Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.)
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт);
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта);
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента);
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата);
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста:
Спрятанная картина:
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла
Вывод: Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтые, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри:
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Что плавает, а что тонет?
Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.
Материалы: жидкость, предметы из различных материалов
Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
Вывод: Предметы из дерева не тонут.
Куда деваются сахар и соль?
Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.
Какого цвета вода?
Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).
Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.
Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.
Куда девалась вода?
Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.
Материалы:
Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.
Вывод: Ткань впитывает воду, и сама становится мокрой.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика).
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.
Что нужно делать?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.
Эксперименты с детьми в домашних
условиях
(Материал рассчитан на детей в возрасте 34 лет.)
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов
деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого
исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой
познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей
часто распространена ошибка – ограничения на пути детского
познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет!
Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его
любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская
деятельность вашего ребенка может стать одними из условий
развития детской любознательности, а в конечном итоге
познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много
внимания детскому экспериментированию. Организуется
исследовательская деятельность детей, создаются специальные
проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы
условия для развития детской познавательной активности,
оборудованы уголки экспериментирования, где находятся
необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные
приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок,
вода, карты, схемы и т. п.)
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для
этого не требуется больших усилий, только желание, немного
фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать
много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла,
пена для ванн) и т. д.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит
еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования
между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых
ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные
продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что
стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти
вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без
ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо
обратится к справочной литературе, и постараться объяснитьрезультат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска.
Предложите ему попробовать сделать эту краску самому.
Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не
вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо
смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться,
подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок
ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая
деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести
детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира.
Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих
перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для
этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт);
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения
опыта);
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению
эксперимента);
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата);
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего
ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста:
Спрятанная картина:
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светложелтый мелок, белая бумага, красная прозрачная
папка из пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге.
Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла
Вывод: Красный цвет не чистый, он содержит в себе жёлтые,
который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют
окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает
им спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри:
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру,
напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору
растягиваться в тонкий слой.
Что плавает, а что тонет?
Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.
Материалы: жидкость, предметы из различных материалов
Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и
наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на
поверхности.
Вывод: Предметы из дерева не тонут.
Куда деваются сахар и соль?
Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из
стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и
спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.
Какого цвета вода?
Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная,
желтая, синяя).
Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять
красную краску, должна получиться оранжевая вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску,
должна получится зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску,
должна получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой
цвет.
Куда девалась вода?
Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.
Материалы:
Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и
опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла,
ее впитала губка.
Вывод: Ткань впитывает воду, и сама становится мокрой.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много
природного материала. Это прекрасный материал для изготовления
поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки
часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду,
камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а
есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в
жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в
пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно
собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие
камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины,
делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из
лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают
разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные
емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из
природного материала можно выкладывать геометрические фигуры,
делать различные картины (флористика).
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их
можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее
он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно
проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной
деятельности ребенка.
Что нужно делать?1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для
ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами,
предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи
мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия
детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и
способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало
желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность —
основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так
как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если чтото опасно
для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него чтото не
получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте
справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам.
Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по
отношению к ним.