Экзамен Прыжок

  • doc
  • 16.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЭКЗАМЕН ПРЫЖОК.doc

   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Ф.И.О. студента: Богданова Алина Алексеевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок».

Задачи урока:

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с биографией Л.Н. Толстого;

2. Познакомить с текстом произведения Л.Н. Толстого «Прыжок»;

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие зрительного и слухового восприятие у младших школьников с ЗПР.

2. Развивать умение анализировать, делать выводы, осуществлять самооценку;

3. Развивать связную речь, аргументировать свою точку зрения;

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к предмету «Литературное чтение»;

2. Воспитывать интерес к литературному творчеству Л.Н. Толстого через знакомство с произведением «Прыжок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика этапов урока:

Цель этапа, время

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации и учебной деятельности (Ф –  фронтальная, 

И –  индивидуаль ная,

П –  парная,

Г –  групповая)

Дидактические материалы, оборудование

Методы и формы контроля

Формируемые УУД

Предметные

Иетапредметные (П –  познавательные, Р–  регулятивные, К –  коммуникативные)

Личностные

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

3 минуты

Словесный метод

(рассказ, беседа)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
-  Прежде чем начать, проверим, вашу готовность к уроку. На ваших партах должны лежать пенал, учебник, карточки.
- Свою готовность покажите поднятой рукой.

- Настроимся на урок. Закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе, я на уроке. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я готов к работе.

- Открывайте глаза. Надеюсь наш урок пройдет интересно и продуктивно.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

 

 

 

 

 

Повторяют слова за учителем.

 

 

 

 

 

 

Ф

Интерактивная панель, презентация

 

Фронтальный устный опрос

 

Р.: самоорганизация деятельности

осознание ценности знаний в жизни человека

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

 Осознание учащимися потребности в открытии новых знаний и умений. 

8 минут

Словесный метод (беседа)

 - Ребята, отгадайте загадку:

Не шаг, не бег, а выше всех!
Кто оттолкнётся — взлетит, как эхо.

- Что это?

– Совершенно верно! А кто из вас любит прыгать? Где можно прыгнуть высоко-высоко?
(Ответы детей: на батуте, через скакалку, в воду и т. д.)

– А как вы думаете, может ли прыжок быть опасным? Когда?
(Обсуждение: прыжки с высоты, на скользкой поверхности и пр.)


– Покажите, где здесь прыжок? Можно ли так прыгать в жизни? Почему?

 

 

 

 

- Это прыжок.

 

- На батуте, через скакалку, в воду и т. д.)

 

- Прыжки с высоты, на скользкой поверхности и пр.

Ответы детей.

 

 

 

 

Ф

Интерактивная панель, презентация

 

Фронтальный устный опрос

 

К.:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

 

3. Этап выявления места и причины затруднения

Анализ возникшей проблемной ситуации, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний и способов действий

2 минуты

Словесный метод (беседа)

 

Посмотрите на доску

– Сегодня мы познакомимся с рассказом Льва Николаевича Толстого, который называется «Прыжок».
(Показывает иллюстрацию корабля с мачтой или пишет название на доске.)

– Поднимите руку, кто уже читал это произведение?

– Посмотрите на название. Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? Почему он называется именно так?

– У нас возникла интересная проблема: мы пока не читали этот рассказ, и наши догадки могут быть неполными. Но как мы можем узнать правду?

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Ф

 

 

 

К.:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

 

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

3 минуты

Словесный метод (беседа)

 

– Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?
(Дети высказывают предположения, учитель записывает их на доске)

– Я немного уточню. Тема нашего урока: Произведение «Прыжок».
(Записывает тему на доске/слайде)

– Какую цель мы перед собой поставим?

– Верно! Наша цель: 

– Чтобы достичь цели, нам нужно выполнить несколько задач. Но вот беда – они перепутались!
(На интерактивной доске перемешанные задачи:)

– Кто хочет выйти и расставить задачи в правильном порядке?

- Напоминаю, что со стилусом мы работаем чистыми, сухими руками, близко к технике не подходим и не наступаем на провода.

- Сначала внимательно прочитай.

 

- Все согласны? Проверим. Молодец!

 

–  Задачи определяют пункты нашего плана. План представлен у вас на рабочих листах и у меня на слайде.

–  Каждый выполненный пункт плана мы будем отмечать галочкой.

– Произведение «Синие листья»

–  Познакомиться с произведением Л.Н. Толстой «Прыжок».

1.Узнать  биографию В.А. Осеевой.

2. Прочитать  рассказ «Синие листья».

3. Выполнить анализ рассказа.

4. Прочитать рассказ по ролям.

5. Сделать вывод.

 

1. Биография Л.Н. Толстого

2. Чтение рассказа «Прыжок».

3. Анализ  рассказа

4. Чтение по ролям

5. Вывод.

Ф

Интерактивная панель, презентация, карточки

 

 

Подготовка к усвоению нового предметного содержания

Р.: планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;

 

П.:

с помощью педагогического работника формулировать цель;

 

К.:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;

 

5. Этап реализации построенного проекта

Построение учащимися нового знания, способа действий

5 минут

 

Словесный метод

(рассказ, беседа)

– Как звучит первый пункт нашего плана?

– Хорошо. Предлагаю его выполнить.
– Ребята, обратите внимание на слайд. Здесь размещён портрет Льва Николаевича Толстого. Также посмотрите на выставку его книг.

– Кто-нибудь знает интересные факты о Льве Толстом?

– Давайте я вам расскажу.

Биография Л.Н. Толстого (адаптированная для детей):
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в Ясной Поляне. В детстве он любил играть с братьями, придумывать разные истории. Став взрослым, Толстой писал не только для взрослых, но и для детей. Он открыл школу для крестьянских детей и сам учил их читать и писать. Его самые известные детские рассказы – «Филипок», «Лев и собачка», «Косточка» и, конечно, «Прыжок». Все его произведения учат доброте, смелости и честности.

– Ребята, что вы запомнили о Льве Толстом?

Для детей с ЗПР выдать карточки с самыми главными и краткими моментами из биографии.

При необходимости повторяет задания (инструкцию к заданию).

(Родился в Ясной Поляне

Писал рассказы для детей

Открыл школу для крестьянских детей)

 

– Молодцы!
– Мы выполнили первый пункт плана?
– Хорошо, отметим его галочкой.

 

– Какой следующий пункт плана?

– Ребята, вы в начале урока пытались предположить, о чём этот рассказ. Сейчас мы это узнаем. Откройте учебник на странице 127.

– Сейчас я вам прочитаю рассказ. Слушайте внимательно и следите за текстом. Попробуйте предположить, о чем будет этот рассказ?

Очень интересные предположения!

 

- В тексте встретятся слова, значение которых стоит уточнить:

Оцепенел - так испугался, что не мог пошевелиться (как застыл на месте)

Палуба - ровный пол на корабле (как этаж у корабля)

Матросы - члены команды корабля, которые выполняют все работы (как рабочие на корабле)

Мачта - высокий деревянный или металлический столб на корабле, к которому крепятся паруса (как "дерево" корабля)

Сначала я прочитаю вам рассказ, а вы будете следить по тексту. Подумайте, о чем же на самом деле говорится в этом рассказе, оправдались ли ваши предположения.

Приготовьтесь ответить на мои вопросы.

 

–  Кто являются героями рассказа?
–  Вам симпатичны главные герои? Почему? Докажите.
–  Вам понравился рассказ?

Для детей с ЗПР: карточки с изображениями ключевых моментов – нужно разложить по порядок (Мальчик на мачте, капитан отдает приказ, мальчик в воде).

При необходимости повторяет задания (инструкцию к заданию).

– Посмотрите на план. Какой пункт мы выполнили?
– Как звучит следующий пункт?

–  А теперь я узнаю, насколько вы были внимательны при прослушивании рассказа.

– Давайте обсудим:

Почему мальчик залез на мачту? Правильно ли он поступил?

Как реагировали матросы? Прочитайте этот момент.

Опишите состояние мальчика ("дрожал всем телом").

Почему он приказал прыгать, а не спускаться?

Можно ли назвать его решение мудрым?

Почему рассказ называется "Прыжок"?

Как вы бы посутпили в такой ситуации?

 

Насколько громкий был прыжок, как вы думаете? А насколько было высоко прыгать? Как думаете, испугались л вы?

 

Физминутка

А теперь немного отдохнем:

Раз — на палубе присядем,
Два — как чайки крылья встанем,
Три — попрыгаем слегка,
Четыре — волна легка!

Пять — глубоко вдохнём,
Свежий воздух в лёгкие возьмём!
Ну а шесть — пора опять
Наш рассказ весь дочитать!

 

- Биография Биография Л.Н.

 

 

 

 

 

 

-ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Чтение рассказа «Прыжок».

 

-ответы учащихся

Читают слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Выполняют фиминутку

 

 

 

 

Ф

Интерактивная панель, презентация, учебники

 

 

Знакомство с биографией автора, прочтение текста

 

 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового знания действия при решении типовых задач.

5 минут

Словесный метод

(рассказ, беседа);

Практический метод

– Ребята, я предлагаю вам установить последовательность событий согласно сюжету. На рабочих листах найдите задание 1. Вам нужно расставить картинки в правильном порядке

– Кому не понятно задание – поднимите руку.

– Я вижу, вы готовы. Проверим с помощью слайда

– Молодцы!

– Теперь посмотрите на задание 2 на рабочих листах. Здесь записаны пословицы. Выберите ту, которая лучше всего подходит к нашему рассказу:

  1. «Семь раз отмерь – один раз отрежь» (Сначала подумай, потом делай)
  2. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (Важность дружбы)
  3. «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» (Нужно стараться)
  4. «Делу время – потехе час» (Всему своё время)

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»

«Делу время — потехе час»

 

Для детей с ЗПР написать рядом с пословицами их пояснение. При необходимости повторяет задания (инструкцию к заданию)

– Рядом с каждой пословицей дано пояснение в скобках.

– Какая же пословица подходит к нашему рассказу? Почему? Докажите.
(Дети выбирают первую пословицу, объясняют: мальчик не подумал о последствиях, прежде чем залезть на мачту)

– Верно! Рассказ учит нас: прежде чем что-то делать, нужно подумать о последствиях.

-ответы учащихся

Ф

Учебники

 

 

К.:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самопроверка учащимися умения применять новое знание

3 минут

 

Словесный метод

(беседа);

Практический метод

(упражнение)

–  На партах лежат листочки, на них тест. Прочитайте внимательно вопрос и обведите простым карандашом правильный ответ.


- Сверьте свою работу с эталоном, поставьте знак «+», если все верно, знак «?», если есть ошибки.

 

 

Учащиеся выполняют тест на листочках

 

 

 

 

 

 

И

Карточки

Самокон-троль, письменная работа

Закрепление новых понятий

 

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний 

5 минуты

Практический метод (упражнение)

– Теперь давайте прочитаем частьрассказа.

Прочитать несколько раз с разными детьм, по цепочки или обзацам

 

И

Учебники

Индивид. контроль

 

К.:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

 

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

2 минуты

Словесный метод (беседа

– Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
(Дети: "С рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок»")

– Можно ли назвать этот рассказ поучительным? Какие важные выводы мы можем сделать?
(Возможные ответы детей:
"Нужно слушаться старших"
"Нельзя рисковать без причины"
"Важно быстро принимать решения в опасных ситуациях")

– Хорошо, молодцы! Какой последний пункт нашего плана мы выполнили?
(Дети: "Сделали выводы по рассказу")
– Правильно, отметим его галочкой.

– В начале урока мы ставили перед собой цель. Кто помнит, какую?
(Дети: "Познакомиться с рассказом и понять его главную мысль")
– Добились ли мы этой цели?
(Дети анализируют, что узнали)


-Сейчас давайте оценим вашу работу на уроке. Посмотрите на слайд, дополните одно из предложений.
"Я узнал(а) новый рассказ"
"Я понял(а), что нужно слушаться старших

Для детей с ЗПР: поднять карточки для рефлексии зеленую, желтую, красную.

При необходимости повторяет задания (инструкцию к заданию).

На следующем уроке мы с вами посетим онлайн-экскурсию в морской музей

–  Спасибо вам за активную работу на уроке. Мне было приятно с вами работать!

Ответы детей

Ф

Интерактивная панель, презентация

 

Фронтальный устный опрос

 

Р.:

владеть способами рефлексии

 

К.:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей