Экспериментирование в средней группе «Свойства бумаги»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по экспериментированию
На тему: «Свойства бумаги» для детей средней группы
Цель: Формирование представлений детей о бумаге и её свойствах.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие – воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Познавательное развитие – расширить представления детей о бумаге и её свойствах.
Речевое развитие – развивать связную речь, закреплять в речи детей новые слова, формировать умение детей делать выводы.
Художественное эстетическое развитие - развивать воображение и фантазию детей.
Физическое развитие – развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Предварительна работа: рассказ воспитателя о том, когда появилась первая бумага, как делают бумагу; беседа с детьми о том, что можно сделать из бумаги, дидактическая игра «Что из бумаги».
Материал и оборудование: бумага, картон, фломастеры, ножницы, клей, стаканчики, фигурка, вода, загадки о бумаге, веер, поднос.
Словарная работа: картон, бумага, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, рвется, намокает, мнется, гнётся, сгибать.
План
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты. Чтобы попасть в лабораторию нам необходимо вспомнить правило поведения: вести себя тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать.
В. : Ну что все готовы?
Д. : Да!
В. : Тогда, вперед.
(Дети за воспитателем проходят в уголок экспериментирования)
2. Основная часть.
В. : Чтобы узнать, с чем мы будем экспериментировать и о чем говорить. Предлагаю вам отгадать загадку.
Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдет, там заметку кладет.
***
Чтоб читать и рисовать,
Есть букварь, и есть тетрадь.
Для нашего же блага
Придумана.
Д. : Бумага.
Воспитатель поднимает платок, а под ним на подносе лежат листы бумаги.
В. : Молодцы, отгадали. А что вы знаете о бумаге? Какая бумага бывает?
(воспитатель предлагает рассмотреть виды бумаги, расположенные на подносе)
Д. : Тонкая, плотная, белая, цветная, гладкая, шероховатая, блестящая и т. д.
В. : Что с ней можно делать?
Д. : На ней можно рисовать.
Физминутка
«Художники»
На бумаге белой-белой
Мы рисуем смело-смело – «рисуют» пальчиком в воздухе,
И деревья – руки вверху, делают наклоны влево - вправо,
И дома – поднимают руки над головой, «крыша»,
Поле – разводят руками от груди в стороны,
Дождик – стучат пальчиками по ладошке,
Мотылька – бегут на носочках, делая взмахи руками.
В. : мы с вами вспомнили еще одно свойство бумаги - на бумаге можно рисовать и писать.
В. : Давайте попробуем (на столах лежат листики и фломастеры). Давайте каждый нарисует на своём листе солнце (дети рисуют). Ну что получилось?
Д. : Да (дети показывают рисунки)
В. : Хорошо, значит, бумагу можно использовать для рисования. Что еще можно делать с бумагой?
Д. : Её можно порезать.
В. : Давайте проверим. Я вам дам ножницы, а вы попробуете, разрезается или нет. Разрежьте ваш листик пополам (дети разрезают лист бумаги). Ну что получилось?
Д. : Да (дети показывают)
После этого одному ребёнку воспитатель предлагает разрезать картон и рассказать другим детям также легко его резать, как и тонкую бумагу. Дети должны понять, что более плотную бумагу резать труднее.
В. : Давайте попробуем теперь склеить бумагу. Приклеим наши половинки друг к другу (дети склеивают бумагу). Получилось?
Д. : Да, бумагу можно склеивать.
В. : Давайте теперь сложим лист бумаги, чётко выделим линию сгиба. Получилось?
Д. : Да, значит, бумагу можно складывать.
В. : А теперь развернём бумагу и попробуем удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? Получилось?Д. : Нет.
В. : Не получилось, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге.
Теперь давайте познакомимся с другим свойством бумаги – бумага мнётся. Давайте попробуем её помять. Мнётся?Д. : Да.
В. : Издаёт ли бумага при смятии звуки?Д. : Да.
В. : При смятии, трении бумага шуршит, скрипит, издаёт звуки. Теперь давайте попробуем разорвать бумагу на кусочки. Рвется?Д. : Да.
Одному из детей предлагается порвать плотный картон и рассказать детям также легко его рвать, как и тонкий лист бумаги.
В. : Давайте немножко отдохнём.
физминутка
Мы бумагу рвали, рвали
Мы бумагу мяли, мяли
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём.
В. : Ребята, а как вы думаете, может ли бумага летать? Сейчас узнаем. Давайте каждый оторвёт от своего листочка маленький кусочек. И сложим наши кусочки на поднос, возьмём веер и сделаем искусственный ветер. Что происходит с бумагой?
Д. : она разлетелась.
В. : кусочки бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.
А сейчас я вам предлагаю поместить бумагу в воду. Что происходит?
(Кладем бумагу в ванночку с водой. Бумага тут же размокает и рвётся в руках детей.)
Д. : бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
В. : Теперь давайте проведём последний опыт и узнаем, насколько сильной может быть бумага. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги, чтобы получился мостик, и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой?
Д. : Она падает.
В. : Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку. Какой вывод сделаем?
Д. : Если бумага сложена гармошкой, то она сильнее.
В. : Дома поэкспериментируйте с родителями, какой вес может выдержать такая бумажная гармошка, а потом нам расскажете, какие предметы вы ставили и что получилось. Договорились?
Д. : Да.
3. Заключительная часть.
В. : Где мы с вами побывали?
Д. : В лаборатории.
В. : Я предлагаю вспомнить, что мы узнали с вами о бумаге.
Выводы исследований:
бумагу можно использовать для рисования.
бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.
картон толще, чем бумага.
бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
при смятии, трении – бумага издаёт звук.
бумажные предметы можно склеивать.
при сгибании на бумаге остается линия сгиба.
бумага легко рвётся.
сложенная гармошкой бумага сильнее.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.