Технология коллективной мыслительной
деятельности (КМД) как способ достижения нового качества в образовании.
В КМД главной целью педагога
является обучение учащегося деятельности. Данная модель воплощается в
режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом
общим познавательным интересом. Основная идея данной технологии в организации
взаимодействия обучаемых в познавательном процессе и создании такой социальной
инфраструктуры, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам
общественных отношений. Организация
на уроке коллективной учебной деятельности имеет большое психологическое,
социальное и дидактическое значение.
Во-первых, в процессе коллективного учебного труда на уроке создаются наиболее
благоприятные возможности для усвоения знаний и наиболее полного
психологического развития каждого школьника. Работа учащихся в группах учит их
деловому общению, учит анализировать действия одноклассников и свои
собственные.
Во-вторых, социальное обоснование коллективной деятельности на уроке народная
мудрость выразила в пословице: “Ум – хорошо, а два – лучше”. Поэтому на
отдельных уроках или его этапах я предоставляю ученикам возможность общаться
друг с другом: обмениваться мнениями, спорить, дополнять, исправлять, оценивать
друг друга. Совместная работа в коллективе способствует сближению учащихся,
улучшению их взаимоотношений.
В-третьих, дидактические возможности коллективной работы на уроке заключаются
прежде всего в активизации их познавательной деятельности. Главным в деятельности
учащихся является чувство моральной ответственности перед коллективом.
У учащихся, даже слабоуспевающих, появляются успехи в учении, так как в
результате взаимопомощи восполняются пробелы их знаний, развивается интерес к
предмету.
Коллективная познавательная деятельность предполагает вместо традиционной формы
обучения “учитель – ученик” более сложное соотношение “учитель – коллектив –
ученик”.
Среди коллективных форм работы предпочтение я отдаю групповой работе на уроке,
которая способствует интенсификации умственной деятельности учащихся. В группах
создается творческая обстановка, повышается умственная активность каждого
ученика.
Групповую работу учащихся использую на всех этапах урока: при изучении нового
материала, при закреплении, при повторении, при проверке знаний.
Занятия провожу таким образом, чтобы дать возможность каждому ученику
разобраться самому в теме или с помощью товарищей, приобрести навыки в
применении наиболее общих и целесообразных методов в решении задач.
На
уроках ученики объединяются в творческие группы для решения конкретной учебной
задачи. Микрогруппы должны быть подвижны, их подбор определяется каждый раз
целями, потребностями как педагога, так и обучаемых. Все группы создаются на
основе личных симпатий.
При этом каждый имеет право высказывать любую точку зрения, отстаивать её
убедительной аргументацией, обязан выслушивать другого, терпимо относиться к
чужому мнению, извлекать из него рациональное зерно, нести личную
ответственность за доверенную ему часть общего дела. Это стимулирует у каждого
желание проявить инициативу, творчество.
При организациигрупповой
работы придерживаюсь следующих этапов.
Первый этап - ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное
обсуждение целей, способов их достижения.
Второй этап - работа по творческим микрогруппам. На этом этапе, самостоятельно,через общение в микрогруппах, актуализируют (уточняют, проясняют) свою внутреннюю цель, осознавая поставленную педагогом учебную проблему,вырабатывают способ совместной деятельности для её решения. В процессе поиска (реализации цели) вырабатывают и отстаивают свои позиции при общем решении учебной проблемы. На этапе решения проблемы в творческой группе каждый подтягивается до уровня её группового понимания, оно не всегда совпадает с тем решением проблемы, которым владеет педагог (то есть научным).
Третий этап - окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций, выработка общественного мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом. Требованием обоснованной, логичной аргументации педагог приводит обучаемых к верному решению учебной проблемы.
Этап контроля знаний включает разные виды и способы – ответы на вопросы в ходе общения, решение ситуаций, применение компьютерных технологий, тестовый контроль знаний, работы методом коллективно-мыслительной деятельности микрогруппами (по 2 ученика).
В конце занятия выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.
Использование технологии КМД наряду с другими
технологиями проблемного обучения, является способом достижения нового качества
в образовании.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.