ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Родоначальником теоретического и научного подхода к решению проблемы интереса можно считать великого чешского педагога Я.А.Каменского, считавшего, что одна из основных задач учителя «заключается в том, чтобы всеми средствами воспламенять жажду знания и пылкое усердие в учении».
Действенную для своего времени систему пробуждения любознательности и развития интереса к учению разработал русский педагог К.Д.Ушинский. «Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения … убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет», - писал К.Ушинский.
«Учение, - подчеркивал он, - это серьезный труд, требующий волевых усилий, но, тем не менее, этот труд должен быть интересным, привлекательным».
Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается сосредоточенность.
Разработаны современные методы развития музыкальных интересов.
1. Диско – КВН. Методика представляет собой соревнование двух команд, набранных, либо из двух классов, либо представителей двух школ. Игра проводится в три действия, первое из которых – танцевальная дискотека, на которой две команды представляют музыкально-танцевальные программы, оцениваемые жюри. Во втором действии, которое происходит в зрительном зале, команды (8-10 человек) проверяют друг друга на музыкальную образованность, задавая поочередно вопросы по истории музыки, по определению различных стилей, из истории жизни различных композиторов. Методика предполагает также конкурс музыкантов-исполнителей, танцоров, знатоков музыкальных инструментов, художников. Условия соревнования создают очень сильную мотивацию как у членов команд, так и у их болельщиков, а это приводит к тому, что знания, сообщаемые друг другу командами, усваиваются на фоне высокой эмоциональной заинтересованности.
Благодаря этому, они занимаются особенно крепко и глубоко. Команда, в которой собираются знатоки музыки, может рассматриваться как своеобразная референтная группа, с которой присутствующие на соревнования болельщики сравнивают и оценивают свои собственные знания и интересы. Капитаны команд, таким образом, становятся лидерами общественного мнения. В ходе проведения конкурсов происходиn взаимное обогащение знаниями соревнующихся между собой команд.
2. Методика «Убеди несознательного». Использование этой методики связана с созданием ситуации когнитивного диссонанса у старших школьников, которые должны убедить «несознательных» младших школьников в важности классической музыки в жизни человека. С начала замерялась установка на значимость серьезной музыки в жизни данного школьника: большое значение (+2), небольшое (+1), ни большое, ни малое (0), малое (-2), никакое (-2). Потом этим школьникам предлагалось переубедить «несознательных» младших школьников. Задание было добровольным. Таким образом, соблюдается свобода выбора. Потом учитель составлял коллективное письмо в детскую газету, с тем, чтобы другие ребята знали, что классическая музыка важна в нашей жизни. После этого, школьников снова просили ответить, как они относятся к серьезной музыке.
В этой методике соблюдаются два важных условия возникновения когнитивного диссонанса – свобода выбора в помощи экспериментатору и повышение чувства ответственности за высказанное мнение через сообщение о том, что мнение учащихся будут опубликованы. По результатам от 30 до 33 % учащихся после эксперимента повышают свою оценку классической музыки. Став в позицию убеждение другого человека в какой-либо ценности, человек сам начинает сильнее верить в нее.
3. Методика ролевого взаимодействия «Музыка и я». Участники дискуссии выбирают по своему желанию ту или иную роль, обусловленную закономерностями музыкальной жизни.
«Я – композитор», «Я – исполнитель», «Я – слушатель», «Я – критик». Учитель сообщает собравшимся некоторые основные данные о композиторе и о прослушиваемом произведении, после чего предлагает взять ту или иную роль и с ее позиции проанализировать произведение.
При этом «автор» говорит о том, чтобы он хотел выразить в произведении, «исполнитель» - об особенностях трактовки, «критик» - о качестве реализации замысла, с ним могут спорить «слушатели».
4. Методика «Музыкально- ролевой ринг». В игре встречаются представители поклонников разных музыкальных направлений, например, «симфониста» и «металлисты». Игра проходит в 3 раунда.
Каждая из команд показывает преимущества своей музыки. Во втором раунде команды меняются ролями. В третьем раунде, самом важном, должны происходить поиски путей, которые могли примирить противоположные позиции. Разрешение конфликта видится в том, что учащиеся в ходе подобных диспутов осознают границы жизненных зон каждого жанра. Слушая классику, человек настраивается на серьезные мысли и переживания. Рок-музыка выражает умонастроение современника.
5. «Познай себя». Эта методика связана с возможностью использования музыки при эмоциональных переживаний. Учащиеся получают анкету определения своего темперамента.
В ходе прослушивания различных по характеру музыкальных произведений учащимся предлагается примерять к себе и переживать те эмоциональные состояния, которые не входят в структуру их природного темперамента, и таким образом, выходить за рамки привычных чувствований, что обогащает эмоциональную сферу личности. Музыкальное переживание становится средством, с помощью которого осуществляется личностный рост.
Данные приемы активизации интереса обладают потенциальными возможностями в повышении и развитии музыкальной культуры общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.