Элективный курс по русскому языку
Раскрываем тайны текста
Пояснительная записка
Цель данного курса: научить через анализ предложенного фрагмента художественного произведения выявлять выразительные возможности единиц языка;
научить понимать содержание и смысл исходного текста, воспроизводить его логически стройно и последовательно, орфографически и пунктуационно грамотно;
определять тему, основную мысль, стилистическую принадлежность, способы связи предложений в тексте и языковые единицы.
Для осуществления данных целей наиболее оптимальной формой работы является комплексный анализ текста, включающий в себя как содержательный анализ, так и грамматический.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, введение данного курса способствует достижению данных целей.
Программа включает базовые знания, умения и навыки, которыми должны овладеть все учащиеся, усвоение теоретических сведений осуществляется через практическую деятельность учащихся при анализе и группировке фактов языка, при проведении синтаксического и пунктуационного разборов, при анализе текста. Изучение данного курса способствует развитию монологической и диалогической речи, обогащению словарного запаса, совершенствованию навыка создания собственных текстов разных типов и стилей речи.
Программа курса предусматривает решение следующих практических задач:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований)
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие монологической и диалогической речи учащихся.
Тексты для работы взяты из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс», авторы-составители Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л., пособия «Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9-11классы» Т.М.Пахновой.
Методологической основой данной программы являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Содержание
Тема № 1
Синтаксис и пунктуация. Виды предложений по интонации и цели высказывания.
Работа с деформированным текстом.
Работа с синтаксисом предложений, деформированных стихотворений.
Обучение комплексному анализу предложения, насыщенного осложняющими конструкциями.
Тема № 2
Текст как единица речи. Структура текста.
Повторение изученного о тексте. Основные признаки текста
Виды и средства связи предложений в тексте
Тема № 3
Стили и типы речи.
Функциональные разновидности языка
Типы речи. Основания выделения типов текста
Основные выразительные средства языка
Тропы и фигуры речи
Комплексный анализ текстов разных типов и стилей
Тема № 4
Творческая работа. Создание собственных текстов (изложений и сочинений)
Сочинение-рассуждение «Знаки препинания – зачем они?»
Сжатое изложение
Сочинение-рассуждение «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ)
Тема 5
Проектная деятельность.
Представление темы, цели, задач, гипотезы, этапов проведения предполагаемого проекта
Представление содержания предполагаемого проекта
Презентация проекта
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Цель занятия |
Базовые (опорные)и формирующиеся ЗУН |
Проверяемые ЗУН |
Синтаксис и пунктуация. Виды предложении по интонации и цели высказывания. |
|||||
1 |
Введение.
Работа с деформированным текстом |
1 |
Рассказать об актуальности данного спецкурса, сообщить цель наших занятий. Правильно разделить текст на предложения, расставив знаки препинания, сравнить с авторским текстом, оформить выводы. |
Виды предложений по цели высказывания, по интонации; знаки препинания в сложных предложениях; знаки препинания при однородных членах. |
Навык расстановки знаков препинания в сложных предложениях; навык написания монологического высказывания на лингвистическую тему |
2-3 |
Работа над синтаксисом предложений, деформированных стихотворений |
2 |
Проанализировать предложения и стихотворения, расставив знаки препинания, сравнить с авторскими, оформить выводы. Развитие навыков выразительного чтения. |
Знание видов предложений по цели высказывания, по интонации; умение выделять грамматическую основу предложения. |
Навык написания высказывания на лингвистическую тему |
4-5 |
Лексические и морфологические средства организации связного текста |
2 |
Дать понятие о лексических и морфологических средствах связи предложений и частей текста |
Навык определения темы, основной мысли текста
|
Знание лексических и морфологических средств связи |
6-7 |
Обучение комплексному анализу предложения, насыщенного осложняющими конструкциями |
2 |
Определение структуры предложения, отработка правописания орфограмм, объяснение образования и состава слов различных частей речи, их морфологических признаков. Представление темы, цели, задач, гипотезы предполагаемого проекта |
Знание структуры сложных предложений; навык постановки знаков препинания при обособлении определений, дополнений, обстоятельств; умение производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор; морфологический разбор слов. |
Умение определять структуру сложных предложений; умение анализировать предложение, насыщенное осложняющими конструкциями, сложное предложение |
8 |
Сочинение-рассуждение «Знаки препинания – зачем они?» |
1 |
Развитие навыков письменного высказывания на заданную тему; развитие умения составлять текст на лингвистическую тему |
Знание структуры текста- рассуждения; навыки в составлении плана сочинения. |
Навык написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему |
Текст как единица речи. Структура текста. |
|||||
9-10 |
Повторение изученного о тексте. Основные признаки текста |
1
1 |
Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; развитие умения определять тему, основную мысль текста; проблематику и позицию автора; повторить признаки текстов различных типов и стилей речи
|
Знание общей схемы анализа текста; признаков текста; навык определения темы, основной мысли текста; цель высказывания, содержание высказывания, композиция
|
Умение определять цель высказывания, содержание высказывания, выявлять композиционные особенности
|
11-12 |
Виды и средства связи предложений в тексте |
2 |
Повторить виды и средства связи предложений в тексте, совершенствовать навык определения видов и средств связи.
|
Знание последовательной и параллельной связи предложений; лексических, морфологических, синтаксических и комбинированных средств связи |
Умение выявлять композиционные особенности, определять виды и средства связи предложений в тексте |
Стили и типы речи. |
|||||
13- 14-15 |
Функциональные разновидности языка |
3 |
Углубить знания о стилях языка, совершенствовать навык аргументированного определения стиля, типах речи, сфере их употребления |
Знание сферы применения, задач речи, основных особенностей текстов разных стилей. Навык анализа текста |
Умение определять лексические, морфологические, синтаксические особенности текстов разных стилей |
16- 17 |
Типы речи. Основания выделения типов текста |
1 1 |
Углубление знаний о смысловой структуре, строении, типичных языковых особенностях текстов разных типов, нормах построения и сфере употребления |
Знание схемы анализа смыслового содержания текста,навык анализа текста |
Умение определять композицию, языковую структуру текстов разных типов, проблематику и позицию автора |
18 - 19 |
Основные выразительные средства языка |
2 |
Повторить языковые средства выразительности; совершенствовать навык определения основных выразительных средств языка |
Знание основных изобразительно-выразительных средств. Навык анализа текста |
Умение определять фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические средства выразительности |
20 - 21 |
Тропы и фигуры речи |
2 |
Углубление знаний о стилистических приемах , оборотах, использующихся для усиления выразительности речи |
Знание основных троп и фигур речи |
Умение определять стилистические приемы; отношения сходства, контраста, смежности, количественного характера средств выразительности |
22-24 |
Комплексный анализ текстов разных типов и стилей |
3 |
Совершенствовать навык аргументированного определения типа речи и стиля по композиционному построению текста, лексическим и речевым средствам организации текста; навык анализа текста; орфографические и пунктуационные навыки |
Знание языковых средств выразительности; навык проведения синтаксического разбора предложения; знание орфограмм в приставках и суффиксах
|
Умение определять тип речи по композиционному построению текста, лексическим и речевым средствам организации текста |
25 |
Проверочная работа – комплексный анализ текста |
1 |
Проверить уровень усвоения пройденного материала, навыки учащихся в анализе текста |
Навык анализа текста; орфографические и пунктуационные навыки |
|
26 |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные при анализе текста; закрепить навыки анализа текста. Представление содержания предполагаемого проекта |
|
|
Создание собственных текстов (изложений и сочинений) |
|||||
27 |
Письмо и говорение – виды речевой деятельности |
1 |
Повторить основные требования к созданию собственного речевого высказывания |
Знание основных требований к созданию собственного речевого высказывания |
Умение при создании собственного высказывания соблюдать единство темы, определенную структуру |
28 - 29 |
Обучение сжатому изложению |
2 |
Развитие умения определять тему, основную мысль текста; совершенствование навыков составления простого и сложного плана художественного текста; обучение приемам работы с информацией (сжатие текста) |
Умение определять тему, основную мысль текста; знание средств художественной выразительности; знание алгоритма создания текстов разных типов речи,знание приемов языкового сжатия текста
|
Умение логично и грамотно излагать авторский текст с сохранением стилистических особенностей; Умение применять все приемы языкового сжатия текста |
30 - 31 |
Сжатое изложение |
2 |
Совершенствовать навык логично и грамотно излагать авторский текст с сохранением стилистических особенностей; использование приемов языкового сжатия текста |
|
Умение применять все приемы языкового сжатия текста |
32 - 33 |
Сочинение-рассуждение «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ) |
2 |
Повторить структуру текста – рассуждения, совершенствовать навык составления сложного плана Презентации проектов. |
Знание структуры текста – рассуждения, умение составлять сложный план |
Умение создавать собственное аргументированное высказывание |
34-35 |
Выполнение заданий экспериментальной работы в новой форме ( 9 класс) |
2 |
Развитие умения выделить и осмыслить наиболее важную информацию в тексте; развитие умения определения средств языкового выражения основной мысли текста; формирование умения создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам |
Совершенствование орфографических навыков (орфограммы, изученные в5-7 классах); композиционное оформление рассуждения; знание лексических, грамматических, пунктуационных норм |
Знание структуры экзаменационной работы в новой форме; навык написания подробного и сжатого изложения |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программно-методическое обеспечение |
Название |
Автор |
Год издания |
Учебное пособие |
Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи |
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. |
2010г. |
Словарь - справочник |
Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка |
Соловьева Н.Н. |
2009г. |
Пособие для учителя |
Сборник диктантов с языковым анализом текста 8-9 классы |
Львова С.И. |
2010г. |
Пособие для учащихся |
Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы |
Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. |
2010г. |
Пособие для учителя |
Русский язык. Комплексная работа с текстом |
Пахнова Т.М. |
2009г. |
Пособие для учащихся |
Русский язык. Конспекты, таблицы и схемы. |
Савко И.Э. |
2009г. |
Пособие для учителя |
Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста |
Безымянная О.М., Лукьянов С.А. |
2011г. |
Интернет-ресурсы |
http://collection.edu.ru/ |
|
|
http://katalog.iot.ru |
|
|
|
http://pedlib.ru/ |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.