Сотникова Ольга Степановна учитель начальных классов МБОУ «СОШ№37» НМР РТ |
Экспериментальное исследование с целью изучения психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выборка представлена детьми в возрасте 6-7 лет. Характеризуя данную выборку следует отметить, что у пяти детей наблюдается расстройство внимания, у двоих слабое зрение, двоим характерна расторможенность.
Экспериментальное исследование проводилось в 2 этапа.
1 этап: подбор диагностического инструментария с целью изучения психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
2 этап: проведение диагностики психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, анализ результатов исследования.
3 В качестве диагностического инструментария мы использовали методики: «Разрезные картинки»; «Серия сюжетных картинок»; Наблюдение за игровой деятельностью детей
Ниже опишем содержание данных методик.
1. Разрезные картинки.
Цель - выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей с 3 лет.
Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.
Нормативы:
разрезная картинка из двух фрагментов - в 2,5-3 года;
разрезная картинка из трех фрагментов - в 3 - 3,5 года.
Анализ результатов:
1) совершает целенаправленные действия;
2) соединяет части без анализа полученного целого;
3) прикладывание с разворотами;
4) зрительное соотношение частей без прикладывания.
Игра знакомит с предметами окружающего мира, которые встречаются дома и на улице, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук и координацию движений. Ребенок учится находить недостающие детали, складывать из частей целое изображение.
Продолжительность игры зависит от интереса ребенка (10-15 минут).
Цель игры: познакомить ребенка с окружающими предметами, научить складывать целое изображение из двух частей.
Ход игры: Разложите разобранные картинки изображением вверх. Возьмите одну деталь и спросите, что на ней нарисовано. Предложите ребенку найти недостающую половинку. Сложите две детали вместе - они должны плотно соединиться в целое изображение. Пусть ребенок найдет и сложит все пары карточек. После игры можно спросить у него, как называется тот или иной предмет, для чего он нужен.
2. Серия сюжетных картинок.
Цель - выявление уровня развития наглядного и логического мышления.
Методика направлена на исследование мыслительных процессов, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинке (картинках) события, выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-следственные отношения.
Обращается внимание на умение ребенка построить связный и логически последовательный рассказ, отмечается эмоциональное отношение к картинке (картинкам). Кроме того, учитываются виды помощи, оказываемой ребенку во время выполнения заданий.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательных событий.
Процедура выполнения: перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке и предлагают разложить их так, чтобы получился рассказ.
Инструкция: "Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ".
В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать, иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки.
Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности.
Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи следует прекратить выполнение задания.
Анализ результатов выполнения:
4 балла - дети способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ;
4 балла - дети испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;
1 балла - дети передают содержание отдельной сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не эффективно;
1 балл - ребенок не понял смысла задания.
3. Наблюдение за детьми в игровой деятельности.
Цель - выявление уровня развития выполнения учебной задачи детьми с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность.
Наблюдение осуществлялось психологом. Метод был направлен на изучение выполнения учебной задачи через игровую деятельность.
В зависимости от результатов, полученных с использованием вышеперечисленных методик, мы распределили всех детей по уровням, предложенными Е.Л. Щепко:
1 уровень - Дети осуществляют «действия по подражанию». Ведущая психическая функция на нем - восприятие. Познание окружающего мира осуществляется через действия с реальными предметами, которые усваиваются по подражанию. В целом характеризуется следующими особенностями: ребенок мало осознает свои умственные действия, не планирует деятельность, нечетко предвидит ее результат, и не может проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итог своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется. Ребенка привлекает сам процесс деятельности.
2 уровень - Дети осуществляют деятельность на уровне «проб и ошибок». Ведущая психическая функция на нем - память. Поскольку ведущая деятельность в этот период является игра, ребенок именно в ней воспроизводит имеющиеся у него знания об объектах действительности. Ребенок частично осознает свои умственные действия, и, соответственно, может планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, но анализ условий еще недостаточен, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если он достигнут, ребенок вполне удовлетворен.
3 уровень - Развития наглядно-действенного мышления. Такие дети осуществляют деятельность на уровне «правил и алгоритмов». Ведущая психическая функция на нем - речь. Ребенок начинает на этом уровне выделять познавательную задачу, осознавать свои умственные действия, планировать деятельность. Соответственно становиться доступным анализ имеющихся условий и контроль результатов деятельности [24].
Опишем результаты экспериментального исследования уровня развития целостного восприятия предметной картинки у детей по методике «Разрезные картинки». Результаты представлены в таблице 1.
Анализируя результаты исследования по методике «Разрезные картинки», мы пришли к выводу, что 68 % детей (13 чел.) можно отнести ко второму уровню развития целостного восприятия предметной картинки. Такие дети осуществляют деятельность на уровне «проб и ошибок». Ведущая психическая функция на нем - память. Поскольку ведущая деятельность в этот период является игра, ребенок именно в ней воспроизводит имеющиеся у него знания об объектах действительности.
Таблица 1
Результаты исследования уровня развития целостного восприятия предметной картинки у детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи методики «Разрезные картинки»
Имя Ф. |
Уровень |
Галя П. |
второй |
Снежана Б. |
первый |
Катя Б. |
второй |
Валерия Г. |
второй |
Кристина М. |
второй |
Изовидол М. |
второй |
Саша В. |
второй |
Кирилл Б. |
второй |
Саша М. |
первый |
Сережа А. |
второй |
Дима Б. |
второй |
Леша П. |
первый |
Вадим Л. |
второй |
Коля Б. |
второй |
Артем П. |
первый |
Женя Г. |
первый |
Костя Н. |
первый |
Вова П. |
второй |
Женя И. |
второй |
Так, испытуемые при исследовании с помощью методики «Разрезные картинки» варьировали положение частей и через несколько попыток складывали части в целое
Второй уровень - «проб и ошибок». Ребенок частично осознает свои умственные действия, и, соответственно, может планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, но анализ условий еще недостаточен, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если он достигнут, ребенок вполне удовлетворен.
32% детей (6 чел.) можно отнести к первому уровню развития целостного восприятия предметной картинки. Такие дети осуществляют «действия по подражанию». Ведущая психическая функция на нем - восприятие. Познание окружающего мира осуществляется через действия с реальными предметами, которые усваиваются по подражанию. Так испытуемые при исследовании с помощью методики «Разрезные картинки» не ориентировались на словесную инструкцию, успешно выполняли задания только после его демонстрации.
Опишем результаты выявления уровня развития наглядного и логического мышления детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью методики «Серия сюжетных картинок».
Результаты исследования уровня развития наглядного и логического мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью методики «Серия сюжетных картинок» Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Имя Ф. |
Уровень |
Галя П. |
второй |
Снежана Б. |
первый |
Катя Б. |
первый |
Валерия Г. |
второй |
Кристина М. |
первый |
Изовидол М. |
второй |
Саша В. |
второй |
Кирилл Б. |
второй |
Саша М. |
второй |
Сережа А. |
первый |
Дима Б. |
второй |
Леша П. |
первый |
Вадим Л. |
второй |
Коля Б. |
второй |
Артем П. |
первый |
Женя Г. |
первый |
Костя Н. |
второй |
Вова П. |
второй |
Женя И. |
второй |
Анализируя результаты исследования по методике «Серия сюжетных картинок», мы пришли к выводу, что 63 % детей (12 чел.) можно отнести ко второму уровню развития наглядного и логического мышления. Такие дети осуществляют деятельность на уровне «проб и ошибок». Ведущая психическая функция на нем - восприятие. Познание окружающего мира осуществляется через действия с реальными предметами, которые усваиваются по подражанию.
Так, испытуемые при исследовании с помощью методики «Серия сюжетных картинок» варьировали положение картинок и через несколько попыток складывали части в целое.
37 % детей (7 чел.) можно отнести к первому уровню развития наглядного и логического мышления. Такие дети осуществляют «действия по
подражанию» Ведущая психическая функция на нем - восприятие. Испытуемые выполняли задания методики по подражанию.
Ребенок мало осознает свои умственные действия, не планирует деятельность. Соответственно ребенок нечетко предвидит результат, и не может проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итого своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.