Элективный курс по русскому языку для 8 класса "Раскрываем тайны текста"
Оценка 4.8

Элективный курс по русскому языку для 8 класса "Раскрываем тайны текста"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
03.10.2021
Элективный курс по русскому языку для 8 класса "Раскрываем тайны текста"
Цель данного курса: научить через анализ предложенного фрагмента художественного произведения выявлять выразительные возможности единиц языка; научить понимать содержание и смысл исходного текста, воспроизводить его логически стройно и последовательно, орфографически и пунктуационно грамотно; определять тему, основную мысль, стилистическую принадлежность, способы связи предложений в тексте и языковые единицы.
Элективный курс 8 класс.docx

Элективный курс по русскому языку

Раскрываем тайны текста

 

Пояснительная записка

Цель данного курса: научить через анализ предложенного фрагмента художественного произведения выявлять выразительные возможности единиц языка;

научить понимать содержание и смысл исходного текста, воспроизводить его логически стройно и последовательно, орфографически и пунктуационно грамотно;

определять тему, основную мысль, стилистическую принадлежность, способы связи предложений в тексте и языковые единицы.

Для осуществления данных целей наиболее оптимальной формой работы является комплексный анализ текста, включающий в себя как содержательный анализ, так и грамматический.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, введение данного курса способствует достижению данных целей.

         Программа включает базовые знания, умения и навыки, которыми должны овладеть все учащиеся, усвоение теоретических сведений осуществляется через практическую деятельность учащихся при анализе и группировке фактов языка, при проведении синтаксического и пунктуационного разборов, при анализе текста. Изучение данного курса способствует развитию монологической и диалогической речи, обогащению словарного запаса, совершенствованию навыка создания собственных текстов разных типов и стилей речи.

Программа курса предусматривает решение следующих практических задач:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований)

- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи;

- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

         - развитие монологической и диалогической речи учащихся.

Тексты для работы взяты из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс», авторы-составители Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л., пособия «Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9-11классы» Т.М.Пахновой.

Методологической основой данной программы являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку.

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

 


Содержание

 

Тема № 1

Синтаксис и пунктуация. Виды предложений по интонации и цели высказывания.

Работа с деформированным текстом.

Работа с синтаксисом предложений, деформированных стихотворений.

Обучение комплексному анализу предложения, насыщенного осложняющими конструкциями.

        

Тема № 2

         Текст как единица речи. Структура текста.

Повторение изученного о тексте. Основные признаки текста

Виды и средства связи предложений в тексте

 

Тема № 3

         Стили и типы речи.

Функциональные разновидности языка

Типы речи. Основания выделения типов текста

Основные выразительные средства языка

Тропы и фигуры речи

Комплексный анализ текстов разных типов и стилей

 

Тема № 4

         Творческая работа. Создание собственных текстов (изложений и сочинений)

Сочинение-рассуждение «Знаки препинания – зачем они?»

Сжатое изложение

Сочинение-рассуждение «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ)

 

         Тема 5

           Проектная деятельность.

Представление темы, цели, задач, гипотезы, этапов проведения предполагаемого проекта

Представление содержания предполагаемого проекта

Презентация проекта

 


 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Цель занятия

Базовые (опорные)и формирующиеся

ЗУН

 Проверяемые ЗУН

Синтаксис и пунктуация.  Виды предложении по интонации и цели высказывания.

1

Введение.

 

Работа с деформированным текстом

1

Рассказать об актуальности данного спецкурса, сообщить цель наших занятий.

Правильно разделить текст на предложения, расставив знаки препинания, сравнить с авторским текстом, оформить выводы.

Виды предложений по цели высказывания, по интонации;

знаки препинания в сложных предложениях;

знаки препинания при однородных членах.

Навык расстановки знаков препинания в сложных предложениях;

навык написания монологического высказывания на лингвистическую тему

2-3

Работа над синтаксисом предложений, деформированных стихотворений

2

Проанализировать предложения и стихотворения, расставив знаки препинания, сравнить с авторскими, оформить выводы. Развитие навыков выразительного чтения.

Знание видов предложений по цели высказывания, по  интонации;

умение выделять грамматическую основу предложения.

Навык написания высказывания на лингвистическую тему

4-5

Лексические и морфологические средства организации связного текста

2

Дать понятие о лексических и морфологических средствах связи предложений и частей текста

Навык определения темы, основной мысли текста

 

Знание лексических и морфологических средств связи

6-7

Обучение комплексному анализу предложения, насыщенного осложняющими конструкциями

2

Определение структуры предложения, отработка правописания орфограмм, объяснение образования и состава слов различных частей речи, их морфологических признаков.

Представление темы, цели, задач, гипотезы предполагаемого проекта

Знание структуры сложных предложений;

навык постановки знаков препинания при обособлении определений, дополнений, обстоятельств;

умение производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор;

морфологический разбор слов.

Умение определять структуру сложных предложений;

умение анализировать предложение, насыщенное осложняющими конструкциями, сложное предложение

8

Сочинение-рассуждение «Знаки препинания – зачем они?»

1

Развитие навыков письменного высказывания на заданную тему; развитие умения составлять текст на лингвистическую тему

Знание структуры текста- рассуждения;

навыки в составлении плана сочинения.

Навык написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему

Текст как единица речи.  Структура текста.

9-10

Повторение изученного о тексте.

Основные признаки текста

1

 

 

1

Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении;                                                        развитие умения определять тему, основную мысль текста; проблематику и позицию автора;

повторить признаки текстов различных типов и стилей речи

 

Знание общей схемы анализа текста; признаков текста;

навык определения темы, основной мысли текста;

цель высказывания, содержание высказывания, композиция

 

 

 

Умение определять цель высказывания, содержание высказывания, выявлять композиционные особенности

 

11-12

Виды и средства связи предложений в тексте

2

Повторить виды и средства связи предложений в тексте, совершенствовать навык определения видов и средств связи.

 

Знание последовательной и параллельной связи предложений; лексических, морфологических, синтаксических и комбинированных средств связи

Умение выявлять композиционные особенности, определять виды и средства связи предложений в тексте

Стили и типы речи.

13- 14-15

Функциональные разновидности языка

3

Углубить знания о стилях языка, совершенствовать навык аргументированного определения стиля, типах речи, сфере их употребления

Знание сферы применения, задач речи, основных особенностей текстов разных стилей. Навык анализа текста

Умение определять лексические, морфологические, синтаксические особенности текстов разных стилей

16- 17

Типы речи.

Основания выделения типов текста

1

1

Углубление знаний о смысловой структуре, строении, типичных языковых особенностях текстов разных типов, нормах  построения и сфере употребления

Знание схемы анализа смыслового содержания текста,навык анализа текста

Умение определять композицию, языковую структуру текстов разных типов, проблематику и позицию автора

18 - 19

Основные выразительные средства языка

2

Повторить языковые средства выразительности; совершенствовать навык определения основных выразительных средств языка

Знание основных изобразительно-выразительных средств. Навык анализа текста

Умение определять фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические средства выразительности

20 - 21

Тропы и фигуры речи

2

Углубление знаний о стилистических приемах , оборотах, использующихся для усиления выразительности речи

Знание основных троп и фигур речи

Умение определять стилистические приемы; отношения сходства, контраста, смежности, количественного характера средств выразительности

22-24

Комплексный анализ текстов разных типов и стилей

3

Совершенствовать навык аргументированного определения типа речи и стиля по композиционному построению текста, лексическим и речевым средствам организации текста; навык анализа текста; орфографические и пунктуационные навыки

Знание языковых средств выразительности;

навык проведения синтаксического разбора предложения;

знание орфограмм в приставках и суффиксах

 

Умение определять тип речи по композиционному построению текста, лексическим и речевым средствам организации текста

25

Проверочная работа – комплексный анализ текста

1

Проверить уровень усвоения пройденного материала, навыки учащихся в анализе текста

Навык анализа текста;

орфографические и пунктуационные навыки

 

26

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные при анализе текста;

закрепить навыки анализа текста.

Представление содержания предполагаемого проекта

 

 

Создание собственных текстов (изложений и сочинений)

27

Письмо и говорение – виды речевой деятельности

1

Повторить основные требования к созданию собственного речевого высказывания

Знание основных требований к созданию собственного речевого высказывания

Умение при создании собственного высказывания соблюдать единство темы, определенную структуру

28 - 29

Обучение сжатому изложению

2

Развитие умения определять тему, основную мысль текста;

совершенствование навыков составления простого и сложного плана художественного текста;

обучение приемам работы с информацией (сжатие текста)

Умение определять тему, основную мысль текста;

знание средств художественной выразительности;

знание алгоритма создания текстов разных типов речи,знание приемов языкового сжатия текста

 

Умение логично и грамотно излагать авторский текст с сохранением стилистических особенностей;

 Умение  применять все приемы   языкового сжатия текста

30 - 31

Сжатое изложение

2

Совершенствовать навык логично и грамотно излагать авторский текст с сохранением стилистических особенностей;

использование приемов языкового сжатия текста

 

Умение  применять все приемы   языкового сжатия текста

32 - 33

Сочинение-рассуждение «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ)

2

Повторить структуру текста – рассуждения, совершенствовать навык составления сложного плана

Презентации проектов.

Знание структуры текста – рассуждения, умение составлять сложный план

Умение создавать собственное аргументированное высказывание

34-35

Выполнение заданий экспериментальной работы в новой форме ( 9 класс)

2

Развитие умения выделить и осмыслить наиболее важную информацию в тексте;

развитие умения определения средств языкового выражения основной мысли текста;

формирование умения создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам

Совершенствование орфографических навыков (орфограммы, изученные в5-7 классах);

композиционное оформление рассуждения;

знание лексических, грамматических, пунктуационных норм

Знание структуры экзаменационной работы в новой форме;

навык написания подробного и сжатого изложения

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Программно-методическое обеспечение

Название

Автор

Год издания

Учебное пособие

Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

2010г.

Словарь - справочник

Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка

Соловьева Н.Н.

2009г.

Пособие для учителя

Сборник диктантов с языковым анализом текста 8-9 классы

Львова С.И.

2010г.

Пособие для учащихся

Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы

Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л.

2010г.

Пособие для учителя

Русский язык. Комплексная работа с текстом

Пахнова Т.М.

2009г.

Пособие для учащихся

Русский язык. Конспекты, таблицы и схемы.

Савко И.Э.

2009г.

Пособие для учителя

Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста

Безымянная О.М., Лукьянов С.А.

2011г.

Интернет-ресурсы

http://collection.edu.ru/

 

 

http://katalog.iot.ru

 

 

http://pedlib.ru/

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Элективный курс по русскому языку

Элективный курс по русскому языку

Содержание Тема № 1 Синтаксис и пунктуация

Содержание Тема № 1 Синтаксис и пунктуация

Тема занятия Кол-во часов

Тема занятия Кол-во часов

Знание общей схемы анализа текста; признаков текста; навык определения темы, основной мысли текста; цель высказывания, содержание высказывания, композиция

Знание общей схемы анализа текста; признаков текста; навык определения темы, основной мысли текста; цель высказывания, содержание высказывания, композиция

Комплексный анализ текстов разных типов и стилей 3Совершенствовать навык аргументированного определения типа речи и стиля по композиционному построению текста, лексическим и речевым средствам организации текста;…

Комплексный анализ текстов разных типов и стилей 3Совершенствовать навык аргументированного определения типа речи и стиля по композиционному построению текста, лексическим и речевым средствам организации текста;…

Сократ) 2 Повторить структуру текста – рассуждения, совершенствовать навык составления сложного плана

Сократ) 2 Повторить структуру текста – рассуждения, совершенствовать навык составления сложного плана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2021