МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АПАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса
7 класса
«Секреты русской орфографии и пунктуации»
Количество часов: 35
Учитель: Погорелова Анна Николаевна
Программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативным занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (линия преподавания литературы по программе Шмелева) .
программа состоит из 4 разделов.
1 раздел – « Общие правила правописания» включает орфограммы, встречающиеся в любой части слова, например: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
2 раздел – «Правописание корней и приставок» включает такие орфограммы, для правописания которых важно определить состав слова, но не имеет значения, к какой части речи относится слово.
3 раздел – «Правописание окончаний и суффиксов частей речи». Пишущий должен не только определить, в какой части слова находится орфограмма, но и к какой части речи относится слово.
4 раздел включает правила правописания служебных частей речи и основы пунктуации.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).
2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ.
Цели и задачи обучения
- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- работа по карточкам;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
Ø чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Ø любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
Ø интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Ø интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
Ø интерес к изучению языка;
Ø осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Ø самостоятельно формулировать тему и цель занятия;
Ø составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Ø работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Ø в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ø перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Ø пользоваться словарями, справочниками;
Ø осуществлять анализ и синтез;
Ø устанавливать причинно-следственные связи;
Ø строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
Ø адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Ø высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Ø договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Ø задавать вопросы.
Предметные результаты:
- повышение успеваемости по предмету;
- повышение качества знаний обучающихся по предмету.
Ученик получит возможность научиться:
-Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов
-объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем
-владеть приемом поморфемного письма.
- разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;
- анализировать и исправлять речевые ошибки (оп теме занятия);
- проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;
- определять принцип написания отдельных частей речи (существительных, прилагательных, наречий и т. д
- составлять свои задания по темам курса;
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
Региональный казачий компонент
Цель
- создание системы работы по воспитанию у школьников целостного представления о своей малой родине и воспитанию любви к родному краю.
Реализация регионального компонента в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:
- всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала;
- использование краеведческого материала в преподавании предметов «русский язык и литература»;
- расширение представлений школьников о своей малой родине;
- формирование активной нравственной позиции;
- воспитание патриотов своего края и своей большой Родины.
Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные формы и методы. основной задачей в организации внедрения регионального компонента:
-доступность краеведческого материала с учетом возрастных особенностей детей;
-социально и историческая значимость фактического материала;
-увлекательность и личную заинтересованность восприятия краеведческого материала;
-ненавязчивость и разумное дозирование регионального материала на уроке и при подготовке к урокам.
В активе автора опыта различные формы работы, методы и приемы:
• подбор интересных и исторически значимых текстов для диктантов, изложений и комплексного анализа текста в целом
• подбор материала для грамматического разбора на уроке
• написание сочинений и сочинений-миниатюр с региональным содержанием
• карточки для индивидуальной работы на уроке
Содержание тем учебного курса
Проверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные |
Проверяемые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. |
Правописание корней с чередованием. |
Разделительные ъ и ь. |
Употребление ь на конце существительных после шипящих. |
Буквы И, У, А после шипящих. Буквы Ё – О после шипящих в корне слова. |
Буквы З и С на конце приставок. |
Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных. |
Буквы О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных. |
Безударные гласные в окончаниях прилагательных |
-Тся и –ться в глаголах. |
Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения |
Буквы Ы и И после приставок |
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- |
Соединительные О и Е в сложных словах. |
Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на -мя |
НЕ с существительными и прилагательными |
Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК и -ЩИК. Гласные в суффиксах существительных – ЕК и –ИК. |
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных и после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. |
Н и НН в суффиксах прилагательных |
Различие на письме суффиксов –К- и –СК- |
Правописание числительных. |
Различие на письме НЕ и НИ в неопределённых и отрицательных местоимениях |
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. Дефис в неопределённых местоимениях |
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения |
Гласные в суффиксах –ОВА-( -ЕВА-) и –ИВА- (-ЫВА-) |
Гласные в суффиксах причастий. |
Н и НН в суффиксах причастий. |
Не с причастиями и деепричастиями |
Правописание наречий. |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ |
Различение частицы НЕ и приставки НЕ. Частица НИ, приставка НИ, союз Ни…НИ. Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. |
Обобщение изученного за год. Итоговое занятие. |
Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку «Секреты русской орфографии и пунктуации»
7 класс
Всего по плану 35 часов (из расчета 1 час в неделю)
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата по плану |
Фактическая дата |
1. |
Проверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные |
1 |
06.09 |
|
2. |
Проверяемые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. |
1 |
13.09 |
|
3. |
Правописание корней с чередованием. |
1 |
20.09 |
|
4. |
Разделительные ъ и ь. |
1 |
27.09 |
|
5. |
Употребление ь на конце существительных после шипящих. |
1 |
04.10 |
|
6. |
Буквы И, У, А после шипящих. Буквы Ё – О после шипящих в корне слова. |
1 |
11.10 |
|
7. |
Буквы З и С на конце приставок. |
1 |
18.10 |
|
8. |
Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных. |
1 |
25.10 |
|
9. |
Буквы О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных. |
1 |
08.11 |
|
10. |
Безударные гласные в окончаниях прилагательных |
1 |
15.11 |
|
11. |
-Тся и –ться в глаголах. |
1 |
22.11 |
|
12. |
Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения |
1 |
29.11 |
|
13. |
Буквы Ы и И после приставок |
1 |
06.12 |
|
14. |
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- |
1 |
13.12 |
|
15. |
Соединительные О и Е в сложных словах. |
1 |
20.12 |
|
16. |
Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на -мя |
1 |
27.12 |
|
17. |
НЕ с существительными и прилагательными |
1 |
10.01 |
|
18. |
Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК и -ЩИК. Гласные в суффиксах существительных – ЕК и –ИК. |
1 |
17.01 |
|
20. |
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных и после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. |
1 |
24.01 |
|
21. |
Н и НН в суффиксах прилагательных |
1 |
31.01 |
|
22. |
Различие на письме суффиксов –К- и –СК- |
1 |
07.02 |
|
23. |
Правописание числительных. |
1 |
14.02 |
|
24. |
Различие на письме НЕ и НИ в неопределённых и отрицательных местоимениях |
1 |
21.02 |
|
25. |
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. Дефис в неопределённых местоимениях |
1 |
28.02 |
|
26. |
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения |
1 |
06.03 |
|
27. |
Гласные в суффиксах –ОВА-( -ЕВА-) и –ИВА- (-ЫВА-) |
1 |
13.03 |
|
28. |
Гласные в суффиксах причастий. |
1 |
20.03 |
|
29. |
Н и НН в суффиксах причастий. |
1 |
03.04 |
|
30. |
Не с причастиями и деепричастиями |
1 |
10.04 |
|
31. |
Правописание наречий. |
1 |
17.04 |
|
32. |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
1 |
24.04 |
|
33. |
Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ Различение частицы НЕ и приставки НЕ. Частица НИ, приставка НИ, союз Ни…НИ. |
1 |
08.05 |
|
34. |
Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами |
1 |
15.05 |
|
34-35 |
Обобщение изученного за год. Итоговое занятие. |
1 |
22.05 29.05 |
|
программа составлена на 35 часов. На основании учебного плана МБОУ АСОШ на 2019-2020 учебный год и календарного учебного графика
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ АСОШ от « » августа 2019 года №___ Руководитель МС _________ /_________________/
|
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ____________ /________________/ « » августа 2019 года
|
Лист коррекции
№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу |
Вид коррекции (совмещение, использование резерва) |
Номера и темы уроков, которые подверглись корректировке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.