пункты важных проблем общества, которые будут известны учащимся по собственному опыту, актуальны, или интересны. На данном этапе учитель должен преждевременно выбрать требующиеся средства языка для предварительной дискуссии о проблеме. Если учитывать тот факт, что на данном этапе следует дать определения терминам, то на подготовительном этапе необходимо научить давать определение, используя наводящие вопросы и возможные ответы.
В итоге преподаватель задает вопросы, а ученики самостоятельно дают ответы, пользуясь уже известными или новыми средствами. Кроме определений ученики должны высказать свое собственное мнение о проблеме, используя полученные ранее знания, поэтому необходимо прежде всего обозначить ключевые слова или рассказать о том, где их можно поискать. В данной ситуации преподаватель выполняет привычную для него роль наставника и, в некоторой степени, контролёра, в то время, как он определяет последовательность дискуссии, требуя ответов на вопросы. В то время как учащиеся только следуют указаниям учителя, формируя при этом свои навыки, умения и компетенции.
При таком этапе, как конфронтация – педагог дает на уроках выбор ученикам, оставаясь только организатором. Большая сложность для него в данном случае - это подготовка упражнений и материала для учеников, умение позволять выполнять упражнения без контролирования. Педагогу нужно нацелиться на результат.
Но на этапе конфронтации не только проводится хорошее знакомство с тематикой, но и формируется лингвистическая компетенция. Учащиеся должны концентрироваться на конкретных средствах языка, к примеру, для того, чтобы обозначить проблему, выразить согласие или несогласие, привести аргументы. Подобные упражнения педагог создает в качестве дополнительных для индивидуальной работы по подготовке к занятию. Выполнение данного упражнения не проверяется, таким образом, не занимает ни минуты времени, так как при обсуждении учащиеся будут пользоваться той информацией, которую они нашли и выписали в тетрадь.
При работе над любой тематикой точно будет присутствовать такая форма работы, как дискуссия.
И это тоже может быть использовано, чтобы подготовиться к написанию эссе. Учитель хочет, чтобы школьники научились правильно выражать главную мысль и аргументировать свою точку зрения. По этой причине на начальном этапе данной деятельности важно привлечь внимание учащихся на тот факт, что может входить в структуру эссе. На начальном этапе обучения преподаватель берет на себя роль модератора, но на среднем и старшем этапах обучения следует отдать данную роль учащимся, но все равно наблюдать и принимать пассивное участие.
Именно при такой форме обсуждения как дискуссия необходимо включать разные виды работы, такие как: ролевая игра, при которой каждый ученик получает роль, решает небольшие ситуации посредством группового решения проблематики с разработкой вариантов компромисса. Более того, следует распределить учащихся по группам, в которых они будут приводить аргументацию, соревнуясь с другой группой. Обсуждать обозначенную проблему можно и в сети интернет. В итоге, у учеников формируются два различных навыка: умение вести дискуссию и письменно излагать свои мысли.
Структура, характерные черты эссе класс тоже узнает от преподавателя. На уроках иностранных языков следует уделять внимание культурологическим аспектам при обучении письменной речи. Потому является допустимым разбор структурного плана эссе на уроке или после. Однако учитель должен чётко обозначить проблему, благодаря которой будет ясна цель эссе. Знание цели поможет правильно оформить функциональный план. Поскольку эссе чётко структурировано, преподаватель может поэтапно знакомить учащихся с правилами оформления введения, основной части с аргументацией, заключения, что должно быть показано в плане.
Индивидуальная работа учащегося не заканчивается только на составлении плана. Кроме этого, каждый должен выбрать главный тезис для своего эссе, подходящий для данной тематики, цели и плана. Если окажется так, что у ученика возникнут проблемы с отсутствием информации для аргументирования своей точки зрения, то он будет вынужден просмотреть дополнительные источники в поисках информации, но дополнительные источники ему посоветует педагог. При этом педагог не должен внушать другим свое собственное мнение и давить авторитетом, поскольку эссе – это выражение позиции ученика, а не учителя или кого-нибудь ещё. Но для данной дискуссии нужно иметь хотя бы что-нибудь. В процессе размышлений над проблемой необходимо сделать пометки, подобрать рисунки или графики, так и ключевые слова или отрывки из текстов. Тут можно опираться на мозговой штурм (brainstorming), группировка (clustering), свободное письмо (freewriting).
Для результативной индивидуальной работы на данной ступени подобные умения развиваются на занятиях во время промежуточного контроля или взаимоконтроля, когда каждый получает разные задания, например, один в течение трех минут пишет слова по теме (мозговой штурм), причем чем больше, тем лучше, другой ученик в течение трех минут уже структурирует слова своего одноклассника (группировка), а третий пишет предложения или маленький текст по данной теме (свободное письмо). Педагог позже собирает выполненные задания и оценивает уровень подготовки учеников к рассмотрению данной темы на уроке. Если подобные задания давать ученикам постоянно, то это ускорит процесс выполнения работы на уроках и будет развивать креативность у учеников.
Так как эссе является текстом маленького объёма, педагог должен всегда ограничивать учеников: в количестве абзацев, распространенности предложений, количестве слов, знаков и так далее. Таким образом, перед окончательным оформлением своего эссе согласно требованиям и стандартам, нужно заново прочитать и рассмотреть весь подобранный материал и определить самые красочные и интересные аргументы, тезисы и цитаты. Однако, чтобы сделать это, необходимо вновь группировать весь выбранный материал, сопоставить этот материал с заранее записанным планом эссе и быть готовым логично излагать свое мнение, не выходя за границы проблематики и пользуясь знакомым, и только изученным языковым материалом.
Последним и более важным этапом индивидуальной работы является написание эссе. Сформированный в голове конспект будущего письменного текста, желаемый результат ученик должен соотнести с личными возможностями и знанием языка. Значит, насыщенность и красочность письменной речи имеют неразрывную связь со знанием языка.
Вся индивидуальная работа по созданию эссе не видна педагогу, он в нее не вмешивается. Учитель проверяет только само эссе, с аргументацией ученика, которое будет оцениваться по определенным пунктам. После подписания Болонского соглашения пункты, по которым будет оцениваться написанное эссе, являются аналогичными в большинстве стран. Один из важнейших критериев - это соответствие содержания эссе с поставленной темой, затем – полнота, связность и логичность текста, употребительность слов и выражений, а также грамматика и орфография. Однако, для педагога это является трудным, поскольку критерии оценки, справедливое оценивание и роль оценки для ученика являются вечной темой для разговоров. Но достаточно актуальный опыт Гёте-Института относительно оценивания эссе и других работ является хорошим образцом, неоднократно используемым на практике на среднем и старшем этапах и не имеющим никаких минусов, по мнению учеников, которые обсуждали результаты эссе с преподавателем.
Рассмотрение итогов работы с эссе является важным этапом, поскольку это процесс выявления конкретных ошибок и трудностей, связанных с употреблением слов, или же с выбором информации, неправильной структурой эссе, созданием метаструктуры, придающей значимость словам, используемым первоначально, согласованности всех элементов текста и так далее.
В итоге учащиеся узнают свои ошибки, расставляют приоритетные опорные пункты в последующей работе. Преподаватель же определяет виды заданий, на которые он должен обращать внимание на уроках или давать для индивидуальной работы.
Таким образом, нужно отметить, что эссе не напишешь без предварительного рассмотрения всех видов речевой деятельности, без увеличения объема знаний по иностранному языку и об окружающем нас мире.
Более того, важное значение имеет тот факт, что большая доля работы над написанием эссе проводится учащимся без вовлечения учителя, что дает возможность совершенствовать большинство умений, таких, как умение и желание учиться, работать в группе или индивидуально, разбираться в больших объёмах материала, группировать информацию, приводить аргументы, логически мыслить, без данных умений учащиеся не смогут учиться или работать в дальнейшем будущем. [11, С. 134-145.]
Термин «письмо» является более широким понятием, чем «письменная речь», «письменная речь» является одной из составляющих «письма». Письменная речь - это многогранная творческая деятельность, основной целью которой является формулирование и письменное фиксирование устной речи. А письмо – это процесс усвоения учениками графики и орфографии иностранного языка для закрепления языкового материала.
Письмо является целью и средством обучения. Обучение письму состоит из двух этапов: обучения графике и обучения орфографии, вследствие двух этих этапов ученик овладевает навыками и умениями, необходимыми при выполнении упражнений письменно, либо задании, которые развивают умения и навыки оформления письменного текста.
Являясь средством обучения, письмо имеет большое значение при развитии навыков чтения и говорения, оно является гарантией прочности и надежности запоминания информации, формирует и улучшает навыки слушания/аудирования, является основой для развития логического мышления. Письмо, более того, является средством для осуществления контроля уровня развития навыков в области лексики и грамматики, умений формулировки и изложения своих мыслей на иностранном языке.
С позиции такой науки, как психология, письмо – это одна из самых сложных, осознанных форм речевой деятельности. Важную роль при обучении иностранному языку уделяют восприятию, развитию памяти, привлечению внимания, развитию мышления, которые и являются гарантией успеха в учебе. Следовательно, обучение письму и письменной речи необходимо организовывать поэтапно с учетом возрастных особенностей учеников и уровнем владения языком.
Для развития навыков письменной речи, а именно умения выписывать из текста главную информацию, делать опорные записи, составлять план текста, писать поздравления или пожелания, составлять личное или официально-деловое письмо, эссе и сочинение, заполнять бланки, анкеты, выражать свое мнение и впечатления, составлять конспект, писать грамматически правильно, правильно употреблять слова и строить предложения, важную и рациональную роль играет применение коммуникативного подхода и технологических подходов, что сделает возможным более быстрое и легкое формирование устойчивых базовых речевых навыков: графических и орфографических, на основе которых и строится обучение письменной речи.
Таким образом, обучение письменной речи должно быть последовательным, начиная с этапа написания заметок, ключевых слов, всевозможных преобразований текста до написания письменной работы.
На базе наблюдений и работы с учениками 7 «н» и 5 «а» классов МАОУ "Гимназии "Гармония" была составлена их краткая психолого-педагогическая характеристика.
Количество учащихся 7 «н» класса составляет 24 человека. Из них 10 мальчиков и 14 девочек. Количество учащихся в 5 «а» - 5 человек. Эмоциональный климат в данных классах можно с уверенностью назвать благоприятным. Взаимоотношения между учащимися можно охарактеризовать как доброжелательные. Ученики – люди открытые и терпимые к чужому мнению. Общая успеваемость 7 класса по немецкому языку достаточно хорошая, так можно сказать и о пятом классе, изучающем английский. Учащиеся принимают активное участие в работе на уроке, большинство желают учиться, хотят выделиться и проявить себя. В основном уроки были построены на базе устных упражнений, таких как дискуссия по поводу прослушанного аудирования, ответы на обозначенные преподавателем вопросы, догадка о содержании текста по ключевым словам, устный перевод и пересказ текста, воспроизведение диалога по ролям. При обучении письменной речи были использованы такие виды работы, как диктант, написание эссе (по обозначенной конструкции), написание личного и официально-делового письма по образцу. Ученики с удовольствием выполняли задания в парах, оказывали помощь друг другу.
Во время исследования работа была построена на основе двух учебников: учебника немецкого языка – «Mosaik» под редакцией Н.Д. Гальсковой и учебника английского языка – «English», созданного группой авторов: Афанасьевой, Верещагиной и других.
УМК «Mosaik»- это один из новых, но уже зарекомендовавших себя, учебников для углубленного изучения немецкого языка. Он основан на базе новой программы, учитывающей современные требования и новейшие обучающие технологии. Учебник включает в себя презентацию нового лексико-грамматического материала и его первичную отработку; большое количество упражнений, нацеленных на систематизацию, отработку грамматических навыков устной и письменной речи. Более того, учебник включат в себя небольшой справочник по грамматике, немецко-русский словарь и книгу для чтения. В учебнике содержится большой объем культурологической и страноведческой информации. Включает в себя различные упражнения и тексты для чтения. УМК также включает в себя рабочую тетрадь и книгу для учителя, а еще диск с аудиоматериалом.
УМК «English» - это учебник, учитывающий возрастные и психологические особенности учащихся; учебник нацелен на обучение всем видам речевой деятельности с использованием современных методов, как, например, метода проекта с использованием интернет-технологий. УМК включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, книгу для учителя, аудиоматериал.
Экспериментальное обучение осуществлялось в 7 «н» и 5 «а» классах, на основе материала из учебников, а также системы упражнений на основе коммуникативного подхода с целью развития навыков письменной речи у учеников.
Исследование представлено в форме нескольких уроков, до начала и по окончанию которого были выполнены контрольные задания.
Изначально было проведено анкетирование учеников, анкета представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А. Анкета состояла из 3 вопросов:
1.) Как часто у вас проводятся письменные диктанты?
2.) Насколько часто вы выражаете свое мнение по проблеме, обозначенной в тексте учебника либо аудиозаписи, в письменном виде?
3.) Часто ли вы пишете эссе, письма, сочинения на уроках иностранного языка?
Обработанные результаты анкетирования были представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
Исходя из полученных данных, представленных в ПРИЛОЖЕНИИ Б, мы можем сделать вывод, что учащиеся на занятиях не выполняют необходимое количество упражнений, нацеленных на выражение своих мыслей в письменной форме. Несмотря на тот факт, что на уроке много времени уделяется диктантам, дальше этого их работа над письменной речью не продвигается, они редко выражают свое отношение к той или иной проблеме в форме иноязычной письменной речи
Но данная анкета дает нам необъективную оценку навыков учеников в области письменной речи. Поэтому для оценки именно навыков письменной речи, мы предложили ученикам 7 «н» написать небольшое объявление о поиске работы в рамках темы «der Beruf» по примеру, пример представлен в ПРИЛОЖЕНИИ В.
Оценивание было основано на следующих критериях:
· соответствие обозначенной теме и ситуации общения
· адекватность употребляемых языковых средств
Оценка была представлена в виде баллов от 0 до 3.
Согласно результатам, которые представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Г, мы видим, что 35% работ были оценены нами на 2 балла. Ученики выразили суть объявления в правильной последовательности, но допустили ошибки в лексике и грамматике. 25% работ были оценены на 1 балл. Ученики допустили большое количество ошибок, высказывания были нелогичными. Количество письменных работ, оцененных на 3 балла составляет 25%. 15% работ были оценены в 0 баллов. Данные работы были без четко выраженной основной мысли, последовательность изложения была нарушена, более того данные работы содержали большое количество ошибок.
Таким образом, можно сказать, что уровень развития навыков письменной речи у учеников низкий из-за небольшого объема работы с письменной речью.
Для доказательства обозначенной гипотезы была проведена работа с системой упражнений по теме «Erfindungen und Entdeckungen» c использованием таких упражнений, как трансформация текста, упражнение на выбор (нахождение главной темы), написание высказывания для расширения текста и написание личного мнения в форме эссе. Пример упражнения представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Д.
Результаты работы с данными упражнениями приведены в ПРИЛОЖЕНИЯХ Е-З.
При проведении контрольной работы ученикам было задано, написать эссе по теме «Роль новых открытий и изобретений в жизни человека». Ученики должны были написать свое мнение о роли изобретений в их жизни, какое изобретение является самым необходимым для них и почему. Объем эссе должен составлять 100 - 150 слов. Результаты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ И.
Необходимо отметить, что 7 «н» класс был подготовлен к данному упражнению.
Проанализировав результаты работы учеников седьмого «н» и сравнив их с первым результатом, полученным при проверке уровня развития навыков письменной речи, можно заметить, что количество высоких оценок увеличилось примерно в два раза. Наихудший балл за письменную работу не получил ни один ученик. Следовательно, это показывает, что система упражнений на основе коммуникативного подхода, а именно, работа с эссе, является результативной, при обучении письменной речи, формировании графических и орфографических навыков.
Было проведено исследование в области обучения письменной речи в рамках коммуникативного подхода. Исследования показали, что уровень сформированности навыков письменной речи меняется в зависимости от подхода к работе, первоначально, уровень владения навыками письменной речи был низким, ученики делали много синтаксических, лексических и грамматических ошибок, но вследствие комплекса упражнений в рамках коммуникативного подхода было достигнуто усовершенствование навыков письменной речи.
Согласно результатам исследования, проведенного в МАОУ "Гимназия "Гармония", в классах с благоприятным эмоциональным климатом, доброжелательными взаимоотношениями, при хорошем уровне успеваемости, обучение письменной речи в рамках коммуникативного подхода на основе работы с эссе, упражнениями, подготавливающими к написанию эссе, например, трансформация текста, упражнение на выбор (нахождения главной темы), написание высказывания для расширения текста, и, собственно, написание эссе с аргументацией, является эффективным, способствует развитию орфографических навыков, формированию у школьников навыков и умений практического употребления «живого» языка и обучению осмысленно соотносить структуры языка с их функциональной коммуникативной базой.
Таким образом, данные методы можно и нужно применять при обучении письменной речи на среднем этапе обучения.
Итак, учитывая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1.) Письменная речь – это творческая деятельность, направленная на выражение своей точки зрения.
2.) Средний этап – основной этап для интенсивного развития навыков письменной речи.
3.) Применение заданий, созданных на основе коммуникативного метода, является эффективным и способствует увеличению желания работать на уроке у учеников.
4.) При коммуникативной ориентированности обучения письменной речи ученики показывают собственную индивидуальность, демонстрируют высокий уровень творческой активности.
5.) Применение системы упражнений по коммуникативному методу результативно для формирования орфографических, речемыслительных навыков, умения формулировать мысли согласно заданию и стилю речи, знаний о структуре письменного произведения речи, аутентичных представлений о структурных особенностях письменного произведения речи, на среднем этапе при таких условиях:
· выбор заданий для обучения письменной речи должен быть основан на принципе речевой направленности обучения, индивидуализации, функциональности, ситуативности, и иных принципах коммуникативного похода.
· темы заданий на письменную речь должны быть актуальными и личностно-значимыми для учащихся.
· для создания коммуникативных заданий на уроках иностранного языка нужно активная разработка ситуаций, которые будут аналогичны реальным ситуациям, поскольку эти ситуации могут являться стимулом для создания письменной работы.
· обучение письменной речи строится на приличном количестве упражнений, касающихся как употребления лексики, так и применения грамматических правил.
Таким образом, гипотеза доказана, и цель работы выполнена.
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
Литература
3. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студентов специальности "Современные иностранные языки" высших учебных заведений / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян [и др.] - Минск, 2014. - С.126.
4. Гальскова, И.Д. Теория обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студентов лингвистических институтов и факультетов иностранных языков высших пед. заведений /И.Д. Гальскова, Н.И. Гез - М., 2015. - С.247-252.
5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение 2013. – 166 с.
6. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 2015. - 243с.
7. Пассов, Е.И. Галактика Гутенберга или текст как единица овладения культурой иноязычного письма / Е.И. Пассов // Коммуникативная методика - 2004. - №.4. С.26-29.
8. Пассов, Е. И. Обучение письму: учебное пособие / Е.И. Пассов.- Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2014.- С. 2-30.
9. Пассов, Е.И., Кузовлева, Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования /Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М.: Русский язык, 2016.- 568 с.
10. Сысоева, Е.Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам / Е. Э. Сысоева // Иностранные языки в школе. - 2006.- №7. С. 43-46.
11. Ульянова, Е. С. Роль академического письма при формировании иноязычной коммуникативной компетенции// Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО - Инессы Львовны Бим - М.: «Издательство «Просвещение»,2015. - С. 134-145.
12. Утробина, А.А. Методика преподавания и изучения иностранных языков / А.А. Утробина - М.,2015. - С. 77-78.
13. Ярцева, В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 2012, 382 с.
Интернет-ресурсы
14. Goethe Zertifikat B 2 [Ссылка: http://portal.vhs-bayern.de/wps/wcm/connect].
15. Об особенностях преподавания учебного предмета «Иностранный язык»[Ссылка:https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=zHRoyKIp5IANoW6UO4hgkzzWh%2Bl7InVybCI6Imh0dHA6Ly9tb3U1NC5jaGVsLWVkdS5ydS9kb2NzL21ldG9kX3Bpc21hL2lub3N0cmFubnlqX3lhenlrXzIwMTUucGRmIiwidGl0bGUiOiJpbm9zdHJhbm55al95YXp5a18yMDE1LnBkZiIsInVpZCI6IjAiLCJ5dSI6IjIzOTQzNzY3MTQx].
«Анкета для субъективной оценки развития навыков письменной речи у учащихся»
1.) Как часто у вас проводятся письменные диктанты?
□Часто □Иногда □Редко
2.) Насколько часто вы выражаете свое мнение по проблеме, обозначенной в тексте учебника либо аудиозаписи, в письменном виде?
□Часто □Иногда □Редко
3.) Часто ли вы пишете эссе, письма, сочинения на уроках иностранного языка?
□Часто □Иногда □Редко
«Результаты анкетирования для субъективной оценки развития навыков письменной речи у учащихся».
«Пример для выполнения задания по написанию резюме по теме «профессии».
«Первичные результаты, свидетельствующие о плохом уровне формирования навыков письменной речи. Результаты письменной работы в 7 «н» классе».
«Упражнение, ориентированное на поиск главной информации и наименовании абзацев текста».
Упражнение из учебника «Mosaik,VII» под редакцией Н.Д. Гальсковой, страница 90.
Er, der Roboter
Setzt die folgenden Zwischentitel an ihren Platz.
1)Keine moderne Idee
2)Arten von Robotern
3)Roboter können einige Sportarten
4)Der intelligente Roboter
5)Roboter können die Sprache nicht ganz gut erkennen
6)Roboter ersetzen den Menschen bei manchen Arbeiten
«Результаты работы над трансформацией текста».
«Результаты работы с подбором заголовка абзацам текста».
«Оценивание упражнения на расширение текста».
«Результаты написания эссе по теме «Роль новых открытий и изобретений в жизни человека».
Author: Egrashova S.S.
An abstract: The theme of this work is "The development of writing skills in the middle stage of education in a comprehensive school". In the work, the effectiveness of the communicative method in the process of teaching of written speech was considered. The terms "writing" and "written speech" were compared, the communicative method and its significance in the process of teaching of written speech was characterized, the same kind of work as an essay was studied. During the research work it was proved that the communicative method is effective in the process of teaching of written speech and writing.
Structurally, the course work includes an introduction, a conclusion, two chapters: a theoretical chapter and a practical chapter, 6 applications and a bibliography. The capacity of the work is 46 pages.
Der Autor: Fedorova S.S.
Die Zusammenfassung: Das Thema dieser schriftlichen Hausarbeit ist „Die Entwicklung von Schreibfähigkeiten in der mittleren Lernstufe in einer mittleren allgemeinbildenden Schule.“ In der schriftlichen Hausarbeit wurde die Wirksamkeit der kommunikativen Methode in dem Lernprozess der schriftlichen Rede studiert. Die Begriffe "Schreiben" und "schriftliche Rede" wurden verglichen, die kommunikative Methode und ihre Bedeutung in den Prozess der Lehre der schriftlichen Rede wurde charakterisiert, die Art von Arbeit wie ein Aufsatz wurde studiert. Während der Forschungsarbeit wurde bewiesen, dass die kommunikative Methode in dem Prozess des Unterrichtens der schriftlichen Rede und des Schreibens wirksam ist.
Strukturell umfasst die Kursarbeit eine Einführung, eine Schlussfolgerung, zwei Kapiteln: ein theoretisches Kapitel und ein praktisches Kapitel, 6 Anwendungen und eine Bibliographie. Die Kapazität der schriftlichen Hausarbeit ist 46 Seiten.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.