ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. студента: Богданова Алина Алексеевна
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тема: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок».
Задачи урока:
Дидактические:
1. Познакомить обучающихся с биографией Л.Н. Толстого;
2. Познакомить с текстом произведения Л.Н. Толстого «Прыжок»;
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие зрительного и слухового восприятие у младших школьников с ЗПР.
2. Развивать умение анализировать, делать выводы, осуществлять самооценку;
3. Развивать связную речь, аргументировать свою точку зрения;
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к предмету «Литературное чтение»;
2. Воспитывать интерес к литературному творчеству Л.Н. Толстого через знакомство с произведением «Прыжок».
Характеристика этапов урока:
Цель этапа, время |
Методы обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма организации и учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуаль ная, П – парная, Г – групповая) |
Дидактические материалы, оборудование |
Методы и формы контроля |
Формируемые УУД |
|||
Предметные |
Иетапредметные (П – познавательные, Р– регулятивные, К – коммуникативные) |
Личностные |
||||||||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
||||||||||
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. 3 минуты |
Словесный метод (рассказ, беседа) |
-
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Алексеевна. Сегодня я
проведу у вас урок литературного чтения. - Настроимся на урок. Закройте глаза и повторяйте за мной: Я в школе, я на уроке. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я готов к работе. - Открывайте глаза. Надеюсь наш урок пройдет интересно и продуктивно. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок
Повторяют слова за учителем. |
Ф |
Интерактивная панель, презентация
|
Фронтальный устный опрос |
|
Р.: самоорганизация деятельности |
осознание ценности знаний в жизни человека |
|
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии |
||||||||||
Осознание учащимися потребности в открытии новых знаний и умений. 8 минут |
Словесный метод (беседа) |
- Ребята, отгадайте загадку: Не шаг, не бег, а выше
всех! - Что это? –
Совершенно верно! А кто из вас любит прыгать? Где можно прыгнуть
высоко-высоко? –
А как вы думаете, может ли прыжок быть опасным? Когда?
|
- Это прыжок.
- На батуте, через скакалку, в воду и т. д.)
- Прыжки с высоты, на скользкой поверхности и пр. Ответы детей. |
Ф |
Интерактивная панель, презентация
|
Фронтальный устный опрос |
|
К.: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей |
|
|
3. Этап выявления места и причины затруднения |
||||||||||
Анализ возникшей проблемной ситуации, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний и способов действий 2 минуты |
Словесный метод (беседа)
|
Посмотрите на доску –
Сегодня мы познакомимся с рассказом Льва Николаевича Толстого, который
называется «Прыжок». – Поднимите руку, кто уже читал это произведение? – Посмотрите на название. Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? Почему он называется именно так? – У нас возникла интересная проблема: мы пока не читали этот рассказ, и наши догадки могут быть неполными. Но как мы можем узнать правду? |
Ответы детей. |
Ф |
|
|
|
К.: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей |
|
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
||||||||||
Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. 3 минуты |
Словесный метод (беседа)
|
–
Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? –
Я немного уточню. Тема нашего урока: Произведение «Прыжок». – Какую цель мы перед собой поставим? – Верно! Наша цель: –
Чтобы достичь цели, нам нужно выполнить несколько задач. Но вот беда – они
перепутались! – Кто хочет выйти и расставить задачи в правильном порядке? - Напоминаю, что со стилусом мы работаем чистыми, сухими руками, близко к технике не подходим и не наступаем на провода. - Сначала внимательно прочитай.
- Все согласны? Проверим. Молодец!
– Задачи определяют пункты нашего плана. План представлен у вас на рабочих листах и у меня на слайде. – Каждый выполненный пункт плана мы будем отмечать галочкой. |
– Произведение «Синие листья» – Познакомиться с произведением Л.Н. Толстой «Прыжок». 1.Узнать биографию В.А. Осеевой. 2. Прочитать рассказ «Синие листья». 3. Выполнить анализ рассказа. 4. Прочитать рассказ по ролям. 5. Сделать вывод.
1. Биография Л.Н. Толстого 2. Чтение рассказа «Прыжок». 3. Анализ рассказа 4. Чтение по ролям 5. Вывод. |
Ф |
Интерактивная панель, презентация, карточки
|
|
Подготовка к усвоению нового предметного содержания |
Р.: планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
П.: с помощью педагогического работника формулировать цель;
К.: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей |
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
|
|
5. Этап реализации построенного проекта |
||||||||||
Построение учащимися нового знания, способа действий 5 минут
|
Словесный метод (рассказ, беседа) |
– Как звучит первый пункт нашего плана? –
Хорошо. Предлагаю его выполнить. – Кто-нибудь знает интересные факты о Льве Толстом? – Давайте я вам расскажу. Биография
Л.Н. Толстого (адаптированная для детей): – Ребята, что вы запомнили о Льве Толстом? Для детей с ЗПР выдать карточки с самыми главными и краткими моментами из биографии. При необходимости повторяет задания (инструкцию к заданию). (Родился в Ясной Поляне Писал рассказы для детей Открыл школу для крестьянских детей)
–
Молодцы!
– Какой следующий пункт плана? – Ребята, вы в начале урока пытались предположить, о чём этот рассказ. Сейчас мы это узнаем. Откройте учебник на странице 127. – Сейчас я вам прочитаю рассказ. Слушайте внимательно и следите за текстом. Попробуйте предположить, о чем будет этот рассказ? Очень интересные предположения!
- В тексте встретятся слова, значение которых стоит уточнить: Оцепенел - так испугался, что не мог пошевелиться (как застыл на месте) Палуба - ровный пол на корабле (как этаж у корабля) Матросы - члены команды корабля, которые выполняют все работы (как рабочие на корабле) Мачта - высокий деревянный или металлический столб на корабле, к которому крепятся паруса (как "дерево" корабля) Сначала я прочитаю вам рассказ, а вы будете следить по тексту. Подумайте, о чем же на самом деле говорится в этом рассказе, оправдались ли ваши предположения. Приготовьтесь ответить на мои вопросы.
–
Кто являются героями рассказа? Для детей с ЗПР: карточки с изображениями ключевых моментов – нужно разложить по порядок (Мальчик на мачте, капитан отдает приказ, мальчик в воде). При необходимости повторяет задания (инструкцию к заданию). –
Посмотрите на план. Какой пункт мы выполнили? – А теперь я узнаю, насколько вы были внимательны при прослушивании рассказа. – Давайте обсудим: Почему мальчик залез на мачту? Правильно ли он поступил? Как реагировали матросы? Прочитайте этот момент. Опишите состояние мальчика ("дрожал всем телом"). Почему он приказал прыгать, а не спускаться? Можно ли назвать его решение мудрым? Почему рассказ называется "Прыжок"? Как вы бы посутпили в такой ситуации?
Насколько громкий был прыжок, как вы думаете? А насколько было высоко прыгать? Как думаете, испугались л вы?
Физминутка А теперь немного отдохнем: Раз — на палубе
присядем, Пять — глубоко
вдохнём,
|
- Биография Биография Л.Н.
-ответы детей
-Ответы детей
2. Чтение рассказа «Прыжок».
-ответы учащихся Читают слова
-Выполняют фиминутку
|
Ф |
Интерактивная панель, презентация, учебники
|
|
Знакомство с биографией автора, прочтение текста |
|
|
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
||||||||||
Усвоение учащимися нового знания действия при решении типовых задач. 5 минут |
Словесный метод (рассказ, беседа); Практический метод |
– Ребята, я предлагаю вам установить последовательность событий согласно сюжету. На рабочих листах найдите задание 1. Вам нужно расставить картинки в правильном порядке – Кому не понятно задание – поднимите руку. –
Я вижу, вы готовы. Проверим с помощью слайда – Теперь посмотрите на задание 2 на рабочих листах. Здесь записаны пословицы. Выберите ту, которая лучше всего подходит к нашему рассказу:
«Семь раз отмерь, один раз отрежь» «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» «Делу время — потехе час»
Для детей с ЗПР написать рядом с пословицами их пояснение. При необходимости повторяет задания (инструкцию к заданию) – Рядом с каждой пословицей дано пояснение в скобках. –
Какая же пословица подходит к нашему рассказу? Почему? Докажите. – Верно! Рассказ учит нас: прежде чем что-то делать, нужно подумать о последствиях. |
-ответы учащихся |
Ф |
Учебники |
|
|
К.: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей |
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности |
|
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
||||||||||
Самопроверка учащимися умения применять новое знание 3 минут
|
Словесный метод (беседа); Практический метод (упражнение) |
– На партах лежат листочки, на них тест. Прочитайте внимательно вопрос и обведите простым карандашом правильный ответ.
|
Учащиеся выполняют тест на листочках
|
И |
Карточки |
Самокон-троль, письменная работа |
Закрепление новых понятий |
|
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности |
|
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
||||||||||
Выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний 5 минуты |
Практический метод (упражнение) |
– Теперь давайте прочитаем частьрассказа. Прочитать несколько раз с разными детьм, по цепочки или обзацам |
|
И |
Учебники |
Индивид. контроль |
|
К.: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей |
|
|
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
||||||||||
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности 2 минуты |
Словесный метод (беседа |
–
Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним: –
Можно ли назвать этот рассказ поучительным? Какие важные выводы мы можем
сделать? –
Хорошо, молодцы! Какой последний пункт нашего плана мы выполнили? –
В начале урока мы ставили перед собой цель. Кто помнит, какую?
Для детей с ЗПР: поднять карточки для рефлексии зеленую, желтую, красную. При необходимости повторяет задания (инструкцию к заданию). На следующем уроке мы с вами посетим онлайн-экскурсию в морской музей – Спасибо вам за активную работу на уроке. Мне было приятно с вами работать! |
Ответы детей |
Ф |
Интерактивная панель, презентация
|
Фронтальный устный опрос |
|
Р.: владеть способами рефлексии
К.: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.